РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости» для 2-4 класса
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости» для 2-4 класса

Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа
2 кл—4 кл
23.09.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости»  для 2-4 класса
Программа «Начала мудрости» может быть реализована учителем начальной шко­лы в сотрудничестве с родителями. Учитель про­водит занятия во внеурочное время один раз в неделю. Занятия данного кружка должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания ( при необходимости в редких случаях, не создавая перегрузки) можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями. Важно от­метить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях важна активность школьника, его уча­стие в обсуждениях жизненных ситуаций. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
начала мудрости.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Казулинская средняя общеобразовательная  школа Сафоновского района Смоленской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости»  для 2­4 класса                                                 Составитель:                                                                                                    Логутенкова Ольга Ивановна                                                                        учитель начальных классов                                                           первой категории 1 2 2015/2018 учебный год Пояснительная записка Проблема   духовно­нравственного   воспитания   в   условиях   современного   общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как   совесть,   честь,   долг,   привели   к   негативным   последствиям   в   обществе:   социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации   к   учению.  В   Концепции     духовно­   нравственного   развития   и   воспитания гражданина   России   определён   современный   национальный   воспитательный   идеал.   Это высоконравственный,   творческий,   компетентный   гражданин   России,   принимающий судьбу   Отечества   как   свою   личную,   осознающий   ответственность   за   настоящее   и будущее   своей   страны,   укорененный   в   духовных   и   культурных   традициях многонационального народа Российской Федерации. Реализация данного воспитательного направления   проходит   через   предметы   основой   образовательной   программы   и   через внеурочную деятельность.   Поэтому   содержание   программы внеурочной деятельности соответствует     целям   и   задачам   основной   образовательной   программы,   реализуемой   в данном образовательном учреждении; Работа по духовно­нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте   со   знакомства   детей   с   нравственными   нормами   и   правилами   поведения   и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.  Актуальность  программы   определена   тем,   что   одной   из   важнейших   задач образования   в   настоящее   время   является   освоение   детьми   духовных   ценностей, накопленных   человечеством.   Уровень   нравственности   человека   отражается   на   его поведении,   которое   контролируется   его   внутренними   побуждениями,   собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.   Новизна  программы   в   том,   что   она     направлена       на   поддержку   становления   и развития   высоконравственного,   творческого,   компетентного   гражданина   России. Программа   обеспечивает  реализацию   одного   из   направлений   духовно­нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.  Программа «Начала мудрости» может быть реализована учителем начальной шко­ лы в  сотрудничестве с родителями. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю.  Занятия   данного   кружка   должны   быть   эмоциональными,   строиться   на непроизвольном   внимании   и   памяти,   включать   в   себя   игровые   элементы.   Необходимо использовать   яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания (   при   необходимости   в   редких   случаях,   не   создавая   перегрузки)   можно   рекомендовать 3 детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.  Важно от­ метить всех, кто  выполнил  домашнюю работу. На занятиях важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.  Программа включает в себя 68 занятий по 35 ­ 45 минут и рассчитана на три года обучения.   Цель программы: Общей   целью  является   воспитание,   социально­педагогическая   поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.  Задачи: ­ Учить детей анализу явлений действительности, художественных произведений с позиций нравственно­этических норм, через активное личностное восприятие; ­   Формировать   умения   и   навыки   вести   беседу   (рассуждать,   высказывать   свое   мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику); ­ Научить грамотно и доступно формулировать свои мысли; ­ Формировать способности любить, сострадать, понимать и принимать индивидуальность ближнего; ­ Помочь в осознании ответственности за свои поступки, мысли; ­ Формировать в детях желания помогать людям, делиться своим творчеством с другими; ­ Развить у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству; ­ Развить устную и письменную речь; ­ Стимулировать желание детей учиться творчески, пробудить потребности выражать свое отношение к миру средствами искусства в творческой деятельности. Методические условия реализации программы Методы: •  Совместное чтение текстов; •  Обсуждение, анализ их содержания, множественности скрытых смыслов и подтекстов; •  Выполнение творческих заданий (импровизированные устные философствования,  диалоги, дискуссии, рисунки, сочинения); •  Игры; •  Инсценировки на заданную тему; •  Тренинги и упражнения; •  Беседы, рассказы учителя. Формы обучения: •  Творческие мастерские; •  Мини­конкурсы; •  Постановочная и репетиционная работа. 4 Планируемые результаты освоения программы Личностными результатами являются следующие умения: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. • • • • Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания   к   ним,   тексты   авторов   (диалоги   постоянно   действующих   героев), обеспечивающие   4­ю   линию   развития   –   эмоционально­оценочное   отношение   к прочитанному. Метапредметными   результатами  изучения   курса   является   формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; уметь самостоятельно работать с новым произведением; уметь работать в парах в группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Средством   формирования   регулятивных   УУД   служит   технология   продуктивного чтения. Познавательные УУД: прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из          аппарата книги; библиотечным фондом); отбирать книги по теме, жанру, авторской позиции; ориентироваться   в   мире   книг   (работа   с   каталогом,   с   открытым составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные УУД:   участвовать   в   беседе   о   прочитанной   книге,   выражать   своё   мнение   и аргументировать свою точку зрения; оценивать  поведение  героев  с  точки  зрения  морали,  формировать  свою эстетическую позицию; высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. Предметными   результатами  изучения   курса     является   сформированность    следующих умений:   осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении; 5  использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое),   уметь самостоятельно выбирать интересующуюся литературу; пользоваться   справочными   источниками   для   понимания   и   получения дополнительной информации. Требования к уровню подготовки учащихся К концу обучения учащийся научится:  ценностному   отношению   к   России,   своему   народу,   своему   краю,   отечественному культурно­историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;   начальным представлениям о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;  уважительному   отношению   к   родителям   (законным   представителям),   к   старшим, заботливому отношение к младшим;   знаниям традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережному отношение к    ним; ценностному отношению к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбию;  ценностному и творческому отношение к учебному труду;  первоначальным   навыкам   трудового   творческого   сотрудничества   со   сверстниками, старшими детьми и взрослыми;  ценностному отношению к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;  ценностному отношению к природе;     личному опыту участия в экологических инициативах, проектах;  первоначальным умениям видеть красоту в окружающем мире;   первоначальным умениям видеть красоту в поведении, поступках людей;   первоначальному   опыту   эмоционального   постижения   народного   творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;   первоначальному опыту эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;  первоначальному опыту самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.   К концу обучения учащийся получит возможность научиться: 6                     элементарным представлениям об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;  первоначальному   опыту   постижения   ценностей   гражданского   общества,   национальной истории и культуры;  опыту ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;  опыту социальной и межкультурной коммуникации;  начальным представлениям о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе   об   этических   нормах   взаимоотношений   в   семье,   между   поколениями,   этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;  нравственно­этическому   опыту   взаимодействия   со   сверстниками,   старшими   и   младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;  уважительному отношению к традиционным религиям;  неравнодушию   к   жизненным   проблемам   других   людей,   сочувствие   к   человеку, находящемуся в трудной ситуации;  способности эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе   в   целом,   анализировать   нравственную   сторону   своих   поступков   и   поступков других людей;   элементарным представлениям о различных профессиях;  осознанию приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;  первоначальному   опыту   участия   в   различных   видах   общественно   полезной   и   личностно значимой деятельности;  потребности   и   начальным   умениям   выражать   себя   в   различных   доступных   и   наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;   мотивации   к   самореализации   в   социальном   творчестве,   познавательной   и   практической, общественно полезной деятельности.  элементарным представлениям  о взаимной обусловленности  физического, нравственного, психологического,   психического   и   социально­психологического   здоровья   человека,   о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;  первоначальному личному опыту здоровьесберегающей деятельности;  первоначальному   представлению   о   роли   физической   культуры   и   спорта   для   здоровья человека, его образования, труда и творчества;  знаниям  о  возможном  негативном  влиянии   компьютерных  игр,  телевидения,  рекламы   на здоровье человека.  первоначальному  опыту эстетического, эмоционально­нравственного отношения к природе;  элементарным   знаниям   о   традициях   нравственно­этического   отношения   к   природе   в культуре народов России, нормах экологической этики;   первоначальному опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;   мотивацию   к   реализации   эстетических   ценностей   в   пространстве   образовательного  учреждения и семьи. элементарным представлениям об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры. 7 Предполагаемые результаты реализации программы                 Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням. Результаты   первого   уровня  (Приобретение   школьником   социальных   знаний,   понимания социальной реальности и повседневной жизни): овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение   социальных   знаний   о   ситуации   межличностного   взаимодействия;   развитие читательских и творческих способностей. Результаты   второго   уровня  (Формирование   позитивного   отношения   к   базовым   ценностям нашего   общества   и   к   социальной   реальности):  получение   школьником   опыта   переживания   и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура) Результаты третьего уровня  (Приобретение  школьником опыта самостоятельного социального действия):  школьник   может   приобрести   опыт   самоорганизации,   опыт   организации   совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно­этический опыт взаимодействия со сверстниками,   старшими   и   младшими   детьми,   взрослыми   в   соответствии   с   общепринятыми нравственными нормами. Формой   подведения   итогов   освоения   программы   считать:  инсценирование   сказок; постановку сказок для свободного просмотра; участие в школьных, городских, всероссийских конкурсах и викторинах по сказкам; выставку творческих работ. Таблица 9 Контрольно­измерительные материалы Критерии Показатели Измерители Знает основные моральные  нормы и правила поведения Сформирован ­ность  моральных  норм и правил поведения Диагностика нравственной воспитанности: ­диагностика нравственной самооценки; ­ диагностика этики поведения; ­ диагностика отношения к жизненным  ценностям; ­диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. Соблюдает моральные  нормы и правила поведения Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей Ориентируется в  нравственном содержании и смысле собственных  поступков и поступков  окружающих людей Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и  моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и  О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. Для оценки  результативности   программы  «Начала мудрости»» в Приложении приведены  диагностические материалы  и проверочные задания для каждого раздела. 8 Учебно­тематический план 2 класс Задачи: 1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер, с правами ребёнка. 2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету, экологической культуре. 3. Научить правилам толерантного поведения. Кол­во часов Характеристика деятельности Наименование разделов № п/ п и тем. обучающихся Ауд и­ торн ые Внеау ди­ торн ые Раздел № 1.  Моё Я. 10 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Урок доброты Тренинг. «Ни капельки не страшно!»  Я учусь управлять своим  телом Азбука прав ребенка.  Мы и наши права.  Просмотр и обсуждение  мультфильма «Ивашка из  Дворца пионеров».  Викторина «Права  литературных героев» В. Осеева «Плохо».  Изготовление книжки ­  малышки  Чтобы не бояться, надо  знать. 10 Обобщение по разделу. Раздел 2.  Я и природа. Такие разные  соседи по  планете. 1 2 3 4 5 Проблемы экологии. Как решать проблемы  экологии. Защита проектов. «Экологический БРЕЙН­ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 + + + + + + + Формируются установки на здоровый и безопасный образ жизни,  нетерпимости и умения  противостоять действиям и  влияниям, представляющим угрозу  для жизни, здоровья, безопасности  личности и общества в пределах  своих возможностей Просмотр и обсуждение Участие в викторине Творческая лаборатория Обсуждение, обыгрывание  проблемных ситуаций Экскурсия(напри ­мер,на выставку  бабочек) Экологические наблюдения учащихся Проектная деятельность Викторина + + + + + + + РИНГ»  16. 17. 18. 19. 20. 6 7 8 Растительный мир  Смоленщины Животный мир  Смоленщины Изготовление   книжки­ малышки   «Эти   забавные животные!» Наведение порядка в зоне отдыха. Акция «Чистый двор» 10 Обощение по разделу 9 Раздел № 3 . Дружеские  отношения 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 1 2 3 4 5 6 7 8 Дружба   начинается   с улыбки. О доброте и бессердечии. Старших   надо   уважать, малышей­ не обижать. О   зависти   и   скромности. Сказка «Морозко» В   мире   мудрых   мыслей­ пословицы,поговорки, афоризмы о дружбе. Просмотр  мультфильма о дружбе. Чтение рассказов о  дружбе Примеры дружбы. настоящей   Раздел №4. Понять другого. 29. 1 30. 31. 32. 33. 2 3 4 5 Учимся понимать  настроение другого по  внешним признакам. О тактичном и  бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.  Правила честного спора. Не надо кричать на  человека!. Добрым быть  совсем непросто… 34 Обобщение   по   разделу. + + + + + + + + + + 9 + + + + + + + 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 Экскурсия в краеведческий музей Конкурс­выставка Трудовые дела Просмотр мультфильма про крошку­ енота. Обсуждение Обсуждение, обыгрывание  проблемных ситуаций Чтение и обсуждение Сбор информации, оформление  портфолио. Обсуждение, учатся делать выводы. Посещение библиотеки, обсуждение  прочитанного. Мини­сочинения. Просмотр отрывков из мультфильма  про Винни­Пуха, обсуждение. Обсуждение, обыгрывание  проблемных ситуаций Просмотр кинофильма. Обсуждение. Тренинг Обсуждение, обыгрывание  проблемных ситуаций игровая 10 Путешествие   в   страну Вежливости. 3 класс Задачи: 1.   Способствовать   усвоению   младшими   школьниками   круга   обязанностей   и   правил   поведения   в школе и дома. 2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним. 3.   Раскрыть   сущность   правильного   вежливого   отказа,   несогласия   общения   с   разными   людьми, сострадание к чужому горю. Наименование разделов и тем. Кол­во часов Ауди­ торны № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Раздел №1 Культура общения Этикет разговора. Обращение к разным людям. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Этикетные ситуации. 10 заповедей культурного человека.     1 Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека. Раздел № 2 Самовоспитание Что значит быть вежливым? 10. 11. Мои достоинства и недостатки. 12. Мои достоинства и недостатки. 13. Большое значение маленьких радостей. Характеристика деятельности обучающихся Внеау ди­ торны е Ролевая игра Обсуждение,  обыгрывание  проблемных  ситуаций Практикуются в  выполнении  изученных норм  поведения Проектная  деятельность Ролевая игра Ролевая игра Групповая работа самонаблюдение Самооценка,самок ритика диспут + + + + + + + е + + + + + + 9 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 11 О хороших и дурных привычках. Примеры  из книг. О хороших и дурных привычках. Пр0смотр фильмов  по данной теме. Афоризмы , высказывания мудрых людей о самовоспитании. Эмоции и чувства. Я учусь управлять  своими эмоциями Раздел № 3 Общечеловеческие нор    мы нравственности Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Акция милосердия. 21. Может ли быть ложь во благо? 22. 23. Всегда ли богатство счастье? Всегда ли богатство счастье? 24. Спешите делать добро. 25. Спешите делать добро. 26. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Раздел № 4 Как сердцу высказать себя.   нять тебя? Другому как по   «Как сердцу высказать себя?» В трудной ситуации, попытаемся  разобраться. В трудной ситуации, попытаемся  разобраться. «И нам сочувствие даётся, как нам даётся  благодать». «Думай хорошо ­ и мысли созревают в  добрые поступки». 27. 28. 29. 30. 31. 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 Получение  информации,  обсуждение. Викторина. Тренинг. Ролевые игры Просмотр  фильма.  Помощь  нуждающимся Обсуждение,  обыгрывание  проблемных  ситуаций Просмотр   фильма,  обсуждение. Акции помощи  пожилым, детям  сиротам, тем, кто  рядом Помогают  добрыми делами  природе Трудовой десант Обсуждение,  обыгрывание  проблемных  ситуаций Чтение  литературных  произведений,  обсуждение + + + + + + + + + + + + + + + + + Диалоги о хороших манерах, добре и зле. 32. 33. Взаимопонимание. 34. Чему мы научились на уроках этики. 12 1 1 1 + + + Обсуждение,  обыгрывание  проблемных  ситуаций викторина 4 класс Задачи: 1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами. 2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания. 3.   Раскрыть   сущность   нравственных   поступков,   поведения   и   отношений   между   людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Наименование разделов и тем. Кол­во часов Ауди­ торны Раздел №1 Культура общения Традиции   общения   в   русской   семье. «Домострой». Культура общения в  современной семье. Культура общения в  современной семье. Книги о терпимости к ближним. Фильмы о  терпимости к ближним. Культура спора. е + 9 1 1 1 1 1 1 Характеристика деятельности обучающихся Внеау ди­ торны е + + + + + Наблюдение,  обобщение Обсуждение,  обыгрывание  проблемных  ситуаций Получение  информации,  обсуждение. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей. В мире мудрых мыслей. Раздел №2  Самовоспитание «Познай самого себя». Самовоспитание. Определение   цели   и   составление   плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении.Притчи. Пословицы. Конец   каждого   дела   обдумай   перед началом. 16. «Хочу» и «надо» Раздел №3  Общечеловеческие нормы нрав    ­ ственности Об источниках наших нравственных знаний. Совесть ­ основа нравственности. «Чем ты сильнее, тем будь добрее». «Досадно мне, что слово честь забыто». Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. «Приветливость ­ золотой ключик,  открывающий сердца людей». Раздел №4.  Искусство и нравственность Нравственное содержание  древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил  своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 13     1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 + + + + + + + + + + + + + + Викторина. Обсуждение,  обыгрывание  проблемных  ситуаций Самонаблюдение  и самооценка Получение  информации,  обсуждение. Просмотр   фильма,  обсуждение. Тренинг. Получение  информации,  обсуждение. Акции помощи,  милосердия.   Чтение книг,  обсуждение. Проектная  деятельность. Групповая работа, творческая­  оформление  книжки­малышки тренинг Чтение книг,  просмотр  фильмов,обсужде ние. Творческая  + + + + + + + + + 14 30. 31. 32. 33. 34. Отрицательные герои в литературных  произведениях. «Зло, как и добро, имеет своих героев». Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета. 1 1 1 1 1 + + + + + работа­ конкурс  рисунков, мини­ сочинений. 14

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости» для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости»  для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости» для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости»  для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости» для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости»  для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости» для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости»  для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости» для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости»  для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости» для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости»  для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости» для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости»  для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости» для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости»  для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости» для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости»  для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости» для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости»  для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости» для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости»  для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости» для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости»  для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости» для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости»  для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости» для 2-4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Начала мудрости»  для 2-4 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2019