Рабочие программы по искусству ( МХК) 8-11 класс
Оценка 4.9

Рабочие программы по искусству ( МХК) 8-11 класс

Оценка 4.9
Документация +1
PDF
искусство +1
8 кл—11 кл
03.07.2017
Рабочие программы по искусству ( МХК) 8-11 класс
Публикация является частью публикации:
9_класс.PDF

Пояснительная записка по Искусству

 

Данная рабочая программа составлена на основании: 

        Стандарта основного общего образования по искусству (базовый уровень) 2004 г.

        Закон  «Об образовании Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12г.

        Примерной программы для основного общего образования по искусству  (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов Искусство  М., «Дрофа», 2004 г.

        Методического письма «О преподавании учебного предмета «Искусство » в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2006 г.);

        Учебник и программа для общеобразовательных  школ по разделу «Искусство»для 9  класса. Автор: Г. И. Данилова. (М: Вертикаль , 2014г)

        Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ МО РФ №1312 от 09.03.2004г., Распоряжение КО № 1862-Р от 24.04.2014 г.)

        Учебного плана МБОУ СОШ №16 на 2015-2016 учебный год

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.

Курс «Искусство» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике еѐ развития в исторической перспективе, о еѐ месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить еѐ потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщѐнного опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чѐткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Учебный курс «Искусство» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.

В 9 классе, согласно авторской программе Г. Даниловой, в рамках общего курса «Искусство» преподается курс «Содружество искусств». Учащиеся продолжают знакомство с видами искусства, но главные акценты здесь сделаны на выявление специфики синтетических видов: театра, оперы, хореографии, кино, экранных и зрелищных искусств. Диалог и содружество отдельных видов искусства, стремление к преодолению границ, естественных для каждого способа художественного отражения действительности, составляют важную особенность данного курса. 

 

В соответствии с принципом вариативности, заложенном в авторской программе Г. И. Даниловой, акцент в рабочей программе делается на историко-культурные вопросы, связанные не только с жанрами искусства и синтезом искусств, но и с историей формирования и развития художественных стилей, проявлением особенностей художественных стилей в рассматриваемых жанрах искусства. 

Образовательные цели и задачи курса

      Изучение  курса « Искусство» на ступени основного  общего образования направлено на достижение следующих целей:

Ø развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

Ø освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

Ø овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

Ø использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. 

Ø изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

Ø формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

Ø осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении еѐ исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

Ø постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

Ø освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

Ø знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

Ø интерпретация видов искусства с учѐтом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

 

Воспитательные цели задачи курса

Ø помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

Ø способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

Ø подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

Ø развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

Ø создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

     Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:  - умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

-   устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

-   оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

-   осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

-   использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

-   владеть основными формами публичных выступлений;

-   понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; - определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; - осознавать свою культурную и национальную принадлежность. 

Основные дидактические принципы

 Программа предусматривает изучение искусства  на основе единых подходов, исторически сложившихся  и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

      Принцип интеграции. Курс « Искусство»  интегративен по свое сути, так как рассматривается в общей системе  предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Программа раскрывает  родство различных видов искусства, объединѐнных ключевым понятием художественного образа, в ней особо подчѐркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

      Принцип вариативности. Изучение искусства– процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учѐтом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объѐм тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.

      Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личным интересам и вкусам. Возможность выбора  в основной и профильной школе – залог успешного развития творческих способностей школьников. Место предмета в базисном учебном плане

      Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 ч на изучение учебного предмета «Искусство» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в 9  классе по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

      Учебный план МБОУ СОШ № 16 на 2015-2016  учебный год для   отводит 34 часа  на изучение учебного предмета «Искусство» на ступени  основного  общего образования. В том числе в 9 классе по 34 ч, из расчета 1 учебный час в неделю.

 

Результаты обучения

 Результаты изучения курса «Искусство» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате освоения курса формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать еѐ уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества

 

 

Список  цифровых образовательных ресурсов:

1.     ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

2.     ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

3.     ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

4.     ЦОР Кирилл и Мефодий  «Шедевры русской живописи»

5.     ЦОР «Мировая художественная культура»

6.     Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

7.     « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» 8. « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»   Технические средства обучения:

Компьютер 

Проектор

Интерактивная доска

Колонки

DVD- плеер

Принтер  Epson L800, Samsung SCX4200 

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс:

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2013год.

Учебник

«Искусство» Москва «Дрофа» 2014 год. Автор : Данилова Г. И.

Учебно-методические пособия для учителя

Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО 

« ИНФОСТУДИЯ  ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И. 

(эл. пособие.)

Дидактические материалы

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись», 

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

Учебная нагрузка

Класс

9

Количество недельных часов

1

Количество годовых часов

34

Формы контроля (текущего и итогового): 

Предлагаются различные формы контроля усвоения знаний учащимися и уровня развития умений, которые должны применяться комплексно:

Тестирование, устный опрос, сообщение по теме, тестирование по теме, составление таблицы (схемы), составление презентации, зачет, рецензирование ответа (сообщения).

Условные обозначения:

      :- интерактивная доска 

      < - презентации

       ¯ -   аудио-материал                       

    ¹ -  видео-материал 

       ? -   практическая работа , семинар

        - контрольная работа 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

                                                                                              I.    ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ

- СОДРУЖЕСТВО ИСКУССТВ (34 ч)

I. Синтетические искусства: их виды и особенности

Пространственно-временные искусства. Характеристика синтетических видов искусства. Возможность использования и свободного варьирования средств выразительности различных искусств в художественном творчестве. Пространственно-временные (синтетические) виды искусства. Различие между понятиями синтетические искусства и синтез искусств. Органическое единство художественных средств и образных элементов в различных искусствах. Синтетическая природа пространственно-временных искусств и их характерные особенности. Активизация роли публики: хеппенинг и перформанс в качестве примеров популярного синтетического действа. Истоки синтетической сущности пространственно-временных искусств. Синкретический характер искусства (на примере ритуальных действий первобытного человека). Коллективный, массовый характер синтетических видов искусства. Внутреннее единство пространственно-временных видов искусства (на примере синтеза театра и кино). Особенности построения пространственно-временных отношений в синтетических искусствах. Художественная выразительность временных элементов и пространственных объемов в различных видах искусства. Проблема границ и взаимодействия искусств.  История развития художественного творчества как встречный и взаимный процесс: от синкретизма к образованию отдельных видов искусства и от отдельных искусств— к их синтезу. Причины взаимодействия, содружества искусств (родство, общность художественных образов, целостность неделимой природы искусств). Две тенденции в развитии искусства: стремление к синтезу и одновременно сохранению своеобразия и самостоятельности каждого вида. Причины тяготения искусств друг к другу, их взаимное дополнение. Многообразие форм взаимодействия искусств. Создание целостной художественной картины мира средствами всех искусств. Особенности современного процесса размежевания и сближения синтетических искусств. Человек в мире пространственно-временных искусств.

Азбука театра. Законы театрального искусства. Театр как один из древнейших видов искусства и художественный документ эпохи. Сиюминутность действия и рождения сценического образа — главная отличительная черта театрального искусства. Условный характер театрального искусства на примере шекспировского театра Глобус. Проблема правды и правдоподобия в театральном искусстве. Зритель как активный участник происходящего на сцене. Средства художественной выразительности театрального искусства (слово, мизансцены, сценическое движение, мимика, жесты и позы актеров). Специфика сценического пространства и времени (история вопроса и современность). Роль выразительных средств в создании театрального спектакля. Театр среди других искусств. Синтетический характер театрального искусства. Использование музыки, танца, живописи, скульптуры, архитектуры (декорации), декоративно-прикладного искусства (реквизит, костюмы). Диалог театра, литературы и кино. Ю. М.

Лотман о специфике театрального искусства и кинематографа.

Актер и режиссер в театре. Секреты актерского мастерства. Актер— единственный царь и владыка сцены. Актер и его роль в создании сценического образа. Слагаемые актерского мастерства: умение убеждать зрителя в жизненности сыгранной роли, включать его в происходящее на сцене, вызывать чувство сопереживания. Амплуа актера (комик, трагик, злодей, простак, влюбленный, резонер, инженю,травести). Профессия актера: от древности до современности. К. С. Станиславский об основных принципах актерской игры. Понятие сверхзадачи и сквозного действия. Внутреннее и внешнее перевоплощение актера — вершина актерского мастерства. Искусство перевоплощения в игре выдающихся театральных актеров. Искусство режиссуры. Режиссер — профессия XX в. Основные задачи режиссера и его роль в создании театрального спектакля. В. И. Немирович-Данченко об искусстве режиссера. Режиссер как интерпретатор драматургического материала. Актерская трактовка и режиссерская концепция. Сценическая история театральных постановок (на примере творчества В. Э. Мейер-хольда). Выдающиеся режиссеры прошлого и современности.

Искусство оперы. Из истории оперного искусства*. Рождение оперы как особого вида искусства. Италия— родина оперного искусства. Дафна и Эвридика Я. Пери— пролог к дальнейшему развитию оперного искусства. От drama per musica к опере-сериа и опере-буффа. Основные оперные жанры. Опера-буффа и ее национальные разновидности.

Лирическая опера. Складывание национальных оперных школ. Выдающиеся реформаторы оперной сцены. Достижения отечественного и зарубежного оперного искусства. Характерные особенности современного оперного искусства (обогащение выразительных средств, изменение роли оркестра, балета и хора, новые подходы к классическому наследию, манере исполнения, смелые эксперименты в подборе репертуара, декораций и реквизита). Опера— союз музыки и театра. Синтетический характер оперы и ее место в ряду других искусств. Опера как комплексный вокально-инструментальный и музыкально-драматический жанр театрального искусства. Театральная условность в оперноми драматическом театре: общность и различия. Выразительные средства оперного искусства. Драматические функции сольных вокальных форм (арии, романса, песни, речитатива). Роль хоровых и массовых сцен в опере. Роль оркестра в воплощении авторского замысла. 

В мире танца. Из истории возникновения и развития танца*. Танец — древнейший вид искусства, его роль в жизни человека. Религиозные верования как одна из причин возникновения танца. Взаимосвязь танцевального искусства  с духовной жизнью народа и историей. Танец в искусстве древних цивилизаций. Экспрессия танца в изобразительном искусстве. Эволюция танца в различные культурно-исторические эпохи. Искусство хореографии и его выразительные средства. Место танца среди других искусств. Почему художественный язык танца понятен всем без перевода? Хореография. Танец и пляска, их основные различия. Условны характер искусства хореографии. Живая пластика человеческого тела как основной материал для создания танцевального образа. Жест и ритм — важнейшие элементы танца. Многообразие искусства хореографии. Основные виды танца. Классический танец и его разновидности. Эстрадный танец и танец модерн. Бальные и характерные танцы. Эмоциональное воздействие хореографического искусства на зрителей.

Страна волшебная — балет. Из истории балетного искусства*. Возникновение балета в эпоху Возрождения, следование традициям итальянской комедии дель арте. Первые балеты и исполнители. Причины расхождения танцевального и балетного искусства. Смена стилей и направлений в истории балета. Ж. Новер— выдающийся реформатор балетного искусства. Развитие национальных традиций в искусстве балета. Из истории русского балета. От дивертисмента— к современному балетному спектаклю. Пути развития современного балетного искусства. Выдающиеся деятели балетного искусства. Выразительные возможности балета. Балет как вид музыкальнотеатрального искусства, воплощенного в хореографических образах. Что и как можно выразить на языке балета? Единство танца и пантомимы, музыки и поэзии, скульптуры и пластики движений, живописных построений кордебалета и элементов декоративности. Классический танец— основа балетного искусства.

Сочетание традиций Античности, элементов придворного этикета, народных танцевальных движений, пластических мотивов живой природы. Адажио и аллегро — основные формы классического танца. Роль пантомимы в создании художественного образа классического танца.

Искусство кинематографа. Первые шаги кинематографа*. Кинематограф — искусство, рожденное научнотехнической революцией. День рождения десятой музы— Кино (открытие братьев Люмьер). Мировой и отечественный кинематограф: имена и открытия. История кинематографа: от Великого немого до современного кино. Средства выразительности кино. Специфика киноязыка. Кино— искусство кадра и монтажа, плана и ракурса. Искусство, объединяющее изображение, звук (слова, музыку) и действие. Временное и пространственное измерение экрана (на примере известных киношедевров). Ритм, цвет и свет в киноискусстве.

Обогащение кино средствами традиционных и новейших искусств (телевидение, видео, компьютерная графика).  

Кино  в диалоге искусств. Синтетическая природа кинематографа и особенности его взаимодействия с другими искусствами. Фотографическая природа кино. От живых фотографий немого кино к впечатлениям современного зрителя. Живопись и кинематограф. Музыка как постоянный спутник кинематографа. Театр и кино: общее и различия.

Новые технологии и горизонты современного киноискусства. Будущее кинематографа.

Фильмы разные нужны... Виды кинематографа. Жанровое разнообразие кино. Художественное (игровое) и документальное (неигровое) кино: общее и принципиальные различия. Сюжет — основа игрового кино. Документальное кино как средство массовой информации и вид кинематографа, основанный на съемках реальных событий. Создание кинохроники, ее основные образы и сюжеты. Выдающиеся мастера документального кино. Жанры документального кино: фильм-портрет, путешествие, зарисовка, репортаж. Научно-популярное кино — рассказ о важнейших достижениях в областях, представляющих интерес для широкого зрителя. Анимационное (мультипликационное) кино, его рисованные, живописные или кукольные образы. Герои мультипликации. Использование принципа покадровой съемки. Новейшие технологии анимации. Шедевры мировой мультипликации. Многообразие жанров игрового кино. Становление жанров игрового кино. Сложность жанровой классификации кино и ее основные принципы. Эпические, лирические и драматические жанры. Традиционные жанры (эпопея, роман, повесть, драма и мелодрама, трагедия, комедия и трагикомедия, исторический и приключенческий фильм). Популярные жанры современного кино (фэнтэзи, детектив, фильм ужасов, фильм-катастрофа, триллер, боевик или фильм действия (экшн), вестерн, мюзикл, мыль-ная опера). Шедевры отечественного и зарубежного игрового кино.

Экранные искусства: телевидение, видео. Экранные искусства — важнейшие средства массовой информации.

Синтетическая природа экранных искусств. Свойства телевидения и его выразительные возможности. Телевидение, история его возникновения и этапы развития. Эфирное, кабельное и спутниковое телевещание. Цифровое телевидение, телевидение высокой четкости (ТВЧ) и интернет-телевидение. Основные свойства телевидения: импровизационность, эффект присутствия, закон непосредственных человеческих контактов, документальность. Выразительные средства малого экрана. Роль режиссера на ТВ. Современное телевидение и его образовательный потенциал (интеллектуальное и художественно-творческое развитие, культурный досуг). Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объема. Основные циклы телевизионныхпередач: информационные и общественно-политические, художественные и публицистические, научно-популярные и учебно-познавательные, спортивные, детские и развлекательные. Феномен многосерийных телевизионных фильмов. Наши любимые телесериалы. Мир видеоискусства. Основные направления видеоискусства: рекламная, музыкальная и событийная видеография. Жанры видео: клипы, фильмы, рекламные ролики. Специфика создания, связь с киноискусством. Постановочные, анимационные и информационные рекламные ролики. Последние достижения видеоарта. Любимая видеотека. Будущее экранных искусств.

Мультимедийное искусство. Виды компьютерного искусства. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Виды мультимедийного искусства: компьютерная графика, графический дизайн, компьютерная анимация, компьютерная музыка, интерактивный компьютерный перформанс. Компьютерная графика, ее использование в полиграфической промышленности, рекламном бизнесе, кино, заставках телепрограмм и видеоклипах. Компьютерная графика и архитектурное проектирование. Графический дизайн в издательском и рекламном бизнесе, дизайне и строительстве, в кинематографе и на телевидении. Компьютерная анимация — искусство создания движущихся изображений. Синтетическая природа компьютерной анимации. Специфика создания трехмерных анимационных фильмов. Процесс создания компьютерной музыки. Компьютер как музыкальный инструмент, интерпретатор, импровизатор и сочинитель музыки на основе программных алгоритмов. Интерактивный перформанс как произвольное и творческое использование технических возможностей компьютера. Активное участие пользователя в процессе создания виртуальной реальности. Компьютерные игры, их особая популярность и зрелищность. Компьютерные технологии в руках художника. Цифровые компьютерные технологии— бесценный ресурс для медиахудожников и людей, занимающихся искусством. Возможность самовыражения, творческого поиска, мгновенной фиксации меняющихся мыслей, образов и мимолетных ассоциаций. Наиболее популярные компьютерные программы на службе у художников. Интерфейс как аналог мастерской художника (фотографа, живописца-графика, дизайнера). Преимущества компьютера в цифровой живописи, литературном творчестве, создании фильмов. Основные направления в развитии современного компьютерного искусства. Может ли компьютер заменить человека в художественном творчестве.

Зрелищные искусства: цирк и эстрада. Зрелищные искусства и их характерные отличия. Синтетический характер зрелищных искусств и их роль в жизни человека. Зрелищ- ные искусства и культура зрелищ. В мире циркового искусства. Цирк как одно из древнейших искусств. Развитие цирковых жанров от Античности до наших дней. Цирк в содружестве с другими искусствами. Выразительные средства создания циркового образа. Новейшие достижения современного циркового искусства. Цирковое искусство— синтез клоунады, акробатики, атлетики, эквилибристики, гимнастики, жонглирования, дрессуры, музыкальной эксцентрики и иллюзионизма. Звезды манежа. Искусство эстрады. Эстрада как вид искусства, его происхождение. Разнообразие выразительных средств эстрады. Номер — основа эстрадного искусства. Использование малых форм драматургии, вокального и драматического искусства, музыки, хореографии, цирка. Объединяющая роль конферанса или несложного сюжета в создании эстрадных шоупрограмм и концертов. Артист эстрады как создатель ярких и незабываемых сценических образов (на примере творчества выдающихся мастеров). Современные тенденции развития эстрадного искусства. II. «Под сенью дружных муз»

Изобразительные искусства в семье муз. Содружество изобразительных искусств. Живопись и графика. Созерцательность живописи и драматизм скульптуры. Роль цвета в скульптуре и живописи. Культ пластики в живописи Ренессанса. Скульптурная живопись О. Домье. Воздействие фотографии на изобразительные искусства. Изобрази- тельные искусства и фотография*. Живопись, графика, скульптура и художественная фотография, их сходство и различия. Воздействие живописи на искусство фотографии.

Изобразительные искусства и танец. Пластика как объединяющее начало между этими искусствами. Экспрессия танца в изобразительном искусстве Античности. Пластический язык изобразительного искусства рубежа XIX— XX вв. (на примере абстрактного искусства). Сценический танец Айседоры Дункан: единство музыки и хореографии, сходство с греческой скульптурой. Ожившие скульптуры В. Ф. Нижинского.

Художник в театре и кино. Искусство сценографии. Основные компоненты театрально-декорационного искусства: декорации, костюмы, грим, бутафория, реквизит. Изобразительная режиссура спектакля. Из истории театрально-деко- рационного искусства, основные этапы его развития. Выдающиеся мастера театрально-декорационного искусства. Процесс создания художественного оформления спектакля: от эскизов и макетов к окончательному решению. Театраль ный художник, его особая роль в создании выразительного художественного образа спектакля. Художниксценограф как интерпретатор авторского замысла и главной идеи спектакля. Роль художника-осветителя в создании сценического образа. Художники по костюмам, декораторы, бутафоры, гримеры и постижеры. Художник кино. Творческое содружество художника-постановщика с автором литературного сценария, режиссером и оператором. Основные этапы становления профессии художника-постановщика как создателя пространственной среды фильма, его роль в создании визуального и художественного образа кинофильма (на примере творчества выдающихся мастеров). Кинодекорации, их отличие от театральных. Павильонные декорации и натура. Выдающиеся художники кино.

Архитектура среди других искусств. Архитектура и изобразительные искусства. Союз архитектуры и скульптуры в искусстве Древней Греции, Средневековья, Возрождения и барокко. Современная монументальнодекоративная пластика. Тесная связь архитектуры с монументально-декоративной скульптурой. Конструктивная и декоративная функции скульптуры. Декоративная скульптура под открытым небом. Монументальная живопись в архитектуре. Живопись, поглотившая архитектуру в творчестве мексиканских художников-монументалистов (Д. Ривера, А. Сикейрос). Архитектура— «застывшая музыка». Научное обоснование связи архитектуры и музыки в эпоху Античности и эпоху Возрождения. Музыка форм и линий (на примере шедевров мирового зодчества).

Содружество искусств и литература. «Слова и краски издавна в родстве…» Литература — универсальная форма эстетического познания и освоения мира. Живописность литературы и повествовательность живописи. Конкретность живописи и абстрактность слова. Феномен японской живописи. Способы создания художественного образа в живописи и литературе. Поэты-художники в истории миро вого искусства. Графика— самая литературная живопись. Особенности трактовки литературных образов в произведениях книжной графики. «Стань музыкою, слово…» Общность поэзии и музыки (ритмическая организация, паузы, рифмы, звуковые ресурсы стиха). Способность передавать в звуке и слове эмоциональное состояние человека. Прием аллитерации. Стихотворение в прозе. Поэты-музыканты. Литература, театр и кинематограф. Литературная пьеса— основа драматического спектакля. Специфика развития действия в литературном произведении и театральном спектакле. Кино — видимая литература. Универсальность литературы.

Музыка в семье муз. Музыка и изобразительные искусства. Искусство видеть музыку и слышать живопись. Музыка, звучащая с полотен художников. Колорит и ритм — музыкальное начало живописи. Изобразительные и музыкальные эксперименты в творчестве известных художников. Передача лирического чувства колористическими и ритмическими средствами. Музыкальность живописи (на примере интерпретации музыки изобразительными средствами). Живописная музыка. Музыка — душа танца. Музыка — невидимый танец, танец— немая музыка. Значение музыки и танца в искусстве древних цивилизаций. Своеобразие национальных традиций в танцевальной музыке народов мира. Роль ритмического рисунка танца в формировании танцевальных музыкальных жанров. Специфика инструментального звучания и особенности ее воздействия на музыкальный облик танца. Музыка и хореография в балетном и оперном спектакле.

Композитор в театре и кино. Задачи композитора в театральном спектакле. Роль композитора в создании сценического образа. Музыка как средство создания эмоциональной атмосферы театрального спектакля. Музыкальная тема как лейтмотив или фон драматического спектакля, важнейшее средство раскрытия внутреннего мира героев. Единство драматического действия и музыки. Задачи, которые ставит перед композитором режиссер спектакля. Музыка в спектаклях для детей. Зачем нужна музыка в фильме. Музыка кинофильма — ключ к раскрытию его художественного содержания и авторского замысла. Иллюстративный характер киномузыки на ранних этапах становления и развития кинематографа. Внутрикадровая и закадровая музыка. Прием контраста. Лейтмотив. Содружество режиссера и композитора. Любимые мелодии отечественного кино и их создатели.

Когда опера превращается в спектакль. Творцы оперного спектакля. Синтез всех видов искусств в оперном спектакле. Роль композитора, создающего музыку к опере по законам театральной драматургии. Специфика и природа оперной музыки, ее отличие от концертной музыки. Требования к написанию либретто. Опера и ее литературный первоисточник. Обращение к шедеврам мировой литературной классики. Органическое слияние музыки, пения и танца в оперном спектакле. Роль художника в оформлении оперного спектакля: от знакомства с либретто— к эскизам, изготовлению макетов и декораций. Специфика декораций в оперном спектакле. Сценография современной оперы.

Основные функции дирижера и организация его работы с оркестром и певцами.

Роль режиссера и актера в опере. Музыкальный драматург (режиссер) и его роль в организации сценического действия (анализ оперной партитуры, знание стилевых и индивидуальных свойств творчества композитора, создание концепции оперного спектакля, изучение специфики искусство оперного актера, постановочная организация спектакля, умение работать с коллективом). Оперный и драматический актер, черты сходства и отличия. Певческий голос актера — инструмент, воспроизводящий музыку. Роль пластики и дикции в актерском исполнении. Выдающиеся оперныепевцы.

Создание балетного спектакля. Как рождается чудо спектакля. Балетный спектакль — содружество хореографии, музыки, драматургии, изобразительного искусства. Балет и литература. Либретто — словесный эскиз будущего спектакля, его роль в определении главной идеи, сюжета и характеров героев. Шедевры мировой литературной классики в балете. Жанры балета. Музыка — душа танца, важнейшее средство создания балетного образа. Балет и изобразительное искусство. Музыка красок в балетном спектакле. Роль хореографа в создании балетного спектакля. Роль актера (танцовщика) в воплощении сценического замысла. «Петрушка» — шедевр балетного искусства*. Специфика балета: отсутствие литературного, живописного и музыкального первоисточника. Идея авторского замысла и ее оригинальное воплощение в русских народных традициях (С. П. Дягилев). Характерные особенности музыки и хореографии спектакля и их новаторский характер (И. Ф. Стравинский и М. М. Фокин). Создание живописного образа спектакля (А. Н. Бенуа). Актерское мастерство главных исполнителей (Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, А. А. Орлов). Петрушка— признанная классика мирового балетного искусства.

На премьере в драматическом театре. Искусство быть зрителем. Театральный зритель — не пассивный созерцатель, а полноправный участник сценического действия, его соавтор, критик и активный художник. Особенности взаимоотношений театра и публики. Режиссер на репетиции Драматургический конфликт — основа сценического действия. Определение сути конфликта— начало работы режиссера над постановкой спектакля. Режиссерский замысел и основные этапы его воплощения. Создание актерского коллектива, совместные поиски оригинальных трактовок в решении сценических образов. Роль репетиций в создании слаженного коллектива и наиболее полного воплощения авторского замысла. Мастерство создания мизансцен.

Как снимается кинофильм. Кинофильм — результат творческих усилий большого коллектива профессионалов. К экрану путь нелегок и нескор... Основные этапы работы над фильмом: подготовительный, съемочный, монтажный, монтажно-тонировочный. Продюсер и его роль в создании кинофильма. Роль сценариста в создании кинофильма. Рабочий сценарий, отражение в нем характеров и взаимоотношений героев, общей атмосферы и настроения фильма. Рабочий сценарий в творческом преломлении режиссера, художника, оператора и актера. Выбор натуры для съемок, подбор актеров и проведение кинопроб. На съемочной площадке. Кинорежиссер— создатель и организатор единого художественного процесса. Мастерство кинооператора в создании фильма. Выбор съемочной техники и ракурсов, технологии создания специальных эффектов. Особенности съемки трюковых сцен и роль каскадеров в процессе съемок фильма. Использование спецэффектов. Монтаж и озвучивание фильма. Роль монтажера в определении порядка следования кадров и их продолжительности, отборе дублей и поиске оптимальных ритмических решений фильма. Специфика современного компьютерного монтажа и его выразительные возможности. Определение метража будущей картины. Особенности тонировки (озвучивания) картины. Роль звукооператора в создании фонограмм (диалогов, музыкального фона, шумовых эффектов) будущего фильма. Продвижение фильма на рынке (промоушн), организация и проведение рекламной кампании.

 

Виды деятельности ученика Метапредметные: 

      Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художест-венного и технического совершенства;

      самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства;

      применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза изображений;

      воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий;

      самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и пр.;

      принимать участие в разработке различных художественно-творческих проектов с применением ИКТ (реклама,

открытка, визитная карточка, эскизы и модели одежды, транспорта, мебели и т. д.)

 

 

Предметные

      Осознавать значение искусства в жизни современного человека;

      знать причины возникновения искусства;

      понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы;

      рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве;

      эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства;

      уметь анализировать и интерпретировать произведения искусства;

      ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства;

      владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса;

      понимать значение стиля в искусстве;

      анализировать и сопоставлять специфику отдельных произведений искусств и культурные особенности эпохи;

      оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой художественной культуры;

      понимать специфику восприятия различных визуальных произведений

 

Календарно-тематическое  планирование.

 

урока

Тема урока

 

Колво часов

Элементы содержания урока

Основные               виды

деятельности 

Применение ИКТ

Домашнее задание

Дата проведения

1

Введение.

Пространственно-

временные          виды

искусства

1

Пространственно-временные

виды искусства и их характерные особенности. У истоков теории синтеза искусств.

Знать жанры искусства

Уметь различать виды искусства.

:    <

Гл.        1,         эссе

«Искусство в моей жизни»

 

2

Азбука театра 

1

Законы           театрального искусства. Театр как один из древнейших   видов искусства.      Условный характер         театрального искусства. Проблема правды и правдоподобия в             театральном             искусстве. Средства художественной выразительности театрального искусства. Театр среди других искусств. Синтетический         характер

театрального искусства. 

Знать                особенности театра.

Уметь применять знания на практике

: ?

Гл.     2.     выучить

законы театра

 

3

Актер и режиссер в театре

1

Мастерство актера, понятие об актерском амплуа. Профессия актера: от древности до современности. К. С. Ста-

ниславский об основных принципах актерской игры.

Знать особенности игры актера 

Уметь видеть ситуацию.

: ?

Гл.    3.    вопр     3.

стр.4- письменно

 

 

 

 

 

Режиссер — профессия XX в., его задачи и роль в создании театрального спектакля. Выдающиеся режиссеры прошлого и

современности

 

 

 

 

4

Искусство оперы

1

История развития оперного искусства. Основные опер-

ные жанры. Выдающиеся реформаторы оперной сцены. Характерные особенности современного оперного искусства. Опера — союз музыки и театра. Синтетический характер оперы и ее место в ряду других искусств.

Выразительные         средства

оперного искусства

Знать  структуру оперы Выявлять особенности  и типы оперы

: <?

Гл. 4. понятия

 

5

В мире танца

1

Танец — древнейший вид искусства, его роль в жизни

человека. Эволюция танцевального искусства. Место танца среди других искусств. Хореография.

Основные виды танца. 

Знать названия, структуру танца, особенности.

Применять полученные знания на практике

: <

Гл.      5,      анализ

танцевальной

культуры           по

плану

 

6

Практическая работа № 1 по теме: « Виды искусства»

1

Танец — древнейший вид искусства, его роль в жизни

человека. Эволюция танцевального искусства. Место танца среди других искусств. Хореография.

Основные

Знать названия, структуру танца, особенности.

Применять полученные знания на практике

: <

Подг., к контр., работе

 

 

 

 

 

виды танца. Эмоциональное воздействие хореографического искусства на зрителей

 

 

 

 

7

Контрольная работа

№    1    по    теме:    «

Синтетические виды искусства»

1

Подведение    промежуточного контроля

Применение знаний на

практике 

:?

Повт. Гл. 1-6

 

8

Страна волшебная – балет.

1

Балет как вид музыкальнотеатрального искусства. По- нятия танец и балет, их главные различия.

Вырази- тельные возможности балета. Смена стилей и направлений в истории балета. Развитие национальных традиций. Выдающиеся деятели балетного искусства. Класси- ческий танец— основа

балетного искусства

Знать специфические  приемы и формы,

используемые при танце

: <¹ ?

Гл. 6, творч., маст, задание 2. 

 

9

Искусство кинематографа.

1

Кинематограф – искусство, рожденное научно-технической революцией. Место кино в ряду других искусств. Актеры и режиссеры кино.

Знать черты кино как жанра искусства. Показывать связь кино с другими          жанрами искусства. 

:¹

Гл. 7 понятия

 

10

Фильмы         разные нужны…

1

Виды кино и их жанровое разнообразие. Документальные (неигровое) кино как средство массовой информации и его жанры. Шедевры мирового кино.

Знать виды кино и их жанровое разнообразие. Называть шедевры мирового кино.

: <?

Глава 8,Составить схему «Этапы

развития кино»

 

11

Экранные      виды искусства:

1

Экранные искусства – важнейшие средства массовой

Знать особенности экранных искусств.

: ?

Глава                  9,

Сообщения        по

 

 

 

телевидение, видео.

 

информации. Синтетическая природа экранных искусств. 

Показывать синтетическую природу экранных искусств.

 

биографиям деятелей экранных искусств

 

12

 Практическая работа № 2  по теме:» «Экранные    виды искусства:

телевидение, видео»

1

Роль    режиссера       на телевидении. Основные циклы телевизионных           передач. Ресурсы          цифрового телевидения. 

Знать           особенности

телевизионного

искусства, называть основные этапы развития кино, его жанровые особенности.

: ?

Защита презентаций

 

13

Мультимедийное искусство. 

1

Виды компьютерного искусства: компьютерная музыка, графика, анимация, искусство мультимедиа.

Знать   особенности мультимедийного искусства, его основные жанры.

: <?

Глава                10,

творческая мастерская задания по выбору

 

14

Контрольная работа

№ 2 по теме: « Особенности видов

искусства»

1

Основные               компоненты

театрально-декоративного искусства.  Художественная составляющая театра в Новое время. Театр эпохи классицизма. Театр XIX века.

Называть основные компоненты художественных особенностей театра, показывать сущность

театрально-

декоративного искусства

: <¹ ?

Инд, задания

 

15

Зрелищные виды искусства: цирк и эстрада.

1

Синтетический характер зрелищных искусств и их роль в жизни человека. Зрелищные искусства и культура зрелищ. Искусство цирка. Эстрада как вид искусства.

 

 

 

 

 

Знать особенности зрелищных жанров искусства, называть основные периоды их развития.

: <

Глава                11,

Сообщения по истории жанров зрелищных видов искусств.

 

Раздел II « Под сенью дружных муз»

16

Художник в кино.

1

Художник в кино и его творческое содружество с автором литературного

Называть        основные компоненты художественных

:?

Глава                12,

Биографические сообщения

 

 

 

 

 

сценария.        Художественные стили XX века в кино. 

особенностей кино, роль художника в кино,

влияние художественных стилей.

 

 

 

17

Изобразительные

искусства    в    семье

муз

1

Содружество изобразительных искусств, танца и фотографии

Уметь 

:?

Глава 13, творч. Мастер., задания по выбору

 

18

Архитектура             –

«застывшая музыка»

1

Родство архитектуры и музыки. Музыка           форм   и             линий. Архитектура             классицизма. Архитектурные стили XIX-XX вв.

Знать                сущность

архитектурного искусства, схожесть и отличие архитектуры с другими          жанрами искусства.

:¹

 Глава 14,Составить таблицу

«Архитектурные стили»

 

19

Содружество

искусств        и литература.

1

Литература – форма эстетического познания и освоения         мира.

«Живописность» литературы. Живопись и литература классицизма. Живописные и литературные стили XIX-XX вв. 

Общность поэзии и музыки. Особенности   воплощения вечных проблем в музыке и литературе.

Знать сущность литературы как жанра искусства, показывать его связь с живописью, театром, музыкой и проч. жанрами искусства. 

: <?

Глава                 15

Биографические сообщения

 

20

Литература, театр и кинематограф

1

Литература – форма эстетического познания и освоения         мира.

«Живописность» литературы. Живопись и литература классицизма. Живописные и литературные стили XIX-XX вв.  Общность поэзии и музыки.

Особенности воплощения вечных проблем в музыке и литературе.

Знать сущность литературы как жанра искусства, показывать его связь с живописью, театром, музыкой и проч. жанрами искусства. 

 

Глава 15, рефераты по

выбору

 

 

21

Практическая работа

№    3    по    теме:    «

Пространственные виды искусства»

1

Проявление одного искусства в другом

Уметь       анализировать

виды искусства

: <?

Инд. задания

 

22

Музыка в семье муз

1

Музыка и живопись. Искусство «видеть»         музыку. «Музыкальность»       живописи. Музыка           классицизма. Музыкальные стили XIX-XX вв.

Музыка – «невидимый танец». Роль ритмического рисунка танца в формировании танцевальных музыкальных жанров.

Знать   черты музыкального искусства.

Называть черты основных направлений и стилей музыки Нового времени. Знать

особенности музыкальной культуры народов Азии и Африки.

: <?

Глава                16,

Сравнительная таблица

«Музыкальные стили»

 

23

 

Композитор в театре 

1

Роль композитора в создании сценического образа. Музыка – важнейшее средство создания эмоциональной             атмосферы спектакля.

Показывать роль композитора в театре, роль музыки в спектакле.

:    <

Глава 17, п. 17.1.,  тв. Маст., задания

по выбору

 

24

Композитор в кино

1

Зачем нужна музыка в фильме. Иллюстративный характер музыки в раннем кино. Музыка

–          элемент кинематографической полифонии.

Показывать роль композитора в кино, роль музыки в кнематографе.

: ?

Глава 17, п. 17.2.,  тв. Маст., задания

по выбору

 

25

Когда опера превращается в

спектакль

2

Театр оперного спектакля.  Синтез в оперном спектакле. Опера и ее литературный первоисточник.

Музыкальная         драматургия

Знать особенности оперного театра, жанры оперы. Показывать влияние музыкальных стилей на оперное

: ?

Глава                18,

сообщения 

 

 

 

 

 

оперного спектакля. Оперный и драматический актер.

Выдающиеся оперные певцы.

искусство. Называть имена выдающихся оперных актеров.

 

 

 

26

Контрольная работа

№ 3 по теме: « Временные виды

искусства»

1

 

 

: <?

Повт. Гл. 11-18

 

27

Создание             балетного спектакля.

2

Балетный спектакль – содружество театра и пантомимы, музыки, драмы, актерского мастерства, литературы, скульптуры. 

Музыка – душа танца, важнейшее средство создания балетного образа. Актерское мастерство главных исполнителей. Балетное искусство XIX-XX вв.

Знать особенности балетного театра, жанры балета. Показывать влияние музыкальных стилей на балетное искусство. Называть имена выдающихся балетных актеров.

: <?

Глава 19

Таблица «Этапы истории балета», биографические сообщения

 

28

На       премьере        в драматическом театре

2

Искусство быть зрителем. Роль диалога со зрителем. Особенности взаимоотношений театра и публики. 

Режиссерский замысел. Драматургический конфликт.

Создание актерского коллектива. Мастерство в создании мизансцен. Любимые постановки драматического театра. 

Знать основные этапы развития театра, жанры театрального искусства.

Показывать роль режиссера в постановке спектакля. Понимать

сущность драматургического конфликта.

: <

Глава 20,

Словарь темы

 

29-31

Как             снимается

кинофильм

3

Кинофильм – результат творческих усилий большого коллектива его создателей. Основные этапы работы над фильмом. Роль продюсера, сценариста. Сценарий. Выбор натуры.

Кинорежиссер            –             создатель фильма.             Мастерство кинооператора.           Роль каскадеров. 

Монтаж и озвучивание фильма. Роль    монтажера.     Метраж картины.                      Особенности тонировки.             Роль звукооператора.             Продвижение фильма.

Знать основные этапы развития кино, называть этапы работы над кинофильмом.

Показывать роль сценариста, режиссера, продюсера в кино, роль монтажера и звукооператора.

: <¹ ?

Глава 21,  подг. К зачету  по разделу

 

32

Зачет по разделу II: « под сенью дружных

муз»

1

Обобщающий урок по  раздулу 2: Под сенью дружных муз» 

Уметь различать виды и жанры искусства

: <?

Подг. к итоговой контрольной работе

 

33

Итоговая контрольная работа за кура 9 класса

1

Умение        сопоставлять         и

анализировать виды искусства

Применение

теоретических знаний на практике

: <?

Повт. конспект

 

34

Итоговый    урок     за

курс IX  класса

1

Анализ видов искусства

Подведение итогов 

: <?

Инд. заадания

 

                                            

 

 

 

 

 

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Оценка «5» ставится, если ученик: 

1.     Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 

2.     Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. 

3.     Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.  Оценка «4» ставится, если ученик: 

1.     Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 

2.     Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. 

3.     Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.  Оценка «3» ставится, если ученик: 

1.     Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. 

2.     Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 

3.     Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении. 4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 

5.     Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. 

6.     Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.  Оценка «2» ставится, если ученик: 

1.   Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. 

2.   Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов. 

3.   При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 

4.   Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. 

5.   Полностью не усвоил материал.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников):

IX класс

                    представлять значение разнообразных явлений культуры и   искусства  для  формирования  духовнонравственных ориентации современного человека;

                    понимать  функции   искусства   (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);

                    ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;

                    понимать особенности художественного языка разных видов искусства; 

                    личностные результаты изучения курса «Искусство» подразумевают формирование мировоззрения, целостного представления о мире формах искусства, развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства, накопление опыта эстетического переживания.

                    предметные результаты изучения искусства включают восприятие объектов и явлений искусства, восприятие смысла (концепции) художественного образа, произведения искусства, представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества, развитие индивидуального художественного вкуса, расширение эстетического кругозора, реализацию творческого потенциала, применение различных художественных материалов, использование выразительных средств искусства в собственном творчестве. 

                                                                               

Пояснительная записка по Искусству

Пояснительная записка по Искусству

Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщѐнного опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а…

Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщѐнного опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а…

Человека в художественной культуре на протяжении еѐ исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства; Ø постижение системы знаний о единстве,…

Человека в художественной культуре на протяжении еѐ исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства; Ø постижение системы знаний о единстве,…

Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства; Ø создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой…

Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства; Ø создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой…

МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью

МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью

Результаты обучения Результаты изучения курса «Искусство» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту

Результаты обучения Результаты изучения курса «Искусство» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту

Проектор Интерактивная доска

Проектор Интерактивная доска

Учебно-методические пособия для учителя

Учебно-методические пособия для учителя

Содержание программы

Содержание программы

Пространственно-временные искусства

Пространственно-временные искусства

Азбука театра . Законы театрального искусства

Азбука театра . Законы театрального искусства

В. И. Немирович-Данченко об искусстве режиссера

В. И. Немирович-Данченко об искусстве режиссера

Танец в искусстве древних цивилизаций

Танец в искусстве древних цивилизаций

Сочетание традиций Античности, элементов придворного этикета, народных танцевальных движений, пластических мотивов живой природы

Сочетание традиций Античности, элементов придворного этикета, народных танцевальных движений, пластических мотивов живой природы

Научно-популярное кино — рассказ о важнейших достижениях в областях, представляющих интерес для широкого зрителя

Научно-популярное кино — рассказ о важнейших достижениях в областях, представляющих интерес для широкого зрителя

Феномен многосерийных телевизионных фильмов

Феномен многосерийных телевизионных фильмов

Интерфейс как аналог мастерской художника (фотографа, живописца-графика, дизайнера)

Интерфейс как аналог мастерской художника (фотографа, живописца-графика, дизайнера)

Живопись, графика, скульптура и художественная фотография, их сходство и различия

Живопись, графика, скульптура и художественная фотография, их сходство и различия

Архитектура среди других искусств

Архитектура среди других искусств

Музыка в семье муз. Музыка и изобразительные искусства

Музыка в семье муз. Музыка и изобразительные искусства

Когда опера превращается в спектакль

Когда опера превращается в спектакль

Идея авторского замысла и ее оригинальное воплощение в русских народных традициях (С

Идея авторского замысла и ее оригинальное воплощение в русских народных традициях (С

На съемочной площадке . Кинорежиссер— создатель и организатор единого художественного процесса

На съемочной площадке . Кинорежиссер— создатель и организатор единого художественного процесса

Предметные • Осознавать значение искусства в жизни современного человека; • знать причины возникновения искусства; • понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы; •…

Предметные • Осознавать значение искусства в жизни современного человека; • знать причины возникновения искусства; • понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы; •…

Введение. Пространственно- временные виды искусства 1

Введение. Пространственно- временные виды искусства 1

Режиссер — профессия XX в., его задачи и роль в создании театрального спектакля

Режиссер — профессия XX в., его задачи и роль в создании театрального спектакля

Практическая работа № 1 по теме: «

Практическая работа № 1 по теме: «

Искусство кинематографа. 1

Искусство кинематографа. 1

Контрольная работа № 2 по теме: «

Контрольная работа № 2 по теме: «

Архитектура – «застывшая музыка» 1

Архитектура – «застывшая музыка» 1

Музыка в семье муз 1

Музыка в семье муз 1

Оперный и драматический актер.

Оперный и драматический актер.

Как снимается кинофильм 3

Как снимается кинофильм 3

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя

Рабочие программы по искусству ( МХК) 8-11 класс

Рабочие программы по искусству ( МХК) 8-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2017