Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского (юношеского) технического творчества»
Рассмотрено
на методическом совете
протокол №__ от «__»_____20__г.
УТВЕРЖДАЮ
директор МБУ ДО «ЦД(Ю)ТТ»
_______________Р.А. Насирова
«___»_____ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
объединения «Моделистконструктор»
на 2017 – 2018 учебный год
первый год обучения
Возраст учащихся: 7 8 лет
Педагог дополнительного образования
Борисовская Татьяна Анатольевна
Сарапул, 2017год
1 Пояснительная записка.
Техника вторгается в мирпредставлений и понятий ребенка с раннего детства. С
каждым годом увеличивается выпуск механических, электрифицированных,
электронных игрушек. Для развития технических интересов и склонностей детей
служит объединение «Моделист – конструктор».
Здесь ребята занимаются
конструированием и моделированием простых моделей техники. Программа
объединения предназначена для детей начального школьного возраста. Умения и
навыки учащихся в области технического моделирования в настоящее время
актуальны и востребованы в различных областях практической деятельности.
Именно поэтому объединение сочетает в себе творческое воплощение
конструкторской мысли ребенка в реальные разнообразные модели автомобилей,
кораблей, самолетов и другой техники. На занятиях объединения выполняются
несложные технические расчеты, решаются конструкторские и технологические
задачи. При решении технических задач учащиеся учатся формулировать,
определять техническую и физическую суть этих задач, намечать различные
варианты их решения, проводить анализ.
По
каждой теме, входящей в программу, дается объем необходимых
теоретических сведений. Значительную часть занимает графическая подготовка
младших школьников, так как в техническом объединении важно сформировать
навыки в графическом изображении изготовляемых изделий. Основную часть
времени каждой темы занимает практическая работа.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273ФЗ, Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
Сан Пин к
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726р),
устройству, содержанию и организации деятельности образовательных
организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41).
На первом году обучения учащиеся получат первоначальные знания о материалах,
инструментах, технике, её истории развития. Узнают о влиянии техники на жизнь
человека. Научатся работать с материалами: бумагой, картоном; инструментами:
линейкой, ножницами, карандашом. Будут производить несложные измерения с
линейкой. Программа составлена для данной группы из различных тем и разделов с
теоретической и практической работы.
Цель: изучение основ моделирования и конструирования для развития технических
способностей обучающихся.
Задачи:
сформировать у обучающихся представление о технике, её признаках, её развитии;
научить работать с различными материалами и инструментами с соблюдением
техники безопасности и культуры труда;
прививать навыки моделирования и конструирования;
развивать творческие способности, фантазию, техническую смекалку.
Режим занятий: 1й год обучения 104 часа в год, 1 раз по 2 часа в неделю.
2 Предполагаемые результаты обучения 1го года обучения.
Должен знать:
виды машин: бытовые, транспортные, специальные;
название и назначение машин;
основные части машин;
общее сведение о профессиях;
названия и назначение простейших инструментов;
название и назначение материалов(бумага, картон), их свойства;
способы соединений;
линии чертежа;
правила безопасной работы.
Должен уметь:
правильно организовывать своё рабочее место;
планировать свою работу;
определять назначение изделия, материал из которого он изготовлен,
последовательность изготовления;
читать чертёж;
экономно размещать материал с помощью шаблонов;
применять на практике свойства бумаги и картона;
пользоваться инструментами ручного труда;
соблюдать правила техники безопасности.
Формы и методы диагностики результатов обучения
Тесты, технологические карты, проекты, конкурсы, выставки.
Подведение итогов реализации программы
Итоги диагностики, конкурсов, соревнований, выставок, анализ педагогической
деятельности конце учебного года.
3 Календарнотематический план
№
недели
Тема занятия
Количество
часов:
Всего
Методическое
обеспечение занятия
1
2
3
4
5
«Мы начинающие
конструкторы»
«Мы начинающие
конструкторы»
Теория: знакомство детей с
работой объединения.
Практика:
«Мы начинающие
конструкторы»
Теория: знакомство детей с
работой объединения.
Практика:
Машины
Вводное занятие.
Легковой автомобиль.
Теория: понятие «Легковой
автомобиль», его части,
устройство машины. Материалы
и их свойства.
Практика: изготовление модели
легкового автомобиля с
использованием шаблонов.
Приёмы работы с инструментами
и материалами.
Грузовой автомобиль
Теория: понятие «Грузовой
автомобиль», его части,
устройство машины. Материалы
и их свойства.
Практика: изготовление модели
грузового автомобиля с
использованием шаблонов.
Приёмы работы с инструментами
и материалами.
Грузовой автомобиль
Теория: понятие «Грузовой
автомобиль», его части,
устройство машины. Материалы
и их свойства.
Практика: изготовление модели
теория/практик
а
4
4/0
2
2/0
Презентации, рекламные
видеоролики,
игра «Знакомство»
2
2/0
Презентации, рекламные
видеоролики.
10
2,5/7,5
2
0,5/1,5
Презентация «Правила
дорожного движения»
Презентация
«Транспорт».
Демонстрационная
модель автомобиля.
Технологическая карта.
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель автомобиля.
Технологическая карта.
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель автомобиля.
Технологическая карта.
4 6
7
8
9
10
11
12
грузового автомобиля с
использованием шаблонов.
Приёмы работы с инструментами
и материалами.
Автобус
Теория: предназначение
автобуса, его части, виды.
Практика: изготовление модели
автобуса с использованием
шаблонов. Приёмы работы с
инструментами и материалами.
Автобус
Теория: предназначение
автобуса, его части, виды.
Практика: изготовление модели
автобуса с использованием
шаблонов. Приёмы работы с
инструментами и материалами.
Воздушный транспорт
Планер
Теория: предназначение планера,
его части.
Практика: изготовление модели
планера с использованием
шаблонов. Приёмы работы с
инструментами и материалами.
Самолёт
Теория: предназначение
самолёта, его виды, его части.
Практика: изготовление модели
самолета с использованием
шаблонов. Приёмы работы с
инструментами и материалами.
Самолёт
Теория: предназначение
самолёта, его виды, его части.
Практика: изготовление модели
самолета с использованием
шаблонов. Приёмы работы с
инструментами и материалами.
Самолёт
Теория: предназначение
самолёта, его виды, его части.
Практика: изготовление модели
самолета с использованием
шаблонов. Приёмы работы с
инструментами и материалами.
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель автобуса.
Технологическая карта.
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель автобуса.
Технологическая карта.
10
2,5/7,5
2
0.5/1.5
Презентация «Воздушный
транспорт».
Демонстрационная
модель планера.
Технологическая карта.
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель самолёта.
Технологическая карта.
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель самолёта.
Технологическая карта.
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель самолёта.
Технологическая карта.
Вертолёт
Теория: предназначение
вертолёта, его виды, части.
Практика: изготовление модели
5
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель вертолёта.
Технологическая карта. 13
14
вертолета с использованием
шаблонов. Приёмы работы с
инструментами и материалами.
Водный транспорт
Ладья
Теория: история возникновения
ладьи, её части.
Практика: изготовление модели
ладьи с использованием
шаблонов. Приёмы работы с
инструментами и материалами.
Лодка с парусом
Теория: виды парусников, его
части.
Практика: изготовление модели
лодки с использованием
шаблонов. Приёмы работы с
инструментами и материалами
Специальный транспорт
15
Автомобиль «Скорая помощь»
Теория: предназначение
специального транспорта, его
виды, отличительные знаки.
Практика: изготовление модели
автомобиля «Скорая помощь» с
использованием шаблонов.
16
17
Приёмы работы с инструментами
и материалами.
Автомобиль «Пожарная машина»
Теория: предназначение
специального транспорта, его
виды, отличительные знаки.
Практика: изготовление модели
автомобиля «Пожарная машина»
с использованием шаблонов.
Приёмы работы с инструментами
и материалами.
Технология изготовления
объемных моделей.
Объёмный новогодний сувенир.
Теория: история возникновения
сувениров.
Практика: изготовление
новогоднего сувенира с
использованием шаблонов.
Приёмы работы с инструментами
материалами.
4
1/3
2
0.5/1.5
Презентация
«Водный транспорт».
Демонстрационная
модель «Ладья».
Технологическая карта.
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель лодки.
Технологическая карта.
4
1/3
2
0.5/1.5
2
0.5/1.5
28
7/21
2
0.5/1.5
Презентация
«Специальный
транспорт».
Демонстрационная
модель «Скорая помощь».
Технологическая карта.
Демонстрационная
модель «Пожарная
машина».
Технологическая карта.
Демонстрационный
сувенир.
Технологическая карта.
18
Объёмный новогодний сувенир.
Теория: история возникновения
2
0.5/1.5
Демонстрационный
сувенир.
6 сувениров.
Практика: изготовление
новогоднего сувенира с
использованием шаблонов.
Приёмы работы с инструментами
материалами.
19
Объемная модель дома.
Теория: виды жилищ, строений,
2
0.5/1.5
части зданий.
Практика: изготовление модели
дома с использованием шаблонов.
Приёмы работы с инструментами
и материалами.
Технологическая карта.
Демонстрационная
модель дома.
Технологическая карта.
20
Объёмная модель
самолёта«Истребитель».
Теория: предназначение военных
самолётов, их виды, части.
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель самолёта.
Технологическая карта.
Практика: изготовление модели
самолета «Истребитель» с
использованием шаблонов.
Приёмы работы с инструментами
и материалами.
21
Объёмная модель реактивного
самолета.
Теория: предназначение
реактивного самолёта, его части.
Практика: изготовление модели
реактивного самолета с
использованием шаблонов.
Приёмы работы с инструментами
и материалами.
22
23
24
Модель парашюта.
Теория: предназначение
парашюта, его части, история
создания.
Практика: изготовление модели
парашюта с использованием
шаблонов. Приёмы работы с
инструментами и материалами.
Модель самолёта с цветным
хвостом.
Теория: военные парады с
участием военных самолётов.
Практика: изготовление модели
самолета с цветным хвостом с
использованием шаблонов.
Приёмы работы с инструментами
и материалами.
Модель биплана.
Теория: история возникновения
бипланов, трипланов, их части.
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель самолёта.
Технологическая карта.
2
0.5/1.5
Видеоролик
«История парашюта».
Демонстрационная
модель.
Технологическая карта.
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель самолёта.
Технологическая карта.
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель биплана.
Технологическая карта.
7 Практика: изготовление модели
биплана с использованием
шаблонов. Приёмы работы с
инструментами и материалами.
25
Объёмная открытка.
Теория: календарный праздник,
2
0.5/1.5
виды открыток.
Практика: изготовление
объемной открытки с
использованием шаблонов.
Приёмы работы с инструментами
и материалами.
26
Модель « Лодочка с парусом».
Теория: виды гоночного водного
2
0.5/1.5
транспорта.
Практика: изготовление модели «
Лодочка с парусом» с
использованием шаблонов.
Приёмы работы с инструментами
и материалами.
27
Объёмная открытка.
Теория: календарный праздник,
2
0.5/1.5
виды открыток.
Практика: изготовление
объемной открытки с
использованием шаблонов.
Демонстрационная
открытка.
Технологическая карта.
Демонстрационная
модель.
Технологическая карта.
Демонстрационная
открытка.
Технологическая карта.
28
29
30
Приёмы работы с инструментами
и материалами.
Модель «Корабль с якорем».
Теория: виды водного
транспорта, предназначение.
Практика: изготовление модели
«Корабль с якорем» с
использованием шаблонов.
Приёмы работы с инструментами
и материалами.
Объёмная тележка.
Теория: виды, материалы,
предназначение.
Практика: изготовление модели
объемной тележки с
использованием шаблонов.
Приёмы работы с инструментами
и материалами.
Модель «Паровоз»
Теория: предназначение ж/д
транспорта, виды, части.
Практика: изготовление модели
«Паровоз» с использованием
шаблонов. Приёмы работы с
инструментами.
Космический транспорт
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель.
Технологическая карта.
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель.
Технологическая карта.
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель паровоза.
Технологическая карта.
8
8 2/6
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель ракеты.
Технологическая карта.
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель.
Технологическая карта.
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель.
Технологическая карта.
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель.
Технологическая карта.
6
1.5/4.5
2
0.5/1.5
Демонстрационная
открытка.
Технологическая карта.
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель.
Технологическая карта.
31
32
33
34
35
36
Модель «Ракета».
Теория: виды космического
транспорта, строение, разбор
отдельных деталей.
Практика: изготовление модели
«Ракета» с использованием
шаблонов. Приёмы работы с
инструментами и материалами.
Модель « Летающая тарелка».
Теория: вид, отдельные детали.
Практика: изготовление модели
«Летающая тарелка» с
использованием шаблонов.
Приёмы работы с инструментами
и материалами.
Модель «Луноход».
Теория: предназначение
исследовательской техники.
Практика: изготовление модели
«Луноход» с использованием
шаблонов. Приёмы работы с
инструментами и материалами.
Модель «Ракета с запуском».
Теория: виды космического
транспорта, строение, разбор
отдельных деталей.
Практика: изготовление модели
«Ракета с запуском» с
использованием шаблонов.
Приёмы работы с инструментами
и материалами.
Технология изготовления
объемных моделей
патриотической тематики.
Объёмная открытка ко Дню
Победы.
Теория: виды объемных
открыток, используемые
материалы.
Практика: изготовление
объемной открытки с
использованием шаблонов.
Приёмы работы с инструментами
и материалами.
Модель «Катюша».
Теория: предназначение военной
техники, виды, отдельные детали.
Практика: изготовление модели
«Катюша» с использованием
шаблонов. Приёмы работы с
9 инструментами и материалами.
37
Модель «Танк».
Теория: предназначение военной
техники, виды, отдельные детали.
Практика: изготовление модели
«Танк» с использованием
шаблонов. Приёмы работы с
инструментами и материалами.
Объемные модели в технике
квиллинг.
38
Модель «Машина»
Теория: знакомство с техникой
квиллинг, приемы работы,
умение применить технику
квиллинг при создании моделей.
Практика: изготовление модели
«Машина». Приёмы работы с
инструментами и материалами.
39
Модель «Машина»
Теория: знакомство с техникой
квиллинг, приемы работы,
умение применить технику
квиллинг при создании моделей.
Практика: изготовление модели
«Машина». Приёмы работы с
инструментами и материалами.
40
Модель «Ракета»
Теория: знакомство с техникой
квиллинг, приемы работы,
умение применить технику
квиллинг при создании моделей.
Практика: изготовление модели
«Ракета». Приёмы работы с
инструментами и материалами.
41
Модель «Ракета»
Теория: знакомство с техникой
квиллинг, приемы работы,
умение применить технику
квиллинг при создании моделей.
Практика: изготовление модели
«Ракета». Приёмы работы с
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель.
Технологическая карта.
16
4/12
2
0.5/1.5
Демонстрационная
модель.
Технологическая карта.
2
0,5/1,5
Демонстрационная
модель.
Технологическая карта.
2
0,5/1,5
Демонстрационная
модель.
Технологическая карта.
2
0,5/1,5
Демонстрационная
модель.
Технологическая карта.
инструментами и материалами.
42
Модель «Самолет»
Теория: знакомство с техникой
квиллинг, приемы работы,
умение применить технику
10
2
0,5/1,5
Демонстрационная
модель.
Технологическая карта. квиллинг при создании моделей.
Практика: изготовление модели
«Самолет». Приёмы работы с
инструментами и материалами.
43
Модель «Самолет»
Теория: знакомство с техникой
квиллинг, приемы работы,
умение применить технику
квиллинг при создании моделей.
Практика: изготовление модели
«Самолет». Приёмы работы с
инструментами и материалами.
44
Модель «Катер»
Теория: знакомство с техникой
квиллинг, приемы работы,
умение применить технику
квиллинг при создании моделей.
Практика: изготовление модели
«Катер». Приёмы работы с
45
инструментами и материалами.
Модель «Катер»
Теория: знакомство с техникой
квиллинг, приемы работы,
умение применить технику
квиллинг при создании моделей.
Практика: изготовление модели
«Катер». Приёмы работы с
инструментами и материалами.
2
0,5/1,5
Демонстрационная
модель.
Технологическая карта.
2
0,5/1,5
Демонстрационная
модель.
Технологическая карта.
2
0,5/1,5
Демонстрационная
модель.
Технологическая карта.
Повторение пройденного
материала.
46
Автобус «Школьный»
14
0/14
0/2
Теория:
Практика: изготовление модели
автобуса «Школьный».
Самостоятельная работа.
Технологическая карта
изделия.
47
Самолет «Военный истребитель»
0/2
Технологическая карта
Теория:
Практика: изготовление модели
самолета «Истребитель».
Самостоятельная работа.
изделия.
48
Модель биплана «Кукурузник»
0/2
Технологическая карта
Теория:
изделия.
11 49
50
51
52
Практика: изготовление модели
биплана «Кукурузник».
Самостоятельная работа.
Модель «Корабль с парусами»
Теория:
Практика: изготовление модели
«Корабль с парусами».
Самостоятельная работа.
Модель «Паровоз с вагонами»
Теория:
Практика: изготовление модели
«Паровоз с вагонами».
Самостоятельная работа.
Модель танка
Теория:
Практика: изготовление модели
танка.
Самостоятельная работа.
Итоговое занятие.
Теория:
Практика: подведение итогов,
«Аукцион» работ,
защита мини – проектов.
Итого:
0/2
0/2
0/2
2
0/2
104
25,5/78,5
Технологическая карта
изделия.
Технологическая карта
изделия.
Технологическая карта
изделия.
Методические
рекомендации.
Воспитательная работа
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Мероприятие
Беседа «Мир на планете
– счастливы дети!»
Акция «Внимание –
дети!»
Срок
Ответственный
1 – 4 сентября.
Педагог – организатор.
1 – 11 сентября. Педагог – организатор.
Международный День
пожилых людей. Беседа
в объединении.
25 – 30
сентября
ПДО Борисовская Т.А.
День Автомобилиста в
23 – 28 октября ПДО Борисовская Т.А
России.
Круглый стол ко Дню
народного единства.
День толерантности.
Беседа.
Праздничное
12
3 ноября
Педагог – организатор.
16 ноября.
ПДО Борисовская Т.А.
27 ноября
Педагог – организатор. 8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
мероприятие ко Дню
матери в России.
Беседа
«День борьбы со
СПИДом»
Беседа ко Дню
Конституции РФ.
1 декабря
ПДО Борисовская Т.А.
Педагог – организатор.
11 декабря – 15
декабря
ПДО БорисовскаяТ.А.
Педагог – организатор.
Беседа ко Дню авиации
18 декабря – 23
ПДО Борисовская Т.А.
РФ 23 декабря.
День детского кино.
Месячник науки и
техники для детей и
юношества.
Соревнования
«Первая скорость»,
праздничная программа
ко Дню Защитника
Отечества.
12 апреля – День
Космонавтики. Беседа.
Подготовка к выставке.
Праздничные встречи ко
Дню Победы.
Церемония награждения
«Техно – лидер 2018»
Праздничная программа
ко Дню России
Беседа ко Дню
государственного флага
РФ.
декабря
8 января
ПДО Борисовская Т.А.
Педагог – организатор.
1 – 28 февраля ПДО БорисовскаяТ.А.
Педагог – организатор.
20 февраля
Зам. директора по УВР,
методисты,
педагог – организатор.
9 – 13 апреля
ПДО Борисовская Т.А.
3 – 7 мая
ПДО БорисовскаяТ.А.
Педагог – организатор.
31 мая
Педагог организатор
9 июня
Педагог организатор
22 августа
ПДО БорисовскаяТ.А.
Работа с родителями
Мероприятие
Срок
Индивидуальные беседы с
В течение года.
Ответственный
Борисовская Т.А.
родителями
Общее родительское
собрание для учащихся
1 – го года обучения.
Родительские собрания
Сентябрь – октябрь.
Борисовская Т.А.
Декабрь.
Май.
Праздничное мероприятие ко
27 ноября
Борисовская Т.А.
Дню матери в России.
Беседа.
Мастер – класс к 8 марта
«Родительские встречи».
Мастеркласс к 8 марта,
родительские встречи.
Любое время (2 квартал)
Борисовская Т.А.
Февраль, март, апрель
Борисовская Т.А.
13 Список литературы:
1. Андрианов П. Н. Развитие технического творчества младших школьников.
Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 1990.
2. Журнал «Левша» № 5, 1991.
3. Журнал «Юный техник» № 6, 1984.
4. Журнал «Юный техник» № 8, 1988.
5. Журнал «Юный техник» № 6, 1989.
6. Кобитина И. И. Дошкольникам о технике. Книга для воспитателя детского
сада. – М.: «Просвещение», 1991.
7. Майорова И. Г. Уроки трудового обучения. Пособие для учителя. М.:
«Просвещение», 1974.
8. Марина З. Техническое моделирование. – СПб.: «Кристалл», 1997.
9. Тимофеева М. С. Твори, выдумывай, пробуй! Книга для учащихся 4 – 8
классов. – М.: «Просвещение», 1981.
14
Рабочие программы 1, 2, 3 года обучения объединения "Моделист-конструктор".
Рабочие программы 1, 2, 3 года обучения объединения "Моделист-конструктор".
Рабочие программы 1, 2, 3 года обучения объединения "Моделист-конструктор".
Рабочие программы 1, 2, 3 года обучения объединения "Моделист-конструктор".
Рабочие программы 1, 2, 3 года обучения объединения "Моделист-конструктор".
Рабочие программы 1, 2, 3 года обучения объединения "Моделист-конструктор".
Рабочие программы 1, 2, 3 года обучения объединения "Моделист-конструктор".
Рабочие программы 1, 2, 3 года обучения объединения "Моделист-конструктор".
Рабочие программы 1, 2, 3 года обучения объединения "Моделист-конструктор".
Рабочие программы 1, 2, 3 года обучения объединения "Моделист-конструктор".
Рабочие программы 1, 2, 3 года обучения объединения "Моделист-конструктор".
Рабочие программы 1, 2, 3 года обучения объединения "Моделист-конструктор".
Рабочие программы 1, 2, 3 года обучения объединения "Моделист-конструктор".
Рабочие программы 1, 2, 3 года обучения объединения "Моделист-конструктор".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.