РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
10 кл
12.01.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
Рабочая тетрадь для работ на занятиях курса «Основы риторики, или Учимся выступать публично»
Программа внеурочной деятельности.docx
«РАССМОТРЕНО» на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы ____________________ Стонюсова Н.Н. «_______» _______________ 2015 г.  «СОГЛАСОВАНО» зам.директора по УВР ___________________Шалафаст О.И. «_______» _______________ 2015 г.  «УТВЕРЖДАЮ» Приказ № ___________ от «________» ___________ 2015 г. Директор _________Середовских Т.Л. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО» (срок реализации – 1год) Составитель: Миронова Е.В., учитель русского языка и  литературы муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Гимназия №2» Нижневартовск, 2015 г. Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2» Пояснительная записка Программа   внеурочной   деятельности   «Основы   риторики,   или   Учимся выступать публично» рассчитана на учащихся старшей школы (10 класс). Дар слова ­ одна из величайших способностей человека, возвышающая его над   миром   всего   живого   и   делающая   собственно   человеком.   Жизнь   людей немыслимее без языка, без речи. Слово­это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. Как   достичь   цели,   поставленной   оратором?   Как   завоевать   аудиторию, привлечь ее на свою сторону? Какую речь считать наиболее действенной? В чем секреты   убедительности   устного   публичного   выступления?   Из   чего   слагается успех   хорошей   ораторской   речи?   Какие   «возможные   способы   убеждения» следует считать наиболее эффективными?  Найти ответы на эти вопросы непросто, особенно начинающему оратору. Здесь не обойтись без изучения истории и теории риторики, без знакомства с трудами известных ученых и мастеров устного слова, без серьезной практической работой над собой. Программа   направлена   на   обучение   полноценному   восприятию   текстов различных стилей (основных его мыслей и связи между ними, изобразительно­ выразительных средств, эмоционального подтекста), переработку разных видов текста,   составление   учащимся   собственных   разножанровых   текстов.   В соответствии   с   этим   к   данным   видам   работы   добавляется   система   заданий   и упражнений, направленных на овладение умениями и навыками публичной речи, необходимыми для каждого вступающего в самостоятельную жизнь. Данный   курс   (   34   часа)   включает   в   себя   как   теоретические   так   и практические   творческие   занятия.   (   лекции   по   основам   риторики   дополнены вопросами   для   самопроверки   и   практическими   заданиями   и   упражнениями, которые помогут закрепить необходимые навыки и умения) К данной программе внеурочной деятельности разработано учебное пособие для обучающихся   (рабочая   тетрадь),   а   также   мониторинг   формирования коммуникативной   компетентности   в   процессе   реализации   программы.   (см. Приложение) Цель   программы  ­   послужить   своеобразным   ориентиром   в   широком потоке литературы, посвященной проблемам устного публичного выступления, Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2» помочь обобщить имеющиеся точки зрения по главным теоретическим вопросам риторики,   и,   с   другой   стороны,   попытаться   перевести   эти   вопросы   в практическую   плоскость,   дать   наставления   и   рекомендации   по   подготовке   и произнесению речей.  Задачи программы:  изучить   литературу,   посвященную   проблемам   устного   публичного выступления;  развивать умения полноценного восприятия текстов различных стилей   (основных   мыслей   текста   и   связей   между   ними,   изобразительно­ выразительных средств, эмоционального подтекста);  развивать   умения   самостоятельно   создавать   собственные   разножанровые тексты;  развивать свободу поведения перед публикой; Цели   и   задачи   риторики   как   предмета   филологического   цикла   – развивать коммуникативные умения, развивать умение эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учащимися сама жизнь. Риторика   как   инновационный,   практико­ориентированный   предмет помогает   решать   задачи универсальных   действий   на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, отвечающих   требованиям   информационного   общества,   задачам   построения демократического   гражданского   общества   на   основе   толерантности,   диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.  формирования  Задачи риторики:   формирование   и   совершенствование   коммуникативных   умений, функциональной грамотности;  развитие коммуникативных качеств речи, интеллекта, гибкости мышления, эмоциональной  сферы,   умений   и   навыков   оценки   и   самооценки,   общей культуры речи. Актуальность данной программы состоит в том, что в последнее время все чаще и чаще отечественные школы заявляют о наличии   серьезной проблемы с развитием   у   детей   коммуникативной   компетентности.   Это   связывается   со снижением уровня читательской культуры, речевой активности, низким уровнем сформированности   у школьников личностных оснований для коммуникативной компетентности, что негативно отражается на качестве грамматических умений, способностей   к   конструктивному   диалогу   и   на   личностной   самореализации   и социальной продуктивности. Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2» Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации   социальной   учебной   среды.   Основными   задачами   школьников   5­9 классов становятся социализация, формирование «Я», для старших школьников в возрасте 15­17 лет обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку   в   ближайшей   судьбе   школьника   именно   коммуникативная компетентность   начинает   играть   основополагающую   роль   в   профессиональной подготовке.   В   этой   связи   проблема   коммуникативной   компетентности   нашла отражение   в   законодательных   федеральных   документах:   в  «Законе   об образовании»;   в   Федеральных   государственных   образовательных   стандартах второго поколения, в национальных проектах Президента Российской Федерации. Так, в «Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку» говорится о языковой и коммуникативной компетенции, как о сквозных линиях, пронизывающих   весь   курс   родного   языка.   Однако,   несмотря   на   заявленную определяющую   нормативную   роль   коммуникативной   компетентности,   наши педагоги продолжают отмечать снижение  уровня словарного запаса школьников, большинство   из   которых   не   умеет   аргументировать   свои   выступления,  делать обобщенные выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом, зачастую стараясь заменить речь стандартной житейской мимикой и жестами. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, еѐ отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют   лингвистическими   понятиями,   грамотны,   затрудняются   общаться   в разных ситуациях (в школе и вне школы). Риторика,   как   предмет   гуманитарного   цикла,   даѐт   возможность школьникам познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации   в   современном   мире;   осознать   важность   владения   речью   для достижения успехов в личной и общественной жизни. Программа   внеурочной  деятельности  «Основы   риторики,   или   Учимся выступать   публично»   для   обучающихся   10   класса   реализуется   через   занятия элективного курса, содержание которого предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией Т.А.Ладыженской. Новизна и практическая значимость работы заключается в определении комплекса   дидактических   условий,  позволяющих   сформировать   у   школьников коммуникативную   в   разработке   и   использовании коммуникативных ситуаций на занятиях курса.  компетентность; Мотивирующий   потенциал   программы  заключается   в   том,   что внеурочная работа по русскому языку предполагает учет желаний и интересов Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2» обучающихся   (участие   в   Фестивалях,   конференциях,   защита   проектов   и рефератов   на   учебных   занятиях   по   различным   предметам),   добровольность участия   и   целеустремленность   участников.   Поэтому   в   ней   преимущественно принимают участие мотивированные обучающиеся. Здоровьесберегающие технологии реализуются через тематику публичных выступлений, разножанровые тексты, направленные на формирование здорового образа жизни обучающихся. Планируемые результаты освоения программы «Основы риторики, или Учимся выступать публично»1  Предметными   результатами  изучения   курса   «Основы   риторики,   или Учимся выступать публично» является формирование следующих умений:  различать общение для контакта и для получения информации;   учитывать  особенности   коммуникативной   ситуации   при   реализации высказывания;  определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;   называть основные признаки текста, приводить их примеры;   продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;   различать вербальные и невербальные средства общения, осознавать роль   уместность несловесного   общения   при   взаимодействии   людей, использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;  уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;  анализировать  уместность,   эффективность   реализации   речевых   жанров приветствия,  осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;    выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста; сочинять  истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов; сочинять  и  исполнять   стихотворные   тексты, рифмы в стихотворном тексте;  подбирать  простые  оценивать  степень   вежливости   (свою   и   других   людей)   в   некоторых ситуациях общения. 1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2»  Личностными   результатами  изучения   курса   «Основы   риторики,   или Учимся выступать публично» является формирование следующих умений:   учитывать  проявлять эмоциональную   отзывчивость   и   доброжелательность   в   спорных ситуациях;   интересы   коммуникантов   при   общении,  осознавать ответственность за своѐ речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;   анализировать  свои   речевые   привычки,  избавляться  от   плохих привычек;  осознавать  свою   ответственность   за   произнесѐнное   или   написанное слово;   Метапредметными результатами изучения курса «Основы риторики, или Учимся   выступать   публично»   является   формирование   следующих универсальных учебных действий:  ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;  учиться  договариваться  о   распределении   ролей   в   игре,   работы   в совместной деятельности;  делать простые выводы  и обобщения в результате совместной работы группы;  реализовывать словарные статьи к новым словам;   осуществлять  информационную   переработку   научно­учебного   текста:   составлять опорный конспект, тезисы прочитанного или услышанного;  воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;  слушать  собеседника,   кратко   излагать   сказанное   им   в   процессе обсуждения темы, проблемы;   редактировать текст;  аргументировать  свою   точку   зрения,   используя   в   качестве доказательства правила, цитаты, пословицы, поговорки, афоризмы;   продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы,  вывод;  знать основные приѐмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты   речевой   ситуации,  записывать  ключевые   слова,   план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;   пользоваться приѐмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио­, видео­) сопровождением; Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2»  в   предложенных   коммуникативных   ситуациях,   опираясь   на   изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2» Содержание учебного курса   программа   на  направлена Предлагаемая   формирование коммуникативных (риторических) умений.  Ее  задача – формирование такой личности,   которая,   могла   бы,   владея   определенным   запасом   информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии   с   этой   ситуацией,   в   том   числе   со   своим   замыслом, коммуникативным намерением. Этот  практикоориентированные   занятия,  выполняющие   важный социальный заказ – учат успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Современная   школьная   риторика   учитывает   достижения   лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи,   теории   общения   и   других   смежных   наук.   Вместе   с   тем   современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек. Может возникнуть вопрос: что же понимается под эффективным общением (какое   общение   можно   считать   эффективным).   Безусловно,   эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется   коммуникативное   намерение,   коммуникативная   задача   (интенция) как практического, так и духовного плана. В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д. Риторика   как   наука   и   учебный   предмет.  Знакомство   с   основными слагаемыми, обеспечивающими необходимый уровень речевого мастерства. История   риторики.   Знакомство   с   выдающимися   мастерами   ораторского искусства. Логика в ораторской речи. Знакомство с качествами мышления оратора, с требованиями, которые предъявляет логика к различным этапам работы оратора над речью. Знакомство с композиционным оформлением публичной речи. Культура речи оратора. Знакомство со слагаемыми речевой культуры, с основными коммуникативными качествами речи. Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2» Выразительность   речи.   Знакомство   с   изобразительно­выразительными языковыми средствами, при помощи которых оратор добивается эмоционально­ образного воздействия на слушателей. Оратор   и   аудитория.   Знакомство   с   композиционными,   речевыми   и методическими средствами активизации внимания и интереса. «Речевой этикет». «Психологическая культура оратора». Средства невербального общения. Знакомства со средствами невербального общения. Техника речи. Знакомство с основными составляющими техники речи Методы и приемы преподавания2 Курс риторики в школе –  сугубо практический.  Если мы действительно хотим   научить   эффективному   общению,   т.е.   такому   общению,   при   котором говорящий   достигает   своей   коммуникативной   задачи   –   убедить,   утешить, склонить к какому­нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике. Конечно,   на   уроках   риторики   имеют   место   и   такие   методы   и   приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако   на   уроках   риторики   особое   место   занимают   специфические   приемы работы, а именно:  риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;  риторические задачи;  риторические игры. Риторический анализ  Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты. В   риторических   задачах  обычно   описываются   близкие   школьникам жизненные  ситуации,  но  нередко  предлагаются   речевые  роли  более  далекие  – роль   отца   (матери),   учителя,   директора   школы,   журналиста,   телеведущего, президента и т.д. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому 2 Программа внеурочной деятельности «Школьная Риторика» на 2013 – 2017 гг. Автор Евстифеева Людмила  Витальевна Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2» поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным. Риторические   игры,   в   отличие   от   риторических   задач,   содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и т.д. расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное, теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета. Материально­техническое обеспечение образовательной деятельности. 1. Печатные средства обучения:  Программа по риторике. 5­11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система   «Школа   2100».   Сборник   программ.   Основная   школа.   Старшая школа – М.: Баласс, 2010. Стр. 94­107.  Школьная риторика: 10 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы.   В   2   ч./   Под   ред.   Т.А.Ладыженской.   –   М.:   ООО   «Баласс», Издательство «Ювента», 2012. 2. Методические пособия:  Михайличенко   Н.А.   риторика.   Школьная   тетрадь   для   учащихся   школ­ гимназий и лицеев. Издательство «Берегиня»  Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М.: Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным   пособиям   «Детская   риторика»,   «Школьная   риторика», «Риторика»   для   1–11­го   классов   в   соответствии   с   образовательной программой «Школа 2100».  Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс; Ювента.  Рабочая   тетрадь   «Основы   риторики,   или   Учимся   выступать   публично» (Миронова Е.В.) 3. Технические средства обучения: 1) компьютер 2) проектор Внешние связи и партнерство  Городской Драматический театр  Центральная городская библиотека Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2» Обучающиеся   гимназии   являются   активными   участниками   различных мероприятий,   организуемых   Муниципальным   Бюджетным   учреждением «Библиотечная   информационная   система».   Встречи   с   поэтами,   писателями, различные   конференции,   литературные   гостиные,   музыкально­литературные композиции   –   мероприятия,   направленные   на   формирование   гражданско­ патриотического   сознания,   культуру   межнационального   взаимодействия, профилактику асоциальных явлений, популяризацию здорового образа жизни и продвижения   книги   и   чтения.   Обучающиеся   гимназии   нередко   становятся   не только зрителями, но и активными участниками таких мероприятий. Сотрудничество   с   Городским   Драматическим   театром   проявляется   в систематическом   посещении   спектаклей,   по   окончании   которых   организуется дискуссия между зрителями и актерами. Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2» Учебно­тематический план № Тема Цель занятия 1 Риторика  познакомить с риторикой как наукой и  как наука и учебный предмет искусством устной речи;  познакомить с основными слагаемыми,  обеспечивающими необходимый уровень речевого мастерства (логическая  культура, языковая культура,  психолого­педагогическая культура,  культура общения, техника речи) 2. Из   истории  познакомить с риторикой и  риторики выдающимися мастерами ораторского  искусства 1. Античность (Демосфен, Цицерон, Марк Фабий Квинтилиан) 2. Средние века (Иоанн Златоуст, Фома  Аквинский, Ян Гус, Б.Паскаль,  М.Монтень, Ж.Лабрюйер) Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2»   в о с а ч о в ­ л о К Виды деятельно сти 2 ч. Лекция  учителя 1ч. Лекция  учителя.  Формы деятельности Составление плана Презентация предмета, факта,  явления, события Формирование и развитие умений не  только описать какое­то  событие/явление и т.д., но также  высказать свою позицию  аргументированно Составление конспекта. Работа с  дополнительной литературой. Защита мини­проекта Способность сделать анализ  проделанной работы, предложение  новых идей, развитие навыков громкой  социализированной речи 3. Россия (М.Ломоносов,  М.М.Сперанский, Т.Н.Грановский,  В.О.Ключевский, К.А.Темирязев,  Д.И.Менделеев  Дать понятие «логическая культура  оратора»;  познакомить с качествами мышления  оратора, а также с тем, использование  каких законов логики обеспечивает нам эти качества (приложение рис.1);  кратко познакомить с требованиями,  которые предъявляет логика к  различным этапам работы оратора над  речью (приложение рис. 2);  познакомить с композиционным  оформлением публичной речи, а также  с целевыми установками каждой из  частей (приложение рис. 3)  познакомить со слагаемыми речевой  культуры;  показать отличия и преимущества  устной речи перед письменной;  познакомить с основными  3. Логика   в ораторской речи 4. Культура речи оратора Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2» 2ч. Лекция  учителя Практикум. Выполнение  композиционного анализа.  Предупреждение логических ошибок (работа по исправлению текстов) 3ч. Лекция  учителя.  Практикум. Написание текста  выступления. Редактирование текста  (предупреждение речевых,  грамматических ошибок) 5. Выразитель ность речи коммуникативными качествами речи  (приложение  рис.4,5) ­ познакомить с изобразительно­ выразительными языковыми средствами,  при помощи которых оратор добивается  эмоционально­образного воздействия на  слушателей (приложение рис. 6)  6. Оратор   и  охарактеризовать основные каналы  аудитория общения оратора и аудитории (приложение рис. 7,8)   дать понятие «психологическая  культура оратора»;  познакомить с композиционными ,  речевыми и методическими  средствами  активизации внимания и интереса;  дать понятие «речевой этикет»; 2ч. Лекция  учителя 2ч. Лекция  учителя 7. Средства  познакомить со средствами  невербальн ого общения невербального общения;  развивать свободу поведения перед  публикой, снимать зажатость,  напряженность; Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2» 1ч. Лекция  учителя.  Практикум. Анализ текстов.  Редактирование текста. Написание  сочинений, устные выступления. Сюжетно­ролевая игра Осознание себя в структуре  общественных отношений и явлений Составление конспектов. Практикум  (выступление учащихся) Сюжетно­ролевая игра Осознание себя в структуре  общественных отношений и явлений Защита мини­проекта Способность сделать анализ  проделанной работы, предложение  новых идей, развитие навыков громкой  социализированной речи. Практикум. Разыгрывание мини­сценок Сюжетно­ролевая игра Осознание себя в структуре  общественных отношений и явлений 8. Техника речи  научить пользоваться выразительными  движениями лица и тела.  познакомить с основными   составляющими техники речи; закрепить путем практических  упражнений звучность голоса, работу  над дикцией, соблюдение  орфоэпических норм. 9, 10 Зачетные уроки Систематизация и обобщение полученных  знаний 2ч. Устные  выступлени я учащихся Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2» 1ч. Лекция  учителя.  Практикум (выполнение упражнений)  оценивать уместность использования  громкости, темпа устной речи в  разных ситуациях;   демонстрировать уместное  использование громкости, темпа в  некоторых высказываниях:  скороговорках, чистоговорках,  считалках;  называть виды речевой деятельности Конференция Конкурс Концерт Выставка Защита проекта Способность сделать анализ  проделанной работы, предложение  новых идей, развитие навыков громкой  социализированной речи Развитие  навыков открытого  обсуждения результатов своей деятельности Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2» Приложение 1) Мониторинг   сформированности   коммуникативных   умений   при построении устного публичного выступления включает в себя:  Бланк оценивания устного публичного выступления учащихся.  Бланк оценивания взаимодействия оратора и аудитории.  Мониторинг использования  изобразительно­выразительных   средств в речи оратора.  Умение   определять   изобразительно­выразительные   средства   в   речи (тест в формате заданий ЕГЭ по русскому языку. Задание 24.)  Бланк   оценивания   уместного   использования   изобразительно­ выразительных средств в речи публичного выступления определенной тематики (с учетом стиля текста, типа речи)  Мониторинг   сформированности   коммуникативной   компетентности (количество и качество публичных выступлений в течение учебного года   реализации   программы   внеурочной   деятельности   «Основы риторики, или Учимся выступать публично») 2) Рабочая  тетрадь  по курсу  программы  «Основы  риторики, или Учимся выступать публично» 3) Вспомогательные схемы и таблицы Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2» Бланк оценивания устного публичного выступления учащихся Таблица 1 Краткость Богатство лексическое, фразеологическое, интонационное Ясность и точность Эмоциональность о г о т и Правильность речи а к и т а м м а р г о в о л С е и н е л б е р т о п у е и н е ш о н з и о р п Соблюдение композиции (основные части публичной речи) Ф.И. 1 2 3 4 5 6 Шкала оценивания: 1­ не сформированы 2­ слабо сформированы 3­ сформированы на допустимом уровне 4­ сформированы на оптимальном уровне Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2» Бланк оценивания взаимодействия оратора и аудитории Таблица №2 № Ф.И. звуковые лингвистический язык голос паралингвистический интонация темп визуальный кинетический о г о т и паузы поза жесты мимика взгляды 1 2 3 4 5 6 7 Шкала оценивания: 1­ не соответствует речевой ситуации, задачам публичного выступления 2­ соответствует речевой ситуации, задачам публичного выступления 3­ соответствует речевой ситуации, задачам публичного выступления на допустимом уровне 4­ соответствует речевой ситуации, задачам публичного выступления на оптимальном уровне Мониторинг использования изобразительно­выразительных средств в речи оратора 1. Умение   определять   изобразительно­выразительные   средства   в   речи   (тест   в   формате   заданий   ЕГЭ   по русскому языку. Задание 24) Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2» Тест по теме: «Изобразительные средства языка» 1. Определите средство выразительности: Поклонник юности моей, сидел он на балу печально.  1. гипербола 2. литота 3. перифраза 4. олицетворение 2. Найдите оксюморон. 1. Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. 2. В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз. 3. Простите, простите, простите меня! 4. С наглой скромностью смотрит в глаза. 3. Определите средство выразительности: Талии никак не толще бутылочной шейки! 1. гипербола 2. риторический вопрос 3. литота 4. антитеза 4. Найдите предложение с фразеологизмом. 1. Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнажённой. 2. Он обязательно будет кривить душой перед другими. 3. Ему хотелось чего­то гигантского, необъятного, поражающего. 4. Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам… 5. Определите средство выразительности: «Мы, листики осенние, на веточках сидели». 1. сравнение 2. олицетворение 3. антитеза 4. анафора 6. Определите средство выразительности: 7. «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» ­ Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. 1. риторический вопрос Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2» 2. ирония 3. антитеза 8. 9. Найдите «четвёртое лишнее»: 1. Уж близок полдень. Жар пылает. 4. градация 10. Как пахарь, битва отдыхает. 2. Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, с утра до ночи копошились люди. 3. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким. 4. Как вышки, елочки темнеют. 11.Простите, простите, простите меня! – Какой прием здесь использован? 1. градация 2. лексический повтор 3. риторический вопрос 4. инверсия 12.Найдите олицетворение. 1. Плачут вербы, шепчут тополя. 2. В сто сорок солнц закат пылал. 13.Сопоставьте номер предложения и средство выразительности, которое в нем используется.  3. Октябрь серебристо­ореховый. 4. Страна восходящего солнца. 1. Ласковый ветер дует нам в лицо. 2. И, как ребёнок после сна, дрожит звезда. 3. Багровый костёр заката догорал в темноте южной ночи. 4. Цветы мне говорят: «Прощай!»  5. Не видел тебя целую вечность.  6. Я на минуточку к вам заглянул.  7. Весь вечер Ленский был рассеян, то молчалив, то весел вновь. 8. 8.Часы ожили: зашипели, заворчали, зазвенели и, наконец, загремели на весь дом. 9. Уж небо осенью дышало. Уж реже солнышко блистало. Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2» 10.Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака. 11.Пришёл. И сел. И задумался. 12.Вывели лошадей. Не понравились они мне. 13.Тихий крик заставил меня остановиться. Список терминов: 14. а)  Инверсия б)   Парцелляция в)  Эпитет г)  Метафора д)  Сравнение е)  Лексический повтор 1. ж) Синтаксический параллелизм з)  Олицетворение и)  Гипербола к)  Градация л)  Литота Миронова Екатерина Владимировна, МБОУ «Гимназия№2» 2. Таблица №3 1. Бланк оценивания уместного использования изобразительно­выразительных средств 3. в речи публичного выступления определенной тематики 4. (с учетом стиля текста, типа речи) 5. 6. Отбор выразительный средств соответствует 10. 11. Стилю текста 12. Типу речи 14. 8. Отбор языкового материала на уровне . 9 13. Лексики (тропы, лексические средства: метафоры, сравнения, эпитеты, просторечная лексика 16. идр.) 15. Синтаксиса (вопросно­ответная форма, парцелляция, риторические вопросы, предложения с однородными членами) 17. Приемы 18. (противопоставле ния, цитирования) 19. 26. 33. 120. 227. 334. 21. 28. 35. 22. 29. 36. 23. 30. 37. 24. 31. 38. 25. 32. 39. 40. 41. Шкала оценивания: 42. 43. 44. 45. 46. 0 – не соответствует речевой ситуации, задачам публичного выступления 1 – соответствует речевой ситуации, задачам публичного выступления 2 – соответствует речевой ситуации, задачам публичного выступления на допустимом уровне 3 – соответствует речевой ситуации, задачам публичного выступления на оптимальном уровне 48. 49. Мониторинг сформированности коммуникативной компетентности. 50. ( количество и качество публичных выступлений в течение учебного года 51. реализации программы внеурочной деятельности 52. «Основы риторики, или Учимся выступать публично» 47. Таблица № 4 56. Устные выступления на учебных занятиях (заполняется учителями­предметниками в течение учебного года) 57. 53. 54. № 55. 63. Предмет 64. Форма устного выступления . 8 5   о п а к н е ц О й о н ь л а б и т я п е л а к ш 59. Участие в конкурсах, фестивалях, конференциях (указать, где, когда, название) 60. 69. монологический 71. ответ реферат72. 73. доклад Защита мини­ проекта 74. 75. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 78. 87. 96. 177. 286. 395.   76. 85. 94. 103. 104. 105. 106. 107. 109. 110. 108. Приложение (схемы к занятиям) 111. Рис. 1. Основные законы логики (схема) 112. 113. 114. 115. 116. 117. 119. Рис. 2. Основные этапы  120. подготовки и проведения публичной речи (схема) 118. 126. Рис. 3. Публичная речь (схема) 127. Рис. 4. Основные требования к языку публичного выступления (схема) 124. 125. 121. 122. 123. 128. 129. 130. 131. Рис. 5. Правильность речи (схема) 132. 135. Рис. 6. Схема взаимодействия оратора и аудитории 140. Рис. 7. Схема каналов воздействия оратора на аудиторию 141. 138. 139. 145. Рис. 8. Схема оценки аудитории 144. 133. 134. 136. 137. 142. 143. 146. 147. 148. 153. 154. 155. 156. 157. 158. 159. 160. 151. Рис. 9. Схема признаков объединения и разъединения аудитории 149. 150. 152. 161. Литература:  1. Апресян Г. З. Ораторское искусство. – М., 1972. 2. Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М., 1990. 3. Головин В. Н. Основы культуры речи. – М., 1988. 4. Иванова С. В. Специфика публичной речи. – М., 1978. 5. Кохтев Н. Н., Розенталь Д. Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988. 6. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для   учителя.   –   М.:   Баласс;   Ювента.   В   книге   раскрывается   процесс обучения   по   учебным   пособиям   «Детская   риторика»,   «Школьная риторика»,   «Риторика»   для   1–11­го   классов   в   соответствии   с образовательной программой «Школа 2100». 7. Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры.  Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс; Ювента 8. Маркичева Т. В., Ножин Е. А. Мастерство публичного выступления. –  М., 1989. 9. Мастера красноречия: Сборник. – М., 1991. 10.Михальская А. К. Основы риторики. – М.,1996. 11.Михайличенко Н. А. Риторика. – М., 1993. 12.Сопер П. Основы искусства речи: Пер. с англ. – М., 1992. 13.Об ораторском искусстве: Сборник / Автор–составитель А. В.  Толмачев. – М., 1979. 14.Основы ораторского искусства (курс лекций). – М., 1980. 15.Программа   по   риторике.   Т.А.Ладыженская   // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010. Стр. 94­107.   5­11   классы. 16.Успенский Л. В. Культура речи. – М., 1976. 17.Федеральные государственные стандарты нового поколения по  русскому языку» 18.Школьная   риторика:   10   класс:   Учебное   пособие   для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2012. 165. 162. 163. 164. 166. 167.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся  10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017