Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика" для стехнического профиля

  • Образовательные программы
  • doc
  • 30.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) технического профиля. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена технического профиля, составленной на основании ФГОС третьего поколения.
Иконка файла материала информатика - программа технический профиль.doc
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Санкт­Петербургский технический колледж управления и 0 МИНОБРНАУКИ  РОССИИ коммерции» (ФГОУ СПО СПб ТКУиК) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА для специальностей технического профиля1 Санкт­Петербург 20112                 «Утверждаю»                                        «____» ____________2011г. Зам. директора по УР __________ М.Б.Шифрин РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА для специальностей технического профиля Авторы: Е.Л. Куприянова Рецензенты:   Рассмотрена и одобрена  на предметной (цикловой) комиссии  математического и общего естественнонаучного цикла протокол № ___  от «____» ____ 2011г. Председатель П(Ц)К  ________________  Е.В. Фролова3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» составлена на  основе образовательной программы среднего (полного) общего образования.   Настоящая программа ориентирована на достижение следующих целей:  освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в  формирование современной научной картины мира, роль информационных  процессов в обществе, биологических и технических системах;  овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные  модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при  изучении других дисциплин;  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей  путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при  изучении различных учебных предметов;  воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм  информационной деятельности;   приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями  федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего  образования базового уровня. Содержание программы представлено пятью темами:    информационная деятельность человека;   информация и информационные процессы;   средства информационно­коммуникационных технологий;   технологии создания и преобразования информационных объектов;   телекоммуникационные технологии. Содержание каждой темы  включает теоретический и практико­ориентированный  материал, реализуемый в форме лабораторных работ с использованием средств ИКТ. При освоении программы у обучающихся формируется информационно­ коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике,  необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования  в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической  деятельности и повседневной жизни.  Выполнение лабораторных работ обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая  дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые  камеры, сканеры и др.), пользоваться  комплексными способами представления и обработки  информации, а также  изучить  возможности использования ИКТ для профессионального  роста.45 В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся  должен: знать/понимать  различные подходы к определению понятия «информация»;  методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать  единицы измерения информации;  назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной  деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических  редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);  назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или  процессы;  использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;  назначение и функции операционных систем; уметь  оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;  распознавать информационные процессы в различных системах;  использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие  реальному объекту и целям моделирования;  осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с  поставленной задачей;  иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных  технологий;  создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе  гипертекстовые;  просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;  осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;  представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив,  график, диаграмма и пр.);  соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при  использовании средств ИКТ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для:  эффективной организации индивидуального информационного пространства;  автоматизации коммуникационной деятельности;  эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной  деятельности.6 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Введение Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической,  социальной, культурной, образовательной сферах. РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества.  Студент должен знать:  Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.  Студент должен уметь:  Перечислять виды профессиональной информационной деятельности человека с  использованием технических средств и информационных ресурсов. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.  Информационные ресурсы общества. Виды гуманитарной информационной деятельности  человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.  Стоимостные характеристики информационной деятельности.  Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в   информационной  сфере,  меры  их  предупреждения. Студент должен знать:  Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной  сфере, меры их предупреждения. Студент должен уметь:  Производить инсталляцию программного обеспечения.   Производить обзор профессионального образования, его лицензионное  использование и регламенты обновления. РАЗДЕЛ 2. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ Тема 2.1. Подходы к понятиям информация и измерение информации.  Студент должен знать:  Информационные объекты различных видов.   Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.   Представление информации в двоичной системе счисления.  Студент должен уметь:  Представлять информацию в двоичной системе счисления. Информационные объекты различных видов.  Универсальность дискретного  (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системесчисления.  7Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью  компьютеров.  8 Студент должен знать:  Процессы обработки, хранения, поиска и передачи информации. Обработка, хранение, поиск и передача информации. Тема 2.2.1. Принципы обработки информации компьютером.  Студент должен знать:  Арифметические и логические основы работы компьютера.   Алгоритмы и способы их описания. Студент должен уметь:  Проводить исследования на основе использования готовой компьютерной модели. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы  их описания. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы  компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Тема 2.2.2. Хранение информационных объектов различных видов на  различных цифровых носителях.  Студент должен знать:  Определение объемов различных носителей информации. Архив информации Студент должен уметь:  Создавать архив данных.   Извлекать данные из архива.   Производить запись информации на компакт­диски различных видов   Выполнять организацию информации на компакт­диске с интерактивным меню. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. Тема 2.2.3. Поиск информации с использованием компьютера.  Студент должен знать:  Программные поисковые сервисы.   Использование ключевых слов, фраз для поиска информации.   Комбинации условия поиска. Студент должен уметь:  Осуществлять поиск информации или информационного объекта в тексте, в  файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска  информации. Комбинации условия поиска.9 Тема 2.2.4. Передача информации между компьютерами.  Студент должен знать:  Осуществление передачи информации между компьютерами.   Проводную и беспроводную связь. Студент должен уметь:  Создавать ящик электронной почты и настраивать его параметры.   Осуществлять формирование адресной книги. Проводная и беспроводная связь. Тема 2.3. Управление процессами.  Студент должен знать:  Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в  сфере деятельности. Студент должен уметь:  Производить демонстрацию использования различных видов АСУ на практике. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. РАЗДЕЛ 3. СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Тема 3.1. Архитектура компьютеров.  Студент должен знать:  Основные характеристики компьютеров.   Многообразие компьютеров.   Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.   Виды программного обеспечения компьютеров. Студент должен уметь:  Выполнять подключение внешних устройств к компьютеру и их настройку. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения  компьютеров. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с  целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности. Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть.  Студент должен знать:  Организацияю работы пользователей в локальных компьютерных сетях .10 Студент должен уметь:  Производить защиту информации, антивирусную защиту. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Студент должен знать:  Правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения на рабочем месте.  Студент должен уметь:  Производить профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в  соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. Защита информации, антивирусная защита. РАЗДЕЛ 4. ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации  информационных процессов. Тема 4.1.1. Возможности настольных издательских систем.  Студент должен знать:  Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные  способы преобразования (верстки) текста. Студент должен уметь:  Использовать системы проверки орфографии и грамматики.   Создавать компьютерные публикации на основе использования готовых шаблонов. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные  способы преобразования (верстки) текста.  Тема 4.1.2. Возможности динамических (электронных) таблиц.  Студент должен знать:  Математическую обработку числовых данных. Студент должен уметь:  Использовать различные возможности динамических (электронных) таблиц для  выполнения учебных заданий. Математическая обработка числовых данных.11 Тема 4.1.3. Представление об организации баз данных  и  системах управления  базами данных.  Студент должен знать:  Структуру данных и систему запросов на примерах баз данных различного  назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др.  Использование системы управления базами данных для выполнения учебных  заданий из различных предметных областей. Студент должен уметь:  Формировать запросы для работы с электронными каталогами библиотек, музеев,  книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.  Производить организацию баз данных, заполнение полей баз данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного  назначения: юридические, библиотечные, социальные, кадровые и др. Использование  системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных  предметных областей. Тема 4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики и  черчения, мультимедийных средах.  Студент должен знать:  Программные среды компьютерной графики, мультимедийные среды.  Студент должен уметь:  Создавать и редактировать графические и мультимедийные объекты средствами  компьютерных презентаций РАЗДЕЛ 5. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах  телекоммуникационных технологий.  Студент должен знать:  Интернет­технологии, способы и скоростные характеристики подключения,  провайдер. Студент должен уметь:  Использовать методы и средства создания и сопровождения сайта. Интернет­технологии, способы и скоростные характеристики подключения,  провайдер. Методы и средства создания и сопровождения сайта.12 Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации  коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях. Студент должен знать:  Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной  деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта,  чат, видеоконференция, Интернет­телефония. Студент должен уметь:  Использовать тестирующие системы в учебной деятельности в локальной сети  образовательного учреждения. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной  деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат,  видеоконференция, интернет­телефония.13 Количество аудиторных часов  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Макс. учебн. нагрузка студента, Всего Лабораторные работы час. 1 10 5 5 32 5 27 9 5 5 5 1 8 4 4 26 4 22 8 4 4 4 ­ 4 2 2 14 2 12 6 2 2 2 Самостоятельная работа студента ­ 2 1 1 6 1 5 1 1 1 1 Наименование разделов и тем Введение Раздел 1.  Информационная  деятельность человека Тема 1.1. Основные этапы  развития  информационного  общества. Тема 1.2. Правовые  нормы, относящиеся к  информации,  правонарушения в  информационной сфере,  меры их предупреждения. Раздел 2. Информация и информационные  процессы Тема 2.1. Подходы к  понятию информации и  измерению информации. Тема 2.2. Основные  информационные  процессы и их реализация  с помощью компьютеров:  обработка, хранение,  поиск и передача  информации. Тема 2.2.1. Принципы  обработки информации  компьютером. Тема 2.2.2. Хранение  информационных  объектов различных видов на различных цифровых  носителях. Тема 2.2.3. Поиск  информации с  использованием  компьютера. Тема 2.2.4. Передача  информации между  компьютерами.Тема 2.3.Управление  процессами. Раздел 3. Средства ИКТ Тема 3.1.Архитектура  компьютеров. Тема 3.2. Объединение  компьютеров в локальную сеть. Тема 3.3. Безопасность,  гигиена, эргономика,  ресурсосбережение. Раздел 4. Технологии  создания и  преобразования  информационных  объектов Тема 4.1. Понятие об  информационных  системах и автоматизации информационных  процессов. Тема 4.1.1. Возможности  настольных издательских  систем: создание,  организация и основные  способы преобразования  (верстки) текста. Тема 4.1.2. Возможности  динамических  (электронных) таблиц.  Математическая  обработка числовых  данных. Тема 4.1.3. Представление об организации баз  данных и системах  управления базами  данных. Тема 4.1.4. Представление о программных средах  компьютерной графики,  мультимедийных средах. Раздел 5.  Телекоммуникационные  технологии Тема 5.1. Представления о технических и  14 2 16 8 4 4 22 3 19 9 5 5 26 26 22 7 7 7 5 23 12 6 6 6 4 18 10 ­ 8 4 2 2 14 14 4 4 4 2 8 6 1 3 1 1 1 4 4 1 1 1 1 5 2программных средствах  телекоммуникационных  технологий. Тема 5.2. Возможности  сетевого программного  обеспечения для  организации  коллективной  деятельности в  глобальных и локальных  компьютерных сетях. Повторение Итого 15 11 8 4 115 4 95 2 2 50 3 ­ 2016 ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ Лабораторная работа       № 1 Лабораторная работа       № 2 Лабораторная работа       № 3 Лабораторная работа       № 4 Лабораторная работа       № 5 Лабораторная работа       № 6 Информационные ресурсы общества.  Образовательные информационные ресурсы. Работа  с программным обеспечением. Инсталляция  программного обеспечения (в соответствии с  техническим направлением профессиональной  деятельности), его использование и обновление. Лицензионные и свободно распространяемые  программные продукты. Организация обновления  программного обеспечения с использованием сети  Интернет. Дискретное (цифровое) представление текстовой,  графической, звуковой информации и  видеоинформации. Представление информации в  различных системах счисления. Среда программирования. Тестирование готовой  программы. Программная  реализация несложного  алгоритма. Проведение исследования на основе  использования готовой компьютерной модели. Создание архива данных. Извлечение данных из  архива. Запись информации на компакт­диски  различных видов. Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. Лабораторная работа       № 8     № 7 Модем. Единицы измерения скорости передачи  данных. Подключение модема. Создание ящика  электронной почты и настройка его  параметров.  Формирование адресной книги. Операционная система. Графический интерфейс  пользователя. Примеры использования внешних  устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных  целях. Программное обеспечение внешних  устройств. Подключение внешних устройств к  компьютеру и их настройка. Программное и аппаратное обеспечение  компьютерных сетей. Сервер. Сетевые  операционные системы. Понятие о системном  администрировании. Разграничение прав доступа в  сети. Подключение компьютера к сети.  Администрирование локальной компьютерной сети.     № 9 Лабораторная работа   Лабораторная работа   Лабораторная работа       № 10 Защита информации, антивирусная защита.  Эксплуатационные требования к компьютерному  рабочему месту. Комплекс профилактических  мероприятий для компьютерного рабочего места в  соответствии с его комплектацией для  профессиональной деятельности. Лабораторная работа       № 11 Использование систем проверки орфографии и  грамматики. Создание компьютерных публикаций  2ч 2ч 2ч 6ч 2ч 2ч 2ч 4ч 2ч 2ч 4чЛабораторная работа   Лабораторная работа   Лабораторная работа       № 14 Создание и редактирование графических и  17 на основе использования готовых шаблонов (для  выполнения учебных заданий из различных  предметных областей).     № 12 Использование различных возможностей  динамических (электронных) таблиц для  выполнения учебных заданий из различных  предметных областей.     № 13 Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ  в рамках учебных заданий из различных предметных областей. мультимедийных объектов средствами  компьютерных презентаций для выполнения  учебных заданий из различных предметных  областей. Использование презентационного  оборудования. Демонстрация систем  автоматизированного проектирования. Лабораторная работа       № 15 Браузер. Примеры работы с Интернет­магазином,  Интернет­СМИ, Интернет­турагентством,  Интернет­библиотекой и пр. Средства создания и  сопровождения сайта. Лабораторная работа       № 16 Организация форумов, общие ресурсы в сети  Лабораторная работа       № 17 Зачетная работа Интернет, использование тестирующих систем в  учебной деятельности в локальной сети  образовательного учреждения. Настройка видео  веб­сессий. Итого 4ч 4ч 2ч 6ч 2ч 2ч 5018 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА Наименование  темы Раздел 1. Информационная деятельность  человека Тема 1.1. Основные этапы развития  информационного общества.   Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к  информации, правонарушения  в   информационной  сфере,  меры  их   предупреждения. Раздел 2. Информация и  информационные процессы Тема 2.1. Подходы к понятию информации и  измерению информации. Тема 2.2. Основные информационные  процессы и их реализация с помощью  компьютеров: обработка, хранение, поиск и  передача информации. Наименование работ   Подготовить сообщение на тему:  Информационные ресурсы общества.  Образовательные информационные ресурсы. Подготовить сообщение на тему:  Лицензионные и свободно распространяемые  программные продукты  Подготовить сообщение на тему: Примеры  компьютерных моделей различных  процессов.     Тема 2.2.1. Принципы обработки  информации компьютером. Тема 2.2.2. Хранение информационных  объектов различных видов на различных  цифровых носителях. Подготовить сообщение на тему: Запись  информации на компакт­диски различных  видов. Подготовить сообщение на тему:  Определение объемов различных носителей  информации. Архив информации. Тема 2.2.3. Поиск информации с  использованием компьютера. Подготовить сообщение на тему: Единицы  измерения скорости передачи данных. Тема 2.2.4. Передача информации между  компьютерами.  Подготовить сообщение на тему: Проводная  и беспроводная связь. Тема 2.3.Управление процессами.  Раздел 3. Средства ИКТ Тема 3.1.Архитектура компьютеров. Тема 3.2. Объединение компьютеров в  локальную сеть. Подготовить сообщение на тему: АСУ  образовательного учреждения. Подготовить сообщение на тему:  Многообразие компьютеров. Подготовить сообщение на тему:  Объединение компьютеров в локальную сеть. Подготовить сообщение на тему: ЗащитаТема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. информации, антивирусная защита. 19 Раздел 4. Технологии создания и  преобразования информационных  объектов Тема 4.1. Понятие об информационных  системах и автоматизации информационных  процессов. Тема 4.1.1. Возможности настольных  издательских систем: создание, организация  и основные способы преобразования  (верстки) текста.     Подготовить сообщение на тему:  Возможности систем распознавания текстов. Тема 4.1.2. Возможности динамических  (электронных) таблиц. Математическая  обработка числовых данных. Подготовить сообщение на тему:  Возможности динамических (электронных)  таблиц. Тема 4.1.3. Представление об организации  баз данных  и  системах управления базами  данных. Подготовить сообщение на тему:  Формирование запросов для работы в сети  Интернет Тема 4.1.4. Представление о программных  средах компьютерной графики,  мультимедийных средах.  Раздел 5. Телекоммуникационные  технологии Тема 5.1. Представления о технических и  программных средствах  телекоммуникационных технологий. Тема 5.2. Возможности сетевого  программного обеспечения для организации  коллективной деятельности в глобальных и  локальных компьютерных сетях.  Подготовить сообщение на тему:  Использование презентационного  оборудования.    Подготовить сообщение на тему: Интернет­ СМИ Подготовить сообщение на тему: Методы и  средства создания и сопровождения сайта20 МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Реализация   учебной   дисциплины   требует   наличия   учебного   кабинета  информатики; лабораторий: компьютерные классы.                 Оборудование учебного кабинета: ПК,  экран, мультимедийный проектор. Технические средства обучения: диски с учебными материалами DVD, CD. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: ПК,  экран, мультимедийный  проектор, принтер.21 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., Для учащихся Бешенков С.А., Ракитина Е.А.  Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2006. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – 2007. 10–11 кл. – М., 2006.  М., 2007.  Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М., Для преподавателей Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. 2005. – М., 2005. Майкрософт. Основы компьютерных сетей. – М., 2005. Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2006. Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. – М., 2005.

Посмотрите также