Рабочая тетрадь
«Основы риторики, или Учимся выступать публично»
для работ
на занятиях курса
ученика(цы)_______________________
класс________________ Составитель: Миронова Е.В.,
Учитель русского языка и литературы
1 Содержание:
Занятие №1 Тема: Риторика как наука и учебный предмет.................................3
Занятие №2. Тема: Из истории риторики..............................................................5
Занятие №3. Тема: Логика в ораторской речи......................................................7
Занятие №4. Тема: Культура речи оратора.........................................................14
Занятие № 5. Тема: Выразительность речи..........................................................16
бж) Занятие № 6. Тема: Оратор и аудитория......................................................25
бу) Занятие № 7. Тема: Средства невербального общения................................29
бэ) Занятие № 8. Тема: Техника речи..................................................................31
да) Занятие № 9 Тема: Зачет.................................................................................34
2 Занятие №1
Тема: Риторика как наука и учебный предмет
Цель: Познакомить с риторикой как наукой и искусством устной речи;
познакомить с основными слагаемыми, обеспечивающими необходимый
уровень речевого мастерства (логическая культура, языковая культура,
психологопедагогическая культура, культура общения, техника речи)
Теоретическая часть
Прослушайте лекцию учителя. Сделайте краткие записи в виде конспекта.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Порассуждайте
1. Согласны ли вы с высказыванием Плутарха: «Искусство речи – второе
тело, орудие, незаменимое для мужа, который не намерен прозябать в
ничтожестве и безделии»? Обоснуйте свою точку зрения.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3 __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Из чего слагается мастерство оратора?
3. Подготовьте трехминутную речь на тему: «Зачем нужна риторика?»
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4 Занятие №2.
Тема: Из истории риторики
Цель: Познакомить с риторикой и выдающимися мастерами ораторского
искусства
1. Античность (Демосфен, Цицерон, Марк Фабий Квинтилиан)
2. Средние века (Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, Ян Гус, Б.Паскаль,
М.Монтень, Ж.Лабрюйер)
3. Россия (М.Ломоносов, М.М.Сперанский, Т.Н.Грановский,
В.О.Ключевский, К.А.Темирязев, Д.И.Менделеев
Подготовьте небольшие выступления на следующие темы.
1. Развитие теории ораторского искусства в России.
2. Великие ораторы прошлого. Порассуждайте.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Согласны ли вы с утверждением Цицерона: «Есть два искусства, которые
могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно –
искусство полководца, другое – искусство хорошего оратора»?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5 __________________________________________________________________
6 Занятие №3.
Тема: Логика в ораторской речи
Цель: Дать понятие «логическая культура оратора»;
познакомить с качествами мышления оратора, а также с тем,
использование каких законов логики обеспечивает нам эти качества
(приложение таблица 1);
кратко познакомить с требованиями, которые предъявляет логика к
различным этапам работы оратора над речью (приложение таблица 2);
познакомить с композиционным оформлением публичной речи, а также с
целевыми установками каждой из частей (приложение таблица 3).
1. Выполните композиционный анализ предложенных текстов.
Текст №1
Текст №2
2. Самостоятельно сформулируйте правила цитирования в публичных
речах.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7 __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Исправьте ошибки в предложениях.
1.В данном тексте автор поднимает проблему необходимости говорить
людям слова, которые помогут воспрять духом, понять, что ты не один и
комуто нужен.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Сейчас, не брав в руки книжку, можно все узнать с помощью
компьютера.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Именно при чтении настоящей поэзии мы начинаем чувствовать
глуботу слов, употребляемых в произведении.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Автор пытается подробно разобрать проблему и ставит вопрос о том,
кто и зачем уезжает из России. Он рассматривает двадцатый век, когда
были эмигрированы такие люди, как Ростропович, Барышников, Бродский,
и многие другие.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8 __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Человек не может жить без природы, без взаимоотношения с ней.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Заведующая библиотекой имени Достоевского испытывала глубокое
любопытство к нескладистым подросткам.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Невольно задумываешься о жизни людей, как им тяжело жить, считав
себя ненужными.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Почему люди на праздники приносят букеты? Зачем мы, гуляя,
нарываем полевые цветы и ставим их в вазу на подоконник?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. В данном тексте Лаптев поднимает проблему невостребования великих
людей в свое время.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Ехав угрюмо в карете мимо ревущей толпы и глотая горькие слезы,
БарклайдеТолли верил в правоту своего решения: именно эта вера дает
человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9 4. Составьте план предложенного текста (по выбору учащихся – план
тезисы, планконспект, плансценарий).
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
В чем отличие плана от композиции речи?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Составьте собственный риторический эскиз речи на тему: «О вреде
табака», «Как сделать, чтобы «милосердие согревало нашу жизнь?».
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10 __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Рассмотрите текст диалога Платона «Пир» и определите структуры
первых четырех хвалебных речей, посвященных Эроту – богу любви
(речей Федра, Павсания, Эриксимаха, Аристофана).
Соответствует ли их построение законам логики?
Составьте свою собственную речь – похвалу любви (сделайте риторический
эскиз). Регламент – 10 минут.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
11 __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Подготовьте убеждающие речи, выбрав три темы из приведенных
ниже или предложив три собственных. Сделайте письменно
риторические эскизы к каждой теме.
Можно ли убедить дурака?
Что создает атмосферу дома?
Лучшее изобретение человечества.
Мое представление о счастье.
Ученый и бизнесмен: почему во всем мире первый зарабатывает меньше?
Есть ли в мире справедливость?
Откуда взялись понятия: долг, честь, правда?
Выгодно ли быть хорошим?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
12 __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
13 Занятие №4.
Тема: Культура речи оратора
Цель: Познакомить со слагаемыми речевой культуры;
показать отличия и преимущества устной речи перед письменной;
познакомить с основными коммуникативными качествами речи (приложение
таблицы 4,5)
1. Проанализируйте язык теле и радиопрограмм (информационных
сообщений) в течение одногодвух дней.
Какие ошибки вы заметили?
Приведите по 12 примера неточного словоупотребления,
нарушения норм ударения, избитых выражений.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.
Составьте трехминутную речь о необходимости борьбы за чистоту и
культуру речи.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
14 __________________________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
3. Порассуждайте на следующую тему.
Согласны ли вы с утверждением К. Г. Паустовского: «По отношению каждого
человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его
культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к
своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к
своему языку, – дикарь. Он вредоносен по самой своей сути потому, что его
безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому,
настоящему и будущему своего народа»?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
15 Занятие № 5.
Тема: Выразительность речи
Цель: Познакомить с изобразительновыразительными языковыми
средствами, при помощи которых оратор добивается эмоциональнообразного
воздействия на слушателей. ( Приложение таблица 6)
1. Выполните тест
Тест по теме: «Изобразительные средства языка»
1. Определите средство выразительности:
Поклонник юности моей, сидел он на балу печально.
1. гипербола
2. литота
3. перифраза
4. олицетворение
2. Найдите оксюморон.
1. Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.
2. В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз.
3. Простите, простите, простите меня!
4. С наглой скромностью смотрит в глаза.
3. Определите средство выразительности: Талии никак не толще
бутылочной шейки!
1. гипербола
2. риторический вопрос
3. литота
4. антитеза
4. Найдите предложение с фразеологизмом.
1. Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнажённой.
2. Он обязательно будет кривить душой перед другими.
3. Ему хотелось чегото гигантского, необъятного, поражающего.
4. Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам…
5. Определите средство выразительности: «Мы, листики осенние, на
веточках сидели».
1. сравнение
2. олицетворение
3. антитеза
4. анафора
6. Определите средство выразительности:
7.
его спросила.
«Отколе, умная, бредешь ты, голова?» Лисица, встретяся с Ослом,
1. риторический вопрос
2. ирония
8. Найдите «четвёртое лишнее»:
1. Уж близок полдень. Жар пылает.
3. антитеза
4. градация
9.
Как пахарь, битва отдыхает.
16 2. Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, с утра до ночи
копошились люди.
3. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким.
4. Как вышки, елочки темнеют.
10.Простите, простите, простите меня! – Какой прием здесь
использован?
1. градация
2. лексический повтор
3. риторический вопрос
4. инверсия
11.Найдите олицетворение.
1. Плачут вербы, шепчут тополя.
2. В сто сорок солнц закат пылал.
12.Сопоставьте номер предложения и средство выразительности,
3. Октябрь серебристоореховый.
4. Страна восходящего солнца.
которое в нем используется.
1. Ласковый ветер дует нам в лицо.
2. И, как ребёнок после сна, дрожит звезда.
3. Багровый костёр заката догорал в темноте южной ночи.
4. Цветы мне говорят: «Прощай!»
5. Не видел тебя целую вечность.
6. Я на минуточку к вам заглянул.
7. Весь вечер Ленский был рассеян, то молчалив, то весел вновь.
8. Часы ожили: зашипели, заворчали, зазвенели и, наконец, загремели
на весь дом.
9. Уж небо осенью дышало. Уж реже солнышко блистало.
10.Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали
облака.
11.Пришёл. И сел. И задумался.
12.Вывели лошадей. Не понравились они мне.
13.Тихий крик заставил меня остановиться.
13.
Список терминов:
17 а) Инверсия
б) Парцелляция
в) Эпитет
г) Метафора
д) Сравнение
е) Лексический повтор
ж) Синтаксический параллелизм
з) Олицетворение
и) Гипербола
к) Градация
л) Литота
2. Прочитайте пародийное стихотворение В. Соловьева, найдите
тропы и фигуры речи.
м)
н)
о)
п)
р)
с)
т)
у)
ф)
х)
ц)
ч)
ш)
щ)
ы)
э)
На небесах горят паникадила,
А снизу – тьма
Ходила ты к нему иль не ходила?
Скажи сама
Но не дразни гиену подозренья,
Мышей тоски!
Не то смотри, как леопарды мщенья
Острят клыки!
И не зови сову благоразумья
Ты в эту ночь!
Ослы терпенья и слоны раздумья
Бежали прочь.
Своей судьбы родила крокодила
Ты здесь сама
Пусть в небесах горят паникадила,
могиле – тьма.
ю) В. Соловьев. Пародия на русских символистов)
я) __________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
______
аа) ________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________ аб) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
______________
3. Используйте приведенные ниже темы или придумайте свои
для выполнения следующего задания.
ав) Подберите к названному в теме объекту (предмету,
явлению) подходящее сравнение (метафору) и дайте его в
развернутой форме. Темы:
аг)
ад) «Скука»____________________________________________
_______________
ае)
аж) «Фантазия»_________________________________________
_______________
аз)
аи) «Бедность»
_____________________________________________________
___
ак)
ал) «Богатство»
_____________________________________________________
__
ам)
ан) «Дети»_____________________________________________
_______________
ао)
ап) Мода______________________________________________
________________
ар)
19 ас) «Одиночество»______________________________________
_______________
ат)
ау) «Каникулы»_________________________________________
_______________
аф)
4. Постарайтесь построить на основании найденного образа
короткую речь, посвященную данному явлению. (3–5 минут.)
ах) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
ац) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_
ач) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
________________________________________
20 5. Подготовьте краткую речь (не более 5 минут) на одну из
указанных тем. Постарайтесь сделать ее как можно образнее,
ярче. Используйте прием персонификации.
аш) Темы: «Я оказался в пустыне», «Дискотека», «Экзамен»,
«Рок–концерт», «Красивая одежда», «Интересная книга».
(Тему можно придумать самим.)
ащ) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
аы) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_
аэ) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
___________________________
6. Используя тропы, составьте самостоятельную рекламу
(придумайте текст, подберите и опишите соответствующий
видеоряд) любого предмета или продукта, который вам
особенно нравится.
21 аю) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
ая) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_
ба) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
___________________________
составьте самостоятельную рекламу
7. Используя тропы,
подберите и опишите соответствующий
(придумайте текст,
видеоряд) любого предмета или продукта, который вам особенно
НЕ нравится. Какие тропы вы будете при этом использовать?
(Реклама не должна «впрямую ругать» этот предмет, напротив,
постройте текст таким образом, чтобы говорилось противоположное
тому, что подразумевается: используйте иронию.)
бб) ________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
22 _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
__________________________________
8. Опишите внешность человека, которого вы хорошо знаете,
пользуясь принципом антитезы: постарайтесь дать яркий,
выразительный портрет.
бв) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
бг) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
23 _____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
__________________________
бд)
бе)
24 бж) Занятие № 6.
Тема: Оратор и аудитория
бз) Цель: Охарактеризовать основные каналы общения оратора
и аудитории ( приложение таблицы 7,8)
дать понятие «психологическая культура оратора»;
познакомить с композиционными , речевыми и методическими
средствами активизации внимания и интереса;
дать понятие «речевой этикет»;
1. Составьте небольшое выступление на тему: «Как преодолеть
волнение перед началом публичной речи».
би) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
бк) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_
бл) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
______________
бм) ___________________________________________________
_____________________________________________________
25 _____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
1. Подготовьте небольшие выступления, представив, что вы
должны выступить:
на театральной сцене;
на совете директоров крупной компании;
на заседании научного совета;
на свадьбе, юбилее;
на экзамене по.
на митинге;
свой вариант.
бн) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
____________
бо) ___________________________________________________
_____________________________________________________
26 _____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_
бп) ___________________________________________________
_____________________________________________________
____________________________
бр) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_
бс) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
________________________
27 бт) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_
28 бу) Занятие № 7.
Тема: Средства невербального общения
бф) Цель: Познакомить со средствами невербального общения;
развивать свободу поведения перед публикой, снимать зажатость,
напряженность;
научить пользоваться выразительными движениями лица и тела
бх)
1. Порассуждайте на следующую тему: «Влияют ли внешность
оратора, его манера одеваться, поза, жесты на успех
выступления?»
бц) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
бч) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_
бш) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
29 _____________________________________________________
_____________________________________________________
бщ) ___________________________________________________
_____________________________________________________
____________________________
2. Исполните различные виды небольших пантомим.
«Мини–сцены» на разные темы, иллюстрирующие движение,
например: ловля рыбы на удочку, ожидание приятеля на
остановке и встреча с ним, вы попали под дождь и т. д.
Можно выбрать какуюнибудь фразу и изобразить
пантомимически, какие ситуации могут заканчиваться этой
фразой.
Упражнения, направленные на то, чтобы научиться изображать
мимически и положением тела различные эмоции. Один из
присутствующих показывает перед аудиторией, в каком
настроении или состоянии он находится, другие определяют это;
попробуйте выразить эмоции гнева, презрения, сочувствия,
удивления, счастья.
В присутствии аудитории примите положение для речи (сидя,
стоя). Пусть зрители скажут, какое впечатление вы производите.
бы)
30 бэ) Занятие № 8.
Тема: Техника речи
речи;
бю) Цель: Познакомить с основными составляющими техники
бя) закрепить путем практических упражнений звучность
голоса, работу над дикцией, соблюдение орфоэпических
норм.
1. Упражнение для развития правильного речевого дыхания:1
читайте текст, стараясь экономно распределять выдох.
ва) Правила чтения
вб)
Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в
упражненье, Следует клетку грудную расширить слегка и при этом Низ
живота подобрать для опоры дыхания и звука. Плечи во время дыхания
должны быть в покое, недвижны. Каждую строчку стихов говори на
одном выдыхании. И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение
речи, Так как при выдохе движется только одна диафрагма. Чтенье
окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей: Выдержи паузу
краткую в темпе стиха, в то же время Воздух сдержи на мгновенье,
затем уже чтенье продолжи. Чутко следи, чтобы каждое слово
услышано было: Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен; Голоса
звук не глуши придыхательным тусклым оттенком – Голос и в тихом
звучанье должен хранить металличность. Прежде чем брать упражненье
на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на
ровность, устойчивость звука: Пристально слушать, чтоб голос нигде
не дрожал, не качался, Выход веди экономно, с расчетом на целую
строчку.
устойчивость,
медленность, плавность Вот что внимательным слухом сначала ищи в
упражненье.
Собранность,
звонкость,
полетность,
2. Работа над расширением диапазона голоса:
читайте
стихотворение вслух, постепенно понижая голос, «дирижируйте»
при этом руками. Последние шесть строк должны звучать в грудном
регистре.
вв) Аквалангист
вг) Чтоб овладеть грудным регистром,
1 (С. Никольская. Техника речи. – М., 1978. – С. 59)
31 вд) Я становлюсь аквалангистом.
ве) Сейчас начну я опускаться.
вж) Мой голос будет отражаться
вз) И в резонаторе грудном,
ви) И непременно в головном.
вк) Все
вл) Ниже
вм) Опускаюсь!
вн) Ниже!
во) А дно морское ближе…
вп) Ближе…
вр) И вот уж в царстве я подводном!
вс) Хоть погрузился глубоко,
вт) Но голосом грудным, свободным
ву) Распоряжаюсь я легко.
вф) Чтоб овладеть грудным регистром,
вх) Полезно стать аквалангистом.
3. Работа над мелодическим рисунком речи: произнесите текст из
«КонькаГорбунка» П. Ершова громко, протяжно, на широком
активном дыхании.
вц) Рядом едет с ним глашатый,
вч) Длинноусый, бородатый;
вш) Он в злату трубу трубит,
вщ) Громким голосом кричит:
вы) «Гости, лавки отпирайте,
вэ) Покупайте, продавайте;
вю) А надсмотрщикам сидеть
вя) Подле лавок и смотреть,
га) Чтобы не было содому,
гб) Ни давежа, ни погрому
гв) И чтоб никакой урод
гг) Не обманывал народ».
4. Тренировка интонирования: прочтите вслух стихотворение А. С.
Пушкина «Клеветникам России». Следите за знаками препинания и
интонацией речи.
гд) Вы грозны на словах – попробуйте на деле!
ге) Иль старый богатырь, покойный на постели,
гж) Не в силах завинтить свой измаильский штык?
32 гз) Иль русского царя уже бессильно слово?
ги) Иль нам с Европой спорить ново?
гк) Иль русский от побед отвык?
гл) Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
гм) От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
гн) От потрясенного Кремля
го) До стен недвижного Китая,
гп) Стальной щетиною сверкая,
гр) Не встанет русская земля?
5. Работа над дикцией: прочитайте стихотворения В. Брюсова,
добиваясь ясного и выразительного звучания; обратите внимание на
свою дикцию, дыхание, интонацию.
гс) Буря с берега
гт) Перекидываемые, опрокидываемые,
гу) Разозлились, разбесились белозубые угри.
гф) Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,
гх) Расплетались и сплетались от зари до зари.
гц) Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,
гч) Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?
гш) Мглами взвихриваемыми, пути забрызгивающие,
гщ) Вы закрыли, заслонили все фарваторы к земле.
гы) Тьмами всасывающими опоясываемые,
гэ) Заметались, затерялись в океане корабли,
гю) С неудерживаемостью перебрасываемые,
гя) Водозмеи, огнезмеи их в пучину замели.
33 да) Занятие № 9
Тема: Зачет
дб) Цель: Систематизация и обобщение полученных знаний
дв) Приготовьте публичное выступление на свободную
тему.
дг)
дд)
де)
дж)
дз)
ди)
дк)
дл)
дм)
дн)
до)
дп)
др)
дс)
дт)
ду)
дф)
дх)
дц)
дч)
дш)
дщ)
ды)
дэ)
дю)
дя)
еа)
еб)
34 ев)
ег)
ед)
ее)
еж)
ез)
еи)
ек)
ел)
ем)
ен)
35
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10 классов «ОСНОВЫ РИТОРИКИ, ИЛИ УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.