Рабочая программа УМК "Гармония"
Оценка 4.8

Рабочая программа УМК "Гармония"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русский язык
1 кл—4 кл
04.03.2018
Рабочая программа УМК "Гармония"
Рабочая программа учебно- методического комплекта "Гармония" за курс начальной школы составлена по разделам: 1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Русский язык. 2. Содержание предмета русский язык; 3. Учебный план; 4. Календарно- тематическое планирование предмета русский язык; 5. Контрольно- измерительные материалы по предметуРабочая программа УМК "Гармония". Русский язык
Русский язык-3.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа»       СОГЛАСОВАНО     зам. директора  по УВР     ________ Яркова А.А. «____»___________2017 г.  УТВЕРЖДАЮ  Директор МОБУ         «Троицкая СОШ  _________Ярков В.Г. «___»_______2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс УМК « Гармония»                                                                                          Галина Валентиновна   Составитель: Андреева 2017 г. Пояснительная записка   Рабочая   программа   по   русскому   языку   3   класса   составлена   на   основе   нормативно­ правовых документов: 1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ ; 1. Закона Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области» от 6 сентября 2013 г. N 1698/506­V­ОЗ; 2. Приказа   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   9   марта   2004   г.   №   11312   «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных   учреждений   Российской   Федерации,   реализующих   программы   общего образования» с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России №889 от 30 августа 2010 года; 3. Приказа Министерства образования Оренбургской области №01­21/1742 от 06.08.2015 г. «О   внесении   изменений   в   приказ   министерства   образования   Оренбургской   области   от 13.08.2014 г. №01­21/1063»; 4. Устава МОБУ «Троицкая СОШ» Бузулукского района; 5. Учебного плана МОБУ «Троицкая СОШ» Бузулукского района;  6. Положения школы о структуре, порядке и утверждении рабочих программ; 8.  Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа /Москва «Просвещение», 2013 год. Программа   определяет   содержание   и   структуру   учебного   материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Распределение   учебных   часов   по   разделам   представлено   с   учетом   межпредметных, возрастных особенностей учащихся. Важнейшей   особенностью   данной   программы,   является   ее   коммуникативная направленность.  Язык  –  это  основное  средство  общения  людей,  а   значит,  изучение   языка должно   быть   подчинено   обучению   общению   с   помощью   этого   средства.   Вот   почему рассмотрение   большей   части   разделов   и   тем   курса,   в   соответствии   с   программой, направляется   коммуникативным   мотивом.   Так,   обучение   орфографии,   построению предложений   и   текстов,   становление   умения   проверять   написанное   проходят   на   фоне обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов : «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль? Хочешь не испортить своё поздравление ошибками?...». Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме   выбора   более   удачного   слова,   формы   слова,   суффикса,   приставки   и   т.п. Коммуникативная   направленность   курса   проявляется   и   в   том,   что   организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности –  не только созданию устных и письменных   высказываний,   но   и   их   восприятию:   чтению   учебных   текстов   и   слушанию собеседника, общению с ним. Среди других методических решений: обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей   и   т.д.;   общение   авторов   с   ребёнком   через   письменный   текст,   систематическое создание   ситуаций   для   общения   детей   с   персонажами   учебника,   друг   с   другом,   в   семье; организация   партнёрства,   делового   сотрудничества   учащихся   при   выполнении   различных заданий. 2 Общая характеристика учебного предмета «Русский язык».          Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием«К тайнам   нашего   языка»,   построен   на   основе   деятельностного   подхода   к   организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и   речевых   понятий,   закономерностей,   правил   и   формирование   соответствующих   умений проходит   по   определённым   этапам:   от   мотивации   и   постановки   учебной   задачи   –   к   её решению,   осмыслению   необходимого   способа   действия   и   к   последующему   осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.        Именно через реализацию деятельностного подхода  к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения,   развития   и   воспитания   школьников   в   одно   целое.   При   этом   под   обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во­первых – формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения,   выполнять   с   языковым   материалом   операции   анализа,   синтеза,   сравнения, классификации,   обобщения,   а   во­вторых   –   совершенствование   у   детей   чувства   слова, языковой  интуиции.Необходимый  компонент  развития  школьников  –  формирование  у  них универсальных   учебных   действий,   обеспечивающих   как   более   качественное   освоение предметного содержания, так и становление  в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать   свою   познавательную   (учебную)   деятельность.     Воспитание   средствами предмета   «Русский   язык»   связывается   прежде   всего   с   привитием   внимания,   интереса   и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.            Для построения курса на деятельностной основе принципиально важно учесть тот факт, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже давно владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению – и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и предусмотрен данной программой, чем объясняется название реализующего её комплекта учебников: «К тайнам нашего языка». В основу обучения языку, речи и правописанию  положена система лингвистических понятий, освоение   которых   поможет   ребенку:   а)   осознать   язык   как   средство   общения,   а   себя   как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно,  коммуникативно­целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их   в   письменной   речи,   а   также   полноценно   понимать   чужие;   в)   освоить   комплекс универсальных учебных действий.  Более   конкретно   специфика   обучения   орфографии,   а   также   особенности   содержания, структуры и способов освоения других разделов курса  будет представлена в связи с общей характеристикой  программы каждого класса. Введение   ребёнка   в   предметную   область   «Филология»   начинается   с   периода   обучения грамоте,   когда   делаются   первые   шаги   на   пути   формирования   у   детей   всех   видов универсальных   учебных   действий:   закладываются   основы   положительного   отношения   к учению,   познавательного   интереса,   умения   спрашивать,   слушать,   читать,   понимать информацию,   представленную   в   словесной,   изобразительной,   модельной   форме;     точно выполнять инструкции учителя, под его руководством вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свои мысли и т.д. В этот период, наряду с освоением техники 3 чтения   и   каллиграфии,   начинают   формироваться   и   более   общие   предметные   умения   – читательские, языковые, речевые.                  В   третьем   классе   центральным   языковым   разделом   является   «Морфология».   От знакомства с функцией слов, относящихся к разным частям речи, учащиеся переходят к их детальному изучению; узнают названия частей речи. В центре внимания – единство функции, значения и формальных признаков имени существительного, имени прилагательного, глагола. В ознакомительном плане представляется имя числительное и, несколько подробнее, личные местоимения. Среди «слов­помощников» выделяются предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не).  Изучение морфологии в данном курсе обеспечивает интеллектуальное развитие школьников, формирование их абстрактного мышления и всего комплекса УУД. Структура и содержание раздела имеют следующие особенности.     1. Последовательность рассмотрения морфологических тем подчинена принципу: от общего знакомства со всеми частями речи и их грамматическими категориями – к последующему детальному   изучению   каждой.   Такое   методическое   решение   продиктовано,   во­первых, коммуникативной   направленностью   курса,   в   том   числе   и   изучения   морфологии (необходимостью осознанного отношения к использованию в процессе общения всех частей речи),   а   во­вторых,   стремлением   повысить   (за   счёт   неоднократного   предъявления   и сопоставления) эффективность  освоения материала, трудного для младших школьников в силу его абстрактности. Единая   логика   представления   основных   частей   речи     позволяет     сравнивать   их   и   даже рассматривать, например, имена существительные и имена прилагательные в рамках одного раздела.       2.  Дети   учатся   опознанию   каждой   части  речи,   подведению   под  понятие   не  только   по вопросу,   на   который   отвечает   слово,   но   и   по   комплексу   грамматических   признаков,   в частности, по особенностям изменения. При этом умение определять части речи формируется поэтапно:   сначала   применительно   к   словам,   в   которых   категориальное   значение   не противоречит лексическому (называющим конкретные предметы, признаки, действия), а лишь затем переносится на слова типа бег, стук, зелень, доброта, болеет, чувствует и др.    3. Проявление пристального внимания к значению слов потребовало разведения понятий: «лексическое» и «грамматическое» значение (для учащихся – «значение основы» и «значение окончания»). Для лучшего осмысления изучаемых грамматических категорий  числа, падежа, времени, лица включены наблюдения за значением, передаваемым той или иной формой.   4. В разных учебниках русского языка для основной школы  по­разному трактуется ­ть и ­ти на   конце   инфинитива:   как   суффикс   и   как   окончание,   что   отражает   различие   взглядов лингвистов.   (Об   этом   сообщается   учащимся   непосредственно   на   страницах   учебника   «К тайнам нашего языка».) В такой ситуации не представляется правильным в начальных классах закреплять   одну   из   точек   зрения,   поэтому   в   курсе   вопрос   оставляется   открытым.   О неопределенной   форме   говорится,   что   она   оканчивается   на   ­ть   или   ­ти.   Для   разбора   по составу слова глаголы в неопределенной форме не предлагаются, но при необходимости ­ть и ­ти просто подчеркиваются.  В   результате   принятого   методического   решения   учащиеся   знакомятся   с   объективно существующей   лингвистической   проблемой,   что   важно   для   понимания   школьниками возможности   существования   различных   точек   зрения   и,   как   следствие,   –   для   развития гибкости их мышления.      5.   Предусмотрено   целенаправленное   обучение   младших   школьников   преодолению грамматических трудностей русского языка с помощью специального справочника: «Какого рода   и   числа   слово?   Словарь   трудностей».   Такой   словарь   создан   и   помещён   в   учебник. 4 Обращение   к  нему   позволяет   не   только   совершенствовать   культуру   речи   учащихся,   но  и формировать познавательные УУД – осознанный поиск информации и её использование. В 3­м классе вновь выносится на рассмотрение тема «Предложение». Основное её назначение –   познакомить   школьников   с   главными   и   второстепенными   (пока   без   деления   на   виды) членами   предложения,   научить   выделять   их.   Предусмотрен   отличный   от   традиционного способ выявления главных членов, подлежащего и сказуемого: одновременно по комплексу вопросов, на которые они отвечают. При знакомстве с второстепенными членами дети узнают о возможности постановки от слова к слову двух типов вопросов – по смыслу и по форме, начинают   учиться   задавать   их,   самостоятельно   выбирая   при   этом,   какой   тип   вопроса   им необходим для решения стоящей задачи.  Продолжается   обучение   младших   школьников   созданию   текстов:   осваивается   построение повествования и описания предмета, предложений со значением оценки, а также новые жанры: этюд (словесная зарисовка) и инструкция (совет о том, как что­то делать).    С точки зрения орфографии в центре внимания находится не только изучение нескольких орфографических   правил,   связанных   с   написанием   слов   изучаемых   частей   речи,   но   и последовательное   совершенствование   орфографической   зоркости   учащихся,   а   также основанного на ней действия орфографического самоконтроля, чему способствует широкое применение приёма письма «с окошками».           Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»         Личностные результаты У обучающихся будут сформированы:  представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы   коммуникативного,   социального   и   учебно­познавательного   мотивов   изучения русского языка, представление о богатых его возможностях,  осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело   пользоваться   русским   языком   и   элементы   сознательного   отношения   к   своей   речи, контроля за ней.  Ученик  получит возможность для формирования:  понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно­познавательного   мотивов   его   освоения;   выраженного   познавательного   интереса   к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.          Метапредметные результаты          Регулятивные универсальные учебные действия Ученик  научится: – принимать и сохранять учебную задачу;  –   планировать   (в   сотрудничестве   с   учителем   или   самостоятельно,   в   том   числе     во внутренней речи) свои действия для решения задачи;  –   действовать   по   намеченному   плану,   а   также   по   инструкциям,   содержащимся   в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.  – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; –   контролировать   процесс   и   результаты   своей   деятельности,   вносить   необходимые коррективы;  –  оценивать   свои достижения,   осознавать   трудности, искать их причины и способы преодоления. для реализации замысла; Ученик  получит возможность научиться:  – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия 5 – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.         Познавательные универсальные учебные действия Ученик  научится:  –     осознавать   познавательную   задачу,     целенаправленно   слушать   (учителя, одноклассников), решая её; –   находить   в   тексте   необходимые   сведения,   факты   и   другую   информацию, представленную в явном виде; –   самостоятельно   находить   нужную   информацию   в   материалах   учебника,   в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно­познавательных задач; – применять разные способы фиксации информации   (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;  –   понимать   информацию,   представленную   в   изобразительной,   схематичной   форме; переводить её в словесную форму; – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; – ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;  –   осуществлять   анализ,   синтез,   сравнение,   классификацию   языкового   материала   по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно­следственные связи, делать выводы, формулировать их; –   подводить   факты   языка   и   речи   под   понятие   на   основе   выделения   комплекса существенных признаков.  Ученик  получит возможность научиться:   –   осуществлять   поиск   необходимой   информации   в   дополнительных   доступных источниках (справочниках, учебно­познавательных книгах и др.); –   находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках; – делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования; ¬– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;  – анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам; – проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.  Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик  научится: –   участвовать   в   диалоге,   в   общей   беседе,   выполняя   принятые   правила   речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); – задавать вопросы, отвечать на вопросы других; – понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что­то или словами нарисовать увиденное,   показать   действия   или   признаки;   поздравить   кого­то   или   научить   чему­то;   в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.) – выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на  задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли; 6 – осознавать,   высказывать и обосновывать свою точку зрения;   стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;  –   вступать   в   учебное   сотрудничество   с   одноклассниками,   участвовать   в   совместной   проявлять   осуществлять   взаимоконтроль, деятельности,   оказывать   взаимопомощь, доброжелательное отношение к партнёрам;    –   строить   небольшие   монологические   высказывания   с   учётом   ситуации   общения   и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства. Ученик  получит возможность научиться: – начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости; – оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; –   инициировать   совместную   деятельность,   распределять   роли,   договариваться   с партнёрами о способах решения возникающих проблем; – создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных   коммуникативных   задач,   адекватно   строить   их   и   использовать   в   них разнообразные средства языка; – применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения         Место предмета в учебном плане Согласно   базисному   учебному   плану   общеобразовательных   учреждений   Российской Федерации на изучение предмета «Русский язык»в 3 классе начальной школы отводится   5 часов в неделю. Программа рассчитана на  170 ч.  (34 учебные недели).         Приемы, методы, технологии. В основе развития универсальных учебных действий в начальной школе лежит системно­ деятельностный   подход.   В   соответствии   с   ним   именно   активность   учащихся   признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учащимися в процессе познавательной деятельности. В  соответствии   с  данными   особенностями  предполагается   использование  следующих педагогических   технологий:   проблемного   обучения,   развивающего   обучения,   игровых технологий, а также использование методов проектов, индивидуальных и групповых форм работы. При проведении уроков используются также интерактивные методы, а именно: работа в группах,   учебный   диалог,   учебная   дискуссия,   игровое   моделирование,   защита   проекта, совместный   проект,   организационно­деятельностные   игры,   деловые   игры;   традиционные методы: лекция, рассказ, объяснение, беседа. Контроль знаний, умений, навыков проводится в форме контрольных работ, словарных диктантов, самостоятельных работ. Учебно­тематический план. № Тема Знаем – повторим, не знаем – узнаем 1 2 Морфология. Каждое слово – часть речи. Общее  знакомство с частями  речи  3 Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол  Всего часов 16 20 27 я 13 19 26 В том числе теори к/р 3 1 1 7 4 5 6 7 8 9 Что мы знаем о частях речи?  Возвращаемся к разговору о предложении  И вновь о частях речи Обо всём, что мы теперь знаем  Продолжаем учиться хорошей речи Подводим итоги, строим планы  13 14 17 15 12 2 136 13 13 16 14 11 2 127 0 1 1 1 1 0 9 Итого Содержание учебного предмета. Знаем – повторим, не знаем – узнаем Повторение изученного о речи. («Воспоминания о лете»)  Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи («Правильно и (20 ч.) точно…»)   Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания («Какие значения есть у слова?) Повторение   и   уточнение   памятки   «Как   узнать   строение   слова?»   Разбор   слова   по составу. Подбор   проверочных   слов   для   нескольких   орфограмм   в   корне.     Знакомство   с сочетаниями   ­оро­     –   ­ра­,   ­оло­     –   ­ла­,­   ере­   –   ­ре­   («Как   быть,   если   в   корне   не   одна орфограмма?» Правописание суффиксов ­ек и ­ик­ (общее знакомство)  («Открываем ещё два секрета письма»).  Правописание ударных и безударных сочетаний ­цы­ – ­ци­ (общее знакомство)  Общее знакомство со сложными словами  (« Бывает ли в слове два корня?»)   Морфология. Каждое слово – часть речи. Общее знакомство с частями  речи (26 ч.) Представление понятия «части речи» («В какие группы объединили слова?»)  Знакомство с названиями частей речи («Всему название дано!») Назовём слова­указатели Освоение личных местоимений Знакомство с названиями слов­помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные («И у слов­помощников есть названия») Обучение употреблению и написанию служебных частей речи Совершенствование умений употреблять и писать служебные части речи Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны!»Части речи все важны!) Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова прилагательного Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного. Знакомство с начальной формой имени прилагательного Закрепление изученного о частях речи. Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени Закрепление изученного о роде имён существительных и имён прилагательных. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных 8 Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания о времени – «в одной из своих форм») Знакомство с изменением   по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений («Как ещё могут изменяться слова?») Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа Освоение способа действия для определения падежей. Уточнение   общего   признака   всех   имён:   изменяться   по   падежам   («Продолжаем сравнивать части речи и обобщаем») Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол (32 ч.) Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий («Когда глаголы особенно важны?») Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам («Как изменяются глаголы») Знакомство с системой времён глагола Особенности изменения глаголов прошедшего и настоящего, будущего времени Закрепление изученного о глаголе. Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть?А бег, ходьба?»). Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола («Поговорим о начальной форме глагола») Закрепление изученного о глаголе. Строение и написание глаголов в неопределённой форме Обучение нахождению неопределённой формы глагола и правописанию в ней суффиксов перед ­ть Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях («Размышляем о прошедшем времени»)   Особенности   глаголов   настоящего   времени:   понятие   о   личных   окончаниях   («Из прошлого – в настоящее») Определение   и   образование   форм   глагола;   наблюдения   за   употреблением   в   речи глаголов настоящего времени Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению («Из настоящего – в будущее») Повторение   изученного   о   глаголе,   его   начальной   форме   и   изменении   по   временам («Проверь свои умения») Правописание  суффиксов   и  окончаний   в  глаголах  прошедшего   времени.  Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе Что мы знаем о частях речи? (16ч. ) Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных («Чем похожи и чем различаются два имени: имя существительное и имя прилагательное?») Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед  ­ть Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи Анализ глагола как части речи Знакомство   со   способом   выбора   между   ­тся   и   ­ться   в   глаголах   («Ещё   об   одной опасности письма») Обучение   детализации   действий,   словесному   рисованию   с   помощью   глаголов настоящего времени 9 Возвращаемся к разговору о предложении (17 ч.) Знакомство   с   понятием   «член   предложения»   («Как   слова­   части   речи   становятся членами предложения?») Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления. Словарный диктант. Упражнения   в   нахождении   главных   членов   предложения;   расширение   сведений   о подлежащем и сказуемом Общее   представление   о   второстепенных   членах;   предложения   распространённые   и нераспространённые. Характеристика предложения. Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. И вновь о частях речи (20 ч.) Зависимость   рода   и   числа   имени   прилагательного   от   рода   и   числа   имени существительного. Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. Словарный диктант. О значении имён прилагательных. Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение («Снова о ь») употреблять слова») Работа над грамматической правильностью речи. Формирование   умения   пользоваться   «Словарём   трудностей»   («Учимся   правильно Создание словесных зарисовок («Наблюдаем за облаками») Обо всём, что мы теперь знаем (17 ч.) Повторение общих сведений о частях речи и предложении («Весна, весною, о весне…») Повторение   различных   видов   разбора   на   материале   словесной   модели   («Загадочное предложение о глокойкуздре Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. («Что ты знаешь о словах?») Работа   над   связью   слов,   над   значением   слов,   над   правильностью   речи.   Обучение пользованию слов Повторение вопросов орфографии. Зависимость написания слов от их значения.  Подводим итоги, строим планы (6 ч.) Перелистывая учебник… Решение изученных орфографических задач. Повторение различных вопросов орфографии Календарно­ тематическое планирование Наименование разделов и тем Кол­во  часов Знаем – повторим, не знаем – узнаем 17 № п/п 1. Дата  проведения планир./ по факту 10 1.1 Повторение изученного о речи.  («Воспоминания о лете») 1.2 Повторение изученного о речи. 1.3 Понятия «правильно и точно». Обучение  правильности и точности речи  Знакомство с понятием «основа слова  1.4 1.5 Повторение и уточнение памятки «Как  узнать строение слова?»  1.6 Повторение изученного по орфографии  1.7 Совершенствование различных умений.  Проверочная работа 1.8 Подбор проверочных слов для нескольких  орфограмм в корне. 1.9 Правописание суффиксов ­ек и ­ик­  1.10 Правописание ударных и безударных  сочетаний ­цы­ – ­ци­ 1.11 Общее знакомство со сложными словами 1.12 Освоение изученных орфографических  правил. Словарный диктант. 1.13 Обобщение и систематизация известных  правил письма, упражнение в их применении  1.14 Совершенствование различных умений 1.15 Контрольный диктант  по итогам повторения 1.16 «Учимся рассказывать о словах. »Изложение 1.17 Совершенствование различных умений 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1.09 4.09 5.09 6.09 8.09 11.09 12.09 13.09. 15.09 18.09 19.09 20.09 22.09 25.09 26.09 27.09 29.09 11 2 Морфология. Каждое слово – часть речи.  Общее знакомство с частями  речи 2.1 Представление понятия «части речи»  2.2 Знакомство с названиями частей речи  2.3 Назовём слова­указатели 2.4 Освоение личных местоимений 2.5 Знакомство с названиями слов­помощников.  Деление частей речи на самостоятельные и  служебные  2.6 Обучение употреблению и написанию  служебных частей речи 2.7 Совершенствование умений употреблять и  писать служебные части речи 2.8 Использование слов разных групп в речи.  Обобщение изученного о частях речи  2.9 Изложение: обучение рассказу о словах 2.10 Формирование умения определять части  речи и правильно писать служебные слова.  2.11 Повторение различных вопросов  орфографии.Словарный диктант.  2.12 Представление понятия «форма слова».  Разграничение разных слов и форм одного и  того же слова 2.13 Знакомство с начальной формой глагола и  имени существительного,имени  прилагательного 2.14 Диктант по теме «Каждое слово – часть  речи» 24 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 02.10 03.10 04.10 06.10 09.10 10.10 11.10 13.10 16.10 17.10 18.10 20.10 23.10 24.10 12 2.15 Род имён существительных. Зависимость от  рода имени существительного рода имени  прилагательного 2.16 Закрепление изученного о роде имён  существительных и имён прилагательных. 2.17 Изменение имён существительных по  числам, имён прилагательных по числам и  родам; выбор окончаний в именах  прилагательных 2.18 Изменение по родам глаголов в форме  прошедшего времени (без упоминания о  времени – «в одной из своих форм») Знакомство с изменением  по падежам,  наблюдение за изменением по падежам имён  существительных и местоимений 2.19 2.21 2.22 2.20 Названия падежей и их вопросы. Способ  определения падежа Освоение способа действия для определения падежей. Закрепление изученного. Упражнение в  определении падежей. 2.23 Систематизация сведений об именах  существительных и именах прилагательных. 2.24 Уточнение общего признака всех имён:  3. изменяться по падежам  Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол 3.1 Повторение изученного о частях речи.  Словарный диктант. 3.2 Наблюдение за ролью глаголов в речи;  обучение детализации изображённых  действий Наблюдения за изменениями глаголов: по  числам и родам или по числам и лицам («Как изменяются глаголы») 3.3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 1 1 1 25.10 27.10 08.11 10.11 13.11 14.11 15.11 17.11 20.11 21.11 22.11 24.11 13 3.4 Знакомство с системой времён глагола 3.5 Особенности изменения глаголов  прошедшего и настоящего, будущего  времени Закрепление изученного о глаголе. 3.6 3.7 Закрепление изученного о глаголе. 3.8 Как отличить глагол от других частей речи? 3.9 Знакомство с понятием «неопределённая  форма глагола» и её двумя вопросами.  Способ нахождения неопределённой формы  глагола  3.10 Строение и написание глаголов в  неопределённой форме 3.11 Обучение нахождению неопределённой  формы глагола и правописанию в ней  суффиксов перед ­ть Закрепление изученного о глаголе. 3.12 3.13 3.14 3.15 Прошедшее время глагола: его значение,  приметы и особенности изменения: понятие  о родовых окончаниях Закрепление сведений о глаголах  прошедшего времени; обучение выбору  родовых окончаний. Словарный диктант.      1 Использование глаголов прошедшего  времени в речи; работа над их правильным  написанием 3.16 Закрепление изученного о глаголах  прошедшего времени. 3.17 Особенности глаголов настоящего времени:  понятие о личных окончаниях («Из  прошлого – в настоящее») 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27.11 28.11 29.11 01.12 04.12 05.12 06.12 08.12 11.12 12.12 13.12 15.12 18.12 19.12 14 3.18 Определение и образование форм глагола;  наблюдения за употреблением в речи  глаголов настоящего времени 3.19 Закрепление изученного о глаголе, его  начальной форме и изменении по временам. 3.20 Правописание суффиксов и окончаний в  3.21 3.22 глаголах прошедшего времени Повторение изученного о глаголе, его  начальной форме и изменении по временам  («Проверь свои умения») Диктант по теме «Времена глагола» 3.23 Повторение изученного о глаголе, его  3.24 начальной форме и изменении по временам Знакомство с двумя формами будущего  времени.  Обучение распознаваниюглаголов будущего  времени и их изменению 3.25 Изложение с изменением лица: пересказ  текста от 1­го лица 4. Что мы знаем о частях речи? 4.1 Повторение изученного о частях речи. 4.2 Сходство и различие имён существительных  и имён прилагательных 4.3 Отличие глаголов от других частей речи.  Способ нахождения неопределённой формы  глагола; суффиксы перед  ­ть 4.4 Определение времени глагола;  разграничение форм настоящего и будущего  времени Знакомство с памяткой анализа глагола как  части речи 4.5 4.6 Анализ глагола как части речи 1 1 1 1 1 1 1 1 12 1 1 1 1 1 20.12 22.12 25.12 26.12 27.12 29.12 12.01 15.01 16.01 17.01 19.01 22.01 23.01 24.01 15 4.7 Повторение способов решения различных  орфографических задач; правописание  глаголов в неопределённой форме 4.8 4.9 4.10 4.11 Знакомство со способом выбора между ­тся  и ­ться в глаголах Закрепление изученного. Определение  времени глагола Р/р. Изложение. Обучение составлению  плана.  «Снова пересказываем и  рассказываем» Р/р. Изложение.  Обучение детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего  времени 4.12 Создание рассказа о проделках животных по  личным впечатлениям. 1 1 1 1 1 5. Возвращаемся к разговору о предложении 13 5.1 Повторение изученного о предложении  («Что ты знаешь о предложении?») 5.2 Знакомство с понятием «член предложения» 5.3 Понятие «главные члены» предложения,  способ их выявления. Словарный диктант. 5.4 Упражнения в нахождении главных членов  предложения; расширение сведений о  подлежащем и сказуемом 5.5 Закрепление изученного о главных членах  предложения. 1 1 1 1 26.01 29.01 30.01 31.01 02.02 05.02 06.02 07.02 09.02 12.02 13.02 16 5.6 Общее представление о второстепенных  членах; предложения распространённые и  нераспространённые Закрепление изученного о второстепенных  членах предложения 5.7 5.8 Связь подлежащего со сказуемым по смыслу  и по форме 5.9 Обучение установлению связи слов в  предложении и выписыванию различных пар  членов предложений 5.10 Повторение и обобщение изученного о  предложении и частях речи. 5.11 Контрольная работа по теме «Предложение,  части речи» 5.12 Закрепление изученного о предложении и  частях речи. 5.13 Создание текстов изобразительного  характера И вновь о частях речи 6. 6.1 Повторение изученного об именах  («Вспоминаем об именах») 6.2 Зависимость рода и числа имени  прилагательного от рода и числа имени существительного.  6.3 Освоение способа решения  орфографических задач в окончаниях имён  прилагательных. Словарный диктант. 6.4 О значении имён прилагательных. 6.5 Тренировка в решении орфографических  задач в окончаниях имён прилагательных 6.6 Представление памятки анализа имени  существительного и имени прилагательного  как части речи 1 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1  1 1 1 14.02 16.02 19.02 20.02 21.02 26.02 27.02 28.02 02.03 05.03 06.03 07.03 09.03 12.03 17 6.7 Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его  освоение 6.8 Закрепление изученного о частях речи. 6.9 Контрольная работа по теме «Число имен существительных и  прилагательных» 6.10 Р/р. Изложение: обучение правильности и  точности речи («Расскажи другим весеннюю  сказку»)  6.11 Создание словесных зарисовок («Наблюдаем за облаками») 7. Обо всём, что мы теперь знаем 7.1 Повторение общих сведений о частях речи и  предложении («Весна, весною, о весне…») 7.2 Изложение с элементами сочинения на  основе картины 7.3 Повторение различных видов разбора на  материале словесной модели («Загадочное   предложение о глокой куздре 7.4 Повторение грамматических признаков  частей речи и строения слов. Различные  случаи употребления ь. 7.5 Повторение вопросов орфографии.  Зависимость написания слов от их значения.  Словарный диктант. 7.6 Закрепление изученного о частях речи и  предложении 7.7 Написание изложения «Ещё немного из  истории слов» 7.8 Систематизация изученных  орфографических правил; решение  разнообразных орфографических задач. Контрольная работа по теме «Части речи» 7.9 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13.03 14.03 16.03 19.03 20.03 21.03 23.03 02.04 03.04 04.04 06.04 09.04 10.04 11.04 18 8. Продолжаем учиться хорошей речи 14 8.1 Знакомство с понятием «повествование»,  «описание предмета», «предложение со  значением оценки 8.2 Обучение построению текстов с описанием  предмета и повествованием.  8.3 Включение в повествование и описание  предмета предложений со значением оценки; работа над основной мыслью текста  8.4 Создание текстов­повествований по серии  рисунков и по личным впечатлениям  8.5 Знакомство с особенностями словесных  этюдов 8..6 Создание словесных этюдов (описаний и  повествований) на основе картинок учебника 8.7 Рисование словесных этюдов по личным  впечатлениям. 8.8 Создание текстов разных жанров: загадок,  записок. 8.9 Создание текстов:       телеграмм,  поздравлений. 8.10 Создание текстов­ кулинарных рецептов. 8.11 Создание текстов­ инструкций. 8.12 Создание текстов­ писем «Я умею писать…» 8.13 Совершенствование речевых умений.  Словарный диктант. Итоговая контрольная работа. 8.14 Подводим итоги, строимпланы 9. 13.04 16.04 17.04 18.04 20.04 23.04 24.04 25.04 27.04 30.04 02.05 04.05 07.05 08.05 1 1 1 1 1 1 1 1              1 1 1 1 1 1 1 11 19 Перелистывая учебник… Решение изученных орфографических задач. Повторение различных вопросов  орфографии Совершенствование различных умений. 9.1­ 9.3 9.4­ 9.8 9.9­ 9.11 3 5 3 11.05 14.05 15.05 16.05 18.05 21­23.05 25.05 28.05 Приложение. Примерные оценочные и методические материалы для осуществления текущего   контроля   успеваемости   и   промежуточной   аттестации   учащихся   3­го   класса   по русскому языку УМК «Гармония» Контрольные работы составлены на основе примерной общеобразовательной программы, автор Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., учебник «Русский язык 3 класс», издательский дом «Ассоциация 21 век». Входная контрольная работа №1 Форма проведения: контрольный диктант с грамматическими заданиями. Время проведения: сентябрь 20 Цель: определить уровень качества усвоения основных тем, изученных во 2 классе. Планируемые результаты: – писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания; –обнаруживать   все   известные   орфограммы,   выделять   среди   них   орфограммы   на изученные и неизученные правила, выявлять случаи непроверяемых написаний; – находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.                                                                   Диктант                                                                     Осень Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. (41 слово) Грамматические задания: 1. Провести звуко – буквенный разбор 1 вариант ­  Осень                                                    2 вариант ­  Листья  2. Разобрать слова по составу:           1 вариант: воздухом, лесные, кустик.           2 вариант: ковром, ближний, лесок. 3. Разделить слова для переноса:           1 вариант: русский, листья           2 вариант: осенний, капелька   Контрольный диктант с грамматическими заданиями №2 Форма проведения: контрольный диктант с грамматическими заданиями. Время проведения:  После изучения темы «Части речи» Цель: проверка знаний, умений и навыков по теме «Части речи»  Планируемые результаты: – осознанно выбирать буквы, если способы решения орфографических задач знакомы, и оставлять »окошки», если решение неизвестно или вызывает сомнение; – писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания; ­–­ различать части речи по комплексу изученных грамматических признаков; – находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;                                                                   Диктант                                                          Медвежья квартира       Медведь выбрал место для спячки у склона холма. Он надрал узкие полоски еловой коры. За концы стащил их в яму. Потом накидал мягкий мох. Вокруг ямы сломал молоденькие деревья. Они и накрыли ее. Залез медведь под них и заснул. Пусть косолапый спит до весны! (46 слов) Грамматические задания: 1. Указать части речи:           1 вариант ­ во втором предложении;           2 вариант – в третьем предложении; 21 2. Показать состав слов:           1 вариант – косолапый, птичка.           2 вариант – молоденькие, полоски. 3. Под двумя последними предложениями подписать, какие они по цели. Словарный диктант 1. Форма проведения:   словарный диктант  Время проведения: Во время изучения темы «Глагол» Цель: проверить знание слов с непроверяемыми орфограммами Планируемые результаты: –писать слова с непроверяемыми орфограммами            Веять, сеять, падать , строить, гладить, аккуратный, видеть, город, трамвай, плавать, обидеть, клеить, таять, прыгать. Критерии оценивания: «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.  «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.  «3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.  «2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.  Контрольный диктант с грамматическими заданиями №3 Форма проведения: контрольный диктант с грамматическими заданиями. Время проведения:  После изучения темы «Глагол» Цель:   проверка   сформированности   грамматико­   орфографических   умений   и   навыков   по изученной теме. Планируемые результаты: – писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания; – осознанно выбирать буквы, если способы решения орфографических задач знакомы, и оставлять »окошки», если решение неизвестно или вызывает сомнение; – изменять глаголы по временам – различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола; –   определять   грамматические   признаки   глаголов   –   форму   времени;   число,   род   (в прошедшем времени). – выполнять разбор слова по составу                                                                    Диктант Трещал мороз. Старик въехал в лес срубить елку. Стукнул топором по стволу .А из­под снега вылетела большая медведица. Она спала под елью, от стука проснулась, напугалась и убежала.       Маленький медвежонок Мишутка замерз и захотел есть. Он завозился и заплакал. Но мама не слышала его. Тогда он рассердился и на животе полез из берлоги.(53 слова) Грамматические задания: 1. В подчеркнутом предложении указать части речи. 2. Отметить   ˅ глаголы, которые употреблены в неопределенной форме. 22 3. Выписать глаголы, указать форму каждого из них (время, число, лицо или род), затем поставить глагол в неопределенную форму и записать.           1 вариант: заплакал, убежала.           2 вариант: слышала ,вылетел. 4. Разобрать сова по составу:           1 вариант: въехал, убежала.           2 вариант: трещал, заплакал.  Списывание с грамматико­орфографическим заданием (№1) Время проведения: Во время изучения темы «Предложение»   Цель: проверка сформированности  грамматико­ орфографических умений и навыков Планируемые результаты: –   обнаруживать   все   известные   орфограммы,   выделять   среди   них   орфограммы   на изученные и неизученные правила, выявлять случаи непроверяемых написаний; – осознанно выбирать буквы, если способы решения орфографических задач знакомы, и оставлять »окошки», если решение неизвестно или вызывает сомнение; – находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; 1.   Списать   строки   Б.Заходера,   вставляя   буквы   и   указывая   над   словами   их   род. Проверить, все ли орфограммы отмечены. Вновь настал..  утр..     Солнышк..пригрел.. От жары марты.ка Сразу разомлел.. 2.Подчеркнуть главные члены предложения. Контрольный диктант с грамматическими заданиями №4 Форма проведения: контрольный диктант с грамматическими заданиями. Время проведения:  После изучения темы «Предложение» Цель:  проверка грамматико – орфографических умений и навыков  Планируемые результаты: – писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания; ­ проверять написанное, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.применять изученные правила правописания; – находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;                                                                  Диктант           Пик   вылез   из­под   куста.   Темный   клубочек   быстро   покатился   в   траву.   Мышонок проголодался. Ему нужно было подкрепиться. Пик начал грызть листья и стебли. Один оказался очень вкусным. Из него сразу стал течь сладкий сок. Пик съел стебелек, но больше не увидел.(40 слов) Грамматические задания: 23 1.   Найти   нераспространенное   предложение   и   поставь   передним   ˅ .Подчеркни   его   главные члены. 2. Во втором предложении подчеркнуть главные члены ;над подлежащим указать падеж, а над сказуемым – время, показать его примету. 3.   Подбери   три   слова   с   орфограммой   –   безударная   гласная   в   корне   слова,   обозначить орфограмму, подобрать проверочное слово. Контрольный диктант с грамматическими заданиями №5 Форма проведения: контрольный диктант с грамматическими заданиями. Время проведения:  После изучения темы «Имя существительное и имя прилагательное» Цель:   проверка   сформированности   грамматико­   орфографических   умений   и   навыков   по изученным темам Планируемые результаты: – писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания; ­ проверять написанное, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, применять изученные правила правописания; –определять   тему   текста,   выделять   предложение,   содержащее   основную   мысль, обоснованно озаглавливать текст; – определять (в соответствии с этапом обучения) признаки слова как части речи ; – устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;                                                             Диктант             Однажды  на охоте забрались мы  в лесную глушь. Собаки гнали  зайца и потеряли. Выбежали на поляну. Среди мелких кустиков высокие пни стоят. Бегают собаки около них, хотят в заячьих следах разобраться. Куда ему спрятаться? Посмотрел я вокруг. В пяти шагах от меня на пне серел пушистый комочек. Глядел и словно просил не выдавать собакам. Я оставил его и ушел. Пусть этот хитрый заяц живет! (64 слова) Речевое задание (Выполняется без отметки или оценивается отдельной отметкой) Озаглавить текст по теме или основной мысли и записать заголовок на оставленной строке.  Грамматические задания: 1. Над словами подчеркнутого предложения надписать части речи, к которым они относятся. 2. Проанализировать слова как части речи:           1 вариант: хитрый, заяц            2 вариант: пушистый, комочек  Словарный диктант 2 Форма проведения:   словарный диктант  Время проведения: После изучения темы «Имя существительное и имя прилагательное» Цель: проверить знание слов с непроверяемыми орфограммами Планируемые результаты: –писать слова с непроверяемыми орфограммами   Быстро,   месяц,   минута,   библиотека,   природа,   земляника,   черный,   огромный,   аккуратный, двадцать,  одиннадцать,  каникулы, отдых. Контрольный диктант с грамматическими заданиями №6 Форма проведения: контрольный диктант с грамматическими заданиями. Время проведения:  После изучения темы «Обобщение» 24 Цель: проверка речевых и орфографических, языковых умений и навыков.  Планируемые результаты: – писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания; ­ проверять написанное, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.применять изученные правила правописания; –определять   тему   текста,   выделять   предложение,   содержащее   основную   мысль, обоснованно озаглавливать текст; – находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;                                                                         Диктант                Под высокой елью мы увидели муравейник. Снег стаял. Муравьи вылезли на теплое солнце погреться. После долгой спячки они не бегают, а лежат. Проснулась и летучая мышь. Все просыпается. Ожил пруд. В нем уже можно поймать рыбную мелочь. Попался на удочку и лещ.         Начался разлив рек. Вода стала заливать все вокруг. Как зверькам спасаться? Им нужна помощь. Часто можно подъехать на лодке и помочь бедным зверюшкам.(65 слов)                                                     Речевые задания  (Речевые задания могут использованы как контрольные или учебные без оценки) 1. Озаглавить текст по теме и записать заголовок. Грамматические задания 1. В предложениях подчеркнуть главные члены и выписать члены предложения парами. 1 вариант—1 предложение  2 вариант ­­­3 предложение 2. Найти нераспространенные предложения и поставь перед ними  .˅ 3. Показать строение слов 1вариант—вылезли, зверюшкам 2 вариант—бегают, рыбную  Списывание с грамматико­орфографическим заданием (№2) Время проведения: Во время изучения темы «Текст»   Цель:   проверить   умение   списывать   текст,   находить   границы   предложения,   распознавать изученные орфограммы. Планируемые результаты: ­ безошибочно списывать текст; –– различать предложение, словосочетание и слово; –  определять границы предложения,  устанавливать связь между предложениями; – проверятьнаписанное, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила. Грамматические задания          ­ Найдите границы предложения.          ­ Списать, ставя, где нужно, знаки препинания.                                                                   Липки.            Светит горячее весеннее солнце льет теплый дождь Аленка и Таня вышли на улицу они стали шлепать босыми ногами по лужам взлетели веселые брызги девочки громко смеялись           дождь быстро кончился девочки увидели Ваню Дроздова он нес маленькие деревца это были липки деревца будут сажать около пасеки  25 Разобрать по составу слова: увидели, листочки Контрольный   словарный диктант  3. Форма проведения:   словарный диктант  Время проведения: в конце года Цель: проверить знание слов с непроверяемыми орфограммами Планируемые результаты: –писать слова с непроверяемыми орфограммами Автобус,   адрес,   библиотека,   быстро,   видеть,   вокруг,   гладить,   желтый,   земляника,   клеить, пятьдесят, сначала, строить, товарищ, улица, черный, коллекция, велосипед, картофель.  Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями №7 (итоговая) Форма проведения: контрольный диктант с грамматическими заданиями. Время проведения:  в конце года Цель: проверить прочность усвоения программного материала по русскому языку за 3 класс  Планируемые результаты: – писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания; –обнаруживать   все   известные   орфограммы,   выделять   среди   них   орфограммы   на изученные и неизученные правила, выявлять случаи непроверяемых написаний; – проверять написанное, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; – устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; – находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; –различать   части   речи   по   комплексу   изученных   грамматических   признаков:   вопрос, значение, особенности изменения; Диктант Весеннее утро.        Прошла весенняя ночь. Наступило чудесное утро. Лесную окрестность осветило солнце. Посмотри   вокруг!   На   траве   лежит   утренняя   роса.   Блестят   золотые   блёстки   капель   росы. Кругом пестреют ромашки и одуванчики. Под елью цветёт серебристый ландыш. У  ручья голубые незабудки.  Как прекрасны эти маленькие цветы!  Лёгкий ветерок колышет листья молодой осины. Звучат радостные трели дроздов. Ползут по земле рыжие муравьи. Ловкие белки играют на сосне. (63 слова) Грамматическое задания. 1. Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.           1 вариант ­ в седьмом предложении;           2 вариант – в восьмом предложении; 2. Выбери группу однокоренных слов.            1 вариант – друг,  дружить, другой, дружба;            2 вариант – больница, боль, большой, болезнь; 3. Подбери и запиши три слова с орфограммой:           1 вариант – «Непроизносимая согласная»           2 вариант – «Разделительный мягкий знак 26 Проверочная работа Форма проведения: Проверочная работа Время проведения:  После изучения темы «Глагол» Цель:   совершенствовать   умения   определять   признаки   форм   глагола,   ставить   глагол   в начальную форму. Планируемые результаты: – изменять глаголы по временам – различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола; –   определять   грамматические   признаки   глаголов   –   форму   времени;   число,   род   (в прошедшем времени). – выполнять разбор слова по составу  1. Прочитай. Подчеркни глаголы. Зелень, искусство, медленный, зеленеть, плескаться, книга, прекрасный, учиться, петь, озеро, молодой, записать, застроить, красный, краснеть, любить. 2. Прочитай. Измени форму числа глаголов. поют ­ ……………………………….                       спит ­ ……………………………. едет ­ ………………………………..                       кричат ­ ………………………… мычат ­ ……………………………..                       блестит ­ ………………………… шумят ­ ………………………………                      сторожит ­ …………………….. растёт ­ ……………………………..                       идёт ­ ……………………………… 3.   Прочитай.   Определи   время   каждого   глагола.   Стрелками   соедини   с   правильным ответом. сидели идёт                                       упал                                     настоящее время буду слушать перейду                              цветёт                                 прошедшее время гуляли сделает     сдавали                             будущее время будет думат 4. Употреби и запиши каждый глагол в указанном лице и числе в настоящем времени. петь (1л., ед.ч.) ­ ………………………          говорить (3л., мн. ч.) ­ ………………….. идти (1л., мн.ч.) ­ ……………………..          лететь (2л., мн.ч.) ­ ………………………. вить (3л., мн.ч.) ­ ……………………… 5.Прочитай. Выдели окончания глаголов. 27 Рисуешь, поёт, выходил, плавает, носят, гуляю, выросло, плакала, стоишь, думают, читаем, думаете, спешат, бежал. 6.Прочитай. Выдели предложения и оформи их по правилам письма. утро по небу плывут лёгкие облака тихо шелестит листва на деревьях утка ведёт утят к пруду как старательно они шагают за мамой ОТВЕТЫ Работа по теме «Глагол». 1. Прочитай. Подчеркни глаголы. Зелень, искусство, медленный, зеленеть, плескаться, книга, прекрасный, учиться, петь, озеро, молодой, записать, застроить, красный, краснеть, любить. 2. Прочитай. Измени форму числа глаголов. поют – поёт                       спит ­ спят едет – едут                      кричат ­ кричит мычат – мычит                       блестит ­ блестят шумят – шумит                      сторожит ­ сторожат растёт – растут                      идёт – идут 3.   Прочитай.   Определи   время   каждого   глагола.   Стрелками   соедини   с   правильным ответом. сидели идёт                                       упал                                     настоящее время буду слушать перейду                              цветёт                                 прошедшее время гуляли сделает     сдавали                             будущее время будет думать 4.Употреби и запиши каждый глагол в указанном лице и числе в настоящем времени. петь (1л., ед.ч.) – пою                             говорить (3л., мн. ч.) ­ говорят идти (1л., мн.ч.) – идём                         лететь (2л., мн.ч.) – летите вить (3л., мн.ч.) – вьют 5. Прочитай. Выдели окончания глаголов. 28 Рисуешь, поёт, выходил_, плавает, носят, гуляю, выросло, плакала, стоишь, думают, читаем, думаете, спешат, бежал. 6.Прочитай. Выдели предложения и оформи их по правилам письма. Утро. По небу плывут лёгкие облака. Тихо шелестит листва на деревьях. Утка ведёт утят к пруду. Как старательно они шагают за мамой.                                     Итоговый тест по русскому языку 3 класс                                                         УМК «Гармония» 1. Выбери правильный ответ: Имя прилагательное ­ это… 1) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? или что сделает? 2)  часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? или какая? 3)  часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? 2. Укажи существительные женского рода: 1)      собака                          2) капуста                       7) солнце            2)      автомобиль                5) воробей                      8) здоровье 3)      щенок                           6) шаль                           9) рожь 3.  Укажи существительные среднего рода: 1) какао                                2) рояль                            3) пианино 4) животное                         5) фамилия                      6) шоссе 7) метель                             8) соловей              9) имя 4. Укажи прилагательные во множественном числе: 1) зелёный                          2) красивые                     3) огромная 4) свежее                             5) сильные                      6) вкусный 7) большие                          8) яркое                           9) весеннее 5. Укажи глаголы настоящего времени:            1) цветёт                              2) носила                        3) читаем 4) написала                        5)  споём                         6) показалась 7) приехал                           8) знаешь                       9) сверкали   6. Укажи слова, у которых на конце пишется ь:               1) молодёж…                       2) врач…                         3) тиш…       4) шалаш…                          5) печ…                           6) реч…       7) доч…                                8) стриж…                       9) плащ… 29 7. Укажи сочетания слов, в которых допущены ошибки: 1) яркая солнце                           2) зелёный трава 3) весеннее настроение           4) сочное яблоко 5) светлый день                          6) верные друзья                                                                           Проверочная работа 1.Прочитай. Подчеркни глаголы. Зелень, искусство, медленный, зеленеть, плескаться, книга, прекрасный, учиться, петь, озеро, молодой, записать, застроить, красный, краснеть, любить. 2.Прочитай. Измени форму числа глаголов. поют ­ ……………………………….                       спит ­ ……………………………. едет ­ ………………………………..                       кричат ­ ………………………… мычат ­ ……………………………..                       блестит ­ ………………………… шумят ­ ………………………………                      сторожит ­ …………………….. растёт ­ ……………………………..                       идёт ­ ……………………………… 3.Прочитай.   Определи   время   каждого   глагола.   Стрелками   соедини   с   правильным ответом. сидели идёт                                       упал                                     настоящее время буду слушать перейду                              цветёт                                 прошедшее время гуляли сделает     сдавали                             будущее время будет думат 4.Употреби и запиши каждый глагол в указанном лице и числе в настоящем времени. петь (1л., ед.ч.) ­ ………………………          говорить (3л., мн. ч.) ­ ………………….. идти (1л., мн.ч.) ­ ……………………..          лететь (2л., мн.ч.) ­ ………………………. вить (3л., мн.ч.) ­ ……………………… 5.Прочитай. Выдели окончания глаголов. Рисуешь, поёт, выходил, плавает, носят, гуляю, выросло, плакала, стоишь, думают, читаем, думаете, спешат, бежал. 6.Прочитай. Выдели предложения и оформи их по правилам письма. 30 утро по небу плывут лёгкие облака тихо шелестит листва на деревьях утка ведёт утят к пруду как старательно они шагают за мамой ОТВЕТЫ Работа по теме «Понятие о глаголе. Число глаголов. Время глаголов». 1.Прочитай. Подчеркни глаголы. Зелень, искусство, медленный, зеленеть, плескаться, книга, прекрасный, учиться, петь, озеро, молодой, записать, застроить, красный, краснеть, любить. 2.Прочитай. Измени форму числа глаголов. поют – поёт                       спит ­ спят едет – едут                      кричат ­ кричит мычат – мычит                       блестит ­ блестят шумят – шумит                      сторожит ­ сторожат растёт – растут                      идёт – идут 3.Прочитай.   Определи   время   каждого   глагола.   Стрелками   соедини   с   правильным ответом. сидели идёт                                       упал                                     настоящее время буду слушать перейду                              цветёт                                 прошедшее время гуляли сделает     сдавали                             будущее время будет думать 4.Употреби и запиши каждый глагол в указанном лице и числе в настоящем времени. петь (1л., ед.ч.) – пою                             говорить (3л., мн. ч.) ­ говорят идти (1л., мн.ч.) – идём                         лететь (2л., мн.ч.) – летите вить (3л., мн.ч.) – вьют 5.Прочитай. Выдели окончания глаголов. Рисуешь, поёт, выходил_, плавает, носят, гуляю, выросло, плакала, стоишь, думают, читаем, думаете, спешат, бежал. 6.Прочитай. Выдели предложения и оформи их по правилам письма. Утро. По небу плывут лёгкие облака. Тихо шелестит листва на деревьях. Утка ведёт утят к пруду. Как старательно они шагают за мамой! 31 32

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"

Рабочая программа УМК "Гармония"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018