Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
16.03.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»
В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.Цели программы: • способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей, • реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
ладья.docx
Министерство образования и науки РО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Латоновская средняя общеобразовательная  школа       РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от « 27    » августа 2014 г. Руководитель МО ___     / Е.А.Федлоренко/        «СОГЛАСОВАНО»         Зам.директора по УВР           ______/ Е.С.Кузнецова/           от « 28    »   августа  2014 г.  «УТВЕРЖДАЮ»         Директор МБОУ Латлновской сош _____          /Н.В.Щербина/     Приказ №   от    « 29 »августа 2014 г.   Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно­развивающему направлению «Ладья» Программа разработана         на основе нормативно — правовой базе . Составитель:  учитель высшей категории Сенченко Елена Петровна. 2014­2015 учебный год Пояснительная записка ………………………………………………………………….. 3 Содержание программы………………………………………………………………….. 8 Календарно­тематическое планирование………………………………………………. 10 Перечень ключевых слов …................ …………………………………………………. 25 Список литературы    ……………………………………………………………………   26 Содержание: Пояснительная записка Статус документа. Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе» составлена на основе нормативно  — правовой базы: ­ Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013). ­ Типовые  положения об общеобразовательном учреждении разных типов (Постановления Правительства РФ); ­ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22  декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования»; ­ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4  февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373» (о части учебного плана,  формируемой участниками образовательного процесса); ­ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 22 сентября  2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12  декабря  2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373»  (о количестве учебных занятий за 4 учебных года); ­ Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная к использованию Координационным советом при департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (протокол заседания от 24­25 июля 2010г. № 1); ­ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 ­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; ­ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03­296 «Об организации внеурочной деятельности при  введении Федерального образовательного стандарта общего образования»; ­ Закон Кемеровской области "Об образовании в Кемеровской области" 28 декабря 2000 года N 110­ОЗ; ­ Приказ ДОиН Кемеровской области от 16.06.2011 №1199 «О методических рекомендациях по составлению учебных планов для 1­11 классов  общеобразовательных учреждений Кемеровской области на 2011­2012 учебный год» ­ Устав ОУ, свидетельство о государственной регистрации Лицензия на право ведения образовательной деятельности. Регистрационный номер № 11859 от 21.12.11 ­ Положение об организации внеурочной деятельности ОУ. Программа разработана в соответствии с программой : ­ И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011, 40 с.) Актуальность В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Шахматная   игра   служит   благоприятным   условием   и   методом   воспитания   способности   к   волевой   регуляции   поведения.   Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими   умениями,   навыки   быстрого   принятия   решений   в   трудных   ситуациях,   умение   достойно   справляться   с   поражением,   общительность   и коллективизм.   При   обучении   игре   в   шахматы   стержневым   моментом   занятий   становится   деятельность   самих   учащихся,   когда   они   наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов. Цели программы:   способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному  раскрытию их творческих способностей, реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Задачи курса:  совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.  формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической  деятельности;   формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;  умение осознанно решать творческие  задачи; стремиться к  самореализации Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю  ( 1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год). Режим занятий обусловлен нормативно­правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного  возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30­40 минут. Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность). Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций. Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики. Организационно­педагогические условия Занятия   проводятся   в   соответствии   с   учебным   планом   внеурочной   деятельности   и   Положением   о   внеурочной   деятельности образовательного учреждения. Чтобы не допустить переутомления обучающихся, нервного истощения и статических перегрузок занятия проводятся в игровой форме с включением двигательного компонента в структуру занятия. Общая характеристика курса Обучение игре в шахматы во внеурочной деятельности выстроено на основе программы   факультативного курса «Шахматы – школе» автора И.Г. Сухина, имеющей гриф «Рекомендовано Министерства образования российской Федерации». Программой первого года обучения предусматривается 33 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Программа второго года обучения предназначена для вторых классов начальной школы. Программа предусматривает 34 учебных занятия, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то   теперь   много   занятий   посвящено   простейшим   методам   реализации   материального   и   позиционного   преимущества.   Важным   достижением   в овладении   шахматными   основами   явится   умение   детей   ставить   мат.   Учебный   курс   включает   в   себя   шесть   тем:   “Краткая   история   шахмат”, “Шахматная   нотация”,   “Ценность   шахматных   фигур”,   “Техника   матования   одинокого   короля”,   “Достижение   мата   без   жертвы   материала”, “Шахматная  комбинация”.  В  программе   дается  перечень  дидактических  игр  и   заданий   с  небольшими   пояснениями   к  ним,  приводится   вариант поурочного распределения программного материала, а также список оригинальных учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре. Программа третьего   и четвертого года обучения предназначена для III и IV  классов начальной школы. Материал выстроен на основе ранее приобретенных знаний и умений, где ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал. Учебный курс включает в себя три большие темы: “Основы дебюта”, “Основы миттельшпиля” и “Основы эндшпиля”. В программе приводится перечень дидактических заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант поурочного распределения программного материала, а также список учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре. К концу 1 учебного года дети должны знать:  шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход,  взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.   К концу 1 учебного года дети должны уметь:  ориентироваться на шахматной доске;         играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход. К концу 2 учебного года дети должны знать:   обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур. К концу 2 учебного года дети должны уметь: записывать шахматную партию;   матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;  проводить элементарные комбинации. К концу 3учебного года дети должны знать:    принципы игры в дебюте; основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль. К концу 3 учебного года дети должны уметь:  грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; К концу 4 учебного года дети должны знать:   основные тактические приемы; что означают термины: миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. К концу 4 учебного года дети должны уметь: находить несложные тактические удары и точно разыгрывать простейшие окончания.   Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Личностные результаты освоения программы курса.  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному  отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.  Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.  Развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки,   в   том   числе   в   информационной   деятельности,   на   основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Метапредметные результаты освоения программы курса.  Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.  Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.  Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно­следственных  связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.  Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты освоения программы курса.  Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные   фигуры;   Правильно   расставлять   фигуры   перед   игрой;   Сравнивать,   находить   общее   и   различие.   Уметь   ориентироваться   на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.  Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,  королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;  Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.  Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать  простейшие окончания Содержание программы Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Раздел №2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. 1 класс (33 часа;1 час в неделю) Раздел №3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Раздел №4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Раздел №5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.   Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Раздел №6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. 2 класс (34 часа;1 час в неделю) Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Раздел №2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись  начального положения. Раздел №3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Раздел №4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Раздел №5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Раздел №6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского  прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к  достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). 3класс (34 часа;1 час в неделю) Раздел № 1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух­ и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него.  Игра против “повторюшки­хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание  “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах. 4класс (34 часа;1 час в неделю) Раздел № 1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.  Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального  перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения  защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей. Раздел № 2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя).  Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя  слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего  короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой,  третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь  и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.  Перечень ключевых слов. Безопасная позиция короля Белые и черные поля Борьба за центр Быстрейшее развитие фигур Гамбиты Гармоничное пешечное расположение Горизонталь, вертикаль Двойной удар Двойной шах Двух­ и трехходовые партии Детский мат и защита от него Диагональ длинная и короткая рокировка ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА Достижение материального перевеса Запись начального положения Запись шахматной партии ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ Игра на мат с первых ходов Ключевые поля Краткая и полная шахматная нотация КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ Мат Мат в один ход Матовые комбинации на мат в 3 хода Наказание “пешкоедов” НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР Начальное положение (начальная позиция) Оппозиция ОСНОВЫ ДЕБЮТА ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ Открытое нападение Открытый шах Пат Понятие о темпе Правило “квадрата” Принципы игры в дебюте Рождение шахмат Связка в дебюте Связка в миттельшпиле Способы защиты Сравнительная сила фигур Тактические приемы ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ Ценность фигур Чемпионы мира по шахматам Шах Шахматная доска ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. (Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король) Элементарные окончания. Список литературы Учебники и пособия по обучению детей шахматной игре 1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле.— М.: ФиС, 1979. 2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972. 3. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970. 4. Бареев И. Гроссмейстеры детского сада.— М.: Наш малыш, 1995. 5. Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992. 6. Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991. 7. Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 1965. 8. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966. 9. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982. 10. Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. – М.: ФиС, 1965. 11. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983. 12. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3­го и 4­го разрядов.— М.: Всероссийский шахматный клуб, 1969. 13. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984. 14. Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО “Синтез”, АО “Марвик­М”, 1994. 15. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980. 16. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991. 17. Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986. 18. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985. 19. Злотник Б., Кузьмина С. Курс­минимум по шахматам.— М.: ГЦОЛИФК, 1990. 20. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. ­ Киев: Радянська школа, 1986. 21. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986. 22. Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986. 23. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983. 24. Капабланка X. Р. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1983. 25. Князева В. Азбука шахматиста.— Ангрен, 1990. 26. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992. 27. Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980. 28. Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984. 29. Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986. 30. Костьев А. Учителю о шахматах.— М.: Просвещение, 1986. 31. Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС, 1980. 32. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980. 33. Ласкер Эм. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1980. 34. Лисицын Г. Заключительная часть шахматной партии.— Л.: Лениздат, 1956. 35. Майзелис И. Шахматы.—М.; Л.: Детгиз, 1960. 36. Макарычев С., Макарычева М. От А до ...— М.: “64”, 1995. 37. Мучник X. Рассказы о комбинациях на шахматной доске. – М.: ФиС, 1979. 38. Мучник Х. Первые шахматные уроки. ­– М.: Воениздат, 1980. 39. Нежметдинов Р. Шахматы. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985. 40. Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979. 41. Нейштадт Я. Шахматный практикум. – М.: ФиС, 1980. 42. Никитин А., Фрадкин А. Книга начинающего шахматиста. – Красноярск, 1983. 43. Нимцович А. Моя система. – М.: ФиС, 1984. 44. Нимцович А. Моя система.— М.: ФиС, 1984. 45. Новотельнов Н. Знакомьтесь, шахматы. – М.: ФиС, 1981. 46. Панов В. Шахматы для начинающих. – М.: ФиС, 1955. 47. Ройзман А. Шахматные миниатюры. – Минск: Полымя, 1978. 48. Савин П. В мире шахматных комбинаций. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1981. 49. Сокольский А. Ваш первый ход. – М.: ФиС, 1977. 50. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001. 51. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994. 52. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992. 53. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения. 54. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. 55. Сухин И. Приключения в Шахматной стране.— М.: Педагогика, 1991. 56. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000. 57. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000. 58. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. ­ 2002. 59. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. ­ 2002. 60. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно­белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. 61. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. 62. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.— Обнинск: Духовное возрождение, 2004. 63. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.— Обнинск: Духовное возрождение, 2005. 64. Суэтин И. Как играть дебют.— М.: ФиС, 1981. 65. Учебники и пособия по обучению детей шахматной игре 66. Хенкин В. Последний шах. – М.: ФиС, 1979. 67. Шахматный словарь / Сост. Г. Гейлер.— М.: ФиС, 1964. 68. Шахматы — школе / Сост. Б. Гершунский и др.— М.: Педагогика, 1991. 69. Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991. 70. Шахматы детям. – СПб.: Респекс, 1994. 71. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. – М.: ГЦОЛИФК, 1986. 72. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности.— М.: ГЦОЛИФК, 1986 73. Шумилин Н. Практикум по тактике. – М.: Андреевский флаг, 1993. 74. Шумилин Н. Практикум по тактике.— М.: Андреевский флаг, 1993. 75. Шумилин Н. Шахматный задачник. – М.: ФиС, 1964. 76. Юдович М. Занимательные шахматы. – М.: ФиС, 1966. 77. Яковлев Н., Костров В. Шахматный задачник. – СПб.: ЦНТИ, 1994. 78. Дидактические шахматные сказки 1. Сухин И. Котята­хвастунишки //Сухин И. Книга­выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3. 2. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга­выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5. 3. Сухин   И.   От   сказки   –   к   шахматам.   Сухин   И.   Удивительные   превращения   деревянного   кругляка   //   Сухин   И.   Книга­выручалочка   по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмыACT, 1993. 4. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.Сухин И. Черно­белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга­выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2. 5. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах 1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978. 2. Добрыня, посол князя Владимира (былина). Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982. 3. Кумма А., Рунге С. Шахматный  Король .Медведев В. Как капитан Соври­голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. Молодцу   и   семидесяти   искусств   мало   (узбекская   сказка).Остер   Г.   Полезная   девчонка.   Пермяк   Е.   Вечный   Король.   Сендюков   С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973. 4. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. Шаров А. Сказка о настоящих слонах. 1. Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра.Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975. 2. Ильин Е. Средневековая легенда. Квитко Л. Турнир.Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977. 3. Сухин И. Волшебная игра. Стихотворения о шахматах и шахматистах Художественная литература для детей по шахматной тематике 1. Булычев К. Сто лет тому вперед. Велтистов Е. Победитель невозможного. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Крапивин В. Тайна пирамид. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. Лагин Л. Старик Хоттабыч. Надь К. Заколдованная школа. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Раскатов М. Пропавшая буква. Семенов А. Ябеда­Корябеда и ее проделки. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга­выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5. 2. Томин. Шел по городу волшебник. Чжан­Тянь­И. Секрет драгоценной тыквы. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина. Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками Дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бумага, ватман, картон).Шахматная матрешка. Шахматные пирамидки. Разрезные шахматные картинки. Шахматное лото. Шахматное домино. Кубики с картинками шахматных фигур. Темные   и   светлые   кубики   (из   них   ученики   могут   собирать   горизонталь,   вертикаль,   диагональ).   Набор   из   64   кубиков   с   картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях. Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).Шахматная доска – куб с фрагментами доски (свидетельство на промышленный   образец   №   30936   от   28.   03.   1990   г.,   авторы;   И.   Г.   Сухин,   Г.   П.   Кондратьев).   Набор   фрагментов   шахматной   доски (приоритетный № 4336153/12 от 30. 11. 1987 г., авторы: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев). Календарно­тематическое планирование 1 класс (33 часа;1 час в неделю) № урока Тема занятия 1. Шахматная доска 1. Знакомство с шахматной доской Содержание Шахматная доска, белые и  черные поля, горизонталь,  вертикаль, диагональ, центр. Виды деятельности. Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные  приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной  доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля  квадратные. Расположение доски между партнерами. 2. Шахматная доска 3. 4 5. 6. 7. 8. 2. Шахматные фигуры. Знакомство с шахматными фигурами Знакомство с шахматными фигурами 3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение 4. Ходы и взятие фигур. Знакомство с шахматной фигурой.  Ладья. Ладья в игре. Знакомство с шахматной фигурой.  Слон. Белые, черные, ладья, слон,  ферзь, конь, пешка, король. Начальное положение  (начальная позиция);  расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило  «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями,  вертикалями, диагоналями и  начальной расстановкой фигур. (Основная тема учебного  курса.) Правила хода и взятия  каждой из фигур, игра «на  уничтожение», белопольные и  чернопольные слоны,  одноцветные и разноцветные  слоны, качество, легкие и  тяжелые фигуры, ладейные,  коневые, слоновые, ферзевые,  королевские пешки, взятие на  проходе, превращение пешки. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята –  хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в  горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная  линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на  доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и  вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и  вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали.  Центр. Форма центра. Количество полей в центре.  Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль»,  «Диагональ». Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение  и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина  «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и  игры «Волшебный мешочек», «Угадай­ка», «Секретная фигура»,  «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая». Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь  любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями,  диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические  задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч». Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.  Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри  часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля»,  «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья  против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух),  «Ограничение подвижности». Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.  Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и  одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.  Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Слон в игре. Ладья против слона. Знакомство с шахматной фигурой.  Ферзь. Ферзь в игре. Ферзь против ладьи и слона. Знакомство с шахматной фигурой.  Конь. Конь в игре. 16. Конь против ферзя, ладьи слона. часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля»,  «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против  одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности». Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними  часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,  «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под  боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного  поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»  (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух  слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения),  «Ограничение подвижности». Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт»,  «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля»,  «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь  против ферзя), «Ограничение подвижности». Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними  часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,  «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного  поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»  (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и  слона, сложные положения), «Ограничение подвижности». Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь –  легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт»,  «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля»,  «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против  одного, один конь против двух, два коня против двух),  «Ограничение подвижности». Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними  часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,  «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного  поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» 17. Знакомство с пешкой. 18. 19. 20. Пешка в игре. Пешка против ферзя, ладьи, коня,  слона. Знакомство с шахматной фигурой.  Король. 21. Король против других фигур. 22. 23 24. 25 5. Цель шахматной партии. Шах. Шах. Шах, мат, пат, ничья, мат в  один ход, длинная и короткая  рокировка и ее правила. Мат. Мат (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона,  сложные положения), «Ограничение подвижности». Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая,  слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие.  Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания  и игры «Лабиринт», «Один в поле воин». Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка  против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух,  многопешечные положения), «Ограничение подвижности». Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними  часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,  «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение»  (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона,  пешка против коня, сложные положения), «Ограничение  подвижности». Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие.  Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические  задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле  воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король  против короля). Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними  часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,  «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного  поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»  (король против ферзя, король против ладьи, король против  слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение  подвижности». Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.  Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или  не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».  Дидактическая игра «Первый шах». Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в  один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой  (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», 26. 27 28. 29. 30 31. 32. 33. Ставим мат. Ставим мат. Ничья, пат. Рокировка. Рокировка. 6. Игра всеми фигурами из  начального положения. Шахматная партия. Шахматная партия. Повторение программного материала. Самые общие представления о  том, как начинать шахматную  партию. «Мат в один ход». Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.  Дидактическое задание «Пат или не пат». Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.  Дидактическое задание «Рокировка». Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о  том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая  игра «Два хода». Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.  Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация  коротких партий. Повторение программного материала – викторина «В стране  шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения. № урока Тема занятия Содержание Виды деятельности 2 класс (34 часа;1 час в неделю) Повторение изученного  материала. Повторение изученного материала. Повторение программного материала, изученного за  год обучения Повторение изученного материала. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. Краткая история шахмат. Краткая история шахмат. 2. Шахматная нотация. Шахматная нотация. Обозначение  горизонталей, вертикалей, полей. Шахматная нотация. Обозначение  шахматных фигур и терминов. 3. Ценность шахматных фигур. Ценность шахматных фигур.  Ценность фигур. Сравнительная  сила фигур.   Шах,   мат,   пат.   Начальное   положение. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мире   шахмат».   Поля,   горизонталь,   вертикаль,   диагональ,   центр.   Ходы шахматных   фигур.   Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). Рокировка.   Взятие   на   проходе.   Превращение   пешки.   Варианты   ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания   «Две   фигуры   против   целой   армии»,   «Убери   лишние   фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика. Происхождение   шахмат.   Легенды   о   шахматах.   Чатуранга   и   шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости.   Второй   шаг   в   мир   шахмат».   Чемпионы   мира   по   шахматам. Игровая практика. Рождение шахмат. От  чатуранги к шатранджу.  Шахматы проникают в  Европу. Чемпионы мира  по шахматам. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей,  шахматных фигур.  Краткая и полная  шахматная нотация.  Запись шахматной партии. Запись начального  положения. Ценность фигур.  Сравнительная сила  фигур. Достижение  материального перевеса.  Обозначение   горизонталей,   вертикалей,   полей.   Дидактические   игры   и задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля на какое идет. Например: «Король с е1 – на е2». Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая  и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические игры и  задания» Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального  перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш  ферзя). Игровая практика. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Ценность шахматных фигур.  Достижение материального  перевеса. Ценность шахматных фигур.  Способы защиты. Ценность шахматных фигур.  Защита. 4. Техника матования одинокого  короля. Техника матования одинокого  короля. Две ладьи против короля. Техника матования одинокого  короля. Ферзь и ладья против  короля. Техника матования одинокого  короля. Ферзь и король против  короля. Техника матования одинокого  короля. Ладья и король против  короля. 5. Достижение мата без жертвы  материала Достижение мата без жертвы  материала. Учебные положения на  мат в два хода в эндшпиле. Достижение мата без жертвы  материала. Учебные положения на  мат в два хода в миттельшпиле.   Достижение мата без жертвы  материала. Учебные положения на  мат в два хода в дебюте. Способы защиты. Две ладьи против короля.  Ферзь и ладья против  короля. Король и ферзь  против короля. Король и  ладья против короля. Учебные положения на  мат в два хода в дебюте,  миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце  игры). Защита от мата. Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания»  Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика. Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания  «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из­под  боя).  Игровая практика. Защита. Дидактические игры и задания «Защита» (защита атакованной  фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая  практика. Две ладьи против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат»,  «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол»,  «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. Ферзь и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах или  мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол»,  «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. Ферзь и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или  мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол»,  «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. Ладья и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или  мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол»,  «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.  Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата.  Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.  Дидактические  игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические  игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактические игры и  задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и  задания «Защитись от мата». Игровая практика. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 6. Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Темы  комбинаций. Тема отвлечения. Матовые комбинации. Тема  завлечения. Матовые комбинации. Тема  блокировки.   Матовые комбинации. Тема  разрушения королевского  прикрытия. Матовые комбинации. Тема  освобождения пространства. Тема  уничтожения защиты. Тема  «рентгена». Матовые комбинации. Другие  шахматные комбинации и  сочетание приемов. Комбинации, ведущие к  достижению материального  перевеса. Тема отвлечения. Тема  завлечения. Комбинации, ведущие к  достижению материального  перевеса. Тема уничтожения  защиты. Тема связки.   Комбинации, ведущие к  достижению материального  перевеса. Тема освобождения  пространства. Тема перекрытия Комбинации, ведущие к  достижению материального  перевеса. Тема превращения  пешки.   Комбинации, ведущие к  достижению материального  Достижение мата путем  жертвы  шахматного  материала (матовые  комбинации). Типы  матовых комбинаций:  темы разрушения  королевского прикрытия,  отвлечения, завлечения,  блокировки,  освобождения  пространства,  уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации,  ведущие к достижению  материального перевеса.  Комбинации для  достижения ничьей  (комбинации на вечный  шах, патовые комбинации  и др.). Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.  Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая  практика. Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактические игры и задания  «Объяви мат в два хода». Игровая практика. Матовые комбинации. Тема блокировки.  Дидактические игры и задания  «Объяви мат в два хода». Игровая практика. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.  Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая  практика. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема  уничтожения защиты. Тема «рентгена». Дидактические игры и задания  «Объяви мат в два хода». Игровая практика. Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание  приемов.  Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода».  Игровая практика. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема  отвлечения. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Выигрыш  материала». Игровая практика. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема  уничтожения защиты. Тема связки.  Дидактические игры и задания  «Выигрыш материала». Игровая практика. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема  освобождения пространства. Тема перекрытия.  Дидактические игры и  задания «Выигрыш материала». Игровая практика. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема  превращения пешки.  Дидактические игры и задания «Проведи пешку в  ферзи». Игровая практика. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание  тактических приемов.  Дидактические игры и задания «Выигрыш 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. перевеса. Сочетание тактических  приемов.   Комбинации для достижения  ничьей. Патовые комбинации. Комбинации для достижения  ничьей. Комбинации на вечный  шах. Типичные комбинации в дебюте. Типичные комбинации в дебюте  (более сложные примеры). Повторение программного  материала Повторение программного  материала Повторение программного  материала Повторение программного  материала материала». Игровая практика. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.  Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика. Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.  Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика. Типичные комбинации в дебюте. Дидактические игры и задания «Проведи  комбинацию». Игровая практика. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика. Повторение программного материала, изученного за  первый и второй год  обучения Дидактические игры и задания. Игровая практика. Дидактические игры и задания. Игровая практика. Дидактические игры и задания. Игровая практика. № урока Тема занятия Содержание Виды деятельности 3 класс (34 часа;1 час в неделю) Повторение изученного материала Повторение изученного материала. Игровая практика Повторение изученного материала. Повторение  программного  материала,  изученного за 2  год обучения Практика матования одинокого  короля (дети играют попарно). 1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА Двух­ и трехходовые партии. Игровая практика с записью  шахматной  партии Игровая практика 1 2 3 4 5 Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир  шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля,  горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка.  Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.  Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения.  Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность  шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных  положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из  учебника второго года обучения). Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии). 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Решение задания “Мат в 1 ход” Невыгодность раннего ввода в игру  ладей и ферзя. Решение заданий “Поймай ладью”,  “Поймай ферзя”. Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Решение заданий. Вариации на тему детского мата.  Другие угрозы быстрого мата в  дебюте. Защита. Как отражать  скороспелый дебютный наскок  противника. Решение заданий “Повторюшка­хрюшка” (черные  копируют ходы белых). Наказание  “повторюшек”. Решение заданий Принципы игры в дебюте.  Быстрейшее развитие фигур. Темпы.  Гамбиты. Решение задания “Выведи фигуру”..  Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур.  “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с  исключениями из правила). Решение заданий. Принципы игры в дебюте. Борьба за  центр. Гамбит Эванса. Королевский  Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от  мата”. Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру  у “повторюшки”. Дидактическое задание “Выведи фигуру”. Дидактические задания “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи  “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”. Дидактические задания “Захвати центр”, “Выиграй фигуру”. гамбит. Ферзевый гамбит. Решение заданий. Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. Решение заданий. Принципы игры в дебюте.  Гармоничное пешечное  расположение. Какие бывают пешки. Решение заданий. Связка в дебюте. Полная и неполная  связка. Решение заданий. Очень коротко о дебютах. Открытые,  полуоткрытые и закрытые дебюты. Решение заданий. Типичные комбинации в дебюте. Типичные комбинации в дебюте  (более сложные примеры). Повторение программного  материала Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Дидактические задания “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону  можно рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь мат в 2 хода нерокированному королю”, “Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”. Дидактические задания “Чем бить черную фигуру?”, “Сдвой противнику  пешки”. Дидактические задания “Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”,  “Успешное развязывание”. Дидактические игры и задания. Игровая практика. Повторение  программного  материала,  изученного за  второй и третий  год обучения № урока Тема занятия Содержание Виды деятельности 4 класс (34 часа;1 час в неделю) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Повторение изученного материала. Повторение изученного материала. Игровая практика Повторение изученного материала. 1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Игровая практика Тактические приемы. Связка в  миттельшпиле. Двойной удар. Тактические приемы. Открытое  нападение. Открытый шах. Двойной  шах. Решение задания “Выигрыш  материала”. Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению  материального перевеса. Темы   Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир  шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля,  горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка.  Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. Повторение  программного  материала,  изученного за год  обучения Игровая практика Дидактическое задание “Выигрыш материала Дидактическое задание “Выигрыш материала”. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 завлечения, отвлечения, блокировки. Решение заданий. Матовые комбинации и комбинации,  ведущие к достижению материального  перевеса. Темы разрушения  королевского прикрытия,  освобождения пространства,  уничтожения защиты. Решение заданий. Матовые комбинации и комбинации,  ведущие к достижению материального  перевеса. Темы связки, “рентгена”,  перекрытия. Решение заданий. .Матовые комбинации и комбинации,  ведущие к достижению материального  перевеса. Другие темы комбинаций и  сочетание тематических приемов. Решение заданий. Комбинации для достижения ничьей.  Патовые комбинации. Комбинации на  вечный шах. Решение заданий. “Сделай ничью”. Классическое наследие.  “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. Решение заданий 2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ Ладья против ладьи. Ферзь против  ферзя. Ферзь против ладьи (простые  Игровая практика Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. Игровая практика Игровая практика Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. Дидактическое задание “Сделай ничью”. Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”. случаи). Решение заданий Ферзь против слона. Ферзь против  коня. Ладья против слона (простые  случаи). Ладья против коня (простые  случаи). Решение заданий Матование двумя слонами (простые  случаи). Матование слоном и конем  (простые случаи). Решение заданий Игровая практика Пешка против короля. Когда пешка  проходит в ферзи без помощи своего  короля. Правило “квадрата”. Решение заданий Игровая практика Пешка против короля. Белая пешка на  седьмой и шестой горизонталях.  Король помогает своей пешке.  Оппозиция. Решение заданий Игровая практика Пешка против короля. Белая пешка на  пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. Решение заданий Игровая практика 22 23 24 25 26 27 28 28 30 31 32 Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”. Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”. Дидактическое задание “Квадрат”. Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в  ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”. Дидактические задания “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш  или ничья?”, “Куда отступить королем?”. 33 34  Удивительные ничейные положения.  Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против  короля. Повторение программного  материала. Решение заданий Игровая практика Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”.

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-развивающему направлению «Ладья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018