Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по профессии: 15.01.05 «Сварщик». Данная рабочая программа разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта по вышеназванной специальности и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины Обществознание одобренной и рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО)
Рабочая программа является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине и служит основой для разработки календарно-тематического плана.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Каширское ОСП
ГАОУ СПО МО
«Профессиональный колледж «Московия»
Лазарев А.И.
«_____»______________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДб. 05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПРОФЕССИЯ
15.01.05 «Сварщик»
2015 год`
СОСТАВЛЕНА
на основе Федерального государственного
образовательного стандарта
15.01.05 профессия «Сварщик»
Зам. руководителя ОСП по УПР:
«______»______________ Солнцева М.О
ОДОБРЕНА
на заседании предметной (цикловой)
комиссии общеобразовательных дисциплин,
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /Васина О.В../
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________/______________/
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель _____________ /______________/
Составитель:
Воронова А.В., преподаватель Государственного автономного
образовательного учреждения среднего профессионального образования
Московской области «Профессиональный колледж «Московия».СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
______________
________________ОДБ05___
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по профессии:
15.01.05 «Сварщик»
Данная рабочая программа разработана
на основании Федерального
государственного образовательного стандарта по вышеназванной специальности
и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины
Обществознание одобренной и рекомендованной Экспертным советом по
профессиональному образованию Федерального государственного автономного
учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО)
Рабочая программа является основным документом нормативного
компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине и служит
основой для разработки календарнотематического плана.
1.2.
Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы:
дисциплина относится к общеобразовательному циклу обучения
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам
освоения учебной дисциплины
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовнонравственной и
политической культуры, социального поведения, основанного на уважении
принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и
самореализации;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности,
толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для
успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию,
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и
государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской иобщественной деятельности, межличностных отношений, отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в
семейнобытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий
других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь: знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы
социализации личности, место и роль человека в системе общественных
отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а
также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность
социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социальногуманитарного познания;
уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя
их общие черты и различия; устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и
обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинноследственные и функциональные связи изученных
социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества,
важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества
и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социальноэкономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный
ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых,
научнопопулярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
систематизировать,
анализировать и обобщать неупорядоченную
социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и
выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность,
группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной
проблематике;
применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе
решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного
взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном
общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного
поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и
права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной
дисциплины
Профильное изучение дисциплины Обществознание осуществляется за счет
частичного перераспределения учебных часов, отбора дидактических единиц в
зависимости от значимости раздела или темы для профессии «Сварщик»;
освоения общеучебных компетенций, способствующих освоению
профессиональных компетенций специалиста; использования потенциала
межпредметных связей, организации самостоятельной работы обучающихся.
Обществознание как предмет имеет высокий потенциал в профессиональной
подготовке ввиду того, что содержание учебной дисциплины способствует
оптимизации процесса самоопределения.Курс позволяет приобрести знания по основам психологии поведения в
коллективе, способы преодоления конфликтных ситуаций; развивать духовную
культуру личности; знакомить с основами социальных отношений в современном
обществе; соблюдать и оценивать социальные нормы и традиции, выработанные
обществом; быть активным участником политических процессов современного
российского общества; ориентироваться в юридических и правовых документах
РФ.
В итоге у обучающегося должны сформироваться реалистичные (адекватные)
оценки самовосприятия и уровня притязаний, раскрытие и развитие
способностей, воспитание трудовой мотивации.
Перечень формируемых компетенций:
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование
общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 405 часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 270 часов
самостоятельной работы 135часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
работа с учебником: составление конспекта
подготовка докладов, сообщений
подготовка к промежуточной аттестации
дифференцированному зачету
Итоговая аттестация в форме дифференцированного
зачёта 2,4 семестр
Экзамен 5 семестр
Объем
часов
405 часов
270 часов
135
107
28Наименование разделов и
тем
1
Раздел 1.
Тема: 1. (14 часов+7с\р)
Экономика и экономическая
наука
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
Введение Экономика: наука и хозяйство.
Участие государства в экономике Макроэкономика ,
Микроэкономика экономический рост
Типы экономического роста Экономическое развитие
Связь экономики и политики .Экономическая культура
Экономические системы. Командный тип экономики
Особенности экономики в области производства товаров. Повторение пройденного материала
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Экономические реформы в Российской Федерации.
Успехи экономической реформы в России
История развития предпринимательства в России.
Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.
Социальное регулирование рыночного хозяйства.
Объем
часов
3
Урове
нь
освоен
ия
4
1
2
2
2
2
3
2
3
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
7Тема: 2. (16 часов + 10 с/р)
Сущность рыночной
экономики
Отличие сырьевой экономики от инновационной.
Бюджет семьи
Роль Центрального банка в формировании рыночной экономики.
Сущность рыночной экономики Виды экономической деятельности
Производство Факторы производства
Экономическое развитие Капитал
Карл Маркс о факторах производства Обмен
Блага Особенности рыночной экономики
Экономический цикл Фазы экономического цикла
История экономических циклов Механизм рыночных отношений (таблица)
Экономическое развитие Повторение пройденного материала
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Основные операции коммерческих банков.
Потребительский кредит
Рыночный спрос
Рыночное равновесие
Фирма и ее цели
Малый бизнес и его развитие в России
Рынок земли
2
3
2
1
3
2
2
2
3
10
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
2
2
2Тема: 3. Собственность и ее
виды (10 часов +10 с/р)
Понятие собственность Виды собственности
Приобретение права собственности Прекращение права собственности
Индивидуальная собственность, национализация и приватизация
Предпринимательство Рациональное поведение производителя
Предприятия, основные источники финансирования бизнеса Прибыль Повторение пройденного
материала
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Личностные качества и профессиональная успешность
Труд и речь в процессе развития
Основные факторы, способствующие сплочению социума
Современная молодежная культура
Противоречия социального прогресса в России в начале XXI в.
Тема: 4. Менеджмент основы
маркетинга (3 часа)
Принципы менеджмента
Основы маркетинга
Тема: 5 . (13 часов +10 с/р)
Деньги и банки
Деньги
Возникновение денег.
Банки .Ценные бумаги
Кредитные карты .Финансовая система
Фондовый рынок
Инфляция
10
2
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
3
2
2
2
2
3
2
2
3
3
3
1
2
2
2
2Виды инфляции
Причины инфляции
Методы борьбы с инфляцией
Денежная реформа (мнения, суждения, факты). Повторение пройденного материала
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Открытия и достижения, которые изменили мир
Социальное партнерство и перспективы его развития в России
Добро и зло в современном мире
Массовая культура
Духовная культура
Тема: 6 Кредитноденежная
политика (7 часов)
Кредитноденежная политика. Валюта в российской экономике
Государственный бюджет
Особенности государственного бюджета
Федеральное казначейство, аудит
Тема: 6. Налоговая система
(11 часов)
Бюджетная система России. Государственный долг. Повторение пройденного материала
Налоговая система . Классификация налогов
Налогоплательщики . Налоговые правонарушения
Расход денег, собранных в виде налогов. Функции налогов
Особенности налогов, Наказание не плательщиков налогов
Тема: 8. Рынок труда
Направления совершенствования налоговой системы в России. Повторение пройденного
материала
Рынок труда
10
2
3
2
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
2
3
2
3
2
3
2
3
2
1
3
2
2
2
3(12 часов +8 с/р)
Заработная плата
Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора.
Функционирование рынка рабочей силы
Безработица . Уровень безработицы
Заработная плата. Прожиточный минимум
Заключение и расторжение трудового договора
Функционирование рынка рабочей силы. Повторение пройденного материала
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Элитарная культура
Социальные ценности и молодежь
Решение социальных проблем
Демографическая ситуация
Тема: 8. Россия в условиях
рыночной экономики
(4 часа)
Россия в системе международных экономических отношений
Кризис советской экономики
Рыночные реформы 90х гг
Перспективы экономического развития России
Дифференцированный зачет.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
8
1
1
1
94 ч+45
с/р
Всего
2
2
3
1
2
3
2
2
3
2Наименование разделов и
тем
1
Раздел 1. Начала
философских и
психологических знаний о
человеке и обществе
(15 часов + 8 с/р )
Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Введение Основные особенности научного мышления.
2
Мировоззрение. Сознание, познание, знание Природное и общественное в человеке
Бытие человека. Деятельность в жизни человека
Смысл жизни. Типы мировоззрения Мифологическое мировоззрение
Религиозное мировоззрение. Мировая религия «Буддизм»
Мировая религия «Христианство». Мировая религия «Ислам»
Философское мировоззрение Основные этапы философского мировоззрения.
Повторение пройденного материала
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Роль правовой информации в познании права.
Право и мораль: общее и особенное.
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид,
личность.
Гражданские качества личности.
Цивилизация и формация
2
2
2
2
2
2
3
1
1
1
1
1
8
Урове
нь
освоен
ия
4
2
1
2
2
2
2
3
3Общество как сложная
система
(6 часов)
Взгляды философов
средневековья на развитие
общества (7 часов +7 с\р)
Современные войны, их опасность для человечества.
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет
Роль образования в жизни современного человека и общества.
Общество и природа. Типы общества. Жизнь в движении
Взгляды философов древности на развитие общества. Как развивается общество?
Общественный прогресс. Причины развития общественного прогресса, его критерии,
социальные революции Повторение пройденного материала
Развитие обществознания в новое время
Взгляды философов эпохи Возрождения на развитие общества
Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Западное общество, особенности развития
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Повторение пройденного
материала.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Мораль. Основные принципы и нормы морали
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств
Пути разрешения социальных конфликтов.
Этнические общности. Межнациональные отношения
Семья как малая социальная группа.
Политика как общественное явление.
Гражданское общество и государство.
Социальная роль и
стратификация (8 часов)
Общественные отношения, социальная мобильность. Социальные конфликты, их
развитие
1
1
1
2
2
2
2
3
2
1
1
1
1
1
1
1
2
7
2
2
3
2
1
3
3
2Социальные нормы. Отклоняющееся поведение
Многообразие социальных групп. Семья как группа и институт
Национальные отношения. Межнациональные отношения Повторение пройденного
материала
Духовная жизнь человека и общества. Культура. Цивилизация, 5 законов о цивилизации
Мораль. «Золотое правило морали».
Значение слова Мораль
Наука. Классификация современных наук
Образование и самообразование Повторение пройденного материала
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Российское общество: между Западом и Востоком
Периодизация развития личности: проблемы и подходы
Современная молодежная культура
Личностные качества и профессиональная успешность
Роль молодежи в развитии современного российского общества
Проблема критериев истины: историкофилософский аспект
Соотношение истины и заблуждения в процессе познания
Жизненный опыт и научное знание о человеке и обществе (сходства и различия).
Понятие власти. Типы общественной власти
3
1
2
3
4
2
3
1
1
1
1
2
2
2
2
2
12
2
2
3
2
2
2
3
3
2
Культура. Мораль.
Духовность
(7 часов + 12 с\р)
Политика и власть
(12 часов +10 с\р).Политика как общественное явление. Политическая система, ее
внутренняя структура
Политические институты. Государство как политический институт.
Внутренние и внешние функции государства.
Особенности функционального назначения современных государств.
Формы государства: формы правления, территориально-
государственное устройство. Политический
режим.
Правовое государство
Понятие и признаки государства
Повторение пройденного материала
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Социология о современной России
Периодизация развития личности: проблемы и подходы
Конформизим: достоинства и недостатки
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей
Типы общественных отношений
Деление общества на «своих» и «чужих»: причины и последствия
Многообразие социальных групп Семья как группа и институт
Национальные отношения Межнациональные отношения
Социальные нормы Отклоняющееся поведение
10
2
1
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
3
3
2
2
2
3
Социальная роль и
стратификация
(9 часов)Право (17 часов + 7 с\р)
Введение Право в системе социальных норм. Система Российского права
Правоотношения Дееспособность несовершеннолетних
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ
Права и свободы человека и гражданина. Экономические, социальные и культурные права
Права и свободы в Конституции РФ. Повторение пройденного материала
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Использование достижений научнотехнического прогресса
Соотношение чувственного и рационального познания в учебной деятельности
Структура интересов современного старшеклассника
Достижения науки и техники. Ответственность ученых
Законодательная, исполнительная и судебная власть Основные функции законодательной
власти, особенности судебной власти
Избирательное право. Избирательный процесс
Обязательное право. Договорные обязательства
Внедоговорные обязательства. Договоры дарения, займа, аренды
Юридическая ответственность Дифференцированный зачет
7
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
3
2
2
2
3
3
2
2
2
3
2
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
Итого
100 часов+45
с\р1
Тема: 1. (10 часов)
Теоретические основы
государства и права
Введение Понятие и признаки государства
Содержание учебного материала
Тема №3 Правовой статус
личности (6 часов)
Сущность и функции государства Форма государства
Понятие, признаки и функции права Норма и источники права
Отросли прав. Правовые отношения и юридическая ответственность
Виды политических режимов Повторение пройденного материала
Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
Социальноэкономические права и свободы Основные обязанности граждан
Конституционные гарантии реализации прав и свобод . Повторение пройденного
материала
РФ – демократическое государство Местное самоуправление (ст. 130—133)
Тема: 2. (7 часов + 8 с\р)
Основы конституционного
права Р. Ф
Президент Российской Федерации (ст.80—93) Законодательная власть в РФ.
Федеральное Собрание(ст. 94—109) Исполнительная власть в РФ Правительство
Российской Федерации (ст.110—117)
Судебная власть (ст. 118—129). Прокуратура РФ. Повторение пройденного материала
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Право в системе социальных норм
Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и
расторжения брака
Правоохранительные органы. Судебная система
Споры, порядок их рассмотрения
4
2
1
2
2
2
3
2
1
3
3
2
3
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
3
1
1
1
1
8Тема: 3 .
Отрасли российского права
Уголовное право13 часов
Гражданство РФ
Законотворческий процесс в РФ
Организационноправовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
Особенности административной юрисдикции
Понятие и признаки преступления. Преступление как наиболее опасное противоправное
деяние. Наказание, его цели и виды
Категории преступления. Состав преступления
Классификация преступлений. Соучастие в преступлении
Предварительное следствие. Обстоятельства, отягощающие уголовную ответственность
Судебное разбирательство. Обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность
Применение наказания и освобождение от наказания. Повторение пройденного материала
Семейное право
(8часов + 8 с\р)
Понятие брак и семья Условия заключения брака
Недействительность брака. Прекращение брака
Личные и имущественные отношения супругов. Договорный режим имущества супругов
Права и обязанности родителей и детей. Порядок взыскания и уплаты алиментов
Повторение пройденного материала
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Понятие и виды юридической ответственности
Права и обязанности налогоплательщиков
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
Социальные связи семьи как ячейки общества
Российское общество: между Западом и Востоком
1
1
1
1
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
2
8
2
2
3
1
2
2
2
2
1
3
3Трудовое право
13 часов + 8 с/р
Соотношение целей и средств в политике.
Трудовой договор понятие и виды. Порядок заключения трудового договора
Испытательный срок. Изменение трудового договора
Прекращение трудового договора по инициативе работника и работодателя . Прекращение
трудового договора по обстоятельствам не зависящим от воли сторон
Правовое регулирование рабочего времени. Режим и учет рабочего времени,
сверхурочная работа, время отдыха
Тарифная форма оплаты труда системы. Системы и формы заработной платы
Дисциплинарная ответственность. Виды материальной ответственности
Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Деятельность
КТС Повторение пройденного материала
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Особенности административной юрисдикции
Понятие и виды юридической ответственности
Права и обязанности налогоплательщиков
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
Социальные связи семьи как ячейки общества
Российское общество: между Западом и Востоком
Соотношение целей и средств в политике
Гражданское право
(7часов +10 с/р )
Понятие и основные принципы гражданского права. Граждане как субъекты гражданского
права
Виды юридических лиц. Понятие и содержание права собственности, виды собственности
8
2
2
2
2
2
2
1
2
1
1
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
3
3
2
2Виды договоров . Классификация договоров по предмету
Способы обеспечения договорных обязательств . Защита права собственности
Повторение пройденного материала
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Экономическая деятельность подростков
Изменение ценностных ориентиров подростков
Семья в экономике
Толерантность.
Политические партии современной России
Гражданская защита
прав и свобод граждан
(7 часов + 11 с\р)
Органы местного самоуправления, полиции, прокуратуры. Государственный нотариат
Адвокатура
Порядок обращения граждан в суд для защиты своих прав
Судебное разбирательство. Особенности рассмотрения дел о компенсации морального
вреда
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Политическая деятельность
Конфликт в межличностных отношениях
Политическая сфера
«Избирательные технологии».
Политическая элита
Избирательный процесс
Принятие судом решения и порядок его исполнения. Дифференцированный зачет.
10
1
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
1
2
1
3
3
2
2
2
3Итого
71 + 45
с\р
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
учебного кабинета истории № 307;
3.1.1. Оборудование кабинета:
рабочее место преподавателя;
30 посадочных мест по количеству студентов;
учебнонаглядные пособия:
Таблица Политика и право.
Таблица Политическая система общества. Политическая жизнь
общества.
Презентация Социальная система общества.
Таблица Взгляды Фалеса. Взгляды философов античности.
Таблица Взгляды Аристотеля на развитие мира
Презентация Конституционное право. Конституция Российской
Федерации. Таблица Основы конституционного
строя.
Таблица Законодательная, исполнительная и судебная власть в
Российской Федерации.
Таблица Права и свободы человека и гражданина. Федеративное
устройство.
Презентация Президент Российской Федерации. Правительство
Российской Федерации
Презентация Федеральное собрание Российской Федерации
Патриотический уголок Государственные символы Российской
Федерации. Таблица Геральдика РФ
3.1.3. Действующая нормативнотехническая и технологическая
документация:
правила техники безопасности и производственной санитарии;
3.2.
Учебнометодический комплекс
систематизированный по компонентам
3.2.1. Нормативный компонент:
извлечение из ФГОС СПО по специальности;
рабочая программа учебной дисциплины;
календарнотематический план.
по дисциплине,3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений
студентов: Методы:
1) повседневное наблюдение за работой студентов;
2) устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный);
3) выставление поурочного балла;
4) контрольные работы;
5) проверка домашних работ;
6) программированный контроль.
Виды проверки:
текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных
занятий;
семестровая проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждого
семестра;
годовая оценка знаний, т. е. оценка успеваемости студентов за год;
Дифференцированный зачет.
3.3 Информационнокоммуникационное обеспечение обучения
3.3.1. Основная литература
№ п\п
Учебный материал
Автор
Издательств
о
Год
издани
1
2
3
4
Обществознание
А.Г.Важенин
(начальное среднее
профессиональное
образование)
Обществознание
(контрольные задания)
Практикум по
обществознанию
(5 издание)
Практикум по
обществознанию
(9 издание)
А.Г.Важенин
А.Г.Важенин
А.Г.Важенин
я
2012
год
2013
год
2013
год
2013
год
Москва
издательски
й центр
«Академия»
Москва
издательски
й центр
«Академия»
Москва
издательски
й центр
«Академия»
Москва
издательски
й центр
«Академия»3.3.2. Дополнительная литература
№ п\п
Учебный материал
Автор
Издательство
Год
издани
я
2004
год
2005
год
Москва
Просвещение
Москва
Дрофа
М.В.Хачатурян
Методические
рекомендации по
«Обществознанию»
Методические
рекомендации
«История мировых
цивилизаций»
Право
А.Ф. Никитин
Москва
2008г
«Просвещение»
1
2
3
3.3.3. Периодические издания
№ п\п Учебный материал
Автор
Издательство
1
2
3
4
5
Журнал «Следопыт»
Заступники Руси
Святой
История каширского
края и сельского
поселения Знаменское
Каширский район
Г.А.Гребенинков Москва «Благо»
А.Голубев
Москва
В.А.Смирнов,
Л.И. Смирнова
«Книжный
двор»
Москва,
энциклопедия
сел и деревень
Журнал «Наша
Военно
Год
издани
я
№3/20
07 год
2004
год
2010
год
1998
год
2009Победа»
6
7
Журнал Державная
Российская
Московский журнал
«История государства
Российского»
историческая
хроника
Новая Святая
Русь
№7
год
1996
год
2006
год4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий,
тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых
заданий, практических, самостоятельных, проверочных и контрольных работ
Оценка качества освоения учебной программы включает текущий
контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения
дисциплины. Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков
учащихся:
устные и письменные развернутые ответы;
тестирование;
работа с терминами (письменно и устно);
выполнение творческих заданий:
а) Государство как политический институт презентация;
б) Взгляды философов эпохи Возрождения на развитие общества
презентация
в) Семья как группа и институт презентация;
е) Права и обязанности родителей и детей презентация
Контроль реализации программы
а) Стартовый контроль (результаты уровня обученности.) – 2я неделя 1
семестра (самостоятельная работа по результатам обучения в школе).
б) Текущий контроль – после изучения тем –проверочные тесты
(тематические).
Формами текущего контроля являются так же участие студентов в
проектной деятельности, круглых столах, тестировании, подготовка
мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.
в) Итоговый контроль – дифференцированный зачет
экзамен
Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для собеседования,
рубежного контроля, примерной тематики и содержания контрольных работ,
тестовых заданий, рефератов отражено в учебнометодическом комплексе
дисциплины.Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Умения:
характеризовать основные
социальные объекты, выделяя
их существенные признаки,
закономерности развития;
Анализировать актуальную
информацию о социальных
объектах, выявляя их общие
черты и различия;
устанавливать соответствия
между существенными
чертами и признаками
изученных социальных
явлений и
обществоведческими
терминами и понятиями;
объяснять причинно
следственные и
функциональные связи
изученных социальных
объектов (включая
взаимодействия человека и
общества, важнейших
социальных институтов,
общества и природной среды,
общества и культуры,
взаимосвязи подсистем и
элементов общества);
Раскрывать на примерах
изученные теоретические
положения и понятия
социальноэкономических и
гуманитарных наук;
Осуществлять поиск
социальной информации,
представленной в различных
знаковых системах знания по
заданным темам;
Коды
формируемых
компетенций
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
ОК 2.
Входной контроль:
оценка выполнения тестовых заданий
ОК 3.
ОК 4.
Текущий контроль:
Проверка и анализ письменных домашних
заданий и самостоятельных работ по темам:
Личностные качества и профессиональная
успешность
Труд и речь в процессе развития
Основные факторы, способствующие сплочению
социума
Промежуточный контроль:
контрольные работы.
Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе
аудиторных занятий, оценка выполнения
тестовых заданий
Оценка освоенных умений в ходе фронтального
опроса и опроса по индивидуальным заданиям
по теме: Кредитноденежная политика
ОК 8.
Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе
аудиторных занятий
ОК 4.
Оценка освоенных умений в ходе опроса по
индивидуальным заданиям.
Проверка письменных домашних заданий,
оценка выполнения тестовых заданийСистематизировать,
анализировать и обобщать
неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней
факты и мнения, аргументы и
выводы;
Оценивать действия
субъектов социальной жизни,
включая личность, группы,
организации, с точки зрения
социальных норм,
экономической
рациональности;
Формулировать на основе
приобретенных
обществоведческих знаний
собственные суждения и
аргументы по определенным
проблемам;
Определять и оценивать роль
социальных факторов в
становлении
личности
Характеризовать деятельность
как способ существования
в обществе
Выявлять причинно
следственные,
функциональные связи
взаимодействия
общества и других систем
Правовые формы
предпринимательства;
порядок рассмотрения споров
в сфере отношений,
урегулированных правом
Знания:
Извлекать из
неадаптированных
оригинальных текстов знания
по теме
Формулировать на основе
приобретенных знаний
ОК 3.
ОК 4.
ОК 1.
Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе
аудиторных занятий, оценка выполнения
тестовых заданий
Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе
аудиторных занятий, оценка выполнения
тестовых заданий
ОК 8.
Оценка выполненных самостоятельных работ ,
конспектов.
ОК 1.
ОК 7.
Оценка выполненных самостоятельных работ,
конспектов.
Фронтальный опрос в форме диктанта по
понятиям
ОК 5.
Оценка выполнения тестовых заданий
ОК 1.
ОК 2.
Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе
аудиторных занятий, оценка выполнения
тестовых заданий
ОК 4
Промежуточный контроль:
Контрольные работы
Оценка выполненных самостоятельных работ,
конспектов.
Текущий контроль:собственные
суждения и аргументы
Использовать приобретенные
знания и
умения в практической
деятельности и
повседневной жизни для
общей
ориентации в актуальных
общественных
событиях и процессах
Правильно трактовать смысл
понятий по
теме «Социальные
отношения»
Взаимосвязь права и других
социальных норм; основные
условия
приобретения гражданства;
особенности прохождения
альтернативной
гражданской службы;
Осуществлять поиск
социальной
информации, представленной
в различных знаковых
системах (текст,
схема, таблица, диаграмма)
Содержание и назначение
важнейших правовых и
законодательных актов
мирового и регионального
значения
Разработчик:
Анализ письменных домашних заданий и
самостоятельных работ
ОК 5.
ОК 6
ОК 2.
Оценка выполненных реферативных работ,
конспектов, презентаций
ОК 5.
ОК 10.
ОК 2.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
Оценка выполненных реферативных работ,
конспектов, презентаций
Оценка выполненных
самостоятельных работ,
конспектов, презентаций
Оценка выполненных
реферативных работ,
конспектов, презентаций
Итоговый контроль:
дифференцированный
зачет
Экзамен
Преподаватель истории и обществознания ГАОУ СПО МО «Профессиональный
колледж «Московия» А.В.Воронова