Рабочая программа "Учись учиться

  • Образовательные программы
  • doc
  • 16.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Практический курс «Учись учиться», кроме обучения учеников навыкам успешного учения, интегрирует необходимые и достаточные теоретические знания из разных наук для осознанной самооценки учеником своих учебных возможностей и – в случае высокой мотивации учащихся к обучению – для проектирования им самим программы собственного развития. Формы организации учебной работы по программе представляемого курса разнообразны и определяются возможностями и ресурсами школы и особенностями контингента учащихся школы.
Иконка файла материала Программа рабочая Учись учиться.doc
1 Рабочая программа метапредметного курса «Учись учиться» для 5, 6 классов 1 час в неделю/2,3,4 четверти/21 учебный час на 2015 – 2016 учебный год2 Пояснительная записка  т      е  ри      харак    ст   и  к  а про О   б      щ   ая  Основу  для  разработки  рабочей  программы  элективного  курса  «Учись учиться» для  5, 6 классов  в  ГЦ ППМС  составляют  следующие  нормативные    г  ра   мм   ы документы: Федеральный  компонент  государственного  образовательного  стандарта основного общего  образования  (приказ  Министерства  образования    и  науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897) Примерная  программа  и  тематическое  планирование  метапредметного курса    «Табакокурение: в чем его опасность»  педагога­психолога Бочаровой Н.Н.. Учебный  план  и  примерное  положение  о  рабочей  программе  в Преобразование  информации   из  текста  в  таблицы,  схемы,   графики  АНО «Школа «Премьер». Федеральный  государственный  образовательный  устанавливает  требования   к  метапредметным  результатам  стандарт освоения обучающимися  основной  образовательной программы. Метапредметные  результаты  включают  освоение  обучающимися межпредметных понятий  и  универсальных  учебных  действий  (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной  и  социальной  практике,  самостоятельность  планирования  и осуществления учебной  деятельности  и организации учебного сотрудничества с  педагогами  и  сверстниками,  построение  индивидуальной  образовательной траектории. Известно,  что  формирование  любых  умений  как  личностных новообразований,  в  том  числе  и  общеучебных  умений,  возможно   только   в деятельности (Л.С. Выготский).3 Для  того  чтобы  сформировать  у  учащихся  любое  универсальное учебное  действие (УУД) необходимо: 1) сформировать  первичный  опыт  выполнения  этого  действия  при изучении различных учебных предметов и мотивацию; 2) основываясь  на  имеющемся  опыте,  сформировать  понимание способа  (алгоритма)   выполнения  соответствующего   УУД  (или  структуры учебной деятельности в целом); 3) сформировать  умение  выполнять  изученное  УУД  посредством включения  его  в  практику  учения  на  предметном  содержании  разных учебных  дисциплин,  организовать  самоконтроль  его  выполнения  и  при необходимости − коррекцию; 4) организовать диагностику уровня сформированности данного УУД. Практический  курс  «Учись  учиться»,  кроме  обучения  учеников навыкам  успешного  учения,  интегрирует  необходимые  и  достаточные теоретические  знания  из  разных  наук  для осознанной  самооценки  учеником своих  учебных  возможностей  и  –  в  случае  высокой  мотивации  учащихся  к обучению – для проектирования им самим программы собственного развития. Формы  организации  учебной  работы  по  программе  представляемого курса   разнообразны  и  определяются  возможностями  и  ресурсами  школы  и особенностями контингента учащихся школы. Ц   ел   и и   з  ада     ч  и и   з  у  че   ния      кур   с  а  1.Развитие универсальных Цели курса учебных действий учащихся на основе системы развивающих занятий. 2. Для ученика – приобретение новых знаний о себе самом. 3. Для  учителя  –  помощь  ученику  в  процессе  его  самопознания,4 саморазвития. Помощь в поиске и присвоении для этого адекватных приёмов и способов. Задачи курса 1) Формирование    и    развитие    познавательных    универсальных учебных     действий: развитие  познавательной  активности  и  самостоятельной мыслительной  деятельности  учащихся:  логических  приемов  восприятия, обработки  и  усвоения  информации  (анализ,  синтез,  сравнение,  обобщение, классификация,  выделения  выявление   аналогий), главного,  способности  доказывать  и  опровергать,  делать закономерностей,  проведение несложные выводы, формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; 2) Формирование  коммуникативных  универсальных учебных  действий:  умение  общаться  и  взаимодействовать  в  коллективе, развитие  и  работать  в  парах,  группах,  видеть  и  учитывать  различные  точки  зрения, проявлять  принципиальность  и/или  гибкость  при достижении  общей  цели,  в т.ч.  способность  идти  на  компромисс,  объективно оценивать  свою работу  и деятельность одноклассников; 3) Формирование  регулятивных  универсальных  учебных  действий: организация  и  управление  своей  деятельностью  (ставить  цель,  составлять план  действий,  выбирать оптимальные  способы  и  средства  достижения  цели, организовывать  свою  деятельность  по  усвоению  и  применению  знаний, осуществлять  самоконтроль  и  самооценку  своих  учебных  действий, коррекцию  и  анализ  допущенных  ошибок);  умение  разумно  распределять собственное  время  и  силы,  способность  регулировать  свое  эмоциональное состояние, противостоять стрессу; 4) Формирование  навыков  применения  полученных  знаний  и  умений  в процессе изучения школьных дисциплин и в житейской практике5 Система оценивания достижений учащихся  универсальных уровня сформированности  учебных Оценивание действий осуществляется: • на  итоговых  занятиях  метапредметного  курса  в  форме интерактивных игр, мини­проектов и др. • на  предметных  уроках    в  ходе  применения    универсальных учебных действий в практической деятельности школьников • на  основе  сравнительного  анализа  результатов  рубежных  и итоговых контрольных работ по всем учебным  дисциплинам. Требования к результатам изучения курса Л   и      ч  н      о  с  т  н      ы  е     р  е  з      у  льт   а  т      ы: 1) в  ценностно­ориентационной  сфере  –  чувство  принадлежности  к коллективу   школы,  субъектная  позиция  ученика;  целеустремленность, активность,  решительность, ответственность,  инициативность,  проявляемые  в учебной и внеучебной деятельности. 2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, уважительное отношение к труду; 3) в познавательной  (когнитивной, интеллектуальной) сфере  —  умение управлять своей  познавательной  деятельностью,  высокая  учебная  мотивация, стремление  к  освоению новых знаний и применению их на практике. М   е  т  а  п      р  е  д  ме   т  н      ы  е     р  е  з      у  л      ьт   а  т  ы  : 1) умение  самостоятельно   определять  цели  своего   обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе; 2) умение  самостоятельно  планировать  пути  достижения  целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; 3) умение  соотносить  свои  действия   с  планируемыми  результатами,6 своей  деятельности  в  процессе  достижения осуществлять   контроль  результата,  корректировать  свои   действия   в  соответствии  с  изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; 5) владение  основами  самоконтроля,  самооценки,  принятия  решений  и осуществления   осознанного  выбора  в  учебной  деятельности  и  житейской практике 6) смысловое чтение; 7) умение выделять главное, составлять простой план; 8) умение  самостоятельно  выбирать  основания  для  классификации  и сравнения  и  на основе  их  классифицировать  и  сравнивать  объекты,  делать обобщение,  умозаключение  и выводы; 9) умение  организовывать  учебное  сотрудничество  и  совместную деятельность с учителем и сверстниками;  работать индивидуально и в группе: находить  общее  решение  и   разрешать  конфликты  на  основе  согласования позиций  и  учёта  интересов;  формулировать,  аргументировать  и  отстаивать своё мнение; 10) умение  осознанно  использовать  речевые  средства  в  соответствии  с задачей коммуникации  для  выражения  своих  чувств,  мыслей  и  потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; развитие  11) формирование  и  компетентности  в  области использования   информационно­коммуникационных  технологий  (далее  ИКТ– компетенции); 12) формирование  и  развитие  экологического  мышления,  умение применять  его  в  познавательной, коммуникативной,  социальной  практике  и профессиональной ориентации.  а  т      ы     т  н      ы  е          р  е  з      у  льт  П   р  е  д  ме    курса  реализуются  в  процессе  обученияучащихся всем дисциплинам школьного курса 7 Курс  состоит  из  трёх  последовательных  содержательно­методических Содержание курса блока:   и      в  н      ы  е     УУ  Р  е  г      у  лят  На вводном занятии реализуются следующие цели: объяснить учащимся  Д   .     4     ч      . цели и задачи данного курса и оценить, насколько они готовы к данному курсу. контроль, Регулятивные  обеспечивают  организацию,  УУД  регулирование  и  анализ собственной  учебной  деятельности  учащимися;  дают четкое  представление  о  цели  и результате  учебной  деятельности.  УУД  как средство достижения учебного успеха. Умение  формулировать  проблему;  фиксировать  своё  затруднение; обдумывать; анализировать  его  причины.  Постановка  цели  как  путь  решения проблемы.  Планирование действий  по  достижению  цели,  решению  проблемы. Осуществление  корректировка осуществляемой деятельность на основе плана. как   реализация деятельности   созданного  плана, Самоконтроль  и  самооценка  своих  действий,  сравнение  полученных ошибок.  поставленной  допущенных  целью,  анализ  результатов  с Самооценивание  и  рефлексия.  Умение управлять временем как ресурсом для успешной работы. П   о  зн       ава   т  е  ль   н      ы  е     УУ   Д   .     10    ч   . Познавательные  универсальные  учебные  действия   как  инструмент учения. Учебно­информационные  УУД  обеспечивают  нахождение,  переработку задач.  Учебно­ и  использование  информации  для  решения  учебных  логические  УУД   обеспечивают  четкую  структуру  процесса  постановки  ирешения учебных задач. 8 Организация  саморазвития  познавательных  процессов.  Умение  работать с учебником, дополнительной литературой, интернет­ресурсами. Умение  выделять  главное  в  информации,  представленной  в  разных формах  (текст, таблица, график, рисунок). Умение составлять план. Определение  признаков  для  сравнения  объектов  и  осуществление сравнения по этим признакам. Установление  признаков  для   классификации  объектов  и  их классификация. Умение формулировать выводы и делать обобщения. Ко   м   м       у  ни       к  а  т  и      в  н      ы  е     У   У   Д   .     4    ч.   Учебно­коммуникативные  универсальные  учебные  действия  позволяют школьнику   организовать  сотрудничество  со  старшими  и  сверстниками, достигать  совместную деятельность  с  разными  людьми,  высказывать  суждения,  задавать  вопросы,  взаимопонимания,  организовывать  ними с  слушать  и  слышать  друг  друга,  продолжить  и развить  мысль  собеседника. Распределять  работу  при  совместной  деятельности,  участвовать   в  учебном диалоге.  Использовать  структурирующие  фразы,  кратко  формулировать  свои мысли.  Подведение  итогов  в  форме  интерактивной  игры,  дающей возможность  учащимся  применить  сформированные  УУД  в  модельных условиях,  а  учителю  продиагностировать уровень сформированности УУД. Место курса «Учись учиться» в базисном учебном плане Курс  «Учись  учиться»  вводится   в  5,   6   классах  в  рамках  часов компонента дополнительного финансирования. В 5, 6 классе на изучение предмета отводится 1 час в неделю,   образовательного  учреждения  из  начало курса со второй четверти, итого 21 час за учебный год.9 Ресурсное обеспечение реализации курса Т  СО:      Компьютер, объединенный с интерактивной доской  Диапроектор Видео Интерактивная доска Интернет­ресурсы      с  ок   и      чес   кой л    и      т  е  р  а  т      у  ры          у  че   б  н      о  ­  м       е  тод  С   пи  Бельковец  Л.П. Мы  учимся  учиться. М.: Логос, 2000  Бондаренко С.М.     и    Э       О   Р:  Учите детей сравнивать. М., 1981 Галеева Н.Л. Сам себе учитель. Практические занятия по формированию метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся. М.: «5 за знания», 2006 Граник Г.Г. Как учить школьника работать с учебником. М., 1987 Граник Г.Г. Когда книга учит. М., 1988 Запятая  О.В.  Диагностика  сформированности  коммуникативных учебных действий у учащихся 5­7 классов. Волгоград: Учитель, 2013 Кардашина  О.В.,  Родионов  В.А.,  Ступницкая  М.А.  Я  и  другие. Тренинги  социальных  навыков  для  учащихся   1   ­  11   классов.   Ярославль: Академия развития, 2001 Родионов В.А. Я и все, все, все. Ярославль: Академия развития, 2002. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Ступницкая К.Р. Прививка от стресса: Профилактика  негативных  последствий  воздействия  стресса  на  детей. Ярославль: Академия развития, 2006Календарно – тематическое планирование учебного материала по метапредметному курсу «Учись учиться» для учащихся 5 класса на 2015 – 2016 учебный год Приложение 1. Количество часов в курсе: 21 (1 час ­ в неделю) № уроков Название темы и количество часов Сроки изучения (неделя месяца) Оценивание (если есть) Регулятивные УУД Вводное. Секреты профессии «школьник» Проблема – это скрытая возможность Цель – это то, что придает жизни смысл Кто ничего не планирует, тот планирует свой провал Игра­проект «Мы строим мост» Познавательные УУД Введение. Выделение главного Выделение главного Составление плана Составление плана Сравнение Сравнение Классификация Классификация Аналогия Аналогия Обобщающее занятие Коммуникативные УУД нет нет 2неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя марта 2 неделя марта Правила оратора Работаем в команде Учимся вести диалог Полилог Итоговое. Подводим итоги, проверяем себя и друг друга Нет 4 неделя марта 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21Календарно – тематическое планирование учебного материала по метапредметному курсу «Учись учиться» для учащихся 6 класса на 2015 – 2016 учебный год Приложение 2. Количество часов в курсе: 21 (1 час ­ в неделю) № уроков Название темы и количество часов Сроки изучения (неделя месяца) Оценивание (если есть) Регулятивные УУД Тайм­менеджмент: учимся управлять временем Про «сов» и «жаворонков» Мой режим дня Моя рабочая неделя Что такое цейтнот и как с ним бороться Познавательные УУД  Определение  смыслового Актуализация освоенных УУД Рациональная   работа  с  текстом. Рациональная работа с текстом. Составление сложного плана Преобразование информации из текста в таблицы, схемы, графики Преобразование информации из таблиц, схем, графиков в текст Сравнение Анализ Синтез Обобщение Вывод (умозаключение) Подготовка доклада Коммуникативные УУД Работаем в команде Тезис­аргумент­иллюстрация Публичное выступление Учимся задавать вопросы Итоговое занятие нет нет нет 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя марта 2 неделя марта 4 неделя марта 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21