Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»
Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной программе
для детей с умеренной умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утверждённой
приказом №158 от «30»августа 2019 г.
Рабочие программы по учебным предметам
Развитие речи и коммуникация, Математические представления, Окружающий природный мир, Окружающий социальный мир, Человек, Изобразительная деятельность, Музыка и движение, Адаптивная физкультура.
для детей с умеренной умственной отсталостью
II вариант
Каролина В.
21класс
Разработчик программы:Лазарева Любовь Геннадьевна,
учитель-дефектолог
«Рассмотрена» На Методическом Совете МБОУ «Гатчинская НОШ №5» Протокол №_______ от «30» августа 2019г. |
«Согласована» Заместитель директора по УВР ____________________(Кохович Н.К.) |
Развитие речи и коммуникация:
Планируемые результаты
Личностные:
· Умение принимать партнера по коммуникации, взаимодействовать на уроке с педагогом.
· проявлять внимание к слову, желание придумывать интересные предложения с данным словом на тему предложенную учителем(о дружбе, о школе, о семье)
· -элементарные представления о дружбе и товариществе, трудолюбии и лени и некоторые др.;
· -элементарные представления о нравственно-этических ценностях (помощь другому человеку; выражение сочувствия, благодарности; выполнение общепринятых правил и др.)
Предметные:
Минимальный уровень:
· Внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и т.д.). Умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные).
· Понимание простых предложений (бытовые и учебные инструкции)
· выполнять действия по инструкции педагога;
· правильно пользоваться письменными принадлежностями;
· написание элементов некоторых букв с помощью учителя.
· Написание некоторых печатных букв с помощью учителя
· Умение узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие слова по теме "семья" (папа, мама, бабушка, Каролина)
· Выполнять действия по инструкции педагога;
· Слушать небольшие сказки и тексты.
Допустимый уровень
· Умение пользоваться предметами, для выражения сообщения.
· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических символов.
· Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений.
· составлять короткие предложения с опорой на иллюстрационный материал.
· списывать односложные слова из текста печатными и письменными буквами , опираясь на предметные картинки составлять из азбуки слова из 3-4 букв;
· Умение узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов, действий.
· Умение к прослушанному произведению найти подходящую иллюстрацию.
Содержание:
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к себе внимания звуком (словом). Выражение своих желаний словом. Обращение с просьбой о помощи, выражая её словом. Выражение согласия (несогласия) словом. Выражение благодарности словом. Ответы на вопросы словом, предложение. Задавание вопросов предложением. Прощание с собеседником словом. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами вербальной коммуникации
Импрессивная речь
Называние предметов и явлений. Побуждение к действию, игры-имитации, игры на повторение и подражание. Соотнесение объектов с изображением и словом, обозначающим объект. Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (игрушки, одежда, обувь, овощи, фрукты, транспорт и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать.
Экспрессивная речь
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, школьные принадлежности, продукты, Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Чтение и письмо
Чтение
Основными видами работы являются беседы; прослушивание коротких стихотворений, загадок, скороговорок. Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ. Развитие слухового восприятия и речевого слуха является основой для усвоения звуков речи. Обучающийся учится различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д., практически знакомятся с понятиями слово, звук; учатся составлять предложения с использованием картинок и графических схем, выделять отдельные звуки и буквы в начале слова. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Программа данного раздела состоит из следующих разделов:
Письмо
Формирование технических навыков: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма.
Программа по письму:
Глобальное чтение:
· Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена
· людей, названия предметов, действий.
· Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
· Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
· Узнавание (различение) образов графем (букв).
· Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
· Начальные навыки чтения и письма.
Тематическое планирование( 3 часа в неделю)
№ |
Раздел учебного предмета
|
Кол-во часов |
1 |
Коммуникация. |
38 |
2 |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. |
30 |
3 |
Чтение и письмо |
42 |
|
Всего |
102 ч. |
Математические представления
Планируемые результаты:
Личностные:
· Владение правилами поведения в учебной ситуации.
· умение принимать помощь взрослого и/или одноклассников в процессе выполнения различных заданий.
Предметные:
Минимальный уровень
· Умение соотносить цифры и количество предметов в пределах 5
· Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
Допустимый уровень
· Умение соотносить цифры и количество предметов в пределах 10
· Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
· Выделять один и много предметов из группы;
Содержание:
Содержание:
Количественные представления:
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5).Узнавание цифр. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 10 .Определение места числа (от 0 до 10) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 10.Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 10.Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 10. Запись решения задачи в виде арифметического примера.
Представления о величине:
Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине.Различение однородных (разнородных) предметов по ширине .Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
Представление о форме:
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб».Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок.Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой .Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).Сборка геометрической фигуры(треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из2-х (3-х, 4-х) частей.Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам.Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение.
Пространственные представления:
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ(внизу), перед(спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу(внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд,назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу(низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя(нижняя, правая, левая) часть листа, верхний(нижний) правый (левый) угол.
Временные представления:
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток.Узнавание (различение) дней недели.Знание последовательности дней недели.Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра.Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно.
Тематическое планирование
№ |
Раздел учебного предмета |
Количество часов |
1 |
Количественные представления |
18ч. |
2 |
Представления о величине |
15 |
3 |
Представление о форме |
14 |
4 |
Пространственные представления |
13 |
5 |
Временные представления |
8 |
6 |
Всего: |
68 ч. |
Окружающий природный мир
Планируемые результаты:
Личностные:
· Наличие представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Предметные:
Минимальный уровень
· узнавать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
· Умения совершать доступные практические действия с природным материалом: ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание, переливание, перекладывание и др.
Допустимый уровень
· Различение времен года по наглядному материалу
· определять на ощупь величину предметов; определять отличительные и общие признаки двух предметов;
· Умение проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы
· Умения распознавать и различать объекты животного и растительного мира (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
· Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
· Интерес к объектам живой природы.
Содержание.
Раздел 1.Растительный мир
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание лиственных и хвойных деревьев. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек). Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание особенностей ухода за комнатными растениями.
Раздел 2.Животный мир
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, уши). Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Уход за домашними животными. Узнавание детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Узнавание детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Узнавание детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок).
Раздел 3.Объекты природы
Узнавание Солнца. Значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание небесных тел (планета, звезда). Узнавание глобуса - модели Земли. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Раздел 4.Временные представления
Узнавание частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Узнавание дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Узнавание месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года.
Тематическое планирование (2 часа в неделю)
№ |
Раздел учебного предмета
|
Кол-во часов |
1 |
Растительный мир |
18 |
2 |
Животный мир |
18 |
3 |
Объекты природы |
16 |
4 |
Временные представления |
16 |
|
Всего: |
68 ч. |
Человек
Планируемые результаты:
Личностные:
Представление:о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других
Предметные:
Минимальный уровень:
· Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
· Представление о собственном теле
· Отнесение себя к определенному полу.
· Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы
· Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
Допустимый уровень:
· Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
· Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
· Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
· Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
· Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
· Умение следить за своим внешним видом.
· Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Содержание:
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи». Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культуройипрофилактика болезней), поведении, сохраняющем иукрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел«Гигиена тела»включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел«Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию уменийориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет». В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членахсемьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Например, работа по формированию таких гигиенических навыков, как мытье рук, питье из кружки и др., проводится с детьми младшего возраста, а обучение бритью, уходу за кожей лица, мытью в душе и др. проводится с детьми более старшего возраста.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков.
Тематическое планирование (3 часа в неделю):
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Правила здорового образа жизни. Режим дня |
10 |
2 |
Правила здорового образа жизни. Питание- |
10 |
3 |
Правила здорового образа. Сон- |
10 |
4 |
Правила здорового образа. Прогулка |
10 |
5 |
Правила здорового образа. Профилактика болезней- |
10 |
6 |
Утренний и вечерний туалет |
12 |
7 |
Правильная осанка |
10 |
8 |
Профилактика простудных заболеваний |
10 |
9 |
Моя семья |
10 |
10 |
Представления о себе |
10 |
|
Итого |
102 часа |
Окружающий социальный мир
Планируемые результаты:
Личностные:
· Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения;
· Владение навыками адаптации в коллективе в совместной деятельности.
Минимальный уровень:
· проявление интереса к объектам, созданным человеком;
· представления о доме, школе,объектах (мебель, одежда, посуда,игровая площадка )
· умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, в классе;
· представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребёнка (учитель, врач, повар,
· водитель и т.д.);
· умение соблюдать правила поведения на уроках.
Допустимый уровень:
· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
· Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
· Раздел 1.Школа
· Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.
· Раздел 2.Квартира, дом, двор.
· Узнавание (различение)частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры.Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.
· Раздел 3.Предметы быта.
· Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, чайник). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухня, спальная, санитарная комната).Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник). Знание назначение предметов посуды.
· Раздел 4.Город.
· Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры: улицы, площади, здания, парки. Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал железнодорожный, автовокзал, службы помощи (банк, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазины, жилой дом. Знание профессий (врач, продавец, повар, строитель, почтальон. Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание частей территории улицы (проезжая часть, тротуар, «Пешеходный переход», светофор). Соблюдение правил перехода улицы, правил поведения на улице.
Тематическое планирование (1 час в неделю)
№ |
Наименование тем, разделов |
Кол-во часов |
1 |
Школа |
10 |
2 |
Квартира, дом, двор. |
6 |
3 |
Пре Предметы быта. |
12 |
4 |
Город. |
6 |
|
Всего |
34 ч. |
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
Личностные:
· проявлять заинтересованность в обучении;
· приобщение к культуре общества;
· воспитание эстетических потребностей;
Предметные:
Минимальный уровень
· умение пользоваться учебными принадлежностями для рисования
· умение раскрашивать и рисовать сюжетные картинки
· различать основные цвета
Допустимый уровень
· умение раскрашивать самостоятельно
· умение ориентироваться на листе бумаги
· Формирование и развитие зрительно-моторной координации, навыков мелкой моторики
· Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
· Готовность к участию в совместных мероприятиях:
· Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
· Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
СОДЕРЖАНИЕ
Штриховка
Рисование по внутренним трафаретам, обводка и штриховка простыми и цветными карандашами. обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм. Выработать умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый.
Рисование твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой)
Рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу; обведение контура по точкам (пунктирам);рисование прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии;линий замкнутого контура (круг, овал);удерживание карандаша, фломастера в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа.
Рисование красками
Рисование совместно с обучающимися красками (на большом листе бумаги большой и маленькой кистями).Рисование округлых форм и линий. Рисование красками без задания («что получилось») и по заданию совместно с учителем. Совместное рисование предметов округлой формы. Совместное с обучающимися «рисование» большой кистью, губкой, рукой цветных пятен и ассоциирование их с реальными объектами (животные, тучи, солнце, растения).
Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень!
Вспомним лето. Ветка с вишнями. Рисование и лепка.Рисунок .Съедобные грибы.Лепка. Корзина с разными съедобными грибами.
Что нужно знать о цвете и изображении в картине?
Беседа о художниках и их картинах.Фон темный, светлый. Рисунок зайца.Краски: гуашь и акварель. Рисунок. Листок дерева.Рабочее место для рисования красками. Рисование фона. Небо.Главные и составные цвета. Рисунок. Туча.Рисунок. "Фрукты на столе".
Человек, как ты его видишь? Фигура человека в движении.
Рисование фигуры человека по шаблону.Беседа о художниках и их картинах. Лепка человека.Рисунок. "Мама в новом платье".
Наступила красавица зима. Зимние игры в праздники.
Лепка. Снеговик. Рисунок. "Снеговики во дворе".Панорама "В лесу зимой" Работа с бумагой и ножницами. Аппликация и рисунок.Рисунок. Петрушка.Аппликация "Хоровод".
Любимые домашние животные. Какие они?
Разные породы собак. Лепка. "Собака".Рисунок "Собака".Разные породы кошек. Лепка "Кошка".Рисунок "Кошка".Аппликация "Мишка"
Дымковская игрушка. Кто и как ее делает?
Дымковская игрушка. Лепим и рисуем "Барыню".
Птицы в природе и в изображении в лепке и аппликации".
Рисунок "Птичка-зарянка"Аппликация "Скворечник на березе".
Форма разных предметов. Рассматривай, любуйся, изображай.
Аппликация "Ваза".Рисунок "Ваза".
Красивые, разные цветы.
Поговорим о цветах. Аппликация "Ваза с цветами".Рисунок "Кактус"
Праздники 1 мая и 9 мая. Открытки к праздникам весны".
Открытка к праздникам весны. Рисунок "Открытка к празднику".
Рисунок по описанию "В парке весной"
Тематическое планирование (3 часа в неделю)
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
1 |
Штриховка |
5 |
2 |
Рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой) |
5 |
3 |
Рисование красками |
5 |
4 |
Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень! |
10 |
5 |
« Что нужно знать о цвете и изображении в картине?» |
10 |
6 |
"Человек, как ты его видишь? Фигура человека в движении". |
10 |
7 |
"Наступила красавица зима. Зимние игры в праздники". |
10 |
8 |
Любимые домашние животные. Какие они?" |
10 |
9 |
"Дымковская игрушка. Кто и как ее делает?" |
5 |
10 |
"Птицы в природе и в изображении в лепке и аппликации". |
10 |
11 |
"Форма разных предметов. Рассматривай, любуйся, изображай". |
5 |
12 |
"Красивые, разные цветы". |
10 |
13 |
"Праздники 1 мая и 9 мая. Открытки к праздникам весны". |
7 |
|
Итого: |
102 часа |
Музыка и движение
Личностные
· понимание вербальной инструкции учителя;
· проявление эмоций (положительные, отрицательные);
Предметные
Минимальный уровень
· участвовать в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др.).
· Восприятие и реагирование на звуки и шумы окружающего мира, собственные звуки, звуки музыкальных инструментов; звуки различной частоты и громкости;
· прослушивание музыкальных композиций различного темпа, ритма, громкости
· подпевание песенкам.
Допустимый уровень
· Выражение музыкальных предпочтений, проявление различных эмоциональных реакций в ответ на звучание музыкальных произведений.
· Совместные с педагогом действия с музыкальными игрушками (стучит в барабан, играет на пианино, играет с бубенчиками);
Содержание:
Слушание:
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки.Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустно музыки. Узнавание знакомой песни. Определение характерамузыки.Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального стиля произведения. Слушание (узнавание) оркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит музыкальное произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.
Пение.
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к песне.
Движение под музыку.
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание предметом и т.п. Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др. Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений .Имитация движений животных. Выполнение движений, соответствующих словам песни. Соблюдение последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Движение в хороводе. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе Ритмичная ходьба под музыку. Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Изменение движения при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания. Выполнение танцевальных движений в паре с другим танцором. Выполнение развернутых движений одного образа. Имитация (исполнение) игры на музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах.
Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте.
Тематическое планирование (2 часа в неделю)
№ П/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов. |
1 |
Слушание |
25 |
2. |
Пение |
12 |
3. |
Движение под музыку |
15 |
4. |
Игра на музыкальных инструментах. |
16 |
|
Итого |
68 часов |
Адаптивная физкультура
Личностные:
· понимание инструкции учителя
· Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях.
· Правила поведения на уроках .
Предметные:
Минимальный уровень
· умение выполнять по образцу элементарные упражнения
· выполнять организационно-методические требования, которые предъявляются на уроке физической культуры,
· -элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу)
·
Допустимый уровень
· умение демонстрировать знакомые действия в незнакомой обстановке, при усложненных условиях выполнения.
· освоение функциональных действий руками (удерживать, отпускать, брать, отталкивать, тянуть предметы, опираться, использовать различные захваты, выполнять действие одной/двумя руками и т.д.).
· умения правильно пользоваться спортивным инвентарем;
Содержание
Коррекционные подвижные игры.
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча. Передача баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой.Ведение баскетбольного мяча по прямой (с обходом препятствия). Броски мяча в кольцо двумя руками. Футбол. Узнавание футбольного мяча. Выполнение удара в ворота с места (пустые ворота, с вратарем), с 2-х шагов (пустые ворота, с вратарем), с разбега (пустые ворота, с вратарем). Прием мяча, стоя в воротах: ловля мяча руками, отбивание мяча ногой (руками). Ведение мяча. Выполнение передачи мяча партнеру. Остановка катящегося мяча ногой.
Подвижные игры. Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз». Соблюдение правил игры «Болото». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Полоса препятствий»: бег по скамейке, прыжки через кирпичики, пролазание по туннелю, бег, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Пятнашки». Соблюдение правил игры «Рыбаки и рыбки». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Собери пирамидку»: бег к пирамидке, надевание кольца, бег в обратную сторону, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Бросай-ка». Соблюдение правил игры «Быстрые санки». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Строим дом».
Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Поднимание головы в положении «лежа на животе».
Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения прямыми руками вперед (назад). Наклоны туловища в сочетании с поворотами. Стояние на коленях.
Ходьба с высоким подниманием колен. Хлопки в ладони под поднятой прямой ногой. Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения. Приседание. Ползание на четвереньках. Поочередные (одновременные) движения ногами: поднимание (отведение) прямых (согнутых) ног, круговые движения. Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»).
Ходьба по доске, лежащей на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: широкой (узкой) поверхности гимнастической скамейки, ровной (наклонной) поверхности гимнастической скамейки, движущейся поверхности, с предметами (препятствиями).Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую).
Ходьба и бег.
Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе.
Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег с высоким подниманием бедра(захлестыванием голени, приставным шагом).
Прыжки.
Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с места, с разбега. Прыжки в высоту, глубину.Ползание, подлезание, лазание, перелезание.Ползание на животе, на четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках. Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз), через препятствия, по гимнастической сетке вправо (влево), по канату. Вис на канате, рейке. Перелезание через препятствия.Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза.
Тематическое планирование
№ П/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов. |
1 |
Коррекционные подвижные игры. |
15 |
2. |
Общеразвивающие и корригирующие упражнения. |
20 |
3. |
Ходьба и бег. |
18 |
4. |
Прыжки. |
15 |
|
Итого |
68 часов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.