Реализация курса «Секреты русского языка» содействует повышению мотивации к обучению, созданию поля успешности, самореализации, развитию ребёнка и повышению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения, а также способствует:
- осознанию взаимосвязи языка и речи, воспитанию мотива к изучению разнообразия языковых средств;
- формированию эффективной речевой деятельности;
Планируемые результаты изучения учебного курса «Секреты русского языка»
Реализация курса «Секреты русского языка» содействует повышению мотивации к обучению, созданию поля
успешности, самореализации, развитию ребёнка и повышению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство
развития, воспитания и обучения, а также способствует:
осознанию взаимосвязи языка и речи, воспитанию мотива к изучению разнообразия языковых средств;
формированию эффективной речевой деятельности;
формированию ключевых компетентностей через изучение русского языка на повышенном (творческом) уровне
подготовке обучающихся к теоретическому мышлению, необходимому в основной школе;
получению первичных навыков исследовательской (теоретической и проектной) деятельности;
созданию активной среды по работе с талантливыми детьми.
(аналитикодеятельностной, прогностической, информационной и др.);
К концу 3 класса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
Понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение
соотнести эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей;
Понимание сопричастности к языку своего народа, восприятие русского языка как основной. Главной части
культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке,
внимание к особенностям народной устной речи и изобразительным средствам русского языка;
Осознание предложения и текста как средства для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и
богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
Учащиеся получат возможность для формирования:
Осознание русского языка как основного средства мышления и общения;
Понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимание к
синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
Стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников; Способности к адекватной самооценки.
Предметные
Учащиеся научатся:
Осознавать слово, предложение как главные средства языка;
Использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
Использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
Различать родственные слова и формы слов;
Осознать свойства значения слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с
близким и противоположным значением;
Осознавать основания для объединения слов в группы по частям речи;
Осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка;
Вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
Применять правила правописания ( в объёме содержания курса 3 класса);
Определять написание слов по орфографическому словарю учебника;
Учащиеся получат возможность научиться:
Производить звукобуквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
Соблюдать произносительные нормы в собственной речи;
Использовать свойства значения слов при создании собственных высказываний;
оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
осознавать цели и задачи урока, темы;
в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать
действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними;
осуществлять само и взаимно проверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;
планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач.
Познавательные
Учащиеся научатся
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные
материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
Выделять существенную информацию из читаемых текстов;
Свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
Строить модели слов, словосочетаний, предложений;
Находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;
Составлять простой план при написании творческой работы, прогнозировать содержание текста по
ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
Учащиеся получат возможность научиться:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
По маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего
незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;
Преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот;
КоммуникативныеУчащиеся научатся:
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
Быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться
Участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения при диалоговой форме
общения;
Понимать тему и основную мысль высказывания по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной
мысли текста;
Подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);
Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ;
Выстраивать общение со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством
учителя).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение в язык (3 кл. — 1 ч., 4 кл. — 1 ч.)
О взаимосвязи языка и речи. Разнообразие ресурсов языка и речи для выражения мыслей и эмоций. Основные
средства языка: слово, предложение. Система языка глазами лингвистов — от простейших знаков языка (звуков,
букв) до сложных конструкций. Разделы науки о языке: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, мор
фология, синтаксис. Взаимосвязь изучения признаков, свойств языковых средств и развития речевых умений.
речи через работу средств языка.
Практические упражнения.
Составление (придумывание) схем (в рисунках, в графических элементах), отражающих представление о рождении
Фонетика. Графика (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 4 ч.)
Фонетическая система русского языка. Звуки речи. Звуковое строение слов. Слоги. Позиционное чередование
Порядок букв в алфавите. Из истории создания алфавита. Практическое использование знания алфавита. Работа со
гласных и согласных в слове. Оглушение, озвончение парных звонких и глухих согласных.
словарями разных типов.Сильные и слабые позиции фонем. Особенности обозначения гласных и согласных на письме.
Смыслоразличительная роль звуков и букв. Обозначение йотированных звуков. Общее представление о фонеме.
Практические упражнения.
Упражнения в отчётливом произнесении звуков в слонах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», игры в
«испорченный телефон», узнай, чей голосок и др.).
Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличающихся одним звуком (буквой). Игры со словами. Наблюдение
над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмовка слов (строк).
Упражнения на развитие фонематического слуха. Звуковая запись слов с использованием транскрипции. Звуко
буквенные анализы слов. Письмо под диктовку текстов, более сложных в лексическом и орфографическом
отношении.
Упражнения на запоминание алфавита (сочинение запоминалок, проверим друг друга) и правильное использование
этого знания в практических ситуациях (работа словарём, классным журналом, расписанием транспорта, каталоги
книг в библиотеках и пр.)
мягких согласных перед е, произношением звукосочетаний чн[шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.
Орфоэпия (3 кл. — 3 ч., 4 кл. — 3 ч.)
Более расширенное ознакомление с произносительными нормами: акцентологическими, произношением твёрдых и
Практические упражнения.
Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и
Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова.
Упражнения на запись слов с произносительными пометами, в «переводе» норм произношения в нормы
телевидения.
правописания.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Омофоны.
Лексика (3 кл. 5 ч., 4 кл. — 5 ч.)
Слово и разнообразие его лексических значений. Многозначность слова. Прямое и переносное значения слов
Устойчивые выражения (словосочетания), их образность, точность.
Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия слов во времени. Пути пополнения словарного запаса
Эмоциональная окрашенность речи. Образные средств языка: эмоциональная, оценочная лексика, уменьшительно
русского языка.
ласкательные морфемы слов, голосовые средства (интонация).
Практические упражнения.
Лексические анализы учебных и художественны текстов.
Лингвистический эксперимент в точном выборе (угадывании) авторских словсинонимов в предложении, тексте,
упражнения в развитии языкового чутья, понимание контекста.приставка, окончание.
от слов с омонимичными корнями (водный, водитель), от словсинонимов.
Упражнения на выбор различных конструкций, лексики в соответствии с заданной речевой ситуацией.
Упражнения на редактирование, корректирование текстов.
Морфемика (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 5 ч.) Морфема как составная значимая часть слова: корень, суффикс,
Роль морфем в образовании однокоренных слов. Однокоренные слова и форма слова. Отличие однокоренных слов
Исторический корень слова. Этимологические экскурсы слов (по выбору учащихся).
Способы проверки орфограмм в корнях однокоренных слов.
Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами.
Практические упражнения.
Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами).
Исследования речи младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился,
Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из
отземлился.
словаря.
прилагательных.
Морфология (3 кл. — 6 ч., 4 кл. — 6 ч.)
Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением) как отражение основных реалий окружающего мира:
предметы — существительные, их признаки — прилагательные, их действия и состояния — глаголы, их количество
— числительные и т.д. Роль и правописание местоимений. Общее представление о наличии в языке групп слов —
помощников глаголов (наречие, деепричастие), помощников существительного (причастий — признак по действию).
Систематизация сведений о постоянных и изменяем признаках частей речи. Полная и краткая форма имён
Практические упражнения.
Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.
Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи).
Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам).
Составление предложений, текстов с использование тех частей речи, которые необходимы для выражения
Упражнения на подбор эмоциональнооценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) разных
определённой мысли, чувства.
речевых ситуациях.
Синтаксис. Пунктуация (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 6 ч.) Словосочетание и предложение (общее, различие). Систематизация сведений о признаках предложения.
Предложения с однородными членами. Интонационная окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в
предложении.
Простые и сложные предложения. Предложения с вводными словами.
Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.
Практические упражнения.
Упражнения на построение высказываний в объёме предложения, текста.
Упражнения на «чтение» знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски.
Упражнения на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами (варианты членов с
зависимыми словами), составление схем как аргумента выбора пунктуационного решения).
Чтение и пунктирование сплошных текстов.
Выразительное чтение художественных текстов (ситуации чтецов на сцене, чтения маленьким детям и др.).
Инсценирование, составление и разыгрывание диалогов (соблюдение интонационной окраски согласно речевой
Упражнения на запись текста (под диктовку, самостоятельное составление и запись соблюдением орфографических
задаче).
и пунктуационных норм).
Тематическое планирование
Вводное занятие «В гости к Алфавиту»
1
Фонетика .Графика.5 часов
2
3
4
Наши помощники звуки, буквы и слова.
К тайнам звуков и букв.
Встреча с «иотиком» (расширение представлений)
5
6
Встреча с «иотиком» (расширение представлений)
КОНКУРС знатоков
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1чМорфемика .(словообразование)5 часов
7
89
10
11
Морфология6 часов
В глубь веков на машине Времени
К дедам, прадедам и пра –пра,пра
К словам – родственникам.
Умники и умницы
12
13
1415
К несметным сокровищам Страны Слов
. В городе Имён Существительных
В гостях у дядюшки Глагола.
16
17
18
19
20
21
22
Прилагательное к чему прилагается?
Знаешь ли ты части речи?
Синтаксис. Пунктуация 5 часов
Эмоциональная и интонационная выразительность
. «Казнить нельзя помиловать»
Найди «меня»
в тексте
Поговорим? Литературная гостиная
Турнир любителей русского языка
Лексика 5 часов
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч23
24
25
26
27
. К словам разнообразным, одинаковым и разным
В театре близнецов
Литературная гостиная
Эмоциональные языковые средства
Что? Где? Когда? языка
. Орфоэпия3 часа
28
Ударениемолоток
Нормы произношения
29
30
31
32
3334
Что такое рифма?
Литературная гостиная
От слова к речи
Олимпиада по
русскому языку
Резервные уроки
Работа над проектом
итого
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
34 часовПриложение
Календарнотематическое планирование 3 класс
№ п/п
Кво
час
Тема занятия,
тип занятия
Целеполагание занятия
Требования к уровню
подготовки учащихся
Практические упражнения
Планируемые результаты формирования УУД:
Предметные:
Личностные:
Выделять отличительные признаки устной и пись
менной речи
Проводить звукобуквенный анализ слов, определять
части речи по вопросу и смыслу, определять
однокоренные слова, различать прямой и переносный
смысл слов
Систематизировать сведения о языке и речи,
объяснять понятие «речевые действия», выделять
речевые действия в списке глаголов, орфоэпически
грамотно читать слова
Использовать правила письменной речи при вы
Осознавать русский язык как явление
культуры русского народа, связь развития
языка с развитием культуры и общества
Иметь положительную мотивацию и
познавательный интерес к изучению языка
своего народа
Стремиться к соблюдению языковых норм
как условию взаимопонимания
собеседников
Осознавать речевую культуру как часть
общей культуры личности
Метапредметные:
Находить общую информацию в текстах
разных упражнений. Высказывать свою точку
зрения по поводу прочитанного
Использовать словари для поиска и
уточнения информации, строить выска
зывание, аргументировать свою точку зрения
Ориентироваться в таблицах и схемах,
анализировать и классифицировать языковой
материал, осуществлять взаимоконтроль
Анализировать и классифицировать
языковой материал, удерживать цель иполнении учебных задач, различать особенности
устной и письменной речи
Классифицировать орфограммы по существенным
признакам, определять тему текста, правильно
переносить слова при записи, знать и использовать в
речи понятие «орфограмма»
Различать проверяемые и непроверяемые орфо
граммы, проверять орфограммы с помощью про
верочных слов, использовать альтернативные способы
проверки (мнемонические приемы, историческое
происхождение, словарь)
Осознавать практическую значимость
изучения русского языка
Осознавать богатство речевых средств для
выражения своего отношения к окружаю
щему
Применять правила делового сотрудни
чества
Осознавать трудность предлагаемого
задания
Ориентироваться на понимание причин
личной успешности/ неуспешности в ос
воении материала
задачи учебной деятельности, осуществлять
само и взаимоконтроль
Анализировать языковой материал, делать
вывод, высказывать свое мнение на заданную
тему
Отбирать материал в соответствии с учебной
задачей, объяснять позицию автора,
аргументировать свое мнение
Прогнозировать значение слов по звуковой
форме, получать информацию из разных
источников, корректно строить вы
сказывание
. Наводить справки в толковых словарях и
справочниках
Корректно строить высказывание, аргу
ментировать свою позицию, обобщать и
делать выводы
Читать текст с пониманием отношения ав
тора к описываемому, анализировать и син
тезировать языковой и речевой материал,
устранять помехи в понимании текста,
корректно строить высказывания
Фонетика .Графика.5 часов
1
1
Вводное
занятие «В
гости к
Алфавиту»
Цели: На основе речевой темы
повторить сведения о формах речи
(устной, письменной; диалогиче
ской, монологической);)
Научатся понимать
понятия «устная» и
«письменная» речь;
изучат основные
Составление
(придумывание)
схем (в рисунках,
в графических
Деловая игра «Друзья
русского языка»2
1
Наши
помощники
звуки, буквы и
слова.
3
1
К тайнам
звуков и букв.
Повторение букв Алфавита
История создания Алфавита.
Практическое использование
знаний Алфавита..Повторить
разделы науки о языке :
фонетика,орфоэпия,графика,лекс
ика,морфемика,морфология,синта
ксис.)
Цели: Углубить представление об
основных видах речевой
деятельности: при восприятии речи
(слушании, чтении), при создании
речи. Обратить внимание на осо
бенности русской устной и
письменной речи.
Актуализировать знания об ос
новных средствах языка — звуке,
слове, слоге, предложении, тексте
(с помощью таблицы). Повторить
характеристику звуков .
Цели: Обобщить основные
правила записи слов: 1) пишу как
слышу; слышу, но пишу (на
основе знания норм
произношения слов);
слышу, но букву выбираю по
правилу; Смыслоразличительная
роль звуков и букв
.Классификация звуков.
элементах),.
Упражнения на
запоминание
Алфавита.
Входное
тестирование
Упражнения в
отчетливом
произношении
звуков в словах
словари русского языка.
Будут иметь
возможность
научиться ориентироват
ься в словаре по
алфавиту выполнять
практическую работу со
словарями; писать по
памяти; находить
изученные орфограммы.
Научатся применять
средства языка ( звуки,
буквы, слово,
предложение) и речевые
действия (говорю,
слушаю, пишу, читаю).
Будут иметь
возможность научиться
проводить звуковое
строение слова
Творческие игры и
задания
Научатся
понимать понятие «звук
и буква»; Будут иметь
возможность слушать и
слышать звуки в
слова .научатся
записывать
транскрипции слова
Упражнения на
сопоставление и
подбор слов,
отличающихся
одним звуком
(буквой) Звуковая
запись слов с
помощью
транскрипции.45
2
Встреча с
«иотиком»
(расширение
представлений)
Цели:
Выявить смыслоразличительную
роль звуков и букв. Обозначение
йотированных звуков.
Общее
представление о фонеме. Сильные
и слабые позиции фонем.
Особенности обозначения гласных
и согласных на письме.
Научатся, как в
русском языке принято
обозначать на письме
твердые и мягкие
согласные;
Будут иметь
возможность составлять
транскрипции с
иротированными
звуками
Упражнение на
развитие
фонематическог
о слуха. Звуковая
запись слов с
использованием
транскрипции.
Звукобуквенные
анализы слов.
Устный журнал
6
1
КОНКУРС
знатоков
Цели: Учить руководствоваться
правилами при записи слов и
предложений (под диктовку при
свободном письме), наводить
справку в орфографическом
словаре.
Способствовать обогащению
словаря и расширению
грамматического строя речи
школьников.
Морфемика .(словообразование)5 часов
Игра — активатор7
1
В глубь веков
на машине
Времени
89
2
К дедам,
прадедам и пра
–пра,пра
Цели: Выяснить роль морфем
в образовании однокоренных слов.
Исторический корень слова.
Этимологические экскурсы слов
(по выбору учащихся).
.
Наблюдение над оттенками
значений, вносимыми в слово
приставками или суффиксами
Однокоренные слова и форма
слова.
Отличие однокоренных
слов от слов с омонимичными
корнями (водный, водитель), от
словсинонимов.
Работа с текстами,
родословными.
Составление опорной
таблицы. Работа с
текстами и доской.
Будут иметь
представление о том,
какими путями
пополняется словарный
состав (лексика)
русского языка
. Научатся понимать
понятие
«однокоренные слова»
научаться
пользоваться
различными словарями;
выписывать толкование
переносного значения
слова ,подбирать слова
синонимы»; подбирать
проверочные слова.
Упражнения на
морфемный
состав слов (слова
с
неявными
морфемами).
Упражнения на
морфемный
состав слов (слова
с
неявными
морфемами).
.
Упражнения на
приё
проверки
выбор
рациональных
способов,
мов
орфограмм,
запоминания
написания слов из
словаря.
10
1
К словам –
родственникам.
. Способы проверки орфограмм в
корнях однокоренных слов
Работа с текстами.
Упражнения,
дидактические игры.
Будут иметь
возможность
научиться проводить
анализ слова по составу;
подбирать слова к
данным схемам;
сопоставлять формы
слова и однокоренные
слова. ,ОПРЕДЕЛЯТЬ
СПОСОБ ПРОВЕРКИ
Исследования
речи младших
членов семьи и
обмен «детскими
речевыми
перлами» типа
намакаронился,
отземлился
Упражнения на
выбор
рациональных11
1
Умники и
умницы
Учить руководствоваться
правилами при записи слов и
предложений (под диктовку при
свободном письме), наводить
справку в орфографическом
словаре.
Способствовать обогащению
словаря и расширению
грамматического строя речи
школьников.
Морфология6 часов
К несметным
сокровищам
Страны Слов
12
1
Цели: Знать наличие в языке
частей речи (групп слов с общим
значением)
как отражение
основных реалий окружающего
мира:
—
существительные, их признаки —
предметы
ОДНОКОРЕННЫХ
СЛОВ
приё
проверки
способов,
мов
орфограмм
однокоренных
словах,
запоминания
написания слов из
словаря.
Будут иметь
возможность
научиться выписывать
формы слова из текста;
выделять окончание,
корень слова;
составлять
предложения с данными
словами; Привлечь
внимание детей к
образности, точности,
«тайнописи» языка
произведений народного
творчества: загадок и
пословиц.
Мотивировать детей к
словесному творчеству.
;
Ролевая игра.
Игра с
«Митрофанушкой».
.
Упражнения на
и
нахождение
определение
функций каждой
части речи вприлагательные, их действия и
состояния — глаголы, их ко
личество — числительные и т.д.
Роль
правописание
и
местоимений.
.
Упражнения на
морфологический
анализ
слов
(признаки слова
как части речи).
Составление
предложений,
текстов
с
использование тех
частей
речи,
которые
необходимы для
выражения
определённой
мысли, чувства.
составе
предложений.
Упражнения на
подбор
эмоционально
оценочной
лексики
(прилагательных,
наречий и других
частей
речи)
разных речевых
ситуациях.
13
1
1415
2
. В городе
Имён
Существительн
ых
В гостях у дя
дюшки
Глагола.?
?
Дать общее представление о
наличии в языке групп слов —
помощников глаголов (наречие,
помощников
деепричастие),
Упражнения на
морфологический
анализ
слов
существительного
Упражнения на
морфологический
анализ
слов
(глагол).
Составление коорди
национных схем и
интерактивной до
ской.
Составление опорно
го конспекта. Игро
вые упражнения.
Кроссворды, игры,
ребусы.существительного (причастий —
признак по действию).
Систематизировать сведений о
постоянных и изменяем признаках
частей речи. Полная и краткая
форма имён прилагательных
16
17
1
1
Прилагатель
ное к чему
прилагается?
Знаешь ли ты
части речи?
Научатся
систематизации
сведений о постоянных
и изменяем признаках
частей речи.
Защита рефератов.
Упражнения на
морфологический
анализ
слов
(прилагательное).
. Составление
предложений,
текстов
с
использование тех
частей
речи,
которые
необходимы для
выражения
определённой
мысли, чувства.
Синтаксис. Пунктуация 5 часов
18
1
Эмоциональная
и
интонационная
выразительност
ь
19
1
. «Казнить
нельзя
помиловать»
Словосочетание и предложение
(общее, различие).
Систематизация сведений о
признаках предложения.
Предложения с однородными
членами. Интонационная
окраска предложений. Знаки
препинания, употребляемые в
предложении
Простые и сложные
предложения. Предложения с
вводными словами.
Разработка плана
мини — сочинения.
Игровой разбор фраз.
Упражнения на
построение
высказываний в
объёме
предложения,
текста.
Упражнения на
«чтение» знаков
препинания,
достижения
нужной
интонационнойокраски.
Упражнения на
расстановку
знаков
препинания в
предложениях
однородными
с
членами
(варианты
членов
зависимыми
словами),
составление
схем
аргумента
выбора
пунктуационного
решения).
как
20
1
Найди «меня»
в тексте
21
1
Поговорим?
Литературная
гостиная
Стилевые и композиционные
особенности разных типов текста:
повествования,
описания,
рассуждения. Диалог.
.
.
Научатся
контролировать
грамотность записей,
как в процессе письма,
так и после его
завершения.
Выразительное
чтение
художественных
текстов (ситуации
чтецов на сцене,
чтения маленьким
детям и др.).
Инсценировани
е, составление и
разыгрывание
диалогов
(соблюдение
интонационной
окраски согласно
речевой задаче).
Игра: поиск знаков
препинания.
Конкурс чтецов22
1
Турнир
любителей
русского языка
Лексика 5 часов
23
1
. К словам
разнообразным,
одинаковым и
разным
24
25
1
1
В театре
близнецов
Литературная
гостиная
Цели: Проверить
сформированность знаний, умений
и навыков по правописанию слов.
Учить группировать слова по
однотипным орфограммам и
подбирать соответственно им
способы проверки,
иллюстрировать аналогичными
примерами.
Учить устанавливать причины
выявленных пробелов.
Цели: развивать
орфографическую зоркость, учить
списывать слова без пропусков,
замен, искажений букв; быстро
обнаруживать в написанных и
звучащих словах орфограммы,
определять их место в слове;
подбирать проверочные слова для
проверки орфограмм в корне
слова и выбирать нужную букву;
Этимология. Почему мы так
говорим? «Путешествия слов
слова
Научатся указывать
части речи; выполнять
разбор
по
составу; озаглавливать
текст и пересказывать
его
письменно,
подбирать проверочные
слова для проверки
орфограмм. Слово и
разнообразие
его
лексических значений.
Многозначность слова.
Прямое и переносное
значения
слов
Упражн
ения на запись
текста
(под
диктовку,
самостоятельное
составление
и
запись
соблюдением
орфографических
и
пунктуационных
норм).
.
.
Игра «Что? Где? Ког
да?»
Игра «Определи
портрет слова, крос
сворд, лесенка слов
текущий
Работа в
парах
Упражнения
,кроссворд с
синонимами и
антонимами
Проба пера (эссе)
Научатся выполнять
упражнения на выбор
различных конструкций,
лексики в соответствии
с заданной речевойситуацией.
Научатся выполнять
упражнения на
редактирование,
корректирование
текстов.
Фронтал
опрос
Анализ троп
Работа в
парах
Ролевая игра
26
1
Эмоциональ
ные языковые
средства
27
1
Что? Где?
Когда? языка
Цели: Эмоциональная
окрашенность речи. Образные
средств языка: эмоциональная,
оценочная лексика,
уменьшительноласкательные
морфемы слов, голосовые
средства (интонация).
Цели: Организовать наблюдение
над языковым фактом: зависимо
стью связи слов при согласовании
от рода имён существительных.
Дать понятие о роде имени су
ществительного как его постоян
ном признаке.
Упражнять в определении рода
имён существительных, употреб
лённых как в единственном, так
. Орфоэпия3 часа
28
1
Ударение
молоток
Нормы
произношения
Цели:
Более расширенное
с
нормами:
ознакомление
произносительными
акцентологическими,
произношением твёрдых и мягких
согласных
е,
произношением звукосочетаний
чн[шн], стн [сн], тся, ться [ца] и
пр.
перед
текущий
Научатся выполнять
упражнения на
соблюдение
орфоэпических норм
при произнесении слов,
текстов.
Стихотворная
мастерская
Игра в дикторы
радио и телевидения.
29
1
Что такое
рифма?
Цели: Углубить представление о
предложении: единица языка и
речи, с помощью которой можно
. Научатся выполнять
упражнения на
использование
Работа в
парах
Проба перарифмовок для
запоминания нормы
произнесения слова
выразить мысль, чувство, связь
слов не только по смыслу, но и
грамматически (с помощью
изменения слов и употребления
предлогов, союзов). Дать
представление о грамматике как
разделе науки о языке, её со
ставных частях: морфологии,
синтаксисе (по таблице).
Цели: организовать наблюдение над
способами связи существительных
и прилагательных, в частности
согласования в формах числа и
рода. Упражнять в употреблении
словосочетаний с прилагательными
в предложениях, текстах
Научатся выполнять
упражнения на запись
слов
с
произносительными
пометами, в «переводе»
норм произношения в
нормы правописания.
30
31
1
1
Литературная
гостиная
От слова к
речи
32
1
Олимпиада по
русскому
языку
Резервные уроки(2ч)
3334
2
Работа над
проектом
Получат возможность
предъявлять результаты
работы, в том числе с
помощью ИКТ;
Выстраивать общение
со сверстниками и
взрослыми для
реализации проектной
деятельности (под
Тест
текущий
Стихотворные
презенации
Образное
изображение
рождения речи
Защита проектовруководством учителя).