«Рассмотрена» Руководитель МО _________/Т.М.Кубова / Протокол №____ от « ___» ____________2017г.
|
«Согласована» Зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 10 имени К.Б. Бжигакова п. Тлюстенхабль ________________/ С.Х. Туркав/ «___» ____________ 2017г.
|
«Утверждена» Директор МБОУ СОШ № 10 имени К.Б. Бжигакова п. Тлюстенхабль ___________/ М.Х. Тхагапсо/ Приказ № ______от «___» _____________ 2017г.
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Направление «Духовно-нравственное воспитание» «Уроки нравственности русской и адыгейской литератур»
|
|
|||
|
|
|
|
||
5 класса
Класс
учителя Коблевой Сусаны Байзетовны, высшая категория
Ф.И.О., категория
2017 - 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе «Уроки нравственности русской и адыгейской
литератур»:
· дополняет учебники основного курса литературы;
· согласована с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки РФ;
· решает задачи литературного образования в гармоническом сочетании с решением воспитательных задач; это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера;
· способствует решению задач литературного образования (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи и т.п.)
Программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
1) Пояснительная записка.
2) Общая характеристика курса.
3) Описание места учебного курса.
4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
5) Содержание.
6) Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов деятельности обучающихся.
7) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ РУССКОЙ И
АДЫГЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУР»
Данный курс является компонентом внеурочной деятельности, он
- дополняет учебники основного курса русской и адыгейской литератур;
- согласован с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации;
- решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера (ориентированных на понимание необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта, исходя из принципа гуманности) и частных целей, способствующих решению задач литературного образования учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи и т.п.).
Художественные и публицистические произведения, взятые для анализа, отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам, принадлежащим перу отечественных авторов.
Для программы характерны:
- системность, преемственность;
- развивающий характер методики (активно-деятельностная модель, опора на жизненный опыт учащихся, проблемность, диалоговость, коммуникативность, интегративные методики и др.).
Цели :
- подготовить детей к восприятию основ международного гуманитарного права, норм морали.
- формировать навыки содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста;
- формировать читательские навыки;
- развивать речь детей;
- приобщить детей к театральному искусству посредством их участия в
создании инсценировок, миниатюр, спектаклей;
- привить учащимся потребность к творчеству, самореализации;
- выработать основы актерской культуры.
Задачи:
· воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
Особая роль в деятельности учителя отводится созданию творческой обстановки в классе. Основная задача учителя заключается не столько в расширении фонда знаний, а скорее в том, чтобы помогать ученикам видеть
смысл, общую направленность их деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
1 час в неделю - 35 ч в год.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ программы «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ РУССКОЙ И АДЫГЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУР»
Личностными результатами учащихся основной школы,
формируемыми при изучении данного курса, являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения данного курса проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты данного курса состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных,
непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и
жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать
его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка,
понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического
анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений
литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств
в создании художественных образов литературных произведений.
Формы работы:
· чтение; ролевое чтение;
· работа с текстом;
· диалогическая речь;
· монологическая речь;
· сравнение; наблюдение; исследование;
· виртуальные экскурсии.
Содержание программы внеурочной деятельности
«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ РУССКОЙ И АДЫГЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУР»
Добро и зло в произведениях русских и адыгейских поэтов.
Добро и зло в произведениях русских и адыгейских писателей.
Доброта и милосердие. Анализ рассказа Т.А.Александровой «Светофорчик».
«Исцеление души». Рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления».
«Доброта нужна всем!» Рассказ Ю. Я. Яковлева «Багульник».
«Твори добро».Рассказ К.Х.Жанэ «Тайна старого дуба».
«Уважение и сострадание».Рассказ Д.Г.Костанова «Сын двух матерей».
«Совесть-основа нравственности». Сказка М.С. Паранука «Бей, дубинка!»
«Большое значение маленьких радостей».Стихотворение К. Х. Жанэ «Камбулет».
«Дружба верностью сильна».Рассказ П.К.Кошубаева «Ранние арбузы»
«В мире мудрых мыслей». «За кулисами кукольного театра».
Рассказ с элементами беседы. Игра-озвучка фрагмента фильма. Дуэтные диалоги.
Мир русской литературы. Выбор пьесы для кукольного спектакля.
Распределение ролей. Отработка чтения каждой роли.
Презентация «Мастерская кукол». Способы изготовления перчаточных кукол, декорации.
Кукла – перчатка, оформление образа.
Декорации для ширмового спектакля.
Обучение работе над ширмой, за ширмой.
Музыкальное оформление спектакля.
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.
Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.
Показ кукольного спектакля ученикам 1-2 классов.
Мир адыгейской литературы. Выбор пьесы для кукольного спектакля.
Распределение ролей. Отработка чтения каждой роли.
Кукла – перчатка, оформление образа. Декорации для ширмового спектакля.
Музыкальное оформление спектакля.
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.
Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.
Показ кукольного спектакля ученикам 1-2 классов.
Итоговое занятие «Уроки нравственности».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока
|
Дата |
|
План |
Факт |
||
1 |
Добро и зло в произведениях русских и адыгейских поэтов. |
|
|
2 |
Добро и зло в произведениях русских и адыгейских писателей. |
|
|
3 |
Доброта и милосердие. Анализ рассказа Т.А.Александровой «Светофорчик». |
|
|
4 |
«Исцеление души». Рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления». |
|
|
5 |
«Доброта нужна всем!» Рассказ Ю. Я. Яковлева «Багульник». |
|
|
6 |
«Твори добро».Рассказ К.Х.Жанэ «Тайна старого дуба». |
|
|
7 |
«Уважение и сострадание».Рассказ Д.Г.Костанова «Сын двух матерей». |
|
|
8 |
«Совесть-основа нравственности». Сказка М.С. Паранука «Бей, дубинка!» |
|
|
9 |
«Большое значение маленьких радостей».Стихотворение К. Х. Жанэ «Камбулет». |
|
|
10 |
«Дружба верностью сильна».Рассказ П.К.Кошубаева «Ранние арбузы» |
|
|
11 |
«За кулисами кукольного театра». Рассказ с элементами беседы. Игра-озвучка фрагмента фильма. Дуэтные диалоги. |
|
|
12 |
Мир русской литературы. Выбор пьесы для кукольного спектакля. |
|
|
13 |
Распределение ролей. Отработка чтения каждой роли. |
|
|
14 |
Презентация «Мастерская кукол». Способы изготовления перчаточных кукол, декорации. |
|
|
15 |
Кукла – перчатка, оформление образа. |
|
|
16 |
Декорации для ширмового спектакля. |
|
|
17 |
Обучение работе над ширмой, за ширмой. |
|
|
18 |
Музыкальное оформление спектакля. |
|
|
19 |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. |
|
|
20 |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. |
|
|
21 |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. |
|
|
22 |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. |
|
|
23 |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. |
|
|
24 |
Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. |
|
|
25 |
Показ кукольного спектакля ученикам 1-2 классов. |
|
|
26 |
Мир адыгейской литературы. Выбор пьесы для кукольного спектакля. |
|
|
27 |
Распределение ролей. Отработка чтения каждой роли. |
|
|
28 |
Кукла – перчатка, оформление образа. Декорации для ширмового спектакля. |
|
|
29 |
Музыкальное оформление спектакля. |
|
|
30 |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. |
|
|
31 |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. |
|
|
32 |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. |
|
|
33 |
Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. |
|
|
34 |
Показ кукольного спектакля ученикам 1-2 классов. |
|
|
35 |
Итоговое занятие «Уроки нравственности».
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся 5 –х классов
Учащиеся должны знать:
· Текст художественного произведения; главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях;
· Тексты, рекомендованные для заучивания наизусть;
· Основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет;
Учащиеся должны уметь:
· Выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно- следственную связь между событиями в изучаемом произведении;
· Находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитет, олицетворения и объяснять их роль в контексте;
· Пересказывать устно и письменно, кратко, подробно и выборочно эпизод или несколько эпизодов из эпического произведения;
· Составлять план небольшого эпического произведения;
· Составлять устный рассказ о литературном герое;
· Пользоваться справочной литературой.
Предполагаемые умения и навыки детей
· Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
· Умеют создавать несложные перчаточные куклы и управлять ими.
· Оформлять кукольный спектакль декорациями, созданными самостоятельно.
· Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
· Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
· Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Контроль знаний и умений обучающихся
осуществляется на каждом занятии через выполнение заданий аналитической и творческой направленности (презентация, составление собственного текста, создание текста на основе исходного), формируются навыки само- и взаимоконтроля.
Контроль осуществляется и через практические занятия, на которых обучающиеся смогут продемонстрировать уровень усвоения знаний и умений, приобретенных в ходе освоения курса.
Литература для учащихся:
Тексты художественных прозведений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.