Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся дружить!"

  • Разработки курсов
  • docx
  • 05.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Программа по КИДу.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 63» РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей  СОГЛАСОВАНО заместитель директора  УТВЕРЖДАЮ Директор Школы № 63 иностранного языка руководитель МО по ВР Клементьева Т.А.________ Данькин А.А.____________ Приказ № ________ Каюмова И.Ф.__________ «____» ________ 201__ г. от «____» _________ 201_ г. Приказ № ________ от «____» _________ 201_ г. Программа внеурочной деятельности «Учимся дружить» для учащихся 6 классов. (35 часов) Учитель:  Алексеева Анна Александровна высшая квалификационная категория г. Ульяновск2018 год Рабочая программа внеурочной деятельности  «Учимся дружить» соответствует:  Федеральному   государственному   образовательному   стандарту   основного   общего образования   (приказ   Минобрнауки   России   от   17.12.2010   №   1897   «Об   утверждении федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего образования" (с изменениями и дополнениями); примерной программе по курсу; образовательной программе основного общего образования Школы №63;    Положению о рабочей программе курса внеурочной деятельности, кружка (ФГОС). Происходящие   сегодня   изменения   в   общественных   отношениях   требуют   повышения коммуникативной   компетенции   школьников.   Становится   актуальным   поликультурное образование, подразумевающее включение учащихся в диалог культур. Появляется потребность в   расширении   кругозора   о   других   странах,   их   географии,   истории,   традициях,   культуре, выдающихся людях.  В основе данной программы заложен лингвострановедческий принцип, направленный на раскрытие и объяснение специфических черт английского образа жизни, истории и культуры средствами   русского   и   английского   языков   и   данных,   полученных   из   писем   зарубежных сверстников.  Программа внеурочной деятельности «Учимся дружить» представляет собой совокупность знаний о родной и иной культуре (когнитивный компонент), умений и навыков практического применения   этих   знаний   в   ходе   взаимодействия   с   представителями   иной   культуры (деятельностный     компонент),   а   также   совокупность   качеств   личности,   характеризующих   ее способность   и   готовность   к   самопознанию,   самоосознанию   внутреннего   мира,   осознанному построению   личностных   планов   межкультурной   коммуникации   и   способствующих формированию собственной системы культурных ценностей (рефлексивный компонент). Целью   курса   является  содействие  формированию   коммуникативной,         межкультурной компетенции учащихся. Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи: Развитие познавательных интересов учащихся в области страноведения и интереса к жизни зарубежных сверстников в Великобритании. Привлечение   школьников   к   изучению   международного   детского   и   юношеского движения, к участию в интернациональных акциях солидарности. Установление  дружеских связей  с учащимися  других стран путем переписки  по электронной почте. Подготовка учащихся к участию в межкультурном общении на английском языке в письменной форме. Расширение страноведческого кругозора учащихся и их общей эрудиции. Воспитание   осознанного   мотивированного   отношения   к   изучению   иностранного языка,   толерантности   по   отношению   к   своим   сверстникам   за   рубежом,   потребности   в практическом использовании английского языка. Ознакомление   с   фразами   и   выражениями   речевого   этикета   и   грамматическими явлениями, характерными для устной и письменной речи. Научить   учащихся   вести   разговор   по   определенным   программой   курса   темам   с использованием речевого этикета. Программа   составлена   для   обучающихся   6   классов   и     рассчитана   на   35   часов,занятия проводятся 1 раз в неделю.  Срок реализации программы – 1 год. Планируемые результаты Личностными результатами являются:  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,   его   мнению,   мировоззрению,   культуре,   языку,   вере,   гражданской   позиции;   к истории,   культуре,   религии,   традициям,   языкам,   ценностям   народов   России   и   народов мира;   готовности   и   способности   вести   диалог   с   другими   людьми   и   достигать   в   нем взаимопонимания;  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и   сообществах,   включая   взрослые   и   социальные   сообщества;   формирование   основ социально­критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни   в   пределах   возрастных   компетенций   с   учетом   региональных,   этнокультурных, социальных и экономических особенностей;  •   формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно­ исследовательской, творческой и других видах деятельности;  •   развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного   наследия   народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.  •   формирование   мотивации   изучения   иностранных   языков   и   стремление   к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;  • осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;  • стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;  •   формирование   коммуникативной   компетенции   в   межкультурной   и   межэтнической коммуникации;  • развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;  •   формирование   общекультурной   и   этнической   идентичности   как   составляющих гражданской идентичности личности;  • стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;  •   готовность   отстаивать   национальные   и   общечеловеческие   (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;  Метапредметными результатами являются:  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково­символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;  • смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста,   усвоения   его   содержания,   поиска   информации   на   основе   операций, обеспечивающих   понимание   текста   (выделение   замысла   автора   текста,   основной   идеи, главного   и   второстепенного;   последовательности,   причинно­следственной   и   логической связи описываемых событий);  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками:   определять   цели,   распределение   функций   и   ролей   участников,взаимодействие   и   общие   способы   работы;   умение   работать   в   группе:   находить   общее решение   и   разрешать   конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учета   интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;  • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно­коммуникационных технологий (ИКТ­компетентности).  •   развитие   коммуникативной   компетенции,   включая   умение   взаимодействовать   с окружающими, выполняя разные социальные роли; • развитие исследовательский учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;  • развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста   по   заголовку/   по   ключевым   словам,   выделять   основную   мысль,   главные   факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно­коммуникационных технологий (ИКТ­компетентности).  Предметными результатами являются:  В коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как средством общения)  Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:  В говорении:    ­ начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях   общения,   соблюдая   нормы   речевого   этикета,   при   необходимости переспрашивая, уточняя;    ­     расспрашивать   собеседника   и   отвечать   на   его   вопросы,   высказывая   свое   мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико­грамматического материала;   ­ рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;    ­ сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка. В аудировании:   ­ воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;   ­ воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио­ и видеотекстов,   относящихся   к   разным   коммуникативным   типам   речи (сообщение/рассказ/интервью);   ­ воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекста краткие   несложные   аутентичные   прагматические   аудио­   и   видеотексты,   выделяя значимую/нужную/необходимую информацию. В чтении:    ­   читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;    ­ читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием   и   с   использованием   различных   приемов   смысловой   переработки   текста (языковой   догадки,   выборочного   перевода),   а   также   справочных   материалов;   уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;   ­ читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации. В письменной речи:   ­ заполнять анкеты и формуляры;    ­писать   поздравления,   личные   письма   с   опорой   на   образец   с   употреблением   формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;   ­ составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результатыпроектной деятельности.  Языковая компетенция:   ­  применение правил написания слов, изученных в основной школе;    ­   адекватное   произношение   и   различение   на   слух   всех   звуков   иностранного   языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;    ­   соблюдение   ритмико­интонационных   особенностей   предложений   различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;   ­  распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик­клише речевого этикета);   ­ знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);    ­   понимание   и   использование   явлений   многозначности   слов   иностранного   языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;    ­   распознавание   и   употребление   в   речи   основных   морфологических   форм   и синтаксических   конструкций   изучаемого   языка;   знание   признаков   изученных грамматических   явлений   (видо­временных   форм   глаголов,   модальных   глаголов   и   их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);   ­  знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков. Личностные: У учащихся будут сформированы: 1) ответственное отношение к учению; 2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; 4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; 5)   экологическая   культура:   ценностное   отношение   к   природному   миру,   готовность   следовать нормам природоохранного, здоровье­сберегающего поведения; 6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений; 7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности. У учащихся могут быть сформированы: 1) первоначальные представления о филологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; 2)   коммуникативная   компетентность   в   общении   и   сотрудничестве   со   сверстниками   в образовательной, учебно­исследовательской, творческой и других видах деятельности; 3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач  Метапредметные: Регулятивные Учащиеся научатся: 1) формулировать и удерживать учебную задачу; 2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы  решения учебных и познавательных задач; 4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; 5) составлять план и последовательность действий; 6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; 8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений  и отличий от эталона. Учащиеся получат возможность научиться: 1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом  конечного результата; 2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; 3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу  действия; 4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень  усвоения; 5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических  препятствий. Познавательные Учащиеся научатся: 1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; 2) использовать общие приёмы решения задач; 3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; 4) осуществлять смысловое чтение; 5) создавать, применять и преобразовывать знаково­символические средства, модели и схемы для  решения задач; 6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных  лингвистических проблем; 7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с  предложенным алгоритмом; 8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллю­ страции, интерпретации, аргументации; 9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических  проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и  избыточной, точной и вероятностной информации. Учащиеся получат возможность научиться: 1) устанавливать причинно­следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения  (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; 2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования  информационно­коммуникационных технологий (ИКТ­компетентности); 3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; 4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского  характера; 6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; 7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу,  презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); 8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности); 9) устанавливать причинно­следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения. Коммуникативные Учащиеся научатся: 1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками:  определять цели, распределять функции и роли участников; 2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее  решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать  партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Учащиеся получат возможность научиться: 1) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;2) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; 3) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; 3) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве  при выработке общего решения в совместной деятельности. Предметные: Учащиеся научатся: 1)  по   фонетике   и   графике:   соотносить   звуковой   облик   слова   с   его   графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки; 2)  по   лексике:  понимать   основные   значения   изученных   лексических   единиц   (слов, словосочетаний),   основных   способов   словообразования   (аффиксация,   словосложение, конверсия), фразовых глаголов, устойчивых речевых оборотов и фразеологических единиц; 3) по письму: писать личные письма с поздравлениями и пожеланиями, расспрашивать в личном письме  о  новостях  и  сообщать их,  рассказывать  об отдельных  событиях  своей жизни, выражая чувства и суждения; составлять план, тезисы своего устного/письменного сообщения, выступления, презентации. 4) по чтению: читать с полным пониманием несложные аутентичные тексты, в том числе и прагматические,   ориентированные   на   предметное   содержание   речи   на   этом   этапе, используя различные приёмы смысловой переработки текста (языковую и контекстуальную догадку,   словообразовательный   анализ,   использование   словаря,   выборочный   перевод   на русский   язык),   сокращать   текст;   оценивать   полученную   информацию,   выражать   своё мнение, соотносить со своим опытом; читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотр текста или нескольких коротких текстов и выбор нужной, интересующей учащихся информации для дальнейшего использования в процессе общения или расширения знаний по проблеме текста/текстов). Учащиеся получат возможность научиться: 1)  по аудированию: относительно полно и точно понимать высказывания собеседников в распространённых   стандартных   ситуациях   повседневного   общения;   понимать   основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к различным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), аудио­ и видеотекстов монологического и диалогического характера;   определять   тему  и  факты   сообщения,   вычленять  смысловые  вехи,  выделять главное, опуская второстепенное; 2) по говорению: принимать участие в диалоге/полилоге, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученных тем и ситуаций); беседовать   о   себе,   своих   планах,   участвовать   в   обсуждении   проблем   в   связи   с прочитанным/прослушанным текстом, соблюдая правила речевого этикета; высказываться о   фактах   и   событиях,   используя   повествование,   сообщение,   описание,   рассуждение; рассказывать   о   своём   окружении,   рассуждать   в   рамках   изученной   тематики   и проблематики,   представлять   социокультурный   портрет   своей   страны   и   страны/стран изучаемого языка; излагать основное содержание прочитанного и прослушанного текстов, высказывать свое мнение.   1. Тематическое планирование Тема  Вид деятельности Раздел I.  «О клубе интернациональной дружбы». 1 Добро пожаловать в клуб интернациональной дружбы. 2 Значение интернациональной дружбы в современном  Презентация  Лекциямире. Заочное путешествие по Великобритании. 3 Урок дружбы. 4 5 Международный проект «Postcrossing». 6 Поиск друзей по переписке. 7 Международные молодежные и детские организации. 8 Студенческие программы по обмену. Урок­проект Видеоурок  Проект  Практика  Лекция  Презентация  Раздел II. «Правила написания личного письма». 1 Личное   письмо:   основные   требования   к   написанию личного письма. 2 Написание личных писем сверстнику за рубеж. 3 Написание тематического письма. 4 Написание поздравительной открытки. 5 Написание тематического эссе и статьи. 6 Анализ ошибок при написании личных писем. 7 Практика написания письма личного характера. 8 Практика написания  краткого сообщения. Лекция Практика Практика Практика Практика Анализ  Практика Практика Раздел III. «Страны изучаемого языка: Великобритания и Австралия. Географическое положение Великобритании и климат. 1 2 Политический строй Великобритании. 3 Достопримечательности Великобритании. 4 Шотландия, Уэльс, Англия, Северная Ирландия. 5 Праздники, традиции и обычаи в Великобритании. 6 Географическое положение Австралии и климат. 7 Политический строй Австралии. 8 Достопримечательности Австралии. 9 1 0 1 1 Главные города Австралии. Праздники,   традиции   и   обычаи   в   Австралии. Необычные факты. Животный мир Великобритании и Австралии. Презентация Исследование  Видеоурок  Проект  Видеоурок  Презентация  Исследование  Проект  Видеоурок  Исследование  Презентация  Раздел IV. «Страны изучаемого языка: США и Новая Зеландия. Географическое положение США и климат. Презентация  Исследование  Видеоурок  Проект  Презентация  Исследование  Видеоурок  Презентация  1 2 Политический строй США. 3 Достопримечательности США. 4 Праздники, традиции и обычаи в США. 5 6 Политический строй Новой Зеландии. 7 Достопримечательности Новой Зеландии. 8 Животный   мир   США   и   Новой   Зеландии.   Необычные Географическое положение Новой Зеландии и климат. факты.2. Содержание курса Раздел I. «О клубе интернациональной дружбы».   Добро пожаловать в клуб интернациональной дружбы. История развития клуба  интернациональной дружбы, роль, значение. Школьный клуб интернациональной  дружбы «Мы вместе». Значение интернациональной дружбы в современном мире. Единство народов,  символ мира, ООН, цели.   Урок дружбы. Лексика: nations, international, countries, make friends, patient, tolerant,   friendship, to have in common, forever, languages. Заочное путешествие по Великобритании. Англия, Шотландия, Уэльс, Северная  Ирландия, краткая информация с веб­страниц.  Международный проект «Postcrossing». Значение, роль  и функция проекта, границы проекта, как работает проект.  Поиск друзей по переписке. Работа с интернетом по поиску друзей по переписке.  Международные молодежные и детские организации. Молодежные организации в  России и за рубежом.  Студенческие программы по обмену. Роль, значение программы, примеры,  реализация таких проектов. Раздел II. «Правила написания личного письма».  Личное   письмо:   основные   требования   к   написанию   личного   письма.  Основные правила   написания   письма.   Разговорный   стиль   написания   письма.   Лексическая сторона письма.  Написание   личных   писем   сверстнику   за   рубеж.  Практика   написания   писем сверстникам.  Написание   тематического   письма.  Что   такое   тематическое   письмо,   основные правила и требования написания письма.  Написание   поздравительной   открытки.  Способы   написания   поздравительной открытки.  Написание   тематического   эссе   и   статьи.  Что   такое   эссе,   статья.   Основные требования и организация написания статьи, образцы, шаблоны и клише.  Анализ ошибок при написании личных писем. Типичные ошибки написания личных писем и способы их избегания.  Практика написания письма личного характера. Применение полученных знаний при написании письма.  Практика   написания     краткого   сообщения.  Применение   знаний   при   написании краткого сообщения.   Раздел III. «Страны изучаемого языка: Великобритания и Австралия.  Географическое   положение   Великобритании   и   климат.  Где   расположена Великобритания, чем омывается, рельеф, климат.  Политический   строй   Великобритании.  Глава   государства,   политические   партии, палата общин, палата лордов. Достопримечательности   Великобритании.  Главные   исторические   объекты, привлекающие туристов: мосты, музеи, дворцы, площади, замки, парки.  Шотландия,   Уэльс,   Англия,   Северная   Ирландия.  Краткая   информация: географическое положение стран, их границы, столицы, крупные города.  Праздники,   традиции   и   обычаи   в   Великобритании.  Рождество,   Новый   год,  Хэллоуин, День Гая Фокса, Пасха и др. Географическое положение Австралии и климат. Где расположена, чем омывается, рельеф. Климат.  Политический строй Австралии. Глава государства, вид правления, партии.  Достопримечательности   Австралии.  Основные   исторические   объекты, привлекающие туристов: театры, парки, музеи, здания. Главные города Австралии. Столица и Канберра, Мельбурн, Сидней.   Праздники, традиции и обычаи в Австралии. Необычные факты. Рождество, Новый год, Пасха и др. Странные и необычные факты.  Животный   мир   Великобритании   и   Австралии.  Разнообразие   животного   мира, Большой барьерный риф.   Раздел IV. «Страны изучаемого языка: США и Новая Зеландия.  Географическое   положение   США   и   климат.  Где   расположена,   чем   омывается, рельеф. Климат.  Политический строй США. Глава государства, вид правления, партии.  Достопримечательности   США.  Основные   исторические   объекты,   привлекающие туристов: театры, парки, музеи, памятники, здания.  Праздники,   традиции   и   обычаи   в   США.  Рождество,   Новый   год,   Пасха,   День  благодарения, День независимости и др. Географическое   положение   Новой   Зеландии   и   климат.  Где   расположена,   чем омывается, рельеф. Климат.  Политический строй Новой Зеландии. Глава государства, вид правления, партии.  Достопримечательности   Новой   Зеландии.  Основные   исторические   объекты, привлекающие туристов: театры, парки, музеи, памятники, здания.  Животный   мир   США   и   Новой   Зеландии.   Необычные   факты.  Разнообразие животного мира в США и Новой Зеландии. Необычные факты. .Приложение 1 Описание учебно­методического и материально­ технического обеспечения образовательного процесса Литература для учителя: 1. Никитина Л.Л. Английский клуб как средство общения // Иностранные языки в школе,  2011, №2, с.54­56 2. Шнекедорф З.К. Воспитание юных интернационалистов: Из опыта внеклассной работы.  Пособие для учителя. – 2­е изд., перераб, и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 223с. 3. www.wikipedia.org 4. Cunninghan S., Moor P. Cutting Edge. Student’s Book: Longman, UK, 2003.  5. Dean M. Test. Reading. Penguin English Guides: Pearson Education Limited, UK, 2003.  6. Encyclopedia Britannica. 7. Farrell M., Rossi F., Ceriani R.The World of English: Longman, UK, 2003.  8. Heaton J. Practise your Phrasal Verbs: Longman, UK, 2001.  9. Mcdowall D. Britain in close­up: Longman, UK, 2006.10. McDowall D. Britain In Close­Up. An in­depth study of contemporary Britain. –   Longman,  2005. 11. Павлоцкий В.М. Test your English. Санкт­Петербург: Каро, 2001.  12. Кузьменкова Ю. Б. ABC`s of Effective Communication/Азы вежливого общения. ­  Изд­ во: Титул, 2004. Литература для учащихся: 1. Комарова А.И. Английский язык через культуры народов мира. – М.: Высшая школа,   2. 2008. 3. Павловская А.В. Как иметь дело с англичанами. – Изд­во МГУ, 2006 г. 4. Павлоцкий В.Н. Портреты знаменитых людей Британии и США. Культура, бизнес,  спорт. Изд­во: Каро, 2004. 5. Сааринен Л., Рыбкина Е. Канада: Пособие по страноведению. – Изд­во: Каро, 2001. 6. K.Methold «Let’s read and write in English» II (изд. «Титул» 2008) 7. Ресурсы сети Интернет: www.longman.com