(ГБОУ СПО СПб ТКУиК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
для специальностей:
230111 «Компьютерные сети
200407 «Оптические и оптико-электронные приборы и системы»
230115 «Программирование в компьютерных системах»
230113 «Компьютерные системы и комплексы»
151901 «Технология машиностроения»
221413 «Техническое регулирование и управление качеством»
Санкт-Петербург
2012
«Утверждаю»
Зам. директора по УР __________ М.Б.Шифрин
«____» ____________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
для специальностей:
230111 «Компьютерные сети
200407 «Оптические и оптико-электронные приборы и системы»
230115 «Программирование в компьютерных системах»
230113 «Компьютерные системы и комплексы»
151901 «Технология машиностроения»
221413 «Техническое регулирование и управление качеством»
Авторы: Е.Л. Куприянова
Рецензенты:
Рассмотрена и одобрена
на предметной (цикловой) комиссии
математического и общего естественнонаучного цикла
протокол № ___ от «____» ____ 2012г.
Председатель П(Ц)К ________________ Е.В. Фролова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» составлена на основе образовательной программы среднего (полного) общего образования.
Настоящая программа ориентирована на достижение следующих целей:
ü освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
ü овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
ü развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
ü воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
ü приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание программы представлено пятью темами:
ü информационная деятельность человека;
ü информация и информационные процессы;
ü средства информационно-коммуникационных технологий;
ü технологии создания и преобразования информационных объектов;
ü телекоммуникационные технологии.
Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме лабораторных работ с использованием средств ИКТ.
При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
Выполнение лабораторных работ обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.
В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:
знать/понимать
ü различные подходы к определению понятия «информация»;
ü методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
ü назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
ü назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
ü использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
ü назначение и функции операционных систем;
уметь
ü оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
ü распознавать информационные процессы в различных системах;
ü использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
ü осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
ü иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
ü создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
ü просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
ü осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
ü представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
ü соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ü эффективной организации индивидуального информационного пространства;
ü автоматизации коммуникационной деятельности;
ü эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Содержание учебной дисциплины
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
Раздел 1. Информационная деятельность человека
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности.
Раздел 2. Информация и информационные процессы
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления
Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
Тема 2.2.1. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.
Тема 2.2.2. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
Тема 2.2.3. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
Тема 2.2.4. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
Тема 2.3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий
Тема 3.1. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
Тема 4.1.1. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Тема 4.1.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
Тема 4.1.3. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Тема 4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Методы создания и сопровождения сайта.
Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем |
Макс. учебн. нагрузка студента, час. |
Количество аудиторных часов |
Самостоятельная работа студента |
|
Всего |
Лабораторные работы |
|||
Введение |
1 |
1 |
- |
- |
Раздел 1. Информационная деятельность человека |
14 |
8 |
4 |
6 |
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества. |
7 |
4 |
2 |
3 |
Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. |
7 |
4 |
2 |
3 |
Раздел 2. Информация и информационные процессы |
44 |
26 |
14 |
18 |
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. |
7 |
4 |
2 |
3 |
Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. |
37 |
22 |
12 |
15 |
Тема 2.2.1. Принципы обработки информации компьютером. |
11 |
8 |
6 |
3 |
Тема 2.2.2. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. |
7 |
4 |
2 |
3 |
Тема 2.2.3. Поиск информации с использованием компьютера. |
7 |
4 |
2 |
3 |
Тема 2.2.4. Передача информации между компьютерами. |
7 |
4 |
2 |
3 |
Тема 2.3.Управление процессами. |
5 |
2 |
- |
3 |
|
|
|
|
|
Раздел 3. Средства ИКТ |
24 |
16 |
8 |
8 |
Тема 3.1.Архитектура компьютеров. |
11 |
8 |
4 |
3 |
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. |
7 |
4 |
2 |
3 |
Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. |
6 |
4 |
2 |
2 |
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов |
32 |
22 |
14 |
10 |
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. |
32 |
22 |
14 |
10 |
Тема 4.1.1. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. |
9 |
6 |
4 |
3 |
Тема 4.1.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. |
8 |
6 |
4 |
2 |
Тема 4.1.3. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. |
8 |
6 |
4 |
2 |
Тема 4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах. |
7 |
4 |
2 |
3 |
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии |
24 |
18 |
8 |
6 |
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. |
12 |
10 |
6 |
2 |
|
|
|
|
|
Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях. |
12 |
8 |
2 |
4 |
Повторение |
4 |
4 |
2 |
- |
Итого |
143 |
95 |
50 |
48 |
Перечень лабораторных работ
Лабораторная работа № 1 |
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление. |
2ч |
Лабораторная работа № 2 |
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет. |
2ч |
Лабораторная работа № 3 |
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления. |
2ч |
Лабораторная работа № 4 |
Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели. |
6ч |
Лабораторная работа № 5 |
Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов. |
2ч |
Лабораторная работа № 6 |
Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. |
2ч |
Лабораторная работа № 7 |
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема |
2ч |
Лабораторная работа № 8 |
Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. |
4ч |
Лабораторная работа № 9 |
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети. |
2ч |
Лабораторная работа № 10 |
Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. |
2ч |
Лабораторная работа № 11 |
Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). |
4ч |
Лабораторная работа № 12 |
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. |
4ч |
Лабораторная работа № 13 |
Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. |
4ч |
Лабораторная работа № 14 |
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. Демонстрация систем автоматизированного проектирования. |
2ч |
Лабораторная работа № 15 |
Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр. Средства создания и сопровождения сайта. |
6ч |
Лабораторная работа № 16 |
Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий. |
2ч |
Лабораторная работа № 17 |
Зачетная работа |
2ч |
|
Итого |
50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА СТУДЕНТА
Наименование |
Наименование работ |
Раздел 1. Информационная
деятельность человека
Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. |
Подготовить сообщение на тему: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Подготовить сообщение на тему: Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты |
Раздел 2. Информация и
информационные процессы
Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
Тема 2.2.1. Принципы обработки информации компьютером.
Тема 2.2.2. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях.
Тема 2.2.3. Поиск информации с использованием компьютера.
Тема 2.2.4. Передача информации между компьютерами.
|
Подготовить сообщение на тему: Примеры компьютерных моделей различных процессов.
Подготовить сообщение на тему: Запись информации на компакт-диски различных видов. Подготовить сообщение на тему:
Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. Подготовить сообщение на тему:
Единицы измерения скорости передачи данных. Подготовить сообщение на тему:
Проводная и беспроводная связь. Подготовить сообщение на тему: АСУ образовательного учреждения. |
Раздел 3. Средства ИКТ Тема 3.1.Архитектура компьютеров.
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть.
Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
|
Подготовить сообщение на тему:
Многообразие компьютеров. |
Раздел 4. Технологии создания
и преобразования информационных объектов Тема 4.1.1. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Тема 4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах. |
Подготовить сообщение на тему:
Возможности систем распознавания текстов.
Подготовить сообщение на тему:
Возможности динамических (электронных) таблиц. Подготовить сообщение на тему:
Формирование запросов для работы в сети Интернет Подготовить сообщение на тему: Использование презентационного оборудования. |
Раздел 5. Телекоммуникационные
технологии
|
Подготовить сообщение на тему:
Интернет-СМИ
Подготовить сообщение на тему: Методы и средства создания и сопровождения сайта |
Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики; лабораторий: компьютерные классы.
Оборудование учебного кабинета: ПК, экран, мультимедийный проектор.
Технические средства обучения: диски с учебными материалами DVD, CD.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: ПК, экран, мультимедийный проектор, принтер.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся
ü Угринович Н. Информатика и информационные технологии. 10-11 кл. Учебник.- М.: Бином, Лаборатория знаний, 2007.
ü Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2007.
ü Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2006.
ü Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса - М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2011;
ü Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса - М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2011;
ü Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Информатика и ИКТ : практикум. - М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2011;
ü Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10–11 классов - М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2011;
ü Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : практикум для 10–11 классов - М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2011;
ü Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф. Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень - СПб. Питер, 2012;
ü Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф. Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень - СПб. Питер, 2012.
Для преподавателей
ü Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М., 2005;
ü Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М., 2005;
ü Майкрософт. Основы компьютерных сетей. – М., 2005;
ü Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2006;
ü Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. – М., 2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.