Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Оценка 5
Образовательные программы
doc
труд
Все классы
01.12.2017
Учебная дисциплина ОП.03. Древесиноведение и материаловедение входит в профессиональный цикл, в состав общепрофессиональных дисциплин специальности 35.02.03 Технология деревообработки (базовой подготовки).
В процессе изучения дисциплины формируется комплексный подход к рациональному использованию лесных ресурсов, система знаний и умений по определению пород, размеров, сортности древесины и древесных материалов, правила измерения, сортировки, упаковки и маркировки.Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.03 Технология деревообработки (базовой подготовки), учитывает положения профессионального стандарта 23.017 Профессиональный стандарт Контролер качества продукции лесопильного производства и сушки древесины.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение.doc
Департамент образования и науки
Кемеровской области
Государственное профессиональное
образовательное учреждение
«Мариинский политехнический техникум»
35.02.03 Технология деревообработки
ОП.03. ДРЕВЕСИНОВЕДЕНИЕ И
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Рабочая программа учебной дисциплины 2017
2 Рассмотрено на заседании
предметной (цикловой) комиссии
профессиональной подготовки
технологических специальностей
____________________________
(подпись председателя ПЦК)
Протокол № ____
От «___»____________ 201 __ г.
Протокол № ____
От «___»____________ 201 __ г.
Протокол № ____
От «___»____________ 201 __ г.
Протокол № ____
От «___»____________ 201 __ г.
Утверждено методическим советом
ГПОУ МПТ
______________________________
(подпись председателя методического совета)
Протокол № ____
От «___»___________ 201 __ г.
Протокол № ____
От «___»____________ 201 __ г.
Протокол № ____
От «___»____________ 201 __ г.
Протокол № ____
От «___»____________ 201 __ г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.
Древесиноведение и
материаловедение разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования
по
специальности 35.02.03 Технология деревообработки, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации № 452 от 07.05.2014г, с
учетом профессионального стандарта ПС 23.017 Профессиональный стандарт
Контролер качества продукции лесопильного производства и сушки древесины
(Приказ Минтруда России от 25 декабря 2014 № 1133Н)
Организацияразработчик: Государственное профессиональное образовательное
учреждение «Мариинский политехнический техникум»
Разработчик: Кожемяко И.Л., канд.пед.наук, преподаватель
ГПОУ МПТ
Согласовано
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.
материаловедение согласована с работодателями:
Древесиноведение и
Долгих С. К., директор ООО «Марлес плюс»
3 СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
5
11
15
4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и
материаловедение является частью программы подготовки специалистов
среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.03
Технология деревообработки (базовой подготовки), учитывает положения
профессионального стандарта 23.017 Профессиональный стандарт Контролер
качества продукции лесопильного производства и сушки древесины.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при повышении
мастеров, технологов лесопильного производства, мебельного и столярностроительного
производств, фанерного и плитного производств, спичечного, тарного и других
деревообрабатывающих производств.
Программа может быть использована в дополнительном профессиональном
образовании по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих,
программам переподготовки рабочих:
Приложения к ФГОС 35.02.03.
Технология деревообработки
12948 Контролер
деревообрабатывающего производства
Профессиональный стандарт
ПС 23.017 Профессиональный стандарт
Контролер качества продукции
лесопильного производства и сушки
древесины
ЕКТС §11 Контролер
деревообрабатывающего производства 4го
разряда
ОКЗ 7422 Контролер
деревообрабатывающего производства
ОКСО: 4.35.01.05 Контролер полуфабрикатов и
изделий из древесины
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена:
Дисциплина входит в профессиональный цикл, в состав общепрофессиональных
дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Цель дисциплины дать систему теоретических знаний и практических навыков
по определению пород, размеров, сортности древесины и древесных материалов, а
также по правилам измерения, сортировки, упаковки и маркировки.
Задача изучения дисциплины – формирование комплексного подхода к сырью и
материалам при использовании их в различных отраслях промышленности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
5 уметь:
определять основные древесные породы;
выполнять необходимые расчеты по определению физических, механических
и технологических свойств древесины;
определять виды пороков и измерять их в соответствии с требованиями
ГОСТа;
измерять фактические и устанавливать стандартные размеры, определять
сорт древесных материалов;
выполнять необходимые расчеты по определению физических,
технологических свойств: конструкционных недревесных, клеевых, отделочных
материалов, материалов для изготовления мягких элементов, спичек, шпал, и
других изделий из древесины;
проводить исследования и испытания материалов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
достоинства и недостатки древесины как материала;
строение древесины хвойных и лиственных пород;
физические, механические и технологические свойства древесины;
классификацию пороков;
классификацию лесных товаров и их основные характеристики;
классификацию и основные свойства материалов применяемых в
деревообработке
В результате освоения ППССЗ обучающийся должен обладать общими
компетенциями, включающими способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
6 ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
В результате освоения ППССЗ обучающийся должен обладать
соответствующими основным видам
профессиональными компетенциями,
профессиональной деятельности:
Разработка и внедрение технологических процессов деревообрабатывающих
производств
ПК 1.1.
Участвовать в разработке технологических процессов
деревообрабатывающих производств,
процессов технологической подготовки
производства, конструкций изделий с использованием системы автоматизированного
проектирования (далее – САПР).
ПК 1.2. Составлять карты технологического процесса по всем этапа изготовления
продукции деревообрабатывающих производств.
ПК 1.3. Организовывать ведение технологического процесса изготовления
продукции деревообработки.
ПК 1.4. Выполнять технологические расчеты оборудования, расхода сырья и
материалов.
ПК 1.5.
Проводить контроль соответствия качества продукции
деревообрабатывающего производства требованиям технической документации.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих
ПК 3.1 Выполнять комплекс работ по контролю качества и приемке
материалов, изделий из древесины.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 240 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 160 часов;
самостоятельной работы обучающегося 80 часов;
В соответствии с
запросом работодателей для подготовки
конкурентоспособных выпускников за счет часов вариативной части увеличен
объем часов, отведенный на учебную дисциплину, т.к. владение теоретическими
вопросами и практическими знаниями по дисциплине возрастает для будущего
специалиста в связи с рациональным использованием лесных богатств, уменьшением
количества отходов, совершенствованием выпуска продукции из лесного сырья на
предприятиях региона в результате большого спроса на древесину и расширенного
потребления ее в будущем.
Вариативная часть: максимальная учебная нагрузка 74 часов, в том числе
обязательных учебных занятий 50 часов,
Использование часов вариативной части рассмотрено и утверждено на заседании
предметноцикловой комиссии профессиональной подготовки технологических
специальностей от 16.03.2017г, Протокол № 8 с участием и учетом мнения
7 работодателей в лице: Гекк А. В., руководителя предприятия ИП Гекк; А. В., Зайцева
А.В., директора ООО «Сусловский леспромхоз»; Титова Ю. В. начальника
территориального отдела по Чебулинскому лесничеству департамента лесного
комплекса Кемеровской области, председателя государственной экзаменационной
комиссии по специальности 35.02.02 Технология лесозаготовок; Долгих С. К.,
директора ООО «Марлес Плюс» и распределено следующим образом:
для расширения и углубления подготовки (ПК 1.11.5, ПК 3.1 раздел 2.
Материаловедение), определяемой содержанием обязательной части;
получения дополнительных профессиональных компетенций (ДПК 1.6, 1.7
Тема 1.2. Химические свойства древесины, Тема 1.3. Физические свойства
древесины, Тема 1.4. Механические свойства древесины, Тема 2.1. Древесные
материалы);
умений и знаний (ДПК 1.6, 1.7 Тема 1.2. Химические свойства древесины,
Тема 1.3. Физические свойства древесины, Тема 1.4. Механические свойства
древесины, Тема 2.1. Древесные материалы), необходимых для обеспечения
конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального
рынка труда и возможностями продолжения образования.
В результате освоения вариативной части учебной дисциплины
обучающийся должен:
уметь:
снижать количество отходов при обработке древесных материалов;
использовать рационально древесину;
совершенствовать выпуск продукции из лесного сырья различных видов на
предприятиях региона;
знать:
условия повышения качества продукции лесного комплекса Кемеровской области;
условия сохранения лесных товаров в процессе транспортировки, эксплуатации и
потребления;
потребительские свойства лесных товаров, качественные требования к ним;
экономное использование древесины и недревесных продуктов леса.
Техниктехнолог должен обладать дополнительными профессиональными
компетенциями, соответствующими видам деятельности, освоенными за счет
часов вариативной части учебной дисциплины:
ДПК 1.6. Разрабатывать конструкции столярностроительных изделий и
мебели.
Общие принципы проектирования столярностроительных изделий и мебели включают
разработку технического предложения с выбором материалов, из которых изготавливается
продукция: характеристика материалов, доступность сырья, использование отходов производства.
Все соединяемые детали в столярномебельных изделиях несут ту или иную нагрузку, и чем
больше нагрузка, тем прочнее должно быть соединение. При конструировании изделия следует
продумать, какие нагрузки и в каком направлении будет испытывать деталь и все изделие.
Наиболее ощутимы силы сжатия, изгиба, сдвига и скручивания. Древесина хорошо
сопротивляется сжатию и изгибу, но плохо противостоит ударам, сжатию и скручиванию, поэтому
8 при конструировании следует уделять больше внимания прочности тех соединений, где
действуют силы раскалывания и скручивания. Основные столярные соединения делают на клею, и
чем больше нагрузка, тем больше должна быть площадь склеивания. Чтобы клеевое соединение
было более стойким, клеевой шов нужно располагать вглубь от наружной поверхности и тем
самым защитить его от возможных ударов.
Тема 2.1. Древесные материалы
Темы занятий: Пиленые лесоматериалы. Строганные и лущеные материалы.
Композиционные древесные материалы.
ДПК 1.7. Организовывать ведение технологического процесса переработки
низкокачественной древесины и отходов производства
К низкокачественной древесине относятся такие круглые лесоматериалы, в том
числе хлысты, которые по своим качественным показателям или размерной
характеристике не соответствуют требованиям стандартов или технических
условий на деловую древесину, но могут использоваться для получения деловых
сортиментов путем дополнительной обработки или переработки.
Тема 2.1. Древесные материалы
Темы занятий: Плиты древесностружечные. Плиты древесноволокнистые. Арболит. Фибролит.
Ксилолит. Материалы из отходов древесины. Технологическая щепа различного назначения.
Древесная мука. Технологические древесные опилки. Стружка древесная. Кора и древесное
сырьё для выработки дубильных экстрактов. Продукция из хвои.
Практическое занятие 4 Определение сортности круглых лесоматериалов.
Маркировка круглых лесоматериалов.
Выполнение практического занятия включает определение сорта круглых лесоматериалов 1,2,3
сорт и их назначение. Круглые лесоматериалы, изза наличия пороков древесины, не
соответствующие нормам, не имеющие сортность, т.е. низкокачественная древесина, имеет
применение.
Практическое занятие 6 Определение сорта пиломатериалов.
Выполнение практического занятия включает определение сорта пиломатериалов
и их назначение. Пиломатериалы, изза наличия пороков древесины, не
соответствующие нормам, не имеющие сортность, т.е. низкокачественная
древесина, тоже имеет применение.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
240
160
34
12
4
9 80
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Исследовательская учебная работа
Доклад
Производственная ситуация
Графическое изображение структуры текста
Исследовательская учебная работа с мультимедийной
презентацией
Информационное сообщение
Проектная работа с мультимедийной презентацией.
Работа с учебной, нормативной литературой, сетью Интернет, с
нормативнотехнической документацией
Терминологический словарь
Конспект текста
Презентация
Промежуточная аттестация в форме экзамена
11
8
9
2
14
3
19
9
2
2
подбор образцов древесных пород; подготовка к защите практических и лабораторных работ;
подготовка к лабораторным и практическим работам; подбор образцов с пороками;
написание рефератов по заданным темам с использованием дополнительных источников;
работа с ГОСТ 214081 по индивидуальным заданиям; работа с ГОСТами на круглые
лесоматериалы; составление сравнительной таблицы эксплуатационных и технологических
свойств хвойных пород Бурятии; работа с ГОСТами на пиломатериалы; 58 2 8 4 2 8 2 2 2 1
решение тестов; подготовка к контрольной работе; решение профессиональных задач.;
работа с конспектом лекций, учебной и справочной литературой по теме; выполнение
конспекта с использованием дополнительных источников; выполнение отчетов по
лабораторным и практическим работам
10 Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Древесиноведение
Тема 1.1 . Строение
древесины.
Определение главных
древесных пород
Тема 1.2. Химические
свойства древесины
Тема 1.3. Физические
свойства древесины
Содержание учебного материала
1
.
Части растущего дерева их значение в растущем дереве и промышленное использование. Главные разрезы ствола. Части
ствола: сердцевина, древесина, камбий, кора. Макроскопическое строение древесины: годичные слои, сердцевинные лучи,
сердцевинные повторения, сосуды, смоляные ходы. Микроскопическое строение древесины: строение растительной клетки и
клеточных оболочек; анатомические элементы древесины лиственных и хвойных пород.
Лабораторная работа
Изучение отличительных признаков макроскопического строения основных древесных пород
Лабораторная работа
Определение хвойных древесных пород по макроскопическим признакам.
Лабораторная работа
Определение лиственных пород по макроскопическим признакам.
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения древесины хвойных пород.
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения лиственных пород.
Самостоятельная работа обучающихся
Исследовательская учебная работа «Породы древесины Кемеровской области», Составление «Портфолио»
Содержание учебного материала
1
вещества
древесины: целлюлоза,
Элементарный химический состав древесины. Органические
гемицеллюлозы, лигнин. Экстрактивные вещества:
дубильные, красящие, смолы, эфирные масла.
Промышленное использование органических и экстрактивных веществ древесины. Основные химические
реакции древесины: гидролиз, пиролиз. Использование древесины в качестве топлива.
Самостоятельная работа обучающихся
Доклад «Использование химической переработки древесины в Кемеровской области»
Содержание учебного материала
1 Понятие о физических свойствах древесины. Свойства, характеризующие внешний вид древесины: цвет, блеск,
текстура, макроструктура, запах. Влажность древесины и свойства, связанные с её изменением: влага в древесине,
виды влаги, предел гигроскопичности, высыхание древесины, равновесная влажность, усушка древесины, виды
усушки, внутренние напряжения, растрескивание, коробление, влагопоглощение, во допоглощение, разбухание.
Плотность древесины. Проницаемость древесины жидкостями и газами. Тепловые, звуковые, электрические
свойства древесины. Свойства, проявляющиеся при воздействии электромагнитных излучений. Значение свойств
для промышленного использования древесины.
Лабораторная работа
Определение влажности, плотности древесины.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Древесиноведение и материаловедение»
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
Объем часов
обучающихся
2
ОК 19, ПК 1.11.5, ПК 3.1, ДПК 1.6, 1.7
3
140
33
12
2
2
2
2
2
11
9
6
3
27
12
2
Уровень
освоения*
4
2
ОК 1, 2 ,7 ПК 1.1
1
ОК2, ПК 1.1,
ДПК 1.7
2
ОК2, 7 ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 3.1,
ДПК 1.6
11 Тема 1.4.
Механические
свойства древесины
Тема 1.5. Влияние
различных факторов
на физико
механические
свойства
Тема 1.6. Пороки
древесины
Лабораторная работа
Определение величины усушки и разбухания древесины
Практическое занятие
Решение задач по определению физических свойств древесины.
Самостоятельная работа обучающихся
Производственная ситуация «Сравнение физических свойств древесины различных пород» Составление «Портфолио»
Содержание учебного материала
1
Классификация механических свойств древесины. Цели и особенности механических испытаний древесины.
Прочность древесины при сжатии, растяжении, статическом изгибе. Деформативность. Эксплуатационные и
технологические свойства: ударная вязкость, твердость, способность удерживать металлические крепления,
способность к гнутью, способность раскалываться.
Лабораторная работа
Определение механических свойств древесины.
Практическое занятие
Решение практических задач по определению механических свойств древесины.
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение доклада «Значение и сравнение механических свойств древесины различных пород при ее эксплуатации».
Содержание учебного материала
1
Влияние строения древесины. Коэффициенты качества. Влияние лесоводческих факторов. Влияние физических и
химических факторов: сушки, пониженных и повышенных температур, ионизирующих излучений, кислот и щелочей,
речной и морской воды
Самостоятельная работа обучающихся
Графическое изображение структуры текста «Влияние различных факторов на физикомеханические свойства древесины»
Содержание учебного материала
1
Понятия о пороках древесины. Классификация пороков по ГОСТу 214081. Сучки. Трещины.
Пороки формы ствола. Пороки строения древесины. 59 группы пороков.
Лабораторная работа
Изучение сучков, способов их измерения, влияния на качество древесины
Лабораторная работа
Изучение трещин и пороков формы ствола
Лабораторная работа
Изучение пороков строения древесины
Лабораторная работа
Изучение химических окрасок, грибных поражений, биологических повреждений
Лабораторная работа
Изучение механических повреждений и дефектов обработки, покоробленностей
Лабораторная работа
Определение и измерение пороков на круглых лесоматериалах.
Лабораторная работа
Определение и измерение пороков на пиломатериалах.
2
2
9
15
6
2
2
5
6
4
2
41
12
2
2
2
2
2
2
2
2
ОК 1,7 ПК 1.1,
ПК 1.3
1
ОК 4 ПК 1.4
ОК 4, 7 ПК 1.4, ПК
2
3.1
12 Тема 1.7. Стойкость
древесины
Раздел 2.
Материаловедение
Тема 2.1. Древесные
материалы
Самостоятельная работа обучающихся
Исследовательская учебная работа с мультимедийной прнезентацией «Влияние пороков на физикомеханические свойства, качество
древесины. Пороки растущего дерева . Пороки на круглых лесоматериалах. Пороки на пиломатериалах. Работа с ГОСТ 214081. Составление
«Портфолио
Контрольная работа по разделу 1 Древесиноведение
Содержание учебного материала
1. Понятие стойкости древесины. Стойкость древесины против физических, химических и биологических
факторов. Зависимость стойкости древесины от породы, химического состава, влажности, плотности.
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение информационного сообщения на тему «Значение и сравнение стойкости древесины различных пород»
ОК 19, ПК 1.11.5, ДПК 1.6, 1.7
Содержание учебного материала
1.
Классификация и стандартизация древесных материалов. Классификация лесных товаров по способу получения,
назначению. Общие сведения о стандартизации. Категории и структура стандартов. Значение стандартов.
Направления развития стандартизации.
Классификация круглых лесоматериалов по породам, назначению, размерам, качеству. Круглые лесоматериалы хвойных
и лиственных пород для лущения. Круглые лесоматериалы для выработки целлюлозы и древесной массы. Круглые
лесоматериалы для использования в круглом виде. Экспортные круглые лесоматериалы. Обмер, учет, маркирование,
сортировка, приемка и проверка качества, транспортирование, хранение
Пиленые лесоматериалы.
Классификация пиломатериалов по породам, форме поперечного сечения, размерам, характеру и степени обработки,
способу распиловки, положению в бревне, качеству и назначению. Пиломатериалы хвойных и лиственных пород общего
назначения, экспортные пиломатериалы. Заготовки из древесины хвойных и лиственных пород. Правила обмера, учета,
сортировки, маркирования, приемки, хранения пиломатериалов и заготовок.
Строганные и лущеные материалы.
Шпон строганный. Шпон лущеный. Требования ГОСТ. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение,
правила приёмки, обмера и учета шпона.
Композиционные древесные материалы.
Фанера. Свойства и виды, применение. Требования действующих ГОСТ. Плиты столярные. Виды, свойства, применение.
Требования ГОСТ. Плиты древесностружечные. Виды, свойства, применение. Требования ГОСТ. Плиты
древесноволокнистые. Виды, свойства, применение. Требования ГОСТ. Древеснослоистые пластики. Арболит. Фибролит.
Ксилолит.
древесины. Технологическая щепа различного назначения. Древесная мука.
Материалы из отходов
Технологические древесные опилки. Стружка древесная. Кора и древесное сырьё для выработки дубильных
экстрактов. Продукция из хвои.
Практическое занятие
Определение стандартных размеров и объёма лесоматериалов.
Практическое занятие
Определение сортности круглых лесоматериалов. Маркировка круглых лесоматериалов
Практическое занятие
Определение стандартных размеров пиломатериалов.
14
2
6
4
2
100
57
30
2
2
2
2
ОК 2 ПК 1.2
2
3.1
ОК 2,4,5.6, 8, ПК
1.1, ПК 1.5, ПК
ДПК 1.6, 1.7
13 Практическое занятие
Определение сорта пиломатериалов
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной, нормативной литературой, сетью Интернет, с нормативнотехнической документацией на круглые
лесоматериалы, пилопродукцию, клееную продукцию. Проектная работа с мультимедийной презентацией
«Характеристика древесных материалов Кемеровской области. Круглые лесоматериалы. Пиломатериалы. Строганные
и лущеные материалы. Композиционные древесные материалы. Плитные материалы Древеснослоистые пластики
Рациональное и комплексное использование древесины».
Тема 2.2. Клеевые
материалы
Содержание учебного материала
1.
Общие сведения о клеях. Основные требования, предъявляемые к клеям. Классификация клеев. Состав
клеев. Основные свойства клеев: массовая доля сухого остатка, вязкость, концентрация водородных ионов,
адгезия, время отверждения, клеящие свойства, водостойкость, биологическая стойкость. Приготовление
рабочих растворов клеев. Характеристика клеев, достоинства и недостатки.
Лабораторная работа
Изучение клеевых материалов, применяемых в деревообработке
Самостоятельная работа обучающихся
Составление терминологического словаря по клеевым составам.
Содержание учебного материала
1.
Назначение лакокрасочных покрытий. Классификация отделочных материалов. Плёнкообразующие
вещества. Растворители и разбавители. Наполнители Пластификаторы. Их виды назначение. Красящие
вещества: красители, пигменты, протравы. Их виды, свойства и применение. Лакокрасочные составы:
грунтовки, порозаполнители, шпатлевки, лаки, краски, эмали, политуры. Классификация, состав, свойства и
применение. Виды, марки. Требования ГОСТов и ТУ. Вспомогательные отделочные материалы:
шлифованные материалы, полирующие материалы, обессмаливающие и отбеливающие составы.
Лабораторная работа
Изучение лакокрасочных материалов, применяемых в деревообработке.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление терминологического словаря по лакокрасочным материалам.
Содержание учебного материала
1
.
Классификация полимерных материалов. Получение полимеров. Состав и свойства пластмасс. Достоинства
и недостатки. Термопластичные полимерные материалы: полиэтилен низкого давления, полипропилен,
полистирол, поливинилхлорид, АБСпластики, полиамиды. Термореактивные полимерные материалы:
стеклопластики, жесткие пенополиуретаны, аминопласты.
Самостоятельная работа обучающихся
Информационное сообщение на тему «Использование полимерных материалов в производстве изделий»
Содержание учебного материала
1
.
Облицовочные недревесные материалы. Назначение. Классификация, виды. Достоинства и недостатки.
Пленки на основе пропитанных бумаг с полной поликонденсацией смолы: листовые, рулонные, кромочные.
Пленки на основе пропитанных бумаг с частичной поликонденсацией смолы. Пленки на основе полимерных
материалов. Искусственные кожи. Декоративные бумажнослоистые пластики.
Тема 2.3. Отделочные
недревесные
материалы
Тема 2.4. Полимерные
конструкционные
материалы
Тема 2.5.
Не древесные
облицовочные
материалы.
2
19
13
6
2
4
15
8
2
5
3
2
1
3
2
2
ОК 2. 4, 8, 9 ПК
1.1, ПК 1.3
2
ОК 2, 8 ПК 1.1,
ПК 1.3, ПК 1.4
2
ОК. 4, ПК 1.1
2
ОК. 4, ПК 1.1
14 Самостоятельная работа обучающихся
Сообщение «Использование облицовочных недревесных материалов в производстве изделий»
1
15 Тема 2.6.
Материалы для
изготовления
мягких элементов
мебели
Содержание учебного материала
1. Настилочные материалы животного происхождения: волос, шерсть, птичьи перья и пух. Настилочные
материалы растительного происхождения: растительные волокна морских трав, растений рогозовых,
осоковых, пальмовых и злаковых. Синтетические настилочные материалы: поропласт полиуретановый,
губчатая резина, эластичные ППУ. Характеристика, свойства, применение, достоинства и недостатки.
Характеристика покровных и облицовочных материалов.
Самостоятельная работа обучающихся
Конспект текста «Использование синтетических настилочных материалов в производстве изделий»
Контрольная работа по разделу 2 Материаловедение
Содержание учебного материала
1. Металлические изделия и мебельная фурнитура.
Самостоятельная работа обучающихся
Презентация «Использование металлов и сплавов в деревообработке». Составление «Портфолио»
Металлы, применяемые в деревообработке.
Металлические
изделия и мебельная
Тема 2.7.
фурнитура
* Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3
2
1
2
6
4
2
2
ОК. 4, 5, ПК 1.1
2
ОК 4,5,6, ПК 1.1,
Всего
240
16 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материальнотехническому
3.1.
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Древесиноведение и материаловедение; лаборатории Древесиноведение и
материаловедения.
Технические средства обучения:
Компьютер,
мультимедийный проектор, принтер, сканер, модем,
программное обеспечение общего и профессионального
телевизор,
назначения.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Столы ученические
Столы для приборов
Стол преподавателя
Шкафы для хранения приборов, образцов
Комплект деталей, инструментов, приспособлений;
Комплект бланков технологической документации;
Комплект учебнометодической документации;
Наглядные пособия;
Банк мультимедийных презентаций по дисциплине, видеоролики,
видеофильмы
Комплекты образцов:
комплекты натуральных образцов древесины различных древесных пород,
пороков древесины, древесных материалов, композиционных материалов
древесного происхождения, клеевых материалов, отделочных и полимерных
материалов, целлюлозы, материалов и изделий, получаемых путем
химической переработки древесины.
Перечень технического оборудования:
Сушильный шкаф, электронные весы, контрольноизмерительный инструмент
(штангенциркули,
контрольно
измерительные приборы: для определения влажности, плотности, давления,
температуры.
микрометры),
микроскопы,
лупы,
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Интернетресурсов,
Основные источники:
17 1. Уголев, Б. Н. Древесиноведение и лесное товароведение [Текст]:
учебник для сред.проф. образования/Б. Н. Уголев. – Москва : Издательский
центр «Академия», 2014. – 272 с.
Фокин С.В. Деревообработка: технологии и оборудование
[Электронный ресурс] : учеб. пособие / С.В. Фокин, О.Н. Шпортько. 2е изд.,
перераб. и доп. М. : ИНФРАМ, 2017. 203 с. (Среднее профессиональное
образование). Режим доступа: ZNANIUM.COM, по паролю.
2.
Дополнительные источники:
1. Барташевич, А.А. Технология художественной обработки древесины
[Текст]: Учебное пособие. / А.А. Барташевич – Москва : Академия,
2013. 248с.
2.
Лесное товароведение с основами древесиноведения [Текст]:
Методические указания к выполнению курсовой работы по направлению
подготовки 35.03.01 Лесное дело / С. Н. Снегирева Мво образования и
науки РФ, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ». – Воронеж, 2015. с. 19. Электронная
версия в ЭБС ГПОУ МПТ. Режим доступа: www.twirpx.com, по паролю.
3. Папулова, И.Е. Механические свойства и испытания древесины. [Текст]:
Учебное пособие. / И.Е. Папулова Киров: ВятГУ, 2014. 85 с. Электронная
версия в ЭБС ГПОУ МПТ. Режим доступа: www.twirpx.com, по паролю.
4.Страшнов В.Г., Страшнова О.В. Загородное строительство. Самые
современные строительные и отделочные материалы Москва : АСТ, Кладезь,
2015. — 156 с.: ил. — ISBN 9785170891894. Электронная версия в ЭБС
ГПОУ МПТ. Режим доступа: www.twirpx.com, по паролю.
А.А. Черепахин. – Москва : Академия, 2014. –272с.
5.Черепахин, А.А. Материаловедение [Текст]: учебник –7е изд., стер. /
6. Шамаев В. А.Модификация древесины [Электронный ресурс] :
Учебное пособие / Шамаев В.А. Воронеж:ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, 2017.
363 с. Режим доступа: ZNANIUM.COM, по паролю.
Интернетресурсы
1. Алексеев, В.С. Материаловедение [Электронный ресурс]: учебное
пособие/ В.С. Алексеев Электрон. текстовые данные. Саратов: Научная
книга, 2012. 159 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6299. ЭБС
«IPRbooks», по паролю
2. Барышев И.В. Столярные работы. Технология обработки древесины
[Электронный ресурс]: учебное пособие/ И.В. Барышев Электрон. текстовые
данные. Минск: Вышэйшая школа, 2013. 254 c. Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/20284. ЭБС «IPRbooks», по паролю.
3. Гамов, Е.С. Способы обработки древесины [Электронный ресурс]:
методические указания к лабораторным работам по дисциплине
18 «Деревообработка» для студентов по профилю подготовки 261400.62
«Технология художественной обработки материалов»/ Е.С. Гамов, Н.П.
Микляев, И.П. Горбунов– Электрон. текстовые данные. – Липецк: Липецкий
государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013. – 29 c. – Режим
доступа: http://www.iprbookshop.ru/22935. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
4. Дерево.RU [Электронный ресурс]: Деловой журнал о лесной
промышленности, 2015 2017.– Режим доступа: http://www.derewo.ru/.
свободный. Загл. с экрана.
5. Зарубина, Л.П. Защита зданий, сооружений, конструкций и
оборудования от коррозии. Биологическая защита [Электронный ресурс]:
материалы, технология, инструменты и оборудование/ Л.П. Зарубина–
Электрон. текстовые данные.— М.: ИнфраИнженерия, 2015. – 224 c. –Режим
доступа: http://www.iprbookshop.ru/40229. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
6. Семенов, К.В. Конструкции из дерева и пластмасс. Деревянные
конструкции [Электронный ресурс]: учебное пособие/ К.В. Семенов, М.Ю.
Кононова Электрон. текстовые данные. СанктПетербург : Санкт
Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2013. 133 c.
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43953. ЭБС «IPRbooks», по
паролю.
7. Лесотехнический журнал, [Электронный ресурс] : Лесотехнический
журнал, 2015 2017.– Режим доступа: Znanium.com, по паролю.
8. Промышленность и экология Севера". [Электронный ресурс] : Журнал.
2017. – Режим доступа: http://promecosever.ru/jurnal/zelenoemoretaigi/lesnye
universitety.html.
9. Лесная индустрия [Электронный ресурс] : Электронный журнал. –
Москва, 2015 2017.– Режим доступа: "http://www.lesindustry.ru/ . свободный.
Загл. с экрана.
– Санкт
Петербург, 2015 2017. – Режим доступа: "http://lesprominform.ru/. свободный.
Загл. с экрана.
[Электронный ресурс] : Журнал.
10. ЛесПромИнформ
11. Лесопромышленник [Электронный ресурс] : ИнтернетЖурнал. The
Internetmagazine "Lesopromyshlennik, editor@lesopromyshlennik.ru, 2015
2017.– Режим доступа: " http://www.lesopromyshlennik.ru/. свободный. Загл. с
экрана.
12. Специализированный
России
Альдема» [Электронный ресурс] : информация по лесной промышленности,
деревообработка, лесозаготовка, ГОСТы, технологии и т.д. Режим доступа:
http://www.wood.ru/, свободный. Загл. с экрана.
отрасли
портал
лесной
19 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
формируемые
ОК, ПК
ОК 19 ПК 1.1,
1.5
освоенные умения, усвоенные
знания
Освоенные умения:
определять основные древесные
породы
ОК 19 ПК 1.1,
1.2, 1.4
ОК 19 ПК 1.1,
1.5
ОК 19 ПК 1.1,
1.2, 1.3, 1.5
ДПК 1.6.
ОК 19 ПК 1.1,
1.2, 1.3, 1.5
ДПК 1.7.
ОК 19 ПК 1.1,
1.2, 1.3, 1.5
ОК 19 ПК 1.1,
1.5
ОК 19 ПК 1.1,
1.2, 1.3, 1.5
ОК 19 ПК 1.1,
1.2, 1.3, 1.5
ОК 19 ПК 1.2,
выполнять необходимые расчеты по
определению физических,
механических и технологических
свойств древесины
определять виды пороков и
измерять их в соответствии с
требованиями ГОСТа
измерять фактические и
устанавливать стандартные размеры,
определять сорт древесных
материалов
выполнять необходимые расчеты по
определению физических,
технологических свойств:
конструкционных недревесных,
клеевых, отделочных материалов,
материалов для изготовления
мягких элементов, спичек, шпал, и
других изделий из древесины
проводить исследования и
испытания материалов
Усвоенные знания:
достоинства и недостатки
древесины как материала
строение древесины хвойных и
лиственных пород
физические, механические и
технологические свойства древесины
классификацию пороков
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Оценка защиты лабораторной работы.
Открытая защита исследовательской
работы,
контрольная работа, экзамен
Оценка защиты лабораторной работы,
оценка выполнения практического
занятия, проведение деловой игры,
контрольная работа, экзамен
Оценка выполнения практического
занятия, контрольная работа, экзамен
Оценка выполнения практического
занятия, проведение семинара,
контрольная работа, экзамен
Оценка защиты лабораторной работы,
контрольная работа, экзамен
Оценка защиты лабораторной работы,
контрольная работа, экзамен
Тестирование, контрольная работа,
экзамен
Оценка выполнения практического
занятия, контрольная работа, экзамен
Оценка выполнения практического
занятия, контрольная работа, экзамен
Оценка выполнения практического
20 1.3, 1.5 ДПК 1.7
ПК 1.1
ОК 19 ПК
1.3, 1.5
классификацию лесных товаров и
их основные характеристики
классификацию и основные
свойства материалов, применяемых
в деревообработке
занятия, контрольная работа, экзамен
Тестирование, контрольная работа,
экзамен
Тестирование, контрольная работа,
экзамен
21
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Древесиноведение и материаловедение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.