Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
искусство
8 кл
15.05.2018
Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи.
В программе рассматриваются явления разных видов искусства и их взаимодействие: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а также кино.Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
искусство 8 кл.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
п.Хурмули Солнечного муниципального района Хабаровского края
Согласовано: Утверждаю:
заместитель директора по УВР директор
МБОУ СОШ п.Хурмули МБОУ СОШ п.Хурмули
от “____” августа 2017 г приказ от “____” августа 2017 г..
________________/ Татанова С.А./ ________________/ Зырянова Н.М./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Искусство»
для учащихся 8 класса
на 2017/ 2018 учебный год
разработала учитель
Дорошенко Светлана Александровна
рассмотрено:
на заседании ШМО учителей
протокол № _______________
от “____” августа 2017 г. п.Хурмули, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Искусство» для 8 класса составлена в соответствии с
федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования 2004 года,
примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ,
авторской программой «Искусство 89 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская
(Искусство: программа: 89 классы/ Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой в сборнике «Программы общеобразовательных
учреждений: «Музыка 17 классы. Искусство 89 классы» – М.: Просвещение, 2009)
Предметная область – «Искусство».
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и
обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содер
жание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его
духовный мир, формирование ценностнонравственных ориентации.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи.
Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И.
Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М.
2 Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик
Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и
др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического
воспитания в основной школе:
—развитие эмоциональноэстетического восприятия действительности, художественнотворческих способностей учащихся,
образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительнообразной памяти, вкуса, художественных потребностей;
—воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного искусства, архитектуры и
дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
—формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные
особенности;
—приобретение знаний об искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира и его
преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно
прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
—овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для
творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
3 Цель программы — развитие опыта эмоциональноценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения
мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
—актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
—культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями
массовой культуры;
—формирование целостного представления о роли искусства в культурноисторическом процессе развития человечества;
—углубление художественнопознавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
—воспитание художественного вкуса;
—приобретение культурнопознавательной, коммуникативной и социальноэстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает
возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственноэстетические ценности мировой художественной
культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное
значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
4 Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в
отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам,
нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
В программе рассматриваются явления разных видов искусства и их взаимодействие: литературы прозы и
поэзии, изобразительного искусства живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра –
оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок оперы, а также кино.
Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их
роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в
основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце
нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание,
образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественновыразительные средства разных
искусств в своем творчестве.
Для более полного формирования прочных представлений о жизненном содержании, стилях, жанрах, художественных
направлениях прошлого и настоящего разных стран широко используются межпредметные связи с историей (историческая
характеристика эпохи создания художественного произведения, формирования мышления композитора, художника, писателя,
скульптора, архитектора), литературой (литературная основа музыкальных, живописных произведений), изобразительным
искусством, музыкой, технологией, черчением, биологией, математикой, физикой.
Методы образования и воспитания отражают цель, задачи и содержание данной программы:
Метод художественного, нравственно – эстетического познания искусства;
5 Метод эмоциональной драматургии;
Метод концентричности материала;
Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному»;
Метод создания «композиции» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.)
Метод моделирования художественно – творческого процесса.
В авторскую программу внесены изменения:
8 класс:
Раздел «Искусство в жизни современного человека» увеличен на 1 час, в связи с несоответствием количества
часов, отведённого на изучение предмета (в авторской программе – 35 ч., фактически в учебном году – 36 ч.)
Рабочая программа ориентирована на использование учебнометодического комплекта:
Сергеева Г.П. Искусство. 89 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова,
Критская Е.Д. – М.: Просвещение, 2011.
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 8 класс» (CD mp3)
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 9 класс» (CD mp3)
Учебник, кроме краткого по форме, но емкого по содержанию текста, содержит творческие вопросы и задания, иллюст
ративный материал (нотная графика, репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников, сцены из
музыкальных спектаклей, кадры из кинофильмов). Изобразительный ряд учебника отражает особенности художественного
образа в современных видах искусства (реклама, видеоклипы, кино, телевидение, компьютерная графика).
6 Рабочая программа рассчитана на 68 ч., 34 ч. в год в каждом классе: 1 час в неделю.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в
учебновоспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой
деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественноэстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в
программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе
цифика каждого из них.
При отборе художественного материала учитываются такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная
значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его
интерпретаций учителем и учащимися.
В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неод
нократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по
предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать
устойчивые связи с предшествуюшим художественноэстетическим опытом школьников.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять при
роду многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и
художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества,
поэтому стержень ее содержания — выявление функций искусства: познавательноэвристической, коммуникативно
7 семиотической, эстетической, ценностноориентирующей, социальноорганизующей, практической, воспитательной,
зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и
художественнотворческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с
учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в
программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе
цифика каждого из них.
Художественнотворческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспри
нимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает
стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной,
театральной и др.).
Формы организации учебного процесса:
групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
урок, творческая работа, экскурсия, деловая игра, викторина
Виды контроля:
вводный, текущий, тематический, итоговый
фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
8 наблюдение, беседа, проверочная работа, работа по карточке, тест.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 8 – 9 классов в
форме контрольных работ 4 раза в год: в конце каждой четвери.
Критерии оценки художественнотворческой деятельности учащихся 8—9 классов:
эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к
•
содержанию уроков и внеурочных форм работы;
• осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей,
категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественноэстетических
представлений);
•
воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков,
способов художественной деятельности;
• личностнооценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах,
современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
• перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного обра зования, в
изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды
школьной жизни, досуга и др.
Содержание программы «Искусство 89 класс» (68 часов)
8 класс.
9 Раздел 1. Искусство в жизни современного человека 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта
человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших
во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (ЗападРоссияВосток). Стилистические особенности
выразительных средств разных видов искусства. Роль искусства в формировании творческого мышления человека
(художественного и научного).
Примерный художественный материал:
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы
материальной культуры (одежды, посуды, мебели, музыкальных инструментов и др.) в контексте разных стилей (по вы
бору учителя на знакомом материале).
Художественнотворческая деятельность учащихся:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере
произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира 7 часов.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о
мире. Знание научное и знание художественное. Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания
мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.
10 Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами ис
кусства реальной жизни. Художественная оценка явлений, происходящих в обществе и жизни человека. Непосредственность
получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Особенности познания мира
в современном искусстве.
Примерный художественный материал:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах перво
бытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративноприкладного искусства,
музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художест
венного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве. театре, кино.
Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство. Декоративноприкладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды
храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов. И. Левитан. К. Моне и лр.).
Изображение человека в скульптуре Древнего Египта. Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной
живописи и графике (К. ПстровВодкин, Г. Климт. X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта. В. Ван Гога.
Изображения Богоматери с младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве
(И. Вишняков. В. Серов и др.). Изображение быта и картинах художников разных эпох (Вермеер. А. Остаде. Ж.Б. Шарден,
передвижники, И. Машков, К. ПстровВодкин. Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных
направлений, как фовизм, кубизма (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).
11 Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г.
Свиридов, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Э.Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С.
Прокофьев, И. Стравинский, Н. РимскийКорсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П.
Чайковский, Н. РимскийКорсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жи
тия святых. Лирическая поэзия.
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Андрей Рублёв» А. Тарковского, «Александр Невский» С.Эйзенштейна,
«Цирк», «Весёлые ребята» Г.Александрова, С. Урусевского и др.
Художественнотворческая деятельность учащихся:
Самостоятельное освоение какоголибо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой де
ятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какуюлибо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения 7 часов.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран,
эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы
художественной коммуникации. Знаковосимволический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль
12 искусства в понимании смыслов информации, посылаемой средой человеку и человеком среде. Лаконичность и емкость ху
дожественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной
информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем,
режиссером и др.
Примерный художественный материал:
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоцио
нальнообразный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре,
музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство. Знаки и символы в натюрмортах (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажах,
в жанровых картинах (В. БорисовМусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); в рисунках (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и
др.). Символика архитектуры (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле
барокко и классицизма и др.). Символика в скульптуре (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.),
живописи (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Передача информации современникам и последующим поколениям:
росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая,
Древней Руси (А. Рублев), живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У.
Хогарт. Г1. Федотов. Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.). карикатура (Ж. Эффсль, X. Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка. Передача информации современникам и последующим поколениям, интонационные символы лирики, героики,
эпоса, драмы (М. Глинка. М. Мусоргский, Л. Даргомыжский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.В. Глюк, В.А. Моцарт. Д.
13 Бетховен, А. Скрябин. Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз И др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин. Э.
Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).
Литература. Образы и символы в русской поэзии и прозе (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов,
мюзиклов (по выбору учителя).
Художественнотворческая деятельность учащихся:
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с по
мощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или
с помощью информационных технологий.
Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно
символической форме.
Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека.
Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни 11 часов.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Символы красоты. Различие
реакций (эмоций, чувств, поступков) человека па социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий
характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей —
14 действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании разных народов, социальных групп
в различные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности.
Красота и польза.
Примерный художественный материал
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эта
лонами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Изовразителыюс искусство. Символы красоты: скульптур ный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской,
икона Богоматери Владимирской, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи: скульптурные и живописные композиции («Весна* О.
Родена. «Весна* С. Боттичелли и др.). Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях (Ж.Л. Давид.
У. Тернер. К.Д. Фридрих. Ф. Васильев. И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Различное понимание красоты (женские
образы в произве дениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художниковсимволистов).
Музыка. Красота и правда в произведениях различных жанров и стилей (Д. Каччини, И.С. Бах. Ф. Шуберт. Ф. Шопен, И.
Штраус, Э. Григ, Ж. Бизе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.).
Мастерство исполнительских интерпретации классической и современной музыки.
Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н.
Заболоцкий).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю.
Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).
Художественнотворческая деятельность учащихся:
15 Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), ри
сунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом
произведении).
Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе 8 часов.
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностноориентационная,
нравственная, воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. Образы созданной реальности –
поэтизация, идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с
ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект.
Примерный художественный материал
Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу,
поиск истины, добра и красоты.
Изобразительное искусство. Героический пафос в монументальной скульптуре Древней Греции, произведениях Мике
ланджело. О. Родена, памятниках Саласпидса (Латвия) и др., в живописи П. Корина и др. Поэтизация образа матери (Рафаэль.
16 А. Венецианов, К. ПетровВодкин, А. Дейнека и др.). Красота | творческого порыва (живопись В. Тропинина. О. Кипренского, ;
скульптуры С. Коненкова, рисунки А. Пушкина, фотографии [музыкантовисполнитслей. художников, артистов и др.).
Красота [ природы родной земли (И. Левитан, М. Нестеров и др.). Поэтика и народная мораль в сказочных образах (по выбору
учителя).
Музыка. Героические образы в произведениях Л. Бетховена, Ф. Шопена, А. Скрябина, Д. Шостаковича. Лирические образы
в вокальной и инструментальной музыке (К.В. Глюк. Л. Бетховен, П. Чайковский, В. Калинников, С. Рахманинов. Г. Свиридов
и др.). Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке (Н. РимскийКорсаков). Мир современника в песенном
творчестве (И. Дунаевский. А. Пахмутова, Д. Тухма нов, Б. Окуджава, А. Розенбаум, Ю. Ким и др.).
Литература. Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии (А. Пушкин. М.
Пришвин, К. Паустовский, А. Григ — по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. «Золушка* — сказка Ш. Перро. пьеса Е. Шварца, фильм Н. Кошеверова. М. Шапиро, балет С.
Прокофьева. Кинофильмы «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Розыгрыш* В. Меньшова, «Чучело* Р. Быкова и др.
(по выбору учителя).
Художественнотворческая деятельность:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмо
циональнообразного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка,
литература, кино, театр).
17
Учебнотематический план предмета «Искусство» 8 класс. № Разделы Кол
во
Конт
роль
часов
8 класс
1 Искусст
3
во в
жизни
совреме
нного
человека
Характеристика деятельности учащихся
УУД
интонационнообразно воспринимать музыкальное
Наблюдать жизненные явления.
произведение в единстве его содержания и формы и
характеризовать свое внутреннее состояние, свои
Сопоставлять их с особенностями
художественного воплощения в
чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
сравнивать различные интерпретации музыкального
произведениях искусства.
Устанавливать ассоциативные связи
произведения и аргументировано оценивать их;
Воспринимать художественное произведение разных
видов искусства.
Знать/понимать смысл употребляемых терминов.
между произведениями разных видов
искусств.
Находить сходные и различные черт,
выразительные средства, воплощающие
Соотносить характер звучащей музыки с образным строем
архитектурных
отношение творца к природе
Осмысление учебного материала,
памятников, особенностями одежды (костюмов) разных
эпох и народов.
выделение главного,
анализ и синтез.
Различать виды, стили и жанры искусства
Знание основных закономерностей искусства;
усвоение специфики художественного образа,
особенностей средств художественной выразительности,
Умение задавать вопросы.
Умение отвечать на вопросы.
Обогащать опыт адекватного
восприятия устной речи, ее
18 языка
интонационнообразной выразительности,
разных видов искусства;
Понимать специфику художественного образа в разных
Участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств художественного
видах искусства,
особенности языка, художественных средств
произведения
Работа со справочниками, словарями.
выразительности изобразительных (пластических) искусств,
музыки, литературы, театра и кино.
Устанавливать ассоциативные связи
между произведениями разных видов
Разбираться в соотношении научного и художественного
творчества
искусств.
Находить сходные и различные черт,
2 Искусст
7
1 Различать виды, стили и жанры искусства.
во
открыва
ет
новые
грани
мира
19
Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с
различными произведениями искусства.
Подбирать музыкальные произведения, созвучные
картинам русских художников; живописные полотна
созвучные литературным образам;
Художественные произведения,
раскрывающие эмоциональное
богатство мира.
выразительные средства, воплощающие
отношение творца к природе.
Наблюдать жизненные явления.
Сопоставлять их с особенностями
художественного воплощения в
произведениях искусства
Устанавливать ассоциативные связи
между произведениями разных видов
искусств.
Составлять музыкальнолитературные
композиции.
Оценивать их художественную Обосновывать выбор художественных произведений для
значимость
компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе,
музыке, живописи»
Собирать художественную информацию
для создания альбома, альманаха,
Находить сходные и различные черт,
выразительные средства, воплощающие отношение творца к
компьютерной презентации на тему
«Жанр портрета в культуре разных
природе.
Знакомиться с современными обработками,
времен».
Устанавливать ассоциативные связи
аранжировками классических музыкальных произведений
Понимать значение музыки в
между звуковыми и зрительными
образами
художественной культуре и ее
роль в синтетических видах
представлениями Анализировать
средства музыкальной выразительности,
творчества;
эмоциональнообразно воспринимать и характеризовать
воплощающие характеры героев и
персонажей.
музыкальные произведения;
ориентироваться в системе ценностей, представленных в
Осуществлять перевод художественных
впечатлений с языка музыки на язык
произведениях музыкального искусства.
Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и
литературы, язык жестов , графики и т.д.
Рассматривать особенности воплощения
зрительными
образамипредставлениями.
образа средствами разных видов
искусства в
Анализировать средства музыкальной
историческокультурной ретроспективе.
20 выразительности, воплощающие характеры героев и
Аргументировать свое отношение к
персонажей.
Подбирать музыкальные произведения, созвучные
картинам русских
художников; живописные полотна созвучные литературным
стилистике интерпретаций
художественных
произведений.
Умение задавать вопросы
образам.
Понимать роль искусства в жизни человека и общества.
Умение отвечать на вопросы
Наблюдать жизненные явления.
Использовать коммуникативные свойства искусства.
Воспринимать произведения
Сопоставлять их с особенностями
художественного воплощения в
различных видов искусства.
Анализировать особенности их языка и соотносить их с
произведениях искусства
Устанавливать ассоциативные связи
эпохой.
Прочитывать информацию заключенную в памятниках
между произведениями разных видов
искусств.
искусства.
Раскрывать специфику искусства и его особенности как
Составлять музыкальнолитературные
композиции.
универсального способа общения.
1 Понимать роль искусства в жизни человека и общества.
Использовать коммуникативные свойства искусства.
Наблюдать жизненные явления.
Сопоставлять их с особенностями
Воспринимать произведения различных видов искусства.
Анализировать особенности их языка и соотносить их с
художественного воплощения в
произведениях искусства
3 Искусст
7
во как
универса
льный
21 способ
общения
эпохой. Прочитывать информацию заключенную в
Устанавливать ассоциативные связи
памятниках искусства.
Раскрывать специфику искусства и его особенности как
между произведениями разных видов
искусств.
универсального способа общения.
Знать музей, художественные галереи,
Составлять музыкальнолитературные
композиции.
архитектурные памятники мирового значения, своего края,
города, поселка и др.
Осуществлять перевод художественных
впечатлений с языка музыки на язык
Владеть информацией о конкурсах и фестивалях
различной тематической
литературы, язык жестов , графики и т.д.
Рассматривать особенности воплощения
направленности.
Знакомиться с творческими достижениями их лауреатов.
образа средствами разных видов
искусства в
Участвовать в различных видах художественно
исполнительской деятельности. Понимать ее
историческокультурной ретроспективе.
Анализировать синтетический характер
коммуникативное значение.
Знать/понимать символику основных религиозных обрядов,
кинообразов, роль музыки в ритмизации
действия, характеристике персонажей,
изображений святых (иконы).
Раскрывать свое понимание художественной идеи,
драматургии фильма.
Рассматривать особенности воплощения
нравственноэстетического смысла образовсимволов
дороги, солнца, огня и др
образа средствами разных видов
искусства в историческокультурной
Понимать значение классического и современного
ретроспективе.
22 искусства в общении людей разных стран, различных
Аргументировать свое отношение к
национальностей и культур, в воспитании толерантности.
Сравнивать содержание и эмоциональный строй
стилистике интерпретаций
художественных произведений.
художественных переводов (поэтический перевод,
музыкальные версии одного и того же произведения,
Обогащать опыт адекватного
восприятия устной речи, ее
поэтического текста...)
Выявлять стилистические особенности художественного
интонационнообразной выразительности,
Участвовать в обсуждении содержания и
перевода
Воспитание толерантности.
Знать/понимать символику основных религиозных
обрядов, изображений святых (иконы).
Понимать значение искусства как универсального способа
общения и
проводника духовной энергии
Участвовать в компьютерной презентации на тему
образовсимволов в
искусстве.
Различать объекты и явления реальной жизни и их образы,
выраженные в произведениях искусства. Объяснять их
отличие друг от друга. Понимать общее и особенное в
выразительных средств художественного
произведения
Работа со справочниками, словарями.
Наблюдать жизненные явления.
Сопоставлять их с особенностями
художественного воплощения в
произведениях искусства Устанавливать
4 Красота
11
1
в
искусст
23 ве и
жизни
произведениях изобразительного искусства и в
художественной фотографии; в произведениях литературы
и музыкального искусства. Выбирать и использовать
различные художественные материалы для передачи
собственного художественного замысла.
ассоциативные связи между
произведениями разных видов искусств.
Наблюдать жизненные явления.
Сопоставлять их с особенностями
художественного воплощения в
Устанавливать образноассоциативные связи между
памятниками архитектуры, произведениями музыкального,
произведениях искусства Устанавливать
ассоциативные связи между
изобразительного искусств и литературы. Создавать
композицию на заданную тему на плоскости (живопись,
произведениями разных видов искусств.
Находить сходные и различные черт,
рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура,
художественное конструирование).
выразительные средства, воплощающие
отношение творца к природе.
Различать жанры искусства и их роль в жизни человека.
Понимать значение символов культуры. Анализировать
образные средства воплощения трагического, комического,
лирического, драматического содержания произведения.
Различать истинные и ложные ценности. Понимать
самоценность различных явлений. Анализировать и
оценивать произведения различных видов искусства. Знать
специфические особенности языка.
Наблюдать жизненные явления.
Сопоставлять их с особенностями
художественного воплощения в
произведениях искусства Устанавливать
ассоциативные связи между
произведениями разных видов искусств.
Обогащать опыт адекватного
восприятия устной речи, ее
Выявлять особенности представлений человека о красоте в
интонационнообразной выразительности,
24 различные эпохи, в разных слоях общества.
Участвовать в обсуждении содержания и
Выявлять особенности представлений человека о красоте в
различные эпохи, в разных слоях общества. Подбирать
выразительных средств художественного
произведения Работа со справочниками,
музыкальные произведения, соответствующие времени.
Сопоставлять различные исполнительские трактовки
словарями.
музыкальных произведений.
Различать истинные и ложные ценности. Понимать
самоценность различных явлений. Наблюдать за развитием
музыки (драматургией музыкального произведения).
Понимать значение контраста в создании гармонии целого
как выражения красоты.
Раскрывать образносмысловой строй произведения в
зависимости от стиля исполнения. Размышлять о
произведениях искусства, выявлять важные, значимые
жизненные проблемы.
Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на
социально значимые темы.
Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные,
значимые жизненные проблемы
Наблюдать жизненные явления.
Сопоставлять их с особенностями
Знакомиться с наиболее крупными художественными
художественного
воплощения
в
5 Прекрас
8
1
ное
пробуж
25 дает
доброе
музеями России и мира;
произведениях искусства Устанавливать
Знать выдающихся представителей русского и зарубежного
искусства и их основные произведения; анализировать
ассоциативные
произведениями разных видов искусств.
связи
между
содержание, образный язык произведений разных видов и
жанров изобразительного искусства и определять средства
Организация рабочего места (наличие и
их
состояние учебных средств,
выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень,
перспектива, композиция);
размещение).
рациональное
Организация режима работы.
ориентироваться в основных явлениях русского и
мирового искусства, узнавать изученные произведения;
Организация самостоятельной работы
определение порядка и способа
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового
искусства, узнавать изученные произведения;
умственной
Устанавливать ассоциативные связи
деятельности.
Разрабатывать художественную идею в замысле
совместного проекта. Определять свою роль в проекте.
между произведениями разных видов
Находить сходные и
искусств.
собственной
Намечать
исследовательской и художественнопрактической
способы
реализации
деятельности.
различные черт, выразительные средства,
воплощающие отношение творца к
природе.
Учебноисследовательские:
проводить
наблюдения, измерения, планировать и
эксперимент,
проводить
опыт,
исследование, анализировать и обобщать
26 результаты
наблюдения
опыта
исследования, представлять результаты
наблюдений в различных видах
Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественнотворческой деятельности в процессе обучения обеспечивает
личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально
духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественнотворческие задачи;
воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление прини
мать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития
личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстети
ческое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства,
его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху
дожественной выразительности, языка разных видов искусства;
устойчивый интерес к различным видам учебнотворческой деятельности, художественным традициям своего народа и
достижениям мировой культуры.
27 Метапредметными результатами изучения искусства являются
освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию;
культурнопознавательная, коммуникативная и социальноэстетическая компетентности.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Выпускники научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями
жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их
достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства,
видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
28 развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоциональноценностном отношении к искусству и жизни;
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественноэстетической
деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
оценка и самооценка художественнотворческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и
переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою со
причастность окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и
творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять
толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты
собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
29 формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
расширению и обогащению опыта выполнения учебнотворческих задач и нахождению при этом оригинальных решений,
адекватного восприятия устной речи, ее интонационнообразной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на
образноэмоциональное содержание произведений искусства;
совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и
невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с
учащимися, с учителем;
формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в
художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам
деятельности;
30 совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои
возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:
иметь представление о значении искусства в жизни человека;
понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
рассматривать искусство как духовный опыт человечества; размышлять о произведениях различных видов искусства,
высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностноориентирующей);
иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных
(пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино;
использовать опыт художественнотворческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:
представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовнонравственных ориентаций
современного человека;
понимать функции искусства (социальноориентируюшая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая,
предвосхищающая будущее и др.);
ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народною, религиозного, классического
искусства в их соотношении с массовой культурой;
понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
31 осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при
организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
8 класс
№
урок
Дата
план
Дата
факт
а
Тема урока
Тип урока
Элемент содержания
Вид, форма
контроля
ИКТ
Искусство в жизни современного человека (3 часа)
32 1
2
01.09
Искусство вокруг нас, его
Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального,
входн
устны
Презента
роль в жизни современного
человека. Роль искусства в
08.09
изобразительного искусства и литературы. Искусство
ой
й
вокруг нас, его роль в жизни современного человека.
опрос
ция по
теме
формировании
художественного и
научною творческого
мышления.
Урок изучения нового
материала.
Урокбеседа.
Искусство как хранитель культуры, духовного опыта
человечества. Обращение к искусству прошлого с целью
выявления его полифункциональности и ценности для
людей, живших во все времена.
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями,
обрядами, бытом, религиозными традициями на примере
первобытных изображений наскальной живописи и мелкой
пластики, произведений народного декоративно
прикладного искусства, музыкального фольклора,
храмового синтеза искусств, классических и современных
образцов профессионального художественного творчества
в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре,
кино.
Произведения художественной культуры
(архитектуры, живописи, скульптуры, музыки,
литературы и др.) и предметы материальной культуры
в контексте разных стилей (по выбору учителя на
знакомом материале).
33 3
15.09
Обращение к искусству
Виды искусства. Художественный образ – стиль –
теку
устны
Презента
прошлого с целью
выявления его
язык.
Произведения художественной культуры (архитектуры,
щий
й
опрос
полифункциональности и
ценности для людей,
живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и
предметов материальной культуры в контексте разных
ция
«Стили
искусства
»
стилей (по выбору учителя на знакомом материале)
живших во все времена.
Основные стили в
искусстве прошлого и
настоящего (Запал —
Россия — Восток).
Выразительные средства
разных «илов искусства в
контексте разных стилей.
Урок закрепления.
Традиционный урок.
Искусство открывает новые грани мира (7 часов)
34 4
22.09
Искусство как образная
Наука и искусство. Знание научное и знание
модель окружающего мира,
обогащающая жизненный
опыт человека, его знания
и представления о мире.
Знание научное и знание
художественное.
Урок обобщения и
систематизации знаний.
Урок обзорная лекция.
Искусство как опыт
передачи отношения к
миру в образной форме,
художественное. Роль искусства в формировании
художественного и научного мышления.
Обобщение и систематизация представлений о
многообразии материальной и художественной культуры
на примере произведений различных видов искусства.
Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519)
— основоположника художественной культуры Высокого
Возрождения — вот уже пять столетий восхищает
человечество
Искусство как образная модель окружающего мира,
Презента
ция по
теме
теку
устны
Презента
5
29.09
35
обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и
щий
й
представлений о мире.
опрос
ция по
теме
познания мира и самого
себя. Открытие предметов
Во все времена живописцы, композиторы и писатели
воплощают в своих произведениях различные явления
и явлений окружающей
жизни с помощью ис
природы, волновавшие их. Через чувства и переживания,
которые возникают у них при восприятии величественного
кусства
Урок изучения нового
материала. Урокбеседа.
моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или
плавного изгиба реки, они передают свое видение мира. 6
06.10
Общечеловеческие
Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в
теку
устны
Презента
ценности и формы их
передачи в искусстве.
живописи, музыке, литературе.
Образы природы, человека, окружающей жизни в
щий
й
опрос
ция по
теме
Стремление к отражению и
осмыслению средствами
произведениях русских и зарубежных мастеров.
Незатейливая красота среднерусской полосы. Долгое
искусства реальной жизни.
Образы природы, человека.
время не привлекала внимания художников. Скучные,
однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя
окружающей жизни в
произведениях русских и
распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в
этом поэтичного? В русских пейзажахнастроениях —
зарубежных мастеров
Комбинированный урок.
стихотворных, живописных и музыкальных — образы
природы, благодаря удивительной песенности интонаций,
Традиционный урок.
мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев
жаворонка, передают лирическое стремление души
человека к красоте, помогают людям глубже понять
поэтичное содержание зарисовок природы.
Образы природы (А. Саврасов, И.Левитан, К. Моне и
др.)
36 7
13.10
Художественная оценка
Человек в зеркале искусства: портрет в музыке,
темат
фрон
Слайд
явлений, происходящих в
стране и жизни человека.
литературе, живописи, кино.
Изображение человека в скульптуре, живописи, графике.
ическ
ий
тальн
ый
шоу
«Портрет
20.10
8
Особенности познания
мира в современном
Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве.
Искусство помогает познать человека. Не только увидеть
опрос
»
искусстве
Урок закрепления. Урок
собеседование.
его внешний облик, но и понять его сущность, характер,
настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь
его главная цель — узнаваемость изображенного на нем
человека.
Портреты наших великих соотечественников.
Считается, что портрет — самое бесспорное достижение
нашей национальной школы, именно благодаря ему
русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в.
В России называют веком портрета. В жанре портрета
писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д.
Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М.
Врубель и др.
Портретный жанр занимает значительное место в
творчестве русского художника Ильи Ефимовича Репина.
37 Непосредственность и
Портреты наших великих соотечественников.
теку
устны
Презента
9
27.10
неосознанность получения
знаний от художественного
Музыкальный фольклор. Устное народное творчество
(поэтический фольклор). Русские народные сказки,
щий
й
опрос
ция по
теме
произведения о народе, о
жизни, о себе, о другом
предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.
Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка Слово
человеке.
Урок повторения.
Урокбеседа.
«портрет» применительно к музыкальному искусству,
особенно к инструментальной непрограммной музыке, —
метафора. В то же время звукопись, а также синтез
музыки со словом, сценическим действием и
внемузыкальными ассоциациями расширяют ее
возможности.
Выражая чувства, настроения человека, воплощая
различные его состояния, характер движения, музыка
может вызвать зрительные аналогии, позволяющие
представить, что за человек перед нами.
Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения.
Хоровая и органная музыка Слово «портрет»
применительно к музыкальному искусству, особенно к
инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В
то же время звукопись, а также синтез музыки со словом,
сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями
38 10 10.11
Мировоззрение народа,
Создание средствами искусства модели построения мира,
теку
устны
Презента
обычаи, обряды,
религиозные традиции
существовавшей в какуюлибо эпоху (по выбору учителя).
Портрет любого деятеля культуры и искусства создают
щий
й
опрос
ция по
теме
Урок повторения.
Традиционный урок.
прежде всего его произведения: музыка, картины,
скульптуры и пр., а также его письма, воспоминания
современников и художественные произведения о нем,
возникшие в последующие эпохи.
Фрагменты произведений В.Моцарта: Симфония № 4;
«Маленькая ночная серенада»; «Рондо в турецком
стиле»; «Реквием»
Искусство как универсальный способ общения (7
часов)
Искусство как проводник духовной энергии.
темат
тест Презента
11 17.11
Искусство как проводник
духовной энергии. Процесс
художественной
Произведения отечественного и зарубежного искусства в
сопоставлении разных жанров и стилей.
ическ
ий
ция по
теме
коммуникации и его роль в
сближении народов, стран,
Искусство отличается от остальных видов и форм
социальной деятельности тем, что оно обращено к
эпох.
Комбинированный
урок.
Урокбеседа.
39
эмоциональной сфере человека, которая является
наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к
«умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой 12 24.11
Создание, восприятие и
доступной, демократичной и универсальной формой
общения людей.
интерпретация
художественных образов
различных искусств как
процесс коммуникации
Комбинированный
урок.
теку
щий
13 01.12
Урокбеседа.
Способы художественной
Процесс художественной коммуникации и его роль в
темат
устны
Презента
коммуникации. Знаково
символический характер
сближении народов, стран, эпох (музеи, международные
выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
ическ
й
ий
опрос
ция по
теме
искусства. Разница между
знаком и символом.
Подтверждением художественного общения,
интернациональности языка искусства, который понятен
40 14 08.12
Роль искусства в
без перевода, являются музеи, международные выставки
теку
устны
Презента
ция
«Знаки и
символы
искусства
»
понимании смыслов
информации. посылаемой
изобразительного искусства, разнообразные конкурсы
(литературные, музыкальные, артистов балета,
щий
й
опрос
человеку средой и
человеком среде
театральные, джазовые), фестивали искусств. Благодаря
общению людей с выдающимися творениями мирового
искусства прошлого и настоящего времени становится
возможным диалог культур. Большим вкладом в
распространение литературных памятников является
деятельность переводчиков прозы и поэзии.
Способы художественной коммуникации. Знаково
символический характер искусства. Лаконичность и
емкость художественной коммуникации. Искусство
является каналом связи не только между отдельными
людьми, но и между народами, эпохами, городами,
странами. Значит, языки искусства служат коммуникации
41 15 15.12
Информационная связь
Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых
темат
устны
между произведением
искусства и зрителем,
картинах. Символика архитектуры. Символика в
скульптуре, живописи. Диалог искусств. Искусство
ическ
й
ий
опрос
читателем, слушателем.
Освоение художественной
художественного перевода – искусство общения.
Передача информации современниками и последующими
информации об
объективном мире и о
поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и
живопись, карикатура. Передача информации
субъективном восприятии
этого мира художником,
современниками и последующими поколениями в музыке.
Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы
композитором, писателем,
режиссером и др.
Лаконичность и емкость
16 22.12
Обращение творца произведения искусства к
теку
устны
Презента
художественной
коммуникации. Диалог
современникам и потомкам. Способы художественной
коммуникации. Знаковосимволический характер
щий
й
опрос
ция по
теме
искусств.
искусства. Лаконичность и емкость художественной
коммуникации. Центральные символыобразы любой
42 17 29.12
Обращение творца
культуры — солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они
итого
произведения искусства к
современникам и потомкам
наделены священными силами, и почитали их. Солнце
дает свет и тепло и является символом жизни. Дерево
вый
растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как
бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с
древними религиозными верованиями, дерево — символ
Вселенной. Образы и символы в русской поэзии и прозе –
дорога. Контрольная работа
Красота в искусстве и жизни (11 часов)
Что такое красота. Способность искусства дарить людям
18 12.01
Что такое красота.
Способность искусства
дарить людям чувство
чувство эстетического переживания. Знакомство с
отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении
эстетического
переживания.
произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты
в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других
искусствах.
теку
щий
групп
Презента
овая
ция по
теме
43 19
19.01
Символы красоты.
Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств,
26.01
20
21
02.02
Различие реакций (эмоций,
поступков) человека на социальные и природные явления в
жизни и в искусстве. Символы красоты: скульптурный и
живописный портреты, икона; скульптурные и живописные
композиции. Человеческая культура основана на единстве
истины, добра и красоты. Принято считать, что истина —
удел науки, добро — религии, красота принадлежит
искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь
выступает особенно отчетливо. В художественных
произведениях люди издавна воплощали свое
представление об идеальной красоте.
Соединение в художественном произведении двух
09.02
22
чувств, поступков)
человека на социальные и
реальностей – действительно существующей и
порожденной фантазией художника. Архитектурное
природные явления в жизни
и в искусстве.
сооружение (храм или просто изба), живописная картина
или произведение графики, скульптура или изделие
народных умельцев, старинное песнопение или народная
песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для
симфонического оркестра – все они созданы по законам
красоты. Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.
теку
щий
устны
Презента
й
опрос
ция по
теме
теку
щий
устны
й
опрос
44 23 16.02
Творческий характер
Передача красоты современного человека средствами
темат
устны
эстетического отношения к
окружающему миру.
различных видов искусства: портрет в литературе, рисунке,
живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и
ическ
й
ий
опрос
24 23.02
Соединение в
художественном
абстрактное изображение, коллаж).
Наличие в художественном произведении двух
реальностей – действительно существующей и
произведении двух
реальностей – действительно
порожденной фантазией художника. Композиция.
Гармония. Ритм. Симметрия.
теку
щий
устный
опрос
группо
вая
существующий и
порождённой фантазией
художника.
Красота в понимании
разных народов,
социальных групп в
различные эпохи.
25
02.03
09.03
26
45
Красота в понимании различных социальных групп в
различные эпохи. Искусство каждой эпохи стремится
создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя
лучшие черты своего времени. Соответственно смене
идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в
искусстве. Понимание красоты в различных
художественных стилях и направлениях. Женские образы в
произведениях художников. Красота и правда в
музыкальных произведениях различных жанров и стилей
Презента
ция по
теме
темат
ическ
ий
устны
й
письм
енны
й 27 16.03
Взаимопонимание
классических и бытовых
форм и сюжетов искусства.
теку
устны
щий
й
опрос
устны
й
опрос
28 23.03
Поэтизация обыденности.
Красота и польза.
Красота в понимании различных социальных групп в
различные эпохи. Во все времена искусство давало
теку
щий
возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной
жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том,
как жили и что ценили люди от глубокой древности до
наших дней. Передача красоты современного человека
средствами различных видов искусства: портрет в
литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии
(реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в
рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических
произведениях)
Прекрасное пробуждает доброе (8 часов)
Постижение художественных образов различных видов
29 06.04
Преобразующая сила
искусства. Воспитание
искусством – это «тихая
искусства, воплощающих черты человека, его стремление к
идеалу, поиск истины, добра и красоты. Поэтизация образа
ическ
ий
работа» (Шиллер)
матери.
ция по
теме
й
опрос
групп
46
темат
устны
Презента 30 13.04
Ценностно
Третьяковская картинная галерея, Русский музей,
ориентирующая,
нравственная,
Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им.
А.С.Пушкина
31 20.04
воспитательная функции
искусства.
Искусство как модель для
подражания
теку
щий
овая
устны
й
опрос
теку
устны
щий
й
32
27.04
Образы, созданной
Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно
темат
опрос
устны
реальности – поэтизация,
идеализация, героизация и
эпическая образность как характерные особенности
русской классической школы.
ическ
й
ий
опрос
Героические образы в музыкальных произведениях
др.
Синтез искусств в создании
художественного образа
спектакля.
теку
щий
устны
й
опрос
04.05
33
34 11.05
47
Презента
ция по
теме 35 18.05
Соотнесение чувств,
мыслей, оценок зрителя с
ценностными
ориентирами автора
художественного
произведения –
художника, композитора,
писателя.
Идеал человека в
искусстве. Воспитание
души.
36 25.05
итого
пров.
вый
работа
;
индиви
дуальн
ый.
итого
вый
устны
й
опрос
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., КашековаИ.Э. Уроки искусства. Поурочные разработки. 8 9 классы – М.: .: Просвещение,
Список научнометодического обеспечения.
2014
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1 – 7 классы. Искусство. 89 классы – М.: Просвещение, 2009.
Сергеева Г.П. Искусство. 89 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова,
Критская Е.Д. – М.: Просвещение, 2011.
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 8 класс» (CD mp3)
MULTIMEDIA – поддержка предмета
Детские электронные книги и презентации http
:// viki
. rdf
. ru /
48 Единая коллекция http
. cross
История искусства – http://cvetamira.ru/
:// collection
f 453552
f 31 d 9 b 164
edu
. ru / catalog
/ rubr
/ f 544
b 3 b 7 f 1 f 45
b 76
Караоке порусски для компьютера. 2003
Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
Российский общеобразовательный портал http
Сайт караоке – http://www.karaoke.ru/catalog/
Материальнотехническое обеспечение: 1. Комплект портретов композиторов.
2. Комплект таблиц «Музыкальные инструменты».
:// music
. edu
. ru /
49
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» для 8 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.