Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО
Оценка 5

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
обществознание
6 кл—8 кл
15.11.2018
Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО
Публикация является частью публикации:
Обществознание 7 кдасс (Фгос).doc
КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАРИНСКОГО РАЙОНА ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Хмелёвская средняя общеобразовательная школа» Принято МО учителей  гуманитарного цикла   Протокол  №  ____от_______________ _г. Согласовано Зам. Директора по УВР _________С.И. Маклакова От ________________2018  г. Утверждаю.  Директор МКОУ  «Хмелевская   СОШ»____________Л.В.  Сумина Приказ №  ____от________2018 г.    Д П Рабочая программа   учебного курса «Обществознание» 7 класс (образовательная область «общественно­научная»)   Разработана на основе рабочих программ  Обществознание Предметная линия учебников Под редакцией Л.Н. Боголюбова 5­9 классы. Москва «Просвещение», 2013 г.  Срок реализации программы – 1 год   Учитель Звягина Анастасия Александровна с. Хмелевка 2018 г. 3 Пояснительная записка    Данная рабочая программа по предмету «Обществознание» (7 класс) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной   программы   основного   общего   образования   по   обществознанию./Рабочая программа  по  Обществознанию  5­9   классы.  _  Обществознание.  Рабочие  программы  к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5­9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.­М.: Просвещение, 2013. Программа предполагает проведение 1­го часа в неделю (всего 35 часов). Программа ориентирована на работу на УМК:  Учебник «Обществознание. 7 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2017).  Рабочая   тетрадь.   Л.Ф.   Иванова,   Я.В.   Хотеенкова.   Обществознание.   7   класс. Москва, Просвещение 2017.  Поурочные разработки. Обществознание. 7 класс. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др.  Рабочие   программы.   Обществознание.   Предметная   редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: «Просвещение», 2013 г.  .   линия   учебников   под Общая характеристика программы. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой  комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные  сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных  отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются:  социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических  ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее  важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт  познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками  социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих  типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Цели изучения обществознания в основной школе. • воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,  социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности  ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом  возрасте, повышению уровня ее духовно­нравственной, политической и правовой  культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и  правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;  формированию способности к личному самоопределению, самореализации,  самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой  деятельности; 4 • формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному  уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего  подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах  человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования  общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; • овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически  осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные  данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической  деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового  государства; • формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для  определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в  области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной  деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми  различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно­бытовой сфере; для  соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными  ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми  способами и средствами защите правопорядка в обществе. Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать  предпрофильному самоопределению школьников. Общая характеристика учебного предмета  «Обществознание» ­ учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9  класс.  Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке.  Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого  комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику,  правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает  специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное  изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения  обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в  духовно­нравственное становление личности человека.  Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные  контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм,  социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к  преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для  образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования  ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску  созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность  подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять  свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.  Подросток  приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным  гражданином. 5 Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы  «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс  обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах,  факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся.  При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо  использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.  Место предмета «Обществознание» в учебном плане.  Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской  Федерации отводит 35 часов 1 час в неделю.      Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2018­2019 учебном году  в МКОУ «Хмелевская сош»  в общеобразовательных классах и предполагает изучение  обществознания на базовом уровне.  .  В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им  исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации,  расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная  ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две  необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование  поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на  формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли  социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты,  раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и,  отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки  учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических  отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни  общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено  рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её  важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения  потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на  раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики —  потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие  основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема  «Человек и природа»). Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод  проектов и исследоваений, методика проблемного и развивающего обучения,  рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только  начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое  значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие  раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых  знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными  наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со  стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.  Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно  одобряемому поведению предполагпет использование метода реконструкций и анализ с 6 позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик  поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных  технологий.  Требования к результатам обучения и освоения содержания курса  «Обществознание»   результатами выпускников основной школы, формируемыми при  Личностными   изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в  общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к  Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на  стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на  признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в  важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости  поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны  перед нынешними и грядущими поколениями; Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы  проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки  цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,  социально­философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте  сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные  способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных  ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,  дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с  использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,  на: 1) использование элементов причинно­следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев  для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных  источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из  аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения 7 других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей  среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических  требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,  формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания  программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях  общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:  социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,  социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления  социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения  старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно  ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;  преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,  систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными  знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций  одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно­мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в  мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли  как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость  руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и  гражданственности; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;  основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,  регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими  способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение  использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки  необходимой социальной информации; 8 • понимание языка массовой социально­политической коммуникации, позволяющее  осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,  аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,  участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Содержание программы 7 класс (35 ч) Введение (1ч) Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (11ч)       Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы,  обряды. Правила этикета и хорошие манеры.     Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные  обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса  несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и  гражданина.    Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды  юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и  правопорядок в обществе. Закон и справедливость.    Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность  подготовки к исполнению воинского долга. Международно­правовая защита жертв  войны.    Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека.  Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.    Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный  человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность  несовершеннолетних.    Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные  органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной  власти и граждан. Тема 2. Человек в экономических отношениях (13ч)    Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни  общества. Основные  сферы экономики; производство, потребление, обмен. Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная  плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка,  прибыль. 9 Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое  предпринимательство  и  фермерское хозяйство. Основное  организационно­правовые  формы  предпринимательства. Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и  формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы  производства, конкуренция, спрос, предложение.  экономические задачи государства,  государственный бюджет, налоговая система,  функции денег, бизнес, реклама. Тема 3. Человек и природа (5ч)   Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество.  Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы.  Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе.  Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над  природой. Сотрудничество с природой Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные  государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные  инспекторы. Участие граждан в защите природы. Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы. Итоговый модуль (2 часа). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в  жизни каждого. Резерв. (3 часа) Материально­ техническое обеспечение   Учебно­методический комплект для учителя:  Учебник «Обществознание. 7 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2017).  Рабочая   тетрадь.   Л.Ф.   Иванова,   Я.В.   Хотеенкова.   Обществознание.   7   класс. Москва, Просвещение 2017.  Поурочные разработки. Обществознание. 7 класс. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др.  Рабочие   программы.   Обществознание.   Предметная   редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: «Просвещение», 2013 г.   линия   учебников   под 10 Учебный комплект для учащегося:  Учебник «Обществознание. 7 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2017). Интернет ресурсы:  http://fcior.edu.ru/ http://school­collection.edu.ru/ Список литературы 1. Нормативные и программные документы. Закон «Об образовании РФ». Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на  2013­2020 годы. Приказ о переходе на внедрение ФГОС в основной школе (5 класс) в МКОУ Таловская  СОШ № 1/1 от 30.08.2012, а также следующих внутренних документов ОУ: Устава  школы, Программы развития и образовательной программы МКОУ Таловская СОШ.  2. Примерные программы по учебным предметам.  Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М:  Просвещение, 2011. 3. Учебно­методическое пособие.  Рабочие программы  к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой  «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2013. Учебник Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.  Ивановой. М: Просвещение 2017 Рабочая тетрадь О.А. Котова, Т.Е. Лискова, «просвещение», 2017 год. Поурочные разработки по обществознанию к УМК Л.Н. Боголюбова, автор  Е.Н.Сорокина, Москва, «ВАКО», 2016 г. 4. Интернет ресурсы: standart  .  edu   .  ru fgos      .  isiorao    .  ru educom  .  ru   Литература для учителя обществознания (основная школа): 1. Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д.  Губин. — М., 2008. 2. Морозова С. А. Обществознание: учеб.­метод, пособие / С. А. Морозова. ­ СПб.,  2001. 3. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. ­ М., 2007. 4. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. —  СПб., 2001. 11 5. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш­ков. ­ М., 2010. 6. Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних  проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000. 7. Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002. 8. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори­ной. — М., 2004. 9. Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001. 10. Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004. 11. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005. 12. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003. 13. Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н.  Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001. 14. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. —  СПб., 2008. 15. Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец.  учеб. заведений / А. И. Кравченко. ­ М., 2004. 16. Кравченко  А.   И.   Социология  в  вопросах  и  ответах / A. И. Кравченко. ­ М., 2008. 17. Латышева В.  В.  Основы социологии: учеб. для ссузов / B. В. Латышева. — М., 2004. 18. Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго­латьев, В. В. Огнева. —  М., 2005. 19. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто­рова. — М., 2005. 20. Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008. 21. Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. — М., 2007. 22. Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.—  М., 2003. 23. Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений  среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002. 24. Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005. 25. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М.,  2005. Цифровые образовательные ресурсы: http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти  Российской Федерации). http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации. http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской  Федерации. http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным  наукам. 12 http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных,  статистическая информация. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета —  обществознание.   http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social —  Обществознание в школе (дистанционное обучение).                                                                                    http://www.lenta.ru   —   актуальные   новости   общественной жизни.                            http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).      http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный  образовательный портал.                                                                            http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».                                                                                                                  http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.  http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.                              http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс.                          hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес­образования: в помощь  учителю. http://www.mba­start.ru/ — Бизнес­образование без границ.                                http://www.businessvoc.ru — Бизнес­словарь.                                                                http://www.hpo.opg — Права человека в России.                                                                  http://www.uznay­prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.  http://www.mshr­ngo.ru — Московская школа прав человека.                        http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской  Федерации: официальный сайт.                                                                                http://www.pedagog­club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.      nttp://www.school­sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.                              http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».      http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.                                     http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.    http://www.russianculture.ru/ — Культура России.                                    http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический  портал.     http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».                           http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».                                         http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).                                http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам.                                                          http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари,  справочники. Обществознание: 8—11 классы: программное средство учебного назначения на основе  мультимедиа. — М., 2004. № п/п Дата  Характер изменения Лист изменений и дополнений 13 Реквизиты  документа,  которым  закреплено  изменение №  п/п 1   2 Тема урока Вводный урок.   К­ во час ов 1   Календарно­тематическое планирование 7 класс   УУД  Формы, средства и методы контроля Введение (1ч) Предметные: научатся называть различные виды  правил, приводить примеры индивидуальных и  групповых привычек, объяснять, зачем в обществе  приняты различные правила этикета   Регулирование поведения людей в обществе (11 ч) Что значит жить  по правилам 1 Предметные: научатся называть различные виды  правил, приводить примеры индивидуальных и  групповых привычек, объяснять, зачем в обществе  приняты различные правила этикета Метапредметные:  Познавательные: выявляют особенности и признаки  объектов, приводят примеры в качестве доказательства  выдвигаемых положений. Словарь урока,  иллюстрации Методы:  Проблемного  диалога,  наглядный,  частично­ поисковый,  практический, контроля. Формы: 15 Коммуникативные: взаимодействуют в ходе  групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают  существование различных точек зрения. индивидуальн ая, групповая, фронтальная. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня  усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной  деятельности, проявляют интерес к новому учебному  материалу, выражают положительное отношение к  процессу познания, адекватно понимают причины  успешности/неуспешности учебной деятельности. 3­4   Права и  обязанности  граждан 2 Предметные: научатся определять, как права человека  связаны с его потребностями, какие группы прав  существуют, что означает выражение «права человека  закреплены в законе» Метапредметные: Познавательные: устанавливают причинно­ следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в т.ч и отличную от  своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную  Тест, схема  «Права  человека»,  «Обязанности  граждан РФ»,  гл.2 КРФ Методы:  наглядный,  частично­ поисковый,  практический  контроля. Формы:  индивидуальн ая,  фронтальная. 5­6 Почему важно  соблюдать  законы 1 16 Презентация,  тексты для  обсуждения,  кроссворд Методы:  Проблемного  диалога,  наглядный,  частично­ поисковый,  практический  контроля. Формы:  индивидуальн ая,  фронтальная. задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры  действия. Личностные: проявляют заинтересованность не только  в личном успехе, но и в решении проблемных заданий  всей группой, выражают положительное отношение к  процессу познания. Предметные: научатся определять, почему  человеческому обществу нужен порядок, каковы  способы установления порядка в обществе, в чем смысл  справедливости, почему свобода не может быть  безграничной. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно выделяют и  формулируют цели, анализируют вопросы,  формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном  обсуждении проблем, обмениваются мнениями,  понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную  задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель,  составляют план и последовательность действий. Личностные: применяют правила делового  сотрудничества, сравнивают разные точки зрения,  оценивают собственную учебную деятельность, 7­8 Защита  Отечества 2 17 Ст.59 КРФ Методы:  Проблемного  диалога,  наглядный,  частично­ поисковый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, групповая, фронтальная. выражают положительное отношение к процессу  познания. Предметные: научатся определять, почему нужна  регулярная армия, в чем состоит обязательная  подготовка к военной службе, отличия военной службы  по призыву от службы по контракту, основные  обязанности военнослужащих, как готовить себя к  выполнению воинского долга. Метапредметные: Познавательные: анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном  обсуждении проблем, обмениваются мнениями,  понимают позицию партнера. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели,  ставят учебную задачу на основе того, что уже известно  и усвоено, и того, что еще не известно. Личностные: оценивают собственную учебную  деятельность, свои достижения, анализируют и  характеризуют эмоциональное состояние и чувства  окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. 9 Для чего нужна  1 Предметные: научатся определять, что такое  Методы:  Презентация, 18 стих­е о  дисциплине наглядный,  частично­ поисковый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, групповая, фронтальная. дисциплина дисциплина, ее виды и ответственность за несоблюдение. Метапредметные: Познавательные: принимают и сохраняют учебную  задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры  действия в новом учебном  материале в сотрудничестве  с учителем. Коммуникативные: проявляют активность во  взаимодействии для решения коммуникативных и  познавательных задач (задают вопросы, формулируют  свои затруднения, предлагают помощь и  сотрудничество). Регулятивные: ставят и формулируют проблему  урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности  при решении проблемы. Личностные: определяют целостный социально  ориентированный взгляд на мир в единстве и  разнообразии народов, культур и религий. 10 Виновен ­  отвечай 1 Предметные: научатся определять, кого называют  законопослушным человеком, признаки  противоправного поведения, особенности наказания  несовершеннолетних Метапредметные: Познавательные: овладевают целостными  Методы:  наглядный,  частично­ поисковый,  практический  контроля. Формы:  Тесты, рабочие  тетради,  псих.тесты. представлениями о качествах личности человека,  привлекают информацию, полученную ранее, для  решения учебной задачи.  индивидуальн ая,  фронтальная. 19 Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в  коллективном решении проблем, распределяют  обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные  учителем при изучении материала.  Личностные: сохраняют мотивацию к учебной  деятельности. 11 Кто стоит на  страже закона 1 Предметные: научатся определять, какие задачи  стоят  перед сотрудниками правоохранительных органов, какие органы называют правоохранительными, функции  правоохранительных органов Метапредметные: Познавательные: выявляют особенности и признаки  объектов, приводят примеры в качестве доказательства  выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе  групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: формулируют цель, планируют  Презентация,  сообщения,  иллюстрации Методы:  Проблемного  диалога,  наглядный,  частично­ поисковый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, групповая, фронтальная. 12 Практикум по  теме:  «Регулирование  поведения людей в обществе» 20 Методы:  практический, контроля. Презентация,  рабочие  тетради, тест Формы:  индивидуальн ая,  фронтальная. действия по ее достижению, принимают и сохраняют  учебную задачу. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной  деятельности, проявляют интерес к новому учебному  материалу, выражают положительное отношение к  процессу познания. 1 Предметные: научатся работать с тестовыми  контрольно­измерительными материалами Метапредметные: Познавательные: овладевают целостными  представлениями о качествах личности человека,  привлекают информацию, полученную ранее, для  решения проблемной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в  коллективном обсуждении проблем, распределяют  обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные  учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: сравнивают разные т.з., оценивают  собственную учебную деятельность, сохраняют  мотивацию к учебной деятельности. Человек в экономических отношениях (13 ч.) 21 Тексты для  анализа,  словари Методы:  Проблемного  диалога,  наглядный,  частично­ поисковый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, групповая, фронтальная. 13­14 Экономика и ее  2 основные  участники Предметные: научатся определять, как экономика  служит людям, какая форма хозяйствования наиболее  успешно решает цели экономики, как взаимодействуют  основные участники экономики. Метапредметные: Познавательные: устанавливают причинно­ следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: обмениваются мнениями,  слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: формулируют цель, планируют  деятельность по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: проявляют заинтересованность не только  в личном успехе, но и в решении проблемных заданий  всей группой, выражают положительное отношение к  процессу познания, адекватно понимают причины  успешности/неуспешности учебной деятельности. 15 Мастерство  работника 1 Предметные: научатся определять, из чего  складывается мастерство работника, чем определяется  размер заработной платы. Методы:  Проблемного  диалога,  карточки с  ситуациями,  извлечения из 22 ТК РФ наглядный,  частично­ поисковый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, групповая, фронтальная. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно выделяют и  формулируют цели; анализируют вопросы,  формулируют ответы.  Коммуникативные: участвуют в коллективном  решении проблем; обмениваются мнениями, понимают  позицию партнёра. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того,  что ещё не известно. Личностные: оценивают способную учебную  деятельность, свои достижения; анализируют и  характеризуют эмоциональное состояние и чувства  окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. 16­17 Производство:  2 затраты,  выручка,  прибыль Предметные: научатся определять, какова роль  разделения труда в развитии производства, что такое  прибыль, виды затрат. Метапредметные: Познавательные: привлекают информацию,  полученную ранее, для решения учебных задач. Коммуникативные: обмениваются мнениями,  участвуют в коллективном обсуждении проблем,  Методы:  наглядный,  частично­ поисковый,  практический  контроля. Формы:  индивидуальн ая, групповая, Тесты,  индивид.  Задания,  презентация 23 распределяют обязанности в группе, проявляют  способность к взаимодействию. фронтальная. Регулятивные: планируют цели и способы  взаимодействия. Личностные: сравнивают разные т.з., оценивают  собственную учебную деятельность, сохраняют  мотивацию к учебной деятельности. 18­19 Виды и формы  2 бизнеса Предметные: научатся определять, в каких формах  можно организовать бизнес, каковы виды бизнеса, роль  бизнеса в экономике Метапредметные: Познавательные: ориентируются в разнообразии  способов решения познавательных задач, выбирают  наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: распределяют функции и роли в  совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнером. Регулятивные: определяют последовательность  промежуточных целей с учетом конечного результата,  составляют план и последовательность действий. Личностные: проявляют заинтересованность не только  в личном успехе, но и в решении проблемных заданий  Схемы «Виды и формы  бизнеса» Методы:  Проблемного  диалога,  наглядный,  частично­ поисковый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, групповая, фронтальная. всей группой, выражают положительное отношение к  процессу познания, адекватно понимают причины  успешности/неуспешности учебной деятельности. 20 Обмен, торговля, реклама 1 Предметные: научатся определять, как обмен решает  задачи экономики, что необходимо для выгодного  обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего  нужна реклама товаров и услуг Метапредметные: Познавательные: выявляют особенности и признаки  объектов, приводят примеры в качестве доказательства  выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе  совместной работы, ведут диалог, участвуют в  дискуссии, принимают другое мнение и позицию,  допускают существование других т.з. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня  усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной  деятельности, проявляют интерес к новому учебному  материалу, выражают положительное отношение к  процессу познания. 24 Рабочие  тетради,  рекламные  плакаты Методы:  Проблемного  диалога,  наглядный,  частично­ поисковый,  объяснительн о­ иллюстративн ый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, групповая, фронтальная 21 Деньги и их  1 Предметные: научатся давать определение понятию  Методы:  Проблемного  Рабочие  тетради, функции «деньги», определять их функции Метапредметные: Познавательные: адекватно воспринимают  предложения и оценку учителей, родителей, товарищей. Коммуникативные: договариваются о распределении  функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: выбирают наиболее эффективные  способы решения задач, контролируют и оценивают  процесс и результат деятельности. Личностные: проявляют способность к решению  моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в  общении, ориентируются на их мотивы и чувства,  устойчивое следование в поведении моральным нормам  и этическим требованиям. 22­23 Экономика  1 семьи Предметные: научатся определять, что такое ресурсы  семьи, составлять бюджет семьи. Метапредметные: Познавательные: находят нужную социальную  информацию в различных источниках; адекватно ее  воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с  решаемой задачей. Коммуникативные: адекватно используют речевые  25 банкноты,  монеты Рабочие  тетради, притчи диалога,  наглядный,  частично­ поисковый,  объяснительн о­ иллюстративн ый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, работа в  парах,  фронтальная Методы:  проблемного  диалога,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, парная,  фронтальная. средства для эффективного решения коммуникативных  задач. Регулятивные: планируют свои действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации, в т.ч. во внутреннем плане. Личностные: определяют свою личностную позицию,  адекватную дифференцированную оценку своей  успешности. 24­25 Практикум по  1 теме: «Человек в экономических  отношениях» Предметные: научатся определять все термины и  понятия раздела Метапредметные: Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы   деятельности при решении проблем различного  характера. Коммуникативные: формулируют собственное  мнение и позицию, адекватно используют речевые  средства. Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый  контроль. Личностные: выражают адекватное понимание причин  успешности/неуспешности учебной деятельности,  устойчивую учебно­познавательную мотивацию учения. 26 Рабочие  тетради,  презентация,  тесты, карточки с ситуациями. Методы:  наглядный,  частично­ поисковый,  объяснительн о­ иллюстративн ый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, работа в  парах,  групповая,  фронтальная Человек и природа (5 ч.) 26 Человек – часть  природы 1 Предметные: научатся определять, что такое  экологическая угроза, характеризовать воздействие  человека на природу. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно выделяют и  формулируют познавательную цель; используют общие  приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективом  обсуждении проблем; проявляют активность во  взаимодействии для решения коммуникативных и  познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями её  реализации; оценивают правильность выполнения  действия. Личностные: проявляют доброжелательность и  эмоционально­нравственную отзывчивость, эмпатию как  понимание чувств других людей и сопереживают им. 27 Рабочие  тетради,  презентация,  тесты, карточки с ситуациями Методы:  наглядный,  частично­ поисковый,  объяснительн о­ иллюстративн ый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, работа в  парах,  групповая,  фронтальная 27 Охранять  природу – значит охранять жизнь 1 Предметные: научатся давать определение понятия  «экологическая мораль», характеризовать правила  экологической морали Методы:  Проблемного  диалога,  наглядный,  Рабочие  тетради,  презентация,  тесты, карточки Метапредметные: Коммуникативные: адекватно используют речевые  средства для эффективного решения разнообразных  коммуникативных задач, осознанно и произвольно  строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч.  творческого и исследовательского характера. Регулятивные: планируют свои действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации. Личностные: выражают адекватное понимание причин  успешности/неуспешности учебной деятельности,  устойчивую учебно­познавательную мотивацию учения. 28 Закон на страже  природы 1 Предметные: научатся определять, какие законы стоят  на страже охраны природы Метапредметные: Коммуникативные: адекватно используют речевые  средства для эффективного решения разнообразных  коммуникативных задач, осознанно и произвольно  строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч.  творческого и исследовательского характера. Регулятивные: планируют свои действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации. 28 с ситуациями Тематические  презентации,  тесты, частично­ поисковый,  объяснительн о­ иллюстративн ый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн ая, работа в  парах,  фронтальная Методы:  Проблемного  диалога,  наглядный,  частично­ поисковый,  объяснительн о­ иллюстративн ый,  практический, контроля. Формы:  индивидуальн 29­30 Практикум по  1 теме: «Человек и природа» Личностные: выражают адекватное понимание причин  успешности/неуспешности учебной деятельности,  устойчивую учебно­познавательную мотивацию учения. ая, работа в  парах,  фронтальная 29 Методы:  практический, контроля. Рабочие  тетради, тесты,  сообщения Формы:  индивидуальн ая, парная,  фронтальная. (возможна  экскурсия) Предметные: научатся анализировать свое отношение к  окружающей среде Метапредметные: Познавательные: находят нужную социальную  информацию в различных источниках; адекватно ее  воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с  решаемой задачей. Коммуникативные: адекватно используют речевые  средства для эффективного решения коммуникативных  задач. Регулятивные: планируют свои действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации, в т.ч. во внутреннем плане. Личностные: определяют свою личностную позицию,  адекватную дифференцированную оценку своей  успешности. 31­32 Заключительные  2 уроки  Предметные: научатся определять все термины и  понятия за курс 7 класса. Методы:  практический, контроля. Рабочие  тетради,  презентация,  тесты, карточки 30 с ситуациями Формы:  индивидуальн ая, парная,  фронтальная. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы   деятельности при решении проблем различного  характера. Коммуникативные: формулируют собственное  мнение и позицию, адекватно используют речевые  средства. Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый  контроль. Личностные: выражают адекватное понимание причин  успешности/неуспешности учебной деятельности,  устойчивую учебно­познавательную мотивацию учения. 33­35 РЕЗЕРВ 3 Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию % выполнения Отметка 0­35 «2» 36­60 61­85 86­100 «3» «4» «5» Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию 31 Отметка Содержание 1 Общая информация 2 Тема 3 Применение и проблемы 2 3 4 5 Тема предмета не  очевидна. Информация  не точна или не дана. Не раскрыта и не ясна  тема урока. Объяснения  некорректны, запутаны  или не верны. Не определена  область  применения данной  темы. Процесс решения  неточный или  неправильный. Информация частично  изложена.  В работе  использован только  один ресурс. Тема частично  раскрыта. Некоторый  материал изложен  некорректно. Достаточно точная  информация.  Использовано более  одного ресурса. Сформулирована и  раскрыта тема урока. Ясно изложен  материал. Отражены некоторые  области применения  темы. Процесс  решения неполный. Отражены области  применения темы.  Процесс решения  практически завершен. Данная информация  кратка и ясна.  Использовано более  одного ресурса. Сформулирована и  раскрыта тема урока. Полностью изложены  основные аспекты  темы урока. Отражены области  применения темы.  Изложена стратегия  решения проблем. Критерии оценки мультимедийной презентации СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ Титульный слайд с заголовком  Минимальное количество – 10 слайдов Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук,  графики) Оценка группы Оценка учителя Максимальное количество баллов 5 10 5 32 СОДЕРЖАНИЕ Использование эффектов анимации Вставка графиков и таблиц Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов ОРГАНИЗАЦИЯ Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и  структурированы Слайды представлены в логической последовательности Красивое оформление презентации Слайды распечатаны в формате заметок. ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: 15 10 10 5 10 5 10 5 90 Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию (устный, письменный ответ)  Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся  в полном объеме выполняет предъявленные  задания и демонстрирует следующие знания и умения:  ­ логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором  продемонстрировано умение описать то или  иное общественное  явление или процесс;  ­ сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки,  закономерности развития;  ­ делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;  ­ сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по  отношению к иным взглядам;  ­ применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;  ­ оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;  ­ раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса; 33 Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся   ­ продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не  искажающие общего правильного смысла;   ­ верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;   ­ продемонстрировал знание причинно­следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа  не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;    ­ не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;  ­ дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;  ­ дал ответы на уточняющие вопросы.    Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся   ­ демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;   ­   делает элементарные выводы;   ­  путается в терминах;   ­ не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;   ­  не может аргументировать собственную позицию;   ­   затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;   ­  справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.  Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся   ­ не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;  ­ не раскрыл проблему;  ­ представил информацию не в контексте задания;  ­  или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО

Рабочие программы по обществознанию ФГОС ООО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2018