Департамент строительства Новгородской области
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Новгородский строительный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор колледжа
____________ В.И. Круглик
«_____»____________2017г.
Менеджмент
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 01.
ППССЗ специальности
43.02.11 Гостиничный сервис (базовая подготовка)
Согласовано:
Методист колледжа
______________ А.В. Степанова
«____»________________ 2017 г.
Принято на заседании цикловой
методической комиссии
Протокол № ___ от
«____»_________2017 г.
Председатель ЦМК
_________________Н.Ф.Алексеева
Разработал преподаватель
_________________ М.В. Инкина
Великий Новгород 2017 Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис
(базовая подготовка) укрупненной группы специальностей 43.00.00 Сервис и
туризм
Зам. директора по УР
_______ А.Е. Шумова
«____»________2017 г.
3 стр.
4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5
12
13
4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Менеджмент
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по профессиям СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения
квалификации и переподготовки).
Программа предназначена для специальности базовой подготовки и призвана
формировать общие компетенции (ОК 19):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и
относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
5 1 У1. использовать на практике методы планирования и организации работы
подразделения;
2 У2. анализировать организационные структуры управления;
3 У3. проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
применять в профессиональной деятельности приемы делового и
управленческого общения;
4 У4. принимать эффективные решения, используя систему методов
управления;
5 У5. учитывать особенности менеджмента (по отраслям);
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
1 З1. сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его
развития;
2 З2. методы планирования и организации работы подразделения;
3 З3. принципы построения организационной структуры управления;
4 З4. основы формирования мотивационной политики организации;
5 З5. особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по
отраслям);
6 З6. внешнюю и внутреннюю среду организации;
7 З7. цикл менеджмента;
8 З8. процесс принятия и реализации управленческих решений;
9 З9. функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование,
мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
10 З 10. систему методов управления;
11 З 11. методику принятия решений;
12 З12. стили управления, коммуникации, принципы делового общения.
1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часа, в том
числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов (40
лекционных, 30 практических); самостоятельной работы обучающегося 35 часа.
2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекционных
практические занятия
105
70
40
30
6 работа над курсовым проектом
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме экзамена
35
7 тем
1
Тема1. Основы менеджмента
1.1. Сущность современного
менеджмента
1.2. Организация и ее
жизненные стадии и циклы
1.3. Менеджмент индустрии
гостеприимства
1.4. Миссия организации
(предприятия)
1.5. Внешняя и внутренняя
среда организации
Тема 2. Функции менеджмента
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины менеджмент
Наименование разделов и
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа (проект)
2
Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи
менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. История
развития менеджмента. Особенности менеджмента в области индустрии
гостеприимства.
Самостоятельная работа 1 Школы менеджмента
Организация, как форма существования людей. Условия возникновения
организации. Организация как открытая система. Циклы и стадии жизненного
процесса организации.
Управление в условиях сервисной экономики. Структура сферы услуг.
Классификация платных и бесплатных услуг. Организация управления в
гостиницах.
Сущность и определение понятия «миссия». Факторы, формирующие миссию.
Миссия и стратегические задачи предприятия.
Миссия индустрии
гостеприимства.
Самостоятельная работа 2 Социальная ответственность и этика менеджмента
Ресурсы организации. Внутренние элементы организации. Уровни управления во
внутренней среде организации. Функциональные элементы внешней среды.
Значение и показатели внешней среды.
Практическая работа 1: Факторы внешней среды организации
Самостоятельная работа 3 выполнение домашних заданий по разделу 1.
Объем
часов
Уровень
освоения
3
22
2
2
2
2
2
2
2
4
4
38
4
1,2
1
1
1,2
1,2
8 2.1. Общее представление о
функциях менеджмента
2.2. Планирование и
прогнозирование
деятельности организации
2.3. Организация труда
предприятия
2.4. Делегирование
полномочий и
ответственности в
организации.
2.5. Координирование
процесса производства
2.6. Мотивация сотрудников
Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование,
координирование, мотивация и контроль деятельности экономического
субъекта. Значение и содержание функций менеджмента. Цикл менеджмента.
Связующие процессы.
Определение понятий «планирование» и «прогнозирование». Принципы и
функции планирования. Виды планов. Основные формы организации
планирования. Содержание и организация стратегического планирования.
Методы планирования и организации работы подразделения
Практическая работа 2. Построение и анализ организационной структуры
управления конкретного предприятия. Использование на практике методов
планирования и организации работы подразделения с учетом особенностей
менеджмента индустрии гостеприимства.
Самостоятельная работа 4: выполнение домашних заданий по теме 2.2.
Сущность и основные подходы в организации производства. Управление
предприятием. Структура системы менеджмента. Виды менеджмента.
Самостоятельная работа 5: выполнение домашних заданий по теме 2.3
Понятие элементов делегирования. Критерии создания диапазонов
делегирования. Методы управления и правила поведения в условиях
делегирования. Формы контроля в условиях делегирования. Неделегируемые
задачи.
Самостоятельная работа 6: выполнение домашних заданий по теме 2.4.
Определение понятия «координирование». Формы координирования действий
работников и отдельных структур организации.
Самостоятельная работа 7: выполнение домашних заданий по теме 2.5
Значение и основные элементы мотивации. Первичные и вторичные потребности.
Основы формирования мотивационной политики организации.
Практическая работа 3. Выполнение работы по мотивации трудовой
деятельности персонала и принятия решений с учетом особенностей
менеджмента индустрии гостеприимства.
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
4
1
1,2
1,2
1,2
1,2
1,2
9 2.7. Контроль в управлении
Тема. 3. Методы управления
3.1.Организационные
структуры управления.
3.2. Система методов
управления
3.3. Особенности сетевого
бизнеса гостиничной
индустрии
3.4. Франчайзинг в индустрии
гостеприимства
Самостоятельная работа 8: Основные теории мотивации. Практика мотивации
труда
Сущность и необходимость контроля деятельности экономического субъекта.
Виды контроля. Процесс контроля: установление стандартов, сравнение
результатов и корректирующие действия.
Практическая работа 4: Описание видов контроля трудовой деятельности
персонала предприятий гостиничной индустрии
Понятие «организационная структура управления».Традиционные виды
структур. Преимущества и недостатки отдельных видов организационных
структур.
Самостоятельная работа 9: Построение и анализ организационной структуры
управления конкретного предприятия. Наблюдение за использованием на
практике методов управления организацией, в работе с подразделениями с
учетом особенностей менеджмента гостиничного бизнеса
Система методов управления. Экономическое, административное и социально
психологическое воздействие. Необходимость сочетания всех методов
управления.
Практические занятия 5: Изучение 4х типов темперамента, составление
анкеты по определению характера.
Самостоятельная работа 10: выполнение домашних заданий по теме 3.2.
Понятие «сетевой или многоуровневый» маркетинг. Особенности управления в
сетевом бизнесе. Сетевой бизнес – взаимовыгодное партнерство.
Самостоятельная работа 11: выполнение домашних заданий по теме 3.3.
Определение понятия «франчайзинг». Франчайзинговые платежи. Виды
франчайзинга. Основные преимущества гостиницы на основе франчайзинга.
Управляющая компания в гостиничном бизнесе. Виды управляющих компаний.
Формы взаимодействия управляющей компании и собственника гостиничного
предприятия.
4
2
4
45
2
6
2
4
2
2
2
2
1,2
1,2
1,2
1,2
1,2
10 3.5. Оценка потребности в
персонале
3.6. Коммуникации в системе
управления.
Практическая работа 6. Составление текстов контрактов на основе
франчайзинга.
Методы управления персоналом. Оценка потребности персонала. Характер
оценок кадровой потребности. Основы успешного кадрового управления.
Самостоятельная работа 12. выполнение домашних заданий по теме 3.5.
Значение управления информацией и требования, предъявляемые к ней.
Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы
коммуникации. Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы
делового общения. Законы и приемы делового общения
Практическая работа 7: Использование в профессиональной деятельности
приемов делового и управленческого общения, разбор ситуаций.
Самостоятельная работа 13: выполнение домашних заданий по теме 3.6.
3.7. Управленческое решение Процесс принятия и реализации управленческих решений. Методика принятия
3.8.Руководство в
организации
решений
Практическая работа 8: Разбор ситуаций и принятие эффективных решений с
использованием системы методов управления.
Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и
влияние. Неформальный лидер и работа с ним..
Практическая работа 9: Изучение основных стилей руководства. Составление
характеристик стилей руководства Разбор производственных ситуаций
2
2
2
2
4
3
2
2
2
2
Всего:
105
1,2
1,2
1,2
1,2
11 Требования к минимальному материальнотехническому
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Менеджмент и управление персоналом»
Оборудование учебного кабинета:
28 посадочных мест;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнометодической документации;
Технические средства обучения:
проекционный экран;
мультимедийный комплекс;
персональный компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Интернетресурсов,
Основные источники:
1. Драчева Е.Л. Менеджмент: учеб.для студентов СПУз. – Москава: ИЦ
«Академия», 2014. – 288 с.
2. Драчева Е.Л. Менеджмент. Практикум: учеб.для студентов СПУз. –
Москава: ИЦ «Академия», 2015. – 304 с.
3. Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме. – М.: Форум, 2013.
Дополнительные источники:
1 1. Бикташева Д.Л. и др. Менеджмент в туризме. – М.: Альфа – М: ИНФРА –
М, 2007
2 2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – 4е изд., прераб. и
доп. – М.: Экономистъ, 2008.
3 3.Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М.: Омега Л.,
2008.
4 4. Друкер П.Ф. Практика менеджмента/ Пер. с англ. – М.: Издат. дом
«Вильяме», 2006.
5 5. Казначевская Г.Б. Менеджмент. – РостовнаДону, Феникс, 2007.
6 6. Коргова М.А. Менеджмент. – РостовнаДону, Феникс, 2007.
7 7. Ломакин А.Л. Управленческие решения. – М.: Форум, ИНФРАМ, 2005.
8 8. Лукашевич В.В., Астахов Н.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИДАНА, 2007.
9 9. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт
М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.
12 10
11
12
13
14
15
16
17
10. Мэддакс Р. Успешная команда: как ее создать, мотивировать и
развивать. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
11. Назаров Ю.А. Основы менеджмента. Учебное пособие. М.: Глобус;
Волгоград: Альянс, 2006
12. Томпсон А.А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: Пер. с
англ.: Вильямс, 2005.
13. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и
Панкрухина А.П. изд. 3е, доп. и перераб. – М.: Издво РАГС, 2008.
14. Чудновская С.Н. Управленческие решения: Учебник. – М.: Эксмо,
2007
15.«Менеджмент в России и за рубежом». Практический журнал.
Издательство: «Финпресс».
16.«Российский журнал менеджмента».
журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
17. «Новый менеджмент». Научнопрактический журнал. Издательство:
«Новый издатель».
Научноисследовательский
Интернет ресурсы:
1.Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» http://www.mevriz.ru/
(март 2012)
2. Сайт «Новый менеджмент» http://www.newmanagement.info/ (апрель 2012)
3. Журнал «Top Manager» http://www.topmanager.ru/ (апрель 2012)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка
результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий
и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты (освоенные
профессиональные
компетенции)
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Умения:
1
Формы и
методы
контроля и
оценки
результатов
обучения
2
13 ОК 1 Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
использовать на практике методы
планирования и организации работы
подразделения;
оценивать
ОК 2.
Организовывать
собственную деятельность,
определять методы и способы
выполнения профессиональных
задач,
их
эффективность и качество
ОК 3 Решать проблемы,
оценивать риски и принимать
решения в нестандартных
ситуациях
ОК 4 Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой
для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 4 Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой
для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать
информационно
коммуникационные технологии
в профессиональной
деятельности
Ориентироваться в
смены
в
ОК9.
условиях частой
технологии
профессиональной
деятельности
Самостоятельно
ОК 8.
задачи
определять
и
профессионального
личностного
развития,
заниматься самообразованием,
осознанно
планировать
повышение квалификации
ОК9.
условиях частой
технологии
профессиональной
деятельности
Ориентироваться в
смены
в
анализировать
структуры управления;
организационные
проводить работу по мотивации
трудовой деятельности персонала;
применять
в профессиональной
деятельности приемы делового и
управленческого общения;
принимать эффективные решения,
используя
методов
управления;
систему
учитывать особенности менеджмента
индустрии гостеприимства;
Знания:
сущность и характерные черты
современного менеджмента, историю
его развития;
методы планирования и организации
работы подразделения;
принципы построения организационной
структуры управления;
Формы
контроля
обучения:
домашние
задания
проблемного
характера;
практические
задания по
работе с
информацией,
документами;
подготовка и
защита
индивидуальн
ых и
групповых
заданий;
выполнение
творческих
заданий с
представление
м собственной
позиции;
выбор
способов
действий из
ранее
известных;
работа в
группе и
представление
своей позиции
и позиции
группы;
Методы
контроля и
оценки
наблюдение и
экспертная
оценка работы
студента на
практических
занятиях, во
время учебной
и
производствен
14 Ориентироваться в
смены
в
Ориентироваться в
смены
в
Самостоятельно
ОК 8.
задачи
определять
и
профессионального
личностного
развития,
заниматься самообразованием,
осознанно
планировать
повышение квалификации
ОК9.
условиях частой
технологии
профессиональной
деятельности
ОК9.
условиях частой
технологии
профессиональной
деятельности
ОК 4 Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой
для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 7.
Брать на себя
ответственность за работу
членов команды (подчиненных)
за результат выполнения
заданий
ОК9.
условиях частой
технологии
профессиональной
деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и
эффективно
в команде,
общаться
с
коллегами,
руководством, потребителями
ОК 7.
Брать на себя
ответственность за работу
членов команды (подчиненных)
за результат выполнения
заданий
ОК 6. Работать в коллективе и
в команде,
эффективно
общаться
коллегами,
с
руководством, потребителями
Ориентироваться в
смены
в
ной практик.
Методы
оценки
результатов
обучения:
мониторинг
роста
творческой
активности,
самостоятельн
ости и
навыков
получения
нового знания
каждым
обучающимся;
основы формирования мотивационной
политики организации;
особенности менеджмента в области
профессиональной
деятельности
индустрии гостеприимства;
внешнюю и внутреннюю среду
организации;
цикл менеджмента;
процесс принятия и реализации
управленческих решений;
функции менеджмента в рыночной
экономике:
организацию,
планирование, мотивацию и контроль
деятельности
экономического
субъекта;
систему методов управления;
методику принятия решений;
стили управления,
принципы делового общения.
коммуникации,
15
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.