Пояснительная записка по Искусству Данная рабочая программа составлена на основании:
• Стандарта основного общего образования по искусству 2004 г.
• Закон «Об образовании Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12г.
• Примерной программы для основного общего образования по искусству (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов Искусство М., «Дрофа», 2004 г.
• Методического письма «О преподавании учебного предмета «Искусство » в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2006 г.);
• Учебник и программа для общеобразовательных школ по разделу «Искусство»для 8 класса. Автор: Г. И. Данилова. (М: Вертикаль , 2014г)
• Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ МО РФ №1312 от 09.03.2004г., Распоряжение КО № 1862-Р от 24.04.2014 г.)
• Учебного плана МБОУ СОШ №16 на 2015-2016 учебный год
Курс «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.
Курс «Искусство» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике еѐ развития в исторической перспективе, о еѐ месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить еѐ потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщѐнного опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чѐткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Учебный курс «Искусство» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий. Образовательные цели и задачи курса
Изучение искусства на ступени среднего основного образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Ø развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
Ø освоение знаний о стилях и направлениях в искусстве , их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
Ø овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
Ø использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Ø изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
Ø формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
Ø осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении еѐ исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
Ø постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
Ø освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
Ø знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
Ø интерпретация видов искусства с учѐтом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Ø помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
Ø способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
Ø подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
Ø развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
Ø создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Искусство» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; - определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Программа предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
• Принцип интеграции. Курс «Искусство» интегративен по свое сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Программа раскрывает родство различных видов искусства, объединѐнных ключевым понятием художественного образа, в ней особо подчѐркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.
• Принцип вариативности. Изучение « Искусство» – процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учѐтом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объѐм тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.
• Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личным интересам и вкусам. Возможность выбора в основной и профильной школе – залог успешного развития творческих способностей школьников. Место предмета в базисном учебном плане
• Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 ч на изучение учебного предмета «Искусство» на ступени основного общего образования. В том числе в 8 классе по 35 ч, из расчета 1 учебный час в неделю.
• Учебный план МБОУ СОШ № 16 на 2015-2016 учебный год для отводит 35 ч на изучение учебного предмета «Искусство » на ступени основного общего образования. В том числе в 8 классе по 35 ч, из расчета 1 учебный час в неделю.
Список цифровых образовательных ресурсов:
1. ЭСУН «История искусства» 8 класс
2. ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
3. ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
4. ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
5. ЦОР «Мировая художественная культура»
6. Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,
7. « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» 8. « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку» Технические средства обучения:
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска Колонки
DVD- плеер
Принтер Epson L800, Samsung SCX4200
Учебно-методический комплекс:
Программа |
Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2014 год. |
Учебник |
«Искусство» Москва «Вертикаль » 2014 год. Автор : Данилова Г. И. |
Учебно-методические пособия для учителя |
Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО « ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И. (эл. пособие.) |
Дидактические материалы |
Электронные пособия: « Учимся понимать живопись», « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры» |
Учебная нагрузка
Класс |
8 |
Количество недельных часов |
1 |
Количество годовых часов |
35 |
Формы контроля (текущего и итогового):
Предлагаются различные формы контроля усвоения знаний учащимися и уровня развития умений, которые должны применяться комплексно:
Тестирование, устный опрос, сообщение по теме, тестирование по теме, составление таблицы (схемы), составление презентации, зачет, рецензирование ответа (сообщения).
Условные обозначения:
:- интерактивная доска
< - презентации
¯ - аудио-материал
¹ - видео-материал
? - практическая работа , семинар
• - контрольная работа
I. |
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ |
|
||
|
- Понятие о видах искусства. Античный бог Аполлон — покровитель искусства. Семья муз Аполлона (обобщение |
|||
ранее изученного). Интерес к проблеме разделения искусств на виды в эпоху античности. Учение древнегреческого |
||||
философа Аристотеля о способах «подражания» действительности («Поэтика»). Учение Г. Э. Лессинга о видах искусства, |
||||
определение «специфического предмета» каждого из искусств и возможности отражения действительности («Лаокоон»). |
||||
Теория Г. Гегеля о ведущей роли определенного вида искусства в зависимости от особенностей исторического развития и |
||||
духовных запросов общества («Лекции по эстетике»). |
Современные классификации видов искусства. Разделение искусств тические (архитектура, живопись, графика, фотография, скульптура, декоративно- -временные, или синтетические (литература, театр, опера,
|
|||
на пространственные, или плас прикладное искусство), временные (музыка) и пространственно балет, телевидение, кино, эстрада, цирк). Подвижность и гибкость границ между искусствами. |
||||
|
Тайны художественного образа.«Искусство — это мышление в образах» (В. Г. Белинский).Особенность |
|||
художественного мышления. Реальный мир — основа для художественного творчества. Художественное и научное постижение действительности. Роль творческой фантазии художника. Художественный образ как особый способ отражения жизни, в котором преломляется собственный мир чувств и переживаний художника. Художественный образ— «знакомый незнакомец» (В. Г.Белинский). Художественный образ как единство изображения и выражения. Особенности образного языка в различных видах искусства. Проблема правды и правдоподобия в художественном творчестве. Соотношение вымысла и действительности в художественном произведении. Спор Эсхила и Еврипида о правде искусства (комедия Аристофана «Лягушки»). Понятие условности в искусстве на примере различных его видов (литература, живопись, театр, балет). Условность как средство для передачи чувств и мыслей автора.
Художник и окружающий мир. Многозначность понятия «художник». Художник-творец, преобразующий мир и открывающий в нем «невидимое посредством видимого». Мир материальный и духовный, особенности его отражения в произведениях искусства. Как рождается художник и что питает его вдохновение. От античного мифа о Пигмалионе к скульптуре Родена «Поэт и муза». Процесс творчества: от наблюдения и накопления жизненных впечатлений к их осмыслению и художественному воплощению. А. С. Пушкин о процессе художественного творчества. Судьбы великих мастеров: становление таланта, творческая индивидуальность и неповторимость стиля. Особенности восприятия окружающего мира в зрительных и звуковых образах. Стремление художников к точному воспроизведению окружающего мира, попытки увидеть в нем рациональное начало. Окружающий мир сквозь призму фантастического и ирреального.
Возвышенное и низменное в искусстве. Эстетика — наука о прекрасном в искусстве и жизни. Искусство как высшая форма эстетического освоения мира. Основные эстетические категории, их роль и значение для восприятия и оценки произведений искусства. Безмерность, безграничность возвышенного, его устремленность к достижению идеальных целей и задач. Возвышенное и его связь с всемирно-историческими поворотами в развитии человечества, с переломными моментами в судьбах людей. Первые сведения о возвышенном в трактате античного философа ПсевдоЛонгина «О возвышенном». Эволюция трактовки данного понятия в трудах немецких философов и поэтов И. Канта и Ф. Шиллера. Статья Н. Г. Чернышевского «Возвышенное и комическое».
Грандиозность, масштабность, монументальность как наиболее яркие формы отражения возвышенного в искусстве. Возвышенное в архитектуре (пирамиды Древнего Египта, Парфенон). Возвышенность героев и событий античной трагедии и произведений У. Шекспира (царь Эдип и Антигона, Агамемнон и Андромаха, король Лир и Гамлет — по выбору). Возвышенный характер музыки Бетховена (финал Третьей («Героической») симфонии). Использование особых средств художественной выразительности для создания возвышенных образов и событий. Категория низменного и ее противопоставление возвышенному. Проявления низменного в искусстве и жизни. Пергамский алтарь Зевса, рельеф Микеланд-жело «Битва кентавров», рисунки Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», картины И. Босха (по выбору).
Трагическое в искусстве. Проявления трагического в жизни и искусстве, общность и различия. Специфические законы его проявления в произведениях искусства. Неразрешимость конфликтов, непримиримое противоречие между идеалом и реальностью, новым и старым — основа трагического в искусстве. Категория трагического как одно из проявлений возвышенного. Истоки трагического в искусстве античности. Миф о Дионисе и рождение трагедии. Дифирамбы и их роль в организации дионисийских праздников. Учение Аристотеля о трагедии. Развитие понятия о катарсисе. Противоречивость и сложность характера трагического героя, осознание им личной «вины» за невозможность изменения жизни. Понятия рока и судьбы в произведениях древнегреческой трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид — по выбору). История трагической и возвышенной любви Франчески да Римини и Паоло в «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь пятая). Художественные интерпретации сюжета в картине Ж. Д. Энгра «Паоло и Франческа» и симфонической фантазии П. И. Чайковского «Франческа да Римини». «Реквием» Моцарта как образец трагической музыки, проникнутой трепетным волнением и просветленной печалью (по выбору).
Комическое в искусстве. Смех — важнейшее условие нравственного воспитания человека. Эстетическая природа комического в искусстве и жизни. Разграничение понятий «смешного» и «комического». Социальный, общественно-значимый характер комического. Противоречия между внешними поступками и поведением человека с его истинной, внутренней сущностью — источник комического в искусстве. Чарли Чаплин — выдающийся комик немого кинематографа. Актерская маска Чаплина, контраст внешнего облика и характера героя. Образ бедного бродяги, выдающего себя за джентльмена, его внутреннее благородство и душевная щедрость. Лучшие фильмы и роли («Малыш», «Золотая лихорадка», «Новые времена» — по выбору). Градации комического: от дружественной улыбки и иронии до явной неприязни и сарказма. «Тайна» юмора. Остроумие великих людей планеты. Комическое в музыке (Ж. Ф. Рамо «Курица», Д.Россини «Севильский цирюльник», М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки» — по выбору). Непримиримый и обличительный характер сатиры, ее тяготение к гротеску и фантастике. Живописные произведения У. Хогарта («Триумф избранных в парламент») и литографии О. Домье. Понятие о трагикомическом в искусстве. Трагикомедия как жанр искусства театра и кино (по выбору).
Литература как искусство слова. Литература как вид искусства и форма общественного самосознания. Роль литературы в духовной жизни человека. Правда в жизни и в литературе. Вымысел и художественное творчество. Понятие о литературе научно-популярной и художественной, их общность и различие. Место литературы среди других видов искусства. Литература как универсальная и всеобщая форма познания и отражения действительности. Особенности восприятия художественного произведения. Слово — «первоэлемент» литературы. Слово как условный знак предметов и понятий. Многозначность и метафоричность слова в художественном тексте. Выразительность словесных образов в произведениях японской лирики. Словесные эксперименты поэтов начала XX в.
Проблема художественного перевода.
Художественный образ в литературе. Художественный образ и образность в литературе. Единство общего и индивидуального — основа создания художественного образа. Основные средства художественной выразительности: метафора, эпитет, сравнение (обобщение ранее изученного). Синтаксические и лексические средства создания образности. Звуковая организация художественной речи. Деталь как средство художественной выразительности, ее роль детали в создании литературного образа (на примере шедевров отечественной и зарубежной классики). Деталь — символ, знак исторической эпохи и средство выражения авторской позиции. Мастерство детали как выражение общих, наиболее типичных характеристик предмета или явления.
Художественное время и пространство в литературе. «Вечные образы» литературы (на примере шедевров мировой классики). Художественный образ в литературе и его зримое воплощение в произведениях книжной иллюстрации (по выбору). Особенности создания художественного образа в эпическом, драматическом и лирическом произведениях. III. АРХИТЕКТУРА.
Азбука архитектуры.Архитектура — «каменная летопись мира». Произведения архитектуры — памятники материальной и духовной жизни общества. Создание искусственной среды для жизни и деятельности человека — главное назначение архитектуры. Создание среды обитания человека с помощью материально-технических и художественных средств — ее основная цель. «Польза, прочность, красота». Витрувий об основных свойствах архитектуры («Десять книг об архитектуре»). Функциональные, технические и эстетические начала архитектуры. Пространство — язык архитектуры. Понятие о тектонике. Место архитектуры среди других видов искусства. Взаимопроникновение изобразительного искусства и архитектуры. Скульптура и живопись как композиционные элементы архитектуры. Несколько слов о профессии архитектора. Первые зодчие. Русские мастера-умельцы. Выдающиеся архитекторы современности.
Художественный образ в армитектуре. Архитектура — «застывшая музыка». Специфика художественного образа в архитектуре. Архитектура как выражение основных идей своего времени. Единство внешней и внутренней формы в архитектуре. Особенности восприятия и воздействия архитектурных сооружений на чувства и поведение человека (осознание тяжести или легкости сводов, протяженности или замкнутости пространства, высоты стен, характера оконных проемов, движение потоков света и др.). Художественные средства и приемы создания архитектурного образа: симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб). Понятие об архитектурном ансамбле (Дворцовая площадь Санкт-Петербурга, площадь Святого Петра в Риме, площадь Сан-Марко в Венеции, площадь Согласия в Париже — по выбору). Связь архитектурных сооружений с окружающей природой (храмовое зодчество Японии или Китая, «органическая» архитектура XX в. — по выбору). Зависимость архитектуры от географических и климатических условий.
В мастерской архитектора.
Понятие об архитектурных стилях.Архитектурный стиль — устойчивое единство функционального содержания и художественного образа. Рождение архитектурных стилей и их последовательная смена в истории человечества. Идея преемственности архитектурных стилей. Канонический стиль архитектуры Древнего Египта, его основные отличительные признаки. Классический стиль архитектуры Древних Греции и Рима. Создание греческой ордерной системы — основа для дальнейшего развития архитектуры. Гармония, простота и легкость, соразмерность человеку, практичность и торжественность.
Романский стиль западноевропейской архитектуры средних веков. Основные типы сооружений, их назначение. Характерные особенности стиля. Готический стиль архитектуры. Каркасное перекрытие зданий — главная конструктивная особенность готических сооружений. Преобладание вертикальных линий, ажурность, легкость и динамичность внешнего облика, пучки тонких колонн, стрельчатые арки, богатство и пышность интерьеров. Архитектурный стиль эпохи Возрождения. Следование идеям гармонии и симметрии античного зодчества. Преобладание спокойных горизонтальных членений, геометрическая правильность форм, уравновешенность, согласованность целого и частей, математически выверенные пропорции. Стиль барокко. Стремление к пластичной выразительности архитектурных сооружений. Обилие пышных декоративных украшений. Искажение классических пропорций, оптический обман, игра света и тени, преобладание сложных криволинейных форм. Диссонанс и асимметрия — основные принципы оформления фасадов. Стиль классицизма в архитектуре. Ориентация на лучшие достижения античного зодчества, реальное воплощение представлений об «идеальном городе», сложившихся в эпоху Возрождения. Практичность и целесообразность, простота и строгость форм, спокойная гармония пропорций, скромный декор. Ампир как стиль империи Наполеона. Следование архитектурным традициям императорского Рима. Выражение идей государственного могущества и воинской силы. Холодное величие и подчеркнутая монументальность форм, академизм. Стиль модерн — качественно новая ступень в развитии архитектуры. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий, асимметрия. Органическое единство архитектуры с окружающей средой. Архитектурный конструктивизм. Использование новых материалов и технологий. Стремление подчеркнуть интернациональный характер и функциональное назначение архитектурного сооружения. Абстракция геометрических форм, резкие контрасты композиционных решений, использование стилевых реминисценций.
Виды архитектуры.Архитектура объемных сооружений. Понятие об общественной, жилой и промышленной архитектуре. Общественная архитектура. Храмы, дворцы и замки. Административные здания. Крупнейший деловой центр планеты — Рокфеллер-центр в Нью-Йорке. Зрелищные и выставочные сооружения: театры, концертные и выставочные залы, стадионы и спорткомплексы, магазины и супермаркеты, вокзалы и аэропорты. Жилая архитектура. Древнейшие дома человека (Месопотамия, Древний Египет, Греция). Инсулы — первые многоэтажные дома и роскошные виллы в архитектуре Древнего Рима. Жилые дома различных народов мира (обобщение ранее изученного). Жилые дома А. Гауди и Л. Корбюзье. Высотки Чикаго. Дом Билла Гейтса — жилище XXI в. Промышленная архитектура. Заводы, фабрики, электростанции, мосты, тоннели, каналы, водопроводы и акведуки. Ландшафтная архитектура.Зарождение садово-паркового искусства. Садово-парковое искусство Японии и Китая. Бульвары, скверы и парки больших городов (парки Версаля и Фонтенбло, Петродворца, Центральный парк Нью-Йорка — по выбору). Идея синтеза искусств в оформлении парка Гюэль А. Гауди. Архитектура парижского парка «Дисней-Европа». Архитектура малых форм: павильоны, беседки, фонтаны, мостики, лестницы, гроты (пекинский парк Бэйхай, парки и фонтаны Рима и Петродворца — по выбору). Градостроительство. Из истории градостроительного искусства. Города-музеи (Венеция, Париж, Суздаль — по выбору). Крупнейшие мегаполисы мира (Сан-Паулу, Токио, Рио-де-Жанейро, Мехико, Нью-Йорк, Москва — по выбору). Джайпур (Индия) как образец города-ансамбля. Создание новых поселков и городов. Реконструкция старых районов и городов. Реконструкция городов Мохенджо-Даро, Помпеи, Москвы (по выбору).
IV. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
Язык изобразительного искусства. Изображение предметов и явлений окружающего мира в зримых образах. Роль творческого воображения в создании произведений изобразительного искусства. Что значит «понимать» изображение? Проблема условности в изобразительном искусстве. Живопись, скульптура, графика — древнейшие виды изобразительного искусства. Их роль и место в жизни человека. Выразительное богатство способов изображения. Специфика художественных средств (линия, пятно, силуэт, ритм, цвет, пропорции, светотень). Понятие о монументальных и станковых видах изобразительного искусства. Рассчитанность на массовое восприятие и теснейшая связь с архитектурой — важнейшие признаки монументального искусства. Основные виды монументального искусства: скульптурные памятники, панно, мозаики, фрески, плакаты, вывески. Станковое искусство и его предназначенность для музеев, выставочных залов и частных коллекций. Основные виды станкового искусства: картины, статуи, бюсты, станковые рельефы, эстампы, станковые рисунки. Материалы и инструменты художника. Выразительность и многообразие видов художественной техники (техника живописи маслом, лаковыми красками, техника гравюры на дереве, техника мозаики или фрески). В мастерской живописца.
Художественные средства и жанры живописи. Важнейшие средства создания художественного образа в произведениях живописи: композиция, колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма. Понятие о жанровом многообразии живописи. Любимые жанры великих художников. Исторический жанр живописи. Изображение важнейших исторических событий прошлого и современности. Обращение к мифологическим и библейским сюжетам и образам. Бытовой жанр живописи. Изображение событий и сцен повседневной жизни. Национальные особенности бытовой живописи. Батальная живопись как составная часть исторического жанра, его сближение с бытовым жанром. Обращение к военной тематике. Идея прославления воинской доблести и народного героизма. Морские баталии. Портрет. Истоки портретной живописи, ее основные виды: парадный и камерный, парные и групповые портреты. Автопортрет. Передача индивидуального сходства и внутреннего мира портретируемого — важнейшее требование портретного жанра. Пейзаж. Изображение естественной или измененной человеком природы. Специфика пейзажной живописи народов различных стран. Городские и сельские пейзажи. Марины. Индустриальные пейзажи современности. Натюрморт. Изображение предметов «мертвой натуры». Натюрморт как отражение человеческих чувств и эмоций. Парадные и камерные натюрморты. Обманки-натюрморты. Интерьер. Близость к натюрморту и бытовому жанру. Красота жизни в разумно и гармонично организованном пространстве. Человек как органическая часть созданной среды.
Искусство графики. Графика как один из древнейших видов изобразительного искусства. Изобразительновыразительные средства графики: рисунок, линия, штрих, черные и белые пятна. Проблема цвета, плоскости и пространства в искусстве графики. Виды графики по технике исполнения. Уникальная, или рукотворная, графика (рисунки, наброски, зарисовки, шаржи, карикатуры, выполненные в одном экземпляре). Печатная графика, или эстамп. Гравюра — основной вид печатной графики. Разновидности гравюры: ксилография, литография, линогра-фия и офорт. Виды графики по целевому назначению. Станковая графика (рисунки и эстампы, имеющие самостоятельное художественное значение). Книжная графика (иллюстрации, виньетки в заставках книги, орнамент, шрифт, лубок, каллиграфия, миниатюра, экслибрис).Прикладная, или промышленная, графика (художественное проектирование почтовых, товарных и денежных знаков, эмблем, этикеток, товарных упаковок). Монументальная графика (плакат, афиша, реклама, вывеска). Понятие о компьютерной графике.
В мастерской художника-графика.
Художественная фотография. Фотография — зрительная память человечества. Рождение фотографии как выдающегося научно-технического изобретения. Первые дагерротипы. Фотопортреты Ф. Надара — первые образцы художественной фотографии. Искусство фотографии, его связь с живописью и отличия. Понятие о фотореализме. Документальная и художественная фотография. Выразительные средства и художественные возможности фотографии. Выдающиеся мастера и их достижения в области художественной фотографии. В лаборатории фотографа. Фотобиеннале последних лет.
Язык скульптуры. Скульптура как один из древнейших видов изобразительного искусства. Ее отличие и связь с другими видами искусства. Скульптура в архитектуре, ее основные виды. Роль монументальной скульптуры (памятники, обелиски, алтари, надгробия, колонны) в художественном оформлении городских и дворцовых ансамблей. Монументально-декоративная скульптура и ее роль в украшении внешнего облика зданий, интерьеров, садов и парков. Станковая скульптура музеев и частных коллекций. Виды станковой скульптуры: круглая (голова, бюст, торс, статуя), рельефная, или плоскостная (барельеф, горельеф и контррельеф). Материалы и техника их обработки в скульптуре. Лепка из глины, пластилина, воска или гипса. Высекание из камня. Вырезание из дерева. Отлив, ковка, чеканка из металла. В мастерской скульптора. Талант творца и мастерство ремесленника.
Декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство — составная часть народного творчества. Сохранение и развитие национальных традиций, освоение новых промышленных технологий. Понятие о прикладном и декоративном искусстве. Практическая и эстетическая направленность произведений декоративноприкладного искусства. Польза, прочность и красота — важнейший критерий их значимости. Классификация декоративно-прикладного искусства по функциональному признаку, материалу и технике выполнения. Наиболее популярные виды декоративно-прикладного искусства в России: керамика, резьба и роспись по дереву, ткачество, кружевоплетение, вышивка, ковка и литье, резьба по камню и кости, изготовление изделий из стекла. Крупнейшие народные промыслы России (обобщение ранее изученного).
Искусство дизайна. Дизайн как искусство организации среды, служащее человеку и украшающее его быт. Дизайн и его отличие от декоративно-прикладного искусства. Дизайн как символ современной цивилизации. Конструирование предметного мира по законам пользы, прочности и красоты. Искусство дизайна и его влияние на общественную, научную и художественную жизнь человека. Художественные и научные основы дизайна. Особенности профессии дизайнера сегодня (художник, социолог, психолог, инженер). Роль человеческого фактора в проектировании и создании предметов окружающей среды. Выдающиеся мастера дизайна. Сферы дизайна. Бытовой (мебель, предметы бытовой техники, кухонная утварь, одежда) и промышленный (оборудование, станки, средства передвижения) дизайн. V. МУЗЫКА.
Музыка как вид искусства.Музыка как один из древнейших видов искусства. Античные мифы о происхождении музыки (мифы об Орфее и Эвридике, Пане и Сиринге — обобщение ранее изученного). Музыка и ее место в ряду других искусств. Краски слов на палитре музыки. Понятие о музыкальной живописи и живописной музыке. Музыка вокальная и инструментальная, народная и профессиональная. Музыка и характер ее воздействия на мир чувств и эмоций человека. Основные функции музыки: отражение идей, эмоций человека и предметного мира. Моноопера Ф. Пуленка «Человеческий голос». Глубина проникновения в мир человеческих чувств и эмоций. Музыка как часть культуры разных народов. Своеобразие воплощения в музыкальных произведениях народного характера и образа жизни в различных странах мира.
Художественный образ в музыке. Условный характер музыкального художественного образа, противоречивость и неоднозначность его интерпретации. Временной характер музыки. Существование во времени — главная особенность художественного образа в музыке. Способность музыкального художественного образа отражать действительность по законам реального времени. Музыка Г. В. Свиридова из кинофильма «Время, вперед». Особенности «звучания времени» в музыке композитора. Проблема музыкального времени в различные культурно-исторические эпохи. Плавность и неспешность средневекового григорианского хорала и стремительные ритмы современности. Зримость и пластичность музыкального образа. Программная музыка композиторов-романтиков XIX в. Фортепианные сочинения Р. Шумана и Э. Грига (по выбору). Конкретная музыка XX в. Звуковой мир современного города в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик-231».
Язык и форма музыкального произведения. Роль композитора в создании музыкального произведения. Понятие о музыкальной форме как о композиционном строении музыкального произведения и совокупности художественных средств, выражающих содержание, идею музыкального сочинения. Выбор формы музыкального произведения как творческий процесс, определенный замыслом композитора. Типы музыкальных форм: вариация, рондо, сонатная форма, цикл. Музыкальная форма и ее протяженность во времени («форма-процесс»). Мелодия, гармония, ритм, тембр, фактура — важнейшие элементы музыкального языка (обобщение ранее изученного).
Понятие о музыкальных жанрах. Многообразие музыкальных жанров и сложность их современной классификации.Жанровое разделение музыкальных произведений по функциональному признаку. Бытовые (первичные) жанры музыкальных произведений: песня, танец, марш. Музыка для слушания — вторичные, отвлеченные жанры:
прелюдия, фуга, соната, симфония, оратория, опера и др. Связь и взаимопроникновение первичных и вторичных жанров.
Классификация жанров по месту исполнения музыки. Понятие о камерных жанрах (романс, соната, квартет). Монументальные жанры музыки (симфония, оратория, опера, балет). Классификация жанров по типу создания: эпический, лирический, драматический, комический и трагический жанры. Классификация жанров по способу исполнения музыки. Вокальные жанры (народная песня и хоровая музыка без сопровождения). Инструментальные жанры (прелюдия, соната, симфония, концерт). Вокально-инструментальные жанры (песня или романс с сопровождением, опера, оратория). Симфония как высшее достижение музыкального искусства. Составные части классической симфонии: сонатное аллегро, анданте (адажио, ларго), менуэт или скерцо, рондо.
Виды деятельности ученика Метапредметные:
• Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художест-венного и технического совершенства;
• самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства;
• применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза изображений;
• воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий;
• самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и пр.;
• принимать участие в разработке различных художественно-творческих проектов с применением ИКТ (реклама, открытка, визитная карточка, эскизы и модели одежды, транспорта, мебели и т. д.)
Предметные
• Осознавать значение искусства в жизни современного человека;
• знать причины возникновения искусства;
• понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы;
• рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве;
• эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства;
• уметь анализировать и интерпретировать произведения искусства;
• ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства;
• владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса; понимать значение стиля в искусстве;
• анализировать и сопоставлять специфику отдельных произведений искусств и культурные особенности эпохи;
• оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой художественной культуры;
• понимать специфику восприятия различных визуальных произведений
№ урока |
Тема урока
|
Колво часов |
Элементы содержания урока |
Основные виды деятельности |
Домашнее задание |
ИКТ |
Дата проведения |
1 |
Введение. В мире классических искусств Тайны искусства.
|
1 |
Азбука искусства. |
Основные эстетические категории
|
конспект |
:< |
|
|
|
I. Художественные представления о мире (7 ч) |
|
|
|||
2 |
Понятие о видах искусства |
1 |
Семья муз Аполлона. Музы — дочери Зевса и богини памяти Мнемозины. Атрибуты муз. Разделение искусств на пространственные, временные и пространственно- временные; на изобразительные и выразительные |
Знать особенности видов искусств. Уметь применять знания в повседневной жизни |
Гл.1 дописать схему -творч., мастер. |
:< |
|
3 |
Тайны художественного образа
|
1 |
Понятие художественного образа, творческий процесс его создания, характерные черты и свойства. Особенности восприятия художественного образа. Правда и правдоподобие. Творческая фантазия художника. Условность в искусстве. Условность— важнейшее средство постижения художественного образа |
Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений
|
|
Гл. 2 рефераты |
:<¹ |
|
4 |
Художник и окружающий мир |
1 |
Мир сквозь магический кристалл. Многозначность Понятии художник . Мир материальный и духовный, особенности его отражения в произведениях искусства. Талант и мастерство художника. |
Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса;
|
Гл. 3 анализ произв. живописи стр 35 |
:<¹ |
|
|
5 |
Возвышенное и низменное в искусстве |
1 |
Эстетика— наука о прекрасном. Характеристика возвы- шенного и формы его выражения в искусстве. Категория низменного и ее противопоставление |
анализировать и сопоставлять специфику отдельных произведений искусств и культурные особенности эпохи; |
Гл. 4. анализ муз. произв. по выбору |
:<¹ |
|
|
|
|
возвышенному. |
|
|
|
|
|
6 |
Трагическое в искусстве |
1 |
Законы существования трагического в искусстве и жизни. Общность и различия в проявлении трагического. Рок и судьба в античной трагедии. Катарсис. Трагическое как одно из проявлений возвышенного. Истоки трагического в искусстве
|
оценивать произведения искусства позиции восполнения мировой художественной культуры;
|
с |
Гл. 5, презентации |
:< |
|
7 |
Комическое в искусстве |
1 |
Эстетическая природа комического в искусстве и жизни. Разграничен е понятий смешное и комическое. Источник и градации комического в искусстве. Выдающиеся комики мира |
понимать специфику восприятия различных визуальных произведений |
|
Гл. 6. творч.маст, 4 |
?< |
|
8 |
Контрольная работа № 1 «Художественные представления о мире» |
1 |
Мир и человек в художественных образах |
Уметь анализировать произведения искусства |
|
Повт, Гл. 1-6 |
?< |
|
II. Азбука искусства (27 ч ) |
|
|
||||||
9 |
Азбука архитектуры |
1 |
Назначение и цель архитектуры. Место архитектуры среди других видов искусства. ≪Прочность, польза, красота≫. Элементы |
Осознавать значение искусства в жизни современного человека;
|
Гл. 7. п. 7.3, понятия |
:<¹ |
|
|
|
|
архитектуры. Понятие о тектонике |
|
|
|
|
10 |
Художественный образ в архитектуре |
1 |
Особенности архитектурного образа. Единство внешней и внутренней формы в архитектуре
|
Уметь видеть различные типы образов в архитектуре |
Гл. 8 анализ архит. произведения |
:<¹ |
|
11 |
Стили архитектуры |
1 |
Понятие архитектурного стиля. Рождение стилей в архитектуре и их преемственность. Архитектурные стили Древнего Египта, Античности, Средневековья и Возрож- Дения |
Знать особенности стилей |
Гл. 9. Додел. табл. |
:<¹ |
|
12 |
Стили архитектуры |
1 |
Понятие архитектурного стиля. Рождение стилей в архитектуре и их преемственность. Архитектурные стили Древнего Египта, Античности, Средневековья и Возрож- Дения |
Знать особенности стилей |
Гл. 9. Додел. табл. |
:<¹ |
|
13 |
Виды архитектуры |
1 |
Архитектура объемных сооружений. Понятие об общественной, жилой и промышленной архитектуре. Ланд- шафтная архитектура. |
Уметь различать виды от свойства архитектуры |
Гл. 10 тв.м. 3 |
:<¹ |
|
14 |
Контрольная работа № 2: «Язык Архитектуры» |
|
Исследование и описание художественных объектов |
Применение теоретических знаний на практике |
Инд. задания |
|
|
15 |
Язык изобразительного искусства |
1 |
Как понять изображение. Живопись, скульптура и графика— виды изобразительного искусства. Понятие о монументальных и станковых видах изобразительного искусства |
Знать виды искусства |
Гл. 11 понятия, |
:<¹ |
|
16 |
Искусство живописи |
1 |
Виды живописи и ее художественные средства |
Знать виды искусства |
Гл. 12 , ан. пр. ж |
:<¹ |
|
17 |
Жанровое многообразие живописи |
1 |
Понятие жанра в живописи. Становление и развитие системы жанров. |
Уметь сопоставить жанр виду. |
Гл. 13 подг к контр. работе |
:<¹ |
|
18 |
Практическая работа № 1 по теме: «Живопись». |
1 |
Промежуточный контроль по « архитектуре и живописи» |
Различать виды, средства, жанры архитектуры и живописи |
Инд. задания |
:<¹ |
|
19 |
Искусство графики |
1 |
Графика: от возникновения до |
|
Гл. 14. понятия, |
:<¹ |
|
|
|
|
современности. Графика— ≪муза XX века≫. Роль графики в жизни сов- ременного человека. Понятие компьютерной графики. |
|
|
|
|
20 |
Художественная фотография |
1 |
История фотографии. Фотография сегодня (использова- ние новейших цифровых технологий, голографические изображения) |
применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза изображений; |
Гл. 15. организовать Фото-выставку |
:<¹ |
|
21 |
Художественная фотография |
1 |
История фотографии. Фотография сегодня (использование новейших цифровых технологий, голографические изображения) |
применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза изображений; |
Гл. 15. орг. рефераты |
:<¹ |
|
22 |
Язык скульптуры |
1 |
История скульптуры. Что значит видеть и понимать скульптуру? Отличия скульптуры от других видов изобразительного искусства. Изобразительновыразительные средства скульптуры |
Знать историю скульптуры. Уметь выявлять отличия скульптуры от др. видов. |
Гл. 16. кроссворд |
:<¹ |
|
23 |
Язык скульптуры |
1 |
Жанры и виды скульптуры, их характерные особенности. |
Уметь определять жанры скульптуры
|
Гл. 16, анализпроизв. скульптуры |
:<¹ |
|
24 |
Практическая работа № 2 по теме: « Язык искусства» |
1 |
Теоретическое преломления в практическую деятельность |
Знать виды искусства. Уметь применять знания на практике |
Повт. Гл. 16 |
:<¹ |
|
25 |
Декоративноприкладное искусство |
1 |
Художественные возможности ДПИ Истоки возникновения и особенности |
Знать понятия ,способы оценки ДПИ. |
Гл. 17 тв. м. 1, |
:<¹ |
|
26 |
Декоративноприкладное искусство |
1 |
Истоки возникновения и особенности исторического развития декоративно-прикладного искусства. Важнейшие изобразительновыразительные средства |
Знать понятия ,способы оценки ДПИ. |
Гл. 17. проекты |
:<¹ |
|
27 |
Контрольная работа № 3 по теме: « Виды искусства» |
1 |
Анализ памятников искусства |
Различать виды искусства, жанры, способы и приемы. |
повт., конспект |
:<¹ |
|
28 |
Искусство дизайна |
|
Методы проектирования и конструирования предметной и окружающей среды |
Уметь проводить сравнительную характеристику между Россией и Западом. |
Гл. 18. с.255. табл. выучить. |
:<¹ |
|
29 |
Музыка как вид искусства |
1 |
Музыка и мир чувств человека. Музыка среди других искусств. Звук как ≪первоэлемент≫ музыкального искусства. Понятие какофонии |
Уметь анализировать муз. произведения |
Гл. 19. вопр., 5 ( п) с. 269 |
: ? ¯ |
|
30 |
Художественный образ в музыке |
1 |
Условный характер музыкального образа, противоречивость и |
Уметь анализировать муз. произведения |
Гл. 20, анализ произв. музыки |
: ? < ¯ |
|
|
|
|
неоднозначность его интерпретации. |
|
|
|
|
31 |
Язык и форма музыкального произведения |
1 |
Средства выразительности в музыке. Роль композитора в создании музыкального произведения.
|
Знать особенности муз. проивзедений |
Гл. 21, подг, к зачету |
: < ? |
|
32 |
Зачет по разделу № 2: « Язык искусства» |
1 |
Подготовка к итоговой контрольной работе |
Реализация творческого потенциала |
Подг. к итоговой контр. работе |
: < ? |
|
33 |
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса |
1 |
Виды искусства: их свойства, особенности, типы, формы, жанры |
Реализация творческого потенциала |
повт, конспекты |
:< ? |
|
34 |
Урок- консультация |
1 |
Повторительнообобщающий материал |
Применение знаний на практике |
Завершить работу над ошибками |
: ? |
|
35 |
Итоговый урок за курс VIII класса |
1 |
Повторительнообобщающий материал |
Применение знаний на практике |
Инд. задания |
: ? |
|
В результате изучения обучающийся должен: Знать / понимать:
Ø основные виды и жанры искусства;
Ø изучение направления и стили мировой художественной культуры; Ø шедевры мировой художественной культуры; Ø особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
Ø узнавать изученные произведения и соотносит их с определенной эпохой, стилем, направлением;
Ø устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; Ø пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; Ø выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
Ø выбора путей своего культурного развития;
Ø организации личного и коллективного досуга;
Ø выражение собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
Ø самостоятельного художественного творчества.
Критерии оценивания:
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой, работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.