РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Е.П. Новикова «____»________ 2012 г. |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР Н.В.Сидякова «____»________ 2012 г. |
УТВЕРЖДЕНО Директор школы №15 С.Н.Столярова Приказ № ___ от «____»________ 2012 г. |
«Умники и умницы»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
по интегрированному курсу информатика, математика, логика
«Юным умникам и умницам»
для учащихся 1-4 класса
Составители:
учитель высшей квалификационной категории
Березина Татьяна Юрьевна
учитель первой квалификационной категории
Сальникова Алла Владимировна
учитель первой квалификационной категории
Сидякова Наталья Викторовна
г. Нижний Новгород
2012
Содержание
|
|
стр. |
|
Пояснительная записка к программе курса «Умники и умницы» |
3 |
|
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Умники и умниц» 1 класс |
9 |
|
Содержание программы 1 класс |
11 |
|
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Умники и умниц» 2 класс |
14 |
|
Содержание программы 2 класс |
16 |
|
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Умники и умниц» 3 класс |
19 |
|
Содержание программы 3 класс |
21 |
|
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Умники и умниц» 4 класс |
23 |
|
Содержание программы 4 класс |
25 |
|
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы |
27 |
|
Учебно-методическая литература |
29 |
|
Приложение |
30 |
Пояснительная записка к программе курса «Умники и умницы»
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса и имеет социально-педагогическую направленность.
Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления. .
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Умники и умницы» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса связано с тем, что:
· в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
· анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
· конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.
Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся .
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
Связь с другими программами.
Элементы данной программы присутствуют в таких разделах государственной программы, как «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык».
Вид программы.
Модифицированная
Цель программы.
Развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.
Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Задачи программы.
1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
· формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
· формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
· создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
· способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
· воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Принципы построения программы.
1) системность: задания располагаются в определённом порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объёма материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
· определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
· в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
· достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Состав группы постоянный, набор свободный, до 25 человек.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на 4 года. Курс включает 135-136 занятий: одно занятие в неделю, 33-34 занятия за учебный год с первого по четвертый класс. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.
Формы занятий:
· по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
· по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
· по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Занятие - интеллектуальная игра, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
· Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
· Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
· Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
· Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
· Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ожидаемые результаты.
Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Формы подведения итогов реализации программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме интеллектуального марафона «Умники и умницы».
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
· тестирование;
· практические работы;
· творческие работы;
· самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
· степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
· поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
· результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
· косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов.
§ 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
§ 60-80% - уровень выше среднего;
§ 50-60% - средний уровень;
§ 30-50% - уровень ниже среднего;
§ меньше 30% - низкий уровень.
Учебно – тематический план
дополнительной образовательной программы «Умники и умниц»
1 класс
Тема |
Общее количество часов |
В том числе |
|
Теоретические |
Практические |
||
I.Введение. Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
- |
II. Выявление уровня развития познавательных процессов |
1 |
- |
1 |
III. Тренировка внимания |
9 |
- |
9 |
IV. Развитие мышления |
4 |
- |
4 |
V. Тренировка памяти |
9 |
- |
9 |
VI. Совершенствование воображения |
4 |
- |
4 |
VII. Развитие аналитических способностей |
4 |
- |
4 |
VIII.Обобщающее занятие «Наши достижения» |
1 |
- |
1 |
Итого |
33 |
1 |
32 |
Календарно-тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Умники и умницы»
1 класс
№ П/П |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
Введение. Инструктаж по ТБ. |
1 |
|
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления |
1 |
|
Развитие концентрации внимания |
1 |
|
Тренировка внимания Развитие мышления |
1 |
|
Тренировка слуховой памяти Развитие мышления |
1 |
|
Тренировка зрительной памяти Развитие мышления |
1 |
|
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций |
1 |
|
Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек |
1 |
|
Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций |
1 |
|
Развитие концентрации внимания Развитие мышления |
1 |
|
Развитие слуховой памяти Развитие мышления |
1 |
|
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций |
1 |
|
Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек |
1 |
|
Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций |
1 |
|
Тренировка внимания Развитие мышления |
1 |
|
Тренировка слуховой памяти Развитие мышления |
1 |
|
Тренировка зрительной памяти Развитие мышления |
1 |
|
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций |
1 |
|
Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек |
1 |
|
Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций |
1 |
|
Развитие концентрации внимания Развитие мышления |
1 |
|
Тренировка внимания Развитие мышления |
1 |
|
Тренировка слуховой памяти Развитие мышления |
1 |
|
Тренировка зрительной памяти Развитие мышления |
1 |
|
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций |
1 |
|
Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций |
1 |
|
Развитие концентрации внимания Развитие мышления |
1 |
|
Тренировка слуховой памяти Развитие мышления |
1 |
|
Тренировка зрительной памяти Развитие мышления |
1 |
|
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций |
1 |
|
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций |
1 |
|
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
1 |
|
Обобщающее занятие «Наши достижения» |
1 |
Содержание программы. 1 класс (33 занятия)
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
Материал каждого занятия рассчитан на 35—40 минут.
Рекомендуемая модель занятия в 1 классе такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС(развитию познавательных способностей). Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включённые в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, - ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ. (10-15 минут).
Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут).
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребёнка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10-12 минут).
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут).
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».
Рисование графических фигур — отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.
На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.
При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Графические диктанты — это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка.
Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью сравнения результатов, полученных после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 2 и № 37. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
· определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
· в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УДД:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
· проговаривать последовательность действий;
· учиться высказывать свое предположение (версию);
· учиться работать по предложенному педагогом плану;
· учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
· учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
· учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
· учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
· учиться выражать свои мысли;
· учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
· овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
· сравнивать предметы по заданному свойству;
· определять целое и часть;
· устанавливать общие признаки;
· находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
· определять последовательность действий;
· находить истинные и ложные высказывания;
· наделять предметы новыми свойствами;
· переносить свойства с одних предметов на другие.
· волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения.
· Слова – выражения приветствия, прощания.
· Понятие слово. Толковый словарь.
· Однозначные и многозначные слова
Учебно – тематический план
дополнительной образовательной программы «Умники и умниц»
2 класс
Тема |
Общее количество часов |
В том числе |
|
Теоретические |
Практические |
||
I.Введение. Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
- |
II. Свойства, признаки и составные части предметов |
4 |
- |
4 |
III. Сравнение |
6 |
- |
6 |
IV. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями |
4 |
- |
4 |
V. Элементы логики |
7 |
- |
7 |
VI. Развитие речи |
8 |
- |
8 |
VII. Развитие аналитических способностей |
3 |
- |
3 |
VIII.Обобщающее занятие «Наши достижения» |
1 |
- |
1 |
Итого |
34 |
1 |
33 |
Календарно-тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Умники и умницы»
2 класс
№ П/П |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
Введение. Инструктаж по ТБ. |
1 |
|
Входной тест |
1 |
|
Выделение признаков. |
1 |
|
Различие. |
1 |
|
Сходство. |
1 |
|
Существенные признаки. |
1 |
|
Характерные признаки. |
1 |
|
Упорядочивание признаков. |
1 |
|
Правила сравнения. |
1 |
|
Значение сравнения. |
1 |
|
Тест «Сравнение». |
1 |
|
Истинные и ложные высказывания. |
1 |
|
Отрицание высказывания. |
1 |
|
Понятие о классах. |
1 |
|
Правила классификации. |
1 |
|
Вопросы. |
1 |
|
Алгоритм. |
1 |
|
Тест «Алгоритм». |
1 |
|
Речь.Техника и выразительность речи. |
1 |
|
Закономерность в буквах и словах. |
1 |
|
Многозначные слова. |
1 |
|
Омонимы. |
1 |
|
Омофоны, омоформы. |
1 |
|
Синонимы. |
1 |
|
Антонимы. |
1 |
|
Фразеологизмы. |
1 |
|
Изобразительные средства языка. Сравнение |
1 |
|
Упорядочивание по родовидовым отношениям. |
1 |
|
Олицетворение. |
1 |
|
Текст. Тема текста. Заглавие. |
1 |
|
Текст. Опорные слова. |
1 |
|
Виды планов.. |
1 |
|
Итоговый тест. |
1 |
|
Работа над ошибками. Итоговое занятие. |
1 |
Содержание программы. 2класс (34 занятия)
I. Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.
II. Сравнение (6 часов)
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
III. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
IV. Элементы логики (7 часов)
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
V. Развитие речи (8 часов)
Умение конструировать образное выражение (сравнение, олицетворение). Типы текстов. Знакомство со словарями..Изобразительные средства языка: Сравнение олицетворение.
VI. Развитие аналитических способностей (3 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
На занятие по РПС во втором классе отводится 40-45 минут.
Рекомендуемая модель занятия такая:
1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).
2. Разминка (3-5 минут).
Во втором классе увеличивается количество вопросов, включенных в разминку. Сами вопросы становятся более сложными. Увеличивается темп вопросов и ответов.
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10-15 минут).
Материал, включённый в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и в 1 классе, своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Для развития внимания и зрительной памяти почти в каждое занятие включен зрительный диктант.
В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
4. Весёлая переменка (3-5 минут).
5. Логически-поисковые и творческие задания (10—15 минут).
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).
Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение оставляет желать лучшего путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать -(5 минут).
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы 3, данные в которую заносятся после выполнения заданий на занятиях № 1 и № 36. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. А сравнивая с показателями таблицы 1 и 2 (за 1 класс), отмечаем изменения в развитии познавательных способностей ребёнка.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
· учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
· учиться выражать свои мысли, аргументировать;
· овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
· учиться отличать факты от домыслов;
· овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
· формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
· овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
· перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
· находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
· учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
· развивать доброжелательность и отзывчивость;
· развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
· применять правила сравнения;
· задавать вопросы;
· находить закономерность в числах, фигурах и словах;
· строить причинно-следственные цепочки;
· упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
· находить ошибки в построении определений;
· делать умозаключения;
· распознавать виды текстов;
· редактировать тексты;
· работать со словарями;
· писать творческие изложения с языковым разбором;
· выделять фразеологизмы.
Учебно – тематический план
дополнительной образовательной программы «Умники и умниц»
3 класс
Тема |
Общее количество часов |
В том числе |
|
Теоретические |
Практические |
||
I.Введение. Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
- |
II. Свойства, признаки и составные части предметов |
3 |
- |
3 |
III. Сравнение |
4 |
- |
4 |
IV. Комбинаторика |
2 |
- |
2 |
V. Действия предметов |
4 |
- |
4 |
VI. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями |
2 |
- |
2 |
VII. Элементы логики |
10 |
- |
10 |
VIII. Развитие творческого воображения |
3 |
|
3 |
IX.Практический материал |
4 |
|
4 |
X. Обобщающее занятие «Наши достижения» |
1 |
- |
1 |
Итого |
34 |
1 |
33 |
Календарно-тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Умники и умницы»
3 класс
№ П/П |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
Введение. Инструктаж по ТБ. |
1 |
|
Закономерности в чередовании признаков. |
1 |
|
Классификация по какому-то признаку. |
1 |
|
Сравнение предметов по признакам. |
1 |
|
Тест «Сравнение». |
1 |
|
Состав предметов. |
1 |
|
Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». |
1 |
|
Найди отличия. |
1 |
|
Действия предметов. Игра «Кто так делает?» |
1 |
|
Комбинаторика. Перестановки, размещения. |
1 |
|
Функциональные признаки предметов. |
1 |
|
Симметрия. Симметричные фигуры. |
1 |
|
Логическая операция «и». |
1 |
|
Координатная сетка. |
1 |
|
Решение логических задач и задач-шуток. |
1 |
|
Результат действия предметов. |
1 |
|
Обратные действия. |
1 |
|
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. |
1 |
|
Тест «Отношения». |
1 |
|
Порядок действий, последовательность событий. |
1 |
|
Комбинаторика. Размещение, сочетание. |
1 |
|
Составление загадок, чайнвордов. |
1 |
|
Множество. Элементы множества. |
1 |
|
Классификация по одному свойству. |
1 |
|
Тест «Классификация». |
1 |
|
Способы задания множества. |
1 |
|
Сравнение множеств. |
1 |
|
Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). |
1 |
|
Решение задач с использованием понятий о множествах. |
1 |
|
Выражения и высказывания. |
1 |
|
Высказывания со связками «и», «или». |
1 |
|
Отрицание. |
1 |
|
Итоговый тест. |
1 |
|
Работа над ошибками. Итоговое занятие. |
1 |
Содержание программы. 3класс (34 занятия)
I. Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
II. Сравнение (4 часа)
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
III. Комбинаторика (2 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
IV. Действия предметов (4 часа)
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
V. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
VI. Элементы логики (10 часов)
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
VII. Развитие творческого воображения (3 часа)
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
VIII. Практический материал (4 часа)
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Курс РПС в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.
Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объёма самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
На каждое занятие по РПС в третьем классе отводится 45 минут.
Рекомендуемая модель занятия такова:
Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут).
Логически-поисковые задания (10 минут). На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых за дач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.
Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень, важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение! решения задачи.
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы 4, данные в которую заносятся после выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 36. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
· уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
· сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
· формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
· формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
· осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
· овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
· соблюдать нормы этики и этикета;
· овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
· учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
· учиться аргументировать, доказывать;
· учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:
· выделять свойства предметов;
· обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
· сопоставлять части и целое для предметов и действий;
· описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
· приводить примеры истинных и ложных высказываний;
· приводить примеры отрицаний;
· проводить аналогию между разными предметами;
· выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
· рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Учебно – тематический план
дополнительной образовательной программы «Умники и умниц»
4 класс
Тема |
Общее количество часов |
В том числе |
|
Теоретические |
Практические |
||
I.Введение. Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
- |
II. Сравнение |
3 |
- |
3 |
III. Комбинаторика |
3 |
- |
3 |
IV. Элементы логики |
11 |
- |
11 |
V. Развитие творческого воображения |
11 |
- |
11 |
VI. Практический материал |
4 |
- |
4 |
VII Обобщающее занятие «Наши достижения» |
1 |
- |
1 |
Итого |
34 |
1 |
33 |
Календарно-тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Умники и умницы»
4 класс
№ П/П |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
Введение. Инструктаж по ТБ. |
1 |
|
Повторение основных мыслительных операций. |
1 |
|
Причинно-следственные цепочки. |
1 |
|
Интегрированный: логика в окружающем мире. |
1 |
|
Интегрированный: логика в русском языке. |
1 |
|
Виды отношений между понятиями. |
1 |
|
Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. |
1 |
|
Понятие о графах. |
1 |
|
Рефлексивность отношений. |
1 |
|
Симметричность отношений. |
1 |
|
Тест «Отношения между понятиями». |
1 |
|
Классификация. |
1 |
|
Язык и логика. Фразеологизмы. |
1 |
|
Язык и логика. Образность и меткость речи. |
1 |
|
Язык и логика. Речевые ошибки. |
1 |
|
Язык и логика. Пословицы. |
1 |
|
Тест «Язык и логика». |
1 |
|
Работа над ошибками. |
1 |
|
Логические связки «или», «и». |
1 |
|
Логическая связка «если …, то». |
1 |
|
Логические возможности. |
1 |
|
Ситуативная связь между понятиями. |
1 |
|
Оценка ситуации с разных сторон. |
1 |
|
Образное сравнение. |
1 |
|
Синонимы. Многозначность. |
1 |
|
Антонимы. |
1 |
|
Тест «Языковая логика». |
1 |
|
Работа над ошибками. |
1 |
|
Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. |
1 |
|
Рассуждения. |
1 |
|
Выводы в рассуждениях. |
1 |
|
Юмор и логика. |
1 |
|
Юмор и логика. |
1 |
|
Конкурс эрудитов. |
1 |
Содержание программы. 4класс (34 занятия)
I. Сравнение (3 часа)
Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
II. Комбинаторика (3часа)
Решение задач с помощью таблиц и графов.
III. Элементы логики (11 часов)
Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
IV. Развитие творческого воображения (11 часов)
Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
V. Практический материал (4 часа)
Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимается по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся например, такие задания, как нахождение закономерностей нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие. Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.
Решение нестандартных задач формирует познавательную Активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.
Материал одного занятия в 4 классе рассчитан на 45 минут.
Рекомендуемая модель занятия по РПС в 4 классе аналогична модели занятия в третьем классе.
Динамика развития познавательных способностей учащихся за год оценивается с помощью таблицы 5, данные в которую заносятся на занятиях № 1 и № 36.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
· развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
· формировать личностный смысл учения;
· формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметных результатов.
Регулятивные УДД:
· осваивать способы решения проблем поискового характера;
· определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
· осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
· познавательные УУД;
· осознанно строить речевое высказывание;
· овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
· учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
· учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
· формировать мотивацию к работе на результат;
· учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
· определять виды отношений между понятиями;
· решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
· находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
· устанавливать ситуативную связь между понятиями;
· рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
· решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для проведения занятий в каждом классе (с 1-го по 4-й) разработан учебно-методический комплект, состоящий из:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетрадях;
в) программы курса.
В рабочие тетради включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.
Учитель, работающий по данным тетрадям, может вносить необходимые изменения в то или иное задание, исключать что-либо, исходя из возможностей класса и своих, оценивать эффективность занятия и степень помощи, которую следует оказать тому или иному ребёнку.
Остановимся подробнее на заданиях, включённых в рабочие тетради. В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько направлений:
· задания на развитие внимания;
· задания на развитие памяти;
· задания на совершенствование воображения;
· задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Учебно-методическая литература для учителя
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
2. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
6. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
7. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
8. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
9. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2011г.
Литература для учащихся
Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2011г.
Приложение
Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1 класс
Входной тест
1. Буквы обведи в кружок, цифры – зачеркивай.
Н Т 1 Ф 2 Б Г Д 5 Ю Т Я Ю К 6 Л М 9 Р Ш 6 Э Н Т 3 В О 7 Е Ж 8 Я Т 1 С Ъ И 4
П Т Д 5 Х 6 Н М У С К Е 7 Н Б Т З Л 8
2. Реши задачу.
Маша поет лучше Кати, Катя поет лучше Нади. Кто из девочек поет лучше всех?
3. Нарисуй недостающую фигуру.
|
|
|
|||
? |
|
|
|||
|
|
|
4. Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее. Дай название оставшейся группе слов.
НСЕГ ДАРГ ДЬЖОД ГАУРАД
5. Продолжи ряд.
1 2 2 2 3 3 3 3 _________________________________...
6. Реши задачу.
Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесу две курицы за три дня? _____________
1 класс
Промежуточный тест
1. Допиши слова, подходящие по смыслу.
Холод – зима, тепло - … .
Помидор – красный, огурец - … .
Человек – ребенок, собака - … .
Морковь – огород, яблоня - … .
2. Реши задачу.
Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех?
_______________
3. Зачеркни «лишнее» слово:
· Окунь, щука, кит, карась;
· Ель, липа, сирень, береза;
· Сын, друг, бабушка, папа.
4. Разгадай закономерность и дорисуй.
5. Учись рассуждать.
На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов?
________________
6. Назови обобщающим словом.
· Пчела, бабочка - … .
· Пила, отвертка - … .
· Франция, Россия - … .
· Дождь, снег - … .
1 класс
Итоговый тест
1. Реши задачи.
В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________
Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________
Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________
2. Зачеркни «лишнее» слово:
· Окно, волк, коза, бежать, берег;
· Гора, холм, река, лес, трамвай, поле.
3. Составь по три слова из букв каждой строки.
· Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________
· О, С, А, К _____________, _________________, _______________
4. Напиши по аналогии.
· Птица – крылья, рыба - … .
· Трактор – гусеницы, автомобиль - … .
· Завод – цех, школа - … .
· Альпинист – горы, пловец - … .
2 класс
Тест «Алгоритм»
1. Выполни действия. Впиши результаты.
· Задумай однозначное число;
· Прибавь 5;
· Сложи результаты действий 1 и 2 ;
· Вычти 4 ;
· Прибавь 10;
· Вычти удвоенное задуманное число;
· У тебя получилось 11?
Если нет, проверь правильность выполнения каждого действия.
2. Нарисуй рамку. Выполни действия:
· Отметь внутри рамки две точки;
· Обозначь эти точки буквами А и В;
· Отметь внутри рамки точку, не лежащую на прямой АВ;
· Обозначь эту точку буквой С;
· Соедини отрезками прямой точки А и С; С и В; А и В.
Какая фигура у тебя получилась?
3. Какие действия и в каком порядке нужно выполнить, чтобы решить пример: 2 * 3 + 8 : ( 12 – 10) = ___ ?
Перечисли эти действия в нужном порядке:
a) _________________;
b) _________________;
c) _________________;
d) _________________;
e) _________________ .
2 класс
Тест «Сравнение»
1. Назови предметы, которые имеют указанные признаки:
· Деревянный, удобный, письменный … .
· Летний, солнечный, праздничный … .
· Узкий, длинный, кожаный … .
· Черная, рыхлая, влажная … .
· Большие, сине, грустные … .
· Душный, сухой, пыльный … .
2. Подбери близкие по значению слова.
· Друг – товарищ.
· Храбрый - … .
· Скоро - … .
· Разломать - … .
· Думать - … .
· Редко - … .
3. Сравни самолет и автобус.
Сходство |
Различие |
|
Самолет |
Автобус |
4. Какой признак отличия лежит в основе деления:
· Перелетных и зимующих птиц;
· Хвойные и лиственные деревья.
5. Выдели признаки сходства.
· Песок, крупа - … .
· Глина, снег - … .
· Книга, телевизор - … .
· Чайник, утюг - … .
6. Напиши красивое сравнение.
Например: Осенние листья лежат, как пестрый ковер.
· Красногрудые снегири похожи на … .
· Волосы мягкие, как … .
· Голос звучал нежно, как … .
7. Подбери такое слово-прилагательное, которое подходило бы сразу к двум словам.
Например: друг ( старый) шкаф.
· Настроение ( … ) утро.
· Обида ( … ) таблетка.
· Торт ( … ) загар.
Дополнительное задание.
а) Пропали гласные:
Н … В … Д … Н … Н
К … Р … С … Л
Р … С … Н … К
б) Восстанови порядок букв и получи слово.
ИКОРКДОЛ
ЯЯЛБНО
2 класс
Тест « Отношения».
1. Определи тип отношений, запиши рядом.
· Телевизор – экран Воробей – утка
· Брюки – одежда Горький – сладкий
· Почтальон – письмо Сегодня – завтра
· Гололед – перелом руки Карман – кнопка
2. Допиши второе понятие, соответственно указанным отношениям.
а) Вид – род
лето - …
столяр - …
поезд - …
б) Целое – часть
растение - …
рыба - …
воздух - …
в) Противоположности
аккуратный - …
прямой - …
бросил - …
г) Рядоположности
люстра - …
Буратино - …
сердце - …
д) Функциональные
уши - …
гитара - …
корова - …
е) Последовательности
седьмой - …
завтра - …
молния - …
ж) Причина – следствие
игра со спичками - …
долго был летом на солнце - …
погибло много птиц - …
3. Составить самостоятельно пару понятий:
· род – вид;
· рядоположности;
· целое – часть;
· причины – следствия.
4. Зачеркни неверные пары.
Род – вид: звери – животные.
Противоположные: жара – засуха.
Причина – следствие: утро – вечер.
Последовательные: последний этаж – чердак.
Функциональные: медведь – берлога.
Целое – часть: озеро – глубина.
Рядоположности: река – рыба.
5. Напиши противоположные понятия:
· свежая газета - …
· свежая рубашка - …
· свежий хлеб - …
6. Расположи понятия от более широкого к более узкому ( пронумеруй).
· Спортивная обувь, кеды, обувь.
· Первоклассник, Петя Иванов, человек, школьник.
7. Построй сам такую цепочку.
Роза - … - … - … .
Расшифруй слова.
а) М З К - … б) Ц Е Л С Н Т И А
К Р К Д Л - … И Ч Т О Н К И Л
З М Л Т Р С Н - …
2 класс
Итоговый тест
1. Впишите слово, которое является понятием данного определения.
· Мера длины, равная 100 см, - … .
· Явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, - … .
· Твердое состояние воды непрозрачного цвета - … .
· Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько раз, - … .
· Четырехугольник, у которого все углы прямые, - … .
· Небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, - … .
· Полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит - … .
· Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, - … .
2. Дополни определение.
· Час – это единица времени.
· Гроза – это явление природы.
· Корень – это часть растения.
3. Самостоятельно составь определение.
· Дневник – это … .
· Делитель – это … .
· Береза – это … .
· Справедливость – это … .
4. Вычеркни определения с ошибками.
· Враг – это человек, который желает тебе зла.
· Утюг – предмет бытовой техники для одежды.
· Чай – это кипяченая вода чайнике.
· Шуба – зимняя верхняя одежда из меха.
· Лимон – это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус.
· Корова – животное, которое дает молоко.
· Ствол – это древесный стебель.
5. Объясни своими словами крылатые выражения.
· Юмор – это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары судьбы.
· Глаза – зеркало души.
3 класс
Входной тест
1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.
2. Вспомните логические операции.
а) Обобщение.
Назови одним словом, исключив лишнее:
· мальчик, девочка, бабушка - … .
· сметана, кефир, майонез - … .
· Земля, Луна, Венера, юпитер - … .
· дуб, баобаб, береза, осина - … .
· предательство, доброта, честность - … .
б) Сравнение.
Солнце – Луна: сходство, различие.
в) Классификация.
Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.
1 группа |
2 группа |
3 группа |
|
|
|
г) Аналогия.
· Вверх – вниз
· Говорил - …
· Думать – размышлять
· Ломать - …
· Брюки – штанина
· Рубашка - …
· 1 2 3 – 2 3 4
· 3 4 5 - …
3. Анаграммы (расшифруй слова).
Ю Г Т У
Я М Л О Н И
У А К Т Р К
3 класс
Тест «Классификация»
1. Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.
· Коза, корова, лось, лошадь - … .
· в, з, ш, д - … .
· Апельсин, груша, малина, яблоко - … .
· Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .
· Добрый, жадный, честный, голодный - … .
2. Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).
· Ель ромашка шиповник
· Клен ландыш смородина
· Береза колокольчик сирень
3. Раздели на группы. Дай группам название.
Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.
4. Произведи классификацию по основанию: материал изделия.
Посуда |
5. Произведи классификацию самостоятельно.
Геометрические фигуры |
6. Исправь ошибки в классификации.
· Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.
· Деревья делятся на хвойные и фруктовые.
· Водоемы делятся на океаны и моря.
7. Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.
· Люди делятся на детей и взрослых.
· Машины делятся на грузовые и легковые.
· Год делится на зиму, лето, осень, весну.
· Горы делятся на старые и молодые.
· Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм.
· Час состоит из минут и секунд.
3 класс
Тест «Сравнение»
1. Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.
Впиши ответы:
_____________;
_____________;
_____________.
2. Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.
Впиши ответ: ________________________________________________ .
3. Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.
Ответ: _________________________________ .
4. Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?
Ответы впиши в таблицу:
Сходство: Различие:
_а)_________________ a)_________________
_b)_________________ b)_________________
_c)_________________ c)__________________
_d)_________________ d)__________________ .
5. Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?
Ответ подчерки и объясни.
6. Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.
Ответы:
a) __________;
b) __________;
c) __________ .
* Разгадай загадку:
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет,
На все садится,
Тепла боится.
Ответ: ______________ .
3 класс
Тест «Отношения»
1. Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.
Ответ: ________________ .
2. Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:
a) Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;
b) 8, 17, 24, 32, 2;
c) Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.
Ответы:
a) _____________;
b) _____________;
c) _____________ .
3. Укажи родовое понятие:
a) Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
b) Пятиугольник, круг, квадрат;
c) Пчела, муха, бабочка;
d) Ель, береза, сосна, клен.
Ответы:
a) ______________
b) ______________
c) ______________
d) ______________ .
4. Заполни таблицу.
Род |
Виды |
||
Птица |
Ворона |
2) |
3) |
Металл |
1) |
2) |
3) |
Нечетное число |
1) |
2) |
3) |
Глагол |
1) |
2) |
3) |
Имя собственное |
1) |
2) |
3) |
Итоговый тест за курс 3 класса
1. Напиши название предмета, который имеет данные признаки:
· быстрая, бурная, горная, … .
· крупный, вкусный, круглый, грецкий, … .
· летняя, теплая, звездная, … .
· меткая, поучительная, мудрая, … .
2. Вычеркни неверные сравнения.
· У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги.
· Курица – домашняя птица, а лебедь – дикая.
· В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора.
· Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров – с трех сторон.
3. Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации – вид орфограммы.
Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.
1 |
2 |
3 |
|
|
|
4. Произведи классификацию по любому основанию.
а) Все экосистемы делятся на … .
б) Всех зверей можно разделить на … .
5. Дай группе слов родовое понятие.
· Яблоко, желудь, шишка - … .
· Тополь, кошка, мухомор - … .
· Шелк, ситец, вельвет - … .
6. Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.
Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.
7. Что это?
… - движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении.
… - одна сторона листа.
… - знаки, с помощью которых записываются числа.
8. Составь определение.
Чемодан – это … .
9. Напиши противоположное понятие.
· Замерз - … .
· Огорчить - … .
10. Напиши следствие указанной причины.
Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому … .
11. Напиши причину указанного следствия.
Автобус не приехал вовремя, потому что … .
12. Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.
Входной тест
4 класс
1. Логика – это наука о том, как нужно …, …, … .
2. Назови одним словом, исключив лишнее.
· Злость, радость, восторг - … .
· Пингвин, журавль, верблюд - … .
· Тюмень, Киев, Москва - … .
· Желудок, позвоночник, череп - … .
3. Сравнение.
Сравнить – это значит найти признаки … и … .
4. Классификация.
Сходство |
Различие |
|
Книга |
Тетрадь |
|
|
|
|
5. Аналогия.
· Продолжи по аналогии:
· Побежал, подарок, походка;
· 701, 6002, 50003, … .
· Маленький, умненький, кисленький, … .
6. Расшифруй слова:
А Г И К Л О - … Е М А В И Н И Н - …
П Т А Я М Ь - … Ш Л Ы М Е Е Н И - …
4 класс
Тест «Отношения между понятиями»
1. Определи вид отношений между понятиями и продолжи по аналогии.
____________
Дятел – птица
Учитель – …
Часы – …
_____________
Улыбнулся – нахмурился
Упрямый – …
Заболел – …
______________
Книга – страница
Здание – …
Рассказ – …
________________
Чай – кофе
Ручка – …
Землетрясение – …
_________________
Кровь – кислород
Яблоко - …
Овца - …
__________________
Ноябрь – декабрь
Утро - …
1/7 - …
__________________
Грубость – обида
Шутка - …
Дождь - …
2. Напиши аналогичную пару:
Стол – мебель
Китай - …
Машина – кузов
Паровоз - …
Глаза – картина
Уши - …
Широкий – бескрайний
Безымянный - …
Лето – июль
Рубашка - …
3. Выполни аналогичное задание.
А) Лук – связка лука.
сыр - … чай - …
бензин - … песок - …
суп - … клей - …
молоко - …
Б) Лиса – хищный зверь – зверь – животное – живая природа.
Ель - … - … - … - … .
Апельсин - … - … - … - … .
В) Подчеркни две фразы, наиболее близкие по смыслу.
· Вымыть посуду.
· Передохнуть.
· Справиться с напряжением.
· Находиться в отпуске.
· Тянуть лямку.
· Гнуть спину.
· Испытывать судьбу.
· Потерять почву под ногами.
4 класс
Тест «Язык и логика»
1. Задание на внимание. Исправь ошибки там, где они есть.
· Старые лебеди склонила над ним горые шеи.
· Зимой в саду расцвели яблони.
· Внизу над ними расстилалась пустыня.
· В ответ я киваю ему рукой.
· Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними.
· Сорняки шипучи и плодовиты.
· Настоле лежала карта нашего города.
· Самолет сюда, чтобы помочь людям.
· Кораблю медленно подплывал к берегу, на котором везли обезьянку.
· Дети страдали от недоедания пищи.
2. Закончи фразеологизмы:
· Ни к селу, … .
· В час по … .
· Как снег … .
· Совать нос … .
· … из мухи … .
3. Продолжи пословицы.
· Январь – году начало, зиме … .
· … всякий молод.
· Красна птица пером, а человек … .
· Крепкую дружбу … .
· Мал золотник, да … .
4. Подчеркни фразы, наиболее близкие по смыслу.
· Вести честную игру.
· Играть со смертью.
· Быть хозяином своей судьбы.
· Играть по правилам.
5. Объясни смысл следующих фразеологизмов:
· с минуты на минуту;
· утереть нос;
· перемывать кости;
· говорить в глаза.
6. Вспомни и запиши фразеологизмы, которые мы говорим о :
· полной темноте;
· том, кто сам не пользуется т и другим не дает;
· делах, которые идут успешно, удачно;
· том, что одно плохое портит много хорошего.
7. У шпиона обнаружена шифровка. В ней зашифрована секретная информация, Расшифруй ее.
Верные друзья обещали мне ежедневно брать около магазина большие арбузы.
8. Для рифмовки поэты иногда используют слова созвучные, но с разным ударением, например:
· Я под синим пулогом
· На холме полугом.
· Найди такие слова для стихотворения Я Козловского:
· На двери замка ни … .
· Живет щегол здесь – первый … .
· И утром белка из …
· Ему готовит гоголь-моголь.
4 класс
Тест «Языковая логика»
1. Внимательно прочитай прилагательные, запомни их и запиши рядом с данными существительными:
· дом бабочка
· книга лекарство
· класс дорога
· аппетит взгляд
· лето кресло
2. Составь как можно больше вопросов, соединив два понятия ситуативной связью.
Хлеб – ручка.
а) …
б) …
· Вымыть посуду. В мгновение ока.
· Передохнуть. Пока еще не поздно.
· Справиться с напряжением. Лучше поздно, чем никогда.
· Находиться в отпуске. В два счета.
3. Оцени событие с положительной и отрицательной сторон.
Учитель поставил «двойку» за плохое поведение на уроке.
4. Объясни смысл следующих сравнений:
· Медвежья услуга - … .
· Заячья душа - … .
· Волчьи законы - … .
5. Найди синонимы и подчеркни их.
· Больной, необычный, усталый, странный, далекий.
· Шалить, играть, драться, баловаться, кричать.
· Бежать, сидеть, лететь, мчаться, гнаться.
6. Угадай многозначное слово.
· Помещение в гостинице ( … ) один выпуск газеты или журнала.
· Часть книги ( … ) часть дерева.
· Древнее оружие ( … ) овощ.
· Сфера общения ( … ) геометрическая фигура.
· Часть литературного произведения ( … ) руководитель учреждения.
7. Подбери антонимы к данным словосочетаниям:
· Свежая газета - …
· Свежая рубашка - …
· Свежий воздух - …
· Свежие новости - …
8. К каждой паре существительных подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.
· ____________________________ хвост, холод.
· ____________________________ характер, перстень.
· ____________________________ нервы, труба.
· ____________________________ жизнь, конфета.
9. Реши анаграммы и исключи лишнее слово.
К О Х Й Е К
СНИНЕТ
ОЖИВТ
Л У Ф О Б Т
4 класс
Конкурс эрудитов
1. Закончи фразеологизмы.
· Ни в зуб … .
· Как снег … .
· Ждать у моря … .
· Язык … .
2. Вставь в скобки слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго.
Например: ВОК ( ЗАЛ) ПЫ.
· ГОР ( … ) ОЛАД.
· КАБ ( … ) ОШКО.
· ЗА ( … ) ЕЦ.
3. За 15 минут автомат упаковывает 40 коробок. Сколько коробок он упакует за час?
4. В русских народных сказках часто встречаются постоянные эпитеты( определения): красна девица, добрый молодец и др.
Какие эпитеты употребляются со словами:
· Ночь Сокол
· Вода Леса
· Горы Поле
· Солнышко Реки
5. Пятеро друзей обменялись между собой фотографиями. Сколько всего было роздано фотографий7 Ответ поясни.
6. Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков.
7. Вставь на свое место ( изменяя где нужно форму падежа, рода и числа) слова-синонимы старинный, давний, старый, ветхий, в отрывок текста:
… человек обыкновенно любит вспоминать … происшествия и рассказывать о … обычаях; а если он скуп и жаден, то в сундуке его найдешь много … вещей.
8. В стихотворении А.А.Фета «Береза» две соседние строки противоречат одна другой, так как в них употребляются контрастные слова (антонимы). Найди и подчеркни эти слова.
Печальная береза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят.
И радостен для глаза
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы (заря)
Я наблюдать за ней.
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
9. Исключи лишнее слово, предварительно решив анаграммы.
Ю К И Л Т
Л Ю Т А Н Ь П
ОЗАР
А Л И Ф К А
10. Вставь пропущенное слово в паре по аналогии с первой парой:
Квадрат – куб; d) Жара – зной;
Треугольник - …; Смелый - …;
Дуб – дерево; e) Дерево – ствол;
Стакан - …; Человек - …;
Река – озеро; f) Молоко – сыр;
Яблоко - …; … - печенье.
11. Какие из двух приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?
· Куй железо, пока горячо.
· Один в поле не воин.
· Лес рубят – щепки летят.
· Не все золото, что блестит.
· Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.