Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
экология
1 кл—4 кл
02.11.2019
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)
программа экотропа.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Каснянская средняя общеобразовательная школа Вяземского района Смоленской области Рассмотрено на             Согласовано                      Утверждено заседании педагогического  совета Зам. директора по УВР   МБОУ Каснянской СОШ Протокол № ____ ___________ Смирнова С.В. от ____  _________20___г ____       __________20__ .г                приказом директора            МБОУ Каснянской СОШ            №___________________            от_____________20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социального направления «Экологическая тропа»  Класс: 1­3 Автор: Смирнова Светлана Владимировна,  учитель географии,               высшая квалификационная категория   Количество часов в 2015/2016 учебном году: всего ­ 34 часа, в неделю ­ 1 час Касня Пояснительная записка Цель  программы «Экологическая тропа» – формирование основ экологической грамотности учащихся начальной школы. Задачи программы: ­ формировать интерес к изучению природы родного края;    ­ воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;  ­ углублять уже имеющиеся знания о родном крае;  ­ изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;  ­ формировать представления о природных сообществах;  ­ прививать навыки здорового образа жизни;  ­ расширять экологические знания; ­   повышать   культуру   взаимоотношений   с   окружающей   средой   –   природной   и социальной.  Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть  на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Актуальность разработанной программы продиктована   отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях,   которые   их   окружают.   Предлагаемая   программа   расширяет   краеведческий кругозор, развивает творческие способности учащихся. Программа «Экологическая тропа»  социальной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 3 классов. Количество часов   в   год:   1­3   классы   по   34   учебных   часа   в   год.   Занятия   проводятся   с   двумя группами. В   программу   включены:   темы   занятий,   содержание   работы,   формы   итогового контроля,     практические   работы,   экологические   проекты,   изготовление   поделок   из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и   знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток и др. Содержание   программы   реализуется   через   создание   на   занятиях   проблемных ситуаций,   ситуации   оценки   и   прогнозирования   последствий   поведения   человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая   направленность   курса   осуществляется   через   исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.  Данная   программа   способствует   формированию   ценностных   ориентиров   развитию   ценностно­смысловой   сферы   личности   на   основе учащихся, общечеловеческих   принципов   нравственности   и   гуманизма,   развитию   широких познавательных интересов и творчества.                                           Общая характеристика программы внеурочной деятельности      Программа   внеурочной деятельности социального    направления «Экологическая тропа»   разработана   в   соответствии   с     требованиями   к   результатам   основной образовательной программы начального общего образования в свете реализации ФГОС начального   общего   образования.   Одним   из   главных   требований   новых   стандартов второго   поколения   является   формирование   компетентностей   ребенка   по   освоению новых знаний, умений, способностей.  Особенностями данной рабочей программы  являются:  определение   видов   организации   деятельности   учащихся,   направленных   на достижение  личностных,  метапредметных  и   предметных  результатов   освоения программы; в   основу   реализации   программы   положены   ценностные   ориентиры   и воспитательные результаты;   достижения   планируемых   результатов   отслеживаются   в   рамках   внутренней системы контроля и оценки.                          Место программы в учебном плане            Программа внеурочной деятельности социального направления   «Экологическая тропа»   рассчитана     на   учащихся  1­   4  классов.   В   неделю   отводится   1  час,   всего   в учебном году 34 часа. Программа рассчитана на два года обучения.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы В   составе   основных   видов   универсальных   учебных   действий,   соответствующим ключевым   целям   общего   образования,   можно   выделить   три   блока   результатов: личностные, метапредметные, предметные. Личностные результаты:  ­ принятие учащимися правил здорового образа жизни; ­ развитие морально­этического сознания; ­ получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; ­ использование фантазии, воображения при выполнении заданий. Метапредметные результаты: Регулятивные: ­выполнение нравственных норм и правил; ­ использование разных видов деятельности. Познавательные:   ­формирование   практических   умений   ориентироваться   в   различных   источниках информации. ­­ овладение начальными формами исследовательской деятельности; Коммуникативные: ­   формирование   умений   объяснять   свой   выбор;   строить   фразы,   устный   рассказ; аргументировать; ­ формирование умения  постановки вопросов; ­ формирование умений работать в коллективе; ­ формирование коммуникативных навыков; ­ получение опыта социальной и межкультурной коммуникации; Предметные результаты: ­ интерес к познанию мира природы; ­ потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; ­ осознание места и роли человека в природе; ­ преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения  экологической допустимости; ­   овладение   основами   экологической   грамотности,   правилами   окружающей среде; ­   владение   базовым   понятийным   аппаратом,   доступным   для   осознания   младшим школьником и необходимым для получения дальнейшего экологического воспитания:  ­ знание на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий значений  ключевых  слов по теме.   поведения   в При   оценке   предметных   результатов   программы   внеурочной   деятельности исключается система балльного (отметочного) оценивания.  Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем). Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.  1­я ступень Ставит цель  исследования с  помощью учителя 2­я ступень Ставит цель  исследования  самостоятельно Лист наблюдения Следует плану,  предложенному учителем В целом представляет,  как достичь цели Использует источники  информации,  рекомендованные учителем Пытается обнаружить  способы получения  информации 3­я ступень Самостоятельно  ставит цель  исследования и  действует согласно  этой цели Самостоятельно  планирует и проводит  исследовательский  эксперимент Знает, как получить  необходимую информацию и использует разные  способы ее получения Для   оценивания   осознанности   каждым   учащимся   особенностей   развития   его собственного   процесса   обучения   наиболее   целесообразно   использовать   метод, основанный на  вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях,   требующих   от   учащихся   строгого   самоконтроля   и   саморегуляции   своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий   курса,   а   также   своего   поведения,   строящегося   на   сознательном   и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях. Вопросы для самоанализа: Выполнение   этой   работы   мне   понравилось   (не   понравилось),   потому что________________________________________________________________  Наиболее трудным мне показалось__________________________________________ Я думаю, это потому, что ________________________________________________ Самым интересным было _________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее______________  ________________________________________________________________________ Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________ Все   (или наиболее значимые)   результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в  ПОРТФОЛИО ребенка. Учебно ­ тематический план (1­ый год обучения) № п/п 1­ 4 класс (34 часа) Раздел, тема Кол­во часов Кол ­ во практических работ 1 2 3 4 5 6 № п/п 1 2 3 4 5 6 Введение. Кто такой юный друг  природы? Раздел 1. Природа и человек Раздел 2. Человек и его дом Раздел 3. Сезонные изменения в  природе Раздел 4. Лес и человек Заключение. Экологический праздник ИТОГО 1 4 7 4 17 1 34  1 4 6 3 9 1 24 Учебно ­ тематический план (2­ой год обучения) 1­4 класс (34 часа) Раздел, тема Кол­во часов Кол ­ во практических работ Введение. Что такое экология? Раздел 1. Вода ­ источник жизни Раздел 2.Солнце и свет в нашей жизни Раздел 3.  Воздух и здоровье человека Раздел 4. Природа моего края Заключение. Защита экологических  проектов ИТОГО 1 11 10 5 5 2 34  1 3 4 1 2 2 13 Содержание программы 1 – ый год обучения Введение (1 ч.)          Знакомство  с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ Кто такой юный друг природы?  Практическая   работа:  1.Составление   коллективной   памятки   для   юного   друга природы.                                          Раздел 1. Природа и человек (4 ч.)        Природа   в   жизни   человека.   Наблюдение   за   поведением   человека   на   природе. Природа   и   здоровье   человека.   Как   влияет   природа   на   здоровье   человека?     Пища человека. Какую роль играет пища для человека? Что полезно есть человеку, а что нет?     Как рубашка в поле выросла? Знакомство со льном: как и где он растет. Практическая работа: 1.Творческая работа ­ рисунок на тему «Природа и мы». 2. Трудовой десант  по очистке березовой рощи.  3. Составление коллажа по теме «Что на нашем столе?» 4. Экскурсия в школьный краеведческий музей с целью рассматривания изделий из льна. Раздел 2. Человек и его дом (7 ч.)      Умей   посадить   и   вырастить   дерево.   Правила   посадки   саженцев   деревьев   и          Комнатные растения в доме. Какую роль играют комнатные растения? Правила ухода за комнатными растениями. Как правильно поливать комнатные растения?   кустарников и ухода за ними. Какие деревья растут вокруг нас?        Домашние животные. Умей ухаживать за домашними животными. Наблюдения за поведением   домашних   животных.   Соблюдение   требований   гигиены   и   правил безопасности   при   содержании   животных.   Рассказы,   стихи   о   домашних   животных. Пословицы, поговорки.          Собака ­ верный друг человека. Особенности собак разной породы. Кто такая собака – поводырь? Какую роль она играет в жизни человека.    Птицы ­ друзья человека.  Как помочь птицам зимой.      Насекомые и человек. Какую пользу   приносят   насекомые человеку? Какой вред наносят насекомые человеку? Практическая работа: 1. Создание аппликации «Цветочки в горшочке». 2. Практикум «Уход за комнатными растениями в школе». 3. Трудовой десант по уходу за деревьями в березовой роще. 4. Создание мини ­ проекта «Мой домашний питомец». 5.Творческая работа   по   теме   «Собака   ­   верный   друг».   6.   Трудовой   десант   по   теме   «Сделаем кормушку вместе». Раздел 3. Сезонные изменения в природе (4 ч.) Краски осени. Какие изменения в природе происходят с приходом осени? Почему осенний лес разноцветный?             Снежная книга. Какие изменения в природе происходят с приходом зимы? Что можно увидеть в зимнем лесу. Следы на снегу.       Весна ­ красна пришла. Какие изменения в природе происходят с приходом весны? Весенние праздники. Как встречать Масленицу?       Лето ­ лучшая пора.  Какие изменения в природе происходят с приходом лета? В каких водоемах можно купаться, как правильно загорать.       Практические работы: 1. Рисунок на тему «Какой он, лес осенний?». 2. Подвижная игра  «Слепи снежок». 3. Инсценировка проведения праздника Масленицы.                                                Раздел 4. Лес и человек (17 ч.)         Экологические правила поведения в лесу «Десять нельзя в природе».  Что такое экологическая тропа? Лес и человек. Для чего служит лес человеку? Лес ­ родной дом для растений и животных. Ярусы леса: что растет у нас в лесу? Деревья,  кустарники, цветы и травы леса.      Лесные ягоды и грибы. Знай и выполняй правила сбора лесных ягод.   Съедобные грибы. Запомни ядовитые грибы. Правила сбора грибов.  Цветущие растения на лесной полянке. Знай ядовитые растения нашего леса. Лесная аптека: лекарственные растения нашего леса. Какую пользу они приносят человеку? Что такое фиточай.       Лес ­ дом для многих животных. Дятел ­ лесной доктор. Какую работу выполняет дятел в лесу? Дятел ­ друг или враг деревьев?  Кому принадлежат гнезда в нашем лесу?      Будь другом лесу. Кто такие защитники природы?  «Красная книга»: для чего она нужна? Охраняемые растения и животные нашего леса. С «Красной книгой» по летнему лесу.  Практические работы: 1. Создание экологических плакатов о правилах поведения в лесу. 2. Создание панно «Лес ­ украшение планеты». 3. Создание ИКТ ­ презентации «Что растет у нас в лесу». 4. Создание виртуальной экскурсии «Мы идем за ягодой». 5. Создание   аппликации   «Грибок».   6.   Создание   коллажа   «На   лесной   полянке».   7. Составление рецепта фиточая. 8. Создание книжки ­ малышки «Грибы нашего леса». 9. Экскурсия в лес и рисование на тему «Кого мы повстречали на своем пути?»        Экологический праздник.        Заключение (1 ч.) 2­ой год обучения. Введение (1 ч)      Что такое экология?  Экологические  связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере березовой рощи (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком. Практическая работа: 1. Экскурсия в березовую рощу.                             Раздел 1. Вода – источник жизни (11 ч) Вода в моём доме и в природе.  Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется.   Куда   удаляется?   Вода,   которую   мы   пьём.   Вода   сырая,   кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Личная гигиена: процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практические работы: 1. Создание мини ­ проекта «Вода ­ источник жизни на Земле». 2. Исследование по теме «Как можно экономить воду в доме». 3. Практикум «Как правильно чистить зубы».                                   Раздел 2.  Солнце и свет в нашей жизни (10 ч) Солнце, Луна, звёзды  –  источники света.  Влияние тепла  и света на растения. Светолюбивые и теплолюбивые  растения леса, луга.  Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения. Как разные животные относятся к свету и теплу.  Роль света в жизни человека. Электрический свет и тепло в нашем доме, откуда они приходят.  Источники света и тепла в русской избе. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения.  Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Бытовые приборы. Сколько стоит свет и тепло, как их можно экономить.  Практические   работы:   1.   Практикум   «Размещение   комнатных   растений   с учетом потребности света и тепла». 2. Экскурсия в школьный краеведческий музей с целью ознакомления с источниками света в русской избе. 3. Исследование по теме «Как можно  экономить  свет  в доме». 4. Создание плакатов  по  теме «Соблюдай  правила просмотра телевизора».                                             Раздел 3.  Воздух и здоровье человека  (3 ч) Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Кто и чем загрязняет воздух? Что нужно делать, чтобы воздух был чистым?  Влажность воздуха. Проветривание. Практическая   работа:  1.  Практикум   «Влажная   уборка  классной   комнаты   с целью повышения влажности воздуха». Раздел 4.  Природа моего края (6 ч) Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области.  Рыбы, обитающие в реках и  озёрах области. Промысловые рыбы. Птицы   нашей   области.   Кочующие,   оседлые,   перелётные   птицы.   Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств.                   Звери, обитающие на территории нашей области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека.  Знакомство с   исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области. Практические работы: 1. Творческая работа о любимом растении или животном своего края. 2.Создание презентации «Красная книга своего края».  Заключение. Презентация индивидуальных проектов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая тропа" (1-4 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2019