Программа разработана на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. : Вентана-Граф, 2011. – Начальная школа XXI века)
Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Маянга»
Балаковского района Саратовской области
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель ШМО
_________ / /
Протокол № 1 от
«30 » августа 2018 г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МАОУ СОШ с. Маянга
___________ / /
Приказ № ______
от «___» ________________ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для учащихся 1 класса
направление: естественнонаучное
тип программы: модифицированный
возраст учащихся: 6,58 лет
срок реализации: 1 год
Подготовила:
Ануфриенко Ольга Васильевна,
учитель начальных классов
2018/2019 учебный год.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРеализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир
младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и
поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность
дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «Дружим с
математикой», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся,
способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Программа разработана на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой
«Занимательная математика» (Сборник программ внеурочной деятельности: 14
классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. : ВентанаГраф, 2011. – Начальная
школа XXI века)
Программа предназначен для развития математических способностей
учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической
грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением
коллективных форм организации занятий и использованием современных средств
обучения1. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями
рассуждений,
овладение элементарными навыками исследовательской
деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести
уверенность в своих силах.
Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитие
наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться,
рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может
быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и
умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика программы.
«Дружим с математикой» входит во внеурочную деятельность по
направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».
Программа
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не
столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате
матической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться
от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в
условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого
формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу —
это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться,
стараться самому находить выходответ.
Программа кружка учитывает возрастные особенности младших школьников
и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся,
которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены
подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником
«центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению
учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги,
расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно
11 Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы
действий, процессы, например движение.поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу,
переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используются
принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу,
работа в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые ма
тематические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований
между командами.
Место кружка в учебном плане. Программа рассчитана на 32 часа в год
с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 3035 мин. Всего 32
занятия. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и
любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать
простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания являются:
‒ формирование умения рассуждать как компонента логической гра
мотности;
‒ освоение эвристических приёмов рассуждений;
‒ формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором
стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
‒ развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
‒ формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять
простейшие гипотезы;
‒ формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
‒
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного
общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы.
‒
‒
‒
‒
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости,
умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестан
дартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.2. УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Класс:
первый
Учитель: Ануфриенко О.В.
Количество часов:
Всего: 32 часа
В неделю: 1 час
№
п/п
1.
2.
3.
Наименование раздела
Числа. Арифметические действия. Величины
Мир занимательных задач
Геометрическая мозаика
Количество
часов
16
10
6
Итого:
32 часа
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Числа. Арифметические действия. Величины (16 часов)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на
верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных
чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение
чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, котораяскрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание
задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного
коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры:
«Весёлый счёт» — играсоревнование; игры с игральными куби
ками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,
«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай
задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи
друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с
зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
‒
игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
игры с набором «Карточкисчиталочки» (сорбонки) — двусторон
ние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,
«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
игры: «Крестикинолики», «Крестикинолики на бесконечной
доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного
учебного пособия «Математика и конструирование»
Универсальные учебные действия:
‒
‒
‒
‒
‒
‒
‒
‒
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм реше
ния числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
‒ применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений
для работы с числовыми головоломками;
‒ анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными
правилами;
‒ включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
‒ выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии;
‒ аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
‒ сопоставлять полученный (промежуточный,
итоговый) результат
с заданным условием;
‒ контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.Мир занимательных задач (10 часов)
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недо
статочными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых
чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи,
на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Со
ставление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаковосимволических средств для
моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи
и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка
готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и
выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международных конкурсов. Воспроизведение
способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
‒ анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие
и вопрос, данные и искомые числа (величины);
‒ искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
‒ моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаковосимволические средства для моделирования ситуации;
‒ конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
‒ объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
‒ воспроизводить способ решения задачи;
‒ сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;
‒ анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из
них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
‒ оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
‒ участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат
решения задачи;
‒ конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика (6 часов)
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1
1
указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту
(алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного
маршрута (рисунка) и его описание.Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,
имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны,
уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и
зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по
площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному
замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная
пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1.
«Спичечный» конструктор
конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного
учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
‒
‒
‒
‒
‒
‒
‒
‒
‒
‒
‒
‒
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
1 ; 1 , и др., указывающие направление движения;
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
анализировать расположение деталей (танов, треугольников,
уголков, спичек) в исходной конструкции;
составлять фигуры из частей, определять место заданной детали
в конструкции;
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять
детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
1‒
объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при
заданном условии;
‒
‒
анализировать предложенные возможные варианты верного ре
шения;
‒
моделировать объёмные фигуры из различных материалов
(проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
По итогам реализации программы учащиеся должны:
знать основные подходы к решению логических задач;
проводить логические рассуждения и делать выводы;
применять навыки творческой деятельности и повышение
познавательной
активности в учебном процессе;
грамотно обоснованно мотивировать свои действия, опираясь на законы
логики, применять их при решении логических задач, четко излагать свои
мысли
развивать способность к абстрагированию и обобщению;
совершенствовать математические (количественные, временные,
пространственные) представления;
усвоить простейшие приёмы эффективного восприятия и запоминания
вербальной и визуальной информации;
достигнуть высокого уровня развития нагляднообразного мышления и
создания фундамента для эффективного последующего развития абстрактно –
логического мышления.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1.
Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся
1 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ВентанаГпаго 2008.
2.
Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др — М.:
Знаток, 2009.
3.
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика
вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, СИ. Разуваева, КМ.
Тихомирова. — М.: ВАРСОН, 2010.
4.
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика
вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, СИ.
Разуваева, КМ. Тихомирова. М. : ВАРСОН 2010.
5.
Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития
логического мышления младших школьников // Начальная школа 2009. № 7.
6.
Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений — СПб. :
Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
7.
8.
Зубков П.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.
Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А.
Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. СПб.:
Союз, 2001.
6. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. М.:
ACT, 2006.
1.
2.
6.
МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Кубики (игральные) с точками или цифрами.
Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, ...,9 (10);
2) 10, 20, 30, 40,..., 90;
3) 100, 200, 300, 400, ..., 900.
«Математический веер» с цифрами и знаками.
3.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
5.
Электронные издания для младших школьников: «Математика
и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.
6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
7. Математический набор «Карточкисчиталочки»
(сорбонки)
для
закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной
стороне — задание, на другой — ответ.
8. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
9. Набор «Геометрические тела».
10. Математические настольные игры:
математические пирамиды
«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100»,
«Умножение», «Деление» и др.11. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре
по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и
др.
12. Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»:. запись
стираемым фломастером результатов действий на прозрачной плёнке.
Интернетресурсы
1. http
проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
/ mathematics
. vneuroka
:// www
. php
—
. ru
образовательные
2. http
. ru
математического конкурса «Кенгуру».
:// konkurs
kenguru
российская страница международного
. ru
/ stady клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
3. http
1. http
://4
:// www
stupeni
. develop
kinder
. com — «Сократ» — развивающие игры
и конкурсы.
5. http
. blogspot
и задачки, фокусы, ребусы.
:// puzzle
ru
. com — головоломки, загадки, задачи7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема раздела
Тема занятия
Кво
часо
в
Дата
проведения
пла
фак
н
т
Математика – это интересно
Танграм: древняя китайская
головоломка.
Путешествие точки
Игры с кубиками
Танграм: древняя китайская
головоломка
Волшебная линейка
Праздник числа 10
Конструирование
многоугольников из деталей
танграма.
Играсоревнование
«Весёлый счёт»
Игры с кубиками
Решение нестандартных задач.
Составление картинки с заданным разбиением на части.
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с
заданной последовательностью шагов (по алгоритму).
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Составление картинки с заданным разбиением на части.
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история
возникновения линейки.
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число».
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Составление многоугольников заданным разбиением на части.
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Конструкторы лего
Конструкторы лего
Знакомство с деталями конструктора, схемамиинструкциями и
алгоритмами построения конструкций.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
п.п
.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.13.
Весёлая геометрия
14. Математические игры
15.
16.
17.
«Спичечный» конструктор
«Спичечный» конструктор
Задачисмекалки
18. Прятки с фигурами
19. Математические игры
20. Числовые головоломки
21. Математическая карусель
22. Математическая карусель
23.
Уголки
24. Игра в магазин. Монеты
25.
Конструирование фигур из
деталей танграма
26. Игры с кубиками
Математическое
путешествие
27.
28. Математические игры
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдатель
ность.
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах
10», «Вычитание в пределах 10».
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с
условиями.
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие
несколько способов решения.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах
10, 20», «Сложение в пределах 20» «Вычитание в пределах 10,
20».
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку).
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
математические головоломки, занимательные задачи.
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по
собственному замыслу.
Сложение и вычитание в пределах 20.
Составление фигур с заданным разбиением на части;
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на
верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика).
Сложение и вычитание в пределах 20.
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с
зонтиками».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1Секреты задач
29.
30. Математическая карусель
Числовые головоломки
31.
32. Математические игры
Решение задач разными способами. Решение нестандартных
задач.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические
головоломки, занимательные задачи.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку).
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах
20», «Вычитание в пределах 20».
1
1
1
1