КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАРИНСКОГО РАЙОНА
ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Хмелёвская средняя общеобразовательная школа»
Принято
МО учителей
гуманитарного цикла
Протокол
№
____от_______________
_г.
Согласовано
Зам. Директора по УВР
_________С.И. Маклакова
От ________________2018
г.
Утверждаю.
Директор МКОУ
«Хмелевская
СОШ»____________Л.В.
Сумина
Приказ №
____от________2018 г.
Д
П
Рабочая программа
учебного курса
«Обществознание» 7 класс
(образовательная область «общественнонаучная»)
Разработана на основе рабочих программ
Обществознание Предметная линия учебников
Под редакцией Л.Н. Боголюбова 59 классы.
Москва «Просвещение», 2013 г.
Срок реализации программы – 1 год
Учитель Звягина Анастасия Александровнас. Хмелевка 2018 г.3
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по предмету «Обществознание» (7 класс) разработана в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе
Примерной программы основного общего образования по обществознанию./Рабочая
программа по Обществознанию 59 классы. _ Обществознание. Рабочие программы к
предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 59 классы: пособие для
учителей общеобразоват. Учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова
и др.М.: Просвещение, 2013.
Программа предполагает проведение 1го часа в неделю (всего 35 часов).
Программа ориентирована на работу на УМК:
Учебник «Обществознание. 7 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова,
Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2017).
Рабочая тетрадь. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. 7 класс.
Москва, Просвещение 2017.
Поурочные разработки. Обществознание. 7 класс. Боголюбов Л.Н., Виноградова
Н.Ф., Городецкая Н.И. и др.
Рабочие программы. Обществознание. Предметная
редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: «Просвещение», 2013 г.
.
линия учебников под
Общая характеристика программы.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой
комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные
сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных
отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются:
социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических
ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее
важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт
познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками
социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих
типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в
учебном процессе и социальной практике.
Цели изучения обществознания в основной школе.
• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом
возрасте, повышению уровня ее духовнонравственной, политической и правовой
культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
формированию способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой
деятельности;4
• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего
подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах
человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования
общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой
и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные
данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового
государства;
• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для
определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в
области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной
деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере; для
соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать
предпрофильному самоопределению школьников.
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9
класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке.
Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого
комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику,
правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает
специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное
изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения
обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в
духовнонравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные
контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм,
социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к
преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для
образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования
ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску
созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность
подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять
свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток
приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным
гражданином.5
Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы
«Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс
обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах,
факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся.
При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо
использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.
Место предмета «Обществознание» в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 35 часов 1 час в неделю.
Данная рабочая программа предназначена для реализации в 20182019 учебном году в
МКОУ «Хмелевская сош» в общеобразовательных классах и предполагает изучение
обществознания на базовом уровне. .
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им
исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации,
расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная
ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две
необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование
поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на
формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли
социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты,
раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и,
отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки
учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических
отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни
общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено
рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её
важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения
потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на
раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики —
потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие
основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема
«Человек и природа»).
Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод
проектов и исследоваений, методика проблемного и развивающего обучения,
рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только
начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое
значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие
раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых
знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными
наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со
стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.
Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно
одобряемому поведению предполагпет использование метода реконструкций и анализ с6
позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик
поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных
технологий.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
«Обществознание»
результатами выпускников основной школы, формируемыми при
Личностными
изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
1) использование элементов причинноследственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения7
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,
социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления
социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций
одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностномотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила
к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;8
• понимание языка массовой социальнополитической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание программы 7 класс (35 ч)
Введение (1ч)
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (11ч)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы,
обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные
обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и
правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность
подготовки к исполнению воинского долга. Международноправовая защита жертв
войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека.
Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный
человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность
несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные
органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной
власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях (13ч)
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные
сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная
плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка,
прибыль.9
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и
фермерское хозяйство. Основное организационноправовые формы
предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные
доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения
граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система,
рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение.
экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система,
функции денег, бизнес, реклама.
Тема 3. Человек и природа (5ч)
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество.
Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы.
Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы.
Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе.
Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над
природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные
государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные
инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговый модуль (2 часа). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в
жизни каждого.
Резерв. (3 часа)
Материально техническое обеспечение
Учебнометодический комплект для учителя:
Учебник «Обществознание. 7 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова,
Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2017).
Рабочая тетрадь. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. 7 класс.
Москва, Просвещение 2017.
Поурочные разработки. Обществознание. 7 класс. Боголюбов Л.Н., Виноградова
Н.Ф., Городецкая Н.И. и др.
Рабочие программы. Обществознание. Предметная
редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: «Просвещение», 2013 г.
линия учебников под10
Учебный комплект для учащегося:
Учебник «Обществознание. 7 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова,
Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2017).
Интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/
Список литературы
1. Нормативные и программные документы.
Закон «Об образовании РФ».
Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на
20132020 годы.
Приказ о переходе на внедрение ФГОС в основной школе (5 класс) в МКОУ Таловская
СОШ № 1/1 от 30.08.2012, а также следующих внутренних документов ОУ: Устава
школы, Программы развития и образовательной программы МКОУ Таловская СОШ.
2. Примерные программы по учебным предметам.
Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение, 2011.
3. Учебнометодическое пособие.
Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой
«Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2013.
Учебник Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.
Ивановой. М: Просвещение 2017
Рабочая тетрадь О.А. Котова, Т.Е. Лискова, «просвещение», 2017 год.
Поурочные разработки по обществознанию к УМК Л.Н. Боголюбова, автор
Е.Н.Сорокина, Москва, «ВАКО», 2016 г.
4. Интернет ресурсы: standart
. edu
. ru fgos
. isiorao
. ru educom
. ru
Литература для учителя обществознания (основная школа):
1. Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д.
Губин. — М., 2008.
2. Морозова С. А. Обществознание: учеб.метод, пособие / С. А. Морозова. СПб.,
2001.
3. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. М., 2007.
4. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. —
СПб., 2001.11
5. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. М., 2010.
6. Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних
проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.
7. Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.
8. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. — М., 2004.
9. Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001.
10. Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004.
11. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.
12. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д.
Марцинковская. — М., 2003.
13. Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н.
Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001.
14. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. —
СПб., 2008.
15. Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец.
учеб. заведений / А. И. Кравченко. М., 2004.
16. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах /
A. И. Кравченко. М., 2008.
17. Латышева В. В. Основы социологии: учеб. для ссузов /
B. В. Латышева. — М., 2004.
18. Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миголатьев, В. В. Огнева. —
М., 2005.
19. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. — М., 2005.
20. Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.
21. Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. — М., 2007.
22. Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.—
М., 2003.
23. Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений
среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002.
24. Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.
25. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М.,
2005.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти
Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской
Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным
наукам.12
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных,
статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета —
обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social —
Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный
образовательный портал.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской
газете».
http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.
http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс.
hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнесобразования: в помощь
учителю. http://www.mbastart.ru/ — Бизнесобразование без границ.
http://www.businessvoc.ru — Бизнессловарь.
http://www.hpo.opg — Права человека в России.
http://www.uznayprezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.mshrngo.ru — Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagogclub.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.
nttp://www.schoolsector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.
http://www.russianculture.ru/ — Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический
портал. http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».
http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».
http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам.
http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари,
справочники.
Обществознание: 8—11 классы: программное средство учебного назначения на основе
мультимедиа. — М., 2004.№ п/п Дата
Характер изменения
Лист изменений и дополнений
13
Реквизиты
документа,
которым
закреплено
изменение№
п/п
1
2
Тема урока
Вводный урок.
К
во
час
ов
1
Календарнотематическое планирование 7 класс
УУД
Формы, средства и методы
контроля
Введение (1ч)
Предметные: научатся называть различные виды
правил, приводить примеры индивидуальных и
групповых привычек, объяснять, зачем в обществе
приняты различные правила этикета
Регулирование поведения людей в обществе (11 ч)
Что значит жить
по правилам
1
Предметные: научатся называть различные виды
правил, приводить примеры индивидуальных и
групповых привычек, объяснять, зачем в обществе
приняты различные правила этикета
Метапредметные:
Познавательные: выявляют особенности и признаки
объектов, приводят примеры в качестве доказательства
выдвигаемых положений.
Словарь урока,
иллюстрации
Методы:
Проблемного
диалога,
наглядный,
частично
поисковый,
практический,
контроля.
Формы:15
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе
групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии,
принимают другое мнение и позицию, допускают
существование различных точек зрения.
индивидуальн
ая, групповая,
фронтальная.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня
усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют
учебную задачу.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной
деятельности, проявляют интерес к новому учебному
материалу, выражают положительное отношение к
процессу познания, адекватно понимают причины
успешности/неуспешности учебной деятельности.
34
Права и
обязанности
граждан
2
Предметные: научатся определять, как права человека
связаны с его потребностями, какие группы прав
существуют, что означает выражение «права человека
закреплены в законе»
Метапредметные:
Познавательные: устанавливают причинно
следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные: планируют цели и способы
взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг
друга, понимают позицию партнера, в т.ч и отличную от
своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
Тест, схема
«Права
человека»,
«Обязанности
граждан РФ»,
гл.2 КРФ
Методы:
наглядный,
частично
поисковый,
практический
контроля.
Формы:
индивидуальн
ая,
фронтальная.56
Почему важно
соблюдать
законы
1
16
Презентация,
тексты для
обсуждения,
кроссворд
Методы:
Проблемного
диалога,
наглядный,
частично
поисковый,
практический
контроля.
Формы:
индивидуальн
ая,
фронтальная.
задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры
действия.
Личностные: проявляют заинтересованность не только
в личном успехе, но и в решении проблемных заданий
всей группой, выражают положительное отношение к
процессу познания.
Предметные: научатся определять, почему
человеческому обществу нужен порядок, каковы
способы установления порядка в обществе, в чем смысл
справедливости, почему свобода не может быть
безграничной.
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют цели, анализируют вопросы,
формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном
обсуждении проблем, обмениваются мнениями,
понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель,
составляют план и последовательность действий.
Личностные: применяют правила делового
сотрудничества, сравнивают разные точки зрения,
оценивают собственную учебную деятельность,78
Защита
Отечества
2
17
Ст.59 КРФ
Методы:
Проблемного
диалога,
наглядный,
частично
поисковый,
практический,
контроля.
Формы:
индивидуальн
ая, групповая,
фронтальная.
выражают положительное отношение к процессу
познания.
Предметные: научатся определять, почему нужна
регулярная армия, в чем состоит обязательная
подготовка к военной службе, отличия военной службы
по призыву от службы по контракту, основные
обязанности военнослужащих, как готовить себя к
выполнению воинского долга.
Метапредметные:
Познавательные: анализируют вопросы, формулируют
ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном
обсуждении проблем, обмениваются мнениями,
понимают позицию партнера.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели,
ставят учебную задачу на основе того, что уже известно
и усвоено, и того, что еще не известно.
Личностные: оценивают собственную учебную
деятельность, свои достижения, анализируют и
характеризуют эмоциональное состояние и чувства
окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.
9
Для чего нужна
1
Предметные: научатся определять, что такое
Методы:
Презентация,18
стихе о
дисциплине
наглядный,
частично
поисковый,
практический,
контроля.
Формы:
индивидуальн
ая, групповая,
фронтальная.
дисциплина
дисциплина, ее виды и ответственность за несоблюдение.
Метапредметные:
Познавательные: принимают и сохраняют учебную
задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве
с учителем.
Коммуникативные: проявляют активность во
взаимодействии для решения коммуникативных и
познавательных задач (задают вопросы, формулируют
свои затруднения, предлагают помощь и
сотрудничество).
Регулятивные: ставят и формулируют проблему
урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности
при решении проблемы.
Личностные: определяют целостный социально
ориентированный взгляд на мир в единстве и
разнообразии народов, культур и религий.
10
Виновен
отвечай
1
Предметные: научатся определять, кого называют
законопослушным человеком, признаки
противоправного поведения, особенности наказания
несовершеннолетних
Метапредметные:
Познавательные: овладевают целостными
Методы:
наглядный,
частично
поисковый,
практический
контроля.
Формы:
Тесты, рабочие
тетради,
псих.тесты.представлениями о качествах личности человека,
привлекают информацию, полученную ранее, для
решения учебной задачи.
индивидуальн
ая,
фронтальная.
19
Коммуникативные: планируют цели и способы
взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в
коллективном решении проблем, распределяют
обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные
учителем при изучении материала.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной
деятельности.
11
Кто стоит на
страже закона
1
Предметные: научатся определять, какие задачи стоят
перед сотрудниками правоохранительных органов, какие
органы называют правоохранительными, функции
правоохранительных органов
Метапредметные:
Познавательные: выявляют особенности и признаки
объектов, приводят примеры в качестве доказательства
выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе
групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии,
допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: формулируют цель, планируют
Презентация,
сообщения,
иллюстрации
Методы:
Проблемного
диалога,
наглядный,
частично
поисковый,
практический,
контроля.
Формы:
индивидуальн
ая, групповая,
фронтальная.12
Практикум по
теме:
«Регулирование
поведения людей
в обществе»
20
Методы:
практический,
контроля.
Презентация,
рабочие
тетради, тест
Формы:
индивидуальн
ая,
фронтальная.
действия по ее достижению, принимают и сохраняют
учебную задачу.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной
деятельности, проявляют интерес к новому учебному
материалу, выражают положительное отношение к
процессу познания.
1
Предметные: научатся работать с тестовыми
контрольноизмерительными материалами
Метапредметные:
Познавательные: овладевают целостными
представлениями о качествах личности человека,
привлекают информацию, полученную ранее, для
решения проблемной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы
взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в
коллективном обсуждении проблем, распределяют
обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные
учителем, при освоении нового учебного материала.
Личностные: сравнивают разные т.з., оценивают
собственную учебную деятельность, сохраняют
мотивацию к учебной деятельности.
Человек в экономических отношениях (13 ч.)21
Тексты для
анализа,
словари
Методы:
Проблемного
диалога,
наглядный,
частично
поисковый,
практический,
контроля.
Формы:
индивидуальн
ая, групповая,
фронтальная.
1314 Экономика и ее
2
основные
участники
Предметные: научатся определять, как экономика
служит людям, какая форма хозяйствования наиболее
успешно решает цели экономики, как взаимодействуют
основные участники экономики.
Метапредметные:
Познавательные: устанавливают причинно
следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные: обмениваются мнениями,
слушают друг друга, понимают позицию партнера.
Регулятивные: формулируют цель, планируют
деятельность по ее достижению, принимают и сохраняют
учебную задачу.
Личностные: проявляют заинтересованность не только
в личном успехе, но и в решении проблемных заданий
всей группой, выражают положительное отношение к
процессу познания, адекватно понимают причины
успешности/неуспешности учебной деятельности.
15
Мастерство
работника
1
Предметные: научатся определять, из чего
складывается мастерство работника, чем определяется
размер заработной платы.
Методы:
Проблемного
диалога,
карточки с
ситуациями,
извлечения из22
ТК РФ
наглядный,
частично
поисковый,
практический,
контроля.
Формы:
индивидуальн
ая, групповая,
фронтальная.
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют цели; анализируют вопросы,
формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном
решении проблем; обмениваются мнениями, понимают
позицию партнёра.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того,
что ещё не известно.
Личностные: оценивают способную учебную
деятельность, свои достижения; анализируют и
характеризуют эмоциональное состояние и чувства
окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
1617 Производство:
2
затраты,
выручка,
прибыль
Предметные: научатся определять, какова роль
разделения труда в развитии производства, что такое
прибыль, виды затрат.
Метапредметные:
Познавательные: привлекают информацию,
полученную ранее, для решения учебных задач.
Коммуникативные: обмениваются мнениями,
участвуют в коллективном обсуждении проблем,
Методы:
наглядный,
частично
поисковый,
практический
контроля.
Формы:
индивидуальн
ая, групповая,
Тесты,
индивид.
Задания,
презентация23
распределяют обязанности в группе, проявляют
способность к взаимодействию.
фронтальная.
Регулятивные: планируют цели и способы
взаимодействия.
Личностные: сравнивают разные т.з., оценивают
собственную учебную деятельность, сохраняют
мотивацию к учебной деятельности.
1819 Виды и формы
2
бизнеса
Предметные: научатся определять, в каких формах
можно организовать бизнес, каковы виды бизнеса, роль
бизнеса в экономике
Метапредметные:
Познавательные: ориентируются в разнообразии
способов решения познавательных задач, выбирают
наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: распределяют функции и роли в
совместной деятельности, задают вопросы, необходимые
для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером.
Регулятивные: определяют последовательность
промежуточных целей с учетом конечного результата,
составляют план и последовательность действий.
Личностные: проявляют заинтересованность не только
в личном успехе, но и в решении проблемных заданий
Схемы «Виды и
формы
бизнеса»
Методы:
Проблемного
диалога,
наглядный,
частично
поисковый,
практический,
контроля.
Формы:
индивидуальн
ая, групповая,
фронтальная.всей группой, выражают положительное отношение к
процессу познания, адекватно понимают причины
успешности/неуспешности учебной деятельности.
20
Обмен, торговля,
реклама
1
Предметные: научатся определять, как обмен решает
задачи экономики, что необходимо для выгодного
обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего
нужна реклама товаров и услуг
Метапредметные:
Познавательные: выявляют особенности и признаки
объектов, приводят примеры в качестве доказательства
выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе
совместной работы, ведут диалог, участвуют в
дискуссии, принимают другое мнение и позицию,
допускают существование других т.з.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня
усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют
учебную задачу.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной
деятельности, проявляют интерес к новому учебному
материалу, выражают положительное отношение к
процессу познания.
24
Рабочие
тетради,
рекламные
плакаты
Методы:
Проблемного
диалога,
наглядный,
частично
поисковый,
объяснительн
о
иллюстративн
ый,
практический,
контроля.
Формы:
индивидуальн
ая, групповая,
фронтальная
21
Деньги и их
1
Предметные: научатся давать определение понятию
Методы:
Проблемного
Рабочие
тетради,функции
«деньги», определять их функции
Метапредметные:
Познавательные: адекватно воспринимают
предложения и оценку учителей, родителей, товарищей.
Коммуникативные: договариваются о распределении
функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: выбирают наиболее эффективные
способы решения задач, контролируют и оценивают
процесс и результат деятельности.
Личностные: проявляют способность к решению
моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в
общении, ориентируются на их мотивы и чувства,
устойчивое следование в поведении моральным нормам
и этическим требованиям.
2223 Экономика
1
семьи
Предметные: научатся определять, что такое ресурсы
семьи, составлять бюджет семьи.
Метапредметные:
Познавательные: находят нужную социальную
информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимают, применяют основные обществоведческие
термины и понятия; преобразовывают в соответствии с
решаемой задачей.
Коммуникативные: адекватно используют речевые
25
банкноты,
монеты
Рабочие
тетради, притчи
диалога,
наглядный,
частично
поисковый,
объяснительн
о
иллюстративн
ый,
практический,
контроля.
Формы:
индивидуальн
ая, работа в
парах,
фронтальная
Методы:
проблемного
диалога,
практический,
контроля.
Формы:
индивидуальн
ая, парная,
фронтальная.средства для эффективного решения коммуникативных
задач.
Регулятивные: планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в т.ч. во внутреннем плане.
Личностные: определяют свою личностную позицию,
адекватную дифференцированную оценку своей
успешности.
2425 Практикум по
1
теме: «Человек в
экономических
отношениях»
Предметные: научатся определять все термины и
понятия раздела
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы
деятельности при решении проблем различного
характера.
Коммуникативные: формулируют собственное
мнение и позицию, адекватно используют речевые
средства.
Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый
контроль.
Личностные: выражают адекватное понимание причин
успешности/неуспешности учебной деятельности,
устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения.
26
Рабочие
тетради,
презентация,
тесты, карточки
с ситуациями.
Методы:
наглядный,
частично
поисковый,
объяснительн
о
иллюстративн
ый,
практический,
контроля.
Формы:
индивидуальн
ая, работа в
парах,
групповая,
фронтальнаяЧеловек и природа (5 ч.)
26
Человек – часть
природы
1
Предметные: научатся определять, что такое
экологическая угроза, характеризовать воздействие
человека на природу.
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют познавательную цель; используют общие
приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективом
обсуждении проблем; проявляют активность во
взаимодействии для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; оценивают правильность выполнения
действия.
Личностные: проявляют доброжелательность и
эмоциональнонравственную отзывчивость, эмпатию как
понимание чувств других людей и сопереживают им.
27
Рабочие
тетради,
презентация,
тесты, карточки
с ситуациями
Методы:
наглядный,
частично
поисковый,
объяснительн
о
иллюстративн
ый,
практический,
контроля.
Формы:
индивидуальн
ая, работа в
парах,
групповая,
фронтальная
27
Охранять
природу – значит
охранять жизнь
1
Предметные: научатся давать определение понятия
«экологическая мораль», характеризовать правила
экологической морали
Методы:
Проблемного
диалога,
наглядный,
Рабочие
тетради,
презентация,
тесты, карточкиМетапредметные:
Коммуникативные: адекватно используют речевые
средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, осознанно и произвольно
строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч.
творческого и исследовательского характера.
Регулятивные: планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Личностные: выражают адекватное понимание причин
успешности/неуспешности учебной деятельности,
устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения.
28
Закон на страже
природы
1
Предметные: научатся определять, какие законы стоят
на страже охраны природы
Метапредметные:
Коммуникативные: адекватно используют речевые
средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, осознанно и произвольно
строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч.
творческого и исследовательского характера.
Регулятивные: планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
28
с ситуациями
Тематические
презентации,
тесты,
частично
поисковый,
объяснительн
о
иллюстративн
ый,
практический,
контроля.
Формы:
индивидуальн
ая, работа в
парах,
фронтальная
Методы:
Проблемного
диалога,
наглядный,
частично
поисковый,
объяснительн
о
иллюстративн
ый,
практический,
контроля.
Формы:
индивидуальн2930 Практикум по
1
теме: «Человек и
природа»
Личностные: выражают адекватное понимание причин
успешности/неуспешности учебной деятельности,
устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения.
ая, работа в
парах,
фронтальная
29
Методы:
практический,
контроля.
Рабочие
тетради, тесты,
сообщения
Формы:
индивидуальн
ая, парная,
фронтальная.
(возможна
экскурсия)
Предметные: научатся анализировать свое отношение к
окружающей среде
Метапредметные:
Познавательные: находят нужную социальную
информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимают, применяют основные обществоведческие
термины и понятия; преобразовывают в соответствии с
решаемой задачей.
Коммуникативные: адекватно используют речевые
средства для эффективного решения коммуникативных
задач.
Регулятивные: планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в т.ч. во внутреннем плане.
Личностные: определяют свою личностную позицию,
адекватную дифференцированную оценку своей
успешности.
3132 Заключительные
2
уроки
Предметные: научатся определять все термины и
понятия за курс 7 класса.
Методы:
практический,
контроля.
Рабочие
тетради,
презентация,
тесты, карточки30
с ситуациями
Формы:
индивидуальн
ая, парная,
фронтальная.
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы
деятельности при решении проблем различного
характера.
Коммуникативные: формулируют собственное
мнение и позицию, адекватно используют речевые
средства.
Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый
контроль.
Личностные: выражают адекватное понимание причин
успешности/неуспешности учебной деятельности,
устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения.
3335 РЕЗЕРВ
3
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения
Отметка
035
«2»
3660
6185
86100
«3»
«4»
«5»
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию31
Отметка
Содержание
1
Общая информация
2
Тема
3
Применение и
проблемы
2
3
4
5
Тема предмета не
очевидна. Информация
не точна или не дана.
Не раскрыта и не ясна
тема урока. Объяснения
некорректны, запутаны
или не верны.
Не определена область
применения данной
темы. Процесс решения
неточный или
неправильный.
Информация частично
изложена. В работе
использован только
один ресурс.
Тема частично
раскрыта. Некоторый
материал изложен
некорректно.
Достаточно точная
информация.
Использовано более
одного ресурса.
Сформулирована и
раскрыта тема урока.
Ясно изложен
материал.
Отражены некоторые
области применения
темы. Процесс
решения неполный.
Отражены области
применения темы.
Процесс решения
практически завершен.
Данная информация
кратка и ясна.
Использовано более
одного ресурса.
Сформулирована и
раскрыта тема урока.
Полностью изложены
основные аспекты
темы урока.
Отражены области
применения темы.
Изложена стратегия
решения проблем.
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ
Титульный слайд с заголовком
Минимальное количество – 10 слайдов
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук,
графики)
Оценка
группы
Оценка
учителя
Максимальное
количество
баллов
5
10
532
СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации
Вставка графиков и таблиц
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и
структурированы
Слайды представлены в логической последовательности
Красивое оформление презентации
Слайды распечатаны в формате заметок.
ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка:
15
10
10
5
10
5
10
5
90
Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные
задания и демонстрирует следующие знания и умения:
логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное
явление или процесс;
сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по
отношению к иным взглядам;
применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;33
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не
искажающие общего правильного смысла;
верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
продемонстрировал знание причинноследственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа
не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
делает элементарные выводы;
путается в терминах;
не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
не может аргументировать собственную позицию;
затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
не раскрыл проблему;
представил информацию не в контексте задания;
или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).