Рабочие программы по искусству ( МХК) 8-11 класс

  • Документация
  • Руководства для учителя
  • pdf
  • 03.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала 8_класс.PDF

Пояснительная записка по Искусству  Данная рабочая программа составлена на основании:  

        Стандарта основного общего образования по искусству   2004 г.

        Закон  «Об образовании Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12г.

        Примерной программы для основного общего образования по искусству  (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов Искусство  М., «Дрофа», 2004 г.

        Методического письма «О преподавании учебного предмета «Искусство » в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2006 г.);

        Учебник и программа для общеобразовательных  школ по разделу «Искусство»для 8  класса. Автор: Г. И. Данилова. (М: Вертикаль , 2014г)

        Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ МО РФ №1312 от 09.03.2004г., Распоряжение КО № 1862-Р от 24.04.2014 г.)

        Учебного плана МБОУ СОШ №16 на 2015-2016 учебный год

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.

Курс «Искусство» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике еѐ развития в исторической перспективе, о еѐ месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить еѐ потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщѐнного опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чѐткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Учебный курс «Искусство» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий. Образовательные цели и задачи курса

      Изучение искусства  на ступени среднего основного образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

Ø развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

Ø освоение знаний о стилях и направлениях в искусстве , их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

Ø овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

Ø использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. 

Ø изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

Ø формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

Ø осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении еѐ исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

Ø постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

Ø освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

Ø знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

Ø интерпретация видов искусства с учѐтом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

 

Воспитательные цели задачи курса

Ø помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

Ø способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

Ø подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

Ø развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

Ø создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

 

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

     Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Искусство» на этапе среднего (полного) общего образования являются: 

-   умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

-   устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

-   оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

-   осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

-   использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

-   владеть основными формами публичных выступлений;

-   понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; - определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

-   осознавать свою культурную и национальную принадлежность. 

 

Основные дидактические принципы

 Программа предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся  и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

      Принцип интеграции. Курс «Искусство» интегративен по свое сути, так как рассматривается в общей системе  предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Программа раскрывает  родство различных видов искусства, объединѐнных ключевым понятием художественного образа, в ней особо подчѐркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

      Принцип вариативности. Изучение « Искусство» – процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учѐтом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объѐм тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.

      Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личным интересам и вкусам. Возможность выбора  в основной и профильной школе – залог успешного развития творческих способностей школьников. Место предмета в базисном учебном плане

      Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 ч  на изучение учебного предмета «Искусство» на ступени основного общего образования. В том числе в 8 классе    по 35 ч, из расчета 1 учебный час в неделю.

      Учебный план  МБОУ СОШ № 16 на 2015-2016 учебный год для отводит 35 ч на изучение учебного предмета «Искусство » на ступени основного  общего образования. В том числе в 8 классе  по 35 ч, из расчета 1 учебный час в неделю.

 

Список  цифровых образовательных ресурсов:

1.     ЭСУН «История искусства» 8 класс

2.     ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

3.     ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

4.     ЦОР Кирилл и Мефодий  «Шедевры русской живописи»

5.     ЦОР «Мировая художественная культура»

6.     Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

7.     « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» 8. « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»   Технические средства обучения:

Компьютер 

Проектор

Интерактивная доска Колонки

DVD- плеер

Принтер  Epson L800, Samsung SCX4200 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс:

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2014 год.

Учебник

«Искусство» Москва «Вертикаль » 2014 год. Автор : Данилова Г. И.

Учебно-методические пособия для учителя

Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва

«Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО  « ИНФОСТУДИЯ  ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И. 

(эл. пособие.)

Дидактические материалы

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись», 

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

 

 

 

Учебная нагрузка

Класс

8

Количество недельных часов

1

Количество годовых часов

35

 

 

Формы контроля (текущего и итогового):  

Предлагаются различные формы контроля усвоения знаний учащимися и уровня развития умений, которые должны применяться комплексно:

Тестирование, устный опрос, сообщение по теме, тестирование по теме, составление таблицы (схемы), составление презентации, зачет, рецензирование ответа (сообщения).

 

Условные обозначения:

       :- интерактивная доска 

       < - презентации

       ¯ -   аудио-материал                       

       ¹ -  видео-материал 

       ? -   практическая работа , семинар

        - контрольная работа 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

I.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ

 

 

- Понятие о видах искусства. Античный бог Аполлон — покровитель искусства. Семья муз Аполлона (обобщение

ранее изученного). Интерес к проблеме разделения искусств на виды в эпоху античности. Учение древнегреческого

философа Аристотеля о способах «подражания» действительности («Поэтика»). Учение Г. Э. Лессинга о видах искусства,

определение «специфического предмета» каждого из искусств и возможности отражения действительности («Лаокоон»).

Теория Г. Гегеля о ведущей роли определенного вида искусства в зависимости от особенностей исторического развития и

духовных запросов общества («Лекции по эстетике»).

Современные классификации видов искусства. Разделение искусств

тические (архитектура, живопись, графика, фотография, скульптура, декоративно-

-временные, или синтетические (литература, театр, опера,

 

на пространственные, или плас прикладное искусство), временные (музыка) и пространственно балет, телевидение, кино, эстрада, цирк). Подвижность и гибкость границ между искусствами.

 

Тайны художественного образа.«Искусство — это мышление в образах» (В. Г. Белинский).Особенность

художественного мышления. Реальный мир — основа для художественного творчества. Художественное и научное постижение действительности. Роль творческой фантазии художника. Художественный образ как особый способ отражения жизни, в котором преломляется собственный мир чувств и переживаний художника. Художественный образ— «знакомый незнакомец» (В. Г.Белинский). Художественный образ как единство изображения и выражения. Особенности образного языка в различных видах искусства. Проблема правды и правдоподобия в художественном творчестве. Соотношение вымысла и действительности в художественном произведении. Спор Эсхила и Еврипида о правде искусства (комедия Аристофана «Лягушки»). Понятие условности в искусстве на примере различных его видов (литература, живопись, театр, балет). Условность как средство для передачи чувств и мыслей автора.

Художник и окружающий мир. Многозначность понятия «художник». Художник-творец, преобразующий мир и открывающий в нем «невидимое посредством видимого». Мир материальный и духовный, особенности его отражения в произведениях искусства. Как рождается художник и что питает его вдохновение. От античного мифа о Пигмалионе к скульптуре Родена «Поэт и муза». Процесс творчества: от наблюдения и накопления жизненных впечатлений к их осмыслению и художественному воплощению. А. С. Пушкин о процессе художественного творчества. Судьбы великих мастеров: становление таланта, творческая индивидуальность и неповторимость стиля. Особенности восприятия окружающего мира в зрительных и звуковых образах. Стремление художников к точному воспроизведению окружающего мира, попытки увидеть в нем рациональное начало. Окружающий мир сквозь призму фантастического и ирреального.

Возвышенное и низменное в искусстве. Эстетика — наука о прекрасном в искусстве и жизни. Искусство как высшая форма эстетического освоения мира. Основные эстетические категории, их роль и значение для восприятия и оценки произведений искусства. Безмерность, безграничность возвышенного, его устремленность к достижению идеальных целей и задач. Возвышенное и его связь с всемирно-историческими поворотами в развитии человечества, с переломными моментами в судьбах людей. Первые сведения о возвышенном в трактате античного философа ПсевдоЛонгина «О возвышенном». Эволюция трактовки данного понятия в трудах немецких философов и поэтов И. Канта и Ф. Шиллера. Статья Н. Г. Чернышевского «Возвышенное и комическое».

Грандиозность, масштабность, монументальность как наиболее яркие формы отражения возвышенного в искусстве. Возвышенное в архитектуре (пирамиды Древнего Египта, Парфенон). Возвышенность героев и событий античной трагедии и произведений У. Шекспира (царь Эдип и Антигона, Агамемнон и Андромаха, король Лир и Гамлет — по выбору). Возвышенный характер музыки Бетховена (финал Третьей («Героической») симфонии). Использование особых средств художественной выразительности для создания возвышенных образов и событий. Категория низменного и ее противопоставление возвышенному. Проявления низменного в искусстве и жизни. Пергамский алтарь Зевса, рельеф Микеланд-жело «Битва кентавров», рисунки Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», картины И. Босха (по выбору).

Трагическое в искусстве. Проявления трагического в жизни и искусстве, общность и различия. Специфические законы его проявления в произведениях искусства. Неразрешимость конфликтов, непримиримое противоречие между идеалом и реальностью, новым и старым — основа трагического в искусстве. Категория трагического как одно из проявлений возвышенного. Истоки трагического в искусстве античности. Миф о Дионисе и рождение трагедии. Дифирамбы и их роль в организации дионисийских праздников. Учение Аристотеля о трагедии. Развитие понятия о катарсисе. Противоречивость и сложность характера трагического героя, осознание им личной «вины» за невозможность изменения жизни. Понятия рока и судьбы в произведениях древнегреческой трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид — по выбору). История трагической и возвышенной любви Франчески да Римини и Паоло в «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь пятая). Художественные интерпретации сюжета в картине Ж. Д. Энгра «Паоло и Франческа» и симфонической фантазии П. И. Чайковского «Франческа да Римини». «Реквием» Моцарта как образец трагической музыки, проникнутой трепетным волнением и просветленной печалью (по выбору).

Комическое в искусстве. Смех — важнейшее условие нравственного воспитания человека. Эстетическая природа комического в искусстве и жизни. Разграничение понятий «смешного» и «комического». Социальный, общественно-значимый характер комического. Противоречия между внешними поступками и поведением человека с его истинной, внутренней сущностью — источник комического в искусстве. Чарли Чаплин — выдающийся комик немого кинематографа. Актерская маска Чаплина, контраст внешнего облика и характера героя. Образ бедного бродяги, выдающего себя за джентльмена, его внутреннее благородство и душевная щедрость. Лучшие фильмы и роли («Малыш», «Золотая лихорадка», «Новые времена» — по выбору). Градации комического: от дружественной улыбки и иронии до явной неприязни и сарказма. «Тайна» юмора. Остроумие великих людей планеты. Комическое в музыке (Ж. Ф. Рамо «Курица», Д.Россини «Севильский цирюльник», М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки» — по выбору). Непримиримый и обличительный характер сатиры, ее тяготение к гротеску и фантастике. Живописные произведения У. Хогарта («Триумф избранных в парламент») и литографии О. Домье. Понятие о трагикомическом в искусстве. Трагикомедия как жанр искусства театра и кино (по выбору).

II. ЛИТЕРАТУРА

Литература как искусство слова. Литература как вид искусства и форма общественного самосознания. Роль литературы в духовной жизни человека. Правда в жизни и в литературе. Вымысел и художественное творчество. Понятие о литературе научно-популярной и художественной, их общность и различие. Место литературы среди других видов искусства. Литература как универсальная и всеобщая форма познания и отражения действительности. Особенности восприятия художественного произведения. Слово — «первоэлемент» литературы. Слово как условный знак предметов и понятий. Многозначность и метафоричность слова в художественном тексте. Выразительность словесных образов в произведениях японской лирики. Словесные эксперименты поэтов начала XX в.

Проблема художественного перевода.

Художественный образ в литературе. Художественный образ и образность в литературе. Единство общего и индивидуального — основа создания художественного образа. Основные средства художественной выразительности: метафора, эпитет, сравнение (обобщение ранее изученного). Синтаксические и лексические средства создания образности. Звуковая организация художественной речи. Деталь как средство художественной выразительности, ее роль детали в создании литературного образа (на примере шедевров отечественной и зарубежной классики). Деталь — символ, знак исторической эпохи и средство выражения авторской позиции. Мастерство детали как выражение общих, наиболее типичных характеристик предмета или явления.

Художественное время и пространство в литературе. «Вечные образы» литературы (на примере шедевров мировой классики). Художественный образ в литературе и его зримое воплощение в произведениях книжной иллюстрации (по выбору). Особенности создания художественного образа в эпическом, драматическом и лирическом произведениях. III.  АРХИТЕКТУРА.

Азбука архитектуры.Архитектура — «каменная летопись мира». Произведения архитектуры — памятники материальной и духовной жизни общества. Создание искусственной среды для жизни и деятельности человека — главное назначение архитектуры. Создание среды обитания человека с помощью материально-технических и художественных средств — ее основная цель. «Польза, прочность, красота». Витрувий об основных свойствах архитектуры («Десять книг об архитектуре»). Функциональные, технические и эстетические начала архитектуры. Пространство — язык архитектуры. Понятие о тектонике. Место архитектуры среди других видов искусства. Взаимопроникновение изобразительного искусства и архитектуры. Скульптура и живопись как композиционные элементы архитектуры. Несколько слов о профессии архитектора. Первые зодчие. Русские мастера-умельцы. Выдающиеся архитекторы современности.

Художественный образ в армитектуре. Архитектура — «застывшая музыка». Специфика художественного образа в архитектуре. Архитектура как выражение основных идей своего времени. Единство внешней и внутренней формы в архитектуре. Особенности восприятия и воздействия архитектурных сооружений на чувства и поведение человека (осознание тяжести или легкости сводов, протяженности или замкнутости пространства, высоты стен, характера оконных проемов, движение потоков света и др.). Художественные средства и приемы создания архитектурного образа: симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб). Понятие об архитектурном ансамбле (Дворцовая площадь Санкт-Петербурга, площадь Святого Петра в Риме, площадь Сан-Марко в Венеции, площадь Согласия в Париже — по выбору). Связь архитектурных сооружений с окружающей природой (храмовое зодчество Японии или Китая, «органическая» архитектура XX в. — по выбору). Зависимость архитектуры от географических и климатических условий.

В мастерской архитектора.

Понятие об архитектурных стилях.Архитектурный стиль — устойчивое единство функционального содержания и художественного образа. Рождение архитектурных стилей и их последовательная смена в истории человечества. Идея преемственности архитектурных стилей. Канонический стиль архитектуры Древнего Египта, его основные отличительные признаки. Классический стиль архитектуры Древних Греции и Рима. Создание греческой ордерной системы — основа для дальнейшего развития архитектуры. Гармония, простота и легкость, соразмерность человеку, практичность и торжественность.

Романский стиль западноевропейской архитектуры средних веков. Основные типы сооружений, их назначение. Характерные особенности стиля. Готический стиль архитектуры. Каркасное перекрытие зданий — главная конструктивная особенность готических сооружений. Преобладание вертикальных линий, ажурность, легкость и динамичность внешнего облика, пучки тонких колонн, стрельчатые арки, богатство и пышность интерьеров. Архитектурный стиль эпохи Возрождения. Следование идеям гармонии и симметрии античного зодчества. Преобладание спокойных горизонтальных членений, геометрическая правильность форм, уравновешенность, согласованность целого и частей, математически выверенные пропорции. Стиль барокко. Стремление к пластичной выразительности архитектурных сооружений. Обилие пышных декоративных украшений. Искажение классических пропорций, оптический обман, игра света и тени, преобладание сложных криволинейных форм. Диссонанс и асимметрия — основные принципы оформления фасадов. Стиль классицизма в архитектуре. Ориентация на лучшие достижения античного зодчества, реальное воплощение представлений об «идеальном городе», сложившихся в эпоху Возрождения. Практичность и целесообразность, простота и строгость форм, спокойная гармония пропорций, скромный декор. Ампир как стиль империи Наполеона. Следование архитектурным традициям императорского Рима. Выражение идей государственного могущества и воинской силы. Холодное величие и подчеркнутая монументальность форм, академизм. Стиль модерн — качественно новая ступень в развитии архитектуры. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий, асимметрия. Органическое единство архитектуры с окружающей средой. Архитектурный конструктивизм. Использование новых материалов и технологий. Стремление подчеркнуть интернациональный характер и функциональное назначение архитектурного сооружения. Абстракция геометрических форм, резкие контрасты композиционных решений, использование стилевых реминисценций.

Виды архитектуры.Архитектура объемных сооружений. Понятие об общественной, жилой и промышленной архитектуре. Общественная архитектура. Храмы, дворцы и замки. Административные здания. Крупнейший деловой центр планеты — Рокфеллер-центр в Нью-Йорке. Зрелищные и выставочные сооружения: театры, концертные и выставочные залы, стадионы и спорткомплексы, магазины и супермаркеты, вокзалы и аэропорты. Жилая архитектура. Древнейшие дома человека (Месопотамия, Древний Египет, Греция). Инсулы — первые многоэтажные дома и роскошные виллы в архитектуре Древнего Рима. Жилые дома различных народов мира (обобщение ранее изученного). Жилые дома А. Гауди и Л. Корбюзье. Высотки Чикаго. Дом Билла Гейтса — жилище XXI в. Промышленная архитектура. Заводы, фабрики, электростанции, мосты, тоннели, каналы, водопроводы и акведуки. Ландшафтная архитектура.Зарождение садово-паркового искусства. Садово-парковое искусство Японии и Китая. Бульвары, скверы и парки больших городов (парки Версаля и Фонтенбло, Петродворца, Центральный парк Нью-Йорка — по выбору). Идея синтеза искусств в оформлении парка Гюэль А. Гауди. Архитектура парижского парка «Дисней-Европа». Архитектура малых форм: павильоны, беседки, фонтаны, мостики, лестницы, гроты (пекинский парк Бэйхай, парки и фонтаны Рима и Петродворца — по выбору). Градостроительство. Из истории градостроительного искусства. Города-музеи (Венеция, Париж, Суздаль — по выбору). Крупнейшие мегаполисы мира (Сан-Паулу, Токио, Рио-де-Жанейро, Мехико, Нью-Йорк, Москва — по выбору). Джайпур (Индия) как образец города-ансамбля. Создание новых поселков и городов. Реконструкция старых районов и городов. Реконструкция городов Мохенджо-Даро, Помпеи, Москвы (по выбору).

IV. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Язык изобразительного искусства. Изображение предметов и явлений окружающего мира в зримых образах. Роль творческого воображения в создании произведений изобразительного искусства. Что значит «понимать» изображение? Проблема условности в изобразительном искусстве. Живопись, скульптура, графика — древнейшие виды изобразительного искусства. Их роль и место в жизни человека. Выразительное богатство способов изображения. Специфика художественных средств (линия, пятно, силуэт, ритм, цвет, пропорции, светотень). Понятие о монументальных и станковых видах изобразительного искусства. Рассчитанность на массовое восприятие и теснейшая связь с архитектурой — важнейшие признаки монументального искусства. Основные виды монументального искусства: скульптурные памятники, панно, мозаики, фрески, плакаты, вывески. Станковое искусство и его предназначенность для музеев, выставочных залов и частных коллекций. Основные виды станкового искусства: картины, статуи, бюсты, станковые рельефы, эстампы, станковые рисунки. Материалы и инструменты художника. Выразительность и многообразие видов художественной техники (техника живописи маслом, лаковыми красками, техника гравюры на дереве, техника мозаики или фрески). В мастерской живописца.

Художественные средства и жанры живописи. Важнейшие средства создания художественного образа в произведениях живописи: композиция, колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма. Понятие о жанровом многообразии живописи. Любимые жанры великих художников. Исторический жанр живописи. Изображение важнейших исторических событий прошлого и современности. Обращение к мифологическим и библейским сюжетам и образам. Бытовой жанр живописи. Изображение событий и сцен повседневной жизни. Национальные особенности бытовой живописи. Батальная живопись как составная часть исторического жанра, его сближение с бытовым жанром. Обращение к военной тематике. Идея прославления воинской доблести и народного героизма. Морские баталии. Портрет. Истоки портретной живописи, ее основные виды: парадный и камерный, парные и групповые портреты. Автопортрет. Передача индивидуального сходства и внутреннего мира портретируемого — важнейшее требование портретного жанра. Пейзаж. Изображение естественной или измененной человеком природы. Специфика пейзажной живописи народов различных стран. Городские и сельские пейзажи. Марины. Индустриальные пейзажи современности. Натюрморт. Изображение предметов «мертвой натуры». Натюрморт как отражение человеческих чувств и эмоций. Парадные и камерные натюрморты. Обманки-натюрморты. Интерьер. Близость к натюрморту и бытовому жанру. Красота жизни в разумно и гармонично организованном пространстве. Человек как органическая часть созданной среды.

Искусство графики. Графика как один из древнейших видов изобразительного искусства. Изобразительновыразительные средства графики: рисунок, линия, штрих, черные и белые пятна. Проблема цвета, плоскости и пространства в искусстве графики. Виды графики по технике исполнения. Уникальная, или рукотворная, графика (рисунки, наброски, зарисовки, шаржи, карикатуры, выполненные в одном экземпляре). Печатная графика, или эстамп. Гравюра — основной вид печатной графики. Разновидности гравюры: ксилография, литография, линогра-фия и офорт. Виды графики по целевому назначению. Станковая графика (рисунки и эстампы, имеющие самостоятельное художественное значение). Книжная графика (иллюстрации, виньетки в заставках книги, орнамент, шрифт, лубок, каллиграфия, миниатюра, экслибрис).Прикладная, или промышленная, графика (художественное проектирование почтовых, товарных и денежных знаков, эмблем, этикеток, товарных упаковок). Монументальная графика (плакат, афиша, реклама, вывеска). Понятие о компьютерной графике.

В мастерской художника-графика.

Художественная фотография. Фотография — зрительная память человечества. Рождение фотографии как выдающегося научно-технического изобретения. Первые дагерротипы. Фотопортреты Ф. Надара — первые образцы художественной фотографии. Искусство фотографии, его связь с живописью и отличия. Понятие о фотореализме. Документальная и художественная фотография. Выразительные средства и художественные возможности фотографии. Выдающиеся мастера и их достижения в области художественной фотографии. В лаборатории фотографа. Фотобиеннале последних лет.

Язык скульптуры. Скульптура как один из древнейших видов изобразительного искусства. Ее отличие и связь с другими видами искусства. Скульптура в архитектуре, ее основные виды. Роль монументальной скульптуры (памятники, обелиски, алтари, надгробия, колонны) в художественном оформлении городских и дворцовых ансамблей. Монументально-декоративная скульптура и ее роль в украшении внешнего облика зданий, интерьеров, садов и парков. Станковая скульптура музеев и частных коллекций. Виды станковой скульптуры: круглая (голова, бюст, торс, статуя), рельефная, или плоскостная (барельеф, горельеф и контррельеф). Материалы и техника их обработки в скульптуре. Лепка из глины, пластилина, воска или гипса. Высекание из камня. Вырезание из дерева. Отлив, ковка, чеканка из металла. В мастерской скульптора. Талант творца и мастерство ремесленника.

Декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство — составная часть народного творчества. Сохранение и развитие национальных традиций, освоение новых промышленных технологий. Понятие о прикладном и декоративном искусстве. Практическая и эстетическая направленность произведений декоративноприкладного искусства. Польза, прочность и красота — важнейший критерий их значимости. Классификация декоративно-прикладного искусства по функциональному признаку, материалу и технике выполнения. Наиболее популярные виды декоративно-прикладного искусства в России: керамика, резьба и роспись по дереву, ткачество, кружевоплетение, вышивка, ковка и литье, резьба по камню и кости, изготовление изделий из стекла. Крупнейшие народные промыслы России (обобщение ранее изученного).

Искусство дизайна. Дизайн как искусство организации среды, служащее человеку и украшающее его быт. Дизайн и его отличие от декоративно-прикладного искусства. Дизайн как символ современной цивилизации. Конструирование предметного мира по законам пользы, прочности и красоты. Искусство дизайна и его влияние на общественную, научную и художественную жизнь человека. Художественные и научные основы дизайна. Особенности профессии дизайнера сегодня (художник, социолог, психолог, инженер). Роль человеческого фактора в проектировании и создании предметов окружающей среды. Выдающиеся мастера дизайна. Сферы дизайна. Бытовой (мебель, предметы бытовой техники, кухонная утварь, одежда) и промышленный (оборудование, станки, средства передвижения) дизайн. V. МУЗЫКА.

Музыка как вид искусства.Музыка как один из древнейших видов искусства. Античные мифы о происхождении музыки (мифы об Орфее и Эвридике, Пане и Сиринге — обобщение ранее изученного). Музыка и ее место в ряду других искусств. Краски слов на палитре музыки. Понятие о музыкальной живописи и живописной музыке. Музыка вокальная и инструментальная, народная и профессиональная. Музыка и характер ее воздействия на мир чувств и эмоций человека. Основные функции музыки: отражение идей, эмоций человека и предметного мира. Моноопера Ф. Пуленка «Человеческий голос». Глубина проникновения в мир человеческих чувств и эмоций. Музыка как часть культуры разных народов. Своеобразие воплощения в музыкальных произведениях народного характера и образа жизни в различных странах мира.

Художественный образ в музыке. Условный характер музыкального художественного образа, противоречивость и неоднозначность его интерпретации. Временной характер музыки. Существование во времени — главная особенность художественного образа в музыке. Способность музыкального художественного образа отражать действительность по законам реального времени. Музыка Г. В. Свиридова из кинофильма «Время, вперед». Особенности «звучания времени» в музыке композитора. Проблема музыкального времени в различные культурно-исторические эпохи. Плавность и неспешность средневекового григорианского хорала и стремительные ритмы современности. Зримость и пластичность музыкального образа. Программная музыка композиторов-романтиков XIX в. Фортепианные сочинения Р. Шумана и Э. Грига (по выбору). Конкретная музыка XX в. Звуковой мир современного города в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик-231».

Язык и форма музыкального произведения. Роль композитора в создании музыкального произведения. Понятие о музыкальной форме как о композиционном строении музыкального произведения и совокупности художественных средств, выражающих содержание, идею музыкального сочинения. Выбор формы музыкального произведения как творческий процесс, определенный замыслом композитора. Типы музыкальных форм: вариация, рондо, сонатная форма, цикл. Музыкальная форма и ее протяженность во времени («форма-процесс»). Мелодия, гармония, ритм, тембр, фактура — важнейшие элементы музыкального языка (обобщение ранее изученного).

Понятие о музыкальных жанрах.  Многообразие музыкальных жанров и сложность их современной классификации.Жанровое разделение музыкальных произведений по функциональному признаку. Бытовые (первичные) жанры музыкальных произведений: песня, танец, марш. Музыка для слушания — вторичные, отвлеченные жанры:

прелюдия, фуга, соната, симфония, оратория, опера и др. Связь и взаимопроникновение первичных и вторичных жанров.

Классификация жанров по месту исполнения музыки. Понятие о камерных жанрах (романс, соната, квартет). Монументальные жанры музыки (симфония, оратория, опера, балет). Классификация жанров по типу создания: эпический, лирический, драматический, комический и трагический жанры. Классификация жанров по способу исполнения музыки. Вокальные жанры (народная песня и хоровая музыка без сопровождения). Инструментальные жанры (прелюдия, соната, симфония, концерт). Вокально-инструментальные жанры (песня или романс с сопровождением, опера, оратория). Симфония как высшее достижение музыкального искусства. Составные части классической симфонии: сонатное аллегро, анданте (адажио, ларго), менуэт или скерцо, рондо. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды деятельности ученика Метапредметные: 

      Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художест-венного и технического совершенства;

      самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства;

      применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза изображений;

      воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий;

      самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и пр.;

      принимать участие в разработке различных художественно-творческих проектов с применением ИКТ (реклама, открытка, визитная карточка, эскизы и модели одежды, транспорта, мебели и т. д.)

 

 

Предметные

      Осознавать значение искусства в жизни современного человека;

      знать причины возникновения искусства;

      понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы;

      рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве;

      эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства;

      уметь анализировать и интерпретировать произведения искусства;

      ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства;

      владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса;  понимать значение стиля в искусстве;

      анализировать и сопоставлять специфику отдельных произведений искусств и культурные особенности эпохи;

      оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой художественной культуры;

      понимать специфику восприятия различных визуальных произведений

 

 

 

Календарно-тематическое  планирование

урока

Тема урока

 

Колво часов

Элементы содержания урока 

Основные виды деятельности 

Домашнее задание

 

 

ИКТ

Дата проведения

1

Введение. В мире классических искусств

Тайны искусства.  

 

1

Азбука искусства.

Основные эстетические

категории

 

конспект

 

:<

 

 

 

I. Художественные представления о мире (7 ч)

 

 

2

Понятие о видах искусства

1

Семья муз      Аполлона. Музы — дочери Зевса и богини памяти             Мнемозины. Атрибуты      муз.

Разделение искусств на             пространственные, временные     и пространственно-

временные; на изобразительные и

выразительные

Знать  особенности  видов искусств. Уметь применять знания в повседневной жизни

Гл.1  дописать схему

-творч.,  мастер.

 

:<

 

 

3

Тайны художественного образа 

 

1

Понятие художественного образа,           творческий процесс          его             создания, характерные черты и свойства. Особенности восприятия художественного

образа.           Правда             и правдоподобие. Творческая фантазия художника. Условность в искусстве. Условность— важнейшее    средство постижения

художественного образа

Понимать специфику восприятия различных визуальных

произведений

 

 

 

Гл. 2

рефераты

 

 

 

:<¹

 

4

Художник и окружающий мир

1

Мир сквозь магический кристалл.

Многозначность Понятии художник . Мир материальный и духовный, особенности его отражения в произведениях искусства. Талант и мастерство художника. 

Владеть отдельными

специальными

терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого

курса;

 

Гл. 3 анализ произв.

живописи стр 35

 

:<¹

 

 

5

 

Возвышенное и низменное в искусстве

 

1

Эстетика— наука о прекрасном.

Характеристика возвы- шенного и формы его выражения в искусстве. Категория низменного и ее противопоставление

анализировать             и сопоставлять специфику отдельных

произведений

искусств         и культурные особенности эпохи;

Гл. 4. анализ 

муз. произв.  по выбору

 

:<¹

 

 

 

 

 

возвышенному.

 

 

 

 

6

Трагическое в искусстве

1

Законы существования трагического в искусстве и жизни. Общность и различия в проявлении трагического.

Рок и судьба в античной трагедии. Катарсис. Трагическое как одно из проявлений возвышенного. Истоки

трагического в искусстве

 

оценивать произведения искусства позиции восполнения мировой художественной

культуры;

 

с

Гл. 5, 

презентации

:<

 

7

Комическое в искусстве

1

Эстетическая природа комического в искусстве и жизни.

Разграничен е понятий смешное   и комическое. Источник и градации комического в искусстве. Выдающиеся комики мира

понимать специфику восприятия различных визуальных произведений

 

Гл. 6.

творч.маст, 4

?<

 

8

Контрольная работа № 1 «Художественные представления о мире»

1

Мир и человек в художественных образах

Уметь анализировать произведения искусства

 

Повт, Гл. 1-6

?<

 

II. Азбука искусства (27 ч )

 

 

9

Азбука архитектуры

1

Назначение и цель архитектуры. Место архитектуры среди других видов искусства. Прочность, польза, красота. Элементы

Осознавать значение искусства в жизни современного

человека;

 

Гл. 7.   п. 7.3,

понятия

:<¹

 

 

 

 

 

архитектуры. Понятие о тектонике

 

 

 

 

10

Художественный образ в архитектуре

1

Особенности архитектурного образа. Единство внешней и внутренней формы в

архитектуре 

 

Уметь видеть различные типы образов в архитектуре

Гл. 8  анализ архит.

произведения

:<¹

 

11

Стили архитектуры

1

Понятие архитектурного стиля. Рождение стилей в архитектуре и их преемственность. Архитектурные стили

Древнего Египта,

Античности,

Средневековья и Возрож- Дения

Знать  особенности стилей

Гл. 9. 

Додел. табл.

:<¹

 

12

Стили архитектуры

1

Понятие архитектурного стиля. Рождение стилей в архитектуре и их преемственность. Архитектурные стили

Древнего Египта,

Античности,

Средневековья и Возрож- Дения

Знать  особенности стилей

Гл. 9. 

Додел. табл.

:<¹

 

 

13

Виды архитектуры

1

Архитектура объемных сооружений. Понятие об общественной, жилой и промышленной архитектуре. Ланд- шафтная архитектура.

Уметь различать  виды от  свойства архитектуры

Гл.  10 тв.м. 3

:<¹

 

14

Контрольная работа

№ 2: «Язык

Архитектуры»

 

Исследование и описание художественных объектов

Применение теоретических знаний  на практике

Инд. задания

 

 

15

Язык

изобразительного искусства

1

Как понять изображение. Живопись, скульптура и графика— виды  изобразительного искусства. Понятие о монументальных и станковых видах изобразительного искусства

Знать виды искусства 

Гл. 11 понятия, 

:<¹

 

16

Искусство живописи

1

Виды живописи и ее художественные средства

Знать виды искусства

Гл. 12 , ан.  пр.

ж

:<¹

 

17

Жанровое многообразие живописи

1

Понятие жанра в живописи. Становление и развитие системы жанров. 

Уметь сопоставить жанр виду. 

Гл. 13 подг к контр. работе

:<¹

 

18

Практическая работа № 1 по теме:

«Живопись». 

1

Промежуточный  контроль по «

архитектуре и живописи»

Различать виды, средства,  жанры архитектуры и

живописи

Инд. задания

:<¹

 

19

Искусство графики

1

Графика: от возникновения до

 

Гл.  14. понятия, 

 :<¹

 

 

 

 

 

современности.

Графика— муза XX века. Роль графики в жизни сов- ременного человека. Понятие компьютерной графики.

 

 

 

 

20

Художественная фотография

1

История фотографии. Фотография сегодня

(использова-

ние новейших цифровых

технологий, голографические изображения)

применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза изображений;

Гл. 15. 

организовать Фото-выставку

:<¹

 

21

Художественная фотография

1

История фотографии. Фотография сегодня

(использование новейших цифровых технологий,

голографические изображения)

применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза изображений;

Гл. 15. орг.

рефераты

:<¹

 

22

Язык скульптуры

1

История скульптуры. Что значит видеть и понимать скульптуру? Отличия скульптуры от других видов изобразительного искусства. Изобразительновыразительные средства скульптуры

Знать историю скульптуры.   Уметь выявлять отличия скульптуры от др. видов.

Гл. 16. кроссворд

:<¹

 

23

Язык скульптуры

1

Жанры и виды скульптуры, их характерные особенности. 

Уметь определять

жанры скульптуры

 

Гл. 16, анализпроизв. скульптуры

:<¹

 

 

24

Практическая работа № 2 по теме: « Язык искусства»

1

Теоретическое преломления в практическую деятельность 

Знать виды искусства. Уметь применять знания на практике

Повт. Гл. 16

:<¹

 

25

Декоративноприкладное искусство

1

Художественные возможности ДПИ  Истоки возникновения и особенности 

Знать понятия  ,способы оценки ДПИ.

Гл. 17 тв. м. 1, 

:<¹

 

26

Декоративноприкладное искусство

1

Истоки возникновения и особенности исторического развития декоративно-прикладного искусства. Важнейшие изобразительновыразительные средства

Знать понятия  ,способы оценки ДПИ.

Гл. 17. проекты

:<¹

 

27

Контрольная работа № 3 по теме: « Виды искусства»

1

Анализ памятников искусства

Различать виды искусства, жанры, способы и приемы.

повт., конспект

:<¹

 

28

Искусство дизайна

 

Методы проектирования и конструирования предметной и окружающей среды

Уметь проводить сравнительную характеристику между Россией и Западом.

Гл. 18. с.255. табл. выучить. 

:<¹

 

29

Музыка как вид искусства

1

Музыка и мир чувств человека. Музыка среди

других искусств. Звук как первоэлемент музыкального искусства.

Понятие какофонии

Уметь анализировать муз.

произведения

Гл. 19. вопр., 5 ( п) с. 269

: ? ¯  

 

30

Художественный образ в музыке

1

Условный характер музыкального образа, противоречивость и

Уметь анализировать муз.

произведения

Гл. 20,  анализ произв. музыки

: ? < ¯  

 

 

 

 

неоднозначность его интерпретации. 

 

 

 

 

31

Язык и форма музыкального произведения

1

Средства выразительности в музыке. Роль композитора в создании музыкального произведения. 

 

Знать особенности муз. проивзедений

Гл. 21, подг, к зачету

: < ?   

 

32

Зачет по разделу № 2: « Язык искусства»

1

Подготовка к итоговой контрольной работе

Реализация творческого потенциала

Подг. к итоговой контр.

работе

: < ?   

 

33

Итоговая

контрольная работа за

курс 8 класса

1

Виды искусства: их свойства, особенности, типы, формы, жанры

Реализация творческого потенциала 

повт, конспекты

:<  ?   

 

34

Урок- консультация

1

Повторительнообобщающий материал

Применение знаний на практике

Завершить работу над ошибками

: ?   

 

35

Итоговый урок за курс VIII класса

1

Повторительнообобщающий материал

Применение знаний на практике

Инд. задания

: ?   

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате изучения  обучающийся  должен: Знать / понимать:

Ø    основные виды и жанры искусства;

Ø    изучение направления и стили мировой художественной культуры; Ø      шедевры мировой художественной культуры; Ø  особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

Ø    узнавать изученные произведения и соотносит их с определенной эпохой, стилем, направлением;

Ø    устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; Ø         пользоваться  различными источниками информации о мировой художественной культуре; Ø     выполнять  учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

Ø    выбора путей своего культурного развития;

Ø    организации личного и коллективного досуга;

Ø    выражение собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

Ø    самостоятельного художественного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания:

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой, работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.