Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)
Оценка 4.9

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
обществознание
Взрослым
27.01.2018
Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право) разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012 года и зарегистрированного приказом Минюста № 24480 от «07» июня 2012 года (ред. От 29.12.2014 г.), а также на основе примерной программы учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 378 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО», с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов по получаемой профессии 43.01.09 Повар, кондитер профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предна¬значена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
СС 17-1.docx
Департамент образования и молодежной политики Ханты­Мансийского автономного округа – Югры Бюджетное учреждение профессионального образования «Междуреченский агропромышленный колледж» Согласовано Протокол заседания МС  от «13» марта 2017г. № 5 Утверждено Директор          Приказ от «31» августа 2015 г. № 229­ ___________ Н.Н. Лунина 1/од РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) Специальность –    Код специальности ­ Срок обучения ­ Квалификация ­  Базовое образование ­  Получаемое образование ­  Сетевое и системное администрирование 09.02.03  3 года 10 месяцев сетевой и системный администратор основное общее среднее профессиональное с получением среднего (полного) общего образования гп. Междуреченский, 2017 г. Рабочая   программа   учебной   дисциплины   ОУД.10  Обществознание  (включая   экономику   и право)     разработана   на   основе  требований  Федерального   государственного   образовательного стандарта   среднего общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012 года и зарегистрированного приказом Минюста № 24480 от «07» июня   2012   года   (ред.   От   29.12.2014   г.),   а   также   на   основе   примерной   программы  учебной дисциплины   «Обществознание»,  рекомендованной   Федеральным   государственным   автономным учреждением   «Федеральный   институт   развития   образования»   (ФГАУ   «ФИРО»)   для   реализации основной   профессиональной   образовательной   программы   СПО   на   базе   основного   общего образования   с   получением   среднего   общего   образования  (Протокол   №   3   от   21   июля   2015   г. Регистрационный номер рецензии 378 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО», с учетом требований Федеральных   государственных   образовательных   стандартов   по   получаемой   профессии   43.01.09 Повар,   кондитер профессионального   образования   (письмо   Департамента   государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259) Организация­разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты­ Мансийского автономного округа ­ Югры «Междуреченский агропромышленный колледж» Разработчик (и): Бычихина Наталья Алексеевна, преподаватель. 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную   программу   среднего   общего   образования   в   пределах   освоения   основной профессиональной   образовательной   программы   СПО   (ОПОП   СПО)   на   базе   основного   общего образования при подготовке Сециалистов среднего звена. Рабочая   программа   учебной   дисциплины   «Обществознание»   предназначена   для   изучения обществознания   в   учреждениях   среднего   профессионального   образования   (далее   ­   СПО), реализующих   образовательную   программу   среднего   общего   образования,   при   подготовке специалистов среднего звена. Рабочая   программа   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «Обществознание» разработана   на   основе   примерной   программы   учебной   дисциплины   «Обществознание», рекомендованной   Федеральным   государственным   автономным   учреждением   «Федеральный институт   развития   образования»   (ФГАУ   «ФИРО»)   для   реализации   основной   профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 378 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО». Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей: углубление   интереса   к   изучению   социально­экономических   и   политико­правовых умение   получать   информацию   из   различных   источников,   анализировать,   си­ • воспитание   гражданственности,   социальной   ответственности,   правового   само­ сознания,   патриотизма,   приверженности   конституционным   принципам   Российской Федерации; • развитие   личности   на   стадии   начальной   социализации,   становление   правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно­нравственной культуры подростка; • дисциплин; • стематизировать ее, делать выводы и прогнозы; • содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах   человеческой   деятельности,   социальных   институтах,   нормах   регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом; • стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю; • сферах общественной жизни. формирование   мотивации   к   общественно   полезной   деятельности,   повышение применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных В   программу   включено   содержание,   направленное   на   формирование   у   студентов компетенций,   необходимых   для   качественного   освоения   основной   профессиональной образовательной   программы   ООП   СПО   на   базе   основного   общего   образования   с   получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). 3 II. ОБЩАЯ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»   ХАРАКТЕРИСТИКА   УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ Учебная   дисциплина   «Обществознание»   имеет   интегративный   характер,   основанный   на комплексе   общественных   наук,   таких   как   философия,   социология,   экономика,   политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально­правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами. Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества   и   тенденциях   развития   современных   цивилизационных   процессов,   роли   морали, религии,   науки   и   образования   в   жизни   человеческого   общества,   а   также   изучению   ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью. Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных   особенностей   обучающихся,   практическая   направленность   обучения,   формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО успешную   адаптацию   к   социальной   реальности,   профессиональной   деятельности,   исполнению общегражданских ролей. Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней   достижения   студентами   различных   целей.   Так,   уровень   функциональной   грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально­ практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы   общественного   развития,   особенности   функционирования   общества   как   сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы. В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о   человеке   и   обществе,   деятельности   человека   в   различных   сферах,   экономической   системе общества,   социальных   нормах,   регулирующих   жизнедеятельность   гражданина.   При   этом   они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране   для   продолжения   образования   и   работы,   самореализации   в   разнообразных   видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего   общего   образования   в   пределах   освоения   ОПОП   СПО   на   базе   основного   общего образования,   изучение   обществознания   имеет   свои   особенности   в   зависимости   от   профиля профессионального   образования.   Это   выражается   в   содержании   обучения,   количестве   часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. При   освоении   профессий   СПО   технического,   профиля   профессионального   образования интегрированная   учебная   дисциплина   «Обществознание»,   включающая   экономику   и   право, 4 изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.  Изучение   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «Обществознание»   завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ООП ПО с получением среднего общего образования. III. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебная дисциплина «Обществознание» входит в состав обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. Учебная   дисциплина   «Обществознание»   изучается   как   профильная   учебная   дисциплина   в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Освоение   содержания   учебной   дисциплины   «Обществознание»   обеспечивает   достижение студентами следующих результатов: Личностные результаты освоения образовательной программы: сформированность   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню   развития 1) общественной   науки   и   практики,   основанного   на   диалоге   культур,   а   также   различных   форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 2) российская   гражданская   идентичность,   патриотизм,   уважение   к   своему   народу,   чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна); 3) гражданская   позиция   в   качестве   активного   и   ответственного   члена   российского   общества, осознающего   свои   конституционные   права   и   обязанности,   уважающего   закон   и   правопорядок, обладающего   чувством   собственного   достоинства,   осознанно   принимающего   традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести 4) диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты; готовность   и   способность   к   саморазвитию   и   самовоспитанию   в   соответствии   с 5) общечеловеческими   ценностями   и   идеалами   гражданского   общества,   к   самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 6) осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 7) ответственное   отношение   к   созданию   семьи   на   основе   осознанного   принятия   ценностей семейной жизни; Метапредметные результаты освоения образовательной программы: 1) умение   самостоятельно   определять   цели   деятельности   и   составлять   планы   деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные   ресурсы   для   достижения   поставленных   целей   и   реализации   планов   деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 5 2) владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и   проектной   деятельности   в сфере   общественных   наук,   навыками   разрешения   проблем;   способность   и   готовность   к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 3) готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­познавательной   деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально­правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 4) умение использовать средства информационных и коммуникационных  технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники   безопасности,   гигиены,   ресурсосбережения,   правовых   и   этических   норм,   норм информационной безопасности; 5) умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; 6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 7) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания; Предметные результаты освоения курса: 1)сформированность   знаний   об   обществе   как   целостной   развивающейся   системе   в   единстве   и взаимодействии его основных сфер и институтов; 2)владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; 3)владение умениями выявлять причинно­следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; 4)сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; 5)сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; 6)владение   умениями   применять   полученные   знания   в   повседневной   жизни,   прогнозировать последствия принимаемых решений; 7)сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  Раздел 1. Человек и общество Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества Философские   представления   о  социальных   качествах   человека.   Человек,   индивид,   личность. Деятельность   и   мышление.   Виды   деятельности.   Творчество.   Человек   в   учебной   и   трудовой деятельности.   Выбор   профессии. Профессиональное самоопределение   Основные   виды   профессиональной   деятельности. Формирование   характера,   учет   особенностей   характера   в   общении   и   профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация   личности.   Самосознание   и   социальное   поведение.   Цель   и   смысл   человеческой 6 жизни. Проблема   познаваемости   мира.   Понятие   истины,   ее   критерии.   Виды   человеческих   знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. Свобода   как   условие   самореализации   личности.   Свобода   человека   и   ее   ограничители (внутренние   —   со   стороны   самого   человека   и   внешние   —   со   стороны   общества).   Выбор   и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы   межличностного   общения   в   молодежной   среде.   Особенности   самоидентификации личности   в   малой   группе  на   примере   молодежной   среды.   Межличностные   конфликты.   Истоки конфликтов в среде молодежи. Тема 1.2 Общество как сложная система Представление   об   обществе   как   сложной   динамичной   системе.   Подсистемы   и   элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество   и   природа.   Значение   техногенных   революций:   аграрной,   индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности   современного   мира.   Процессы   глобализации.   Антиглобализм,   его   причины   и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Практические занятия Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные институты общества. Общество и природа. Глобализация. Раздел 2. Духовная культура человека и общества Тема 2.1 Духовная культура личности и общества Понятие   о   культуре.   Духовная   культура   личности   и   общества,   ее   значение   в   общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура­ продукт информационного общества.   Особенности   молодежной   субкультуры.   Проблемы   духовного   кризиса   и   духовного поиска   в   молодежной   среде.   Формирование   ценностных   установок,   идеалов,   нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. Тема 2.2 Наука и образование в современном мире Наука.   Естественные   и   социально­гуманитарные   науки.   Значимость   труда   ученого,   его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. 7 Образование   как   способ   передачи   знаний   и   опыта.   Роль   образования   в   жизни   современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения   профессионального   образования.   Система   образования   в   Российской   Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры Мораль.   Основные   принципы   и   нормы   морали.   Гуманизм.   Добро   и   зло.   Долг   и   совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. Практические занятия Духовная культура личности и общества. Виды культуры. Наука в современном мире. Роль образования в жизни человека и общества. Мораль. Религия. Искусство. Раздел 3 Экономика Тема 3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы Экономика   семьи.   Экономика   как   наука   и   хозяйство.   Главные   вопросы   экономики. Потребности.   Выбор   и   альтернативная   стоимость.   Ограниченность   ресурсов.   Факторы производства. Разделение   труда,   специализация   и   обмен.   Типы   экономических   систем:   традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие.   Основные   рыночные   структуры:   совершенная   и   несовершенная   конкуренция.   Роль фирм   в   экономике.   Издержки,   выручка,   прибыль.   Производительность   труда.   Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины   и   последствия   инфляции.   Антиинфляционные   меры.   Основы   денежной   политики государства. Частные   и   общественные   блага.   Функции   государства   в   экономике.   Понятие   ВВП   и   его структура.   Экономический   рост   и   развитие.   Экономические   циклы.   Виды   налогов. Государственные  расходы.  Государственный бюджет.  Государственный долг.  Основы налоговой политики государства. Тема 3.3. Рынок труда и безработица Спрос   на   труд   и   его   факторы.   Предложение   труда.   Факторы   предложения   труда.   Роль профсоюзов   и   государства   на   рынках   труда.   Человеческий   капитал.   Понятие   безработицы,   ее причины   и   экономические   последствия.   Рациональный   потребитель.   Защита   прав   потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. 8 Тема 3.4.  Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России,   ее   экономические   институты.   Основные   проблемы   экономики   России   и   ее   регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация  международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Практические занятия Экономика как наука. Типы экономических систем. Факторы спроса и предложения. Функции государства в экономике. Причины безработицы и трудоустройство. Особенности современной экономики России. Раздел 4. Социальные отношения Тема 4.1. Социальная роль и стратификация Социальные   отношения.   Понятие   о   социальных   общностях   и   группах.   Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие  социальных  ролей  в юношеском  возрасте. Социальные  роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный   конфликт.   Причины   и   истоки   возникновения   социальных   конфликтов.   Пути разрешения социальных конфликтов. Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы Особенности   социальной   стратификации   в   современной   России.   Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Этнические   общности.   Межнациональные   отношения,   этносоциальные   конфликты,   пути   их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской   Федерации.   Семейное   право   и   семейные   правоотношения.   Понятие   семейных правоотношений.   Порядок,   условия   заключения   и   расторжения   брака.   Права   и   обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Практические занятия Социальная стратификация. Виды социальных норм. Социальные конфликты. Социальная стратификация в современной России. Межнациональные отношения. Семья в современной России. 9 Раздел 5. Политика Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе Понятие   власти.   Типы   общественной   власти.   Политика   как   общественное   явление. Политическая   система,   ее   внутренняя   структура.   Политические   институты.   Государство   как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние   и   внешние   функции   государства.   Особенности   функционального   назначения современных   государств.   Межгосударственная   интеграция,   формирование   надгосударственных институтов ­ основные особенности развития современной политической системы. Формы   государства:   формы   правления,   территориально­государственное   устройство, политический   режим.   Типология   политических   режимов.   Демократия,   ее   основные   ценности   и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки. Тема 5.2. Участники политического процесса Личность и  государство.  Политический статус  личности. Политическое участие  и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные   черты   выборов   в   демократическом   обществе.   Абсентеизм,   его   причины   и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политические   партии   и   движения,   их   классификация.   Современные   идейно   политические   Законодательное   социал­демократия,   коммунизм. системы:   консерватизм, регулирование деятельности партий в Российской Федерации.   либерализм, Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Практические занятия Политическая система общества, ее структура. Государство в политической системе общества. Функции государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Избирательное право в Российской Федерации. Личность и государство. Раздел 6. Право Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления   в   силу   законов   в   РФ.   Действие   нормативных   правовых   актов   во   времени,   в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации Конституционное   право,   как   отрасль   российского   права.   Основы   конституционного   строя   Система   государственных   органов   Российской   Федерации. Российской   Федерации. 10 Законодательная   власть. самоуправление.   Исполнительная   власть.   Институт   президентства.   Местное Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Тема 6.3. Отрасли российского права Гражданское   право   и   гражданские   правоотношения.   Физические   лица.   Юридические   лица. Гражданско­правовые   договоры.   Правовое   регулирование   предпринимательской   деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля­продажа, мена, наследование, дарение. Личные   неимущественные   права   граждан:   честь,   достоинство,   имя.   Способы   защиты имущественных и неимущественных прав. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и   виды,   порядок   заключения   и   расторжения.   Правовое   регулирование   трудовой   деятельности несовершеннолетних.   Коллективный   договор.   Роль   профсоюзов   в   трудовых   правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное   право.   Преступление   как   наиболее   опасное   противоправное   деяние.   Состав   Особенности   уголовной   ответственности   Уголовная   ответственность. преступления. несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.  Практические занятия  Право в системе социальных норм. Система права. Формы права. Конституционное право. Права и обязанности человека и гражданина. Гражданское право. Трудовое право. Административное право. Уголовное право. Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов 1) Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий. 2) Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми. 3) Проблема познаваемости мира в трудах ученых. 4) Я или мы: взаимодействие людей в обществе. 11 Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку? 5) Индустриальная революция: плюсы и минусы. 6) Глобальные проблемы человечества. 7) Современная массовая культура: достижение или деградация? 8) 9) Кем быть? Проблема выбора профессии. 10) Современные религии. 11) Роль искусства в обществе. 12) Экономика современного общества. 13) Структура современного рынка товаров и услуг. 14) Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах. 15) Я и мои социальные роли. 16) Современные социальные конфликты. 17) Современная молодежь: проблемы и перспективы. 18) Этносоциальные конфликты в современном мире. 19) Семья как ячейка общества. 20) Политическая власть: история и современность. 21) Политическая система современного российского общества. 22) Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России. 23) Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно из истории, другое современное). 24) Формы участия личности в политической жизни. 25) Политические партии современной России. 26) Право и социальные нормы. 27) Система права и система законодательства. 28) Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века. 29) Характеристика отрасли российского права (на выбор). VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ При   реализации   содержания   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «Обществознание», включающей   экономику   и   право,   в   пределах   освоения   ОПОП   СПО   на   базе   основного   общего образования   с   получением   среднего   общего   образования   максимальная   учебная   нагрузка обучающихся   составляет   162   часа,   из   них   аудиторная   (обязательная)   нагрузка   обучающихся, включая практические занятия, ­ 108 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов ­ 54 часа Максимальн Самостоятел Количество аудиторных часов всего в том числе 12 Наименование разделов  ая   нагрузка, час ьная   работа, час Введение.  Раздел 1. Человек и общество Раздел   2.   Духовная   культура человека и общества Раздел 3. Экономика Раздел 4. Социальные отношения Раздел 5. Политика Раздел 6. Право Итого 2 20 22 32 28 22 36 162 10 8 6 12 10 8 54 в о к о р у   , й и ц к е л 2 6 7 14 8 6 17 60 2 10 14 26 16 12 28 108 , х и к с е ч и т к а р п х ы н р о т а р о б а л й и т я н а з 4 7 12 8 6 11 48 VII. ХАРАКТЕРИСТИКА   ОСНОВНЫХ   ВИДОВ   УЧЕБНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Содержание обучения Введение Характеристика   основных   видов   деятельности   студентов   (на   уровне учебных действий) Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО 13 1.1.   Природа   человека, врожденные   и   приобре­ тенные качества 1.2. Общество как сложная система Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление». Знание   о   том,   что   такое   характер,   социализация   личности,   самосознание   и социальное поведение. Знание   о   том,   что   такое   понятие   истины,   ее   критерии;   общение   и взаимодействие, конфликты Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. Умение   давать   определение   понятий: «общественный прогресс»   «революция»,   «эволюция», 2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 2.1.   Духовная   культура личности и общества 2.2. Наука и образование в современном мире 2.3.   Мораль,   искусство   и религия   как   элементы духовной культуры 3. ЭКОНОМИКА 3.1.   Экономика   и   эконо­ мическая   наука.   Эконо­ мические системы 3.2.   Рынок.   Фирма.   Роль государства в экономике 3.3.   Рынок   труда   и   без­ работица 3.4.   Основные   проблемы экономики   России.   Эле­ менты   международной 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 4.1.   Социальная   роль   и стратификация 4.2.   Социальные   нормы   и конфликты Важнейшие 4.3. социальные   общности   и группы 5. ПОЛИТИКА Умение   разъяснять   понятия:   «культура»,   «духовная   культура   личности   и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни. Умение   различать   культуру   народную,   массовую,   элитарную.   Показ особенностей   молодежной   субкультуры.   Освещение   проблем   духовного кризиса   и   духовного   поиска   в   молодежной   среде;   взаимодействия   и взаимосвязи различных культур. Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета. Умение   называть   учреждения   культуры,   рассказывать   о   государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям Различение   естественных   и   социально­гуманитарных   наук. особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом   Знание Раскрытие   смысла   понятий:   «мораль»,   «религия»,   «искусство»   и   их   роли   в жизни людей Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»;   традиционной,   централизованной   (командной)   и   рыночной экономики Умение   давать  определение  понятий:   «спрос   и  предложение»;   «издержки», «выручка»,   «прибыль»,   «деньги»,   «процент»,   «экономический   рост   и развитие», «налоги», «государственный бюджет» Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий Характеристика   становления   современной   рыночной   экономики   России,   ее особенностей; организации международной торговли Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация». Определение социальных ролей человека в обществе Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его   форм   проявления,   социальных   конфликтов,   причин   и   истоков   их возникновения Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи) 14 5.1.   Политика   и   власть. Государство   в   политиче­ ской системе 5.2.   Участники   полити­ ческого процесса   Правовое   регули­   общественных 6. ПРАВО 6.1. рование отношений 6.2.   Основы   конститу­ ционного   права   Россий­ ской Федерации 6.3.   Отрасли   российского права Умение   давать   определение   понятий:   «власть»,   «политическая   система», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и   внешних   функций   государства,   форм   государства:   форм   правления, Характеристика  взаимоотношений  личности и государства.  Знание  понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации Выделение   роли   права   в   системе   социальных   норм.   Умение   давать характеристику системе права Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан Умение   давать   характеристику   и   знать   содержание   основных   отраслей российского права 15 VIII. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ   И ОБЕСПЕЧЕНИЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)» ПРОГРАММЫ       МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ Для   освоения   учебной   дисциплины   «Обществознание   (включая   экономику   и   право)»   в наличии   имеется   учебный   кабинет,   который  удовлетворяет   требованиям   Санитарно­эпидемио­ логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178­02). В состав учебно­методического и материально­технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» входят:  рабочие места обучающихся и преподавателя;  технические средства обучения (средства ИКТ);   магнитная доска;   библиотечный фонд. 16 IX. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА  Для студентов: 1. Боголюбов  Л.   Н.  Обществознание.   Учебник.   10  класс   (базовый   уровень)  электронный учебник. Издательство «Просвещение» ­ «Учебник цифрового века» ­ М., 2014 год; 2. Боголюбов  Л.   Н.  Обществознание.   Учебник.   11  класс   (базовый   уровень)  электронный учебник. Издательство «Просвещение» ­ «Учебник цифрового века» ­ М., 2014 год; 3. Сычев А. А. Обществознание для СПО ЭБС BOOK/.ru электронный учебник – М., 2017 год. Для преподавателей 1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция). 2. Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74­ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381. 3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 № 51­ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301. 4. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 № 14­ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410. 5. Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001 № 46­ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552. 6. Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006 № 230­ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496. 7. Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136­ ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147. 8. Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным за­ коном от 30.12.2001 № 195­ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1. 9. Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197­ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3. 10. Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63­ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954. 11. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300­1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 766. 12. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032­1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566. 13. Закон РФ от 31.05.2002 № 62­ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. 14. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395­1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823. 15. Закон РФ от 11.02.1993 № 4462­1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993. 16. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63­ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. 17. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012. 17 18. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52­ФЗ «О санитарно­эпидемиологическом благопо­ лучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650. 19. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7­ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133. 20. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52­ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995. — 4 мая. 21. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96­ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222. 22. Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смерт­ ной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая. 23. Указ   Президента   РФ   от   07.05.2012   №   596   «О   долгосрочной   государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая. 24. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального   государственного   образовательного   стандарта   среднего   (полного)   общего   обра­ зования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480). 25. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального   государственного   образовательного   стандарта   среднего   (полного)   общего образования». 26. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО   Министерства   образования   и   наука   РФ   от   17.03.2015   №   06­259   «Рекомендации   по организации   получения   среднего   общего   образования   в   пределах   освоения   образовательных программ   среднего   профессионального   образования   на   базе   основного   общего   образования   с учетом   требований   федеральных   государственных   образовательных   стандартов   и   получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». 27. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014. 28. Единый   государственный   экзамен.   Контрольные   измерительные   материалы. . base  ://   www  Обществознание. — М., 2014. Интернет­ресурсы . garant 1. www 2. https  .  book     — Москва: Проспект, 2013. — 519 с. — ISBN 978­5­392­07646­8ЭБС  3. Буланова М. Б. Филатов В. П. Москва, 2018 год;  4. ИНФРА­М, 2018. — 320 с. — (Среднее профессиональное образование).  .  ru   /  book  /   ЭБС   ВООК.    .  ru   /  book  / ЭБС ВООК.   https    ://   www   .  book       «Znanium»   электронный   учебник   Обществознание.   В.О.   Мушинский.   —   М.:   ФОРУМ: . ru («ГАРАНТ» — информационно­правовой портал).  ru Обществознание: учебное пособие / Т.Н. Радько и др.  ru  Обществознание   (СПО)   Учебник.   Губин   В.   Д. 18 X.  КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Предметное содержание материала дифференцированного зачета предполагает выявление базового уровня   знаний   предметных   тем,   пройденных   студентами   в   течение   учебного   года;   умений характеризовать   основные   социальные   объекты,   выделяя   их   существенные   признаки;   объяснять причинно­следственные и функциональные связи изученных социальных объектов, формулировать на   основе   приобретенных   обществоведческих   знаний   собственные   суждения   и   аргументы   по определенным проблемам, оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности. Вариант 1 Часть А (задания А1­ А12) содержит 12 заданий. Часть В (задания В1­В4) содержит 4 задания. Часть 2 (задания А 1­А12) содержит 12 более заданий. Часть В (задания В1­В4) содержит 4 задания. Критерии оценивания ответа на вопрос:  «5» ­ 80 ­ 85% правильных ответов «4» ­ 70 ­ 80% правильных ответов «3» ­ 60 ­ 70% правильных ответов «2» ­ 59% и менее правильных ответов КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ (для итоговой аттестации) Промежуточный контроль за весь курс изучения учебной дисциплины проводится в форме дифференцированного зачета по изученным разделам программы. Вариант 1. Часть А. А 1. И человек и животное 1. Свободно определяют цель своего поведения 2. Имеют индивидуальные интересы 3. Осознают свою уникальность 4. Зависят от природных условий А 2. Верны ли следующие суждения о последствиях глобализации? А. Глобализация приводит к навязыванию определённого образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества. Б. Глобализация способствует концентрации усилий на разработку новых передовых технологий. 1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 19 4. Оба суждения неверны А3. Под культурой в наиболее общем смысле понимается 1. Уровень воспитанности 2. Вся преобразовательная деятельность человека 3. Производство материальных ценностей 4. Художественное творчество А 4. Верны ли следующие суждения о развитии современной культуры? А.   Интернационализации   культуры   способствуют   мировое   разделение   труда   и   возросшая мобильность населения. Б.   Интернационализации   культуры   способствуют   научно­технический   прогресс   и   развитие современных технологий. 1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны А5. Экономическую сферу жизни общества характеризует 1. Миграция сельского населения 2. Межнациональная интеграция 3. Разделение труда 4. Социальная дифференциации А 6. Экономические системы различаются 1. Объёмом государственных расходов 2. Степенью вмешательства государства в экономику 3. Масштабами социальной поддержки населения 4. Разнообразием природных ресурсов А7. Обеспеченность силой общественного мнения является отличительным признаком норм 1. Моральных 2. Правовых 3. Экономических 4. Политических А8. Политическая власть, в отличие от иных видов власти, 1. Представляет собой волевое действие 2. Побуждает людей к определённым действиям 3. Обращается с помощью права ко всем гражданам 4. Определяет отношения между людьми и социальными группами А9. Верны ли следующие суждения о выборах высших органов власти в РФ? А. Президент РФ избирается голосованием обеих палат Федерального собрания. Б. Выборы депутатов Государственной Думы осуществляются на альтернативной основе. 1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны 20 А10. Основной особенностью норм права, в отличие от других социальных норм, является то, что они 1. Устанавливаются государством 2. Складываются в течение жизни нескольких поколений 3. Регулируют отношения в сфере власти 4. Устанавливают справедливость А11. Гражданским правонарушением является 1. Дача взятки должностному лицу 2. Пропуск занятий без уважительной причины 3. Нарушение условий авторского договора 4. Нарушение правил дорожного движения А12. Высшая законодательная власть в РФ принадлежит 1. Правительству РФ 2. Администрации Президента РФ 3. Верховному Суду 4. Федеральному Собранию Часть В. В1. Запишите слово, пропущенное в схеме: Ответ:__________________________________________________ В 2. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу. Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность. Найдите и укажите качество, выпадающее из общего списка. Ответ:_________________________________________________ В   3. Установите   соответствие   между   правоотношением   и   соответствующей   ему   отраслью права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОТРАСЛЬ ПРАВА ПРАВООТНОШЕНИЕ А) установление денежной единицы РФ 1) конституционное Б)   определение   полномочий   Председателя2) административное 21 Г В Б Правительства РФ В)   нарушение   требований   промышленной безопасности Г) нарушение правил рыбной ловли Д) установление политического режима Запишите   в   таблицу   выбранные   цифры,   а   затем   получившуюся   последовательность   цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов) Д А В4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Характеристика   общества   как   _____________(1)   предусматривает   изучение   его   внутренней структуры.   Её   основными   элементами   являются_____________(2)   общественной   жизни   и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовные сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую_____________(3) общества,   ________________(4)   в   каждой   из   сфер   решают   важные   социальные   задачи.   Они обеспечивают   производство   и   распределение   различных   видов_________________(5),   а   также управление совместной _______________(6) людей. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может   быть   использовано   только один раз.   Выбирайте   последовательно   одно   слово   за   другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) целостность Б) система В) общество Г) социальное благо Д) сфера Е) производство Ж) культура З) социальный институт И) деятельность В   данной   ниже   таблице   указаны   номера   пропусков.   Запишите   под   каждым   номером   букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. 1 2 3 4 5 6 22 23 Вариант 2. Часть А. А1. К социальным потребностям человека относится потребность в 1. Отдыхе 2. Общении 3. Самосохранении 4. Сохранении потомства А2. Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек приспосабливается к окружающей среде, которая и определяет его образ жизни. Б. Человеку свойственно ценностное отношение к действительности. 1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны А3. Общим для научного и художественного творчества являются 1. Стремление к осмыслению действительности 2. Обоснованность предположений 3. Стремление к достоверности 4. Формирование чувства прекрасного А4. Верны ли следующие суждения о культуре? А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом. Б. Общество может существовать, не создавая культуру. 1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны А 5. Правовые нормы в отличие от других социальных норм 1. Опираются на силу общественного мнения 2. Обеспечиваются силой государственного принуждения 3. Поддерживаются моральным сознанием 4. Осваиваются в процессе социализации А 6. Что относится к институтам политической системы? 1. Политические организации, главной из которых является государство 2. Совокупность   отношений   и   форм   взаимодействия   между   социальными   группами   и индивидами 3. Нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества 4. Совокупность различных по своему содержанию политических идей А 7. В государстве К. права и свободы граждан гарантируются законом, в СМИ представлен широкий спектр политических взглядов. Какой политический режим сложился в государстве К.? 1. Демократический 2. Тоталитарный 3. Авторитарный 24 4. Диктаторский А 8. Действующая Конституция РФ была принята 1. Советом Федерации 2. Государственной Думой 3. Государственным советом 4. Всенародным голосованием А 9. Одним из видов уголовного наказания является 1. Административный штраф 2. Предупреждение 3. Лишение свободы 4. Объявление выговора А 10. Основы общественного строя РФ законодательно закреплены 1. Гражданским кодексом РФ 2. Всеобщей декларацией прав человека 3. Конституцией РФ 4. Трудовым кодексом РФ А 11. Гражданка С. Заказала в ателье свадебное платье. Накануне срока исполнения заказа ей позвонили из ателье и, извинившись, сообщили, что у них заболела швея, поэтому они не могут вовремя сшить ей платье. Гражданка С. Подала на ателье в суд. Статьи какого кодекса станут основой рассмотрения дела в суде? 1. Трудового 2. Административного 3. Финансового 4. Гражданского А 12. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как хозяйство? 1. производство необходимых обществу благ и услуг 2. объяснение факторов, влияющих на снижение курса национальной валюты 3. исследование причин экономической стагнации 4. разработка перспективных моделей развития сферы услуг. Часть В. В1. Запишите слово, пропущенное в схеме: 25 ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ Ответ:______________________________________ В   2. Установите   соответствие   между   характеристиками   чувственного   познания   и   их формами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ   ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ А) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа Б) сохранение в памяти обобщённого образа предмета В) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета Запишите   в   таблицу   выбранные   цифры,   а   затем   получившуюся   последовательность   цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов) А В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. 2) представление 3) восприятие 1) ощущение Б В 1. 3 2 Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека».(2) На наш взгляд, это положение имеет фундаментальный характер.(3) К сожалению, в годы «холодной войны» единодушия среди государств по вопросу прав человека не было.(4) Устав ООН формулирует цели, которые должны быть достигнуты современными государствами. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите   под   номером   положения   букву,   обозначающую   его   характер.   Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. 1 В4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Термин   _____________(1)   имеет   два   значения.   Во­первых,   так   называется   способ   организации деятельности   людей,   направленной   на   создание   благ,   необходимых   им   для   потребления. Синонимом этого значения рассматриваемого термина является понятие «_____________»(2). Во­ вторых, этим термином обозначают_____________(3), которая исследует, как люди используют имеющиеся   ограниченные   _____________(4)   для   удовлетворения   своих   неограниченных потребностей.   В   экономической   жизни   есть   три   главных   участника:   семьи,   фирмы   и _____________(5).   Они   взаимодействуют   между   собой   через   рынки   факторов   производства   и потребительских   товаров.   Но   всё   же   главное   из   действующих   лиц,   ради   удовлетворения   нужд которого должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране, ­ _____________(6). Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может   быть   использовано   только один раз.   Выбирайте   последовательно   одно   слово   за   другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) государство Б) возможность В) экономика Е) сфера Ж) хозяйство З) производитель 4 26 И) наука Г) человек Д) ресурс В   данной   ниже   таблице   указаны   номера   пропусков.   Запишите   под   каждым   номером   букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. 1 4 2 3 5 6 27

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (вкл. экономику и право)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2018