РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
обществознание
Взрослым
04.04.2018
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)
рабочая программа по Обществознанию для групп СПО разработана на основе требований: Федерального государственного образовательного стандарта, рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования и п примерной программы общеобразовательной дисциплины "Обществознание".
Рябова РП Общество 108 (170).doc
Государственное бюджетное  профессиональное  образовательное учреждение  «Курганский техникум сервиса и технологий» РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов) для  специальности  43.02.15. Поварское и кондитерское дело 1 2017г. 2 Утверждена на Заседании Педагогического совета ГБПОУ «КТС и Т» Протокол №_______ от «____» _____________201 г Председатель  педсовета_____________________И.Н. Березин Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание для  специальности   43.02.15. Поварское и кондитерское дело разработана на основе требований: - Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом  Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413); - Рекомендаций   по   организации   получения   среднего   общего   образования   в   пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного   общего   образования   с   учетом   требований   федеральных   государственных образовательных   стандартов   и   получаемой   профессии   или   специальности   среднего профессионального   образования (письмо   Департамента   государственной   политики   в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­ 259); - Примерной программы общеобразовательной дисциплины Обществознание, одобренной   Центра   профессионального   образования   ФГАУ Научно­методическим   советом   «ФИРО»     и   рекомендованной   для   реализации   основной   профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего  образования с получением среднего общего образования (протокол № 2 от 26. 03. 2015). Организация­разработчик:  образовательное учреждение  «Курганский техникум сервиса и технологий» Государственное     бюджетное   профессиональное Разработчик: Рябова   Надежда   Петровна,   преподаватель   квалификационная категория   истории,   обществознания,   высшая 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ   ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ   ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ   ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 8 18 19 4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право) 1.1. Пояснительная записка   социальной   ответственности, Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины  ОУДБ.05 Обществознание (включая экономику и право) в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного   общего   образования   с   учетом   требований   федеральных   государственных образовательных   стандартов   и   получаемой   профессии   или   специальности   среднего профессионального   образования (письмо   Департамента   государственной   политики   в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­ 259). Содержание   программы  ОУДБ.05   Обществознание  (включая   экономику   и   право) направлено на достижение следующих целей:   правового • воспитание   гражданственности, самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации; • развитие   личности   на   стадии   начальной   социализации,   становление   правомерного социального   поведения,   повышение   уровня   политической,   правовой   и   духовно­ нравственной культуры подростка; • углубление   интереса   к   изучению   социально­экономических   и   политико­правовых дисциплин; • умение   получать   информацию   из   различных   источников, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы; • содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах   человеческой   деятельности,   социальных   институтах,   нормах   регулирования общественных   отношений,   необходимых   для   взаимодействия   с   другими   людьми   в рамках отдельных социальных групп и общества в целом; • формирование   мотивации   к   общественно   полезной   деятельности,   повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю; • применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.   анализировать, Таким образом, в рабочую программу включено  содержание, направленное  на формирование   у   студентов   компетенций,  необходимых   для   качественного   освоения ОПОП   СПО  на  базе  основного  общего  образования  с  получением  среднего  общего образования;   программы   подготовки   квалифицированных   рабочих,   служащих, программы   подготовки   специалистов   среднего   звена   (ППССЗ).   Программа   может использоваться   другими   профессиональными   образовательными   организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППССЗ). 5 1.2.Общая характеристика учебной дисциплины   и         человека.    каждого на   жизнь   факторов Учебная   дисциплина  ОУДБ.05  Обществознание     имеет   интегративный   характер, основанный   на   комплексе   общественных   наук,   таких   как   философия,   социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных     Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально­правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся   для   реализации   социальных   ролей,   взаимодействия   с   окружающими людьми группами.    Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.     Отбор   содержания   учебной   дисциплины   осуществлялся   на   основе   следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных   организаций   СПО   успешную   адаптацию   к   социальной   реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей. социальными     Реализация содержания учебной дисциплины ОУДБ.05 Обществознание (включая экономику и право)   предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в   освоении   наиболее   распространенных   в   социальной   среде   средствах   массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально­ практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.      На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические   понятия   и   положения   социальных   дисциплин,   специфические особенности   социального   познания,   законы   общественного   развития,   особенности функционирования   общества   как   сложной,   динамично   развивающейся, самоорганизующейся системы. В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются   целостные   представления   о   человеке   и   обществе,   деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих   жизнедеятельность   гражданина.   При   этом   они   должны   получить достаточно   полные   представления   о   возможностях,   которые   существуют   в   нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также  о  путях  достижения  успеха  в  различных  сферах   социальной жизни.  В  профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу   среднего   общего   образования  в  пределах   освоения   ОПОП   СПО   на  базе основного общего образования, изучение обществознания  имеет свои особенности в зависимости   от   профиля   профессионального   образования.   Это   выражается   в 6 содержании   обучения,   количестве   часов,   выделяемых   на   изучение   отдельных   тем программы,  глубине   их   освоения   обучающимися,  объеме   и   характере   практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. При   освоении   специальностей   СПО   естественнонаучного   профилей профессионального   образования   интегрированная   учебная   дисциплина  ОУДБ.05 Обществознание  (включая   экономику  и  право),  изучается  на базовом  уровне  ФГОС среднего общего образования. Изучение   обществознания   завершается   подведением   итогов   в   форме дифференцированного   зачета   в   рамках   промежуточной   аттестации   студентов   в процессе освоения ОПОП СПО на     базе основного общего образования с получение среднего общего образования. 1.3.   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной  интегрированная   учебная   дисциплина  ОУДБ.05 образовательной   программы: Обществознание  (включая   экономику   и   право)  является   учебным   предметом обязательной   предметной   области   «Общественные   науки»   ФГОС   среднего   общего образования;   учебная дисциплина  ОУДБ.05 Обществознание  (включая экономику и право)  изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ). 1.4. Результаты освоения учебной дисциплины: Освоение   содержания   учебной   дисциплины  ОУДБ.05   Обществознание  (включая экономику и право) обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: −−  сформированность   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; −−  российская   гражданская   идентичность,   патриотизм,   уважение   к   своему   народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна); −−  гражданская   позиция  в  качестве   активного   и  ответственного   члена   российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и   правопорядок,   обладающего   чувством   собственного   достоинства,   осознанно принимающего  традиционные национальные и общечеловеческие,  гуманистические  и демократические ценности; −−  толерантное   сознание   и   поведение   в   поликультурном   мире,   готовность   и способность   вести   диалог   с   другими   людьми,   достигать   в   нем   взаимопонимания, учитывая   позиции   всех   участников,   находить   общие   цели   и   сотрудничать   для   их достижения; эффективно разрешать конфликты; −−  готовность   и   способность   к   саморазвитию   и   самовоспитанию   в   соответствии   с общечеловеческими   ценностями   и   идеалами   гражданского   общества,   к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к 7 непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; −− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; −−  ответственное   отношение   к   созданию   семьи   на   основе   осознанного   принятия ценностей семейной жизни; метапредметных: ­­­   умение   самостоятельно   определять   цели   деятельности   и   составлять   планы деятельности;   самостоятельно   осуществлять,   контролировать   и   корректировать деятельность;   использовать   все   возможные   ресурсы   для   достижения   поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; −−  владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и   проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и   готовность   к   самостоятельному   поиску   методов   решения   практических   задач, применению различных методов познания; −−  готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­познавательной деятельности, включая умение ориентироваться  в различных источниках социально­ правовой и экономической информации, критически оценивать   и  интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; −− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении   когнитивных,   коммуникативных   и   организационных   задач   с   соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; −− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; −− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; −− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,   использовать   адекватные   языковые   средства,   понятийный   аппарат обществознания; предметных: −−  сформированность  знаний  об  обществе  как   целостной  развивающейся  системе  в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; −− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; −−  владение   умениями   выявлять   причинно­следственные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; −−  сформированнность   представлений   об   основных   тенденциях   и   возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; −−  сформированность   представлений   о   методах   познания   социальных   явлений   и процессов;   −−  владение   умениями   применять   полученные   знания   в   повседневной   жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;    функциональные, 8 −−  сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений  поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью   объяснения   и   оценки   разнообразных   явлений   и   процессов   общественного развития. 1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося ­ 108 часов. 2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы  Вид учебной работы Объём часов Максимальная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия контрольные работы консультации Промежуточная аттестация в форме дифференцированного  зачета 108 40 6 2 9 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право) Наименование разделов и  тем Кол­во  часов по раздела м, темам 1 2 Раздел 1 Человек и общество  Тема 1.1 Введение.                                                                           Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,  самостоятельная работа обучающихся, проект (если предусмотрены) Объем часов 3 4 16 Урове нь усвое ния 5 Содержание учебного материала 10 Природа человека,  врожденные и  приобретенные качества 1­4 4 1,2 Обществознание   как   учебный   курс.   Социальные   науки.   Специфика   объекта   их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Природа   человека,   врожденные   и   приобретенные   качества.  Философские представления   о   социальных   качествах   человека.   Человек,   индивид,   личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой   деятельности.   Основные   виды   профессиональной   деятельности.   Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и  профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация   личности.   Самосознание   и   социальное   поведение.   Цель   и   смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний.   Мировоззрение.   Типы   мировоззрения.   Основные   особенности   научного мышления. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и  взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде.  Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной  среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Содержание учебного материала 11 1.2. Общество как сложная система 5­8 Представление   об   обществе   как   сложной   динамичной   системе.   Подсистемы   и элементы   общества.   Специфика   общественных   отношений.   Основные   институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность   общественного   развития.   Эволюция   и   революция   как   формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл   и   цель   истории.   Цивилизация   и   формация.   Общество:   традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности   современного   мира.   Процессы   глобализации.   Антиглобализм,   его причины   и   проявления.   Современные   войны,   их   опасность   для   человечества. Терроризм   как   важнейшая   угроза   современной   цивилизации.   Социальные   и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Практические занятия Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные институты общества. Общество и природа. Глобализация. 4 2 8 3 Раздел 2.  Духовная культура человека и общества 12 Содержание учебного материала 12 2.1. Духовная культура  личности и общества 9­12   Понятие   о   культуре.   Духовная   культура   личности   и   общества,   ее   значение   в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура —   продукт   информационного   общества.   Особенности   молодежной   субкультуры. Проблемы   духовного   кризиса   и   духовного   поиска   в   молодежной   среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.  Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения  в обществе.  Этикет.  Учреждения  культуры.  Государственные  гарантии свободы доступа к культурным ценностям. 4 1,2 2.2. Наука и образование в  современном мире Содержание учебного материала 13­14 Наука. Естественные и социально­гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его   особенности.   Свобода   научного   поиска.   Ответственность   ученого   перед обществом. Образование   как   способ   передачи   знаний   и   опыта.   Роль   образования   в   жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема   в   образовательные   учреждения   профессионального   образования.   Система образования   в   Российской   Федерации.   Государственные   гарантии   в   получении образования. Профессиональное образование. 2.3. Мораль, искусство и  религия как элементы  духовной культуры Содержание учебного материала 15­16 Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и  совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусства 2 2 2 2 13 Раздел 3.Экономика   3.1. Экономика и  экономическая наука.  Экономические системы 3.2. Рынок. Фирма. Роль  государства в экономике 4 3 20 4 1,2 6 2 Практические занятия  Духовная культура личности и общества. Виды культуры. Наука в современном мире. Роль образования в жизни человека и общества. Мораль. Религия. Искусство Содержание учебного материала 17­20 Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности.   Выбор   и   альтернативная   стоимость.   Ограниченность   ресурсов. Факторы производства. Разделение   труда,   специализация   и   обмен.   Типы   экономических   систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика Содержание учебного материала 21­26 Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения.  Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль.  Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России.  Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль  Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды,  причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной  политики государства. Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды  налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный  долг. Основы налоговой политики государства. 14 3.3. Рынок труда и  безработица 3.4  Основные проблемы  экономики России. Элементы международной  экономики Содержание учебного материала 27­28 Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита   прав   потребителя.   Основные   доходы   и   расходы   семьи.   Реальный   и номинальный доход. Сбережения. Содержание учебного материала 29­30 Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики   России,   ее   экономические   институты.   Основные   проблемы   экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация   международной   торговли.   Государственная   политика   в   области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Практические занятия Экономика как наука. Типы экономических систем. Факторы спроса и предложения. Функции государства в экономике. Причины безработицы и трудоустройство. Особенности современной экономики России Раздел 4. Социальные отношения  4.1. Социальная роль и  стратификация 31­32 Содержание учебного материала Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная   роль.   Многообразие   социальных   ролей   в   юношеском   возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. 2 2 6 16 2 2 2 3 1,2 Содержание учебного материала 15 4.2. Социальные нормы и  конфликты 33­35 Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения   среди   молодежи.   Опасность   наркомании,   алкоголизма.   Социальная   и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. Содержание учебного материала 4.3. Важнейшие социальные общности и группы 36­38 Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Этнические  общности. Межнациональные  отношения,  этносоциальные   конфликты, пути   их   разрешения.   Конституционные   принципы   национальной   политики   в Российской Федерации. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской  Федерации.  Семейное право и семейные  правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака.   Права   и   обязанности   супругов.   Брачный   договор.   Правовые   отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Практические занятия Социальная стратификация. Виды социальных норм. Социальные конфликты. Социальная стратификация в современной России. Межнациональные отношения. Семья в современной России. Раздел 5. Политика  Содержание учебного материала 16 3 3 1,2 2 8 3 14 5.1. Политика и власть.  Государство в  политической системе 39­42 Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая   система,   ее   внутренняя   структура.   Политические   институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние   и   внешние   функции   государства.   Особенности   функционального назначения   современных   государств.   Межгосударственная   интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы. Формы   государства:   территориально­государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее  основные   ценности   и   признаки.   Условия   формирования   демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки.   формы   правления, Содержание учебного материала 5.2. Участники  политического процесса 43­46 Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его   типы.   Причины   и   особенности   экстремистских   форм   политического   участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные  черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность.  Избирательная кампания в Российской Федерации.   Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно­ политические системы: консерватизм, либерализм, социал­демократия, коммунизм.  Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Практические занятия Политическая система общества, ее структура.  Государство в политической системе общества. Функции государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство.  Избирательное право в Российской Федерации.  Личность и государство. 17 4 1,2 4 2 6 3 Раздел 6. Право. 6.1. Правовое  регулирование  общественных отношений 6.2. Основы  конституционного права  Российской Федерации Содержание учебного материала 47­50 Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.  Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок  принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов  во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура.  Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. Содержание учебного материала 51­54   Исполнительная   власть. Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя   Российской   Федерации.   Система   государственных   органов   Российской Федерации.   Институт   Законодательная   власть. президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.  Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. 22 4 4 2 2 Содержание учебного материала           18 6.3. Отрасли российского  права 55­60     Правовое     договоры. Гражданско­правовые Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля­продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль   профсоюзов   в   трудовых   правоотношениях.   Трудовые   споры   и   порядок   их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное   право.   Преступление   как   наиболее   опасное   противоправное   деяние. Состав   преступления.   Уголовная   ответственность.   Особенности   уголовной ответственности   несовершеннолетних.   Обстоятельства,   исключающие   уголовную ответственность. Практические занятия Право в системе социальных норм. Система права. Формы права. Конституционное право. Права и обязанности человека и гражданина. Гражданское право. Трудовое право. Административное право. Уголовное право. Консультации Дифференцированный зачет Всего 19       6 2 8 3 6 2 108 \ 20 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ   ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  Оборудование учебного кабинета:  доска,     15   посадочных   мест,   место   для   преподавателя,   учебно   ­     методический комплект,   учебно   –   методическая   литература   по   дисциплине  ОУДБ.05 Обществознание (включая экономику и право).  Наглядные пособия:  схемы, таблицы, дидактические папки, раздаточный материал, видеофильмы.  Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных  изданий. Интернет­ресурсов, дополнительной литературы Основная литература: 1. Баранов, П.А. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания / П.А. Баранов, С.В.  Шевченко. ­ М., 2014. 2. Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень / Боголюбов, Л.Н.  ­ М., 2014.  3. Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень / Л.Н. Боголюбов. ­ М., 2014.  4. Котова О.А. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты / О.А., Котова Т.Е.,  Лискова. ­ М., 2015. 5. Лазебникова, А.Ю. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова,  Е.Л. Рутковская,  Е.С.  Королькова. ­  М., 2015. 6. Северинов. К.М. Обществознание в схемах и таблицах /  К.М.   Северинов. ­  М., 2014. 7. Словарь основных понятий по курсу «Обществознание».­ М.: Дрофа, 2012­ 114 с. 8. Школьный   словарь   по   обществоведению:   учебное   пособие   для   10–11   кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2014 – 195 с. Дополнительная литература: 1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция). 2. Федеральный   закон   от   29.12.2012   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в   Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012. 3. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014. 4.   Единый   государственный   экзамен.   Контрольные   измерительные   материалы. Обществознание. — М., 2016. 5. Учебно­тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2016. Интернет­ресурсы 1. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества). 2. www.school­collection.edu.ru   (Единая   коллекция   цифровых   образовательных ресурсов). 3. www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»). 4. www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно­правовой портал). 5. www.istrodina.com   (Российский   исторический   иллюстрированный   журнал «Родина»). 4  КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ     ДИСЦИПЛИНЫ. ХАРАКТЕРИСТИКА   ОСНОВНЫХ   ВИДОВ   УЧЕБНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ.    ОСВОЕНИЯ   Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на Формы и методы контроля и оценки результатов уровне учебных действий) Знание особенностей социальных  наук, специфики объекта их изучения Введение                                                                   1. Человек и общество Умение давать характеристику  1.1.Природа человека,  врожденные и  понятий: «человек», «индивид»,  «личность», «деятельность»,  приобретенные качества  «мышление Знание о том, что такое характер,  социализация личности, самосознание и социальное поведение. Знание о том, что такое понятие  истины, ее критерии; общение  и  взаимодействие, конфликты Представление об обществе как  сложной динамической системе,  взаимодействие общества и природы. Умение давать определение понятий:  «эволюция», «революция»,  «общественный прогресс». 1.2. Общество как сложная  система  обучения  ­   устный   и   письменный опрос ­ словарный диктант ­ творческая работа (эссе) ­   устный   и   письменный опрос ­ Тестирование ­ домашняя работа ­Контрольная работа 2.1.Духовная культура  личности и общества  2.Духовная культура человека и общества ­   устный   и   письменный опрос ­ Тестирование ­ домашняя работа ­ доклады, сообщения Умение разъяснять понятия:  «культура», «духовная культура  личности и общества»; демонстрация  ее значения в общественной жизни. Умение различать культуру  народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной  субкультуры. Освещение проблем  духовного кризиса и духовного  поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи  различных культур. Характеристика культуры общения,  труда, учебы, поведения в  обществе,  этикета.  Умение называть учреждения  культуры, рассказывать о  государственных гарантиях свободы  22 2.2. Наука и образование в  современном мире  2.3.Мораль, искусство и  религия как элементы  духовной культуры 3.1. Экономика и  экономическая наука.  Экономические науки 3.2. Рынок. Фирма. Роль  государства в экономике. 3.3. Рынок труда и  безработица доступа к культурным ценностям Различение естественных и  социально­гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого,  ответственности ученого перед  обществом Раскрытие смысла понятий:  «мораль», «религия», «искусство» и  их роли в жизни людей 3.Экономика Умение давать характеристику  понятий: «экономика»; «типы  экономических систем»;  традиционной, централизованной  (командной) и рыночной экономики Умение давать определение понятий:  «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль»,  «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги»,  «государственный  бюджет» Знание понятий «спрос на труд» и  «предложение труда»; понятия  безработицы, ее причины и  экономические последствия 3.4. Основные проблемы  экономики России.  Элементы международной  экономики. Характеристика становления  современной рыночной экономики  России, ее особенностей; организации международной торговли                                                     4. Социальные отношения 4.1. Социальная роль и  стратификация 4.2. Социальные нормы и  конфликты  4.3. Важнейшие социальные  общности и группы  Знание понятий «социальные  отношения» и «социальная  стратификация».  Определение социальных ролей  человека в обществе Характеристика видов социальных  норм и санкций, девиантного  поведения, его форм проявления,  социальных конфликтов, причин и  истоков их возникновения Объяснение особенностей социальной стратификации в современной  России, видов социальных групп  23 ­   устный   и   письменный опрос ­ Тестирование ­Контрольная работа ­   устный   и   письменный опрос ­ Тестирование ­домашняя работа  ­   устный   и   письменный опрос ­ Тестирование ­ домашняя работа  ­   устный   и   письменный опрос ­ Тестирование ­ практические задания ­ домашняя работа  ­   устный   и   письменный опрос ­ практические задания ­ домашняя работа  ­   устный   и   письменный опрос ­ практические задания ­ домашняя работа  ­ контрольная работа ­   устный   и   письменный опрос ­ Тестирование ­ домашняя работа  ­   устный   и   письменный опрос ­ домашняя работа   ­ сообщения и доклады  ­   устный   и   письменный опрос ­ Тестирование 5.1.Политика и власть.  Государство в политической  системе. 5.2. Участники  политического процесса.  (молодежи, этнических общностей,  семьи) 5. Политика Умение давать определение понятий:  «власть», «политическая система»,  «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и  внешних функций государства, форм  государства: форм правления,  территориально­ государственного  устройства, политического режима. Характеристика типологии  политических режимов. Знание  понятий правового государства и  умение называть его признаки. Характеристика взаимоотношений  личности и государства. Знание  понятий «гражданское общество» и  «правовое государство».  Характеристика избирательной  кампании в Российской Федерации.  6. Право  ­ практические задания ­ домашняя работа  ­ контрольная работа ­   устный   и   письменный опрос ­ Тестирование ­ практические задания ­ домашняя работа  ­   устный   и   письменный опрос ­ Тестирование ­ практические задания ­ контрольная работа 6.1.Правовое   регулирование общественных отношений  6.2. Основы  конституционного права  Российской Федерации  Выделение роли права в системе  социальных норм. Умение давать характеристику  системе права Умение давать характеристику  основам конституционного  строя  Российской Федерации, системам  государственной власти РФ, правам и  свободам граждан. ­   устный   и   письменный опрос ­ Тестирование ­ домашняя работа  ­   устный   и   письменный опрос ­ Тестирование ­ практические задания ­ домашняя работа  6.3. Отрасли российского   права  Умение давать характеристику и  знать содержание основных отраслей  российского права ­   устный   и   письменный опрос ­ Тестирование ­   практические   задания (решение задач)  ­ домашняя работа  24

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) (108 часов)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)   (108  часов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018