РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
Оценка 4.9
Лекции
doc
воспитательная работа
4 кл
10.11.2019
Программа «Очумелые ручки» по декоративному творчеству была разработана для обучающихся 1 - 4 классов на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др. и примерных программ по учебным предметам начальной школы для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы.
Рабочая программа внеурочной деятельности Очумелые ручки - Гаджиева Заира Шихмурадовна.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Очумелые ручки»
(наименование)
4 года
(срок реализации программы)
1.Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Декоративное творчество является составной частью художественноэстетического направления
внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит
обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами
выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается
отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту
интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных
стандартов».
Программа «Очумелые ручки» по декоративному творчеству была разработана для обучающихся
1 4 классов на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начального и основного
образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др. и примерных
программ по учебным предметам начальной школы для занятий кружка по декоративно
прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной
деятельности в учебный план начальной школы.
При разработке данной программы были проанализированы программы дополнительного
образования по художественноэстетическому направлению. Эти программы, хотя и представляют
значительный интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности учащихся, но в основном
представлены одним направлением декоративно – прикладного творчества: лепка, вышивка, батик,
бисероплетение, и т.п.
Содержание программы «Очумелые ручки» является продолжением изучения смежных
предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов
и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного
творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика, изготовление кукол, которые не
разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется
творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная
активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции,
цветоведения.
Программа способствует:
развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи
художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные
представления с учетом возможных художественных средств; созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания
коллективной работы;
знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, и изготовления кукол,
народными традициями в данных областях.
Цель программы:
Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области
разных видов декоративно – прикладного искусства.
Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию,
самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры,
традиций.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно
– прикладным искусством.
Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения
и навыки;
Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
Приобщать школьников к народному искусству;
Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать
фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических
особенностей детей младшего школьного возраста.
На изучение курса «Умелые руки» в начальной школе выделяется в 1 классе –66 часов (2 ч. в
неделю, 33 учебные недели), во 2 4 классах по 68 часов (2 ч. в неделю, 34 учебные недели).
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях
предусматриваются
следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное
творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с
использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально –
логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и
переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной
обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими
средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
2. Учебнотематический план
Характеристика деятельности обучающихся
Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами,
клеем.
№ Наименование
разделов,
блоков, тем
I год обучения
Введение: правила
техники
безопасности
1.
Всего
, час
1 2. Пластилинография
16
3. Бумагопластика
16
4. Бисероплетение
20
5. Изготовление кукол 13
Итого:
№ Наименование
разделов,
блоков, тем
II год обучения
Введение: правила
техники
безопасности
1.
66
Всего
, час
1
2. Пластилинография
21
3. Бумагопластика
12
4. Бисероплетение
19
5. Изготовление кукол 15
Итого:
68
Усвоение правил по технике безопасности при работе с пластилином.
Проведение анализа изображения, умение сделать выбор, исходя из
имеющихся материалов.
Овладение техникой рисования с помощью пластилина.
Освоение способов разметки деталей.
Освоение приёмов работы с бумагой и картоном.
Создание моделей по предложенным образцам.
Освоение технологии изготовления поделок на основе использования
мятой бумаги.
Знакомство с техникой бисероплетения и видами бисерного
искусства.
Усвоение правил по технике безопасности с инструментами.
Овладение основными приёмами бисероплетения. Знакомство с
условными обозначениями и правилами чтения схемы.
Усвоение правил по технике безопасности при работе с текстильными
материалами и инструментами (ножницы, иголка).
Изготовление кукол на картонной основе.
Характеристика деятельности обучающихся
Усвоение правил по технике безопасности
Усвоение правил по технике безопасности при работе с пластилином.
Знакомство с жанрами изобразительного искусства.
Проведение анализа изображения, умение сделать выбор, исходя из
имеющихся материалов. Овладение техникой рисования с
помощью пластилина
Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами,
клеем.
Освоение способов разметки деталей.
Освоение приёмов работы с бумагой и картоном.
Создание моделей по предложенным образцам.
Усвоение правил по технике безопасности с инструментами.
Знакомство с приёмами бисероплетения, используемыми для
изготовления аппликации. Создание моделей по предложенным
образцам.
Знакомство с условными обозначениями и правилами чтения схемы.
Собирание моделей по схемам.
Умение составлять композиции из деталей.
Усвоение правил по технике безопасности при работе с текстильными
материалами и инструментами (ножницы, иголка).
Изготовление кукол в технике – продевания,Изготовление бесшовные
куклы. № Наименование
разделов,
блоков, тем
III год обучения
Введение: правила
техники
безопасности
1.
Всего
, час
1
2. Пластилинография
21
3. Бумагопластика
12
4. Бисероплетение
19
5. Изготовление кукол 15
Итого:
68
№Наименование
разделов,
блоков, тем
IV год обучения
Введение: правила
техники
безопасности
1.
Всего
, час
1
2. Пластилинография
16
3. Бумагопластика
16
Характеристика деятельности обучающихся
Усвоение правил по технике безопасности
Усвоение правил по технике безопасности при работе с пластилином.
Проведение анализа изображения, умение сделать выбор, исходя из
имеющихся материалов.
Овладение техникой рисования с помощью пластилина.
Умение совмещать разные материалы для изготовления композиций.
Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами,
клеем.
Освоение способов разметки деталей.
Освоение приёмов работы с бумагой и картоном.
Создание моделей по предложенным образцам.
Усвоение правил по технике безопасности с инструментами.
Создание моделей по предложенным образцам.
Работа с условными обозначениями и правилами чтения схемы.
Собирание моделей по схемам.
Умение составлять композиции из деталей. Работа в технике
«французского» плетения.
Усвоение правил по технике безопасности при работе с текстильными
материалами и инструментами (ножницы, иголка).
Изготовление кукол, используя шаблоны.
Характеристика деятельности обучающихся
Усвоение правил по технике безопасности
Усвоение правил по технике безопасности при работе с пластилином
Проведение анализа изображения, умение сделать выбор, исходя из
имеющихся материалов.
Умение совмещать разные материалы для изготовления композиций.
Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами,
клеем.
Знакомство со смешанными базовыми формами в бумажном
конструировании
Освоение способов разметки деталей.
Освоение приёмов работы с бумагой и картоном.
Создание моделей по предложенным образцам. 4. Бисероплетение
20
5. Изготовление кукол 13
Итого:
66
Усвоение правил по технике безопасности с инструментами.
Создание моделей по предложенным образцам.
Знакомство с условными обозначениями и правилами чтения схемы.
Усвоение правил по технике безопасности при работе с
текстильными материалами и инструментами (ножницы, иголка).
Изготовление кукол, используя шаблоны.
3.Содержание программы «Очумелые ручки»
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся,
воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных
профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку, как можно более полно
представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Первый год обучения (66ч.)
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых
знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами
(пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов
декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных
изделий, учатся организации своего рабочего места.
Введение: правила техники безопасности
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием;
инструктаж по правилам техники безопасности.
1.Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию».
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и
приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
II. Пластилинография.
2. Плоскостное изображение. «Подарки осени».
Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.
Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».
3.Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке».
Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в
работе материалов и применение их в работах (раскатывание).
Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах.
Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством
пластилинографии.
4. Плоскостное изображение. «Рыбка».
Особенности построения композиции подводного мира.
Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику
пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и у меня.
5.«Натюрморт из чайной посуды»
Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.
Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.
6.Рельефное изображение. «Ферма».
Создание сюжета в полуобъеме.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с
использованием
имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.
7.Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки». «Божьи коровки на ромашке.
Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке. Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой
на границе их соединения. Закрепление технического приема работы с пластилином в технике
пластилинография. Создание рельефа.
8.Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы».
Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и
выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием
чесноковыжималки.
9.«Ромашки»
Трафаретные технологии пластилиновой живописи.
Практическая часть. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии
10.«Совушка – сова»
Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся
умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на части при
помощи стеки.
12.«Снегурочка в зимнем лесу»
Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей.
Реализация выразительного, яркого образа.
III.
Бумагопластика
1.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой
бумаги». «Волшебные комочки». Фрукты.
История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и
приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы
декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2.«Фрукты», «Чудо – дерево»
Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой
бумаги.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой
бумаги
3. «Птенчики».
Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая
часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
4.«Снегирь»
Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные
навыки.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой
бумаги.
5.Новогодняя игрушка. Символ года
История возникновения символов. Последовательность выполнение работы. Практическая
часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
6.Открытка к Новому году.
Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой
бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой
бумаги.
7. «Праздничный салют».
Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой
бумаги.
IV.
Бисероплетение
1.Вводное занятие.
Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.
План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера
в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы,
необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во
время работы. Правила техники безопасности, ППБ.
2.Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку.
Основные приёмы бисероплетения
параллельное, петельное, игольчатое плетение.
Комбинирование приёмов. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Выполнение отдельных элементов
Практическая часть.
3.Параллельное низание.
Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья
коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения, используемые для
изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение.
Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть
. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка
брошей, брелков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление композиции.
Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
4. Низание крестиками
Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”.
Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. Назначение и
последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.
Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по низанию цепочки в
крестик. Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и
брелоков.
1.Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности
Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу.
V.
Изготовление кукол
Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
2.Кукла на картонной основе.
Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История
русского народного костюма.
Практическая часть. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном
костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.
3.Композиция «В лесу»
Особенности построения композиции
Практическая часть. Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.
4.Аппликация. Куклы – актеры. Пальчиковые куклы.
Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном
виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на палец из бумаги.
Практическая часть. Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение.
2 год обучения (34ч.)
Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и
навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам,
образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
I. Введение: правила техники безопасности 1.Чему будем учиться на занятиях.
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно –
прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.
II. Пластилинография
1.Полуобъемное изображение на плоскости. «Чебурашка».
Создание композиции в полуобъеме из пластилина.
Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся
навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения
отдельных частей.
2. Жанр изобразительного искусства натюрморт. «Осенний натюрморт»
Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
3.Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»
Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
4.Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»
Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
4.Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка».
Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей
оформления матрешки
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
III. Бумагопластика
1.История бумаги. Технологии работы с бумагой
Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и
приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой.
Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2.Цветы из бумаги.
Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из
креповой бумаги.
Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.
3.Снежинки
Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения снежинок.
Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки.
Практическая часть. Плоскостные и объемные снежинки
4.Новогодняя открытка
Знакомство с видом вырезания силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде
работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.
Практическая часть. Новогодняя открытка.
IV. Бисероплетение
1.Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит».
Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого плетения.
Практическая часть. «Мышка», «Кит».
2.Техника параллельного низания. «Бабочка»
Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных
миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение.
Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.
Практическая часть. «Бабочка»
3.Аппликация из бисера. «Открытка» Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения,
используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение,
низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов аппликации. Выбор
материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление
композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов . Использование аппликации для
оформления открытки, интерьера.
4.Бисерная цепочка с петельками.
Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение и
последовательность выполнения. Условные обозначения.
Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению
различных подвесок и их подплетению к цепочкам.
V.
Изготовление кукол
1.Народная кукла. Русские обряды и традиции.
Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.
2.Бесшовные куклы.
ёТехнология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты
Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки.
Разбор последовательности работы по инструкционным картам.
3.Техника – продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»
Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.
Традиционные приемы изготовления куклы.
Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам.
Создание кукол.
3 год обучения (34ч.)
На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных
представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать
доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с
поставленной задачей.
I.
Пластилинография
Введение: правила техники безопасности
1.Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.
Основные декоративные элементы интерьера. Правила техники безопасности. ППБ.
II.
1.Пластилинография – как способ декорирования.
Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты.
2.Фоторамка.
Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов.
Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.
Практическая часть. Рамка для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Работа с
инструкцией. Определение порядка работы.
3.Подсвечник.
Анализ образцов подсвечников из разных материалов. Форма и цветовое решение. Композиция.
Подбор способов и приемов в изготовлении подсвечника.
Практическая часть. Эскиз. Композиция. Выбор техники исполнения.
4.Ваза.
Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии миллефиори.
Ваза как подарок или часть интерьера.
Практическая часть. Освоение изученных приемов создания пластин в технике миллефиори.
Оформление поверхности вазы (пластиковой тары) пластинами.
5.Объемно – пространственная композиция. Общие понятия построения объемнопространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм,
симметрия, ассиметрия. Анализ памятников и объектов исторической и современной архитектуры.
Практическая часть. Создание макетов с использованием геометрических фигур
6.Объемно – пространственная композиция «Сказочный город».
Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных
замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и бросового материала (пластиковая
тара). Работа с инструкционной картой.
Практическая часть.
Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и
пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией ведется
от центра к периферии.
III. Бумагопластика
1.Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги.
Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры.
2.Конструирование из бумажных полос.
Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых изделий.
Практическая часть. Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Лебедь,
цветок, сердце и т. д.
3.Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы.
Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной
конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание
круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).
Практическая часть. Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение
конусов, цилиндров). Самостоятельно на основе конусов и цилиндров создание разных
конструкций, изменяя
основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу
самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь,
Бисероплетение
IV.
1.Техника «французского» плетения (низания дугами).
Назначение и правила выполнения «французского плетения»
Практическая часть
. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Изготовление объёмных
цветочков (цветок с круглыми лепестками).
2.Бисерные «растения» в горшочках.
Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов.
Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей.
Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета
цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы.
Прикрепление элементов композиции к основе.
3.Объемные картины – панно, выполненные на проволоке.
Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ
образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных
миниатюр.
Практическая часть.
Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов.
Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции.
Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
Изготовление кукол
V.
1.Сувенирная кукла.
Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.
2.Оберег. Символика оберегов. Домовенок Оберег как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и
инструменты.
Практическая часть. Домовенок.
Последовательность выполнения работы по
инструкционной карте. Презентация готовых работ
3.Кукла – шкатулка
Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты.
Практическая часть. Кукла – шкатулка. Последовательность выполнения работы по
инструкционной карте. Презентация готовых работ.
4 год обучения (34ч.)
Четвертый год направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать
замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной
творческой деятельности, так и в работе малыми группами.
Введение: правила техники безопасности
I.
1.Чему будем учиться на занятиях.
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно –
прикладного искусства. Работа над проектом. Правила техники безопасности. ППБ.
Пластилинография
II.
1.Панно из пластилина.
Знакомство с принципами работы
Краткая беседа о содержании работы в технике пластилинография на прозрачной основе (с
использованием бросового материала).
2.Этапы и способы нанесения рисунка на основу.
Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение рисунка
на прозрачную основу.
Практическая часть. Проект. Подбор эскиза для работы. Рисунок под основой располагается
так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние. Нанесение рисунка на основу с
верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими линиями.
3.Подбор цветовой гаммы.
Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и фона, нужно
помнить о контрастности и сочетании цветов.
Практическая часть. Выполнение практической работы
4.Тематические композиции.
Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных
композиций.
Практическая часть. Разработка и выполнение авторских работ. Творческопоисковая,
самостоятельная, коллективная деятельность.
III. Бумагопластика
1.Смешанные базовые формы в бумажном конструировании.
Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных
конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение
последовательности выполнения работы.
Практическая часть. Кошка, собака.
2.Завивка, закругления
Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления
различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно
анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.
Использование приема завивки, закруглении с целью получения заданного образа.
Практическая часть. Эльф, фея, ангел. IV. Бисероплетение
1.Бисероплетение – как способ оформления интерьера
Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления
бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера. Инструменты и материалы,
необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во
время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
2.Праздничные сувениры
Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий:
параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника
выполнения элементов изделий. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практическая часть.
Выбор изделий: украшение новогодних игрушек. Сердечки –
«валентинки». Выполнение отдельных элементов изделий. Составление композиций. Сборка и
закрепление.
3.Цветочные композиции – букеты
Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное,
петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения
серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть.
Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей,
букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка
основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к
основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.
Изготовление кукол
Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»
V.
1.
Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов,
мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества.
Виды, жанры кукол и их назначение. Техника исполнения. Материалы и инструменты.
Подготовка материалов и инструментов.
2.
Выбор техники исполнения. Совместное с учащимися определение последовательности
действий для создания авторской куклы.
Практическая часть. Подготовительная работа. Знакомство с литературой по созданию
кукол. Подбор иллюстраций, выполнение эскизов. Подготовка материалов и инструментов.
Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность.
3.
Планирование этапов работы
Практическая часть. Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнение костюма,
композиция костюма, оформление куклы, выставочная деятельность.
4.Предполагаемые результаты реализации программы:
Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры,
достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты
внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со
своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне
класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой
близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых
людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действи
тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином,
свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается
то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и
гражданского общества.
Освоение детьми программы «Очумелые ручки» направлено на достижение комплекса
результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из
видов изобразительного искусства;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной
картиной современного мира;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих
работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному
наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую
сферу человеческой жизни;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой
деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему
общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для
создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил
композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством
различных технологий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и
характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства,
художественного конструирования в собственной художественно творческой;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать
новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой
информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации
собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и
роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник,
применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие
видов и жанров искусства;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного
восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по
отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и
уважать их;
более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой
деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое
общение со сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других
людей;
с партнером;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие
качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
5. Формы и виды контроля.
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся.
Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения
программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и
доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся,
все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество
выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:
удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
художественная выразительность и оригинальность работ.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая
работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами
ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили
критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:
аккуратность;
четкость выполнения изделия;
самостоятельность выполнения;
наличие творческого элемента.
Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая
защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка
перед одноклассниками и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами,
подарками.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в
выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
однодневные проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные проводятся в помещении, где работают дети;
тематические по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется
обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов
деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия,
прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской
деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации,
эскизы и т.д.
6. Методические рекомендации
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно
построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение
поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить
основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного
планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в
виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться
усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация
ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход
позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты
как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или
реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных
возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и
несущественные признаки для данной работы.
Системнодеятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию
познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных
особенностей. исходя из этого, программа «Умелые руки» предусматривает большое количество
развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала
младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет
возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности.
Он может заменить предлагаемые материалы на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Содержание программы нацелено на активизацию художественноэстетической, познавательной
деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных
потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей,
формирование мотивации детей к труду.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе
разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного
учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится
различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены
задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта
коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития
рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса
предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в
парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих
работ, коллективные игры и праздники.
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
№
НАИМЕНОВАНИЕ
ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ
КОЛИЧЕС
МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
ТВО.
Печатные пособия.
сменная экспозиция (наглядные пособия, дидактический
материал);
таблицы и плакаты постоянного пользования
3
2
Технические средства обучения.
Интерактивная доска.
Мультимедийный комплекс.
Принтер.
Презентации к занятиям.
Экраннозвуковые пособия.
Наборы цветной бумаги, картона.
Игры и игрушки.
Пластилин.
1
1
1
1.
2.
1.
2.
3.
1.
1.
2. 3.
4.
1.
2.
3.
4.
Ножницы, клей.
Образцы готовых изделий.
Учительский стол, стул.
Ученические столы, стулья.
Оборудование класса.
Доски для размещения образцов изделий и готовых поделок.
Шкафы для хранения необходимых материалов для занятий.
1
1
1
1.Список литературы, рекомендуемой для педагога:
Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально культурной деятельности» / Е. И.
Григорьев., Тамбов, 2004
Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно –
методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов,
специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений,
учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Изво
«Учитель», 2007. 288с.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К.
Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного
творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова;
Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
Ерошенков, И.Н. Культурнодосуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков
М.: НГИК, 1994.32с.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/
[М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –
2е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. 112с., ил.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А.
Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
111с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2е изд. – М. :
Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
Список литературы для детей
Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Издво Эксмо, 2006. – 160с., ил.
Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С.
Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143,
[1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город
мастеров).
Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. –
Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»). Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется
Терминологический словарь
Кокошник – от слова «кокош» курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого
Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет,
Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются
Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на
Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ
Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
Моз ика (
аа
Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.
Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и
Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.
Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или
Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.
Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.
Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным
в единственном экземпляре.
проволоку.
Бисероплетение — вид декоративноприкладного искусства , рукоделия создание украшений,
художественных изделий из бисера , к которой , в отличие от других техник, где он применяется ( ткачество с
бисером , вязание с бисером , плетение из проволоки с бисером так называемых бисерных плетений , бисерной
мозаики и вышивки бисером), сер является не только декоративным элементом , но и конструктивно
технологическим .
способом в определенный период.
выполнения или осуществления чеголибо.
других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.
Куклыактёры — самостоятельный вид средств для изображения или обозначения внешности активно
или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в
других аналогичных произведениях искусства.
ребенка.
фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) —
декоративноприкладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают
формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на
плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
использующийся в детских играх.
традиции.
Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и
оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи
детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.
Пластилинография — новый вид декоративноприкладного искусства. Представляет собой создания
лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной
поверхности. Основной материал — пластилин.
плоскости».
кукол, предназначенных для украшения.
передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
мире.
Силуэт — ограниченное контуром отображение чеголибо.
Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.
Сувенир (фр. souvenir воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чёмто.
Сувенирная кукла относится к кукламигрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.
Традиция — набор представлений,
привычек и навыков практической деятельности,
обычаев,
Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в Календарно – тематическое планирование 1 год обучения.
Название разделов и тем
№
п\п
I
1.
Введение: правила техники
безопасности.
II Пластилинография
2. Вводное занятие.
«Путешествие в
Пластилинию».
3. Плоскостное изображение.
«Подарки осени».
4. Знакомство со средствами
выразительности. «Червячок в
яблочке».
«Кактус в горшке»
Плоскостное изображение.
«Рыбка»
5.
6.
7.
8. «Натюрморт из чайной
посуды»
Рельефное изображение.
«Ферма»
9.
10.
11. Знакомство с симметрией.
Аппликация «Бабочки»
Лепная картина. «Цветы для
мамы»
12. Божьи коровки на ромашке
13.
14.
15. «Ромашки»
16. «Совушка – сова»
17. «Снегурочка в зимнем лесу»
III Бумагопластика
Вводное занятие
18.
19.
«Технология изготовления
поделок на основе
использования мятой
бумаги». «Волшебные
комочки».
Фрукты
20.
21.
Колво
часов
Дата
проведения
аудиторные
Дата
проведения
внеаудитор
ные
план факт
план факт
Характеристика
деятельности
учащихся
1
16
1
1
1
1
2
1
2
1
1
2
1
1
1
16
2
2
Усвоение правил по технике
безопасности при работе с
ножницами, клеем.
Усвоение правил по технике
безопасности при работе с
пластилином.
Проведение анализа
изображения, умение сделать
выбор, исходя из имеющихся
материалов.
Овладение техникой
рисования с помощью
пластилина.
Освоение способов разметки
деталей.
Освоение приёмов работы с
бумагой и картоном.
Создание моделей по
предложенным образцам.
Освоение технологии
изготовления поделок на «Чудо – дерево»
Птенчики
«Снегирь»
Новогодняя игрушка. Символ
года
Открытка к Новому году
Праздничный салют
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
IV Бисероплетение
34. Вводное занятие. Основные
виды бисерного искусства.
Техника безопасности.
35. Знакомство с основными
технологическими приемами
низания на проволоку
Параллельное низание.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Плоскостные миниатюры в
технике
параллельного
низания «Утенок».
Плоскостные миниатюры в
технике
параллельного
низания «Лягушка».
Плоскостные миниатюры в
технике
параллельного
низания «Божья коровка».
Плоскостные миниатюры в
технике
параллельного
низания «Бабочка».
Плоскостные миниатюры в
технике
параллельного
низания «Стрекоза».
Низание крестиками.
52.
53.
V Изготовление кукол
54. Вводное занятие.
История
55.
56.
57.
58.
куклы. Техника безопасности
Традиционные виды
аппликации из пряжи.
Технология создания
силуэтной куклы.
Создание картонного силуэта
девочки и мальчика в русском
народном костюме.
2
2
2
2
2
2
20
1
1
2
3
3
3
3
2
2
13
1
1
1
2
основе использования мятой
бумаги.
Знакомство с техникой
бисероплетения и видами
бисерного искусства.
Усвоение правил по технике
безопасности с
инструментами.
Овладение основными
приёмами бисероплетения.
Знакомство с условными
обозначениями и правилами
чтения схемы.
Усвоение правил по технике
безопасности при работе с
текстильными материалами и
инструментами (ножницы,
иголка).
Изготовление кукол на
картонной основе. 59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
Особенности построения
композиции.
Создание композиции
«В лесу».
Технология создания кукол,
которые одеваются на палец из
бумаги.
Создание героев сказки
«Теремок».
2
2
1
3
Итого: 66 часов
Календарно – тематическое планирование
2 год обучения.
Название разделов и тем
№
п\п
Колво
часов
Дата
проведения
аудиторные
Дата
проведения
внеаудитор
ные
I
1.
1
Введение: правила техники
безопасности
Чему будем учиться
на занятиях. Цвет. Цветовой
круг.
Полуобъемное изображение
на плоскости.
«Мультипликационные
герои».
Жанр изобразительного
искусства натюрморт.
«Осенний натюрморт».
II Пластилинография
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Жанр
искусства
«Цветение лотоса».
Жанр
искусства
«Веселый клоун».
Оформление народной
игрушки в технике
пластилинография.
«Матрешка».
изобразительного
– портрет.
изобразительного
пейзаж.
–
план факт
план факт
1
1
1
1
1
1
21
1
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
Характеристика
деятельности
учащихся
Усвоение
правил по технике
безопасности при
работе с ножницами,
клеем.
Усвоение правил по
технике безопасности
при работе с
пластилином.
Знакомство с жанрами
изобразительного
искусства.
Проведение анализа
изображения, умение
сделать выбор, исходя
из имеющихся
материалов.
Овладение техникой
рисования с помощью
пластилина III
23. История бумаги. Технологии
Бумагопластика
работы с бумагой
Технология изготовления
цветов из креповой бумаги.
«Пионы».
«Астры».
«Гвоздики»
Плоскостные снежинки.
Объемные снежинки.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Новогодняя открытка.
32.
33.
34.
IV Бисероплетение
35.
36.
Техника параллельного
низания. «Мышка».
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Техника параллельного
низания. «Кит»
Техника параллельного
низания.
«Бабочка»
Аппликация из бисера.
«Открытка к 23 февраля».
Аппликация из бисера.
««Подарок к 8 марта».
Упражнения по выполнению
различных подвесок и их
подплетению к цепочкам.
52.
53.
Бисерная цепочка с
петельками.
V Изготовление кукол
54. Народная кукла. Русские
обряды и традиции
15
12
19
работе
Усвоение правил по
технике безопасности
при
с
ножницами, клеем.
Освоение способов
разметки деталей.
Освоение
приёмов
работы с бумагой и
картоном.
Создание моделей по
предложенным
образцам.
Усвоение правил по
технике безопасности
с инструментами.
Знакомство с
приёмами
бисероплетения,
используемыми для
изготовления
аппликации. Создание
моделей по
предложенным
образцам.
Знакомство с
условными
обозначениями и
правилами чтения
схемы.
Собирание моделей по
схемам.
Умение составлять
композиции из
деталей.
1
1
1
1
1
2
2
3
2
3
3
3
3
2
3
1
1
1
1
1 55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
№
п\п
Технология изготовления
бесшовных кукол.
Разбор последовательности
работы по инструкционным
картам.
Изготовление куклы на
счастье.
Элементы русского
народного костюма.Создание
образа. Символика кукол.
Традиционные
изготовления куклы.
Разбор последовательности
работы по инструкционным
картам.
Техника – продевания.
приемы
Усвоение правил по
технике безопасности
при работе с
текстильными
материалами и
инструментами
(ножницы, иголка).
Изготовление кукол в
технике – продевания,
Изготовление
бесшовные куклы.
1
2
2
3
2
1
1
1
2
Создание кукол.
«Кукла – ремесленник».
Название разделов и тем
Календарно – тематическое планирование
3 год обучения.
Итого: 68 часов
Колво
часов
Дата
проведения
аудиторные
Дата
проведения
внеаудитор
ные
Характеристика
деятельности
учащихся
план
факт
план
факт
I
1.
Введение: правила техники
безопасности
Вводное занятие
1
1
II Пластилинография – как
21
способ декорирования
занятие.
Вводное
Декоративно – прикладное
искусство в интерьере.
Приемы пластилинографии,
используемые при
оформлении фоторамок.
Изготовление рамки для
детской фотографии
2.
3.
4.
5.
6.
1
2
2
Усвоение правил по
технике безопасности
при работе с
ножницами, клеем.
Усвоение правил по
технике безопасности
при работе с
пластилином.
Проведение анализа
изображения, умение
сделать выбор, исходя
из имеющихся
материалов. 7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Подсвечник
Освоение приемов создания
пластин в технике
миллефиори.
Оформление поверхности
вазы (пластиковой тары)
пластинами.
Беседа о русской
средневековой архитектуре.
Собор Василия Блаженного.
Анализ сказочных замков.
Техника их выполнения с
использованием пластилина и
бросового материала
(пластиковая тара).
Работа с инструкционной
картой.
Выполнение макета
сказочного замка из
пластиковой тары и
пластилина.
Выполнение макета
сказочного замка из
пластилина.
III Бумагопластика
23. Основы конструирования из
бумаги
Знакомство с технологией
создания
из
бумажных полос.
изделий
24.
25.
26.
27.
28.
Выполнение
творческих
работ в технике бумажной
пластики «Лебедь».
Выполнение
творческих
работ в технике бумажной
пластики «Цветок».
2
2
2
1
1
2
2
2
2
12
1
1
2
2
Овладение техникой
рисования с помощью
пластилина.
Умение совмещать
разные материалы для
изготовления
композиций.
Усвоение правил по
технике безопасности
при работе с
ножницами, клеем.
Освоение основ
конструирования из
бумаги
Освоение способов
разметки деталей.
Освоение приёмов
работы с бумагой и
картоном. Способы закручивания
прямоугольника в цилиндр.
Освоение способов для
создания конкретной
игрушки (получение конусов,
цилиндров). «Лягушка».
«Зонт».
«Лиса».
31.
32.
33.
34.
IV Бисероплетение
35.
Назначение и правила
выполнения «французского
плетения».
Освоение изученных приёмов
бисероплетения.
29.
30.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
Изготовление объёмных
цветочков (цветок с
круглыми лепестками).
Приёмы бисероплетения,
используемые для
изготовления цветов.
Техника выполнения
серединки, лепестков,
чашелистиков, тычинок,
листьев.
Анализ моделей. Зарисовка
схем.
Выполнение отдельных
элементов цветов.
45.
46.
Сборка изделия: букет
цветов.
Создание моделей по
предложенным
образцам.
Усвоение правил по
технике безопасности
с инструментами.
Создание моделей по
предложенным
образцам.
Работа с условными
обозначениями и
правилами чтения
схемы.
Собирание моделей по
схемам.
Умение составлять
композиции из
деталей. Работа в
технике
«французского»
плетения.
1
1
2
1
1
19
1
2
2
1
2
1
1
2 Правила выполнения
объёмных миниатюр на
проволоке.
Анализ образцов. Выбор
проволоки и бисера.
Зарисовка схем выполнения
объёмных миниатюр.
Плетение объёмной
миниатюры на основе
изученных приёмов.
Плетение декоративного
панно.
52.
53.
V Изготовление кукол
54. Сувенирная кукла.
55.
Оберег как субъект
культуры и истории.
Последовательность
выполнения работы по
инструкционной карте.
Изготовление оберега.
47.
48.
49.
50.
51.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
Презентация готовых работ
Беседа с демонстрацией
образца.
Последовательность
выполнения работы по
инструкционной карте.
Изготовление куклы –
шкатулки.
68.
Презентация готовых работ.
1
1
1
2
2
15
1
1
2
3
1
1
2
3
1
Усвоение правил по
технике безопасности
при работе с
текстильными
материалами и
инструментами
(ножницы, иголка).
Изготовление кукол,
используя шаблоны.
Итого: 68 часов Календарно – тематическое планирование
4 год обучения.
Колво
часов
Дата
проведения
аудиторные
Дата
проведения
внеаудитор
ные
Характеристика
деятельности
учащихся
план факт
план факт
Название разделов и тем
Введение: правила техники
безопасности
№
п\п
I
1.
1
II Пластилинография
2. Панно из
Знакомство
работы
пластилина.
принципами
3. Перенесение рисунка на
4.
5.
6.
7.
8.
9.
22.
прозрачную основу.
Подбор цветовой гаммы.
Нанесение пластилина на
прозрачную основу.
Тематические композиции.
Творческопоисковая,
самостоятельная,
коллективная деятельность.
1
21
1
1
5
14
Усвоение правил по
технике безопасности
при работе с
ножницами, клеем.
Усвоение правил по
технике безопасности
при работе с
пластилином
Проведение анализа
изображения, умение
сделать выбор, исходя
из имеющихся
материалов.
Умение совмещать
разные материалы для
изготовления
композиций.
Усвоение правил по
технике безопасности
при работе с
ножницами, клеем.
Знакомство со
смешанными базовыми
12
6
Смешанные базовые формы в
бумажном конструировании
III Бумагопластика
23.
24.
25.
26.
27.
28. Завивка, закругления
6
29.
30.
31.
32.
33.
34.
IV Бисероплетение
35. Бисероплетение – как способ
оформления интерьера
Праздничные сувениры
36.
44.
45.
53.
Цветочные композиции
букеты
Беседа
V Изготовление кукол
54. Авторская кукла.
«Кукла в искусстве»
Работа над образом. Эскиз
55.
56.
57. Подготовка материалов и
Выбор
инструментов.
техники исполнения.
Самостоятельная
(коллективная) творческая
деятельность.
58.
68.
19
1
9
9
15
1
2
1
11
формами в бумажном
конструировании
Освоение способов
разметки деталей.
Освоение приёмов
работы с бумагой и
картоном.
Создание моделей по
предложенным
образцам.
Усвоение правил по
технике безопасности
с инструментами.
Создание моделей по
предложенным
образцам.
Знакомство с
условными
обозначениями и
правилами чтения
схемы.
Усвоение правил по
технике безопасности
при работе с
текстильными
материалами и
инструментами
(ножницы, иголка).
Изготовление кукол,
используя шаблоны.
Итого: 68 часов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Очумелые ручки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.