Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными
положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования по физической культуре, планируемыми результатами начального
общего образования по физической культуре, разработана на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования с учетом программ (программа «Физическая культура, В.И.Ляха»). 2014г.,
включенной в ее структуру, и ориентирована на работу по учебнометодическому
комплекту:
Для учителя
Лях В.И. // Физическая культура. Программа 1 4 класс: М.: Просвещение 2014
Для учащихся
Лях В.И. // Физическая культура: учебник для учащихся начальной школы. – М.:
Просвещение, 2015
приказ Министерства спорта Российской Федерации (Минспорт России) от 28 января
2016 г. N 54 "Об утверждении порядка организации и проведения тестирования по
выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурноспортивного
комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)"
ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ: промежуточная
аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ, зачетов.
Входной контроль в начале учебного года; текущий – в форме устного зачета,
контрольного теста; рубежный контроль в конце первого полугодия; итоговый контроль –
итоговый зачет, творческая работа, проект. Все контрольные тесты, зачеты соответствуют
стандартам норм ГТО соответствующей ступени
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
По мере прохождения учебного материала по физической культуре проводится текущий
контроль освоения учебного материала и выполнения учебных нормативов по видам
двигательной деятельности. Контроль и учёт достижений учащихся 1 класса ведётся по
безотметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата
освоения программы
Уровень физической подготовленности
Уровень
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
Мальчики
Девочки
11 – 12
9 – 10
7 – 8
9 – 10
7 – 8
5 – 6
Контрольные
упражнения
Подтягивание на
низкой
перекладине из
виса лежа, кол
во раз
2Прыжок в длину
с места, см
118 – 120
115 – 117
105 – 114
116 – 118
113 – 115
95 – 112
Наклон вперед,
не сгибая ног в
коленях
Коснутьс
я лбом
колен
Коснутьс
я
ладонями
пола
Коснутьс
я
пальцами
пола
Коснутьс
я лбом
колен
Коснутьс
я
ладонями
пола
Коснутьс
я
пальцами
пола
Бег 30 м с
высокого старта,
с
6,2 – 6,0
6,7 – 6,3
7,2 – 7,0
6,3 – 6,1
6,9 – 6,5
7,2 – 7,0
Бег 1000 м
Без учета времени
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в
конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных
разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и
«Физическое совершенствование».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с
основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о
природе (медикобиологические основы деятельности); знания о человеке (психолого
педагогические основы деятельности); знания об обществе (историкосоциологические
основы деятельности).
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о
структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих
способах организации, исполнения и контроля.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на
гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую
подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные
навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также
общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала
школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием
базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими
разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и
спортивные игры». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно
включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности
согласуются с соответствующим видом спорта.
В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный
раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения
распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри
разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических
3качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения
и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать
преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных
особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения
различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая
культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние
здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной
и предметной деятельности.
В разделе «Тематическое планирование» излагаются темы основных разделов
программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики
ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса,
которые должны быть получены в конце освоения содержания учебного курса.
В программе освоение учебного материала из практических разделов
функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности.
Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по
истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и
проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает
обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое
развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких
травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками
соответствующего содержания практических и теоретических разделов.
К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе
относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурнооздоровительные
мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими
упражнениями.
Общеразвивающие упражнения для 14 классов (данный материал используется для
развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач
урока и логики прохождения материала)
На материале гимнастики с основами акробатики. Развитие гибкости: широкие
стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со
взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и
полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи
поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при
передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и
прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию
гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий;
передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба
по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и
длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры
4на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя
и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий,
включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов;
комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными
движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией
равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на
другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом,
бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной
осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений
на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль
осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений
для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на
руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и
дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические
палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных
мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным
отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в
упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с
опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на
гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением
вперёд поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и
влево), прыжки вверх вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический
мостик; переноска партнера в парах.
На материале лёгкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре;
пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на
месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной
скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в
максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля
теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности,
чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями;
повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или
изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6 минутный
бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное
преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном
темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной
рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху,
5сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту
на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд
(правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте;
прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим
спрыгиванием.
Таблица распределения количества часов
№
п/п
Разделы, темы
Количество часов
Примерная
авторская программа
или
Рабочая программа
1
Базовая часть
77
23
1.1
Знания о физической
культуре
1.2 Легкая атлетика
1.3 Подвижные игры
1.4
Гимнастика
1.5 Лыжная подготовка
2
Вариативная часть
2.1
Подвижные игры на
основе баскетбола
ИТОГО
В процессе урока
В процессе урока
21
20
17
19
22
22
99
6
7
5
5
10
10
33
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА, КУРСА
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕИ
ЛИЧНОСТНЫЕ,
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 1– 4 классов
направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных
результатов по физической культуре.
Личностные результаты
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
6• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и
освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• в развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф
фективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совмест
ной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
•
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её
позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное,
социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и
социализации;
• овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим
дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.),
показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Дата проведения
Примечания
7№
№
пп/п
По факту
По
плану
Колво
часов
по
теме
Легкая атлетика (6часов)
Инструктаж
по
Т.Б.Ходьба под счёт.
Ходьба на носках, на
пятках. Обычный бег.
Бег с ускорением. Бег
30м. Подвижная игра
«Вызов
номеров».понятие
«короткая дистанция».
скоростных
Развитие
качеств.
Урок
–
экскурсия
,интегрированный с
уроком математики
Ходьба под счёт. Ходьба
на носках, на пятках.
Обычный бег. Бег с
ускорением. Бег 30м.
Подвижная игра «Вызов
номеров».понятие
«короткая дистанция».
скоростных
Развитие
качеств.
Урок
–
экскурсия
,интегрированный с
уроком математики
Разновидности ходьбы.
Бег с ускорением. Бег
60м. ОРУ. Ходьба с
высоким подниманием
бедра. Подвижная игра
«Вызов номеров». Урок
–игра
,интегрированный с
уроком математики
1
1
1
Ходьба под счёт. Ходьба
на носках, на пятках.
1
8
1
2
3
4Обычный бег. Бег с
ускорением. Бег 30м.
Подвижная игра «Вызов
номеров».понятие
«короткая дистанция».
скоростных
Развитие
качеств.
Урок
–
экскурсия
,интегрированный с
уроком математики
Метание малого мяча из
положения стоя грудью
по направлению метания.
Подвижная игра «Попади
в мяч». ОРУ. Развитие
скоростносиловых
Урок –
способностей.
игра ,интегрированный с
уроком окружающего
мира
Метание малого мяча из
положения стоя грудью
по направлению метания
на заданное расстояние.
Подвижная игра «Кто
дальше бросит». ОРУ.
Развитие
скоростно
силовых способностей.
Урок –импровизация
,интегрированный
с
уроком математики
5
6
Подвижные игры (7 часов)
7
Инструктаж по Т.Б.
ОРУ. Игры «К своим
флажкам», «Два мороза».
. Игры «Класс, смирно!»,
«Октябрята». Эстафеты.
Развитие
скоростно
силовых способностей.
–игра
Урок
интегрированный
с
уроком окружающего
мира.
1
1
91
1
1
1
ОРУ. Игра «Метко в
цель»,
«Погрузка
арбузов». Игра «Через
кочки и пенёчки», «Кто
дальше
бросит».
Эстафеты.
Развитие
скоростносиловых
способностей Урок –
экскурсия
,интегрированный
с
уроком окружающего
мира
ОРУ. Игра «Волк во
рву»,
«Посадка
Эстафеты.
картошки».
Развитие
скоростно
силовых способностей
Урок –соревнование,
интегрированный
с
уроком математики
ОРУ. Игра «Капитаны»,
«Попрыгунчики
воробушки». Эстафеты.
Развитие
скоростно
силовых способностей
Урок
–экскурсия
,интегрированный
с
уроком окружающего
мира
ОРУ в движении Игра
«Два
«Пятнашки»,
мороза».
Игры
«Прыгающие
воробушки», «Зайцы в
огороде».Эстафеты.
скоростно
Развитие
силовых способностей.
,
Урок
–игра
интегрированный
с
уроком окружающего
мира
ОРУ в движении. Игра
«Лисы и куры», «Точный
расчет».
Эстафеты.
1
10
8
9
10
11
12Развитие
силовых способностей
скоростно
13
1
ОРУ в движении. Игра
«Компас».
«Удочка»,
Эстафеты.
Развитие
скоростносиловых
способностей.
Гимнастика с основами акробатики (5 часов)
14
15
16
Инструктаж по Т.Б.
Основная
стойка.
Построение в колонну по
одному. Построение в
шеренгу. Группировка.
Перекаты в группировке,
лёжа на животе. Игра
«Пройди бесшумно».
Развитие
координационных
способностей. Название
основных
гимнастических
снарядов.
Основная
стойка.
Построение в круг.
Группировка. Перекаты
в группировке из упора
стоя на коленях. ОРУ.
Игра
«Космонавты.
Развитие
координационных
способностей.
по
Перестроение
по заранее
звеньям,
установленным местам.
Размыкание
на
вытянутые в стороны
руки. ОРУ с обручами.
Стойка на носках, на
гимнастической
скамейке.
гимнастической
скамейке.
Перешагивание
через
мячи. Игра «Змейка».
Ходьба по
1
1
1
11Игра «Не
Развитие
Развитие
координационных
способностей.
Размыкание
на
вытянутые в стороны
руки. Повороты на право,
налево. ОРУ с обручами.
Стойка на носках на
одной
на
ноге
гимнастической
скамейке.
ошибись!».
координационных
способностей.
Повороты на право,
налево.
Лазание по
гимнастической стенке.
Выполнение
команд
«Класс, шагом марш!»,
«Класс, стой!». ОРУ с
обручами. Ходьба по
гимнастической
скамейке.
Перешагивание
мячи.
Игра
ошибись!».
координационных
способностей.
через
«Не
Развитие
1
1
17
18
Лыжная подготовка 5 часов.
19
Инструктаж по Т.Б.
Кратко рассказать о
значении занятий на
Температурный
лыжах.
режим.
Учить
построению с лыжами в
руках, укладке лыж на
и надеванию
снег
креплений.
Разучить
технике
ступающего
шага (без палок). Учить
поворотам на месте
переступанием,
игры
Прохождение
ступающим шагом до
500м.
1
20
Совершенствовать
1
12технику передвижения на
лыжах
скользящим
шагом на учебном круге
без палок. Повторить
повороты на месте
(вправо и
влево).
Научить косому подъему
на склон 15 – 20гр. (без
палок) и спуску в низкой
подъем
стойке;
ступающим
шагом.
Совершенствовать
скольжение без палок с
ритмичной работой рук и
хорошей
амплитудой.Пройти
дистанцию до 1000м в
медленном темпе с целью
отработки
техники
скользящего шага и
движения рук.
21
22
Совершенствовать
скользящего
технику
без палок.
шага
Повторить
технику
выполнения подъемов и
спусков со склона.
Совершенствовать
низкую стойку в момент
спуска с горки.
В
медленном темпе пройти
дистанцию до 1000м,
совершенствуя
скольжение с палками.
Совершенствовать
технику передвижения
скользящим шагом с
палками.
Повторить
эстафету с поворотами.
Пройти в среднем темпе
дистанцию до 1000м с
палками. Урок игр –
эстафет с этапом до 50
80 м без палок; со
1
1
13спуском и подъемом.
с
свободное
Провести
катание
горки.
Организовать эстафету с
этапом до
100м;
эстафета круговая.
1
23
Подвижные игры на основе баскетбола 10ч
24
25
26
27
28
ОРУ.
ОРУ.
ТБ на баскетболе.
Бросок мяча снизу на
месте. Ловля мяча на
месте.
Игра
«Бросай и поймай».
Развитие
координационных
способностей.
Бросок мяча снизу на
месте. Ловля мяча на
месте.
Игра
«Передача мячей в
колоннах».
Развитие
координационных
способностей.
Бросок мяча снизу на
месте. Ловля мяча на
месте. ОРУ. Передача
мяча снизу на месте.
Эстафеты с мячами. Игра
«Мяч соседу». Развитие
координационных
способностей.
Бросок мяча снизу на
месте. Ловля мяча на
месте. ОРУ. Передача
мяча снизу на месте.
Эстафеты с мячами. Игра
«Гонка мячей по кругу».
Развитие
координационных
способностей.
Бросок мяча снизу на
месте в щит. Ловля мяча
на месте. Передача мяча
снизу на месте. ОРУ.
Эстафеты с мячами. Игра
«Передалсадись». Игра
в
минибаскетбол.
1
1
1
1
1
14Развитие
координационных
способностей.
Бросок мяча снизу на
месте в щит. Ловля мяча
на месте. Передача мяча
снизу на месте. ОРУ.
Эстафеты с мячами. Игра
«Выстрел в небо». Игра в
минибаскетбол.
Развитие
координационных
способностей.
Бросок мяча снизу на
месте в щит. Ловля и
передача мяча снизу на
месте. ОРУ. Эстафеты с
мячами. Игра «Охотники
и утки».
Развитие
координационных
способностей
Бросок мяча снизу на
месте в щит. Ловля и
передача мяча снизу на
месте. Ведение мяча на
месте. ОРУ. Эстафеты с
мячами. Игра «Охотники
и утки».
Развитие
координационных
способностей
Бросок мяча снизу на
месте в щит. Ловля и
передача мяча снизу на
месте. Ведение мяча на
месте. ОРУ. Эстафеты с
мячами. Игра «Мяч в
обруч».
Развитие
координационных
способностей
Бросок мяча снизу на
месте в щит. Ловля и
передача мяча снизу на
месте. Ведение мяча на
1
1
1
1
1
29
30
31
32
33
15месте. ОРУ. Эстафеты с
мячами. Игра «Не давай
мяч водящему». Развитие
координационных
способностей
16