федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)
«Утверждаю» к.п.н., доцент, декан факультета МИФиТ Котенко В.В./_________
(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)
Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии факультета математики, информатики, физики и технологии «12» сентября 2016 г. Протокол № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА
(с двумя профилями)
Составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта 2015 года
Составитель (и): доцент, доцент кафедры ТиМПТ Е.И. Золотарева /____________
(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры технологии и методики преподавания технологии
«30» августа 2016 г. Протокол № 1
Заведующий кафедрой:
к.т.н., доцент Е.О.Захарова /____________
(уч. степ., уч. звание) (Ф.И.О) (подпись)
Курс: 3
Форма обучения: очная
Семестр: 6
Трудоемкость: 4 зачетных единицы
Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (контактная работа обучающихся с преподавателем) по видам учебных занятий:
Из них: лекционных занятий – 16 ак. ч. семинарских (лаб.) – 18 ак.ч.
практических занятий – 20 ак.ч.
самостоятельная работа обучающихся – 54 ак.ч. Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Цель курса
Основная цель курса – познакомить студентов с основными видами и традиционными особенностями народного искусства, познакомить с технологией изготовления и способами художественного оформления изделий в различных направлениях народных промыслов.
Важно показать студентам бесконечное разнообразие видов творческой деятельности, которое является неотъемлемой частью отечественной и мировой художественной культуры человека, впитавшей в себя мудрость и талант многовекового коллективного творчества.
Задачи дисциплины: развитие и формирование духовной культуры личности студента, приобщение к общечеловеческим ценностям;
активизировать познавательный интерес у студентов к мировой художественной культуре;
выработать у студентов способности чувствовать и понимать эстетические начала народного искусства;
выработать способность уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям; познакомить со специальной литературой; познакомить студентов с истоками и традициями народных ремесел; познакомить с произведениями народных промыслов и ремесел; обобщить знания о народных промыслах;
формирование национального самосознания через овладение национальным культурным наследием;
познакомить с техническими и художественными свойствами материалов;
научить изготавливать изделия в рамках традиционных особенностей того или иного направления;
научить определѐнным навыкам художественного оформления декоративных изделий; развить творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус; формирование и развитие умений и навыков, творческого подхода к проектированию и изготовлению изделий по отдельным видам народного искусства; подготовка студентов к осуществлению учебного процесса по декоративноприкладному искусству в рамках образовательной области «Технология» и в системе дополнительного образования.
Планируемые результаты:
В результате изучения дисциплины «Народные промыслы и ремесла» студент должен овладеть следующими знаниями, умениями и навыками в рамках формируемых компетенций:
ПК-3
должен обладать способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; ПК-4
должен обладать способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов.
ПК-5
Должен обладать способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся
Код формируемой компетенции |
Уровни овладения |
Критерии |
Результаты |
|
ПК-3 |
пороговый |
- называет основные понятия; - понимает, какова роль народного искусства в жизни человека |
знать |
- отдельные понятия дисциплины; - истоки зарождения ремесел |
- знакомится с произведениями народно искусства |
уметь |
- ориентироваться в различных направлениях ремесел
|
||
- демонстрирует свое отношение к культурным традициям на лекционных занятиях в рамках конкретной предметной деятельности
|
владеть |
- минимально достаточным для курса объемом средств для организации образовательной среды направленной на воспитание и духовнонравственное развитие обучающихся |
||
продвинутый |
- понимает разницу между «ремеслом» и «промыслом»; - осознает значимость народного искусства в развитии современного человека |
знать |
- сущность основных понятий дисциплины; - исторические, социальные и культурные корни различных видов ремесел |
|
- проявляет познавательный интерес к культурным традициям различных народностей при подготовке к занятиям |
уметь |
- анализировать особенности народных ремесел; - бережно относиться к историческим корням и культурным традициям народного искусства |
||
- демонстрирует возможности использования традиционных особенностей при выполнении практических заданий по алгоритму в рамках конкретной предметной деятельности |
владеть |
- достаточным для курса объемом знаний в области народного художественного творчества для обеспечения качества образовательного процесса и достижения результатов воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся |
||
высокий |
- осознает значимость народного искусства в развитии современных направлений художественного творчества |
знать |
- современные направления художественного творчества в области декоративноприкладного искусства
|
|
- реализовывает технологии достижения результатов через знакомство с современными произведениями |
уметь |
- анализировать особенности народных ремесел и влияние культурных традиций на развитие современного человека; |
||
|
|
декоративного искусства |
|
- самостоятельно проектировать технологии воспитания и духовнонравственного развития в учебной и внеучебной деятельности |
- демонстрирует возможности использования эффективных методов формирования духовной культуры личности при осуществлении учебного процесса в рамках образовательной области «Технология» и в системе дополнительного образования |
владеть |
- опытом самостоятельного анализа и создания эффективных элементов образовательной среды для достижения результатов воспитания и духовнонравственного развития обучающихся и обеспечения качества образовательного процесса |
Код формируемой компетенции |
Уровни овладения |
Критерии |
|
Результаты |
ПК-4
|
пороговый |
- понимает какие средства возможно использовать для достижения образовательных результатов в данной конкретной деятельности |
знать |
- перечень отдельных планируемых результатов, формируемых при изучении традиционных особенностей народных ремесел |
- демонстрирует знания на семинарских занятиях |
уметь |
- анализировать традиционные технологические особенности изготовления и художественного оформления промысловых изделий |
||
- реализовывает знание культурных традиций при выполнении учебных упражнений |
владеть |
- отдельными приемами достижения результатов обучения в данной области
|
||
продвинутый
|
- понимает и может объяснить какие средства возможно использовать для достижения результатов при выполнении творческих заданий в конкретной предметной деятельности |
знать |
- основные результаты, формируемые при изучении и освоении технологии изготовления изделий
|
|
- реализовывает технологический процесс изготовления изделий по алгоритму
|
уметь |
- отбирать необходимый материал и средства для организации образовательной среды в рамках учебного предмета |
||
- демонстрирует свои знания, умения и навыки при изготовлении изделий в рамках конкретного направления художественного творчества |
владеть |
- основными средствами, методами, формами и технологиями изготовления традиционных изделий |
||
высокий
|
- может объяснить какими средствами преподаваемого учебного предмета и какие образовательные результаты (Л, М, П) формируем при |
знать |
- современные технологии проектирования и изготовления изделий; - критерии и процедуру оценивания результатов; - формы представления |
|
|
|
проектировании и художественном оформлении современных изделий |
|
результатов
|
- понимает какие средства возможно использовать, чтобы заинтересовать ученика, мотивировать его познавательную и творческую активность |
уметь |
- самостоятельно проектировать, организовывать и проводить процесс обучения для достижения результатов в данной области
|
||
- использует методы исследовательской и проектной деятельности, методы моделирования, конструирования и эстетического оформления объектов труда в рамках традиций того или иного ремесла |
владеть |
- опытом самостоятельного отбора эффективных методов, средств, способов и приемов достижения результатов в данной области, их оценки и коррекции; - приемами рефлексии о достижении результатов (самооценка) |
Код формируемой компетенции |
Уровни овладения |
Критерии |
|
Результаты |
ПК-5 |
пороговый |
- понимает, в какой сфере деятельности возможно реализовать знания и умения, полученные при изучении данной дисциплины |
знать |
- основы педагогического сопровождения процессов социализации и профориентационной работы |
- изучает профессиональный интерес у учащихся к определенной сфере деятельности (анкетирование, тестирование) |
уметь |
- осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профориентационного самоопределения учащихся |
||
- создает условия для предварительной апробации знаний, умений и навыков учащихся с целью выявления определенных способностей (упражнения по алгоритму) |
владеть |
- основами профориентационной работы с обучающимися |
||
продвинутый |
- знакомит учащихся с информацией, необходимой для выбора конкретного вида деятельности
|
знать |
- различные виды педагогического сопровождения процессов социализации и профориентации |
|
- осуществляет процесс, позволяющий диагностировать интересы и запросы обучающихся в организации их деятельности |
уметь |
- осуществлять процессы социализации и профориентации учащихся |
||
- создает условия для совершенствования приобретенных ранее знаний, умений и навыков создания художественных изделий во внеурочной деятельности |
владеть |
- опытом проведения различных методов педагогического сопровождения, направленных на социализацию обучающихся и профориентационную работу |
||
высокий |
- проводит беседы, консультации для более детального анализа и |
знать |
- классические и современные технологии педагогического сопровождения процессов |
|
|
|
понимания обучающимися специфики данного вида деятельности |
|
социализации и профориентационного самоопределения обучающихся |
- решает педагогические задачи в процессе диагностирования достижений учащихся при выполнении творческих проектов |
уметь |
- разрабатывать и реализовывать программу педагогического сопровождения социализации и профориентации обучающихся, опираясь на данные диагностирования достижений учащихся |
||
- создает условия, в которых учащийся может проявить свои профессиональные качества и утвердиться в правильности выбора данного вида деятельности (проведение выставок, ярмарок и. т.д) |
владеть |
- опытом реализации программ педагогического сопровождения процессов социализации обучающихся, их подготовки к профессиональному самоопределению |
Количественные уровни оценки сформированности компетенций
Коды формируемых компетенции (кластера компетенций) |
Уровни овладения |
Баллы |
ПК-3; ПК-4; ПК-5 |
пороговый |
60-74 |
продвинутый |
75-89 |
|
высокий |
90-100 |
Содержание дисциплины включает использование в учебном процессе различных форм и методов проведения занятий.
В лекционном материале очень важно познакомить студентов с истоками зарождения и образным языком народного искусства, познакомить с различными видами народных промыслов и ремесел. Важно также ознакомить студентов с основными закономерностями художественного оформления предметов декоративного характера.
Практические занятия направлены на формирование и развитие творческого потенциала и профессиональных навыков обучающихся в области изготовления и художественного оформления изделий, с учетом характерных традиционных особенностей русского ремесла.
При изучении дисциплины «Народные промыслы и ремесла» важно опираться на знания, полученные при изучении дисциплин «Основы композиции и цветоведения» и «Декоративно-прикладное творчество». Для освоения данной дисциплины студентам также необходимы знания в области изобразительного искусства, графики и дизайна, а также знания, полученные на занятиях по дисциплине «Материаловедение».
Практические умения базируются на освоении ранее полученных знаний и умений в практикуме по художественной обработке материалов и курсов по выбору. Они дают возможность грамотного использования творческих способностей и профессиональных навыков в изготовлении и художественном оформлении изделий.
Знания и умения, полученные на занятиях по дисциплине «Народные промыслы и ремесла», будут способствовать дальнейшему профессиональному росту обучающихся, сформируют знания и умения по организации кружковых занятий в школе, позволят выполнить курсовые работы и ВКР, а также будут способствовать формированию технологической культуры учителя высокой квалификации, способного нести эти знания в профессиональную деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» в программе предусмотрено использование в учебном процессе различных методов и форм обучения: информационные (мультимедийные презентации, тестовые задания для проверки знаний), активные (дискуссия, проектирование и пр.), а также рациональные методы решения творческих задач, что позволяет активизировать познавательную деятельность студентов.
В учебном процессе для данных конкретных условий рекомендуется применять наиболее оптимальные формы и методы проведения занятий, которые предоставляют обучающемуся наибольшую меру самостоятельного и творческого поиска, способствуют заинтересованности студента в изучении предмета и активному усвоению информации.
Осуществлять контроль успеваемости, а также оценивать знания, умения и навыки при изучении различных ремесел позволяет использование бально-рейтинговой системы оценки достижений студентов.
Текущая аттестация проводится путѐм накопительной оценки в процессе выполнения студентами заданий, определенных в технологической карте учебной дисциплины (см. Технологическую карту).
В качестве промежуточной аттестации студентам предлагается ввести экзамен в конце 6 семестра. К экзамену допускаются студенты, которые выполнили требования, изложенные в технологической карте, и набравшие не менее 40 баллов.
Вопросы к экзамену прилагаются.
Оценка проводится по результатам теоретических знаний и практических умений. Промежуточный контроль на экзамене включает:
№ |
Тема (раздел) дисциплины |
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем |
|
|||
|
|
|
|
||||
1 |
Раздел 1. Народные ремесла в жизни человека. |
16 |
4 |
4 |
|
|
6 |
2 |
Раздел 2. Народные промыслы России. |
34 |
6 |
8 |
6 |
|
16 |
3 |
Раздел 3. Народные традиции в современном декоративноприкладном искусстве. |
58 |
6 |
6 |
14 |
|
32 |
4 |
Экзамен |
36 |
|
|
|
36 |
|
|
ИТОГО: |
144 |
16 |
18 |
20 |
36 |
54 |
Раздел 1. Народные ремесла в жизни человека.
Лекция 1: Народное и декоративно-прикладное искусство как неотъемлемая часть художественной культуры.
истоки зарождения и этапы развития народного творчества; сущность и семантика народного искусства; территориальные и национальные особенности народных ремесел.
Семинар: ознакомление с произведениями народного искусства на примере ремесел
различных народностей.
Раздел 2. Народные промыслы России.
Лекция 2: Особенности традиционных художественных промыслов России.
история зарождения художественных промыслов; отличительные особенности промыслов России.
Лекция 3: Композиция как значимое соотношение частей художественного произведения в народном и декоративно-прикладном искусстве.
законы композиции в формообразовании и художественном оформлении промысловых изделий;
орнамент – как важнейшая часть народного и декоративно-прикладного искусства.
Семинар:
анализ композиционных особенностей произведений народного и декоративно-
прикладного искусства на примере традиционных художественных промыслов.
Практика: освоение традиционных приемов работы различными материалами;
изучение традиционных приемов художественного оформления изделий на примере выполнения простых упражнений;
составление орнаментальной композиции в традициях конкретного вида промысла.
Раздел 3. Народные традиции в современном декоративно-прикладном искусстве.
Лекция 4: Влияние народного искусства на эстетическое развитие современного человека.
духовная значимость предметов народного искусства для современного человека; требования эргономики к созданию предметов декоративно-прикладного творчества; принципы взаимосвязи декора и формы; роспись по дереву как наиболее яркое проявление народного творчества.
Семинар: национальные художественные традиции в современной художественной культуре. Практика: авторские примеры стилизации орнаментальных мотивов в рамках традиционных
особенностей конкретного вида народного промысла; разработка проекта изделия декоративно-прикладного характера (составить банк идей; разработать технологическую карту; разработать фор-эскизы композиционного и цветового решения будущего изделия; разработать окончательный эскиз декоративного оформления).
После изучения лекционного материала, изучения различных технологических процессов и составления проекта, результаты выполнения которых представлены в технологической карте, студентам предлагается выполнить итоговую практическую работу в материале.
Изделие должно быть выполнено с учетом традиционных особенностей того или иного вида промысла. При разработке эскиза художественного оформления будущего изделия необходимо учитывать размеры, форму, назначение изделия, а также традиционные особенности, характерные для конкретного направления.
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса Основная литература:
1. Русские художественные промыслы [Текст]: научное издание / Е. Б. Алаева [и др.]; гл. ред. М. Шинкарук; дизайн и макет. Л. Киселѐва. - М.: Мир энциклопедий: Астрель, 2011. - 183 с.
2. Косогорова, Людмила Васильевна. Основы декоративно-прикладного искусства [Текст] : учеб. / Л. В. Косогорова, Л. В. Неретина. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2014. - 223 с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Библиогр.: с. 217-220.
3. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Изобразительное искусство" / Г. М. Логвиненко. - М. : Владос, 2010. - 160 с.
4. Степанова А.П. Теория орнамента: учеб. пособие для учителей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
Дополнительная литература:
1. Варава Л. В. Современная энциклопедия декоративно-прикладного искусства. Издательство: Удача, 2010. 2. Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития. Издательство: Владос, 2010. 3. Молотова В. Н. Декоративно-прикладное искусство. Издательство: Форум, 2010.
4. Фокина Л. В. История декоративно-прикладного искусства. Издательство: Феникс, 2009.
5. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Методическое пособие. Издательство: Просвещение, 2007.
Дополнительная литература для расширения кругозора:
1. Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина. Дерево: Домашнее рукоделие. – М., 2001.
2. Алферов Л. Технологии росписи: Дерево. Металл. Керамика. Ткани. - Ростов/Дону, 2001.
3. Андреева Р.П. Лоскутное шитьѐ. – С.-Петербург, 2001.
4. Бурдейный М.А. Искусство керамики. – М., 2005.
5. Брайан Сентенс. Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода.
Художественный металл XVI-XVII веков. Издательство: Северный паломник, 2008.
6. Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества. – М., 2000.
7. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: Учеб. пособие. – М., 2003.
8. Горяева Н.А., О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М., 2001.
9. Гусева А. Г. Нетканый гобелен, или Вышивка петлей. Издательство: Культура и традиции, 2007.
10. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Программы общеобразовательных учреждений для 1-4 классов одиннадцатилетней школы. (сост. Шпикалова Т.Я., Комарова Т.С., Светловская Н.Н. и др.). 2001.
11. Константинова С. С. История декоративно-прикладного искусства. Конспект лекций. Издательство: Феникс, 2004.
12. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. – М., 2001. – 178с., ил.
13. Магда Гиновар. Роспись по дереву для начинающих. – М., АРТ-РОДНИК, 2008.
14. М. Пилар Наварро. Декорирование керамики. История, основные техники, изделия. Практическое руководство. Издательство: Ниола 21 век, 2005.
15. Перевертень Г.И. Искусные поделки из разных материалов. – М., 2005.
16. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство. Рисунок. 1-11 классы. Живопись. 1-11 классы. Основы живописи. 5-9 классы. Основы дизайна. 5-9 классы. Основы народного и декоративноприкладного искусства. 1-8 классы. Издательство: Дрофа, 2002.
17. Соколов М.В., Соколова М.С., Саляева Т.В. Декоративно-Прикладное Искусство – М., Владос, 2005.
18. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву : Технология нар. художеств.
промыслов. Учебное пособие для вузов - М. : ВЛАДОС, 2002. - 303 c.
19. Сохранение и возрождение народных традиций. Сб. материалов научнопрактической конференции. вып. 12: Художественная обработка дерева.- М.:Государственный республиканский центр русского фольклора, 2003.
20. Уханова И. Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов русского севера конца XVII - XIX веков. Издательство: Дмитрий Буланин, 2001. 21. Шорохов Е.В. Основы композиции. – М.: Просвещение, 2000.
Декор – (лат. decoro — приличие, пристойность, совместимость) — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным.
Декорация (от фр. decoratio — украшение) – всякое художественное украшение предмета или помещения.
Декорирование – орнаментирование, украшение, отделывание.
ДПИ – (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.
Искусство – образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Композиция – важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.
Культурные традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течении длительного времени.
Народное искусство-синтетическое по характеру искусство, изначально связанное с трудовой деятельностью человека и представляющее одновременно материальную и духо вную культуру.
Народный промысел – это вид ремесла, характерный для определѐнной местности, которым здесь занимаются издавна и успели узнать все тонкости этого ремесла.
Народные промыслы – форма народного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства), в которой отчетливо прослеживаются традиции, зародившиеся много веков назад.
Насыщенность – интенсивность определѐнного тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета.
Национальные особенности – устойчивые особенности, характерные для членов того или иного национального (этнического) сообщества и включающие в себя идеи, интересы, чувства, психический склад, мораль, религию, духовные ценности, мотивы, стремления, социально-психологические защитные механизмы того или иного народа (этноса, нации).
Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.
Ремесло – мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.
Семантика – дисциплина, изучающая знаки и знаковые системы с точки зрения их смысла, как правило, рассматривается в рамках семиотики (науки о знаковых системах) совместно с двумя другими ее разделами: синтактикой и прагматикой.
Стилизация – декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема.
Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.
Технология – совокупность приѐмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.
Традиции – (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Формообразование в ДПИ – сложный процесс, зависящий от множества условий и факторов, которые теоретически могут быть объединены в целостную структуру, должно определяться прикладным назначением вещи.
Фор-эскиз – начало проекта, черновик для эскиза.
Цвет – качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов.
Эргономика – научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы.
Эскиз - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.
Этнос - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединѐнных общими объективными, либо субъективными признаками, в которые различные направления этнологии (этнографии) включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание и др.
Этническая традиция – наследование художественного опыта этнической культуры; исторически сложившиеся художественно - эстетические принципы отражения этнической картины мира в искусстве; изобразительно-выразительные средства, стилизующие формы этнического искусства.
Организация самостоятельной работы обучающихся.
В рамках учебного курса в качестве самостоятельной работы студентам предлагается:
1. подготовить реферат по теме: «Народные промыслы России» и выступить на семинаре с сообщением по данной теме в сопровождении презентации;
2. провести анализ технологических и композиционных особенностей произведений народного и декоративно-прикладного искусства на примере традиционных
художественных промыслов России (данный материал представить в виде таблицы);
3. собрать иллюстративный материал по теме: «Национальные художественные традиции в современной художественной культуре».
Самостоятельная работа предполагает поиск информации в глобальных компьютерных сетях и изучение теоретических вопросов программы по рекомендованной литературе, а также подготовку студентов к семинарам и практическим занятиям.
Методические указания для обучающихся по выполнению самостоятельной работы .
1. В докладе студенту необходимо освятить следующие вопросы:
история возникновения данного ремесла;
технологические и художественные особенности изделий данного ремесла; примеры применения изделий данного характера в жизни человека.
Наиболее полно и интересно проиллюстрировать содержание доклада позволяют компьютерные презентации (слайд-фильмы). Они предназначены специально для сопровождения сообщения показом видеоматериалов на большом экране или на мониторе компьютера. Такие презентации студенты могут создавать с помощью программы Роwer Point. Иллюстрации должны характеризовать основные направления народных ремесел - художественные работы по дереву, бересте, кости, роспись по металлу, дереву, стеклу, текстилю, керамическое производство, лаковую роспись, художественное кружево, художественная обработка металла и т.д. Тематика предлагается преподавателем индивидуально для каждого студента.
2. При составлении анализа необходимо в таблице указать: родина зарождения данного промысла; дата зарождения;
материал, из которого данные изделия изготавливают; технология обработки материала;
какой вид орнамента характерен для данного вида промысла; какой способ построения орнамента; колористическое решение художественного оформления.
3. В подборке иллюстративного материала должны быть представлены примеры применения изделий народных промыслов в жизни современного человека. Данный материал необходимо разместить на образовательном портале.
Существенную помощь студенту в его самостоятельной работе также окажут учебники, учебные пособия, справочники и методические рекомендации, которые указаны в списке основной и дополнительной литературы.
Контрольно-измерительные материалы для проведения текущего контроля знаний.
Технологическая карта дисциплины преподавателя
Уровень/ступень образования __________бакалавр______
Направление/специальность Педагогическое образование___________________
Профиль/магистерская программа ФТ, ИТ
Курс/группа(ы) ______________3_____________________________________
Наименование дисциплины Народные промыслы и ремесла
Коды формируемых компетенций ПК-3; ПК-4
№ |
Код формир уемой компете нции |
Виды учебной деятельнос ти студентов |
Продукт текущей аттестации |
Баллы (максимум) |
Сроки сдачи |
1 |
ПК-3 |
выступлен ие на |
доклад по теме: «Народные промыслы России» в сопровождении презентации |
5 |
|
|
|
семинаре |
|
|
|
2 |
ПК-3 |
сбор и анализ информац ии |
таблица, в которой представлен анализ технологических и композиционных особенностей произведений народного и декоративно-прикладного искусства |
7 |
|
3 |
ПК-3, ПК-4 |
копирован ие по алгоритму |
копирование орнаментальных мотивов, характерных для традиционного вида промысла |
4 |
|
4 |
ПК-3, ПК-4 |
практика |
составление орнаментальной композиции в традициях конкретного вида промысла |
8 |
|
5 |
ПК-3 |
сбор материала |
иллюстративный материал по теме: «Национальные художественные традиции в современной художественной культуре» |
5 |
|
6 |
ПК-3, ПК-4 |
практика |
авторские примеры стилизации в рамках традиционных особенностей конкретного вида народного промысла |
6 |
|
7 |
ПК-3, ПК-4 |
практика |
разработка проекта изделия декоративноприкладного характера |
35 |
|
|
|
|
Итого: |
70 |
|
|
|
|
Премиальные баллы |
|
|
8 |
ПК-3, ПК-4 |
самостояте льная |
видеоролик с мастер-классами по освоению традиционных приемов работы различными материалами |
10 |
|
|
|
|
Всего премиальных баллов: |
10 |
|
|
|
|
Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
|
Экзамен: |
20 |
|
|
|
|
Итого по дисциплине: |
100 |
|
Фонд оценочных средств.
Критерии оценивания
Задание 1 (максимум - 5 баллов):
полно и последовательно освящены все вопросы, представлена презентация по теме, иллюстративный материал хорошего качества, продемонстрированы в презентации все особенности, характеризующие данное направление, представлены декоративные изделия, работа с аудиторией – 5 баллов.
полно и последовательно освящены все вопросы, представлена презентация по теме, иллюстративный материал хорошего качества, продемонстрированы в презентации все особенности, характеризующие данное направление, мало иллюстративного материала с изображением декоративных изделий – 4 балла.
нет последовательности в изложении материала, представлена презентация по теме, иллюстративный материал хорошего качества, в презентации продемонстрированы не все особенности, характеризующие данное направление – 3 балла.
нет последовательности в изложении материала, презентация не соответствует предъявляемым требованиям, иллюстративный материал хорошего качества, в презентации продемонстрированы не все особенности, характеризующие данное направление – 2 балла.
нет последовательности в изложении материала, презентация не соответствует предъявляемым требованиям, иллюстративный материал не соответствует данному направлению – 1 балл.
студент не готов для выступления с докладом – 0 баллов.
Задание 2 (максимум 7 баллов) верно определены все критерии: (родина зарождения; дата зарождения; материал; технология изготовления; вид орнамента; схема построения; колорит ) – 7 баллов.
за каждое замечание – минус 1 балл.
Задание 3 (максимум - 4 балла):
наличие упражнений по освоению элементов народной росписи (городецкая, мезенская, пермогорская, хохломская роспись – 4 листа формата А4) – 4 балла; Задание 4 (максимум - 8 балова):
наличие орнаментальной композиции в полосе (копия оригинала, за каждый вид росписи – 1 балл) – 4 балла;
наличие орнаментальной композиции в круге (копия оригинала, за каждый вид росписи – 1 балл) – 4 балла.
Задание 5 (максимум - 5 баллов):
иллюстративный материал соответствует выбранному направлению (представлено не менее 10 иллюстраций, за каждый вариант 0,5 балла) – 5 баллов.
Задание 6 (максимум - 6 баллов):
представлено не менее трех вариантов стилизации, представлен вариант орнаментальной композиции с использованием стилизованных мотивов: грамотное композиционное и цветовое решение – 6 баллов; за каждое замечание – минус 1 балл. Задание 7 (максимум - 35 баллов):
наличие банка идей (не менее 5 вариантов – за каждый вариант 1 балл) – 5 баллов; наличие технологической (инструкционной) карты (правильно представлен алгоритм выполнения данного изделия – 3 балла,
наличие фор-эскизов композиционного и цветового решения будущего изделия (не менее 3-х вариантов – за каждый вариант 2 балла) – 6 баллов; окончательный эскиз декоративного оформления (соответствие орнамента форме изделия – 2 балла; гармоничное цветовое сочетание – 2 балла; соответствие традиционным особенностям выбранного направления – 2 балла) – 6 баллов; выполнить изделие в материале (качество изделия соответствует предъявляемым требованиям – 15 баллов); + 5 баллов премиальных за творческий подход к декоративному решению)
Задание 8 (максимум - 10 баллов):
представлен видеоматериал по освоению традиционных приемов работы различными
материалами – 5 баллов. + 5 баллов за авторское представление видеоматериала.
Вопросы для проверки теоретических знаний:
1. Первопричина зарождения народного искусства.
2. Роль предметов утилитарного назначения в жизни человека.
3. Основные этапы развития народного искусства.
4. Национальные особенности зарождения народных ремесел.
5. Территориальные особенности зарождения народных ремесел.
6. Отличительные особенности декоративного искусства от других видов искусства.
7. Семантика народного и декоративного искусства.
8. Народные образы в декоративном искусстве.
9. Значение цвета в народном искусстве.
10. Значение декора в народном искусстве.
11. Особенности цветового решения изделий различных ремесел.
12. Характеристики цвета.
13. Эмоциональный характер художественно-бытовых вещей.
14. Функциональное назначение предметов бытового характера.
15. Современное состояние декоративного искусства.
16. Деление художественных изделий по виду материалов, из которого они изготовлены.
17. Деление изделий декоративного характера по способу изготовления и технике обработки материала.
18. Деление изделий народных художественных промыслов по назначению.
19. Основные направления декоративно-прикладного искусства.
20. Традиционные ремесла России.
21. Особенности декоративной композиции.
22. Способы построения орнамента.
23. Виды орнамента.
24. Характеристика сувенирной продукции.
25. Роль декора в современном искусстве.
26. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.