Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.03 Программирование в компьютерных системах в соответствии с запросом потенциальных работодателей по специальности СПО и на основании решения педагогического совета.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко» (ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.03 Программирование в компьютерных системах в соответствии с запросом потенциальных работодателей по специальности СПО и на основании решения педагогического совета от «26» августа 2016 года, протокол №1.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко» (ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленнотранспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения для
компьютерных сетей
название профессионального модуля
по специальности СПО
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
код
названиеЛиски
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего
профессионального образования (далее – СПО)
09.02.03 Программирование в
компьютерных системах в соответствии с запросом потенциальных работодателей по
специальности СПО и на основании решения педагогического совета от «26» августа 2016
года, протокол №1.
Организацияразработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленнотранспортный техникум
имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
Разработчики:
Петрова Ольга Николаевна, преподаватель;
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Плотникова Светлана Сергеевна, преподаватель;
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Промышленность» от «26»
августа 2016 года, протокол №1.
Председатель ЦК Плотникова С. С.
Программа одобрена на заседании УМС от «26» августа 2016 года, протокол №1.
Заведующий научнометодическим отделением С.А. Сарксян
2СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
8
9
4 УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
22
5. КОНТРОЛЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
24
31. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) – является
частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с
ФГОС по специальности СПО 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» в
части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): разработка
программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения
профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
разработки алгоритма поставленной задачи и реализаций его средствами
автоматизированного проектирования;
разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне
модуля;
использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;
проведения тестирования программного модуля по определенному сценарию;
осуществлять оптимизацию программного кода модуля;
разрабатывать компоненты проектной и технической документации с
использованием графических языков спецификаций.
уметь:
осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках
программирования;
создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;
выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
оформлять документацию на программные средства;
использовать инструментальные средства для автоматизации оформления
документации;
учитывать систему прерываний при работе с вычислительной системой;
осуществлять принципы объектноориентированного программирования в
модуле программы;
использовать язык С++ в прикладном программировании;
разрабатывать программные модули с использованием среды
программирования Delphi и создавать компоненты среды программирования
Delphi.
знать:
основные этапы разработки программного обеспечения;
4
основные принципы технологии структурного и объектноориентированного
программирования;
основные принципы отладки и тестирования программных продуктов;
методы и средства разработки технической документации;
структуру и основные компоненты вычислительной системы;
понятие жизненного цикла ПО и стратегии разработки ПО;
основные компоненты и принципы объектноориентированного программирования;
основные понятия и определения прикладного программирования С++;
среду программирования Delphi и ее компоненты;
базовые понятия, механизмы и архитектура «1С»;
встроенный язык «1С»;
прикладные механизмы платформы «1С»;
программирование форм и работа с запросами.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального
модуля:
всего – 593 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 341 час, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 227 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 88 часов;
производственной практики – 252 часа.
51.4. Использование часов вариативной части ППССЗ.
\
п
п
№
т
ы
п
о
й
и
к
с
е
ч
и
т
к
а
р
п
й
ы
н
ь
л
е
т
и
н
л
о
п
о
Д
1
2
3
4
е
ы
н
ь
л
е
т
и
н
л
о
п
о
Д
я
и
н
е
м
у
е
ы
н
ь
л
е
т
и
н
л
о
п
о
Д
я
и
н
а
н
з
е
и
н
а
в
о
н
е
м
и
а
н
,
№
ы
м
е
т
о
в
т
с
е
ч
и
л
о
К
в
о
с
а
ч
учитывать
систему
МДК.01.01.Системное программирование.
Тема 1.1.
Структура и
основные
компоненты
вычислительно
й системы.
структуру и
основные
компоненты
вычислительной
системы.
системой.
вычислительной
прерываний при
работе с
Понятие
жизненного цикла
ПО и стратегии
разработки ПО.
осуществлять
принципы
объектно
ориентированног
о
программирован
ия в модуле
программы.
основные
компоненты и
принципы
объектно
ориентированного
программирования
Тема 1.2.
Жизненный
цикл
разработки
программного
обеспечения
Тема 1.3.
Основы
объектно
ориентированн
ого
программиров
ания.
МДК.01.02. Прикладное программирование.
использовать
язык С++ в
основные понятия
и определения
Тема 3.4.
Основы
е
и
н
а
в
о
н
с
о
б
О
в
я
и
н
е
ч
ю
л
к
в
ю
у
ч
о
б
а
р
у
м
м
а
р
г
о
р
п
6
6
6
Одним из основных
понятий
системного
программирования
является
вычислительная
система.
Одним из
основных
понятий
системного
программирования
является
понятие
жизненного цикла.
Одним из
основных
понятий
системного
программирования
являются
основы объектно
ориентированного
программирования.
6 Набор подпрограмм
является
6
5
6
разрабатывать
программные
модули с
использованием
среды
программирован
ия Delphi.
осуществлять
компоненты
среды
программирован
ия Delphi.
прикладном
программирован
ии.
прикладного
программирования
С++.
прикладного
программиров
ания с
использование
м языка С++.
Тема 4.1.
Среда
программиров
ания Delphi.
среду
программирования
Delphi.
компоненты среды
программирования
Delphi.
Тема 4.2.
Компоненты
среды
программиров
ания Delphi.
6
8
ИТОГО 84
обязательной
частью
программного
модуля.
Среда
программирования
Delphi
является
одной
из основ
прикладного
программирования.
Компоненты среды
программирования
Delphi являются
одной из
основ
прикладного
программирования.
72. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является
овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности: разработкой программных модулей
программного обеспечения для компьютерных систем, в том числе профессиональными
(ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
Наименование результата обучения
Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент
Осуществлять разработку кода программного продукта на основе
готовых спецификаций на уровне модуля
Выполнять отладку программных модулей с использованием
специализированных программных средств
Выполнять тестирование программных модулей
Осуществлять оптимизацию программного кода модуля
Разрабатывать компоненты проектной и технической документации
с использованием графических языков спецификаций
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
Использовать информационнокоммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение,
эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
Быть готовым к смене технологий в профессиональной
деятельности
83. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Консульта
ции
Практика
Обязательная аудиторная
учебная нагрузка обучающегося
в т.ч.
лабораторн
ые работы и
практически
е занятия,
часов
5
18
в т.ч.,
курсовая
работа
(проект),
часов
6
Всего,
часов
4
48
Самостоятельна
я работа
обучающегося
в т.ч.,
курсова
Всего,
часов
7
18
работа
(проект)
я
,
часов
8
9
4
Производственная (по
профилю
специальности),
часов
10
42
Коды
професси
ональных
компетенц
ий
Наименования
разделов
профессионального
модуля*
Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)
3
66
42
1
2
МДК.01.01.Системное
программирование.
Раздел 1. Выполнение
разработки
спецификаций отдельных
компонент
Производственная
практика (по
профилю
специальности), часов
ПК 1.1
*ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
МДК.01.01.
Раздел 2.
Осуществление
разработки кода
программного продукта
на основе готовых
спецификаций на уровне
модуля
Производственная
практика (по
профилю
специальности), часов
МДК.01.02.Прикладное
программирование
Раздел 3. Выполнение
отладки программных
модулей с
использованием
специализированных
программных средств
Производственная
практика (по
профилю
специальности), часов
МДК.01.02.
Раздел 4. Выполнение
тестирования
программных модулей
Производственная
практика (по
профилю
специальности), часов
90
64
24
26
8
42
74
54
24
42
21
42
10
6
20
4
7
42
42
42
10ПК 1.5
ПК 1.6
МДК.01.02.
Раздел 5.
Осуществление
оптимизации
программного кода
модуля
Производственная
практика (по
профилю
специальности), часов
МДК.01.02.
Раздел 6. Разработка
компонент проектной и
технической
документации с
использованием
графических языков
спецификаций
Производственная
практика (по профилю
специальности), часов
Всего:
43
31
18
42
34
20
12
42
593
227
102
12
8
88
42
42
252
7
14
113.2. Содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем
часов
2
МДК 01.01Системное программирование.
Раздел ПМ 1. Выполнение разработки спецификаций отдельных компонент.
Тема 1.1. Структура и
основные компоненты
вычислительной системы.
Содержание: Понятие программы и программного обеспечения. Системное программирование.
Классификация программного обеспечения. Основные задачи системного программирования
Практические занятия:
1. Регистры.
2. Система прерываний.
3. Виртуальная память.
4. Работа с вычислительной системой.
Самостоятельная работа:
по овладению знаниями;
по формированию умений.
Тема 1.2. Жизненный цикл
разработки программного
обеспечения
Тема 1.3. Основы объектно
ориентированного
программирования.
Содержание: Жизненный цикл программы. Постановка задачи. Определение компонентов
программного обеспечения. Стратегии разработки программного обеспечения. Анализ предметной
области и проектирование
Самостоятельная работа:
по овладению знаниями.
Сущность объектноориентированного метода в программировании. Принципы
Содержание:
объектноориентированного программирования. Компонентный подход.
Практические занятия:
1. Принципы объектноориентированного программирования в модуле программы.
2. Примеры объектноориентированного программирования.
3
66
4
2
6
4
6
6
2
12Самостоятельная работа:
по овладению знаниями;
по формированию умений.
Тема 1.4. Подсистемы
управления ресурсами.
Содержание: Общие сведения об управлении ресурсами. Интерфейс прикладного
программирования Win API. Подсистема вводавывода. Объекты в операционной системе.
Практические занятия:
1. Управление файлами.
2. Службы Win API.
Лабораторная работа:
1. Подсистемы управления процессами
2. Подсистемы управления файлами
3. Подсистемы управления памятью
Самостоятельная работа:
по овладению знаниями;
по закреплению и систематизации знаний;
по формированию умений.
Другие формы контроля (контрольная работа) Выполнение разработки спецификаций отдельных компонент.
МДК 01.01. Системное программирование.
Раздел ПМ 2. Осуществление разработки кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.
Тема 2.1. Управление
процессами и потоками
Содержание: Процессы. Потоки. Обмен данными между процессами. Передача сообщений. Сервисы.
Виртуальная память.
Практические занятия
1. Разработка программы с использованием модуля.
2. Создание процессов и потоков в WINDOWS.
3. Обмен данными между процессами и передача сообщений.
4. Сетевое программирование сокетов.
Лабораторная работа:
1. Работа с файлами, каталогами и их атрибутами.
Самостоятельная работа:
-
-
по овладению знаниями;
по формированию умений.
4
16
6
8
2
1
96
18
4
2
6
13Содержание: Структура консольного приложения.
Практические занятия:
1. Работа с консолью.
2. Работа с буфером экрана.
3. Вводвывод на консоль.
Самостоятельная работа:
-
-
по овладению знаниями;
по формированию умений.
Тема 2.2. Программирование
консольных приложений.
Тема 2.3. Языки
программирования высокого
уровня.
Тема 2.4. Разработка
модулей системного
программного обеспечения
-
-
-
-
-
Содержание: Составление программы на языке программирования. Структура и способы описания
языков программирования высокого уровня. Потоковый ввод вывод данных. Форматы вывода.
Управление символьным выводом на экран. Логические величины, операции, выражения. Логический
оператор присваивания.
Практические занятия:
1. Управление символьным выводом на экран.
2. Система программирования.
Лабораторная работа:
1. Потоковый ввод данных.
2. Вычисление логических операций. Символьный вывод данных.
Самостоятельная работа:
по овладению знаниями;
по формированию умений.
Содержание: Основные понятия структурного программирования. Модульное программирование.
Сущность модульного программирования. Основные характеристики программного модуля.
Практические занятия:
1. Разработка программы с использованием модуля.
Лабораторная работа:
1. Осуществление разработки кода программного модуля на современных языках программирования.
Самостоятельная работа:
Экзамен по МДК 01.01. Системное программирование.
по овладению знаниями;
по закреплению и систематизации знаний;
по формированию умений.
10
6
6
18
4
2
6
18
2
4
8
14Итого по МДК 01.01. Системное программирование:
максимальная учебная нагрузка по МДК.01.01.
самостоятельная работа
консультации
аудиторная учебная нагрузка
В том числе:
лабораторные/практические занятия
МДК 01.02. Прикладное программирование
Раздел ПМ 3. Выполнение отладки программных модулей с использованием специализированных программных средств.
Тема 3.1. Технологии
разработки прикладного
программного обеспечения.
Содержание: Технологии прикладного программирования: цели, задачи и основные принципы и
инструменты. Алгоритмическая и объектноориентированная декомпозиция. Принципы объектно
ориентированного анализа. Жизненный цикл и поведение объектов.
Практические занятия:
1. Провести анализ алгоритмической и объектноориентированной декомпозиции.
Самостоятельная работа:
по овладению знаниями;
по формированию умений.
Тема 3.2. Отладка
программного обеспечения.
Содержание: Методы отладки. Основные положения теории отладки программного обеспечения.
Лабораторные работы:
1. Выполнение отладки программного модуля.
2. Провести анализ существующих методов отладки.
Самостоятельная работа:
-
-
по овладению знаниями;
по формированию умений.
Тема 3.3. Тестирование
программного обеспечения.
Содержание: Тестирование как часть процесса верификации ПО. Методы тестирования.
Классификация тестирования. Тестирование производительности ПО. Регрессивное тестирование.
Практические занятия:
1. Разработка системы тестов на основе потока управления и на основе потока данных.
2. Провести анализ интеграционного и системного тестирования.
168
44
12
112
42
74
16
4
6
12
6
6
22
6
15Лабораторные работы:
1. Тестирование программного модуля.
2. Осуществить тестирование производительности программного обеспечения.
Самостоятельная работа:
по овладению знаниями;
по формированию умений.
Тема 3.4. Основы
прикладного
программирования с
использованием языка С++.
Содержание: Структура программы на языке C++. Компиляция программы и сборка исполняемого
модуля. Размещение программы и данных в памяти. Динамическое размещение данных в памяти.
Основные языковые конструкции.
Практические занятия:
1. Компиляция программы и сборка исполняемого модуля.
2. Размещение программы и данных в памяти.
3. Разработка и использование шаблонов.
Самостоятельная работа:
-
-
-
-
-
самостоятельная работа по овладению знаниями;
по закреплению и систематизации знаний;
по формированию умений.
Контрольная работа № 1. Выполнение отладки программных модулей с использованием специализированных программных средств.
Раздел ПМ 4. Выполнение тестирования программных модулей.
МДК 01.02. Прикладное программирование
Тема 4.1 Среда
программирования Delphi.
Содержание: Среда программирования Delphi. Особенности среды программирования Delphi.
Формы.
Лабораторная работа:
1. Настройка приложения и установка среды программирования Delphi.
2. Запуск программы Delphi, обработка исключений.
Самостоятельная работа:
-
-
по овладению знаниями;
по формированию умений.
Тема 4.2. Компоненты среды
программирования Delphi.
Содержание: Редакторы. Шаблоны. Структура проекта. Компиляция и ошибки. Запуск программы.
Исключения. Обработка исключения.
6
6
4
2
2
1
21
4
2
2
6
16Практические занятия:
1. Организация разработки программного обеспечения.
2. Выполнение тестирования программного модуля группой программистов.
Самостоятельная работа:
-
-
-
по овладению знаниями;
по закреплению и систематизации знаний;
по формированию умений.
Консультации
Дифференцированный зачет
Раздел ПМ 5. Осуществление оптимизации программного кода модуля.
МДК 01.02. Прикладное программирование.
Тема 5.1. Базовые понятия и
механизмы «1С».
Содержание: Концепция системы «1С». Объекты конфигурации. Роли и подсистемы. Формы.
Модули. Макеты. Характеристика встроенного языка. Структура программного модуля.
Практические занятия:
1. Создание документов и отчетов в «1С»
2. Обработка и вывод информации.
3. Компоновка данных.
Самостоятельная работа:
по овладению знаниями;
по формированию умений.
Содержание: Клиентсерверная архитектура и клиентские приложения. Варианты работы системы.
Кластер серверов.
Практические занятия:
1. Подключение через Интернет.
2. Выполнение функциональности на сервере и клиенте.
3. Работа с данными.
Самостоятельная работа:
Тема 5.2. Архитектура
системы «1С:Предприятие».
-
-
-
-
по овладению знаниями;
по формированию умений.
4
2
7
1
43
11
6
4
10
6
4
17Тема 5.3. Использование
встроенного языка «1С».
Содержание: Основные приемы работы. Объекты для хранения временных наборов данных. Клиент
серверный контекст выполнения модулей. Виды модулей.
Лабораторные занятия:
1. Осуществить клиентсерверный контекст выполнения модулей.
2. Виды модулей.
3. Инструкции препроцессора и директивы компиляции.
Самостоятельная работа:
по овладению знаниями;
по закреплению и систематизации знаний;
по формированию умений.
-
-
-
-
-
Контрольная работа № 2. Осуществление оптимизации программного кода модуля.
Раздел ПМ 6. Разработка компонент проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.
МДК 01.02. Прикладное программирование.
Тема 6.1. Прикладные
механизмы платформы «1С».
Содержание: Хранение условнопостоянной информации. Документы. Регистры сведений.
Практические занятия:
1. Обработка и вывод информации.
2. Регистры накоплений.
3. Проведение документов.
Самостоятельная работа:
по овладению знаниями;
по формированию умений.
Тема 6.2.Программирование
форм и работа с запросами.
Содержание: Программный объект формы. Параметры и реквизиты формы. Клиентские и серверные
обработчики событий формы. Структура консольного приложения. Работа с запросами. Язык запросов.
Практические занятия:
1. Работа с консолью.
2. Разработка консольных приложений.
3. Тестирование и оптимизация клиентсерверного взаимодействия.
10
6
4
1
28
10
6
4
10
6
18Консультации
Экзамен
Самостоятельная работа:
-
-
-
по овладению знаниями;
по закреплению и систематизации знаний;
по формированию умений.
Итого по МДК 01.02. Прикладное программирование:
максимальная учебная нагрузка по МДК.01.02.
самостоятельная работа
консультации
аудиторная учебная нагрузка
В том числе:
лабораторные/практические занятия
Производственная практика (по профилю специальности).
ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Системное программирование.
Системное ПО.
Формализация задачи и разработка алгоритма.
ЭВМ исполнитель алгоритмов.
Жизненный цикл ПО. Основные этапы разработки ПО.
Модели жизненного цикла программного средства.
Постановка задачи на разработку программного средства.
Составление программы на языке программирования
Структура и способы описания языков программирования высокого уровня.
Подпрограмма – процедура.
ПК 1.2 Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля
4
7
173
44
14
115
60
252
19Формальные и фактические параметры.
Локальные и глобальные переменные.
Подпрограмма функция.
Разработка программного продукта с использованием подпрограммыпроцедуры.
1.
2.
3.
4.
5. Модульное программирование.
6. Методы разработки программных модулей.
7.
8.
9.
10. Разработка программного продукта с использованием модуля.
Осуществление разработки кода программного модуля на современных языках программирования
Решение задач с использованием стека.
Реализация процедур и функций работы с бинарным деревом.
ПК 1.3 Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
Проанализировать задачи прикладного программирования
Проанализировать особенности прикладного программирования.
Дать характеристику технологиям прикладного программирования.
Осуществить анализ языков программирования высокого уровня.
Провести анализ алгоритмической декомпозиции.
Провести анализ объектноориентированной декомпозиции.
Дать характеристику абстрактным типам данных.
Описать принцип создания абстрактных типов данных.
Охарактеризовать принципы объектноориентированного анализа.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Выполнить отладку модуля программы.
ПК 1.4 Выполнять тестирование программных модулей.
1.
2.
3.
4.
5.
Создать программу на языке С++.
Разместить программу и осуществить компиляцию программы.
Проанализировать одномерные и многомерные массивы.
Охарактеризовать принцип разработки и использования шаблонов.
Дать характеристику объектноориентированному программированию.
20Определить особенности объектноориентированного программирования.
Охарактеризовать виртуальные функции и абстрактные базовые классы.
Проанализировать множественное наследование.
Проанализировать ассоциативные массивы.
6.
7.
8.
9.
10. Дать характеристику объектамфункциям и предикатам.
ПК 1.5 Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.
Провести анализ среды программирования Delphi.
Осуществить установку Delphi.
Осуществить настройку приложения Delphi.
Создать программу, использующую редакторы и шаблоны.
Привести примеры исключений в программной среде Delphi.
Провести анализ циклов разработки прикладного программного обеспечения.
Дать характеристику критериям оценки качества программы.
Определить базовые компоненты среды программирования Delphi.
Провести анализ средств и инструментов разработки программного обеспечения.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Осуществить организацию разработки программного продукта группой программистов.
ПК 1.6 Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков
спецификаций.
1. Создать модуль компонента.
2. Охарактеризовать технологию тестирования программных продуктов.
3. Охарактеризовать инструментальные средства на этапе отладки программного продукта.
4. Разработать программный продукт, с применением языка программирования.
5. Разработать тестирующую программу, на языке программирования высокого уровня.
6.
Разработать программный продукт, с применением среды программирования Delphi.
7. Осуществить компиляцию и отладку программы.
8. Выполнить тестирование программного продукта.
9.
10.
Осуществить оформление документации программного продукта.
Тестирование программного модуля по определенному сценарию.
21Итого по ПМ.01. Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем:
максимальная учебная нагрузка по ПМ.01
самостоятельная работа
консультации
аудиторная учебная нагрузка
В том числе:
практические занятия
Производственная практика (по профилю специальности)
341
88
26
227
102
252
224. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия аудитории: «Лаборатория системного и
прикладного программирования».
Оборудование лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- персональные компьютеры по количеству обучающихся, объединённые
локальной вычислительной сетью.
- интерактивная доска.
Технические средства обучения:
рабочие места, оснащенные персональными компьютерами, имеющими доступ
в интернет, по количеству обучающихся;
необходимое программное обеспечение;
интерактивная доска;
принтер;
сканер.
Комплект учебнометодической документации:
- презентационный материал;
- учебнометодическая документация.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной
литературы.
Основные источники:
1.
2.
3.
[1] Г. Н. Федорова, Разработка программных модулей программного обеспечения
для компьютерных систем: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
Г. Н Федорова. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 336 с.
[2] И.Г. Семакин, А. П. Шестаков. Основы алгоритмизации и программирования.
М.: Издательский центр «Академия», 2010.432с.
[3] А. Ю. Молчанов, Системное программное обеспечение: Учебник для вызов, 3е
изд., СПБ.: Питер, 2010. – 400 с.
Дополнительные источники:
1.
2.
3.
4.
[4] Харт Дж.М. Системное программирование в среде Windows. 2009.
[5]Рогачев А.Ф. Технология программирования. – Воронеж: Научная книга, 2010.
207с.
[6] Биллиг, В.A. Основы объектного программирования на С# (C# 3.0, Visual Studio
2008).
ИнтернетУниверситет
Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2010.
[7]
программирование: практикум /Т.Павловская, Ю.Щупак. СПб.: Питер, 2011.
Структурное и объектноориентированное
Лаборатория знаний,
БИНОМ.
Павловская,
Т.
C/C++.
М.:
235.
6.
7.
[8] Смирнов, А.А. Прикладное программное обеспечение: учебное пособие. М.:
Евразийский открытый институт, 2011.
[9] Снетков, В.М. Практикум прикладного программирования на C# в среде
VS.NET 2008. М.: ИнтернетУниверситет Информационных Технологий
(ИНТУИТ), 2010.
[10] Федотова, С.В. Создание Windowsприложений в среде Delphi: учебное
пособие. М.: СОЛОНПРЕСС, 2010.
Интернетресурсы
http://aco.ifmo.ru/el_books/applied_programming/.
1.
2. CITForum: Центр информационных технологий: материалы сайта [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://citforum.ru/, свободный.
3. CodeNet все для программиста [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.codenet.ru/, свободный.
4. Coding Lessons.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://codinglessons.ru/,
5.
свободный.
Видеокурс «Уроки Visual Studio С++» [Электронный ресурс]. Режим
доступа:http://www.youtube.com/user/visvivatutorials, свободный.
6. Духанов, А.В. Системное и прикладное программное обеспечение [Электронный
ресурс]: конспект лекций / С.И. Абрахин, А.В. Духанов; Владим. гос. унт.
Владимир:
Режим доступа:
http://window.edu.ru/resource/359/77359, свободный.
Информация для студентов и преподавателей [Электронный ресурс]. Режим
доступа: www.4stud.info, свободный.
Издво Владим.
гос.
унта,
2010.
7.
245. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Контроль и оценка результатов освоения ПМ осуществляется преподавателем в
промежуточной аттестации в форме
процессе текущего (рубежного) контроля,
дифференцированного зачета, экзамена и экзамена квалификационного.
Требования к результатам
освоения
(должен иметь практический опыт, уметь,
знать)
Таблица №1
Функциональная принадлежность
оценочного средства
Иметь практический опыт
разработки алгоритма поставленной задачи
и
средствами
автоматизированного проектирования;
реализаций
его
- разработки кода программного продукта на
основе готовой спецификации на уровне
модуля;
использования инструментальных средств
отладки программного
на этапе
продукта;
выполнение тестирования программных
модулей по определенному сценарию;
осуществлять
программного модуля;
оптимизацию
разрабатывать компоненты проектной и
технической
с
графических
использованием
спецификаций.
документации
зачет
зачет
зачет
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
по
Дифференцированный
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
зачет
зачет
зачет
25Уметь
осуществлять
кода
программного модуля на современных
языках программирования;
разработку
создавать программу по разработанному
алгоритму как отдельный модуль;
выполнять отладку и тестирование
программы на уровне модуля;
зачет
занятия:
занятия:
память»,
«Регистры»,
«Управление
«Подсистемы
«Подсистемы
«Подсистемы
Практические
«Виртуальная
файлами», «Службы Win API».
Лабораторные работы:
управления процессами»,
управления
файлами»,
управления памятью».
Экзамен по МДК.01.01 Системное
программирование.
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Практические
«Разработка
программы с использованием модуля»,
«Создание процессов и потоков в
WINDOWS»,
«Обмен данными между
процессами и передача сообщений», «Сетевое
программирование сокетов»,
«Работа с
консолью», «Работа с буфером экрана»,
«Вводвывод на консоль», «Управление
символьным выводом на экран», «Система
программирования», «Разработка программы
с использованием модуля».
Лабораторная работа: «Работа с файлами,
каталогами и их атрибутами», «Потоковый
ввод данных»,
«Вычисление логических
Символьный вывод данных»,
операций.
«Осуществление
кода
программного модуля на современных языках
программирования».
Экзамен по МДК.01.01 Системное
программирование.
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Практическое занятие: «Провести анализ
алгоритмической
объектно
ориентированной декомпозиции», «Разработка
системы тестов на основе потока управления
и на основе потока данных», «Провести
анализ интеграционного и системного
26
разработки
зачет
изачет
тестирования», «Компиляция программы и
сборка исполняемого модуля», «Размещение
программы и данных в памяти», «Разработка и
использование шаблонов»,
«Организация
разработки программного обеспечения»,
«Выполнение тестирования программного
модуля группой программистов».
Лабораторные работы:
«Выполнение
отладки модуля программы»,
«Провести
анализ существующих методов отладки»,
«Тестирование программного модуля»,
«Осуществить
тестирование
производительности
программного
обеспечения», «Настройка приложения и
установка среды программирования Delphi»,
«Запуск программы Delphi,
обработка
исключений».
Экзамен по МДК.01.02 «Прикладное
программирование».
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Практические занятия: «Обработка и вывод
«Регистры накоплений»
информации»,
«Работа с
«Проведение документов»,
консолью»,
«Разработка
консольных
приложений», «Тестирование и оптимизация
клиентсерверного взаимодействия».
Экзамен по МДК.01.02 «Прикладное
программирование».
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Практическое занятие: «Провести анализ
алгоритмической
объектно
ориентированной декомпозиции», «Разработка
системы тестов на основе потока управления
и на основе потока данных», «Провести
анализ интеграционного и системного
тестирования», «Компиляция программы и
сборка исполняемого модуля», «Размещение
программы и данных в памяти», «Разработка и
27
зачет
и
оформлять документацию на программные
средства;
использовать инструментальные средства
оформления
автоматизации
для
документации;зачет
«Принципы
«Система
«Работа с вычислительной
использование шаблонов».
Лабораторные работы:
«Выполнение
отладки модуля программы»,
«Провести
анализ существующих методов отладки»,
«Тестирование программного модуля»,
тестирование
«Осуществить
производительности
программного
обеспечения».
Экзамен по МДК.01.02 «Прикладное
программирование».
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Практические занятия:
прерываний»,
системой».
Экзамен по МДК.01.01 Системное
программирование.
Практические занятия:
объектноориентированного
программирования в модуле программы»,
«Примеры
программирования».
Экзамен по МДК.01.01 Системное
программирование.
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
«Компиляция
Практические занятия:
программы и сборка исполняемого модуля»,
«Размещение программы и данных в памяти»,
«Разработка и использование шаблонов».
Экзамен по МДК.01.02 «Прикладное
программирование».
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Практические занятия:
«Организация
разработки программного обеспечения»,
28
объектноориентированного
зачет
зачет
учитывать систему прерываний при
работе с вычислительной системой;
объектно
осуществлять принципы
ориентированного программирования в
модуле программы;
использовать язык С++ в прикладном
программировании;
разрабатывать программные модули с
использованием среды программированияDelphi и создавать компоненты среды
программирования Delphi.
установка
Delphi»,
«Настройка
среды
«Запуск
«Выполнение тестирования программного
модуля группой программистов».
работы:
Лабораторные
приложения
и
программирования
программы Delphi, обработка исключений».
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
зачет
Знать
основные этапы разработки программного
обеспечения;
основные
принципы
технологии
структурного и объектноориентированного
программирования;
основные принципы отладки и тестирования
программных продуктов;
по
зачет
зачет
разработки
Контрольная работа по МДК.01.01:
«Выполнение разработки спецификаций
отдельных компонент».
Экзамен по МДК.01.01 Системное
программирование.
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Контрольная работа по МДК.01.01:
«Осуществление
кода
программного продукта на основе готовых
спецификаций на уровне модуля».
Дифференцированный
МДК.01.02.
Экзамен по МДК.01.01 Системное
программирование.
Экзамен по МДК.01.02 Прикладное
программирование.
по
Дифференцированный
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Контрольная работа
по МДК.01.02:
«Выполнение отладки программных модулей
с использованием специализированных
программных средств».
Дифференцированный зачет по МДК.01.02
Прикладное программирование.
Дифференцированный
по
зачет
производственной практике (по профилю
29
зачет методы и средства разработки технической
документации;
структуру и основные компоненты
вычислительной системы;
понятие жизненного цикла ПО и
стратегии разработки ПО;
основные компоненты и принципы
объектноориентированного
программирования;
основные понятия и определения
прикладного программирования С++;
зачет
зачет
по МДК.01.01 Системное
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Экзамен по МДК.01.02 Прикладное
программирование.
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Контрольная работа по МДК.01.01:
«Выполнение разработки спецификаций
отдельных компонент»
Экзамен
программирование.
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Контрольная работа по МДК.01.01:
«Выполнение разработки спецификаций
отдельных компонент»
Экзамен
программирование.
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Контрольная работа по МДК.01.01:
«Выполнение разработки спецификаций
отдельных компонент»
Экзамен
программирование.
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Дифференцированный зачет по МДК.01.02
Прикладное программирование.
Экзамен
по МДК.01.01 Системное
по МДК.01.01 Системное
по МДК.01.02 Прикладное
30
зачет
зачет
среду программирования Delphi и ее
компоненты.
базовые
понятия,
архитектура «1С»;
механизмы и
встроенный язык «1С»;
прикладные механизмы платформы «1С»;
программирование форм и работа с
запросами.
зачет
зачет
зачет
по МДК.01.02 Прикладное
по МДК.01.02 Прикладное
программирование.
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Дифференцированный зачет по МДК.01.02
Прикладное программирование.
Экзамен
программирование.
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Экзамен
программирование.
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Экзамен
программирование.
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Экзамен
программирование.
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
специальности).
Экзамен
программирование.
Дифференцированный
по
производственной практике (по профилю
специальности).
ПМ.1.ЭК Экзамен квалификационный по
производственной практике (по профилю
31
по МДК.01.02 Прикладное
по МДК.01.02 Прикладное
по МДК.01.02 Прикладное
зачет
зачет
зачетТребования к результатам
освоения
(профессиональные компетенции)
ПК 1.1 Выполнять разработку спецификаций
отдельных компонент
ПК 1.2 Осуществлять разработку кода
программного продукта на основе готовых
спецификаций на уровне модуля
ПК 1.3 Выполнять отладку программных
модулей
использованием
специализированных программных средств
с
ПК 1.4 Выполнять
программных модулей
тестирование
ПК 1.5 Осуществлять оптимизацию
программного кода модуля
ПК 1.6 Разрабатывать компоненты
проектной и технической документации с
использованием
графических языков
спецификаций.
специальности).
Таблица 2
Функциональная принадлежность
оценочного средства
квалификационный
квалификационный
квалификационный
Зачет по производственной практике (по
профилю специальности).
Экзамен
по
производственной практике (по профилю
специальности).
Зачет по производственной практике (по
профилю специальности).
Экзамен
по
производственной практике (по профилю
специальности).
Зачет по производственной практике (по
профилю специальности).
Экзамен
по
производственной практике (по профилю
специальности).
Зачет по производственной практике (по
профилю специальности).
Экзамен
по
производственной практике (по профилю
специальности).
Зачет по производственной практике (по
профилю специальности).
Экзамен
по
производственной практике (по профилю
специальности).
Зачет по производственной практике (по
профилю специальности).
Экзамен
по
производственной практике (по профилю
специальности).
квалификационный
квалификационный
квалификационный
Требования к результатам
освоения
(общие компетенции)
Формы и методы
сформированности компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Оценка преподавателя в участии студента в
учебных, образовательных, воспитательных
мероприятиях в рамках специальности.
Таблица 3
32ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и
качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку
информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно
коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде,
обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за
работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой
смены технологий в профессиональной
деятельности
Наблюдение за соблюдением технологии
изготовления программного продукта.
Наблюдение за поведением в нестандартных и
нештатных ситуациях.
Наблюдение, оценка преподавателем решения
профессиональных задач, практического
задания.
Оценка преподавателем выполнения заданий
самостоятельной работы в поиске и
использовании информации.
Определение преподавателем лидерских
качеств, наблюдение за отношениями внутри
группы. Наблюдение за организацией
коллективной деятельности, общением с
преподавателем и руководителями.
Наблюдение за проявлением лидерских
качеств, за самостоятельной организацией
работы и качеством его выполнения.
Наблюдение преподавателем за процессом
самообразования
(использование
дополнительных
информационных
источников), за планированием студентом
повышения квалификации
(выполнение
работы повышенной сложности).
Наблюдение за соблюдением действующего
законодательства и обязательных требований
нормативных документов, а также требований
стандартов, технических условий,
обновлением программного обеспечения.
33