Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
• воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
РАССМОТРЕНО
председатель МК
________________/ Бабынин С.А.
протокол методической комиссии
от «12 » мая 2016г. №9
УТВЕРЖДЕНО
заместитель директора
по учебной работе
___________________/Зарубина Ю,Н.
«13 » мая 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАВОПрограмма учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта СПО по специальности:
43.02.02 «Парикмахерское искусство».
Организацияразработчик: ОГАПОУ
техникум»
«Яковлевский политехнический
Разработчик:
«Яковлевский политехнический техникум»
Бабынин Сергей Анатольевич, преподаватель ОГАПОУ
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
3
4
9
101.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2
1.1. Область применения рабочей программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 43.02.02. Парикмахерское искусство
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
развитие личности в период ранней юности, ее духовнонравственной и
политической культуры, социального поведения, основанного на уважении
принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и
самореализации;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности,
толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для
успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение
способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной
деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, в семейнобытовой сфере; для соотнесения
своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными
законом.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 127 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 85 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 42 часа.2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
выполнение домашнего задания;
подготовка к практической работе с использованием методических
рекомендаций, оформление практической работы, отчета по
практической работе, подготовка к защите.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
127
85
12
5
424Наименование
разделов и тем
Введение
Глава 1.
Глава 2.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся
Место права в системе социального регулирования общества.
Государство.
Содержание учебного материала
Понятие и виды государства.
Роль и структура государства.
Практические занятия: Понятие и виды государства. Роль и структура государства.
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания к главе1.
Анализ документа при подготовке к практическому занятию.
Контрольная работа №1 по теме: «Государство».
Право.
Содержание учебного материала
Право в системе социальных норм. Определение права.
Законотворческий процесс в России. Субъекты гражданского права.
Система российского права. Гражданство в Российской Федерации.
Правонарушения и юридическая ответственность.
Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и
неимущественных прав. Права и обязанности налогоплательщиков.
Организационноправовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания
платных образовательных услуг.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические
правонарушения.
Объем
часов
Уровень
освоения
1
7
2
3
2
14
2
2
2
3Глава 3.
Глава 4.
Практические занятия: Право в системе социальных норм. Законотворческий процесс в России.
Гражданство в Российской Федерации. Правонарушения и юридическая ответственность. Права и
обязанности налогоплательщиков. Организационноправовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания по главе 2.
Контрольная работа №2: «Право в системе социальных норм».
Управления государством.
Содержание учебного материала
Конституция Российской Федерации. Гражданство.
Конституционные права граждан.
Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Конституционные обязанности
граждан. Избирательная система и избирательный процесс.
Президент Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации.
Органы судебной власти Российской Федерации.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Практические занятия: Гражданство. Конституционные права граждан. Конституционные
обязанности граждан. Избирательная система и избирательный процесс. Президент Российской
Федерации. Правительство Российской Федерации. Органы судебной власти Российской Федерации.
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания к главе 3.
Доклад, реферат при подготовке к практическому занятию.
зачет.
Труд и социальная защита.
Содержание учебного материала
Законодательство о труде.
Занятость и трудоустройство в Российской Федерации.
Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Рабочее время и время отдыха.
Трудовая дисциплина
Труд молодежи
2
10
2
16
2
8
2
20
2
2
3
2
2
3Безработица
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Практические занятия: Законодательство о труде. Занятость и трудоустройство в Российской
Федерации. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Рабочее время и время отдыха. Трудовая дисциплина. Труд молодежи. Безработица.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания к главе 4.
Доклад, реферат при подготовке к практическому занятию.
Контрольная работа №3«Труд и социальная защита»
Собственность.
Содержание учебного материала
Право собственности и его содержание.
Субъекты права собственности.
Предпринимательство: его виды и формы.
Договоры
Защита имущественных и неимущественных прав.
Споры и порядок их рассмотрения. Виды споров
Практические занятия: Право собственности и его содержание. Субъекты права собственности.
Предпринимательство: его виды и формы. Договоры.
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания к главе 5.
Доклад, реферат при подготовке к практическому занятию.
Контрольная работа №4 «Судебный процесс»
Семья.
Содержание учебного материала
Брак и семья по семейному праву Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов.
Права и обязанности родителей и детей.
2
10
1
16
2
8
1
3
2
3
2
2
3
Глава 5.
Глава 6.Глава 7.
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания к главе 6.
Доклад, реферат, сообщение.
Споры, порядок их рассмотрения.
Содержание учебного материала
Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной
юрисдикции.
Особенности уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство.
Практические занятия: Особенности уголовного процесса.
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания к главе 7.
Доклад, реферат, сообщение.
Контрольная работа № 5 «Споры, порядок их рассмотрения»
Дифференцированный зачет: «Право в системе социального регулирования общества».
ВСЕГО:
2
6
2
3
1
2
127
2
2
2
3
383. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Право».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий «Право».
Технические средства обучения:
компьютер с выходом в сеть Интернет;
видеопроектор;
презентации;
видеофильмы;
электронные пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной
литературы.
Интернетресурсы:
http://fp.edu.ru/p1.html (Интернетсправочник «Все об учебниках»)
www.fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений)
http:// www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования)
Основные источники:
Учебник: Российское право / Кашанина Т.В., Кашанин А.В. – 2е изд., пересмотр. –
М., Норма, 2015. – 784с.
Дополнительные источники:
1. Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. М, 1999
2. Алексеев С.С. Уроки. Тяжкий путь России к праву. М, 1997.
3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993г. – М.,
2005.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51
ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996г. № 14 (в
ред. от 24.07.2007 № 218ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное
право» от 26 ноября 2001. № 146ФЗ от 03.06.2006 № 73ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным законом от 29.12.2006 № 258ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231ФЗ СЗ
РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
9
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине,
обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля
индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний,
умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной
дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся
до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными
учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольноизмерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Требования к подготовке выпускников.
Требования к подготовке выпускников.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
10
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя
их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных
объектах, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами
и признаками изученных социальных явлений и
обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинноследственные и функциональные связи
изученных социальных объектов (включая взаимодействия
человека и общества, важнейших социальных институтов,
общества и природной среды, общества и культуры,
взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения
и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации,
представленной в различных знаковых системах (текст,
схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать
из неадаптированных оригинальных текстов (правовых,
научнопопулярных, публицистических и др.) знания по
заданным темам; систематизировать, анализировать и
обобщать неупорядоченную социальную информацию;
различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая
личность, группы, организации, с точки зрения социальных
норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных
обществоведческих знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по
социальной проблематике;
применять социальноэкономические и гуманитарные
знания в процессе решения познавательных задач по
актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в
Формы и методы контроля
и оценки результатов
обучения
тестовый контроль;
оценка результатов
выполнения практических
работ;
оценка результатов
устного чтения;
оценка выполнения
домашней работы,
контрольных работ.
тестовый контроль;
оценка результатов
выполнения практических
работ;
оценка результатов
устного чтения;
оценка выполнения
домашней работы,
контрольных работ.
тестовый контроль;
оценка результатов
выполнения практическихпрактической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей;
сознательного взаимодействия с различными социальными
институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в
межличностном общении и массовой коммуникации;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и
использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в
социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях,
определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных
социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки
зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина,
осознанного выполнения гражданских обязанностей.
Знания:
знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и
факторы социализации личности, место и роль человека в
системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной
динамичной системы, а также важнейших социальных
институтов;
необходимость регулирования общественных отношений,
сущность социальных норм, механизмы правового
регулирования;
особенности социальногуманитарного познания;
работ;
оценка результатов
устного чтения;
оценка выполнения
домашней работы,
контрольных работ.
тестовый контроль;
оценка результатов
выполнения практических
работ;
оценка результатов
устного чтения;
оценка выполнения
домашней работы,
контрольных работ.
Дифференцированный
зачет.12