РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
обществознание
8 кл
07.03.2018
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной (в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской и социальной ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ; • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений;
• • овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
рабочая программа по обществознанию 8 кл..docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «обществознание»
Савостьяновой Галины Александровны, категория высшая
для 8 класса
МОУ СОШ с.Репное Балашовского района Саратовской области
20172018 учебный год Сведения о регламентирующих документах.
Нормативноправовые документы, на основе которых разработана программа
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ от 29.12.2012 г.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки
России от 30.08.2013 N 1015, зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН
2.4.2.282110 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных
организациях».
Приказ № 1677 от 29 декабря 2016 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»
Примерные основные образовательные программы
«Обществознание» учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об
обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук:
философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает
специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и
их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими
свойствами, вкладом в духовнонравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и
религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе.
Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования
ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс
«Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного
взаимодействия, становится активным гражданином.
Цели изучения обществознания в основной школе.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (1015 лет), её познавательных интересов,
критического мышления в процесс восприятия социальной (в том числе экономической и правовой информации и определения собственной
позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской и социальной ответственности, уважения к социальным нормам;
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ; • развитие личности на исключительно
важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовнонравственной, политической и правовой культуры,
становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к
высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об
основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и
защиты прав человека и гражданина;
формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по
содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах
человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений;
• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений,
экономической и гражданскообщественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей
и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейнобытовых отношений.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого
(подросткового) возраста, предмет призван решить следующие задачи:
создать содержательные и организационно педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности
элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоциональнооценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества
(патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития,
трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в
подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ
положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной
в содержание курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих
терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния),
правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при
котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии
своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в
познавательной и практической деятельности учащихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими
поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и
правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в
доступной социальной практике, на:
1. использование элементов причинноследственного анализа;
2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6. объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
формулирование своей точки зрения.
8. определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и
регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии,
культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных
ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам,
подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностномотивационной
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в
жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной
жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном
обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и
коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социальнополитической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую
информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную
точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание курса
Тема 1. Личность и общество
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные, вызовы и угрозы.
Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной
России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики.
Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов
и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в
современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода
совести.
Тема 3. Экономика
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная
стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационноправовые формы. Малое предпринимательство и фермерское
хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые
гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав
потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан.
Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении
занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные
группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе.
Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа.
Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа
жизни.
Обобщение изученного материла и контроль (1ч)
Формы организации учебного процесса:
●
●
●
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД. Проектирование, миниисследование, анализ материалов
из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игрыобсуждения.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация. Календарнотематическое планирование рабочей программы по обществознанию
Класс 8
Количество часов: в неделю ___1_____ч.
Учебнометодический комплекс :
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н. – М.: Просвещение, 2016
Календарнотематическое планирование
№
урока в
разделе
№
урок
а по
поря
дку
Тема раздела, урока
Тема 1. Личность и общество (4 часа)
1 1
Что делает человека человеком?
2 2
Человек, общество, природа.
3
4
5
3
4
5
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Развитие общества.
Как стать личностью.
Календарные сроки
Дата по
плану
Дата
проведения
8 «А»
8 «Б»
8 «А»
8 «Б» 6
7
8
9
2
10
11
4
12
13
14
15
16
17
18
19
4
1
3
5
5
6
7
1
2
3
4
5
Повторение и систематизация знаний по теме «Личность и общество» (контроль знаний
тестирование).
Тема 2. Сфера духовной культуры (7 часов)
Сфера духовной жизни.
Мораль.
Долг и совесть. Моральный выборэто ответственность.
Контрольная работа по тексту администрации.
Образование.
Наука в современном обществе.
Религия как одна из форм культуры.
Обобщение и систематизация по теме «Сфера духовной культуры» (контроль знаний
тестирование).
Тема 3. Экономика (13 часов)
Экономика и ее роль в жизни общества.Повт. Что делает человека человеком?
Главные вопросы экономики.Повт. Общество как форма жизнедеятельности людей.
Собственность. Повт. Общество как форма жизнедеятельности людей.
Рыночная экономика. Повт. Общество как форма жизнедеятельности людей.
Производство – основа экономики.Повт. Развитие общества. 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
6
7
8
9
10
11
12
13
1
2
3
4
5
3334
67
Предпринимательская деятельность. Повт. Развитие общества.
Роль государства в экономике.Повт. Сфера духовной жизни.
Распределение доходов. Повт.Сфера духовной жизни.
Потребление. Повт.Сфера духовной жизни.
Инфляция и семейная экономика. Повт. Развитие общества.
Безработица, ее причины и последствия. Повт.Сфера духовной жизни.
Мировое хозяйство и международная торговля. Повт.Сфера духовной жизни.
Повторительнообобщающий урок по теме «Экономическая сфера» (контроль знаний –
контрольная работа).
Тема 4. Социальная сфера (7 часов)
Социальная структура общества.Повт. Образование.
Социальные статусы и роли.Повт. Религия как одна из форм культуры.
Нации и межнациональные отношения. Повт. Религия как одна из форм культуры
Отклоняющееся поведение.Повт. Мораль.
Обобщение по теме «Социальная сфера».
Уроки обобщения за курс Обществознания за 8 кл.. Информационно методическое обеспечение
Дополнительная литература
Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
Морозова С. А. Обществознание: учеб.метод, пособие / С. А. Морозова. СПб., 2001.
Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. М., 2007.
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001.
Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. М., 2012.
Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008.
Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. М., 2009.
Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах /
A. И. Кравченко. М., 2011.
Латышева В. В. Основы социологии: учеб. для ссузов /
B. В. Латышева. — М., 2010.
Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миголатьев, В. В. Огнева. — М., 2005.
Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. — М., 2005.
Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.
Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003.
Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2012.
Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.
Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.
Цифровые образовательные ресурсы:
http
http
:// www
:// www
. jurizdat
. socionet
. ru / editions
. ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
/ lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
/ official http
http
http
http
http
. ifap
:// www
www
. gks
: //
. alleng
:// www
:// www
. subscribe
. lenta
:// www
. ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
. ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
. ru / edu
/ social
. ru / catalog
2. htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.
/ economics
6 social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).
. education
. eidos
. ru — актуальные новости общественной жизни.
http
:// www
. fom
. ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http
http
http
:// www
:// www
:// www
. ecsocman
. edu
. ug . ru / ug _ pril
. gallery
. economicus
. ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
. html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
/ gv _ index
. ru — Галерея экономистов.
http
:// www
. be . economicus
. ru — Основы экономики. Вводныйкурс.
hup
:// www
. cebe
. sib
. ru — Центр экономического и бизнесобразования: в помощь учителю.
http
:// www
. mba
start
. ru / — Бизнесобразование без границ.
http
:// www
. businessvoc
. ru — Бизнессловарь.
http
:// www
. hpo
. opg — Права человека в России.
http
:// www
. uznay
prezidenta
. ru — Президент России — гражданам школьного возраста.
http
:// www
. mshr
ngo
. ru — Московская школа прав человека.
http
http
:// www
:// www
. ombudsman
. pedagog
club
. gov
. narod
. ru / declaration
2001.
htm — Декларация прав школьника.
. ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
nttp
:// www
. school
sector
. relarn
. ru / prava
/ — Права и дети в Интернете.
http
:// www
. orags
. narod
. ru / manuals
/ Pfil
_ Nik
/23.
htm — Духовная жизнь общества.
http
: //
www
, countries
. ru / library
, htm — Библиотека по культурологии.
http
:// www
. russianculture
. ru / — Культура России. http
http
. ecolife
:// www
. ecosysterna
:// www
. ru / index
. ru / — Экологический центр «Экосистема».
. shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал.
http
:// www
. priroda
. ru / — Национальный портал «Природа России».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.