Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
классное руководство +1
Взрослым
04.09.2017
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"
Данная программа рассчитана на обучающихся 10-14 лет. Программа не требует специального взаимодействия с другими школьными дисциплинами, за исключением того, что должен учитываться уровень предметных знаний в области различных школьных дисциплин. Новизна программы состоит в том, что данная программа универсальна. Она может использоваться в работе с младшими школьниками, а так же с обучающимися среднего звена.
Я- исследователь.docx
Муниципальное автономное  учреждение дополнительного образования «Федоровский центр дополнительного образования» «Утверждаю» Директор МАУ ДО «ФЦДО» ____________/ Л.Н. Лаврова от «_19_» __мая___ 2017 г. Дополнительная развивающая программа Направленность «естественно – научная» «Я ­ исследователь» возраст 10­14 лет срок реализации программы 1 год Программу составила  педагог дополнительного образования  Шакирова Венера Фатхулловна п. г. т. Федоровский, 2017 г. Пояснительная записка Программа   дополнительного   образования   составлена   на   основании   нормативных документов: 1. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт,   утвержденный   приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089. 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. N 1008 г. Москва. «Об утверждении   Порядка   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по дополнительным общеобразовательным программам»;  3. Постановление от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172­14 «Санитарно­ эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 4. Федеральные   требования   к   образовательным   учреждениям   в   части   минимальной оснащённости   учебного   процесса   и   оборудования   учебных   помещений   (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986). 5. Устав МАУ ДО  «ФЦДО» 6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.  Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2­е изд. –  М.:Просвещение, 2011 г. Стандарты второго поколения. Направленность программы – естественно ­ научная Актуальность программы. Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько   развитие   креативного   мышления   школьников,   формирование   умений   и   навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации.    «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» утверждена президентом 03.04.2012г. Этот документ  определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления её функционирования.  Поэтому мы можем сказать, что реализация креативного потенциала личности является не   только   насущной   потребностью   сегодняшнего   дня,   даже   назвать   социальным   заказом современности.   Мы   должны   готовить   детей   быть   конкурентоспособными,   бороться   за   себя, реализовывать свои идеи. Актуальность   обусловлена   тем,   что   педагогическая   практика   испытывает   следующие затруднения: • у учащихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач; • низкий уровень развития у школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения,   добывать   необходимую   информацию   в   итоге   делают   практически   невозможным процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания; • учащиеся привыкают работать в типовых условиях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания; •   в   обучении   невысок   уровень   внутри   предметных   связей,   вследствие   чего   учащиеся сталкиваются с проблемами в комплексных, многошаговых заданиях;  • недостаточно сформированы предметные компетенции.  В   связи   с   этим   ведущей   идеей   является   поиск   средств,   способов   такой   организации учебного процесса, в ходе которой произойдёт активизация познавательных процессов, освоение самостоятельного   поиска   и   обработки   новых   знаний   даже   в   повседневной   практике взаимодействия с миром. Решить эту проблему старыми методами невозможно. В   соответствии   с   ФГОС   ООО   (2009г.)   и   реализуемой   деятельностной   парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода. Такой подход   позволяет   определять   динамическую   картину   развития   обучающихся,   поощрять   их продвижения, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных технологий. Отличительные особенности программы. Программа   не   требует   специального   взаимодействия   с   другими   школьными дисциплинами,  за исключением  того, что должен учитываться  уровень  предметных  знаний  в области различных школьных дисциплин. Новизна   программы   состоит   в   том,   что   данная   программа   универсальна.   Она   может использоваться в работе с младшими школьниками, а так же с обучающимися среднего звена. Программа   предполагает   участие   школьников   в   возрасте   10­14   лет.   Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Форма обучения ­ очная. Образовательная   цель   программы:  формирование   у   школьников   системного   и   целостного представления о проектной и исследовательской  деятельности,  как одной из сфер занятости и типе организации человеческой практики, с самоопределением участников к ней как к сфере собственной работы в течение жизни и с формированием собственных стратегий и проектов в рамках этой сферы. Задачи: Образовательные:сформировать   и   удержать   познавательный   и   исследовательский   интерес школьников   к   проектной   деятельности;обеспечить   знакомство   школьников   с   основными принципами, приёмами, задачами и проблемами построения проектов; Развивающие: способствовать формированию личностно­ценностного отношения к знаниям;  переносить знания в новую ситуацию с применением различных приемов и методов при решении  прикладных задач. Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к науке и ее приложениям,  активности, мобильности, умения общаться, общей культуре; интеллектуальному развитию учащихся: восприимчивости, способности к усвоению новой информации,  подвижности, гибкости, независимости мышления; — побудить школьников к изучению  дополнительной информации, формирование умений по работе с научной литературой, другими  источниками. Планируемые результаты: Регулятивные универсальные учебные действия  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле  способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других  людей;различать способ и результат действия. Познавательные универсальные учебные действия осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с  использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,  энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве  Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о  себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;  строить сообщения, проекты в устной и  письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;  устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные универсальные учебные действия адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения  различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической  формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного  общения;  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе  не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и  взаимодействии;учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в  сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;   задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать  речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое  высказывание, владеть диалогической формой речи. Формы организации обучения: лекции, практические занятия, круглые столы, мастер­классы, экскурсии,участие в конкурсах различного уровня. Общий срок реализации исходной программы (количество лет) Возраст воспитанников Количество воспитанников в группе  Количество часов в неделю Общее количество часов в год 1 год обучения 10­14 лет 10­15 4 часа 148  часов Общая характеристика содержательно­тематической структуры Программа состоит из 2 модулей:  Модуль  № 1 2 Модуль «Исследовательская деятельность» Модуль «Проектная работа» ИТОГО Кол­во часов 68 80 148 I модуль. «Исследовательская деятельность» (68 часов) Образовательная  задача модуля:обучение   детей   специальным   знаниям,   необходимым   для проведения самостоятельных исследований. Количес тво  недель Дата Название разделов, тем Количество часов Виды занятий практич еские теоре тичес кие 1. 2. 3. 4. Введение 1\3 Общее знакомство с программой. Техника  безопасности на занятиях. Встреча с победителями и призёрами  Всероссийского конкурса «Интеллект будущего» Исследовательская деятельность.22/42 Цели и задачи программы. Структура работы Введение. Тема, цель, задачи, проблема, методы,  гипотеза. Введение. Объект и предмет исследования. Экскурсия в библиотеку г.п.Фёдоровский  «Дополнительные источники информации» Основная часть. Теоретические вопросы и их  освещение. 4 4 4 4 1 2 1 2 3 2 3 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Интеллектуальная игра « А знаешь ли ты?» Дополнительные источники информации. Музеи. Экскурсия в музейг.п.Фёдоровский  «Дополнительные источники информации» Работа с литературой, Интернет­источниками. Практикум: Работа с литературой, Интернет­ источниками. Правила оформления проектных работ. Практикум: оформление коллективной проектной  работы. Методы, применяемые в практической  (исследовательской) части. Наблюдение. Экскурсия в торговые точки г.п. Фёдоровский Методы, применяемые в практической  (исследовательской) части. Практикум: Методы, применяемые в практической  (исследовательской) части. Составление карты  наблюдений. Методы, применяемые в практической  (исследовательской) части. Опыты и эксперименты.  ТБ. Практикум: Методы, применяемые в практической  (исследовательской) части.Опыты и эксперименты.  ТБ. Методы, применяемые в практической  (исследовательской) части.Опыты и эксперименты.  ТБ. Практикум: Методы, применяемые в практической  (исследовательской) части.Опыты и эксперименты.  ТБ. Методы, применяемые в практической  (исследовательской) части. Эксперименты и  наблюдения. Практикум: Методы, применяемые в практической  (исследовательской) части.Эксперименты и  наблюдения. Методы, применяемые в практической  (исследовательской) части. Оформление. Практикум: Методы, применяемые в практической  (исследовательской) части. Оформление результатов исследования (графики,  диаграммы). Практикум: Оформление результатов исследования  (графики, диаграммы). Заключение. Значение для работы. Оформление Практикум: Заключение. Значение для работы.  Оформление Оформление проектно­исследовательской работы Практикум:оформление проектно­ исследовательской работы Список литературы. Оформление. Список литературы. Оформление. 4 4 4 4 4 4 2 1 2 1 1 2 4 1 4 1 4 4 4 4 4 1 1 2 1 1 2 2 3 2 3 3 2 3 3 3 3 2 3 3 Итого 68 23 45 I модуль. «Исследовательская деятельность» (68 часов)  Вводное занятие – 4  ч. Знакомство с курсом обучения.Общее знакомство с программой. Техника безопасности на  занятиях.Встреча с победителями и призёрами  Всероссийского конкурса «Интеллект будущего» Общие занятия. Введение в исследовательскую деятельность. Практикумы.(64 ч) Явление   и   понятие   научного   исследования.   Организация   исследовательской   работы. Определение   проблемы   исследования,   выявление   его   актуальности.   Формулировка   темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно­практической значимости. Работа с  литературой, интернет­источниками. Методы, применяемые в практической (исследователь­ ской) части. Культура оформления исследовательской работы.Проект, его отличие от  исследования. Оформление проекта. Экскурсии в музей г.п. Фёдоровский, в поселковую библиотеку; в банк «Открытие»; в торговые точки посёлка. II модуль.«Проектная работа» (80ч.) Образовательная задача модуля: создать условия для собственной пробно­проектной деятельности школьников в сфере учебной деятельности, включающей  в себя постановку задачи,  исходящей  из  реальных  потребностей, анализ имеющихся технологий, выстраивание связной последовательности действий и системы условий для решения поставленной задачи; создать педагогические условия для оформления школьниками полученного опыта и применяемых схем мышления и организации деятельности, с последующим самоопределением  к собственной профессиональной сфере. Количес тво  недель Дата Название разделов, тем Количество часов Виды занятий практич еские теоре тичес кие 18. 19. 20. 21. 22. 23. Проектная работа.8/20 Виды проектов. Практикум: Виды проектов. Виды проектов. Творческий проект «Наша  «классная» семья» Виды проектов. Творческий проект «Наша  «классная» семья» (коллективный проект). Виды проектов. Творческий проект «В семье  единой» Виды проектов. Творческий проект «В семье  единой».(коллективный проект). Виды проектов. Образовательный проект по выбору. Виды проектов. Образовательный проект по выбору.  (Работа в паре) Виды проектов. Фантастический проект. Виды проектов. Фантастический проект. Практикум. (Групповой проект.Группы по интересам.) Проект­ фантазия «Школа будущего» Практикум ­ проект­ фантазия «Школа будущего» 4 4 4 4 4 4 1 1 1 1 1 2 3 3 3 3 3 2 24. 25. 26. 27­29 30. 31. 32­34 35. 36. 37. Оформление стенда «Я – исследователь» Оформление стенда «Я – исследователь» 4 1 Проработка индивидуальных проектно­исследовательских тем.4\16 1 4 Виды проектов. Индивидуальная проектная работа. Виды проектов. Индивидуальная проектная работа. Виды проектов. Индивидуальная проектная работа. Виды проектов. Индивидуальная проектная работа.  Презентация работ. Индивидуальные консультации по проектной работе. Индивидуальные консультации по проектной работе. Презентация работ научному обществу учащихся.8/24 Подготовка к выступлению перед школьниками  СОШ №2 Выступление перед школьниками СОШ №2 Подготовка к участию в кустовом конкурсе  «Информационный бум» Участие в кустовом конкурсе «Информационный  бум» Подготовка к участию во Всероссийском конкурсе  «Эврикум» Участие во Всероссийском конкурсе «Эврикум» Подготовка к участию в Кирилло­Мефодиевских  чтениях. Участию в Кирилло­Мефодиевских чтениях. (Район) Конференция «Я б в учёные пошёл…» Итоговое занятие. Деловая игра «Проекты  будущего» Презентация «Подводим итоги». Оформление стенда «Эврика 2018» Итого 3 3 3 10 3 3 10 3 3 2 60 4 12 4 4 12 4 4 4 1 2 1 1 2 1 1 2 80 20 II модуль.«Проектная работа» Проектная работа. (28ч.) Знакомство с видами проектных работ. Выполнение коллективных, групповых проектов. Проработка индивидуальных проектно­исследовательских тем (20ч) Актуальные темы исследований, выбор тем для самостоятельного изучения, обсуждение плана работы, дискуссии по актуальным проблемам современности, консультации по индивидуальным исследовательским темам. Презентация работ научному обществу учащихся. (32 ч) Подготовка докладов, демонстрационных схем, диаграмм, таблиц, мультимедийных презентаций к докладам.Участие в конкурсах проектов: «Угорское наследие» (регион, заочно), «Эврикум»  (РФ, заочно); «Информационный бум» (кустовой, очно), «Леонардо» (регион, РФ, очно­заочно),  «Гостеприимный Кавказ» (РФ, заочно); «Интеллект будущего»  (РФ, очно­заочно), Методическое обеспечение Основные источники: 1.  Анашина Н. Ю. Энциклопедия интеллектуальных игр: в 2 частях. ­ Ярославль.: Академия  развития., 2006 2.  Григорьев Д. В., Степанов П. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная  деятельность. Проблемно­ценностное общение. – М.: Просвещение., 2012. 3.  Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных  способностей учащихся 5­8 классов –М. Просвещение., 2012. 4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и           информационные  технологии в системе образования , учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.:  Академия, 2008. – 365с. 5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение., 2015 6. Савенков А.В. Я­исследователь! М.: Просвещение. 2016. 7. Сорокин Ю.А., Смолянский А.С. Оформление результатов учебно­исследовательских работ.­  Калуга, 2015. 8. Шатилова М.Ю., Н.И. Селезнёва и др. Проектирование в начальной школе: от замысла к  реализации.­Волгоград: Учитель, 2009.  9. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. ­ М.,  1979. Дополнительно: 1. Рекомендуются литература, художественные и документальные фильмы (например,  телеканала Галилео), посвящённые истории отдельных изобретений, биографии великих  изобретателей и разработчиков технических систем. Электронные ресурсы: 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. 2. http://s_perspect.edu54.ru/DswMedia/Data/Issledovatel.htm 3. Метод проектов: Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный. – Загл. С экрана. –  Яз. Рус., англ. Плакаты, стенды, макеты, таблицы, дневники наблюдений. Материально­техническое оснащение Учебный   кабинет.   Оборудование:   ПК­1шт,   монитор,   принтер,   колонки,   клавиатура, интерактивная доска, проектор, очиститель воздуха. Оборудование исследовательской лаборатории:  ­ комплект учебно­наглядных пособий по основным школьным дисциплинам; ­ раздаточный материал для коллективного и группового проектирования; ­ оборудование для проведения лабораторно­практических работ;

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2017