Рабочая программа внеурочной деятельности по математике (1 класс)

  • Разработки курсов
  • docx
  • 08.07.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа разработана на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. : Вентана-Граф, 2011. – Начальная школа XXI века) Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Иконка файла материала Рабочая программа внеурочной деятельности. Дружим с математикой. 1 класс .docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Маянга» Балаковского района Саратовской области «РАССМОТРЕНО» Руководитель ШМО _________ / / Протокол №  1 от  «30 » августа 2018 г. «УТВЕРЖДЕНО» Директор МАОУ СОШ с. Маянга  ___________ / / Приказ  № ______ от «___» ________________ 2018 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся  1  класса  направление: естественнонаучное тип программы: модифицированный возраст учащихся: 6,5­8 лет срок реализации:  1 год Подготовила: Ануфриенко Ольга Васильевна,  учитель начальных классов 2018/2019 учебный год. 1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРеализация   задачи   воспитания   любознательного,   активно   познающего   мир младшего   школьника,   обучение   решению   математических   задач   творческого   и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится   внеурочной   работой.   В   этом   может   помочь   кружок   «Дружим   с математикой»,   расширяющий   математический   кругозор   и   эрудицию   учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Программа     разработана   на   основе   авторской   программы   Е.Э.   Кочуровой «Занимательная   математика»   (Сборник   программ   внеурочной   деятельности:   1­4 классы  /   под   ред.  Н.Ф.  Виноградовой.  –   М. :   Вентана­Граф,  2011.  –  Начальная школа XXI века) Программа   предназначен   для   развития   математических   способностей учащихся,   для   формирования   элементов   логической   и   алгоритмической грамотности,   коммуникативных   умений   младших   школьников   с   применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения1.   Создание   на   занятиях   ситуаций   активного   поиска,   предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений,   овладение   элементарными   навыками   исследовательской деятельности   позволят   обучающимся   реализовать   свои   возможности,   приобрести уверенность в своих силах. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,   доказывать,   решать   учебную   задачу   творчески.   Содержание   может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Общая характеристика программы.  «Дружим   с   математикой»   входит   во   внеурочную   деятельность   по направлению   «Общеинтеллектуальное   развитие   личности».   Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько   математическим   содержанием,   сколько   новизной   и   необычностью   мате­ матической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В   процессе   выполнения   заданий   дети   учатся   видеть   сходство   и   различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это   возможность   научить   ученика   рассуждать,   сомневаться,   задумываться, стараться самому находить выход­ответ.  Программа кружка учитывает возрастные особенности младших школьников и   поэтому   предусматривает   организацию   подвижной   деятельности   учащихся, которая   не   мешает   умственной   работе.   С   этой   целью   в   программу   включены подвижные   математические   игры,   последовательная   смена   одним   учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных   на   стенах   классной   комнаты,   и   др.   Во   время   занятий   важно 11 Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы  действий, процессы, например движение.поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используются принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работа   в   группах   и   в   парах   постоянного   и   сменного   состава.   Некоторые   ма­ тематические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Место кружка в учебном плане. Программа рассчитана на 32 часа в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30­35 мин. Всего 32 занятия. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности:   соответствует   курсу   «Математика»   и   не   требует   от   учащихся дополнительных   математических   знаний.   Тематика   задач   и   заданий   отражает реальные   познавательные   интересы   детей,   в   программе   содержатся   полезная   и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.  Ценностными ориентирами содержания являются: ‒ формирование   умения   рассуждать   как   компонента   логической   гра­ мотности; ‒ освоение эвристических приёмов рассуждений; ‒ формирование   интеллектуальных   умений,   связанных   с   выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; ‒ развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; ‒ формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие   закономерности,   использовать   догадки,   строить   и   проверять простейшие гипотезы; ‒ формирование   пространственных   представлений   и   пространственного воображения; ‒ привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты освоения программы.  ‒ ‒ ‒ ‒ Личностными результатами изучения данного курса являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестан­ дартности мышления. Метапредметные   результаты   представлены   в   содержании   программы   в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы.2.   УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Класс:        первый    Учитель:    Ануфриенко О.В. Количество часов:   Всего:   32 часа В неделю:   1 час № п/п 1. 2. 3. Наименование раздела Числа. Арифметические действия. Величины  Мир занимательных задач Геометрическая мозаика Количество часов 16 10 6 Итого:  32 часа 3.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Числа. Арифметические действия. Величины (16 часов) Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа   от   1   до   100.   Решение   и   составление   ребусов,   содержащих   числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел   и   соответствующие   случаи   деления.   Числовые   головоломки:   соединение чисел   знаками   действия   так,   чтобы   в   ответе   получилось   заданное   число,   и   др. Поиск   нескольких   решений.   Восстановление   примеров:   поиск   цифры,   котораяскрыта.   Последовательное   выполнение   арифметических   действий:   отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения — математические игры: «Весёлый счёт» — игра­соревнование; игры с игральными куби­ ками.   Игры:   «Чья   сумма   больше?»,   «Лучший   лодочник»,   «Русское   лото», «Математическое   домино»,   «Не   собьюсь!»,   «Задумай   число»,   «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; игры:   «Волшебная   палочка»,   «Лучший   счётчик»,   «Не   подведи друга»,   «День   и   ночь»,   «Счастливый   случай»,   «Сбор   плодов»,   «Гонки   с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; ‒ игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; игры с набором «Карточки­считалочки» (сорбонки) — двусторон­ ние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ; математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; игры:   «Крестики­нолики»,   «Крестики­нолики   на   бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование» Универсальные учебные действия: ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм реше­ ния числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;  ‒ применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; ‒ анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; ‒ включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; ‒ выполнять   пробное   учебное   действие,   фиксировать   индивидуальное затруднение в пробном действии; ‒ аргументировать   свою   позицию   в   коммуникации,   учитывать   разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; ‒ сопоставлять   полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат с заданным условием; ‒ контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.Мир занимательных задач (10 часов) Задачи,   допускающие   несколько   способов   решения.   Задачи   с   недо­ статочными,   некорректными   данными,   с   избыточным   составом   условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи,   имеющие   несколько   решений.   Обратные   задачи   и   задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные   задачи.   Логические   задачи.   Задачи   на   переливание.   Со­ ставление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково­символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи   на   доказательство,   например   найти   цифровое   значение   букв   в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международных конкурсов. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Универсальные учебные действия: ‒ анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); ‒ искать   и   выбирать   необходимую   информацию,   содержащуюся   в   тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; ‒ моделировать   ситуацию,   описанную   в   тексте   задачи,   использовать соответствующие знаково­символические средства для моделирования ситуации; ‒ конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; ‒ объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; ‒ воспроизводить способ решения задачи; ‒ сопоставлять   полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   с заданным условием; ‒ анализировать   предложенные   варианты   решения   задачи,   выбирать   из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; ‒ оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); ‒ участвовать   в   учебном   диалоге,   оценивать   процесс   поиска   и   результат решения задачи; ‒ конструировать несложные задачи. Геометрическая мозаика (6 часов) Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут   передвижения.   Точка   начала   движения;   число,   стрелки   1     1 указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.Геометрические   узоры.   Закономерности   в   узорах.   Симметрия.   Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки,   спички).   Части   фигуры.   Место   заданной   фигуры   в   конструкции. Расположение   деталей.   Выбор   деталей   в   соответствии   с   заданным   контуром конструкции.   Поиск   нескольких   возможных   вариантов   решения.   Составление   и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание   (нахождение)   окружности   на   орнаменте.   Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.   Создание   объёмных   фигур   из   развёрток:   цилиндр,   призма шестиугольная,   призма   треугольная,   куб,   конус,   четырёхугольная   пирамида, октаэдр,   параллелепипед,   усечённый   конус,   усечённая   пирамида,   пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Форма организации обучения — работа с конструкторами: моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; танграм:   древняя   китайская   головоломка.   «Сложи   квадрат»1. «Спичечный» конструктор конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; конструкторы   «Танграм»,   «Спички»,   «Полимино»,   «Кубики», «Паркеты   и   мозаики»,   «Монтажник»,   «Строитель»   и   др.   из   электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Универсальные учебные действия: ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1     ;  1     , и др., указывающие направление движения; проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; анализировать   расположение   деталей   (танов,   треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; выявлять   закономерности   в   расположении   деталей;   составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; 1‒ объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; ‒ ‒ анализировать предложенные возможные варианты верного ре­ шения; ‒ моделировать   объёмные   фигуры   из   различных   материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; осуществлять   развёрнутые   действия   контроля   и   самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. 4.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: По итогам реализации программы учащиеся должны:   знать основные подходы к решению логических задач;  проводить логические рассуждения и делать выводы;  применять   навыки   творческой   деятельности   и   повышение познавательной  активности в учебном процессе;  грамотно обоснованно мотивировать свои действия, опираясь на законы   логики, применять их при решении логических задач, четко излагать свои мысли   развивать способность к абстрагированию и обобщению;   совершенствовать  математические  (количественные, временные,   пространственные) представления;   усвоить простейшие приёмы  эффективного восприятия  и запоминания  вербальной и визуальной информации;   достигнуть  высокого  уровня  развития  наглядно­образного  мышления и   создания   фундамента   для   эффективного   последующего   развития   абстрактно   – логического мышления. 5.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1.    Кочурова Е.Э.  Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана­Гпаго 2008. 2.    Плакат «Говорящая таблица умножения»  / А.А. Бахметьев  и др — М.: Знаток, 2009. 3.    Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, СИ. Разуваева, КМ. Тихомирова. — М.: ВАРСОН, 2010. 4.    Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг   нас   :   методические   рекомендации   /  Е.Э.   Кочурова,   А.С.   Анютина,   СИ. Разуваева, КМ. Тихомирова. ­ М. : ВАРСОН 2010. 5.    Гороховская Г.Г.  Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа ­2009. ­ № 7. 6.    Турин Ю.В., Жакова О.В.  Большая книга игр и развлечений — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000. 7. 8.   Зубков П.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.    Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост.  А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993. 5. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. ­ СПб.: Союз, 2001. 6. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. ­ М.: ACT, 2006. 1. 2. 6. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Кубики (игральные) с точками или цифрами. Комплекты карточек с числами:  1)  0, 1, 2, 3, 4,  ...,9 (10); 2) 10, 20, 30, 40,..., 90;  3) 100, 200, 300, 400, ..., 900. «Математический веер» с цифрами и знаками. 3. 4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100). 5. Электронные   издания   для   младших   школьников:   «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др. 6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения). 7. Математический   набор   «Карточки­считалочки»   (сорбонки)   для закрепления   таблицы   умножения   и   деления.   Карточки   двусторонние:   на   одной стороне — задание, на другой — ответ. 8. Часовой циферблат с подвижными стрелками. 9. Набор «Геометрические тела». 10. Математические   настольные   игры:   математические   пирамиды «Сложение   в   пределах   10;   20;   100»,   «Вычитание   в   пределах   10;   20;   100», «Умножение», «Деление» и др.11. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др. 12. Набор   «Карточки   с   математическими   заданиями   и   планшет»:.   запись стираемым фломастером результатов действий на прозрачной плёнке. Интернет­ресурсы 1. http    проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.  /  mathematics    .  vneuroka    ://   www   .  php   —    .  ru      образовательные 2. http   .  ru  математического конкурса «Кенгуру».  ://   konkurs  ­  kenguru     ­   российская   страница   международного  .  ru   /  stady ­ клуб учителей начальной школы. 4 ступени. 3. http  1. http   ://4   ://   www   stupeni    .  develop    ­  kinder    .  com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 5. http   .  blogspot   и задачки, фокусы, ребусы.  ://   puzzle  ­  ru     .  com — головоломки, загадки, задачи7.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема раздела Тема занятия К­во часо в Дата проведения пла фак н т Математика – это интересно Танграм: древняя китайская  головоломка. Путешествие точки Игры с кубиками Танграм: древняя китайская  головоломка Волшебная линейка Праздник числа 10 Конструирование  многоугольников из деталей танграма. Игра­соревнование  «Весёлый счёт» Игры с кубиками Решение нестандартных задач.  Составление картинки с заданным разбиением на части. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с  заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Составление картинки с заданным разбиением на части. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история  возникновения линейки. Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число».  Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Составление многоугольников заданным разбиением на части.  Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Конструкторы лего Конструкторы лего Знакомство с деталями конструктора, схемами­инструкциями и  алгоритмами построения конструкций. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п.п . 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.13. Весёлая геометрия 14. Математические игры 15. 16. 17. «Спичечный» конструктор  «Спичечный» конструктор  Задачи­смекалки  18. Прятки с фигурами 19. Математические игры 20. Числовые головоломки 21. Математическая карусель 22. Математическая карусель 23. Уголки 24. Игра в магазин. Монеты 25. Конструирование фигур из  деталей танграма 26. Игры с кубиками Математическое  путешествие 27. 28. Математические игры Решение задач, формирующих геометрическую наблюдатель­ ность. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах  10», «Вычитание в пределах 10». Построение конструкции по заданному образцу.  Перекладывание нескольких спичек в соответствии с  условиями. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие  несколько способов решения. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах  10, 20», «Сложение в пределах 20» «Вычитание в пределах 10,  20». Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение  числового кроссворда (судоку). Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,  математические головоломки, занимательные задачи. Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по  собственному замыслу. Сложение и вычитание в пределах 20. Составление фигур с заданным разбиением на части;  Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на  верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Сложение и вычитание в пределах 20. «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с  зонтиками». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1Секреты задач 29. 30. Математическая карусель Числовые головоломки 31. 32. Математические игры Решение задач разными способами. Решение нестандартных  задач. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение  числового кроссворда (судоку). Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах  20», «Вычитание в пределах 20». 1 1 1 1

Посмотрите также