Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 15.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Обществознание 7 кдасс (Фгос).doc
КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАРИНСКОГО РАЙОНА ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Хмелёвская средняя общеобразовательная школа» Принято МО учителей  гуманитарного цикла   Протокол  №  ____от_______________ _г. Согласовано Зам. Директора по УВР _________С.И. Маклакова От ________________2018  г. Утверждаю.  Директор МКОУ  «Хмелевская   СОШ»____________Л.В.  Сумина Приказ №  ____от________2018 г.    Д П Рабочая программа   учебного курса «Обществознание» 7 класс (образовательная область «общественно­научная»)   Разработана на основе рабочих программ  Обществознание Предметная линия учебников Под редакцией Л.Н. Боголюбова 5­9 классы. Москва «Просвещение», 2013 г.  Срок реализации программы – 1 год   Учитель Звягина Анастасия Александровнас. Хмелевка 2018 г.3 Пояснительная записка    Данная рабочая программа по предмету «Обществознание» (7 класс) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной   программы   основного   общего   образования   по   обществознанию./Рабочая программа  по  Обществознанию  5­9   классы.  _  Обществознание.  Рабочие  программы  к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5­9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.­М.: Просвещение, 2013. Программа предполагает проведение 1­го часа в неделю (всего 35 часов). Программа ориентирована на работу на УМК:  Учебник «Обществознание. 7 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2017).  Рабочая   тетрадь.   Л.Ф.   Иванова,   Я.В.   Хотеенкова.   Обществознание.   7   класс. Москва, Просвещение 2017.  Поурочные разработки. Обществознание. 7 класс. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др.  Рабочие   программы.   Обществознание.   Предметная   редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: «Просвещение», 2013 г.  .   линия   учебников   под Общая характеристика программы. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой  комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные  сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных  отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются:  социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических  ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее  важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт  познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками  социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих  типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Цели изучения обществознания в основной школе. • воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,  социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности  ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом  возрасте, повышению уровня ее духовно­нравственной, политической и правовой  культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и  правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;  формированию способности к личному самоопределению, самореализации,  самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой  деятельности;4 • формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному  уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего  подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах  человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования  общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; • овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически  осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные  данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической  деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового  государства; • формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для  определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в  области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной  деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми  различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно­бытовой сфере; для  соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными  ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми  способами и средствами защите правопорядка в обществе. Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать  предпрофильному самоопределению школьников. Общая характеристика учебного предмета  «Обществознание» ­ учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9  класс.  Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке.  Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого  комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику,  правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает  специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное  изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения  обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в  духовно­нравственное становление личности человека.  Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные  контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм,  социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к  преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для  образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования  ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску  созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность  подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять  свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.  Подросток  приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным  гражданином.5 Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы  «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс  обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах,  факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся.  При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо  использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.  Место предмета «Обществознание» в учебном плане.  Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской  Федерации отводит 35 часов 1 час в неделю.      Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2018­2019 учебном году  в МКОУ «Хмелевская сош»  в общеобразовательных классах и предполагает изучение  обществознания на базовом уровне.  .  В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им  исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации,  расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная  ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две  необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование  поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на  формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли  социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты,  раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и,  отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки  учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических  отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни  общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено  рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её  важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения  потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на  раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики —  потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие  основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема  «Человек и природа»). Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод  проектов и исследоваений, методика проблемного и развивающего обучения,  рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только  начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое  значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие  раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых  знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными  наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со  стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.  Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно  одобряемому поведению предполагпет использование метода реконструкций и анализ с6 позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик  поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных  технологий.  Требования к результатам обучения и освоения содержания курса  «Обществознание»   результатами выпускников основной школы, формируемыми при  Личностными   изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в  общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к  Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на  стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на  признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в  важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости  поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны  перед нынешними и грядущими поколениями; Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы  проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки  цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,  социально­философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте  сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные  способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных  ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,  дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с  использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,  на: 1) использование элементов причинно­следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев  для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных  источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из  аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения7 других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей  среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических  требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,  формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания  программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях  общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:  социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,  социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления  социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения  старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно  ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;  преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,  систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными  знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций  одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно­мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в  мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли  как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость  руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и  гражданственности; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;  основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,  регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими  способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение  использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки  необходимой социальной информации;8 • понимание языка массовой социально­политической коммуникации, позволяющее  осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,  аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,  участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Содержание программы 7 класс (35 ч) Введение (1ч) Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (11ч)       Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы,  обряды. Правила этикета и хорошие манеры.     Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные  обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса  несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и  гражданина.    Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды  юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и  правопорядок в обществе. Закон и справедливость.    Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность  подготовки к исполнению воинского долга. Международно­правовая защита жертв  войны.    Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека.  Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.    Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный  человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность  несовершеннолетних.    Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные  органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной  власти и граждан. Тема 2. Человек в экономических отношениях (13ч)    Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни  общества. Основные  сферы экономики; производство, потребление, обмен. Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная  плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка,  прибыль.9 Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое  предпринимательство  и  фермерское хозяйство. Основное  организационно­правовые  формы  предпринимательства. Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и  формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы  производства, конкуренция, спрос, предложение.  экономические задачи государства,  государственный бюджет, налоговая система,  функции денег, бизнес, реклама. Тема 3. Человек и природа (5ч)   Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество.  Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы.  Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе.  Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над  природой. Сотрудничество с природой Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные  государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные  инспекторы. Участие граждан в защите природы. Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы. Итоговый модуль (2 часа). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в  жизни каждого. Резерв. (3 часа) Материально­ техническое обеспечение   Учебно­методический комплект для учителя:  Учебник «Обществознание. 7 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2017).  Рабочая   тетрадь.   Л.Ф.   Иванова,   Я.В.   Хотеенкова.   Обществознание.   7   класс. Москва, Просвещение 2017.  Поурочные разработки. Обществознание. 7 класс. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др.  Рабочие   программы.   Обществознание.   Предметная   редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: «Просвещение», 2013 г.   линия   учебников   под10 Учебный комплект для учащегося:  Учебник «Обществознание. 7 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2017). Интернет ресурсы:  http://fcior.edu.ru/ http://school­collection.edu.ru/ Список литературы 1. Нормативные и программные документы. Закон «Об образовании РФ». Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на  2013­2020 годы. Приказ о переходе на внедрение ФГОС в основной школе (5 класс) в МКОУ Таловская  СОШ № 1/1 от 30.08.2012, а также следующих внутренних документов ОУ: Устава  школы, Программы развития и образовательной программы МКОУ Таловская СОШ.  2. Примерные программы по учебным предметам.  Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М:  Просвещение, 2011. 3. Учебно­методическое пособие.  Рабочие программы  к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой  «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2013. Учебник Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.  Ивановой. М: Просвещение 2017 Рабочая тетрадь О.А. Котова, Т.Е. Лискова, «просвещение», 2017 год. Поурочные разработки по обществознанию к УМК Л.Н. Боголюбова, автор  Е.Н.Сорокина, Москва, «ВАКО», 2016 г. 4. Интернет ресурсы: standart  .  edu   .  ru fgos      .  isiorao    .  ru educom  .  ru   Литература для учителя обществознания (основная школа): 1. Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д.  Губин. — М., 2008. 2. Морозова С. А. Обществознание: учеб.­метод, пособие / С. А. Морозова. ­ СПб.,  2001. 3. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. ­ М., 2007. 4. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. —  СПб., 2001.11 5. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш­ков. ­ М., 2010. 6. Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних  проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000. 7. Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002. 8. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори­ной. — М., 2004. 9. Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001. 10. Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004. 11. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005. 12. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003. 13. Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н.  Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001. 14. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. —  СПб., 2008. 15. Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец.  учеб. заведений / А. И. Кравченко. ­ М., 2004. 16. Кравченко  А.   И.   Социология  в  вопросах  и  ответах / A. И. Кравченко. ­ М., 2008. 17. Латышева В.  В.  Основы социологии: учеб. для ссузов / B. В. Латышева. — М., 2004. 18. Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго­латьев, В. В. Огнева. —  М., 2005. 19. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто­рова. — М., 2005. 20. Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008. 21. Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. — М., 2007. 22. Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.—  М., 2003. 23. Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений  среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002. 24. Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005. 25. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М.,  2005. Цифровые образовательные ресурсы: http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти  Российской Федерации). http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации. http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской  Федерации. http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным  наукам.12 http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных,  статистическая информация. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета —  обществознание.   http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social —  Обществознание в школе (дистанционное обучение).                                                                                    http://www.lenta.ru   —   актуальные   новости   общественной жизни.                            http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).      http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный  образовательный портал.                                                                            http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».                                                                                                                  http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.  http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.                              http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс.                          hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес­образования: в помощь  учителю. http://www.mba­start.ru/ — Бизнес­образование без границ.                                http://www.businessvoc.ru — Бизнес­словарь.                                                                http://www.hpo.opg — Права человека в России.                                                                  http://www.uznay­prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.  http://www.mshr­ngo.ru — Московская школа прав человека.                        http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской  Федерации: официальный сайт.                                                                                http://www.pedagog­club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.      nttp://www.school­sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.                              http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».      http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.                                     http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.    http://www.russianculture.ru/ — Культура России.                                    http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический  портал.     http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».                           http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».                                         http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).                                http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам.                                                          http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари,  справочники. Обществознание: 8—11 классы: программное средство учебного назначения на основе  мультимедиа. — М., 2004.№ п/п Дата  Характер изменения Лист изменений и дополнений 13 Реквизиты  документа,  которым  закреплено  изменение№  п/п 1   2 Тема урока Вводный урок.   К­ во час ов 1   Календарно­тематическое планирование 7 класс   УУД  Формы, средства и методы контроля Введение (1ч) Предметные: научатся называть различные виды  правил, приводить примеры индивидуальных и  групповых привычек, объяснять, зачем в обществе  приняты различные правила этикета   Регулирование поведения людей в обществе (11 ч) Что значит жить  по правилам 1 Предметные: научатся называть различные виды  правил, приводить примеры индивидуальных и  групповых привычек, объяснять, зачем в обществе  приняты различные правила этикета Метапредметные:  Познавательные: выявляют особенности и признаки  объектов, приводят примеры в качестве доказательства  выдвигаемых положений. Словарь урока,  иллюстрации Методы:  Проблемного  диалога,  наглядный,  частично­ поисковый,  практический, контроля. Формы:15 Коммуникативные: взаимодействуют в ходе  групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают  существование различных точек зрения. индивидуальн ая, групповая, фронтальная. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня  усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной  деятельности, проявляют интерес к новому учебному  материалу, выражают положительное отношение к  процессу познания, адекватно понимают причины  успешности/неуспешности учебной деятельности. 3­4   Права и  обязанности  граждан 2 Предметные: научатся определять, как права человека  связаны с его потребностями, какие группы прав  существуют, что означает выражение «права человека  закреплены в законе» Метапредметные: Познавательные: устанавливают причинно­ следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в т.ч и отличную от  своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную  Тест, схема  «Права  человека»,  «Обязанности  граждан РФ»,  гл.2 КРФ Методы:  наглядный,  частично­ поисковый,  практический  контроля. Формы:  индивидуальн ая,  фронтальная.5­6 Почему важно  соблюдать  законы 1 16 Презентация,  тексты для  обсуждения,  кроссворд Методы:  Проблемного  диалога,  наглядный,  частично­ поисковый,  практический  контроля. Формы:  индивидуальн ая,  фронтальная. задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры  действия. Личностные: проявляют заинтересованность не только  в личном успехе, но и в решении проблемных заданий  всей группой, выражают положительное отношение к  процессу познания. Предметные: научатся определять, почему  человеческому обществу нужен порядок, каковы  способы установления порядка в обществе, в чем смысл  справедливости, почему свобода не может быть  безграничной. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно выделяют и  формулируют цели, анализируют вопросы,  формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном  обсуждении проблем, обмениваются мнениями,  понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную  задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель,  составляют план и последовательность действий. Личностные: применяют правила делового  сотрудничества, сравнивают разные точки зрения,  оценивают собственную учебную деятельность,7­8 Защита  Отечества 2 17 Ст.59 КРФ Методы:  Проблемного  диалога,  наглядный,  частично­ поисковый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, групповая, фронтальная. выражают положительное отношение к процессу  познания. Предметные: научатся определять, почему нужна  регулярная армия, в чем состоит обязательная  подготовка к военной службе, отличия военной службы  по призыву от службы по контракту, основные  обязанности военнослужащих, как готовить себя к  выполнению воинского долга. Метапредметные: Познавательные: анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном  обсуждении проблем, обмениваются мнениями,  понимают позицию партнера. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели,  ставят учебную задачу на основе того, что уже известно  и усвоено, и того, что еще не известно. Личностные: оценивают собственную учебную  деятельность, свои достижения, анализируют и  характеризуют эмоциональное состояние и чувства  окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. 9 Для чего нужна  1 Предметные: научатся определять, что такое  Методы:  Презентация,18 стих­е о  дисциплине наглядный,  частично­ поисковый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, групповая, фронтальная. дисциплина дисциплина, ее виды и ответственность за несоблюдение. Метапредметные: Познавательные: принимают и сохраняют учебную  задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры  действия в новом учебном  материале в сотрудничестве  с учителем. Коммуникативные: проявляют активность во  взаимодействии для решения коммуникативных и  познавательных задач (задают вопросы, формулируют  свои затруднения, предлагают помощь и  сотрудничество). Регулятивные: ставят и формулируют проблему  урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности  при решении проблемы. Личностные: определяют целостный социально  ориентированный взгляд на мир в единстве и  разнообразии народов, культур и религий. 10 Виновен ­  отвечай 1 Предметные: научатся определять, кого называют  законопослушным человеком, признаки  противоправного поведения, особенности наказания  несовершеннолетних Метапредметные: Познавательные: овладевают целостными  Методы:  наглядный,  частично­ поисковый,  практический  контроля. Формы:  Тесты, рабочие  тетради,  псих.тесты.представлениями о качествах личности человека,  привлекают информацию, полученную ранее, для  решения учебной задачи.  индивидуальн ая,  фронтальная. 19 Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в  коллективном решении проблем, распределяют  обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные  учителем при изучении материала.  Личностные: сохраняют мотивацию к учебной  деятельности. 11 Кто стоит на  страже закона 1 Предметные: научатся определять, какие задачи  стоят  перед сотрудниками правоохранительных органов, какие органы называют правоохранительными, функции  правоохранительных органов Метапредметные: Познавательные: выявляют особенности и признаки  объектов, приводят примеры в качестве доказательства  выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе  групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: формулируют цель, планируют  Презентация,  сообщения,  иллюстрации Методы:  Проблемного  диалога,  наглядный,  частично­ поисковый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, групповая, фронтальная.12 Практикум по  теме:  «Регулирование  поведения людей в обществе» 20 Методы:  практический, контроля. Презентация,  рабочие  тетради, тест Формы:  индивидуальн ая,  фронтальная. действия по ее достижению, принимают и сохраняют  учебную задачу. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной  деятельности, проявляют интерес к новому учебному  материалу, выражают положительное отношение к  процессу познания. 1 Предметные: научатся работать с тестовыми  контрольно­измерительными материалами Метапредметные: Познавательные: овладевают целостными  представлениями о качествах личности человека,  привлекают информацию, полученную ранее, для  решения проблемной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в  коллективном обсуждении проблем, распределяют  обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные  учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: сравнивают разные т.з., оценивают  собственную учебную деятельность, сохраняют  мотивацию к учебной деятельности. Человек в экономических отношениях (13 ч.)21 Тексты для  анализа,  словари Методы:  Проблемного  диалога,  наглядный,  частично­ поисковый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, групповая, фронтальная. 13­14 Экономика и ее  2 основные  участники Предметные: научатся определять, как экономика  служит людям, какая форма хозяйствования наиболее  успешно решает цели экономики, как взаимодействуют  основные участники экономики. Метапредметные: Познавательные: устанавливают причинно­ следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: обмениваются мнениями,  слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: формулируют цель, планируют  деятельность по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: проявляют заинтересованность не только  в личном успехе, но и в решении проблемных заданий  всей группой, выражают положительное отношение к  процессу познания, адекватно понимают причины  успешности/неуспешности учебной деятельности. 15 Мастерство  работника 1 Предметные: научатся определять, из чего  складывается мастерство работника, чем определяется  размер заработной платы. Методы:  Проблемного  диалога,  карточки с  ситуациями,  извлечения из22 ТК РФ наглядный,  частично­ поисковый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, групповая, фронтальная. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно выделяют и  формулируют цели; анализируют вопросы,  формулируют ответы.  Коммуникативные: участвуют в коллективном  решении проблем; обмениваются мнениями, понимают  позицию партнёра. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того,  что ещё не известно. Личностные: оценивают способную учебную  деятельность, свои достижения; анализируют и  характеризуют эмоциональное состояние и чувства  окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. 16­17 Производство:  2 затраты,  выручка,  прибыль Предметные: научатся определять, какова роль  разделения труда в развитии производства, что такое  прибыль, виды затрат. Метапредметные: Познавательные: привлекают информацию,  полученную ранее, для решения учебных задач. Коммуникативные: обмениваются мнениями,  участвуют в коллективном обсуждении проблем,  Методы:  наглядный,  частично­ поисковый,  практический  контроля. Формы:  индивидуальн ая, групповая, Тесты,  индивид.  Задания,  презентация23 распределяют обязанности в группе, проявляют  способность к взаимодействию. фронтальная. Регулятивные: планируют цели и способы  взаимодействия. Личностные: сравнивают разные т.з., оценивают  собственную учебную деятельность, сохраняют  мотивацию к учебной деятельности. 18­19 Виды и формы  2 бизнеса Предметные: научатся определять, в каких формах  можно организовать бизнес, каковы виды бизнеса, роль  бизнеса в экономике Метапредметные: Познавательные: ориентируются в разнообразии  способов решения познавательных задач, выбирают  наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: распределяют функции и роли в  совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнером. Регулятивные: определяют последовательность  промежуточных целей с учетом конечного результата,  составляют план и последовательность действий. Личностные: проявляют заинтересованность не только  в личном успехе, но и в решении проблемных заданий  Схемы «Виды и формы  бизнеса» Методы:  Проблемного  диалога,  наглядный,  частично­ поисковый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, групповая, фронтальная.всей группой, выражают положительное отношение к  процессу познания, адекватно понимают причины  успешности/неуспешности учебной деятельности. 20 Обмен, торговля, реклама 1 Предметные: научатся определять, как обмен решает  задачи экономики, что необходимо для выгодного  обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего  нужна реклама товаров и услуг Метапредметные: Познавательные: выявляют особенности и признаки  объектов, приводят примеры в качестве доказательства  выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе  совместной работы, ведут диалог, участвуют в  дискуссии, принимают другое мнение и позицию,  допускают существование других т.з. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня  усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной  деятельности, проявляют интерес к новому учебному  материалу, выражают положительное отношение к  процессу познания. 24 Рабочие  тетради,  рекламные  плакаты Методы:  Проблемного  диалога,  наглядный,  частично­ поисковый,  объяснительн о­ иллюстративн ый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, групповая, фронтальная 21 Деньги и их  1 Предметные: научатся давать определение понятию  Методы:  Проблемного  Рабочие  тетради,функции «деньги», определять их функции Метапредметные: Познавательные: адекватно воспринимают  предложения и оценку учителей, родителей, товарищей. Коммуникативные: договариваются о распределении  функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: выбирают наиболее эффективные  способы решения задач, контролируют и оценивают  процесс и результат деятельности. Личностные: проявляют способность к решению  моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в  общении, ориентируются на их мотивы и чувства,  устойчивое следование в поведении моральным нормам  и этическим требованиям. 22­23 Экономика  1 семьи Предметные: научатся определять, что такое ресурсы  семьи, составлять бюджет семьи. Метапредметные: Познавательные: находят нужную социальную  информацию в различных источниках; адекватно ее  воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с  решаемой задачей. Коммуникативные: адекватно используют речевые  25 банкноты,  монеты Рабочие  тетради, притчи диалога,  наглядный,  частично­ поисковый,  объяснительн о­ иллюстративн ый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, работа в  парах,  фронтальная Методы:  проблемного  диалога,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, парная,  фронтальная.средства для эффективного решения коммуникативных  задач. Регулятивные: планируют свои действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации, в т.ч. во внутреннем плане. Личностные: определяют свою личностную позицию,  адекватную дифференцированную оценку своей  успешности. 24­25 Практикум по  1 теме: «Человек в экономических  отношениях» Предметные: научатся определять все термины и  понятия раздела Метапредметные: Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы   деятельности при решении проблем различного  характера. Коммуникативные: формулируют собственное  мнение и позицию, адекватно используют речевые  средства. Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый  контроль. Личностные: выражают адекватное понимание причин  успешности/неуспешности учебной деятельности,  устойчивую учебно­познавательную мотивацию учения. 26 Рабочие  тетради,  презентация,  тесты, карточки с ситуациями. Методы:  наглядный,  частично­ поисковый,  объяснительн о­ иллюстративн ый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, работа в  парах,  групповая,  фронтальнаяЧеловек и природа (5 ч.) 26 Человек – часть  природы 1 Предметные: научатся определять, что такое  экологическая угроза, характеризовать воздействие  человека на природу. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно выделяют и  формулируют познавательную цель; используют общие  приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективом  обсуждении проблем; проявляют активность во  взаимодействии для решения коммуникативных и  познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями её  реализации; оценивают правильность выполнения  действия. Личностные: проявляют доброжелательность и  эмоционально­нравственную отзывчивость, эмпатию как  понимание чувств других людей и сопереживают им. 27 Рабочие  тетради,  презентация,  тесты, карточки с ситуациями Методы:  наглядный,  частично­ поисковый,  объяснительн о­ иллюстративн ый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, работа в  парах,  групповая,  фронтальная 27 Охранять  природу – значит охранять жизнь 1 Предметные: научатся давать определение понятия  «экологическая мораль», характеризовать правила  экологической морали Методы:  Проблемного  диалога,  наглядный,  Рабочие  тетради,  презентация,  тесты, карточкиМетапредметные: Коммуникативные: адекватно используют речевые  средства для эффективного решения разнообразных  коммуникативных задач, осознанно и произвольно  строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч.  творческого и исследовательского характера. Регулятивные: планируют свои действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации. Личностные: выражают адекватное понимание причин  успешности/неуспешности учебной деятельности,  устойчивую учебно­познавательную мотивацию учения. 28 Закон на страже  природы 1 Предметные: научатся определять, какие законы стоят  на страже охраны природы Метапредметные: Коммуникативные: адекватно используют речевые  средства для эффективного решения разнообразных  коммуникативных задач, осознанно и произвольно  строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч.  творческого и исследовательского характера. Регулятивные: планируют свои действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации. 28 с ситуациями Тематические  презентации,  тесты, частично­ поисковый,  объяснительн о­ иллюстративн ый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, работа в  парах,  фронтальная Методы:  Проблемного  диалога,  наглядный,  частично­ поисковый,  объяснительн о­ иллюстративн ый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн29­30 Практикум по  1 теме: «Человек и природа» Личностные: выражают адекватное понимание причин  успешности/неуспешности учебной деятельности,  устойчивую учебно­познавательную мотивацию учения. ая, работа в  парах,  фронтальная 29 Методы:  практический, контроля. Рабочие  тетради, тесты,  сообщения Формы:  индивидуальн ая, парная,  фронтальная. (возможна  экскурсия) Предметные: научатся анализировать свое отношение к  окружающей среде Метапредметные: Познавательные: находят нужную социальную  информацию в различных источниках; адекватно ее  воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с  решаемой задачей. Коммуникативные: адекватно используют речевые  средства для эффективного решения коммуникативных  задач. Регулятивные: планируют свои действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации, в т.ч. во внутреннем плане. Личностные: определяют свою личностную позицию,  адекватную дифференцированную оценку своей  успешности. 31­32 Заключительные  2 уроки  Предметные: научатся определять все термины и  понятия за курс 7 класса. Методы:  практический, контроля. Рабочие  тетради,  презентация,  тесты, карточки30 с ситуациями Формы:  индивидуальн ая, парная,  фронтальная. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы   деятельности при решении проблем различного  характера. Коммуникативные: формулируют собственное  мнение и позицию, адекватно используют речевые  средства. Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый  контроль. Личностные: выражают адекватное понимание причин  успешности/неуспешности учебной деятельности,  устойчивую учебно­познавательную мотивацию учения. 33­35 РЕЗЕРВ 3 Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию % выполнения Отметка 0­35 «2» 36­60 61­85 86­100 «3» «4» «5» Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию31 Отметка Содержание 1 Общая информация 2 Тема 3 Применение и проблемы 2 3 4 5 Тема предмета не  очевидна. Информация  не точна или не дана. Не раскрыта и не ясна  тема урока. Объяснения  некорректны, запутаны  или не верны. Не определена  область  применения данной  темы. Процесс решения  неточный или  неправильный. Информация частично  изложена.  В работе  использован только  один ресурс. Тема частично  раскрыта. Некоторый  материал изложен  некорректно. Достаточно точная  информация.  Использовано более  одного ресурса. Сформулирована и  раскрыта тема урока. Ясно изложен  материал. Отражены некоторые  области применения  темы. Процесс  решения неполный. Отражены области  применения темы.  Процесс решения  практически завершен. Данная информация  кратка и ясна.  Использовано более  одного ресурса. Сформулирована и  раскрыта тема урока. Полностью изложены  основные аспекты  темы урока. Отражены области  применения темы.  Изложена стратегия  решения проблем. Критерии оценки мультимедийной презентации СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ Титульный слайд с заголовком  Минимальное количество – 10 слайдов Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук,  графики) Оценка группы Оценка учителя Максимальное количество баллов 5 10 532 СОДЕРЖАНИЕ Использование эффектов анимации Вставка графиков и таблиц Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов ОРГАНИЗАЦИЯ Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и  структурированы Слайды представлены в логической последовательности Красивое оформление презентации Слайды распечатаны в формате заметок. ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: 15 10 10 5 10 5 10 5 90 Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию (устный, письменный ответ)  Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся  в полном объеме выполняет предъявленные  задания и демонстрирует следующие знания и умения:  ­ логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором  продемонстрировано умение описать то или  иное общественное  явление или процесс;  ­ сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки,  закономерности развития;  ­ делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;  ­ сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по  отношению к иным взглядам;  ­ применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;  ­ оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;  ­ раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;33 Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся   ­ продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не  искажающие общего правильного смысла;   ­ верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;   ­ продемонстрировал знание причинно­следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа  не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;    ­ не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;  ­ дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;  ­ дал ответы на уточняющие вопросы.    Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся   ­ демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;   ­   делает элементарные выводы;   ­  путается в терминах;   ­ не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;   ­  не может аргументировать собственную позицию;   ­   затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;   ­  справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.  Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся   ­ не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;  ­ не раскрыл проблему;  ­ представил информацию не в контексте задания;  ­  или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).