РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
обществознание
8 кл
07.03.2018
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  8 класса
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей: • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной (в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; • воспитание общероссийской идентичности, гражданской и социальной ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ; • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; • формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений; • • овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; • формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
рабочая программа по обществознанию 8 кл..docx
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» Савостьяновой  Галины Александровны, категория   высшая для  8 класса МОУ  СОШ  с.Репное Балашовского района Саратовской области 2017­2018 учебный год Сведения о регламентирующих документах. Нормативно­правовые документы, на основе которых разработана программа Рабочая программа составлена на основе следующих документов:  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273­ФЗ от 29.12.2012 г.  Порядок   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по   основным   общеобразовательным   программам   ­ образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015, зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067.  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего   образования,   утв.   приказом   Минобрнауки   России   от 17.12.2010 № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577).   Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».   Приказ № 1677 от 29 декабря 2016 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации   имеющих   государственную   аккредитацию   образовательных   программ   начального   общего,   основного   общего,   среднего общего образования»  Примерные основные образовательные программы     «Обществознание» ­ учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об  обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук:  философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает  специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и  их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими  свойствами, вкладом в духовно­нравственное становление личности человека.  Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и  религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе.  Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования  ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс  «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного  взаимодействия, становится активным гражданином.  Цели изучения обществознания в основной школе. Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:    развитие   личности   в   ответственный   период   социального   взросления   человека   (10­15   лет),   её   познавательных   интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной (в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;   воспитание общероссийской идентичности,  гражданской  и социальной   ответственности,  уважения к социальным  нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ; • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно­нравственной, политической и правовой культуры,  становлению   социального   поведения,   основанного   на   уважении   закона   и   правопорядка;   углублению   интереса   к   изучению   социальных   и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных   социальных   ролях,   о   позитивно   оцениваемых   обществом   качествах   личности,   позволяющих   успешно   взаимодействовать   в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; формирование   у   учащихся   целостной   картины   общества,   адекватной   современному   уровню   знаний   о   нем   и   доступной   по содержанию   для   школьников   младшего   и   среднего   подросткового   возраста;   освоению   учащимися   тех   знаний   об   основных   сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений;    • овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,   анализировать   полученные   данные;   освоению   ими   способов   познавательной,   коммуникативной,   практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; формировании   опыта   применения   полученных   знаний   для   решения   типичных   задач   в   области   социальных   отношений, экономической и гражданско­общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно­бытовых отношений.    Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого  (подросткового) возраста, предмет призван решить следующие задачи: ­ создать содержательные и организационно ­ педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности  элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально­оценочной деятельности); ­ способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества  (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив); ­ помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития,  трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению; ­ содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в  подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин); ­ обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ  положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной  в содержание курса; ­ предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих  терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния),  правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации; ­ помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при  котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах; ­ предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии  своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.  Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в  познавательной и практической деятельности учащихся.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам   как   высшей   ценности;   на   стремлении   к   укреплению   исторически   сложившегося   государственного   единства;   на   признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира  и согласия  и своей ответственности за судьбу  страны перед  нынешними и  грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально­философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); •   овладении   различными   видами   публичных   выступлений   (высказывания,   монолог,   дискуссия)   и   следовании   этическим   нормам   и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1. использование элементов причинно­следственного анализа; 2. исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6. объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;   формулирование   своей   точки   зрения. 8. определение   собственного   отношения   к   явлениям   современной   жизни, Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной    относительно   целостное   представление   об   обществе   и   о   человеке,   о   сферах   и   областях   общественной   жизни,   механизмах   и регуляторах деятельности людей; знание   ряда   ключевых   понятий   базовых   для   школьного   обществознания   наук:   социологии,   экономической   теории,   политологии, культурологии,  правоведения, этики, социальной психологии и  философии; умение  объяснять с их позиций  явления  социальной действительности; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;  умения   находить   нужную   социальную   информацию   в   различных   источниках;   адекватно   ее   воспринимать,   применяя   основные обществоведческие   термины   и   понятия;   преобразовывать   в   соответствии   с   решаемой   задачей   (анализировать,   обобщать, систематизировать,   конкретизировать   имеющиеся   данные,   соотносить   их   с   собственными   знаниями);   давать   оценку   взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно­мотивационной    понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой  знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;  понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической  понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной      знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание   новых   возможностей   для   коммуникации   в   современном   обществе,   умение   использовать   современные   средства   связи   и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; понимание   языка   массовой   социально­политической   коммуникации,   позволяющее   осознанно   воспринимать   соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;  знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Содержание курса Тема 1. Личность и общество  Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в  XXI  веке, тенденции развития, основные, вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. Тема 2. Сфера духовной культуры  Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость   образования   в   условиях   информационного   общества.   Основные   элементы   системы   образования   в   Российской   Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Тема 3. Экономика  Потребности   и   ресурсы.   Ограниченность   ресурсов   и   экономический   выбор.   Свободные   и   экономические   блага.   Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство.   Цели   фирмы,   ее   основные   организационно­правовые   формы.   Малое   предпринимательство   и   фермерское хозяйство. Роль   государства   в   экономике.   Экономические   цели   и   функции   государства.   Государственный   бюджет.   Налоги,   уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление.   Семейное   потребление.   Страховые   услуги,   предоставляемые   гражданам.   Экономические   основы   защиты   прав потребителя. Реальные   и   номинальные   доходы.   Инфляция.   Банковские   услуги,   предоставляемые   гражданам.   Формы   сбережения   граждан. Потребительский кредит. Безработица.   Причины   безработицы.   Экономические   и   социальные   последствия   безработицы.   Роль   государства   в   обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. Тема 4. Социальная сфера   Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные  группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические   группы.   Межнациональные   отношения.   Отношение   к   историческому   прошлому,   традициям,   обычаям   народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Обобщение изученного материла и контроль (1ч) Формы организации учебного процесса:  ● ● ●  коллективная;   групповая;   индивидуальная.  Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД. Проектирование, мини­исследование, анализ материалов  из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.   Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры­обсуждения. Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация. Календарно­тематическое планирование рабочей программы по обществознанию Класс   8 Количество часов: в неделю ___1_____ч. Учебно­методический комплекс :  Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н. – М.: Просвещение, 2016        Календарно­тематическое планирование № урока в разделе №  урок а по  поря дку Тема раздела,  урока Тема 1. Личность и общество (4 часа) 1 1  Что делает человека человеком? 2    2 Человек, общество, природа. 3 4 5 3 4 5   Общество как форма жизнедеятельности людей.  Развитие общества. Как стать личностью. Календарные  сроки Дата по  плану Дата  проведения 8 «А» 8 «Б» 8 «А» 8 «Б» 6 7 8 9    2 10 11   4 12 13 14 15 16 17 18 19 4 1 3 5 5 6 7 1 2 3 4 5 Повторение и систематизация знаний по теме «Личность и общество» (контроль знаний ­ тестирование). Тема 2. Сфера духовной культуры (7 часов) Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор­это ответственность. Контрольная работа по тексту администрации. Образование. Наука в современном обществе. Религия как  одна из  форм культуры. Обобщение и систематизация по теме «Сфера духовной  культуры» (контроль знаний ­  тестирование). Тема 3. Экономика (13 часов) Экономика и ее роль в жизни общества.Повт. Что делает человека человеком? Главные вопросы  экономики.Повт. Общество как форма жизнедеятельности людей. Собственность. Повт. Общество как форма жизнедеятельности людей. Рыночная экономика. Повт. Общество как форма жизнедеятельности людей. Производство – основа  экономики.Повт. Развитие общества. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 6 7 8 9 10 11 12 13 1 2 3 4 5 33­34  6­7 Предпринимательская  деятельность. Повт. Развитие общества. Роль государства в экономике.Повт. Сфера духовной жизни. Распределение доходов. Повт.Сфера духовной жизни. Потребление. Повт.Сфера духовной жизни. Инфляция  и семейная  экономика. Повт. Развитие общества. Безработица,  ее причины  и последствия. Повт.Сфера духовной жизни. Мировое  хозяйство  и международная  торговля. Повт.Сфера духовной жизни. Повторительно­обобщающий урок по теме «Экономическая сфера» (контроль знаний –  контрольная работа). Тема 4. Социальная сфера (7 часов) Социальная структура  общества.Повт. Образование. Социальные статусы и роли.Повт. Религия как  одна из  форм культуры. Нации и межнациональные  отношения. Повт. Религия как  одна из  форм культуры Отклоняющееся поведение.Повт. Мораль. Обобщение по теме «Социальная сфера». Уроки обобщения за курс Обществознания за 8 кл.. Информационно­ методическое обеспечение Дополнительная литература Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008. Морозова С. А. Обществознание: учеб.­метод, пособие / С. А. Морозова. ­ СПб., 2001. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. ­ М., 2007. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш­ков. ­ М., 2012. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008. Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. ­ М., 2009. Кравченко  А.   И.   Социология  в  вопросах  и  ответах / A.   И. Кравченко. ­ М., 2011. Латышева В.  В.  Основы социологии: учеб. для ссузов / B.  В. Латышева. — М., 2010. Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго­латьев, В. В. Огнева. — М., 2005. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто­рова. — М., 2005. Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008. Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003. Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2012. Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005. Цифровые образовательные ресурсы: http  http   ://   www   ://   www   .  jurizdat    .  socionet      .  ru   /  editions  .  ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.  /  lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.  /  official http  http  http  http  http   .  ifap   ://   www   www   .  gks   : //    .  alleng  ://   www     ://   www   .  subscribe    .  lenta  ://   www     .  ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.  .  ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.  .  ru   /  edu   /  social    .  ru   /  catalog    2.   htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.                                                    /  economics    6  social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).                                           .  education    .  eidos    .  ru   —   актуальные   новости   общественной жизни.                       http   ://   www   .  fom   .  ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).     http  http  http   ://   www   ://   www   ://   www   .  ecsocman  .  edu     .  ug   .  ru   /  ug   _  pril    .  gallery      .  economicus    .  ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.                                                          .  html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».                                                                               /  gv   _  index  .  ru — Галерея экономистов.                               http   ://   www   .  be   .  economicus  .  ru — Основы экономики. Вводныйкурс.                            hup   ://   www   .  cebe    .  sib   .  ru — Центр экономического и бизнес­образования: в помощь учителю.  http   ://   www   .  mba    ­  start    .  ru   / — Бизнес­образование без границ.                         http   ://   www   .  businessvoc    .  ru — Бизнес­словарь.                                                        http   ://   www   .  hpo   .  opg — Права человека в России.                                                            http   ://   www   .  uznay    ­  prezidenta    .  ru — Президент России — гражданам школьного возраста.  http   ://   www   .  mshr    ­  ngo   .  ru — Московская школа прав человека.                         http  http   ://   www   ://   www   .  ombudsman    .  pedagog    ­  club   .  gov   .  narod    .  ru   /  declaration  2001.    htm — Декларация прав школьника.        .  ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.                                               nttp   ://   www   .  school    ­  sector    .  relarn    .  ru   /  prava  / — Права и дети в Интернете.                               http   ://   www   .  orags    .  narod    .  ru   /  manuals    /  Pfil    _  Nik   /23.    htm — Духовная жизнь общества.                                    http   : //    www   ,   countries    .   ru    /  library  ,   htm — Библиотека по культурологии.      http   ://   www   .  russianculture    .  ru   / — Культура России. http  http   .  ecolife    ://   www   .  ecosysterna    ://   www   .  ru   /  index    .  ru   / — Экологический центр «Экосистема».                         .  shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал.                                                                                  http   ://   www   .  priroda    .  ru   / — Национальный портал «Природа России».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  8 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  8 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  8 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  8 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  8 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  8 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  8 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  8 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  8 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  8 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  8 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  8 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  8 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для 8 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебного предмета «обществознание» для  8 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018