ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЛИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО учителей
___________ЕГЦ________
МКОУ «Илирская СОШ №2»
Протокол № 1
от «30» августа 2017 г.
Руководитель МО
Максимова Н.Г.__________
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МКОУ «Илирская СОШ
№2»
Протокол № 1
от «31» августа 2017 г.
Зам. директора по УВР
Побойкина Е.А.._________
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 50
от «01» сентября 2017г.
Директор МКОУ «Илирская
СОШ №2»
МО «Братский район»
Оводнева М.М.___________
Рабочая программа
учебного предмета
«Обществознание»
для учащихся 7 класса
на 20172018 учебный год
Образовательная область: «Обществознание»
Разработала:
Максимова Н.Г.
Учитель истории и обществознания
Соответствие занимаемой
должности2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской
программы Л. Н. Боголюбова «Просвещение» 2013 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебнометодического комплекта:
1. Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Jl. Н. Боголюбов [и
др.] ; под ред. Jl. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад.
образования, издво «Просвещение». М . : Просвещение, 2017.
2. Иванова, Л. Ф. Обществознание. 7 класс : рабочая тетрадь для учащихся
общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. М . : Просвещение,
2017.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана
на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Планируемые предметные результаты
Личностные результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении
содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинноследственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметные результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной
психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых
в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностномотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социальнополитической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе
Содержание
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды.
Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные
обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок
в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность
подготовки к исполнению воинского долга. Международноправовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека.
Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек.
Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность
несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы.
Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан.
Глава 2. Человек в экономических отношенияхЭкономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные
сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная
плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка,
прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и
фермерское хозяйство. Основное организационноправовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные
доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения
граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система,
рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение.
экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции
денег, бизнес, реклама.
Глава 3. Человек и природа
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество.
Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы.
Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы.
Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе.
Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над
природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные
государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные
инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Формы организации учебного процесса, применяемые на уровне
среднего общего образования:
Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и
навыков, комбинированный урок, обобщающий урок, урок комплексного применения
знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений.
Методы и приемы обучения: частичнопоисковый (эвристический) метод, рассказ, беседа,
работа с книгой, обобщающая беседа по изученному материалу, индивидуальный и
фронтальные опросы, проверочная и контрольная работа, тест, зачет.Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально
групповые, фронтальные.
Формы текущего контроля: фронтальный опрос, опрос в парах, тестирование,
контрольная работа, самостоятельные работы, тесты.
Компьютерное обеспечение уроков:
наглядные пособия.
демонстрационный материал, интерактивные
Календарнотематическое планирование
Календарные
сроки
Тема урока
Номер
урока
1
2
3
4
5
Что значит жить по правилам
Что значит жить по правилам
Права и обязанности граждан
Права и обязанности граждан
Почему важно соблюдать законы
Почему важно соблюдать законы
Защита Отечества
Защита Отечества
Для чего нужна дисциплина
Для чего нужна дисциплина
Виновен – отвечай
Виновен – отвечай
Кто стоит на страже закона
Кто стоит на страже закона
Контрольная работа №1 по теме «Регулирование поведения
людей в обществе»
Экономика и ее основные участники
Экономика и ее основные участники
Мастерство работника
Мастерство работника
Производство: затраты, выручка, прибыль
Производство: затраты, выручка, прибыль
Виды и формы бизнеса
Виды и формы бизнеса
Обмен, торговля, реклама
Обмен, торговля, реклама
Деньги, их функции
Деньги, их функции
Экономика семьи
Проверочная работа по теме «Человек в экономических
отношениях»
Воздействие человека на природу
Охранять природу – значит охранять жизнь
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
3132
33
34
Закон на страже природы
Контрольная работа №2 за 20172018 уч год
Работа над ошибками