Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов

Оценка 5
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
3 кл—4 кл
30.11.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"  для 3-4-х классов
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе авторской программы «Умники и умницы», модернизированной программы развивающего курса и имеет социально-педагогическую направленность. Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.
Эрудит Сунцова 3-4 класс.doc
Пояснительная записка     Данная программа составлена на основе авторской программы «Умники и   умницы»,   модернизированной   программы   развивающего   курса   и   имеет социально­педагогическую  направленность.       Главной   задачей   обучения   детей   достижение   оптимального   общего психологического   развития   каждого   ребенка.   Система   предполагает одновременное   развитие   всех   составляющих   психической   сферы   детей. Благодаря   этому   дидактические   и   методические   принципы   направлены   на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность   учебного   процесса   в   значительной   мере   определяется степенью   сформированности   различных   сторон   и   особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.      Цель программы. Развитие познавательных способностей и общеучебных умений и  навыков у учащихся. Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.  Задачи программы. 1. Создать   условия   для   развития   у   детей   познавательных   интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску. 2. Обеспечить   становление   у   детей   развитых   форм   сознания   и самосознания. 3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности. 4. Развитие   комплекса   свойств   личности,   которые   входят   в   понятие «творческие способности». Режим занятий. Занятия проводятся 1  раз в неделю.  Результаты освоения  курса внеурочной деятельности      Основной   результат   обучения ­ расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.   следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты     Программа   обеспечивает   достижение   выпускниками   начальной   школы  Целостное восприятие окружающего мира.  Развитую   мотивацию   учебной   деятельности   и   личностного   смысла учения,   заинтересованность   в   приобретении   и   расширении   знаний   и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.  Рефлексивную   самооценку,   умение   анализировать   свои   действия   и управлять ими.  Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.  Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Метапредметные результаты  Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной  деятельности, находить средства и способы её осуществления.  Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового  характера.  Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения,  определять наиболее эффективные способы достижения результата.  Способность использовать знаково­символические средства  представления информации для создания моделей изучаемых объектов  и процессов, схем решения учебно­познавательных и практических  задач.  Использование речевых средств и средств информационных и  коммуникационных технологий для решения коммуникативных и  познавательных задач.  Использование различных способов поиска (в справочных источниках и  открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора,  обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями  учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью  клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты  измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё  выступление и выступать с аудио­, видео­ и графическим  сопровождением.  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,  обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений,  отнесения к известным понятиям.  Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать  возможность существования различных точек зрения и права каждого  иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.  Определение общей цели и путей её достижения: умение  договариваться о распределении функций и ролей в совместной  деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной  деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение  окружающих.  Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях  объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».  Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,  отражающими существенные связи и отношения между объектами и  процессами.  Умение работать в материальной и информационной среде начального  общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии  с содержанием учебного предмета «Математика». Предметные результаты   Использование приобретённых математических знаний для описания и  объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.  Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами  счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного  представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),  записи и выполнения алгоритмов.  Приобретение начального опыта применения математических знаний  для решения учебно­познавательных и учебно­практических задач.  Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с  числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи,  выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать,  распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с  таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками,  представлять, анализировать и интерпретировать данные.  Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере  (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию  по заданной теме, распечатывать её на принтере).  Содержание программы.  3класс (34 часа) I. Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов)     Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому­то  признаку. Состав предметов. II. Сравнение (8 часов)      Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры. III.Комбинаторика  ( 4 часа)      Перестановки. Размещения. Сочетания. IV.Действия предметов (8 часов) Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий.  Последовательность событий. V. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (4 часа)      Математические отношения, замаскированные в виде задач­шуток. VI.Элементы логики (20 часов)      Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества.  Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между  множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и  высказывания. VII. Развитие творческого воображения (6 часов)      Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на  тему «Состав предметов». VIII.       Практический материал (8 часов)   Логические   упражнения.   Логические   игры.   Логические   задачи.   Интеллектуальные викторины.    Курс РПС в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого  направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.    Одна из таких особенностей ­ смещение акцента на усиление роли  логически­поисковых заданий и логических задач для развития мышления  учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для  целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный  вес заданий на  развитие мышления заметно возрастает, а сами задания  становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их  представления.    Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей  степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объёма самостоятельной  умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на  развитие познавательной активности детей.    На каждое занятие по РПС в третьем классе отводится  25 минут.    Рекомендуемая модель занятия такова: 1. «Мозговая гимнастика» . 2. Разминка .    Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных  способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут). 3. Коррегирующая гимнастика для глаз .    Логически­поисковые задания . На этом этапе задания из области  математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или  музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить  оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.  Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок,  который не усвоил  какой­то учебный материал и поэтому плохо решает  типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в  своих силах. Ведь решение логически­поисковых за дач опирается на  поисковую активность и сообразительность ребёнка. 4. Весёлая переменка . 5. Решение нестандартных задач .    Умение ориентироваться в тексте задачи ­ важный результат и важное  условие общего развития ученика. Но тех задач,  которые имеются в  школьных учебниках, недостаточно. Очень, важно приучать ребят решать и  нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом  изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических  рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по  содержанию, но и по сложности. На каждом  занятии обязательно проводится  коллективное обсуждение! решения задачи.     Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью  таблицы , данные в которую заносятся после выполнения детьми заданий на  занятиях № 1 и № 68.  Сопоставляя данные начала года и результаты  выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста  познавательных способностей ребят за год. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам           В результате изучения данного курса  в третьем классе  обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов:  уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;  сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. Метапредметными результатами в третьем классе являются  формирование следующих УДД: Регулятивные УДД:  формировать   умение   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной дятельности;  формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  осваивать начальные формы рефлексии. Познавательные УДД:  овладевать   современными   средствами   массовой   информации:   сбор, преобразование, сохранение информации;  соблюдать нормы этики и этикета;  овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по   родовидовым   признакам;   устанавливать   причинно­следственные связи. Коммуникативные УДД:  учиться   выполнять   различные   роли   в   группе   (лидера,  исполнителя, критика);  учиться аргументировать, доказывать;  учиться вести дискуссию. Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются  формирование следующих умений:  выделять свойства предметов;  обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;  сопоставлять части и целое для предметов и действий;  описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;  приводить примеры истинных и ложных высказываний;  приводить примеры отрицаний;  проводить аналогию между разными предметами;  выполнять   логические   упражнения   на   нахождение   закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;  рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. Тематическое планирование программы «Эрудит»  3 класс № П/П Тема занятия Количество часов Дата по плану Дата по факту 1. Введение. Инструктаж по ТБ. 2. Закономерности в чередовании  признаков. 3. Классификация по какому­то  признаку. 4. Сравнение предметов по признакам. 5. Тест «Сравнение». 6. Состав предметов. 7. Логические упражнения. Игра  «Угадай предмет». 8. Найди отличия. 9. Действия предметов. Игра «Кто так делает?» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10. Комбинаторика. Перестановки,  размещения. 11. Функциональные признаки  предметов. 12. Симметрия. Симметричные  фигуры. 13. Логическая операция «и». 14. Координатная сетка. 15. Решение логических задач и задач­ шуток. 16. Результат действия предметов. 17. Обратные действия. 18. Математические отношения,  замаскированные в виде задач­ шуток. 19. Тест «Отношения». 20. Порядок действий,  последовательность событий. 21. Комбинаторика. Размещение,  сочетание. 22. Составление загадок, чайнвордов. 23. Множество. Элементы множества. 24. Классификация по одному  свойству. 25. Тест «Классификация». 26. Способы задания множества. 27. Сравнение множеств. 28. Отношения между множествами  (объединение, пересечение,  вложенность). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29. Решение задач с использованием  понятий о множествах. 30. Выражения и высказывания. 31. Высказывания со связками «и»,  «или». 32. Отрицание. 33. Итоговый тест. 34. Работа над ошибками. Итоговое  занятие. Итого        34 часа 1 1 1 1 1 1 Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Эрудит» 4 класс Тема Общее количество  часов В том числе Теоретические I.Введение. Инструктаж по ТБ. II. Сравнение 2 6 1 ­ III. Комбинаторика IV. Элементы логики V. Развитие творческого воображения VI. Практический материал VII Обобщающее занятие «Наши  достижения» 6 22 22 8 2 68 ­ ­ ­ ­ ­ 1 Итого № П/П 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Календарно­тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Эрудит»  4 класс Тема занятия Введение. Инструктаж по ТБ. Повторение основных мыслительных операций. Причинно­следственные цепочки. Интегрированный: логика в окружающем мире. Интегрированный: логика в русском языке. Виды отношений между понятиями. Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. Понятие о графах. Рефлексивность отношений. Кол­во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10. Симметричность отношений. 11. Тест «Отношения между понятиями». 12. Классификация. 13. Язык и логика. Фразеологизмы. 14. Язык и логика. Образность и меткость речи. 15. Язык и логика. Речевые ошибки. 16. Язык и логика. Пословицы. 17. Тест «Язык и логика». 18. Работа над ошибками.  19. Логические связки «или», «и». 20. Логическая связка «если …, то».  21. Логические возможности. 22. Ситуативная связь между понятиями. 23. Оценка ситуации с разных сторон. 24. Образное сравнение. 25. Синонимы. Многозначность. 26. Антонимы. 27. Тест «Языковая логика». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28. Работа над ошибками. 29. Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. 30. Рассуждения. 31. Выводы в рассуждениях. 32. Юмор и логика. 33. Юмор и логика. 34. Конкурс эрудитов. 1 1 1 1 1 1 1 Итого:                                                                                                                                              34  часа Содержание программы.  4класс (68  занятий) I. Сравнение (6 часов)      Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение. II. Комбинаторика (6часов)     Решение задач с помощью таблиц и графов. III.Элементы логики (22  часа)        Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно­следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы. IV.Развитие творческого воображения (22 часа)     Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира. V. Практический материал (8 часов)     Логические задачи. Задачи­смекалки. Логические игры. Житейские задачи.    Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные  психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей  детей. Но так как учащиеся занимается по этому курсу четвёртый год, все  больше внимания теперь уделяется логически­поисковым, частично­ поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных  задач. Выполняя логически­поисковые задания, которые обеспечивают  преемственность перехода от простых формально­логических действий к  сложным, от заданий на репродукцию и запоминание ­ к истинно творческим,  дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию,  строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно  рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или  исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника  будет отвечать щелям и задачам обучения.    Частично­поисковая задача содержит такой вид задания  в процессе  выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при  незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их  добывания.     К конкретным частично­поисковым задачам относятся   например, такие задания, как нахождение закономерностей  нахождение  принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений;  подбор возможно большего количества примеров к какому­либо положению;  нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос;  нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование  какого­либо задания и другие.      Так как большинство школьных задач  решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в  готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного,  автоматического подхода учащихся к их решению, в других ­ растерянность  при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот  почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4  классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.    Решение нестандартных задач формирует познавательную Активность,  мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово.  Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует  развитию гибкости, оригинальности и широты мышления ­ то есть развитию  творческих способностей у детей.    Материал одного занятия в 4 классе рассчитан на 25 минут.     Рекомендуемая модель занятия по РПС в 4 классе аналогична модели  занятия в третьем классе. 1. Мозговая гимнастика 2. Разминка 3. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения  4. Коррегирующая гимнастика для глаз  5. Логически­поисковые задания 6. Весёлая переменка  7. Решение нестандартных задач     Динамика развития познавательных способностей учащихся за год  оценивается с помощью таблицы, данные в которую заносятся на занятиях №  1 и № 68. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам           В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования  Личностных результатов:  развивать   самостоятельность   и   личную   ответственность   в информационной деятельности;  формировать личностный смысл учения;  формировать целостный взгляд на окружающий мир. Метапредметных результатов. Регулятивные УДД:  осваивать способы решения проблем поискового характера;  определять   наиболее   эффективные   способы   решения   поставленной задачи;  осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;  познавательные УУД;  осознанно строить речевое высказывание;  овладевать   логическими   действиями:   обобщение,   классификация, построение рассуждения;  учиться   использовать   различные   способы   анализа,   передачи   и интерпретации информации  в соответствии с задачами. Коммуникативные УДД:  учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;  формировать мотивацию к работе на результат;  учиться   конструктивно   разрешать   конфликт   посредством сотрудничества или компромисса. Предметными результатами  изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:  определять виды отношений между понятиями;  решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;  находить закономерность в окружающем мире и русском языке;  устанавливать ситуативную связь между понятиями;  рассуждать и делать выводы в рассуждениях;  решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то». Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы   Для проведения занятий в каждом классе (с 1­го по 4­й) разработан учебно­ методический комплект, состоящий из: а) рабочих тетрадей для учащихся; б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из  возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетрадях; в)  программы курса. В рабочие тетради включены специально подобранные логически­ поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у  младших школьников с целью усиления их математического развития,  включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить  закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать  выводы, иллюстрировать их примерами. Учитель, работающий по данным тетрадям, может вносить необходимые изменения в то или иное задание, исключать что­либо, исходя из  возможностей класса и своих, оценивать эффективность занятия и степень  помощи, которую следует оказать тому или иному ребёнку. Остановимся подробнее на заданиях, включённых в рабочие тетради. В  процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех  познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком­то одном  из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько  направлений:  задания на развитие внимания;  задания на развитие памяти;  задания на совершенствование воображения;  задания на развитие логического мышления. Задания на развитие внимания      К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд  упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей,  объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.      Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких  жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться,  вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад,  находить самый короткий путь, решая двух­трехходовые задачи. Задания, развивающие память В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование  слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся  пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие  запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и  прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем  у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени. Задания на развитие и совершенствование воображения     Развитие воображения построено в основном на материале, включающем  задания геометрического характера: ­  дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого­либо изображения; ­ выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; ­ вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не  отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); ­  выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; ­  выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления  замаскированного рисунка; ­ деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной  фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; ­ складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.     Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами  (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение  того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с  помощью чисел). Задания, развивающие мышление    Приоритетным направлением обучения в начальной школе является  развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте  строить правильные суждения и проводить доказательства без  предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В  процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные  объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи  между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются  задания, направленные на формирование умений работать с  алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания). Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три  аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и  воспитывающий.  Учебно­методическая литература для учителя 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с  изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.). 2. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом  Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897]. 3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический  конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. ­ М.: Просвещение, 2010.­ 223 с. – (Стандарты второго поколения). 4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе:  система заданий. В 2­х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой,  О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. –  ( стандарты второго поколения). 5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной  школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под  ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. –  (Стандарты второго поколения). 6. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического  мышления. Волгоград. 2004г. 7. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г. 8. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы.  Ростов­наДону.2008г.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"  для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"  для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"  для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"  для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"  для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"  для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"  для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"  для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"  для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"  для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"  для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"  для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"  для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"  для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"  для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"  для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"  для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3-4-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"  для 3-4-х классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2018