Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена на основе программы « Этика: азбука добра» И.С. Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. —
М. : Вентана-Граф, 2014г— (Начальная школа XXI века).
В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа факультатива « Этика: азбука добра» рассчитана на 33 ч в каждом класе: с 1 по 4, 1 ч в неделю. Общее количество часов -132ч..
этика азбука добра внеур. деят..doc
Овечкинская средняя общеобразовательная школа филиал
муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Гоноховская средняя
общеобразовательная школа Завьяловского района» Алтайского края
Рассмотрено
на методическом объединении
учителей начальных классов
Протокол №1 от 2018 г.
Рассмотрено
на педагогическом совете
протокол № от 2018г.
«Утверждено»
Директор
____________ М.А.Павлова
Приказ № от 2018 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно – нравственному направлению
«Этика: азбука добра»
для учащихся 1 – 4 классов
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель: Яковенко Елена Александровна,
учитель начальных
классов,
I квалификационная категория с. Овечкино
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена на основе
программы « Этика: азбука добра» И.С. Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ
внеурочной деятельности : 1 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. —
М. : ВентанаГраф, 2014г— (Начальная школа XXI века).
В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа
факультатива « Этика: азбука добра» рассчитана на 33 ч в каждом класе: с 1по4, 1ч в неделю.
Общее количество часов 132ч..
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших
школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах
нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между
поколениями, носителями различных убеждений, представителями социальных
групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома,
на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между
людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать
свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых
программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о
базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных
путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки,
литературномузыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Содержание программы
Школьный этикет ( понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без
опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила
поведения за столом.
Правила общения ( взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений,
сказок, фильмов. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и
вежливые отношения в семье. Пути выхода из конфликтной ситуации. Нравственное
содержание ситуации.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Прилежание и старательность в учении и труде.
2 Элементы культуры труда. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться.
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила
опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего
самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,
опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности
вежливого поведения в разных жизненных ситуациях. Правила вежливости в общении с
ближайшим окружением. Правила поведения в общественных местах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
факультатива
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового,
более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном
языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов
3 Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано
использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии
Сформированность
моральных норм и
правил поведения
Показатели
Знает основные моральные
нормы и правила поведения
Соблюдает моральные нормы и
правила поведения
Ориентируется в нравственном
содержании и смысле
собственных поступков и
поступков окружающих людей
Измерители
Диагностика нравственной
воспитанности:
диагностика нравственной
самооценки;
диагностика этики поведения;
диагностика отношения к
жизненным ценностям;
диагностика нравственной
мотивации.
Наблюдения педагогов и
родителей.
Методика изучения уровня
воспитанности.
Наблюдения педагогов и
родителей
Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация
конвенциональных и моральных
норм,
по Э.Туриэлю в модификации
Е.А.Кургановой и
О.А.Карабановой, 2004).
наблюдения педагогов и
родителей.
Для оценки результативности программы «Этика: азбука добра» в приложении приведены
диагностические материалы и проверочные задания для каждого раздела.
4 Учебнотематический план
1 класс (33 ч.)
Задачи:
1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.
3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть
опрятным, организованным, вежливым.
№
п/п
12
34
56
Наименование разделов и тем.
Школьный этикет
Мы пришли на урок
Зачем нужны перемены
Мы в школьной столовой
Правила общения
78
910
1112 Мой учитель
1314
1517 Моя семья
Зачем нужны вежливые слова(доброжелательность)?
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам
Думай о других: сочуствие, как его выразить?
О трудолюбии
1819
2021
2223
Что помогает учиться лучше(старательность)?
Как мы трудимся; в школе и дома
Бережливость: каждой вещи своё место ( береги свои
школьные вещи)
Культура внешнего вида
2426
2728
Основные правила Мойдодыра
Каждой вещи своё место
2931
Правила поведения на улице, в транспорте
Внешкольный этикет
3233
«Спасибо» и «пожалуйста»
5
Колво
часов
Примечание
6
2
2
2
11
2
2
2
2
3
6
2
2
2
5
3
2
2
3
2 Учебно тематический план
2 класс (3 3 ч.)
Задачи:
1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на
выставке, в музее.
3. Научить правилам поведения на дне рождения.
Наименование разделов и тем.
Колво
часов
Примечание
№
п/п
12
34
56
79
1011
1214
1518
1920
2123
2425
2627
Школьный этикет
Дисциплина в школе и классе
В библиотеке люби книгу
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка
Правила общения
Сопереживание, помощь друзьям
Дал словодержи его
Диалоги со сверстниками
О трудолюбии
Учусь всё делать сам
Взаимопомощь дома и в школе
Беречь результаты труда
Культура внешнего вида
Правила личной гигиены
Бережное отношение к своей одежде
Внешкольный этикет
6
2
2
2
8
3
2
3
9
4
2
3
2
2
3
3
2830
Правила поведения в общественных местах
3134
Бережное отношение к природе
6 Учебно тематический план
3 класс (33 ч.)
Задачи:
1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил
поведения в школе и дома.
2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам,
уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.
3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными
людьми, сострадание к чужому горю.
Наименование разделов и тем.
Колво
часов
Прнимечание
№
п/п
12
34
56
79
1011
Школьный этикет
Взаимопомощь: учёба и труд
Школьное имущество надо беречь
Правила общения
Время надо беречь
Слово лечит, слово ранит
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм)
О трудолюбии
4
2
2
7
2
3
2
6
3
3
6
3
3
9
3
3
2
2
1214
1517
Труд кормит, а лень портит
Как организовать свой труд
Культура внешнего вида
Уход за своими вещами
Одежда будничная и праздничная
Внешкольный этикет
Разговор по телефону
Поведение в гостях
Я пишу письмо
Поведение на природе
1820
2123
2426
2729
3031
3233
7 Учебно тематический план
4 класс (33 ч.)
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека.
2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми,
положительных моральных качеств в достойном поведении.
№
п/п
12
34
56
79
1011
1214
1517
1819
2022
2325
2628
2931
3234
Наименование разделов и тем.
Колво
часов
Примечание
Школьный этикет
Отношение к учителю, одноклассникам,
окружающим
Забота о младших
Самоконтроль: оценка,самооценка,самоконтроль
Правила общения
Игра «Город вежливости»
Вежливый ли я дома?
О трудолюбии
Культура физического и умственного труда
Золотые руки
Герои труда
Культура внешнего вида
Что такое культура внешнего вида
Одежда и осанка
Вежливость и внешний вид
Внешкольный этикет
Готовимся к празднику
Осваиваем правило «так нельзя»
6
2
2
2
5
3
2
8
3
3
2
9
3
3
3
5
3
2
8 1 .Виноградова Н,Ф. Сборник программ внеурочной деятельности:14 классыМ.: Вентана –
Граф,2014
Учебнометодическое обеспечение
2. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 14 классы. Тесты и практические задания /
В.Н.Суслов. М.: Просвещение, 2010.
3. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и
классных руководителей / И.А.Тисленкова. М.: Просвещение, 2010
4. Черемисина, В.Г. Духовно нравственное воспитание детей младшего школьного возраста
[Текст] / сост. В.Г.Черемисина. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010.
5. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и
методов воспитания, 2012
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
[Текст] М.: Просвещение, 2011 г.
9 Лист внесения изменений и дополнений в программу
Характеристика изменений
Дата
внесени
я
изменен
ий
Ф.И.О. сотрудника,
внесшего изменения и
причина
Реквизиты
документа,
которым
закреплено
изменение Приложение
Тест на знание правил поведения в общественных местах
(1 класс)
Этот тест покажет Вам, насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах,
культурно ли Вы себя ведете.
Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты
и пр.?
1) следует, если их принимают в гардероб
2) не следует, если они тебе не мешают
3) следует
Можно ли трогать руками музейные экспонаты?
1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены
2) нежелательно
3) нельзя ни в коем случае
Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
1) допустимо
2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность
3) шумное поведение допустимо везде
Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?
1) нужно
2) не нужно
3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен
Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?
1) не нужно
2) нужно
3) желательно, но не обязательно В какой одежде ходят в кино?
1) в нарядной
2) в спортивной
3) в будничной
Что лучше надеть, собираясь в театр?
1) свитер и джинсы
2) легкую декольтированную одежду
3) нарядную одежду по сезону
4) желательно брючный костюм
Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?
1) да
2) нет, платье может иметь декольте только спереди
3) для театра предпочтительнее платье без декольте
Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?
1) и юноше, и девушке обязательно
2) на усмотрение юноши и девушки
3) юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая прическа или большая шляпа
(шапка)
4) девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную
шапочку можно не снимать)
Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?
1) нет
2) сколько угодно
3) в любом, кроме меховой шапки
4) только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма
Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену
лицом к сидящим
2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену
Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?
1) следует
2) не следует 3) желательно
Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?
1) обязательно
2) желательно
3) не следует
Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?
1) можно, если успеешь это сделать первым
2) желательно
3) нежелательно
Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?
1) можно — ничего в этом особенного нет
2) нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам
3) на ваше усмотрение
Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?
1) можно
2) нельзя
3) нежелательно
Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вотвот начнется?
1) нельзя
2) нежелательно
3) можно — в знак одобрения декораций
Можно ли вслух комментировать спектакль?
1) можно, если это интересно вашим соседям
2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей
3) нельзя — подождите антракта
Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?
1) можно, если у вас хорошие слух и голос
2) желательно — чтобы подбодрить артистов
3) нельзя
Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?
1) можно
2) нежелательно 3) нельзя
Как выразить свой восторг от концерта?
1) громким свистом и топаньем ног
2) криками «браво» и вставанием
Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
1) свистеть и топать ногами
2) немедленно встать и покинуть зал
3) молчать и не аплодировать
Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?
1) можно
2) нельзя
3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус
4) на ваше усмотрение
Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс)
1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).
Графы.
1. Слова приветствия.
2. Прощальные слова.
3. Слова извинения.
4. Слова благодарности.
5. Слова просьбы.
1
2
3
4
5
Слова на карточках
Спасибо
Добрый день
Простите
Очень признателен
Не могли бы Вы мне помочь Я рад Вас видеть Мне очень жаль
Благодарю
Будьте добры
Будьте любезны
До встречи
Пожалуйста
Извините
Добрый вечер
Доброе утро
Здравствуйте
До свидания
Жаль
Если Вас не затруднит
Прощайте
У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как
ты поступишь: — отдашь все открытки сестре;
— отдашь ей одну открытку;
— предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;
— выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре;
— _________________________________________ .
2. Запиши ответы.
2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?
____________________________________________________________ .
2.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие:
мама ____________________________________ ;
папа _____________________________________ ;
бабушка __________________________________ ;
дедушка __________________________________ .
3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.
Каким ты бываешь чаще всего:
• радостным;
• злым;
• спокойным;
• плачущим;
• смеющимся;
• недовольным;
(запиши другое слово, обозначающее твое состояние). Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс)
1. Выбери нужные ответы и подчеркни его.
Доброжелательность — это:
доброе отношение к окружающим, желание им помочь;
желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу;
желание и стремление оказать помощь любому человеку;
умение ничего не делать;
нежелание быть добрым.
2. Закончи предложение:
Доброжелательный человека всегда __ .
Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим?
_________________ .
3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим.
Назови сказку.
Назови добрых героев.
Назови недобрых,
Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.
Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».
Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.
Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________
Сделай рисунки к сказкам.
4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.
5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши
имена героев.
6. Вычеркни лишнее:
• желать добра
• сочувствовать
• сопереживать
• воровать
7. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный. 8. Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как
помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое платье, оцарапала
ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обраще
ние с желанием утешить, реальная помощь и т.д.
9. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.
Задания по разделу «Правила опрятности и аккуратности».
( 1 класс)
1. Закончи предложения:
Бережное отношение к вещам — это ...
Бережливым мы называем человека, который ...
2. Подчеркни нужный ответ или допиши его.
Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.
Что ты сделаешь?
• Буду читать самую интересную книгу.
• «Вылечу» все «больные» книги.
• Поищу журнал с комиксами.
... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).
3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в библиотеку, чтобы
«полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благодарили вас?
4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов.
4.2. Перечисли профессии людей, которые эти вещи и предметы сделали.
5. Прочитай текст и ответь на вопрос.
Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень
понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда
школьные вещи.
К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного
года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со
сломанными и оторванными молниями.
Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?» Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это
ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».
Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?
6. Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от
жадности?
7. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выводом
(правилом).
8. Придумай небольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести
неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.
Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок.
9. Прочитай стихотворение и найди основное правило, в нём заключённое.
Сами вещи не растут.
Вещи сделать — нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку — береги;
Не ломай, не мни, не рви. Тест на умение пользования мобильным телефоном? (4 класс)
Сейчас появился особый, «мобильный», сотовый этикет, который неукоснительно должны
соблюдать дети. Тест покажет, насколько ты владеешь «сотовым» этикетом.
Ты отвечаешь на телефонный звонок во время учебы?
да
нет
Звуковой сигнал на твоем аппарате выставлен на невысокую громкость?
да
нет
Ты считаешь неуместным и вредным разговаривать по телефону, делая покупки?
да
нет
У тебя есть наушники к мобильному телефону?
да
нет
Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?
да
нет
Говоришь ли ты звонящему, где находишься?
да
нет
В ожидании важного звонка ты заранее направляешься в место, спокойное для тебя?
да
нет
Ты считаешь неправильным «не слышать» предупреждения о необходимости
отключить телефон в кинотеатре, самолете и т. д.?
да
нет
Когда ты разговариваешь по телефону, смотришь ли не только на ноги, но и по
сторонам?
да
нет Ты принципиально не начинаешь разговор, пока не покинешь лифт, тамбур
электрички?
да
нет
когда как
Ты считаешь, что на свидании мобильный телефон — совершенно лишняя вещь?
да
нет
не знаю
Если ты не одна и рядом близко находятся незнакомые люди, ты извиняешься и
выходишь в другую комнату для продолжения разговора или просишь звонящего
перезвонить попозже?
да
нет
когда как
Мобильный телефон для тебя: украшение, предмет бижутерии и элемент стиля
одежды?
да
нет
После того как ты сказала, что не можешь сейчас говорить, ты обязательно
выключаешь телефон?
да
нет
когда как
Если твой мобильный собеседник не выключил аппарат, но услышав твой голос,
прервал разговор, ты не будешь ему немедленно перезванивать?
не буду
буду Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса
Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки
Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я
прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте,
насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с
высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны оцените
ответ в 3 балла; если вы немножко согласны оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не
согласны оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который
вы оценили прочитанное мной высказывание».
Вопросы:
4
5
6
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
1
2 Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
3
Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми
взрослыми
Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить
неприятному мне человеку
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя
чувствовать среди людей
Я думаю, что можно выругаться на несправедливое
замечание в мой адрес
Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню
7
8 Мне приятно доставлять людям радость
9 Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их
отрицательные поступки
10 Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они
не правы
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла 2 единицы, в 2 балла 3
единицы, в 1 балл 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например,
4 балла это 4 единицы, 3 балла 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц низкий уровень нравственной самооценки. Методика № 2. Диагностика этики поведения
Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений.
Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую
часть предложений не надо».
Тексты:
1. Когда я вижу когото из ребят в нелепой ситуации, то я ...
2. Если ктото надо мной смеется, то я ...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...
Интерпретация:
Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют:
равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь,
сочувствие.
Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического
подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание
своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный
результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях,
открытая позиция.
Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия,
раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания,
мнения, чувств, отношения без агрессии и
грубости.
Пятый вопрос.
Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Отрицательный результат: грубость,
агрессия,
нетактичность. Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из
которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.
Список желаний
№
ответов
Быть человеком, которого любят.
Иметь много денег.
Иметь самый современный компьютер.
Иметь верного друга.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5. Мне важно здоровье родителей.
6.
7.
8.
9.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Иметь возможность многими командовать.
Иметь много слуг и ими распоряжаться.
Иметь доброе сердце.
Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
1, 0 – низкий уровень. Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации
Инструкция. Я прочитаю вам 4е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.
Вопросы:
1. Если ктото плачет, то я:
а) пытаюсь ему помочь;
б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6 7, и
говорит, что у него нет такой игры:
а) я скажу ему, чтобы он не приставал;
б) отвечу, что не могу ему помочь;
в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если ктото в компании расстроился изза того, что проиграл
в игру:
а) я не обращу внимания;
б) скажу, что он размазня;
в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:
а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой
ситуации;
б) обидитесь в ответ;
в) докажете ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1а, 2г, 3в, 4а.
Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных
воспитанником.
4 балла высокий уровень;
2, 3 балла средний уровень;
0, 1 балл низкий уровень.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.