Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология "
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология "

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
экология
2 кл
23.04.2017
Рабочая  программа внеурочной деятельности    "Моя первая экология "
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения задач по различным направлениям. Второй уровень результатов проявляется в активном использовании школьниками своих знаний, приобретении опыта самостоятельного поиска информации. Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного опыта экологической деятельности. Он проявляется в участии детей в различных природоведческих конкурсах, викторинах, выполнение творческих работ и проектов по самостоятельно выбранному направлению.
2 -б Моя первая экология.docx
Муниципальное общеобразовательное  учреждение                                                           «Средняя  школа №2»      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ»                                                 (СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) 2  КЛАСС                                                  Сошиной  Ларисы Анатольевны                                                 Принято на заседании                                                   педагогического совета                                   протокол №1                                                     от « 31 » августа 2016 г. г. Богородицк 2016– 2017 учебный Пояснительная записка. Программа   составлена   на   основе   методической   литературы,   интернет   ­     ресурсов, рекомендаций   по   оформлению   программ   внеурочной   деятельности   в   рамках   реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 №47­17957/11­14. Современная   школа     требует   развития   новых   способов   образования,   педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, развитием   навыка   самостоятельности.   Акцент   переносится   на   воспитание   подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Поэтому в образование был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС)   для использования   различных   форм и способов ведения образовательной деятельности.  Новизна программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно   прикладным   творчеством.   Программа   носит   комплексный   интегративный характер,   направлена   на   интеграцию   разных   видов   деятельности   ребёнка,   охватывает основные   направления   его   развития.   Предполагается   связь   содержательного   компонента программы со школьными предметами: биология, экология, краеведение, литература. Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы продиктована также   отсутствием   в   теории   и   практике   экологического   образования   в   начальной  школе единой,   рассчитанной   на   весь   период   обучения,   программы   дополнительного   образования   с экологической направленностью для младших школьников.   Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет   расширять   границы   информационного   пространства,   предлагаемая   программа позволяет   в   большем   объеме   и   более   разнопланово   донести   до   ребенка   неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.     Появляется возможность  организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно­исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.         Наличие в ОУ материально­технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд,   наличие   интерактивной   доски,   компьютерных   классов,  DVD,   видеотехника)   дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве. Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы. Цель   программы: формирование   у   воспитанников   на   интеллектуальной   и   эмоционально­ чувственной основе сознательного, нравственно­этического отношения к окружающей среде. Задачи программы: Образовательные: 1. Сформировать систему эколого­биологических знаний. 2. Сформировать знания о многообразии живых форм родного края. 3. Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас. 4. Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике. Развивающие: 1. Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции. 2. Развивать индивидуальные способности детей. 3. Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности. 4. Развивать   умения:   самостоятельно   приобретать,   анализировать,   синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании. Воспитательные: 1. Сформировать представление о самоценности любой формы жизни. 2. Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека. 3. Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок. 4. Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета. 5. Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело. Отличительная   особенность   программы состоит   в   повышении   эффективности экологической и краеведческой работы с младшими школьниками, что позволяет подготовить их к участию в эколого­краеведческой деятельности на последующих этапах образования. Сроки реализации программы и возраст воспитанников Программа рассчитана на детей  8­9 лет. Срок реализации программы – 1 год. Формы и режим занятий Форма   организации   учебных   занятий   –   групповая.   Занятия   творческого   объединения проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу. Режим занятий соответствует санитарно­эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера. Предполагаемые результаты реализации программы. Результативность.    Организация   внеурочной   деятельности   по   экологическому направлению   «Моя   первая   экология»   организуется   с   целью   формирования   у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.  Результаты изучения курса представлены следующим образом: предметные; метапредметные; личностные. Личностными результатами являются: интерес к познанию мира природы;     потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков; осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой  с точки зрения экологической допустимости;  Метапредметными результатами являются:  установка на безопасный здоровый образ жизни. способность   регулировать   собственную   деятельность,   направленную   на   познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа; способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.      Предметными результатами являются:  усвоение  первоначальных  сведений   о  сущности   и  особенностях  объектов,  процессов   и явлений, характерных для природной действительности; владение   базовым   понятийным   аппаратом   (доступным   для   осознания   младших школьников),   необходимым   для   дальнейшего   образования   в   области   естественно   – научных дисциплин; умение   наблюдать,   исследовать   явления   окружающего   мира,   выделять   характерные особенности   природных   объектов,   описывать   и     характеризовать   факты   и   события, происходящие в природе. Значение    курса   состоит     в   том,   что   в   ходе   его   изучения   школьники   овладевают практико   –   ориентированными   знаниями   для   развития   их   экологической   и культурологической  грамотности и соответствующих ей компетенций; умение использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.  Важно   помнить,   интерес   к работе   и посильность   во многом   определяют   успех. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов Первый   уровень   результатов  предполагает   приобретение   новых   знаний,   опыта   решения задач по различным направлениям.   Результат выражается в позитивном отношении детей к базовым ценностям общества, в частности к природе.   Второй уровень  результатов  проявляется  в активном использовании школьниками своих знаний,     приобретении   опыта   самостоятельного   поиска   информации,   систематизации   и оформлении интересующей информации, ценностного отношения к природе и окружающему миру. Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного опыта экологической деятельности. Он проявляется в участии детей в различных  природоведческих конкурсах,   викторинах,   выполнение   творческих   работ     и   проектов   по   самостоятельно выбранному направлению.  Оценивание   результатов.  Система   отслеживания   и   оценивания   результатов   представлена будет на выставках, конкурсах, проектах, различных соревнованиях. Учащиеся должны з н а т ь :    ­наиболее типичных представителей животного мира России,     ­какую пользу приносят представители животного мира;    ­некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; ­ планета Земля ­ наш большой дом; ­ Солнце ­ источник жизни на Земле; ­ неживое и живое в природе; ­основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); ­ влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); ­ самоценность любого организма; ­ значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); ­ значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; ­ многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; ­ основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); ­организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; ­  человек     существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой; ­условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; ­ различия съедобных и несъедобных грибов; ­ позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; ­способы сохранения окружающей природы; ­ что такое наблюдение и опыт; ­ экология ­ наука об общем доме; ­ экологически сообразные правила поведения в природе. У ч а щ и е с я   д о лж н ы   у м ет ь : ­   узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; ­ухаживать за домашними животными и птицами; ­ выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; ­ применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; ­ ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); ­ составлять экологические модели, трофические цепи; ­ доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта; заботиться о здоровом образе жизни; ­ заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; ­ ­ предвидеть последствия деятельности людей в природе(конкретные примеры); ­улучшать  состояние  окружающей  среды (жилище, двор,  улицу, ближайшее природное окружение); ­ осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; ­ наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; ­ оформлять   результаты   наблюдений   в   виде   простейших  схем,   знаков,   рисунков, описаний, выводов; ­ ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.                               Тематическое планирование Название  разделов                  Темы Характеристика деятельности учащихся Кол­ во  часов №  п/п 1 Тайны за  горизонтом *Кто открыл Австралию?  *Существует ли жизнь в  Антарктиде? *Где родина фигового дерева? 2 Жили­были  динозавры... и  не только они 3 Тайны камней 4 Загадки  растений 5 Эти  удивительные  животные *Голубые лягушки. * Когда появились первые  рептилии? *Какими были первые  рыбы? *Как улитка строит свой  панцирь?  *Где живут «карманные  динозавры?» *Разнообразие камней.  *Айсберг. Что такое коралловый  остров? *Где находится самая большая и  самая глубокая пещера?  *Сады камней. минералов. *Растения ­ путешественники?  (Что такое эвкалипт?) *Кактусы. Эдельвейс, водяной  орех, сон­трава, кувшинка белая,  купальница европейская,  ландыш, колокольчики и др. *Лекарственные растения  (например, валериана, плаун,  пижма, подорожник,  тысячелистник, пастушья сумка,  птичья гречишка), их важнейшие  свойства, правила сбора.  *Охрана лекарственных  растений. *Почему оливу называют  деревом мира? *«Речные лошади» (бегемоты,  среда их обитания.) Выхухоль. *  *Разумные дельфины. 2 4 4 8 1 Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, строить логическое рассуждение, оценивать правильность выполнения действий. Формирование умения правильно использовать монологическую речь для решения  различных задач в сотрудничестве с учителем, формирование собственной позиции. Развитие умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи, стремиться к сотрудничеству. Воспитание позитивного отношения к школе, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок. Развитие умения  ориентироваться в  разнообразных способах  решения задач, проводить  сравнение, учитывать разные  мнения, стремиться к  сотрудничеству, адекватно  воспринимать предложения и  оценку учителя, товарищей. результаты олимпиад; участие практических конференциях научно­   в   6 7 8 9 Планета насеко­ мых Загадки под  водой и под  землей Животные­ рекордсмены Тайны за  горизонтом 10 Тайны камней Итого *Обладают ли кузнечики слухом? *Почему комар считается  злейшим врагом человека? *Муравьи и их квартиранты.  *Какие из бабочек имеют  хвостики и крылышки? *Что такое ракушка­прилипала?  *Как передвигается осьминог? *Что такое насекомоядные  растения?  *Что называют гейзерами?  Почему вода в гейзерах горячая?  *Может ли вода течь в гору?  *Почему некоторые животные  выглядят как растения? *Интересные сведения о  животных и их особенностях *Атлантида – сказка или  реальность.  *Что такое водопад? Как  образовалось Чёрное и  Каспийское моря?  *Что такое семь чудес света? *Дольмены – что это?  *Откуда взялись статуи на  острове Пасха?  *Почему нефрит называют  национальным камнем Китая?  *Откуда взялись алмазы? 4 6 1 2 2 34                                   Содержание программы 1.  Тайны за горизонтом (2 ч). Аудиторное занятие :Кто открыл Австралию?  Внеаудиторное занятие :Существует ли жизнь в Антарктиде? Где родина фигового дерева? Практические работы с картой. 2.  Жили­были динозавры... и не только они (4 ч). Аудиторное занятие :Голубые лягушки.  Аудиторное занятие: Когда появились первые рептилии?  Внеаудиторное занятие: Какими были первые рыбы? Внеаудиторное занятие: Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные  динозавры?» 3.  Тайны камней (4 ч). Аудиторное занятие: Разнообразие камней. Айсберг.  Аудиторное занятие: Что такое коралловый остров? Внеаудиторное занятие :Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Внеаудиторное занятие :Сады камней. Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.). 4.  Загадки растений (8 ч). Аудиторное занятие: Растения ­ путешественники?(Что такое эвкалипт?) Аудиторное занятие: Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон­трава, кувшинка белая,  купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. Аудиторное занятие: Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма,  подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства,  правила сбора. Аудиторное занятие: Охрана лекарственных растений. Внеаудиторное занятие: Почему оливу называют деревом мира? Внеаудиторное занятие: (3часа) Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для  знакомства с местной флорой 5.  Эти удивительные животные (2 ч). Аудиторное занятие: «Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Внеаудиторное  занятие: Выхухоль. Красная книга краснодарского края.. Разумные дельфины. 6.  Планета насекомых (8 ч). Аудиторное занятие: Обладают ли кузнечики слухом?  Аудиторное занятие :Почему комар считается злейшим врагом человека? Аудиторное занятие: Муравьи и их квартиранты.  Аудиторное занятие: Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки? Внеаудиторное занятие: (4 часа) Практические работы: рассматривание насекомых в  коллекции. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для  ознакомления с энтомологическими коллекциями. 7.  Загадки под водой и под землей (12 ч). Аудиторное занятие: Что такое ракушка­прилипала?  Аудиторное занятие :Как передвигается осьминог? Аудиторное занятие: Что такое насекомоядные растения?  Аудиторное занятие: Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?  Аудиторное занятие :Может ли вода течь в гору?  Аудиторное занятие: Почему некоторые животные выглядят как растения? Внеаудиторное занятие: (6 часов) Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской  аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.  8. Животные­рекордсмены (2 ч). Аудиторное занятие: Интересные сведения о животных и их особенностях. Внеаудиторное занятие: 9 . Тайны за горизонтом (8 ч). Аудиторное занятие: Атлантида – сказка или реальность.  Аудиторное занятие: Что такое водопад? Аудиторное занятие: Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?  Аудиторное занятие: Что такое семь чудес света? Внеаудиторное занятие: (4 часа) Практические работы с картой. 10.  Жили­были динозавры... и не только они (10 ч). Аудиторное занятие: Что такое ледниковый период?  Аудиторное занятие: Как нашли ископаемого мамонта? Аудиторное занятие :Что такое меловые отложения?  Аудиторное занятие :Голубые киты ­ миф или реальность?  Аудиторное занятие: Что такое сухопутный крокодил? Внеаудиторное занятие: (5 часов) Практическая работа: рассматривание  окаменелостей. 11.  Тайны камней (8 ч). Аудиторное занятие: Дольмены – что это?  Аудиторное занятие: Откуда взялись статуи на острове Пасха?  Аудиторное занятие: Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Аудиторное занятие: Откуда взялись алмазы? Внеаудиторное занятие: (4 часа) Практические работы: рассматривание образцов  (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).                                    Формы контроля. Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих   работ   воспитанников.   Выставки   работ   проводятся   несколько   раз   в   год   по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать   свои   работы   с   другими,   наглядно   видеть   преимущество   и   ошибки,   получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Творческие работы представляются в виде:  Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;  Отчётов по наблюдению за природными объектами;  Оформленных исследовательских работ;  Экологических сказок;  Стихотворений;  Книг­раскладушек и т.д. Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня. Методические рекомендации. При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы способствуют, продвижению пути ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводиться роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы. Всё деятельность   ребёнка   на   занятиях   можно   рассматривать   как   цепочку   органически проникающих друг в друга видов деятельности – репродуктивный и творческий. Сначала ребёнок усваивает опыт и лишь, затем, отталкиваясь от этого, начинает действовать, проявляя своё творчество. Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков. В этом   большую   помощь   оказывают   включаемые   в   процесс   обучения   инструкционные   и технологические карты. Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических   условий   на   современном   этапе.   Для   выполнения   дидактических   условий занятия осуществляется организация и подготовка детей  к выполнению заданий. Для этого дети   обеспечиваются   необходимыми   материалами   и   инструментами;   каждый   ребёнок привлекается к самостоятельному выполнению задания; определяется примерное время для выполнения задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка. Большое значение в экологическом воспитании имеют экскурсии в природу. Общение с природой пробуждает у детей чувство прекрасного, развивает эстетическое восприятие мира. Описание материально­технического обеспечения программы. № п/п Наименование объектов и средств материально­ Количество. технического обеспечения. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5  ­ 6 лет [Текст]/ Т. М. Бондаренко. – Воронеж: ЧП  Лакоценин С. С., 2006. – 159с. Гаврина, С. Е. 100 кроссвордов о растениях и  животных [Текст]/ С. Е. Гаврина. ­ Ярославль:  Академия развития, 2001. – 120с. Лободина, Н. В. Экологическое воспитание в  начальной школе [Текст]/ Н. В. Лободина. –  Волгоград: Учитель, 2007. – 266с. Черемисина, Л. Д. Основы экологии – младшим  школьникам [Текст]/ Л. Д. Черемисина. – Москва:  АРКТИ, 2006. – 88с. Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры  [Текст]/ М. И. Нагибина ­ Ярославль: академия  развития, 1997. – 134с Печатные пособия.  Картинки по тематике, определённой примерной  программой кружка. Справочная литература 3. Красная книга Тульской области Технические средства обучения. 1 2 3 4 1 2 1 1 2 3 4 Классная доска  Мультимедийный проектор .  Компьютер.   Экран.  Экранно­звуковые пособия. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения . Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,  соответствующие содержанию обучения . Игры и игрушки. Настольные развивающие игры,  викторины. Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Оборудование класса. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических  материалов, пособий и пр. Классная доска                       Календарно­ тематическое планирование № Название                 Тема занятия раздела Тайны за  горизонтом 1 2 Кто открыл Австралию? Практические  работы с картой. Существует ли жизнь в Антарктиде? Где  родина фигового дерева? Практические  Дата Кол­во часов 1 1 Жили­были  динозавры... и  не только они работы с картой. Голубые лягушки.  Когда появились первые рептилии?  Какими были первые рыбы? Тайны камней Как улитка строит свой панцирь? Где живут  «карманные динозавры?» Разнообразие камней. Айсберг.  Что такое коралловый остров? Где находится самая большая и самая  глубокая пещера? Сады камней. Практическая работа:  рассматривание образцов (кремень, янтарь,  каменная соль и т. д.). Загадки растений .Растения ­  путешественники?(Что такое эвкалипт?) Загадки растений Кактусы.  Загадки растений. Эдельвейс, водяной орех,  сон­трава, кувшинка белая. Загадки растений .Лекарственные растения  (например, валериана, плаун, пижма,  подорожник, тысячелистник, пастушья  сумка, птичья гречишка), их важнейшие  свойства, правила сбора. Загадки растений.  Правила сбора Загадки растений Охрана лекарственных  растений. Загадки растений . Почему оливу называют  деревом мира? Загадки растений. Обобщение по теме. «Речные лошади» (бегемоты, среда их  обитания.). Выхухоль. Разумные дельфины. Обладают ли кузнечики слухом?  Почему комар считается злейшим врагом  человека? Муравьи и их квартиранты.  Загадки  растений Эти  удивительные  животные  Планета  насекомых Планета  насекомых 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 31 32 33 34 30 Животные­ рекордсмены Тайны за  горизонтом Какие из бабочек имеют хвостики и  крылышки? Загадки под  водой и под  землей Что такое ракушка­прилипала?  Как передвигается осьминог? Что такое насекомоядные растения? Что называют гейзерами? Почему вода в  гейзерах горячая?  Может ли вода течь в гору?  Почему некоторые животные выглядят как  растения? Животные­рекордсмены . Интересные  сведения о животных и их особенностях. Атлантида – сказка или реальность.  Как образовалось Чёрное и Каспийское  моря?  Тайны камней Откуда взялись статуи на острове Пасха?  Почему нефрит называют национальным  камнем Китая? 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология "

Рабочая  программа внеурочной деятельности    "Моя первая экология "

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология "

Рабочая  программа внеурочной деятельности    "Моя первая экология "

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология "

Рабочая  программа внеурочной деятельности    "Моя первая экология "

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология "

Рабочая  программа внеурочной деятельности    "Моя первая экология "

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология "

Рабочая  программа внеурочной деятельности    "Моя первая экология "

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология "

Рабочая  программа внеурочной деятельности    "Моя первая экология "

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология "

Рабочая  программа внеурочной деятельности    "Моя первая экология "

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология "

Рабочая  программа внеурочной деятельности    "Моя первая экология "

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология "

Рабочая  программа внеурочной деятельности    "Моя первая экология "

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология "

Рабочая  программа внеурочной деятельности    "Моя первая экология "

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология "

Рабочая  программа внеурочной деятельности    "Моя первая экология "

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология "

Рабочая  программа внеурочной деятельности    "Моя первая экология "

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология "

Рабочая  программа внеурочной деятельности    "Моя первая экология "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017