Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Бумагопластика» художественно – эстетической направленности составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, рассчитано на 33 часа в год (1 раз в неделю). Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Срок реализации программы-1 год
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Начальная общеобразовательная школа № 28»
УТВЕРЖДЕНА
приказом по МАОУ НОШ № 28
от «_____»_____________2018 г.
№____________о/д
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Бумагопластика»
на 2018 – 2019 учебный год
Класс: 1 г
Учитель: Богатова Елена Александровна,
Учитель начальных классовРабочая программа курса внеурочной деятельности «Бумагопластика» художественно –
эстетической направленности составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС, рассчитано на 33 часа в год (1 раз в неделю). Программа предназначена
для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Срок реализации программы1 год
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности
обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков
пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития
ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит
формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные
представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям
легко и радостно включиться в процесс обучения.
Занятие бумагопластикой – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность
педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом
и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать
трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ
достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает
развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей
самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований
федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным
особенностям младшего школьника.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей
ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
изобразительными средствами.
Задачи:
развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;
расширение методов познания окружающей действительности;
формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного
отношения к себе и окружающему миру.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 79 лет.
Цель данной программы: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно –
Формы и режим занятий
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы
во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Предлагаемые занятия развивают активность, творческую инициативу, способствуют познанию основ
композиции и перспективы, развивают художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, чувства
симметрии. Даже пользуясь шаблонами, но, проявляя своё воображение и творчество, дети создают
работы разные и неповторимые. Выполненные с любовью и вдохновением, они помогут украсить
школьный интерьер, внесут в дом своеобразие и красоту.
I. Работа с бумагой и картоном – 30 часов.
Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности. Симметрия.
Аппликация. Аппликация плоская и объёмная.
Открытки. Оригами.
II. Аппликация на стекле – 3 часа.
Ожидаемые результатыОсвоение детьми курса внеурочной деятельности «Бумагопластика» достижение комплекса
результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству как одному из видов
изобразительного искусства;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной
современного мира;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность
помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу
человеческой жизни;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой
деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих
ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания
творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций,
усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных
технологий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере
сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия,
актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в
исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства,
художественного конструирования в собственной художественно творческой;
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного
или предложенного замысла.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых
в декоративно – прикладном творчестве.
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и
жанров искусства;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия
мира; развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к
различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со
сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение и позицию.
Младшие школьники получат возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение
замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения курса
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в
выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, в создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
1. однодневные проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
2. постоянные проводятся в помещении, где работают дети;
3. тематические по итогом изучения разделов, тем;
4. итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется
обсуждение выставки с участием педагогов, родителей.
Описание места курса «Бумагопластика» в плане внеурочной деятельности МАОУ НОШ №
28. Курс рассчитан на 33 часа в 1 Г классе – 1 час в неделю.Календарнотематическое планирование курса внеурочной деятельности «Бумагопластика»
(всего 33 часа, 1 час в неделю)
Скорректиров
анные
сроки
прохождения
Ном
ера
урок
ов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Наименования разделов и тем
Плановые сроки
прохождения
Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника
безопасности. Танграм. Пазлы (разрезные картинки).
Оригами.
Прямые разрезы.
Упражнение в вырезании. Панно из открыток (эффект 3 D)
Упражнение в вырезании. Панно из открыток (эффект 3 D)
Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры.
Сказка про ноль.
Плакат – поздравление «С днем учителя» (коллективная
работа)
Упражнение в вырезании. Симметрия в природе. «Золотая
осень в парке» Коллективная работа.
Аппликация « Мухомор». Оригами.
Работа по выкройке. Закладка
Простое плетение. Пакетик «Сердечко».
Идеи дизайнера. Декоративная ваза
Работа с салфетками. Веточки в инее
Симметрия. Ритуальные маски. Полумаски.
Вырезание. Правильные узоры.
Упражнение в вырезании. Снежинки
Идеи дизайнера. Великолепная снежинка
Идеи дизайнера. Великолепная снежинка
Портрет моего друга. Коллаж
Проект. «Жильцы Дома Дружбы»
Идеи дизайнера. Великолепная снежинка
Идеи дизайнера. Великолепная снежинка
Открытки – «валентинки»
Поздравим папу. Открытка (самостоятельная работа)
Контраст. Черное и белое. Аппликация «Ночь. Домик в
лесу»
Поздравительная открытка к 8 МАРТА (самостоятельная
работа)
Аппликация «Мой котенок»
03.09 – 07.09.18
10.09 – 14.09.18
17.09 – 21.09.18
24.09 – 28.09.18
01.10 – 05.10.18
08.10 – 12.10.18
15.10 – 19.10.18
22.10 – 26.10.18
05.11 – 09.11.18
12.11 – 16.11.18
19.11 – 23.11.18
26.11 – 30.11.18
03.12 – 07.12.18
10.12 – 14.12.18
17.12 – 21.12.18
24.12 – 28.12.18
08.01 – 11.01.19
14.01 – 18.01.19
21.01 – 25.01.19
28.01 – 01.02.19
04.02 – 08.02.19
11.02 – 15.02.19
18.02 – 22.02.19
25.02 – 01.03.19
04.03 – 08.03.19
11.03 – 15.03.1927
28
29
30
31
32
33
Объемная аппликация «Одуванчик»
Изготовление панно – сувенира «БАБОЧКА»
Чудесный мир бабочек. Вырезание бабочек, оформление.
Коллективная работа
Витражи.
Аппликация на стекле. Знакомство с техникой выполнения.
Идеи дизайнера. Великолепная снежинка
Идеи дизайнера. Великолепная снежинка
18.03 – 22.03.19
01.04 – 05.04.19
08.04 – 12.04.19
15.04 – 19.04.19
22.04 – 26.04.19
29.04 – 06.05. 19
13.05 – 17.05.19
20.05 – 24.05.19
Учебное и материальнотехническое обеспечение образовательного процесса:
Литература
1. Бугельский Ю. Сделайте для карнавала.
2. Гукасова А. М. Практические работы по труду (обработка бумаги, картона, волокнистых
материалов и ткани).
3. Гусакова М. А. Аппликации.— М., 1982.
4. Журнал «Начальная школа» № 2/1989, № 6/1994, № 8/2000, № 4/2005.
5. Конышева Н. М. «Умелые руки»; «Чудесная мастерская»; «Наш рукотворный мир»; «Секреты
мастеров».
6. Куревина О. А. Лутцева Е. А.. «Прекрасное рядом с тобой».
7. Пономарьков С. И. декоративное и оформительское искусство в школе. —М., 1996.
8. Романина В. И.Дидактический материал по трудовому обучению.
9. Трумпа Э. А. Самоделки из бумаги (складывание и сгибание) —М. Учпедгиз, 1995.
10.Шафрановский И. И. Симметрия в природе. – М., 1998.
11.Щеблыкин И. К. Романина В. И. Кагакова И. И. Аппликационные работы в начальных классах.
Цветная бумага, картон, клей, ножницы.
Музыкальный носитель
СОГЛАСОВАНА
Руководитель ШМО
______________ Левина О.В.
«_____» ______________ 2018 г.
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР
______________ Прачик И.А.
«______» ______________ 2018 г