Рабочая программа внеурочной деятельности.

  • Образовательные программы
  • docx
  • 16.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Реализация курса «Секреты русского языка» содействует повышению мотивации к обучению, созданию поля успешности, самореализации, развитию ребёнка и повышению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения, а также способствует: - осознанию взаимосвязи языка и речи, воспитанию мотива к изучению разнообразия языковых средств; - формированию эффективной речевой деятельности;
Иконка файла материала Секреты русского языка 3класс.docx
Планируемые результаты изучения учебного курса  «Секреты русского языка» Реализация   курса   «Секреты   русского   языка»   содействует   повышению   мотивации   к   обучению,   созданию   поля успешности, самореализации, развитию ребёнка и повышению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения, а также способствует: ­ осознанию взаимосвязи языка и речи, воспитанию мотива к изучению разнообразия языковых средств; ­ формированию эффективной речевой деятельности;  ­ формированию ключевых компетентностей через изучение русского языка на повышенном (творческом) уровне  ­ подготовке обучающихся к теоретическому мышлению, необходимому в основной школе; ­  получению первичных навыков исследовательской (теоретической и проектной) деятельности;  ­   созданию активной среды по работе с талантливыми детьми. (аналитико­деятельностной, прогностической, информационной и др.); К концу 3 класса Личностные У учащихся будут сформированы:  Понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение  соотнести эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей;  Понимание сопричастности к языку своего народа, восприятие русского языка как основной. Главной части  культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке,  внимание к особенностям народной устной речи и изобразительным средствам русского языка;  Осознание предложения и текста как средства для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и  богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств; Учащиеся получат возможность для формирования:  Осознание русского языка как основного средства мышления и общения;  Понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимание к  синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;  Стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников; Способности к адекватной самооценки. Предметные Учащиеся научатся:  Осознавать слово, предложение как главные средства языка;  Использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;  Использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации;  Различать родственные слова и формы слов;  Осознать свойства значения слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с  близким и противоположным значением;  Осознавать основания для объединения слов в группы по частям речи;  Осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка;  Вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;  Применять правила правописания ( в объёме содержания курса 3 класса);  Определять написание слов по орфографическому словарю учебника; Учащиеся получат возможность научиться:  Производить звукобуквенный, морфемный, морфологический анализы слов;  Соблюдать произносительные нормы в собственной речи;  Использовать свойства значения слов при создании собственных высказываний;  оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств; Метапредметные Регулятивные Учащиеся научатся:  самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии  с целью выполнения заданий;  осознавать цели и задачи урока, темы;  в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;  участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать  действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними;  осуществлять само­ и взаимно проверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;  вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и  пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти. Учащиеся получат возможность научиться:  осознавать цели и задачи  изучения курса, раздела;  планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;  осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач. Познавательные Учащиеся научатся  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные  материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;  Выделять существенную информацию из читаемых текстов;  Свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;  Строить модели слов, словосочетаний, предложений;  Находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;  Составлять простой план при написании творческой работы, прогнозировать содержание текста по  ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); Учащиеся получат возможность научиться:  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;  По маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего  незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;  Преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот; КоммуникативныеУчащиеся научатся:  Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;  Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;  Быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;  Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. Учащиеся получат возможность научиться  Участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);  Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения при диалоговой форме  общения;  Понимать тему и основную мысль высказывания по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной  мысли текста;  Подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);  Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;  Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ;  Выстраивать общение со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством  учителя).                                             СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  Введение в язык (3 кл. — 1 ч., 4 кл. — 1 ч.)  О взаимосвязи языка и речи. Разнообразие ресурсов языка и речи для выражения мыслей и эмоций. Основные средства языка: слово, предложение. Система языка глазами лингвистов — от простейших знаков языка (звуков, букв) до сложных конструкций. Разделы науки о языке: фонетика,  орфоэпия, графика, лексика, морфемика,  мор­ фология, синтаксис. Взаимосвязь изучения признаков, свойств языковых средств и развития речевых умений. речи через работу средств языка.  Практические упражнения.  Составление (придумывание) схем (в рисунках, в графических элементах), отражающих представление о рождении  Фонетика. Графика (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 4 ч.)  Фонетическая   система   русского   языка.   Звуки   речи.   Звуковое   строение   слов.   Слоги.   Позиционное   чередование  Порядок букв в алфавите. Из истории создания алфавита. Практическое использование знания алфавита. Работа со гласных и согласных в слове. Оглушение, озвончение парных звонких и глухих согласных. словарями разных типов.Сильные и слабые позиции фонем. Особенности обозначения гласных и согласных на письме.  Смыслоразличительная роль звуков и букв. Обозначение йотированных звуков. Общее представление о фонеме.  Практические упражнения.  Упражнения в отчётливом произнесении звуков в слонах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», игры в «испорченный телефон», узнай, чей голосок и др.).  Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличающихся одним звуком (буквой). Игры со словами. Наблюдение над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмовка слов (строк).  Упражнения на развитие фонематического слуха. Звуковая запись слов с использованием транскрипции. Звуко­ буквенные   анализы   слов.   Письмо   под   диктовку   текстов,   более   сложных   в   лексическом   и   орфографическом отношении.  Упражнения на запоминание алфавита (сочинение  запоминалок, проверим друг друга) и правильное использование  этого знания в практических ситуациях (работа словарём, классным журналом, расписанием транспорта, каталоги  книг в библиотеках и пр.) мягких согласных перед е, произношением звукосочетаний чн[шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.  Орфоэпия (3 кл. — 3 ч., 4 кл. — 3 ч.)  Более расширенное ознакомление с произносительными нормами: акцентологическими, произношением твёрдых и  Практические упражнения.  Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и   Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова.  Упражнения   на   запись   слов   с   произносительными   пометами,   в   «переводе»   норм   произношения   в   нормы телевидения. правописания. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Омофоны.  Лексика (3 кл. ­ 5 ч., 4 кл. — 5 ч.)  Слово   и   разнообразие   его   лексических   значений.   Многозначность   слова.   Прямое   и   переносное   значения   слов  Устойчивые выражения (словосочетания), их образность, точность.  Этимология.   Почему   мы   так   говорим?   «Путешествия   слов   во   времени.   Пути   пополнения   словарного   запаса  Эмоциональная окрашенность речи. Образные средств языка: эмоциональная, оценочная лексика, уменьшительно­ русского языка. ласкательные морфемы слов, голосовые средства (интонация).  Практические упражнения.  Лексические  анализы  учебных   и художественны текстов.  Лингвистический эксперимент в точном выборе (угадывании) авторских слов­синонимов в предложении, тексте, упражнения в развитии языкового чутья, понимание контекста.приставка, окончание. от слов с омонимичными корнями (водный, водитель), от слов­синонимов.  Упражнения на выбор различных конструкций, лексики в соответствии с заданной речевой ситуацией.  Упражнения   на   редактирование, корректирование текстов.  Морфемика (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 5 ч.) Морфема как составная значимая часть слова: корень, суффикс,   Роль морфем в образовании однокоренных слов. Однокоренные слова и форма слова. Отличие однокоренных слов  Исторический корень слова. Этимологические экскурсы слов (по выбору учащихся).  Способы проверки орфограмм в корнях однокоренных слов.  Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами.   Практические упражнения.  Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами).  Исследования   речи   младших   членов   семьи   и   обмен   «детскими   речевыми   перлами»   типа  намакаронился,  Упражнения   на   выбор   рациональных   способов,  приёмов  проверки   орфограмм,  запоминания   написания   слов  из отземлился. словаря. прилагательных.  Морфология (3 кл. — 6 ч., 4 кл. — 6 ч.)  Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением) как отражение основных реалий окружающего мира: предметы — существительные, их признаки — прилагательные, их действия и состояния — глаголы, их количество — числительные и т.д. Роль и правописание местоимений. Общее представление о наличии в языке групп слов — помощников глаголов (наречие, деепричастие), помощников существительного (причастий — признак по действию).  Систематизация   сведений   о   постоянных   и   изменяем   признаках   частей   речи.   Полная   и   краткая   форма   имён  Практические упражнения.  Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.  Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи).  Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам).  Составление   предложений,   текстов   с   использование   тех   частей   речи,   которые   необходимы   для   выражения  Упражнения на подбор эмоционально­оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) разных определённой мысли, чувства. речевых ситуациях.  Синтаксис. Пунктуация (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 6 ч.) Словосочетание и предложение (общее, различие). Систематизация сведений о признаках предложения.  Предложения с однородными членами. Интонационная окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в  предложении.  Простые и сложные предложения. Предложения с вводными словами.  Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.  Практические упражнения.  Упражнения на построение высказываний в объёме предложения, текста.  Упражнения на «чтение» знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски.  Упражнения   на   расстановку   знаков   препинания   в   предложениях   с  однородными   членами   (варианты   членов   с зависимыми словами), составление схем как аргумента выбора пунктуационного решения).   Чтение и  пунктирование сплошных текстов.  Выразительное чтение художественных текстов (ситуации чтецов на сцене, чтения маленьким детям и др.).  Инсценирование,   составление   и   разыгрывание   диалогов  (соблюдение   интонационной   окраски   согласно   речевой  Упражнения на запись текста (под диктовку, самостоятельное составление и запись соблюдением орфографических задаче). и пунктуационных норм).                                              Тематическое планирование Вводное занятие   «В гости к Алфавиту»                                                           1 Фонетика  .Графика.­5 часов 2 3 4 Наши помощники звуки, буквы  и слова. К тайнам звуков и букв. Встреча с «иотиком» (расширение представлений) 5 6 Встреча с «иотиком» (расширение представлений) КОНКУРС знатоков 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1чМорфемика .(словообразование)­5 часов 7 8­9 10 11 Морфология­6 часов В глубь веков на машине Времени К дедам, прадедам и  пра –пра,­пра К словам – родственникам. Умники и умницы  12 13 14­15 К несметным сокровищам Страны Слов . В городе Имён Существительных В гостях у дядюшки Глагола.  16 17 18 19 20 21 22 Прилагательное к чему прилагается? Знаешь ли ты части речи? Синтаксис. Пунктуация ­5 часов Эмоциональная и интонационная выразительность . «Казнить  нельзя помиловать» Найди «меня» в тексте Поговорим? Литературная гостиная  Турнир любителей русского языка    Лексика ­5 часов 1ч 2ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч23 24 25 26 27   . К словам разнообразным, одинаковым и разным В театре близнецов Литературная гостиная Эмоциональные языковые средства  Что? Где? Когда? языка . Орфоэпия­3 часа 28  Ударение­молоток Нормы произношения 29 30 31 32 33­34  Что такое рифма? Литературная гостиная  От слова к речи Олимпиада по русскому языку Резервные уроки    Работа над проектом итого 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 2ч 34  часовПриложение                                                     Календарно­тематическое планирование 3 класс   № п/п К­во час Тема занятия, тип занятия Целеполагание занятия Требования к уровню подготовки учащихся Практические упражнения Планируемые результаты формирования УУД: Предметные: Личностные:  Выделять отличительные признаки устной и пись­ менной речи Проводить звуко­буквенный анализ слов, определять  части речи по вопросу и смыслу, определять  однокоренные слова, различать прямой и переносный  смысл слов Систематизировать сведения о языке и речи,  объяснять понятие «речевые действия», выделять  речевые действия в списке глаголов, орфоэпически  грамотно читать слова Использовать правила письменной речи при вы­ Осознавать русский язык как явление  культуры русского народа, связь развития  языка с развитием культуры и общества Иметь положительную мотивацию и  познавательный интерес к изучению языка  своего народа Стремиться к соблюдению языковых норм  как условию взаимопонимания  собеседников Осознавать речевую культуру как часть  общей культуры личности Метапредметные: Находить общую информацию в текстах  разных упражнений. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного Использовать словари для поиска и  уточнения информации, строить выска­ зывание, аргументировать свою точку зрения Ориентироваться в таблицах и схемах,  анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять взаимоконтроль Анализировать и классифицировать  языковой материал, удерживать цель иполнении учебных задач, различать особенности  устной и письменной речи Классифицировать орфограммы по существенным  признакам, определять тему текста, правильно  переносить слова при записи, знать и использовать в  речи понятие «орфограмма» Различать проверяемые и непроверяемые орфо­ граммы, проверять орфограммы с помощью про­ верочных слов, использовать альтернативные способы проверки (мнемонические приемы, историческое  происхождение, словарь) Осознавать практическую значимость  изучения русского языка Осознавать богатство речевых средств для  выражения своего отношения к окружаю­ щему Применять правила делового сотрудни­ чества Осознавать трудность предлагаемого  задания Ориентироваться на понимание причин  личной успешности/ неуспешности в ос­ воении материала задачи учебной деятельности, осуществлять  само­ и взаимоконтроль Анализировать языковой материал, делать  вывод, высказывать свое мнение на заданную тему Отбирать материал в соответствии с учебной задачей, объяснять позицию автора,  аргументировать свое мнение Прогнозировать значение слов по звуковой  форме, получать информацию из разных  источников, корректно строить вы­ сказывание . Наводить справки в толковых словарях и  справочниках Корректно строить высказывание, аргу­ ментировать свою позицию, обобщать и  делать выводы Читать текст с пониманием отношения ав­ тора к описываемому, анализировать и син­ тезировать языковой и речевой материал,  устранять помехи в понимании текста,  корректно строить высказывания Фонетика  .Графика.­5 часов 1 1 Вводное  занятие   «В  гости к  Алфавиту» Цели: На основе речевой темы   повторить сведения о формах речи (устной, письменной;  диалогиче­ ской, монологической);)  Научатся понимать  понятия «устная» и  «письменная» речь;  изучат основные  Составление  (придумывание)  схем (в рисунках,  в графических  Деловая игра «Друзья русского языка»2 1 Наши  помощники  звуки, буквы  и  слова. 3 1 К тайнам  звуков и букв.  Повторение букв Алфавита  История создания Алфавита.  Практическое использование  знаний Алфавита..Повторить  разделы науки о языке :  фонетика,орфоэпия,графика,лекс ика,морфемика,морфология,синта ксис.) Цели: Углубить представление об  основных видах речевой  деятельности: при восприятии речи  (слушании, чтении), при создании  речи. Обратить внимание на осо­ бенности русской устной и  письменной речи. Актуализировать знания об ос­ новных средствах языка — звуке,  слове, слоге, предложении, тексте  (с помощью таблицы). Повторить  характеристику звуков . Цели: Обобщить основные  правила записи слов: 1) пишу как слышу; слышу, но пишу (на  основе знания норм  произношения слов); слышу, но букву выбираю по  правилу; Смыслоразличительная  роль звуков и букв .Классификация звуков. элементах),. Упражнения на  запоминание  Алфавита. Входное тестирование Упражнения в  отчетливом  произношении   звуков в словах   словари русского языка. Будут иметь  возможность  научиться ориентироват ься в  словаре  по  алфавиту выполнять  практическую работу со словарями; писать по  памяти; находить  изученные орфограммы. Научатся  применять  средства языка  ( звуки,  буквы, слово,  предложение) и речевые действия (говорю,  слушаю, пишу, читаю). Будут иметь  возможность научиться  проводить звуковое  строение слова Творческие игры и  задания Научатся  понимать понятие «звук и буква»; Будут иметь  возможность слушать и  слышать звуки в  слова .научатся   записывать  транскрипции слова    Упражнения  на  сопоставление и  подбор слов,  отличающихся  одним звуком  (буквой) Звуковая запись слов с  помощью  транскрипции.4­5 2 Встреча с  «иотиком»  (расширение  представлений) Цели:  Выявить смыслоразличительную роль   звуков   и   букв.   Обозначение йотированных   звуков.   Общее представление о фонеме. Сильные и   слабые   позиции   фонем. Особенности обозначения гласных и согласных на письме. Научатся, как в  русском языке принято  обозначать на письме  твердые и мягкие  согласные;  Будут иметь  возможность составлять транскрипции с  иротированными  звуками Упражнение на  развитие  фонематическог о слуха. Звуковая запись слов с  использованием  транскрипции.  Звуко­буквенные   анализы  слов. Устный журнал 6 1 КОНКУРС  знатоков Цели: Учить руководствоваться  правилами при записи слов и  предложений (под диктовку при  свободном письме), наводить  справку в орфографическом  словаре.   Способствовать обогащению  словаря и расширению  грамматического строя речи  школьников. Морфемика .(словообразование)­5 часов Игра — активатор7 1 В глубь веков  на машине  Времени 8­9 2 К дедам,  прадедам и  пра –пра,­пра Цели: Выяснить  роль морфем в образовании однокоренных слов. Исторический   корень   слова. Этимологические   экскурсы   слов (по выбору учащихся). . Наблюдение над оттенками  значений, вносимыми в слово  приставками или суффиксами Однокоренные   слова   и   форма слова.   Отличие   однокоренных слов   от   слов   с   омонимичными корнями   (водный,   водитель),   от слов­синонимов. Работа с текстами,  родословными. Составление опорной таблицы. Работа с  текстами и  доской. Будут иметь  представление о том,  какими путями  пополняется словарный  состав (лексика)  русского языка . Научатся  понимать  понятие «однокоренные слова» научаться      пользоваться  различными словарями;  выписывать толкование  переносного значения  слова ,подбирать слова­ синонимы»; подбирать  проверочные слова. Упражнения   на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами).   Упражнения   на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами).   . Упражнения   на   приё­   проверки выбор рациональных способов, мов орфограмм, запоминания написания слов из словаря. 10 1 К словам – родственникам. . Способы проверки орфограмм в  корнях однокоренных слов  Работа с текстами.  Упражнения,  дидактические игры. Будут иметь  возможность  научиться     проводить  анализ слова по составу; подбирать слова к  данным схемам;  сопоставлять формы  слова и однокоренные  слова. ,ОПРЕДЕЛЯТЬ  СПОСОБ ПРОВЕРКИ  Исследования речи   младших членов   семьи   и обмен   «детскими речевыми перлами»   типа намакаронился, отземлился Упражнения   на выбор рациональных11 1 Умники и  умницы    Учить руководствоваться  правилами при записи слов и  предложений (под диктовку при  свободном письме), наводить  справку в орфографическом  словаре.   Способствовать обогащению  словаря и расширению  грамматического строя речи  школьников. Морфология­6 часов К несметным  сокровищам  Страны Слов 12   1   Цели: Знать   наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением)   как   отражение основных   реалий   окружающего мира:   — существительные, их признаки — предметы   ОДНОКОРЕННЫХ  СЛОВ   приё­   проверки способов, мов орфограмм однокоренных словах, запоминания написания слов из словаря. Будут иметь  возможность  научиться    выписывать формы слова из текста;  выделять окончание,  корень слова;  составлять  предложения с данными словами; Привлечь  внимание детей к  образности, точности,  «тайнописи» языка  произведений народного творчества: загадок и  пословиц.  Мотивировать детей к  словесному творчеству. ;  Ролевая игра. Игра с «Митрофанушкой». . Упражнения на   и нахождение определение функций   каждой части   речи   вприлагательные,   их   действия   и состояния   —   глаголы,   их   ко­ личество   —   числительные   и   т.д. Роль правописание и местоимений.      .     Упражнения на морфологический анализ слов (признаки   слова как части речи). Составление предложений, текстов с   использование тех частей речи, которые необходимы   для выражения определённой мысли, чувства.   составе предложений. Упражнения на подбор эмоционально­ оценочной лексики (прилагательных, наречий   и   других частей речи) разных   речевых ситуациях.   13 1 14­15 2 . В городе  Имён  Существительн ых В гостях у дя­ дюшки  Глагола.?  ? Дать   общее   представление   о наличии   в   языке   групп   слов   — помощников   глаголов   (наречие, помощников деепричастие),   Упражнения на морфологический анализ слов существительного   Упражнения на морфологический анализ слов (глагол).   Составление коорди­ национных схем и  интерактивной до­ ской. Составление опорно­ го конспекта. Игро­ вые упражнения. Кроссворды, игры,  ребусы.существительного   (причастий   — признак по действию). Систематизировать  сведений  о постоянных и изменяем признаках частей   речи.   Полная   и   краткая форма имён прилагательных 16 17 1 1 Прилагатель­ ное к чему  прилагается? Знаешь ли ты  части речи? Научатся  систематизации  сведений о постоянных  и изменяем признаках  частей речи. Защита рефератов. Упражнения на морфологический анализ слов (прилагательное).   .   Составление   предложений, текстов с   использование тех частей речи, которые необходимы   для выражения определённой мысли, чувства. Синтаксис. Пунктуация ­5 часов 18 1 Эмоциональная и  интонационная  выразительност ь 19 1 . «Казнить  нельзя  помиловать» Словосочетание и предложение (общее, различие).  Систематизация сведений о  признаках предложения.  Предложения с однородными  членами. Интонационная  окраска предложений. Знаки  препинания, употребляемые в  предложении Простые и сложные  предложения. Предложения с  вводными словами. Разработка плана мини — сочинения. Игровой разбор фраз. Упражнения на построение высказываний   в объёме предложения, текста. Упражнения на «чтение»   знаков препинания, достижения нужной интонационнойокраски. Упражнения на  расстановку  знаков  препинания в  предложениях  однородными с членами (варианты членов   зависимыми словами), составление схем   аргумента выбора пунктуационного решения).  как 20 1 Найди «меня» в тексте 21 1 Поговорим?  Литературная  гостиная Стилевые   и   композиционные особенности разных типов текста: повествования,   описания, рассуждения. Диалог. . . Научатся  контролировать  грамотность записей,  как в процессе письма,  так и после его  завершения. Выразительное чтение художественных текстов (ситуации чтецов   на   сцене, чтения маленьким детям и др.). Инсценировани е,   составление   и разыгрывание диалогов (соблюдение интонационной окраски   согласно речевой задаче). Игра: поиск знаков препинания. Конкурс чтецов22 1 Турнир  любителей  русского языка      Лексика ­5 часов 23 1   . К словам  разнообразным, одинаковым и  разным 24 25 1 1 В театре  близнецов Литературная  гостиная Цели: Проверить  сформированность знаний, умений и навыков по правописанию слов. Учить группировать слова по  однотипным орфограммам и  подбирать соответственно им  способы проверки,  иллюстрировать аналогичными  примерами. Учить устанавливать причины выявленных пробелов.  Цели:  развивать  орфографическую зоркость, учить  списывать слова без пропусков,  замен, искажений букв; быстро  обнаруживать в написанных и  звучащих словах орфограммы,  определять их место в слове;  подбирать проверочные слова для  проверки орфограмм в корне  слова и выбирать нужную букву; Этимология. Почему мы так  говорим? «Путешествия слов   слова Научатся   указывать части   речи;   выполнять разбор     по составу;   озаглавливать текст   и   пересказывать его письменно, подбирать   проверочные слова   для   проверки орфограмм.  Слово   и разнообразие его лексических   значений. Многозначность   слова. Прямое   и   переносное значения слов                  Упражн ения   на   запись текста   (под диктовку, самостоятельное составление   и запись соблюдением орфографических и пунктуационных норм).                                . .                                Игра «Что? Где? Ког­ да?» Игра «Определи портрет слова, крос­ сворд, лесенка слов  текущий Работа в парах Упражнения  ,кроссворд с  синонимами и  антонимами Проба пера (эссе) Научатся  выполнять упражнения   на   выбор различных конструкций, лексики в соответствии с   заданной   речевойситуацией. Научатся выполнять  упражнения   на    редактирование,  корректирование  текстов. Фронтал опрос Анализ троп Работа в парах Ролевая игра 26 1 Эмоциональ­ ные языковые  средства 27 1  Что? Где?  Когда? языка Цели: Эмоциональная  окрашенность речи. Образные  средств языка: эмоциональная,  оценочная лексика,  уменьшительно­ласкательные  морфемы слов, голосовые  средства (интонация). Цели: Организовать наблюдение  над языковым фактом: зависимо­ стью связи слов при согласовании  от рода имён существительных.  Дать понятие о роде имени су­ ществительного как его постоян­ ном признаке. Упражнять в определении рода  имён существительных, употреб­ лённых как в единственном, так . Орфоэпия­3 часа 28 1  Ударение­ молоток Нормы  произношения     Цели:  Более   расширенное с нормами: ознакомление произносительными акцентологическими, произношением твёрдых и мягких согласных  е, произношением   звукосочетаний чн[шн],   стн   [сн],   тся,   ться  [ца]   и пр. перед   текущий Научатся выполнять  упражнения на  соблюдение  орфоэпических норм  при произнесении слов,  текстов.  Стихотворная  мастерская  Игра в дикторы  радио и телевидения. 29 1  Что такое  рифма?  Цели: Углубить представление о  предложении: единица языка и  речи, с помощью которой можно  . Научатся выполнять  упражнения на  использование  Работа в парах Проба перарифмовок для  запоминания нормы  произнесения слова выразить мысль, чувство, связь  слов не только по смыслу, но и  грамматически (с помощью  изменения слов и употребления  предлогов, союзов). Дать  представление о грамматике как  разделе науки о языке, её со­ ставных частях: морфологии,  синтаксисе (по таблице). Цели: организовать наблюдение над способами связи существительных  и прилагательных, в частности  согласования в формах числа и  рода. Упражнять в употреблении  словосочетаний с прилагательными  в предложениях, текстах   Научатся  выполнять упражнения   на   запись слов с произносительными пометами, в «переводе» норм   произношения   в нормы правописания. 30 31 1 1 Литературная  гостиная  От слова к  речи 32 1 Олимпиада по русскому  языку Резервные уроки(2ч) 33­34 2 Работа над  проектом Получат возможность  предъявлять результаты работы, в том числе с  помощью ИКТ; Выстраивать общение  со сверстниками и  взрослыми для  реализации проектной  деятельности (под  Тест  текущий Стихотворные  презенации Образное  изображение   рождения речи Защита проектовруководством учителя).

Посмотрите также