Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах
Оценка 4.7

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
МХК
5 кл—8 кл
22.05.2018
Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах
Главные цели курса: • В образовательном отношении – совершить важный шаг в освоении социокультурного и духовного контекста пространства и времени феноменов российской цивилизации; • В воспитательном отношении – продолжить формирование осознания и ощущения укорененности в отечественной этносоциальной и этнокультурной среде, чувства родства этой среде, уважения и признательности к наследию предков; • В личностно – развивающем отношении – укреплять социокультурный стержень личности, обогащать духовный опыт подростка и продолжить освоение инструментария Истоковедения.
истоки ФГОС 5 класс 2017-2018 КОХНО НН.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Утверждена приказом по школе   № 223­О от «31» 08.2017 год Рабочая программа По социокультурному курсу «Истоки»  (указать предмет, курс, модуль)  5  класс (указание класса) Количество часов  35 Программа разработана на основе:  программы «Воспитание на социокультурном опыте» для 5­8 классов общеобразовательной школы. Кузьмин И.А., СергееваМ.А., Костромина Н.А., 2011год   г. Югорск 2017 год 1 Составитель: Кохно Н.Н. учитель русского языка и литературы соответствие занимаемой должности   Согласовано:  зам. директора по НМР _______________/Данилишина И.Я./ Дата: «31» 08.2017 год  Дата:  ________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Рекомендации: Дата: ________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ 2 Оглавление Результаты освоения курса внеурочной деятельности 1 2 Содержание   курса   внеурочной   деятельности   с   указанием   форм организации и видов деятельности. 3 Тематическое   планирование   программы   по   предмету   на   2017­2018 учебный год 4 5 9 3 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Учащиеся получат возможность для: ­ дальнейшего обогащения полученных в начальной  школе представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками; ­ приобщения к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры; ­   закрепления   и   развития   имеющегося   у   ученика   опыта   многомерного   восприятия действенности (рационального, образного, метафорического, духовного) и через этот опыт – ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде; ­ развития интереса к самостоятельному поиску и осмыслению Истоков. Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются: ­понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,  толерантность; ­осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи; ­ складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого; ­ освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и  свобод человека. Метапредметными результатами изучения курса являются: ­ способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную,  игровую, общественную и др.; ­ владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты,  составлять простой план); ­ способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей  деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.); ­ готовность к сотрудничеству, групповой и коллективной работе, освоение основ  межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении. Предметными результатами изучения курса являются: ­ освоение первоначальных сведений об историческом пути народов как необходимой основы  для миропонимания и познания современного общества; ­  владение базовым понятийным аппаратом исторического знания; ­ умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые  выражения; ­ первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную  ценность; 4 ­ расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей,  высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных  исторических терминов и понятий; ­ составление, описание важнейших памятников культуры народов, выражение своего  отношения к ним. 2. Тематическое содержание учебного предмета. Введение (1 час) Какой   смысл  может   иметь  слово  «памятник».  Каким  образом   памятники   культуры свидетельствуют   о   наших   истоках.  Почему  нужно   уметь   «читать»   великие   памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России. Раздел I. Соха и топор (4 часа) Основная  идея:   мудрая   простота   основных   орудий   труда   российской   аграрной цивилизации находилась в  согласии с суровой природно­географической  и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к про­ веренным   на   многовековом   опыте   технологиям,   общинности   и   артельности   как важнейшим гарантам созидания и успеха. Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина:  их традиционное устройство,   варианты   конструкций,   трудовые   операции.   Многофункциональность   и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии. Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему ­ основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели ­ первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости. Освящение   труда   с   сохой   и   топором.   Эстетика   (красота)   труда.   Соха   и   топор   в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие. Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община. Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной как еще одним примером  практичности и  приспособляемости  традиционных  орудий труда; с деревянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня  высокого  искусства; с былинным образом Микулы Селяниновича,  где  труд пахаря приравнен к богатырскому подвигу. Раздел II. Крестьянские хоромы (4 часа) Основная  идея:   в   традиционном   русском  домостроительстве   и  домоустройстве наиболее ярко видны  истоки  народных  представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерархический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом. 5 Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет,   хлев,   поветь,   сеновал,  взвоз   и   др.  Оптимальное   объединение   под   одной   крышей хозяйственных  1   и   жилых   помещений,   функциональное   распределение   пространства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место ­ и для труда земного, и для труда души.                  Основные   черты   этики   семейно­бытовых  отношений.  Распределение   обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого ­ свое  дело,  в доме лишних нет. Ответственность  мужчины  за достаток  и  защиту интересов семьи.   Ответственность   женщины  за  чистоту   и   порядок.   Идеальная   основа   разумного домостроительства ­ лад с 1 людьми и согласие с Богом. Эстетика  крестьянского  жилища.  Близость  форм,  материалов  и  сюжетов  к  природе. Чувство меры. Изба ­ освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль   спасения.   Отражение   трехчастности   Вселенной   в   устройстве   крестьянского   дома. Традиционные мифологические взгляды, на жилище и его невидимых ' обитателей. Социокультурный   ряд:   хоромы,   мера,   лад,  согласие,  освященный  мир,   разумное домоустроительство. Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи посредством знакомства с топографией   русской   деревни,   для   которой   была   характерна   разумная   организация пространства  и   для  каждого   дела   и  праздника   было   свое   место;   со   старинной  традицией помочей, когда помощь нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для души, согласием с совестью; с миром и волостью, существование которого было жизненной необходи­ мостью для большинства россиян в прошлом. Раздел III. Соловки (5 часов) Основная идея: созданный и обустроенный на далекой северной окраине островной Соловецкий   Спасо­Преображенский   монастырь   был   как   бы   живым   напоминанием   о евангельском   чуде   преображения   и   тем   самым   придавил   многовековому   освоению огромных просторов России высокий духовный смысл. Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея  Руси,  священномученика. Участие вустроений Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Общественное служение братии Соловецкого монастыря. Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров   природы   в   экстремальных   условиях   Севера.   Всероссийское   значение   духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря. Евангельская   идея   Преображения   в   истории   Соловков:   опыт   заселения,   освоения   и преображения   земель;   опыт   умирения   и   преображения   моря­океана;   опыт   внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь. Социокулыпурный ряд: монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение. Дополнение к теме расширяет восприятие основной идеи, предлагая познакомиться с деятельностью русских землепроходцев и мореходов, не только разведывавших новые земли, но   и   включавших  их  в   круг   ценностей   российской   цивилизации;   с   отцами­пустынниками, напоминавшими об особой важности освоения и преображения своего внутреннего мира. Раздел IV. Храм Покрова на Нерли (6 часов) Основная идея: храм на реке Нерли, первый на Руси храм во имя Покрова Божией 6 Матери,   стал   символом   той   гармонии   между   миром   духовным,   природным   и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура. Храм   во   имя   Покрова   Божией   Матери   на   Нерли  (1165   г.)  ­   древнейший   памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи. Архитектурные   особенности   храма   Покрова   на   Нерли:   белый  цвет,  вертикально вытянутые   формы,   аркатурный  пояс,   белокаменные   рельефы,   гармония   с   окружающим ландшафтом.        Храм   Покрова   на  Нерли   и  церковное   предание   о   заступничестве   Божией   Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров ­ символ гармонии мира земного и мира небесного. Социокультурный ряд: гармония, мир природный, мир рукотворный. Покров. Дополнение к теме предлагает расширить представление о гармонии мира природного и   рукотворного   через   знакомство   как   с   народными   художественными   промыслами (шемогодская береста), так и с благочестивыми обычаями (поморские кресты). Раздел V. Икона «Живоначальная Троица» (5 часов) Основная   идея:   икона   «Живоначальная   Троица»   творения   преподобного   Андрея Рублева,   являясь   одной   из   вершин   русской   иконописной   традиции,   указала   на   подобие земных идеалов согласия, любви и соборности основному догмату православия о Триедином Боге, на необходимость жертвенного подвига на пути к ним.                                                     Иконопочитание   в   православной   традиции.   Правило   иконописного   образа:  лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живо начальная Троица» творения преподобного Андрея  Рублева  ­ величайший памятник русского иконописания. Сюжет   иконы   «Живоначальная   Троица».   Средства,   которыми   передается   внешнее выражение   сюжета:   фигуры   ангелов,   престол  с   чашей,   жезлы   и  троны,  храм,  дерево,  гора, золотистый цвет и теплый свет. Духовный   смысл   иконы  «Живоначальная   Троица».   Средства,  которыми   передается внутреннее  средоточие иконы:  схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности (Нераздельность лиц   Святой   Троицы),   различия   в   изображении   ангелов   и   окружающих   их   символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во  имя  спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.   Социокультурный   ряд:   единство,   нераздельность,   неслиянность,   неотмирность, горний мир. Дополнение к теме состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига; а рассказе   «Святой»   повествуется   о   преподобном   Серафиме   Саровском,   чей   путь подвижничества является уделом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочестивых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему миру. Раздел VI. Московский Кремль (5 часов) Основная  идея:   Московский   Кремль,   уникальный  ансамбль   и  хранилище отечественных   реликвий,   стал   символом   важнейших   черт   и   идеалов   российской государственности: патриотизма, державности, неразрывной связи земного Отечества с духовными идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству России. Московский Кремль ­ символ Российского государства. Кремль   как   щит   военный:   крепостные   стены,   кремлевские   башни,   храм   Архангела 7 Михаила. Кремль   как   щит   духовный:   храмы   Соборной   площади  Кремля,  колокольня   «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы. Кремль ­ центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и   сооружения,   призванные   свидетельствовать   о   достоинстве   России.   Исторические   и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти  по  Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством» Кремль ­ хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата. Социокультурный  ряд:   щит  военный,   щит   духовный,   государственные   регалии, резиденция главы государства Дополнение   к   теме  обогащает   представления   о   государственности  России   через восприятие   символики   старинного   российского   герба,   показывает   подлинный   смысл государственного служения (сюжет об ордене) и расширяет знания о кремлевских реликвиях (царь­пушка и царь­колокол). Раздел VII.  Летописи (4 часа) Основная   идея:   древнерусская   историческая   и   летописная   литература   оставила нам свой неповторимый взгляд на смысл происходящих событий, сердцевиной которого стало убеждение в предопределенности истории, ее поучительности для новых поколений. Старинные летописи ­ наше национальное достояние. Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода   человеческого,   древнее   происхождение   славянского   народа,   убеждение,   что   через историю вершится воля Божия­ Патриотизм ­ подвиг по имя Отечества, особая добродетель, Летописи общерусские и летописи местные. Как   писали   и   украшали   летописи.   Древние   летописи   ­   бесценные   памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры ­«окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного. «Сказание», «Житие», «Слово» ­ младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном. Социокультурный   ряд:   летопись,   житие,  сказание,  слово,   книжная   мудрость, добродетель, патриотизм. Дополнение к теме призвано показать различные пути тяготения к познанию истории ­ через   вековые   традиции   книговладения  в   народной   среде   (Деревенские   книжники), посредством сохранения в устной фольклорной традиции былин, а также через разнообразные формы закрепления исторической памяти. Семь чудес России. (1 час) 8 3.Тематическое планирование по социокультурному курсу «Истоки»  5 класс  на 2017/18 учебный  год Количество учебных часов по программе 35 часов, количество учебных часов в неделю 1 час. Учитель: Кохно Н.Н. № Дата* Тема урока 1 «Семь чудес России». Характеристика основных Формируемые  УУД видов деятельности учащихся  Элементы  содержания урока (освоение предметных результатов,  проверяемые заданиями КИМ) Введение (1 час)       основные Знать темы, понятия раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов.   явлений,   Что   такое   истоки?   Что   они значат   для   каждого   из учащихся   (через   различные каналы восприятия) Осуществить связь с начальной школой,   подчеркнуть   значимость предмета.   Присоединение   к теме 5 класса.   Личностные УУД:  ­Сформированность гражданской российской идентичности:   патриотизма, уважения   к   Отечеству, прошлому   и   настоящему многонационального   народа России; ­Осознанность своей этнической   принадлежности, знание   языка, культуры своего народа, своего края; ­ гуманистических, демократических. Познавательные УУД:               ­ Сформированность  Сформированность   истории,   9 и   и   принимать   определяющие умения   ознакомительного   и изучающего чтения; ­    Сформированность   умения самостоятельно   осуществлять поиск выделение информации,   в   том   числе   с использованием ресурсов библиотек   и   интернета,   для выполнений учебных заданий;  ­    Сформированность   умения структурировать тексты. Регулятивные УУД: ­  Сформированность умения  в сотрудничестве с учителем оценивать решения, дальнейшую деятельность. ­   Сформированность   умения самостоятельно свою корректировать деятельность в соответствии с изменяющейся ситуацией. ­   Владение   основами  волевой саморегуляции. Коммуникативные УУД: ­  Сформированность   умения совместно группой вырабатывать цели и функции совместной участников деятельности   под руководством учителя;  ­  Сформированность   умения планировать   общие   способы 10   с 2 3 4 Соха   и   топор.   Представление народа о праведном труде. Куда   соха   и   топор   вместе ходили? Чему   соха   и   топор   человека учили. Раздел I. Соха и топор (4 часа)   в работы   совместной деятельности со сверстниками (без участия учителя).       основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов.   явлений,       основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов. основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику,   явлений,             Присоединение   ученика   к важнейшим   горизонтанльным, ценностям социальным российской цивилизации. Формирование   представления о передаче новым поколениям образа   жизни   и   труда. Передать   ученикам   простоту основных  орудий   труда,  опыт аграрной российской цивилизации, которые находились   в   согласии   с суровой – природно географической средой. Учащиеся выходят категории,   воспитывают человеческие необходимые человеку:   наблюдательность, добросовестность. на которые главные качества,   любому выносливость,                   выходят Учащиеся на категории   того,   что   соха   и топор   учат   уму   –   разуму. Присоединение   к   истокам крестьянской, российской   Личностные УУД:  ­  Освоение   социальных   норм, правил   поведения,   ролей   и форм   социальной   жизни   в группах   и   сообществах сверстников; ­ Участие в общественной  жизни в пределах возрастных  компетенций с учётом  региональных,  этнокультурных, социальных и  экономических особенностей. ­  Осознание значения семьи в  жизни человека и общества. ­    Сформированность   умения ознакомительного и изучающего чтения; Познавательные УУД: ­   Сформированность   умения самостоятельно   осуществлять поиск выделение информации,   в   том   числе   с использованием ресурсов библиотек   и   интернета,   для выполнений учебных заданий; ­ Сформированность   умения структурировать тексты. и         11 5 6 Соха   и   топор   как   чудеса России.       явлений, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов. основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов.   явлений,   цивилизации.   Обобщающий   урок   по   теме, где   учащиеся   закрепляют   те категории, которые важнейшие, определяют   горизонтальные ценности   российской   цивилизации. Присоединение   к   истокам родного   края     и   памятникам России (Кижи, Малые Карелы и др.) Раздел II. Крестьянские хоромы (4 часа)     и   принимать   определяющие Регулятивные УУД: ­  Сформированность умения  в сотрудничестве с учителем оценивать решения, дальнейшую деятельность. ­   Сформированность   умения самостоятельно корректировать свою деятельность в соответствии с изменяющейся ситуацией. ­   Владение   основами  волевой саморегуляции. Коммуникативные УУД: ­  Сформированность   умения совместно группой вырабатывать цели и функции совместной участников деятельности   под руководством учителя;  ­  Сформированность   умения планировать   общие   способы работы   совместной деятельности со сверстниками (без участия учителя). в с         Крестьянские хоромы (Устройство крестьянских  хором).     основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических   Присоединение   к   ценностям народных   представлений   о семье как важнейшей ценности человеческого   бытия   и жизненном   укладе,   в   основе которого лежат лад и порядок. Сформировать   у   учащихся Личностные УУД:  Развитие   эстетического ­ сознания   через   освоение художественного   наследия своего края, народов России и мира, творческой деятельности 12 7 8 9 И тесен дом, да просторен он. Домашний лад и порядок. Крестьянские   хоромы   –   чудо России. процессов, фактов.   явлений,               явлений, основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов. основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов. Знать основные понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов.   явлений,   явлений,         представление о крестьянском   жизни   центром образе которого являются крестьянские хоромы. Особенность внутреннего убранства крестьянского дома. Для каждого дела свое место: для   труда   души   и   труда земного.   символы, обычаи дома.   Тайны,   Мир   крестьянской   семьи. Домашний   лад   и   порядок. Каждому   было   свое   дело, занятие.   Обобщающий   урок   по   теме, где закрепляются приобретенные   на   уроках социально   значимые   ценности российской цивилизации. эстетического характера. Познавательные УУД: ­  Сформированность   умения создавать   и   использовать модели   и   схемы   для   решения задач; ­  Сформированность   умения осуществлять   выбор   способов решения задач; ­Сформированность   умения выделять   существенные   и несущественные   признаки   для построения анализа. Регулятивные УУД: ­  Сформированность умения  в сотрудничестве с учителем оценивать решения, дальнейшую деятельность. ­   Сформированность   умения самостоятельно корректировать свою деятельность в соответствии с изменяющейся ситуацией. ­   Владение   основами  волевой саморегуляции. Коммуникативные УУД: ­  Сформированность   умения совместно группой вырабатывать цели и функции совместной участников деятельности   под руководством учителя;    и   принимать определяющие   с         13 в ­  Сформированность   умения планировать   общие   способы работы   совместной деятельности со сверстниками (без участия учителя). ­   Сформированность   умений устанавливать   и   сравнивать разные   точки   зрения   прежде, чем   принимать   решения   и делать выборы; ­    Сформированность   умений договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности   с   опорой   на социально­приемлемые способы   поведения,   в   том числе в ситуации столкновения интересов.   Личностные УУД:  Сформированность ­ гражданской российской   патриотизма, идентичности: уважения   к   Отечеству, прошлому   и   настоящему многонационального   народа России; ­  Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;   усвоение   правил индивидуального   безопасного поведения   в   чрезвычайных 14   10 Особый мир монастыря.           внимание основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов. Раздел III. Соловки (5 часов)   на Обратить особенности работы в тренинге – работа в группе. Учащиеся начинают присоединяться   к   важнейшим (духовным) вертикальным   ценностям цивилизации. Тяготение   к   горнему   миру, любви, согласию и соборности через   упорный   труд   души   и тела.  Учащиеся прикасаются к своеобразному,   загадочному, миру величественному русского монастыря,   явлений, 11 12 Этапы   жизни   Соловецкого монастыря Путешествие   в   Соловецкий монастырь. 13 Чудо Преображения. 14 Соловецкий монастырь – чудо России.               явлений, основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов. основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов. основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов. основные Знать понятия темы, раскрывать   значение   явлений,   явлений,             почувствовать его особенности,   приоткрыть   для себя его тайны. Проследить   основные   вехи   в становлении монастыря. Выйти   на   ценности   единства труда земного и труда духовно – гармонии.   Учащиеся   совершают   заочное путешествие   в   Соловецкий монастырь.   Составляют   для себя образ величия и красоты общерусской святыни, попытаться   передать   свои чувства.   Создается   целостный образ монастыря.       Передать   ученикам   основную идею, что   Соловецкий Преображенский   монастырь был   живым   напоминанием   о евангельском чуде преображения   и   придавая многовековому освоению огромных   просторов   России высокий духовный смысл. закрепляют Учащиеся значимость духовных ценностей   России   на   примере             и   принимать   определяющие ситуациях. Познавательные УУД: ­    Сформированность   умения формулировать   проблему   под руководством   учителя   при решении учебных задач; ­  Сформированность   умения логическую осуществлять операцию   установления родовидовых отношений, ограничение   понятия;   строить логическое рассуждение. Регулятивные УУД: ­  Сформированность умения  в сотрудничестве с учителем оценивать решения, дальнейшую деятельность. ­   Сформированность   умения самостоятельно корректировать свою деятельность в соответствии с изменяющейся ситуацией. ­   Владение   основами  волевой саморегуляции. Коммуникативные УУД: ­  Сформированность   умения совместно группой вырабатывать цели и функции участников совместной деятельности под   руководством учителя;  ­  Сформированность   умения 15 с 15 Когда я бываю в храме… 16 Покров Пресвятой  Богородицы. 17 На святом месте.   давать терминов, характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов.   явлений, Соловков – как Всероссийской духовной,   хозяйственной   и экологической ценности. Понять значение Соловков для каждого русского человека.   Раздел IV. Храм Покрова на Нерли (6 часов) планировать   общие   способы работы   совместной деятельности со сверстниками (без участия учителя). в               явлений, основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов. основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов. основные Знать темы, понятия раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов,   явлений,   явлений,         На основе знаний полученных во   2   кл.   (тема   «Храм»)   или экскурсии идет присоединение к теме, развивается целостное восприятие   образа   храма,   его назначения.   Как   изменяется социокультурный опыт учащихся.   Учащиеся на уроке усваивают идею Покрова, заступничества Божией   Матери   за   людей; особая значимость заступничества   для   России (особое   признание)   Значение этого праздника для русского народа.           на Обратить внимание ­ особенность   АФО   мнемотехника по формированию   способности аудиовизуального, визуального и кинестетического восприятия и образной памяти. Показать, что храм Покрова на    Развитие Личностные УУД: ­   морального сознания   и   компетентности   в решении   моральных   проблем на основе личностного выбора, формирование   нравственных чувств   и   нравственного поведения,   осознанного   и ответственного   отношения   к собственным поступкам. Познавательные УУД: ­  Сформированность   умения представлять продукт учебного   проекта   в   форме с устной использованием объектов наглядности; ­   Сформированность   умения при   представлении   продукта   учебного проекта аргументировать свою позицию,   используя   языковые средства адекватные исследуемой проблеме; ­  Сформированность   умения презентации             16 18 19 20 Храм   Покрова   –   символ гармонии. Храм покрова на Нерли – одно из чудес России. Когда я бываю в храме…  (Экскурсия в городской храм). фактов.               явлений, основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов. Знать основные понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов. основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов.   явлений,   явлений,           стал Нерли символом гармонии   между   миром духовным,   природным   и рукотворным. Развитие целостного восприятия.   Расширение   представлений   о гармонии   мира   природного   и рукотворного через знакомство  с  архитектурными особенностями храма.   Обобщение полученных знаний и   познакомить   с   истоками гармонии   мира   духовного   и   мира мира   рукотворного, природного, народных промыслов.     к   На основе знаний полученных во   время   экскурсии   идет присоединение теме, развивается целостное восприятие   образа   храма,   его назначения.   Как   изменяется социокультурный опыт учащихся.         и   принимать   определяющие самостоятельно   по   образцу проводить   контроль   и   оценку хода и результатов выполнения учебного проекта. Регулятивные УУД: ­  Сформированность умения  в сотрудничестве с учителем оценивать решения, дальнейшую деятельность. ­   Сформированность   умения самостоятельно свою корректировать деятельность в соответствии с изменяющейся ситуацией. ­   Владение   основами  волевой саморегуляции. Коммуникативные УУД: ­  Сформированность   умения совместно группой вырабатывать цели и функции совместной участников деятельности   под руководством учителя;  ­  Сформированность   умения планировать   общие   способы работы   совместной деятельности со сверстниками (без участия учителя). в с         17 Раздел V. Икона «Живоначальная Троица» (5 часов) 21 Икона «Живоначальная   Троица» 22 Путешествие в мир иконы. 23 Звенящие краски иконы. 24 Нераздельность и  неслиянность лиц Святой  Троицы.               явлений, Знать основные понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов. основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов. основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов.   явлений,   явлений,         Знать основные понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать           на Обратить внимание   На особенности   тренинга. основе социокультурного опыта   2­3   кл.   выйти   на усвоение ценностей духовного   Первое смысла восприятие иконы «Живоначальная Троица»   иконы.       Прослеживается основная идея:   Икона   «Живоначальная Троица»   ­   вершина   русской иконописной традиции. Научиться   с   помощью   языка символов   и   красок   иметь представление   о   духовном мире;   умение   раскрывать библейский сюжет иконы. знакомятся   с Учащиеся   особенностями цветовой символики   иконы,   которые помогают приблизиться к миру духовному, небесном, помогают понять смысл иконы, учат   духовному   общению   с теми,   кто   на   ней   изображен. Глубже   проникнуться   в   мир иконы. Выход на понимание нераздельности и неслиянности лиц Св. Троицы. Увидеть соответствие                   истории, Личностные УУД:  Сформированность ­ уважительного и доброжелательного   отношения к   другому   человеку,   его мнению, культуре, языку, вере, к культуре, традициям   России   и   народов мира; ­  Готовность   вести   диалог   с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Познавательные УУД: ­    Сформированность   умения представлять продукт учебного   проекта   в   форме с устной использованием объектов наглядности; ­  Сформированность   умения при   представлении   продукта   учебного проекта аргументировать свою позицию,   используя   языковые средства адекватные исследуемой проблеме; ­    Сформированность   умения самостоятельно   по   образцу проводить   контроль   и   оценку хода и результатов выполнения учебного проекта. презентации             18 25 Икона «Живоначальная  Троица» как чудо России.   Рублева. библейского   текста   с   иконой А.   Обратить внимание   на   особенности тренинга   по   закреплению ресурса успеха учащихся. Обобщаются знания по данной теме,   по   формированию духовных   и   художественных ценностей российской цивилизации.       явлений, характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов. Знать основные понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов.   явлений,           с   и   принимать   определяющие Регулятивные УУД: ­  Сформированность умения  в сотрудничестве с учителем оценивать решения, дальнейшую деятельность. ­   Сформированность   умения самостоятельно корректировать свою деятельность в соответствии с изменяющейся ситуацией. ­   Владение   основами  волевой саморегуляции. Коммуникативные УУД: ­  Сформированность   умения совместно группой вырабатывать цели и функции совместной участников деятельности   под руководством учителя;  ­  Сформированность   умения планировать   общие   способы работы   совместной деятельности со сверстниками (без участия учителя). ­   Сформированность   умений устанавливать   и   сравнивать разные   точки   зрения   прежде, чем   принимать   решения   и делать выборы; ­    Сформированность   умений договариваться и приходить к общему решению в совместной 19 в 26 27 28 Щит военный. Щит духовный. Сооружения и соборы  Московского Кремля. Московский Кремль – центр  государства. Раздел VI. Московский Кремль. (5 часов) деятельности   с   опорой   на социально­приемлемые способы   поведения,   в   том числе в ситуации столкновения интересов.               явлений, основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов. Знать основные понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов. основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов.   явлений,   явлений,       Учащиеся   присоединяются   в этой   теме   к   древнейшему институту   сбережения   и закрепления   жизненного   и опыта. духовного Формируется понимание выражений   «щит   военный», «щит духовный».     Расширяются   знания   о Московском   Кремле.   Заочное путешествие   по   Московскому кремлю   и   знакомство   с сооружениями, соборами, памятниками.       выходят на Учащиеся восприятие   Московского Кремля   не   только   как исторического   центра,   но государственная ценность Московского Кремля сегодня. Подчеркивается значение центра Кремля   Российского государства. как               истории,   Осознанность Личностные УУД: ­    Сформированность российской гражданской идентичности:   патриотизма, уважения   к   Отечеству, прошлому   и   настоящему многонационального   народа России; ­ своей этнической   принадлежности, знание   языка, культуры своего народа, своего края; ­ гуманистических, демократических. Познавательные УУД: ­    Сформированность   умения создавать   и   использовать модели   и   схемы   для   решения задач; ­    Сформированность   умения осуществлять   выбор   способов решения задач; ­  Сформированность   умения выделять   существенные   и Сформированность    20 29 30 Хранитель истории, доблести,  славы. Московский кремль – чудо  России.   Закрепить знание об основных святынях   Московского Кремля. Формирование образа исторической   памяти   и верности:   передать   идею: Московский Кремль – символ черт   и   идеалов   российской цивилизации:   патриотизма, державности,   связь   земного Отечества   с   духовными идеалами. Обобщающий   урок   по   теме   с закреплением основных социокультурных   ценностей раздела.   Прочувствовать   свое родство и свои общие истоки с символом могущества и славы.           явлений, основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов. основные Знать понятия темы, раскрывать   значение терминов, давать характеристику, оценивать   и   анализ исторических процессов, фактов.   явлений,             и   принимать определяющие   несущественные   признаки   для построения анализа; ­  Сформированность   умения строить   классификацию   на основе дихотомического деления; Регулятивные УУД: ­  Сформированность умения  в сотрудничестве с учителем оценивать решения, дальнейшую деятельность. ­   Сформированность   умения самостоятельно корректировать свою деятельность в соответствии с изменяющейся ситуацией. ­   Владение   основами  волевой саморегуляции. Коммуникативные УУД: ­  Сформированность   умения совместно группой вырабатывать цели и функции участников совместной деятельности под   руководством учителя;  ­  Сформированность   умения планировать   общие   способы работы   совместной деятельности со сверстниками (без участия учителя). ­   Сформированность   умений задавать вопросы необходимые 21 в с для   организации   совместной деятельности и сотрудничества с партнером. ­   Сформированность   умений устанавливать   и   сравнивать разные   точки   зрения   прежде, чем   принимать   решения   и делать выборы; ­  Сформированность   умений договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности   с   опорой   на социально­приемлемые способы   поведения,   в   том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные УУД: ­ Освоение социальных норм,  правил поведения, ролей и  форм социальной жизни в  группах и сообществах  сверстников;  ­ Участие в общественной  жизни в пределах возрастных  компетенций с учётом  региональных,  этнокультурных, социальных и  экономических особенностей. Познавательные УУД: ­ Сформированность умения  создавать и использовать  22 31 32 «Первые летописцы и первые  летописи». Как писали и украшали  летописи? Раздел VII. Летописи (4 часа) Знать основные  понятия темы,  раскрывать значение  терминов, давать  характеристику,  оценивать и анализ  исторических  процессов, явлений,  фактов. Знать основные  понятия темы,  раскрывать значение  терминов, давать  Учащимся дается  представление о первых  летописцах, их мировоззрения, т.к. они отражали историю  Отечества в свете  Божественного Промысла.  Показать в теме особенность  древнерусской литературы.  Ознакомить с различными  путями тяготения к познанию  истории через традиции  фольклора. Создается образное  представление о труде  летописца, подлинного  мастера и таланта. 33 Преподобный Нестор и его  летописи. 34 Летописи – чудо России. характеристику,  оценивать и анализ  исторических  процессов, явлений,  фактов. Знать основные  понятия темы,  раскрывать значение  терминов, давать  характеристику,  оценивать и анализ  исторических  процессов, явлений,  фактов. Знать основные  понятия темы,  раскрывать значение  терминов, давать  характеристику,  оценивать и анализ  исторических  процессов, явлений,  фактов. У учащихся формируется  представление об образе пр.  Нестора – летописца и его  главном труде «Повести  временных лет». Учащиеся  воспринимают и прочувствуют главную особенность летописи – патриотичность,  злободневность,  религиозность, историзм,  народную мудрость. Учащиеся подводятся к мысли, что  летописи Нестора – чудо  России. Обобщение и закрепление по  теме. Учащиеся выходят на  понимание, что летописи  объединяет тема родины. На  уроке идет глубинное,  прочувственное восприятие   летописей и их значения для  каждого русского человека и  Отечества. Воспитательный  момент, что летописи учат  добру, справедливости. модели и схемы для решения  задач; ­  Сформированность умения  осуществлять выбор способов  решения задач; ­ Сформированность умения  выделять существенные и  несущественные признаки для  построения анализа; ­ Сформированность умения  строить классификацию на  основе дихотомического  деления; Регулятивные УУД: ­ Сформированность умения в  сотрудничестве с учителем оценивать и принимать  решения, определяющие  дальнейшую деятельность. ­ Сформированность умения  самостоятельно  корректировать свою  деятельность в соответствии с  изменяющейся ситуацией. ­ Владение основами волевой  саморегуляции. Коммуникативные УУД: ­ Сформированность умения  совместно с группой  вырабатывать цели и функции  участников совместной  деятельности под  руководством учителя;  23 35 Семь чудес России.  Обобщающий урок. Семь чудес России.(1 час) Защита проекта: «Летопись  класса». Знать основные  понятия темы,  раскрывать значение  терминов, давать  характеристику,  оценивать и анализ  исторических  процессов, явлений,  фактов. ­ Сформированность умения  планировать общие способы  работы в совместной  деятельности со сверстниками  (без участия учителя). ­ Сформированность умений  задавать вопросы необходимые для организации совместной  деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные УУД: ­ Участие в общественной  жизни в пределах возрастных  компетенций с учётом  региональных,  этнокультурных, социальных и  экономических особенностей. Познавательные УУД: ­ Сформированность умения  создавать и использовать  модели и схемы для решения  задач; ­  Сформированность умения  осуществлять выбор способов  решения задач; ­ Сформированность умения  выделять существенные и  несущественные признаки для  построения анализа; Регулятивные УУД: ­ Сформированность умения в  сотрудничестве с учителем 24 оценивать и принимать  решения, определяющие  дальнейшую деятельность. ­ Владение основами волевой  саморегуляции. Коммуникативные УУД: ­ Сформированность умения  совместно с группой  вырабатывать цели и функции  участников совместной  деятельности под  руководством учителя;  ­ Сформированность умения  планировать общие способы  работы в совместной  деятельности со сверстниками  (без участия учителя). 25 26

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах

Рабочие программы по социокультурному курсу "Истоки" в 5-8 классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2018