Согласовано: методист Л.Н.Скоблик «____»____________20____г. |
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии ________Н.Н.Савина
|
Утверждаю: зам. директора по УПР З.Р.Киньябулатова «____»_________20___г. |
|
|
|
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«экологиЧЕСКИЕ ОСНОВЫ природопользования»
по профессии 35.01.09 МАСТЕР РАСТЕНИЕВОДСТВА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ
Уфа, 2016
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
экологиЧЕСКИЕ ОСНОВЫ природопользования 10 ГРУППА
для специальностей среднего профессионального образования
«Мастер растениеводства » 35.01.09
Автор: Бурханова У.Р.
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины |
9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
10 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 35.01.09 «Мастер растениеводства»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- обеспечивать соблюдение экологических норм и правил в производственной деятельности;
- использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-принципы рационального природопользования;
- источники загрязнения окружающей среды;
- государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;
- экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
32 |
В том числе: |
|
лабораторные занятия контрольные работы |
3 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
16 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень усвоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Общие понятия экологии |
|
19 |
|
|
Тема 1.1. Основные понятия экологии
|
Содержание учебного материала |
1
|
||
Общая характеристика экологии. Среды обитания организмов. Вид, его критерии. |
2 |
|||
Практические занятия 1. Выполнение практических заданий на поиск и применение информации на тему «Факторы среды»
|
||||
1 |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений на темы: 1. «Проблема народонаселения» 2. «Природные ресурсы биосферы» |
2
|
|||
Контрольная работа
|
1 |
|||
Тема 1.2. Краткая характеристика обмена веществ и энергии и его роли в природных экологических процессах |
Содержание учебного материала |
1 |
||
Краткий обзор обмена веществ и энергии в организмах. Фотосинтез и его экологическая роль |
2 |
|||
Практические занятия 1.Выполнение практических заданий на поиск и применение информации на тему «Неорганические вещества и их роль в живом веществе» |
1 |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений на темы: 1. «Общая характеристика загрязнений»
|
2 |
|||
Тема 1.3. Антропогенное воздействие на окружающую среду |
Содержание учебного материала |
1 |
||
1. Общая характеристика антропогенных факторов и оболочек планеты Земля |
2 |
|||
2. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций, возникающих на поверхности Земли и их классификация |
||||
Практические занятия 1.Выполнение практических заданий на поиск и применение информации на тему «Общая характеристика воздействия человека на Природу»
|
1 |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений на темы: 1. Антропогенное воздействие на атмосферу 2. Антропогенное воздействие на гидросферу 3. Антропогенное воздействие на литосферу 4. Антропогенное воздействие на лесные ресурсы 5. Экстремальные виды воздействия на биосферу
|
5 |
|||
Раздел 2. Основы промышленной экологии и природоохранной деятельности |
|
20 |
||
Тема 2.1. Основы промышленной экологии |
Содержание учебного материала |
6 |
||
1. Сырье. Отходы производства и полупродукты. Проблема комплексного использования сырья и отходов |
2 |
|||
2. Общая характеристика загрязнения окружающей среды и параметров ее качества |
||||
3. Характеристика мониторинга природной окружающей среды |
||||
4. Характеристика круговорота веществ в природе на примере воды и влияние человека на эти процессы |
||||
5. Характеристика кругооборота азота и влияние деятельности человека на эти процессы |
||||
6. Характеристика круговорота фосфора и влияние антропогенных факторов на эти процессы |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений на темы: 1. Природоохранные мероприятия. Качество окружающей среды и ее нормирование.
|
2 |
|||
Тема 2.2. Основы природоохранной деятельности
|
Содержание учебного материала |
7 |
||
1.Основные понятия природоохранной деятельности и обоснование ее необходимости на современном этапе развития цивилизации |
2 |
|||
2.Принципы, цели и направления реализации природоохранной деятельности |
||||
3. Экономико-правовые основы природоохранной деятельности |
||||
4. Краткая характеристика охраны атмосферы |
||||
5. Краткая характеристика охраны гидросферы |
||||
6. Краткая характеристика природоохранной деятельности при эксплуатации литосферы |
||||
7. Краткая характеристика природоохранной деятельности органического мира Земли |
||||
|
Подготовка сообщений на темы: 1. Особо охраняемые территории 2. Экологическое законодательство РФ. Государственные органы охраны природы. Экологическая паспортизация. Экологический мониторинг, Экологический контроль, экспертиза. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. 3. Эколого – географическая характеристика Брянской области
|
3 |
||
Раздел 3.Общая характеристика экологического воздействия отраслей промышленности и особенностей природоохранной деятельности на предприятиях этих отраслей
|
|
9 |
||
Тема 3.1. Экологическое влияние отраслевых комплексов на среду обитания и общая характеристика природоохранной деятельности на этих предприятиях |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
1. Влияние сельского хозяйства на природную окружающую среду |
2 |
|||
2. Обзор природоохранной деятельности в агропромышленном комплексе |
||||
3. Характеристика воздействия транспортных средств на природную окружающую среду |
||||
4. Обзор природоохранных мероприятий, проводимых при эксплуатации транспортных средств |
||||
5.Влияние бытовой деятельности на природную окружающую среду |
||||
6. Особенности природоохранной деятельности в быту |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка к контрольной работе по темам «Основные понятия экологии» - «Особенности природоохранной деятельности в быту» |
2 |
|
||
Контрольная работа «Основные понятия экологии» - «Особенности природоохранной деятельности в быту» |
|
|||
Всего: |
32 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Экологические основы природопользования» требует наличия учебного кабинета «Экологии».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- нормативно-правовые документы;
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Арустамов Э.А., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования: Учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.-320 с.
2.Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: Учебник.-М.: Издательство «Феникс», 2010.- 220 с.
3 Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности издательство «Академия», 2010
Дополнительные источники:
1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: Учебник.- М.: Академия, НМЦ СПО, 2009.-187 с.
2. Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность.-М.;Академия, 2009.-257 с.
3. Воронцов А.И. Охрана природы.-М.: Изд., 2010.-137 с.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - соблюдение экологических норм и правил в производственной деятельности; - использование представлений о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности
|
Выполнение практических заданий
|
Знания: -принципов рационального природопользования; - источников загрязнения окружающей среды; - государственных и общественных мероприятий по охране окружающей среды; - экологических аспектов сельскохозяйственной деятельности
|
самостоятельная работа,
тестирование
контрольная работа
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.