ГБПОУ ВО "Борисоглебский технолого-экономический техникум"
Профессия 43.02.13 Технология парикмахерского искусства
Рабочая программа учебной дисциплины "Пластическая анатомия"
Программа учебной дисциплины является частью ППКРС по специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства (базовая подготовка) составлена в соответствии с ФГОС СПО. Дисциплина "Пластическая анатомия" принадлежит к общепрофессиональному учебному циклу дисциплин.
Разработала преподаватель, мастер производственного обучения: Бевз Алла АнатольевнаРабочая программа учебной дисциплины "Пластическая анатомия"
Разработала преподаватель, мастер производственного обучения: Бевз Алла Анатольевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОП.08.
Пластическая анатомия
2017Рабочая программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих разработана на
основе:
Приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
43.02.13. Технология парикмахерского искусства от 09 декабря 2016 г. №1558,
зарегистрированного в Минюсте РФ 20 декабря 2016 г., регистрационный № 44830;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 43.02.13.
Технология парикмахерского искусства (базовая подготовка);
Методических рекомендаций Минобрнауки России (письмо Минобрнауки России № дл
11/06вр от 20.04.2015 г. «Об актуализации ФГОС СПО и образовательных программ в
соответствии с профессиональными стандартами»);
международных стандартов WSR;
Организацияразработчик:
экономический техникум»
ГБПОУ ВО «Борисоглебский технолого
Разработчик: Бевз А.А. преподаватель
Рекомендована Методической комиссией профессиональных дисциплин
Протокол от «___» _____________ 201 __г. №___ ___СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
100116 «Парикмахерское искусство».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для
в дополнительном профессиональном
профессиональной подготовки
(в программах повышения квалификации и
образовании
переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей
профессии 16437 Парикмахер.
Место дисциплины в структуре ППКРС:
1.2.
Программа учебной дисциплины «Пластическая анатомия» является частью ППКРС в
соответствии с ФГОС СПО 43.02.13 Технология парикмахерского искусства. Укрупненная
группа специальностей 43.00.00 Сервис и туризм.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
–
–
определять пропорции головы и лица;
выполнять анатомические зарисовки черепа и головы, зарисовки частей головы;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
строение опорнодвигательного аппарата человека и его пластику;
–
– пластические особенности внешности: пропорции лица и головы, типы
конституции, типы телосложения;
1.1. Место дисциплины в структуре ППКРС:
Учебная дисциплина «Эстетика» принадлежит к общепрофессиональному циклу
дисциплин основной профессиональной образовательной программы. Данная дисциплина
имеет межпредметные связи с дисциплинами «Рисунок и живопись», «Основы анатомии и
физиологии кожи и волос».
1.3 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
–
–
определять пропорции головы и лица;
выполнять анатомические зарисовки черепа и головы, зарисовки частей головы;
знать:
–
– пластические особенности внешности: пропорции лица и головы, типы
строение опорнодвигательного аппарата человека и его пластику;
конституции, типы телосложения;2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа;
выполнение реферативных заданий;
возможности интернета.
подбор информационного материала с использованием
90
60
40
19
30
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 12.2.
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Сервисная деятельность»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и
практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Раздел 1. Строение опорнодвигательного аппарата человека и его пластика
1
2
Тема 1.1
Общая характеристика костной системы
Тема 1.2.
Соединение костей
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
дисциплины «Пластическая
1
Цели и задачи учебной
анатомия ». Основные понятия и термины пластической
анатомии. Части тела человека. Оси и плоскости. Большая и
малая формы.
Понятие «опорнодвигательный аппарат». Костная ткань,
расположение, строение, функции. Количество и основные
виды костей скелета. Скелет – понятие, функции.
Кость как орган, химический состав. Виды костей, строение.
Надкостница. Рост кости в длину и толщину.
2
3
Практические работы
1. Зарисовка схем разновидностей костных тканей.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: составление словаря
терминов по предмету «Пластическая анатомия ».
Содержание учебного материала
1
Соединения костей. Строение сустава. Вспомогательный
аппарат суставов. Классификация суставов.
Виды движения в суставах (сгибание и разгибание; приведение
и отведение, вращение, комбинированный сустав).
2
Практические работы
1. Составление схем: «Виды суставов», «Типы соединения костей».
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений по
теме занятия.
Содержание учебного материала
3
33
6
1
1
2
2
6
2
2
2
8
Уровень
освоения
4
2Скелет как костная основа тела человека
1
2
3
Скелет туловища, структуры его составляющие.
Позвоночный столб, отделы. Грудная клетка, Формы грудной
клетки. Ребра: истинные, ложные, колеблющиеся. Скелет
верхней конечности, отделы.
Скелет плечевого пояса – кости его образующие. Строение и
соединения костей свободной верхней конечности. Скелет
нижней конечности – отделы.
Скелет тазового пояса. Скелет свободной нижней конечности
– кости его образующие, их строение, соединения.
Тема 1.4. Скелет головы
Тема 1.5. Мышечная система человека
Практические работы
1. Составление таблицы: «Отделы скелета».
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение
индивидуальных заданий по учебной и дополнительной литературе
Содержание учебного материала
1
Общая характеристика скелета головы. Череп костная
основа головы. Основные кости черепа, строение мозгового и
лицевого отделов черепа.
Пластика черепа и ее влияние на форму головы и внешность
человека.
2
Практические работы
1. Составление таблицы: «Отделы черепа».
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение
индивидуальных заданий по учебной и дополнительной литературе
Содержание учебного материала
1
2
Общее понятие о мышечной системе. Мышечная ткань.
Строение мышц; фасции, апоневрозы, мышцы антагонисты,
синергисты. Работа мышц.
Основные группы мышц тела человека. Мышцы туловища
(груди, живота, спины). Мышцы верхних и нижних
конечностей.
2
2
2
2
5
2
2
1
8
2
23
Мышцы головы. Мимические и жевательные мышцы, их
название и расположение. Мышцы шеи, их название и
расположение
Практические работы
1. Составление таблицы: «Основные группы мышц».
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение
индивидуальных заданий по учебной и дополнительной литературе
Раздел 2 . Пластические особенности внешности человека
Тема 2.1. Пластика тела человека
Содержание учебного материала
1 Подкожная жировая клетчатка, особенности пластики.
Пластика тела человека. Положение и движение тела.
Координация движений. Понятие о статике и динамике.
Закон «золотого сечения» в пластической анатомии.
Типы телосложения (долихоморфный, мезоморфный,
брахиморфный) и типы конституции.
2
3 Подход к изображению фигуры человека, канон и модуль.
Практические работы
1. Составление таблицы «Типы телосложения и конституции тела
человека».
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение
индивидуальных заданий по учебной и дополнительной литературе
Содержание учебного материала
1 Детали лица. Соотношение деталей лица. Элементы лица,
влияющие на пропорции.
2 Анализ пропорций головы и лица по живым моделям и
иллюстрациям. Мимика человека, эмоции, характер.
Практические работы
1. Зарисовка пропорций лица и форм деталей лица.
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение
индивидуальных заданий по учебной и дополнительной литературе
Содержание учебного материала
Тема 2.2. Пластика деталей лица.
Тема 2.3. Формы головы и лица
2
2
27
7
2
2
1
2
8
2
2
4
61
2
Формы лица (квадратное, круглое, ромбовидное,
прямоугольное, овальное, треугольное, трапециевидное,
грушевидное) и пластика лица. Значение формы лица в
парикмахерском искусстве.
Возможности визуальной коррекции формы лица с помощью
прически. Пластика лиц людей разных расовых типов.
Практические работы
1. Зарисовка форм лица и видов лицевого угла.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: составление таблицы
«Формы лица».
Содержание учебного материала
1
2
Морфологическая характеристика процессов старения.
Пластика и художественный образ (исторический, в
различных видах искусства и художественных практик).
Общее понятие образа и имиджа.
Тема 2.4.
Пластика и возраст.
Практические работы
1. Зарисовка форм лица с возрастными изменениями.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение
индивидуальных заданий по учебной и дополнительной литературе
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2
2
2
5
2
2
1
13. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект методических материалов по разделам и темам дисциплины (рекомендации к
практическим занятиям, планы, конспекты, задания для самостоятельной работы,
дидактический материал для закрепления нового материала);
комплект методических материалов по контролю знаний и умений (контрольные задания,
тестовые задания и т.д.);
индивидуальные методические разработки преподавателя (учебные пособия,
методический рекомендации, планы и проекты открытых уроков, презентационный
материал и др.);
методический комплекс для организации внеаудиторной самостоятельной работы
обучающихся (методические рекомендации).
репродукции;
Технические средства обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийный проектор;
аудиовизуальные средства обучения;
принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной литературы
1. Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович РостовнаДону «Феникс», 2010
г.
2. Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, «Феникс» 2010 г.
Дополнительные источники:
1. Материалы периодической печати
2. Интернетресурсы4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения,
Формы и методы контроля и оценки
усвоенные знания)
Уметь:
определять пропорции головы и лица;
выполнять анатомические зарисовки черепа и
головы, зарисовки частей головы;
Знать:
строение опорнодвигательного аппарата
человека и его пластику;
результатов обучения
практические занятия, тестовые задания,
домашние работы
практические занятия, тестовые задания,
домашние работы
практические занятия, тестовые задания,
домашние работы
пластические особенности внешности:
пропорции лица и головы, типы конституции,
типы телосложения;
практические занятия, тестовые задания,
домашние работы, индивидуальные
заданияФормы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у
обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений
Формы и методы
контроля и
оценки
за
Интерпретация
результатов
наблюдений
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки
результата
ОК 1. Выбирать способы решения
задач
профессиональной
деятельности, применительно к
различным контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск,
анализ и интерпретацию
информации, необходимой для
выполнения задач
профессиональной деятельности.
ОК 3.Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и личностное
развитие
ОК 4. Работать в коллективе и
команде,
эффективно
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
умение решать задачи.
профессиональной деятельности,
умение находить и анализировать
информацию, необходимую для
выполнения задач
профессиональной деятельности ;
самоанализ и коррекция
результата собственной работы.
умение эффективно
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами
ОК 5. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом
особенностей социального и
культурного контекста.
ОК 6. Проявлять гражданско
патриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных общечеловеческих
ценностей.
ОК 7. Содействовать сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях
умение осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом
особенностей социального и
культурного контекста
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных общечеловеческих
ценностей.
Содействие сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуацияхОК.08. Использовать средства
физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья
процессе
профессиональной деятельности
и поддержания необходимого
уровня
физической
подготовленности.
в
ОК.09.
Использовать
информационные технологии в
профессиональной деятельности
ОК.10.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и иностранном
языке
Использовать средства
физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной деятельности и
поддержания необходимого
уровня физической
ОК.09.
Использовать
информационные технологии в
профессиональной деятельности
ОК.10.
Пользоваться
профессиональной документацией
на
и
иностранном языке
государственном
ОК.11.
Планировать
предпринимательскую
деятельность в профессиональной
деятельности.
Планировать
предпринимательскую
деятельность в профессиональной
деятельности