Ростовская область Неклиновский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Федоровская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»____________________
Директор МБОУ Федоровской СОШ
Петрова Н.В.
Приказ № 96/1 от 31.08.2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке в 1-б классе
на 2018-2019 учебный год
Начальное общее образование, 1 класс
Количество часов – 30 (1 час в неделю)
Учитель: Горелик Надежда Николаевна
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по музыке.
За основу рабочей программы взята авторская программа и учебник «Музыка» для 1 класса под редакцией Е.Д. Критской и др..
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Музыка»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке в 1 классе разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими документами:
· Федеральный закон от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015;
· Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373;
· Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и г. N 986; оборудования учебных помещений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "04" октября 2010;
· Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 №НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
· Устав МБОУ Федоровской СОШ от 19.11.2015 №723;
· Положение о рабочей программе учителя МБОУ Федоровской СОШ;
· Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
· Положение о внутренней системе оценки качества образования;
· Положение о формах обучения;
· Программа по изучению курса «Музыка» под редакцией Критской Е.Д. и др. изд. Москва: «Просвещение» 2016 года.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект «Школа России», включающий:
Обоснование выбора программы и учебно-методического комплекта
1. Выбор программы «Музыка», разработанной Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. обусловлен тем, что данная программа наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы определяется федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018/2019 учебный год.
2. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума гуманитарного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с учащимися, имеющими разный уровень подготовки. Данная рабочая программа сохраняет и конкретизирует основное содержание всех разделов программы с указанием бюджета времени на них, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.
Цели и задачи рабочей программы
Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
Содержание программы первого года делится на два раздела: “Музыка вокруг нас” (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия “Музыка и ты” (знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.
2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Музыка» в 1 классе отводится 33 учебных недели (33 часа из расчёта 1час в неделю). Исходя из годового календарного учебного графика школы на 2018 – 2019 учебный год, курс « Музыка» в 1-м классе будет изучаться в количестве 30 час (3 часа компенсированы за счет совмещения тем).
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
№ |
Содержательные линии (предметные) |
Планируемые предметные результаты |
|
Базовый уровень ученик научится |
Повышенный уровень ученик получит возможность научиться |
||
1. |
Музыка в жизни человека
|
- воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально-образного содержания; - различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши; - выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям; - воплощать настроение музыкальных произведений в пении; - отличать русское народное творчество от музыки других народов; - вслушиваться в звуки родной природы; - воплощать образное содержание народного творчества в играх, движениях, импровизациях, пении простых мелодий; - понимать значение музыкальных сказок, шуток. |
- воспринимать и понимать музыкальные произведения, доступные возрасту 6-8 лет; - передавать содержание песенного творчества в пении, движении, элементах дирижирования и др.; - оценивать значение музыки в жизни людей на основе знакомства с легендами и мифами о происхождении музыки. |
2. |
Основные закономерности музыкального искусства
|
слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики, настроения; - различать темпы, ритмы марша, танца и песни; - находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей; - определять куплетную форму в тексте песен; - различать более короткие и более длинные звуки, условные обозначения (форте — пиано и др.). |
выражать свои эмоции в исполнении песен, в придумывании подходящих музыке движений; - понимать элементарную запись ритма и простой интонации; - различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипки, балалайки, трубы, флейты), пение солиста и хора (мужского, женского или детского); - исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. |
Обучающийся получит возможность овладеть: первоначальными представлениями о музыкальном искусстве и его видах; о творчестве П.И. Чайковского, М.М. Глинки, С.С . Прокофьева и др., о песенном творчестве для детей, об авторской и народной музыке; - элементарными муыкальными понятиями: звук, звукоряд, нота, темп, ритм, мелодия и др. |
|||
3. |
Музыкальная картина мира |
исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая певческую установку; - чисто интонировать попевки и песни в доступной тесситуре; - воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, тихо) особенности музыки; - различать звучание русских народных и элементарных детских музыкальных инструментов. |
- выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера; - узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов; - различать звучание музыкальных инструментов, голосов.
|
№ |
Универсальные учебные действия |
У обучающегося будут сформированы |
Обучающийся получит возможность для формирования |
1. |
ЛИЧНОСТНЫЕ |
-восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера; - эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру; - положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности; - основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями; - уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям. |
- понимания значения музыкального искусства в жизни человека; - начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений; - первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности; - эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.
|
№ |
Метапредметные УУД |
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
1. |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ |
принимать учебную задачу; - понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей; - осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; - адекватно воспринимать предложения учителя. |
принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; - воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей; - принимать позицию исполнителя музыкалъ- |
2. |
ПОЗНАВАТЕЛЬ НЫЕ |
ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик); - использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»); - находить в музыкальном тексте разные части; - понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями; - читать простое схематическое изображение. |
соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика); - понимать запись, принятую в относительной сольмизации, включая ручные знаки; - пользоваться карточками ритма; - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки; - соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. |
3. |
КОММУНИКАТИВНЫЕ |
воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках; - понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.); - контролировать свои действия в коллективной работе. |
- исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; - следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.
|
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого раздела -
2 четверть: 8 урок – «Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины»
4 четверть: 32 урок - «Ничего на свете лучше нету». В конце учебного года в форме заключительного урока-концерта (33 урок)
Оценка музыкально-практической деятельности младших школьников на уроках музыки носит лишь поощрительный, стимулирующий характер. Она должна учитывать индивидуальный исходный уровень общего и музыкального развития школьника, интенсивность формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке.
Таким образом, оценка уровня музыкального развития учащихся, предлагаемая ниже, носит условный характер:
Ø Эмоциональная отзывчивость как показатель развития интереса, желания слушать музыку;
Ø Проявление любой творческой активности, самостоятельности;
Ø Уровень развития музыкального мышления (образность, ассоциативность);
Ø Умение применять «ключевые знания» о музыке;
Ø Уровень исполнительской культуры (творческий подход, эмоциональность).
4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. «Музыка вокруг нас» 16 ч.
Раздел 2. «Музыка и ты» 14 ч.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта
5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел 1. «Музыка вокруг нас» 16 часов
«Щелкунчик», фрагменты
из балета. П. Чайковский.
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Октябрь» («Осенняя песнь») из
цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Колыбельная Волховы», песня Садко
(«Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский-
Корсаков.
«Петя и волк», фрагменты из
симфонической сказки. С. Прокофьев.
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка».
Н. Римский-Корсаков.
«Гусляр Садко». В. Кикта.
«Фрески Софии Киевской», фрагмент
1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.
«Звезда покатилась». В. Кикта,
слова В. Татаринова.
«Мелодия» из оперы «Орфей и
Эвридика». К. Глюк.
«Шутка» из Сюиты № 2 для
оркестра. И.-С. Бах.
«Осень» из Музыкальных
иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастушья песенка» на тему из 5-й
части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова
К. Алемасовой.
«Капельки». В. Павленко,
слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко,
слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.
«Азбука». А. Островский,
слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова
И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова
В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова
В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова
и др.
«Дудочка», русская народная песня;
«Дудочка», белорусская народная песня.
«Пастушья», французская народная
песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст
С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский
текст В. Гурьяна.
«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер,
слова А. Коваленкова.
«Зимняя сказка». Музыка и слова
С. Крылова.
Рождественские колядки и рождественские
песни народов мира.
Раздел 2. «Музыка и ты» 14 часов
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Добрый день». Я. Дубравин,
слова В. Суслова.
«Утро». А. Парцхаладзе, слова
Ю. Полухина.
«Солнце», грузинская народная
песня, обраб. Д. Аракишвили.
«Пастораль» из Музыкальных
иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастораль» из Сюиты в старинном
стиле. А. Шнитке.
«Наигрыш». А. Шнитке.
«Утро». Э. Денисов.
«Доброе утро» из кантаты «Песни
утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны»
(по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Вечер». В. Салманов.
«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
«Менуэт». Л. Моцарт.
«Болтунья». С. Прокофьев,
слова А. Барто.
«Баба Яга». Детская народная игра.
«У каждого свой музыкальный
инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер.
М. Ивенсен.
Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»).
А. Бородин.
«Солдатушки, бравы ребятушки», русская
народная песня.
«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин,
слова С. Крылова.
«Учил Суворов». А. Новиков,
слова М. Левашова.
«Волынка». И. С. Бах.
«Колыбельная». М. Кажлаев.
«Колыбельная». Г. Гладков.
«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок».
Р. Щедрин.
Лютневая музыка. Франческо да
Милано.
«Кукушка». К. Дакен.
«Спасибо». И. Арсеев, слова
З. Петровой.
«Праздник бабушек и мам». М. Славкин,
слова Е. Каргановой.
Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк».
И. Дунаевский.
«Клоуны». Д. Кабалевский.
«Семеро козлят», заключительный
хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова
Е. Манучаровой.
Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха».
М. Красев, слова К. Чуковского.
«Добрые слоны». А. Журбин,
слова В. Шленского.
«Мы катаемся на пони». Г. Крылов,
слова М. Садовского.
«Слон и скрипочка». В. Кикта,
слова В. Татаринова.
«Бубенчики», американская народная
песня, русский текст Ю. Хазанова.
«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин,
слова В. Суслова.
«Бременские музыканты» из
Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова
Ю. Энтина.
6. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
30 час (1 раз в неделю)
№ урока |
Тема урока (страницы учебника )
|
Дата по плану |
Дата по факту |
Тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные
|
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||||||
Раздел I «Музыка вокруг нас»-16ч. |
||||||||||||||
1. |
И Муза вечная со мной! Уч. стр.8-9 |
07.09 |
07.09 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. (Урок-путешествие) |
Знакомство с Музой – феей звуков. Сравнение значений слов «муза» и «музыка». П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» Д.Кабалевский «Песня о школе». И.Якушенко «Пестрая песенка» |
Знать: композитор – исполнитель – слушатель. - правила поведения на уроке музыки, правилам пения.
Уметь: размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. |
- наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; - с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования
|
- обогащение индивидуального музыкального опыта; - расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;
|
||||||
2 |
Хоровод муз. Уч. стр.10-11 |
14.09 |
14.09 |
Комбинированный урок. (Урок- экскурсия) |
Музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов. р.н.п. «Во поле береза стояла» греческий танец «Сиртаки» молдавская хороводная песня-пляска «Хора». |
Знать: понятия “хор”, “хоровод”. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Уметь: узнавать на слух основную часть музыкальных произведений; - передавать настроение музыки в пении. |
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
|
- использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках |
||||||
3 |
Повсюду музыка слышна. Уч. стр.12-13 |
21.09 |
21.09 |
Комбинированный урок. (Урок - игра) |
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Ролевая игра «Играем в композитора», Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок. |
Знать: определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; Уметь: принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. -определять характер, настроения песенок, жанровой основы. - исполнять, инсценировать песни. |
- выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах.
|
- приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
|
||||||
4 |
Душа музыки – мелодия. Уч. стр.14-15 |
28.09 |
28.09 |
Урок обобщения и систематизации знаний. (Урок-путешествие) |
Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа. Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности.
|
Знать: термины: мелодия и аккомпанемент. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия) Уметь: выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша; - определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); |
- откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
|
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.
|
||||||
5 |
Музыка осени. Уч. стр.16-17 |
05.10 |
05.10 |
Комбинированный урок |
Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. |
Знать: Куплетная форма песен. Уметь: различать тембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; |
- осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.
|
- участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
||||||
6 |
Сочини мелодию. Уч. стр.18-19 |
12.10 |
12.10 |
Урок закрепления нового материала. |
Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора». |
Знать: Понятия «мелодия» и «аккомпанемент». Уметь: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость; - ценить отечественные народные музыкальные традиции; |
- владеть элементами алгоритма сочинения мелодии; - самостоятельно выполнять упражнения; - владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. |
- ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
|
||||||
7 |
«Азбука, азбука каждому нужна…» Уч. стр.20-21 |
19.10 |
19.10 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
|
Знать: элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Уметь: пониманать истоки музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
|
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; - понимать взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни; |
- участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
||||||
8 |
Музыкальная азбука. Уч. стр.22-23 |
26.10 |
26.10 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
|
Знать: Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ. Уметь: узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук. |
- Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов (вопрос — ответ, выразительные и изобразительные интонации и др.) ; |
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собствен- ные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
|
||||||
9 |
Обобщающий урок 1 четверти. Уч. стр.3-23 |
02.11 |
02.11 |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
|
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.
|
Знать: определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель», Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям. |
- задавать вопросы; - отвечать на вопросы; - умение выражать свои мысли.
|
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
|
||||||
10 |
Музыкальные инструменты. Уч. стр.24-25 |
16.11 |
|
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. «Полянка» (свирель), «Во кузнице» (рожок), «Как под яблонькой» (гусли) «Пастушья песенка» (французская народная песня) |
Знать: Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска. Уметь: ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; - находить сходства и различия в инструментах разных народов.
|
- название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала. - распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. |
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
|
||||||
11 |
«Садко». Из русского былинного сказа. Уч. стр.26-27 |
23.11 |
|
Комбинированный урок
|
Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли) Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» |
Знать: понятия «композиторская музыка». разновидности народных песен – колыбельные, плясовые. - внимательно воспринимать информацию; Уметь: внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; |
- различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности; - определять на слух звучание народных инструментов; - воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;
|
- приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание;
|
||||||
12 |
Музыкальные инструменты. Уч. стр.28-29 |
30.11 |
|
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Музыкальные инструменты. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано. И.С.Бах «Шутка» К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент)
|
Знать: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано. Уметь: сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; |
- определять названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов; - передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. |
- приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание;
|
||||||
13 |
Звучащие картины. Уч. стр.30-31 |
07.12 |
|
Комбинированный урок.
|
Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами. К.Кикта «Фрески Софии Киевской» Л.Дакен «Кукушка» |
Знать: Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Уметь: сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.
|
- узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
|
- участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. |
||||||
14 |
Разыграй песню. Уч. стр.32-33 |
14.12 |
|
Комбинированный урок.
|
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.
|
Знать: Основы понимания развития музыки Уметь: выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. |
- учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; - оценивать собственную музыкально -творческую деятельность
|
Уметь планировать свою деятельность; |
||||||
15 |
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Уч. стр.34-37 |
21.12 |
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся |
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок. |
Знать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники – Рождество, названия рождественских песнопений - колядки. Уметь: узнавать освоенные музыкальные произведения, давать определения общего характера музыки;
|
- учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.
|
приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
|
||||||
16 |
Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти. Итоговый тест№1 Уч. стр.38-39 |
28.12 |
|
Комбинированный урок.
|
Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей.
|
Знать: понимать степень понимания роли музыки в жизни человека. Уметь: узнавать освоенные музыкальные произведения, давать определения общего характера музыки.
|
- учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.
|
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности; - накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса. |
||||||
Раздел II «Музыка и ты» 14ч. |
||||||||||||||
17 |
Край, в котором ты живешь. Уч. стр.42-43 |
11.01 |
|
Урок изучения и закрепления новых знаний. |
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. |
выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов; оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
|
- использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.
|
- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;
|
||||||
18 |
Художник, поэт, композитор. Уч. стр.44-45 |
18.01 |
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. |
Знать: Музыкальные пейзажи Уметь: понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;
|
- получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства. |
- воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.
|
||||||
19 |
Музыка утра. Уч. стр.46-47 |
25.01 |
|
Комбинированный урок.
|
Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. |
Знать: Выразительность и изобразительность в музыке. Уметь: по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения |
. - выявлять особенности мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. |
Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
|
||||||
20 |
Музыка вечера. Уч. стр.48-49 |
01.02 |
|
Комбинированный урок.
|
Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке.
|
Знать: Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки. Уметь: по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения. -сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. |
- формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы; - получения новых знаний через постижение основных средств музыкальной выразительности;
|
- выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
|
||||||
21 |
Музыкальные портреты. Уч. стр.50-51 |
15.02 |
|
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Сходство и различие музыки и разговорной речи. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
|
Знать: понятие «интонация» Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, - определять их сходство и различия; - выявлять различные образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи.
|
- вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки,
|
- соединять слуховые впечатления детей со зрительными. |
||||||
22 |
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. У каждого свой музыкальный инструмент. Уч. стр.52-55 |
22.02 |
|
Комбинированный урок. |
Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора. П.Чайковский «Баба Яга» « Баба – Яга» - детская песенка |
Знать: Развитие музыки в исполнении Уметь: выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные. - воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
|
- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
|
- выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
|
||||||
23 |
Музы не молчали. Музыкальные инструменты. Обобщающий урок 3 четверти
Уч. стр.56-59 |
01.03 |
|
Комбинированный урок. |
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. |
Знать: Музыкальные памятники защитникам Отечества Уметь: определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках. - внимательно слушать.
|
- определять характер музыки и передавать ее настроение, описывать образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу, - передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний;
|
- выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении |
||||||
24 |
Мамин праздник. Уч. стр.60-61 |
15.03 |
|
Комбинированный урок. |
Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. В.Моцарт «Колыбельная» И.Дунаевский «Колыбельная» М.Славкин « Праздник бабушек и мам» И.Арсеев «Спасибо» |
Знать: понятия «напевность», «кантилена», «интонация». Уметь: передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать; - выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями. |
- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. - передавать в собственном испол_ нении (пении, игре на инструмен_ тах, музыкально_пластическом дви_ жении) различные музыкальные образы. |
- выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении |
||||||
25. |
Музыкальные инструменты. Уч. стр.62-63 |
05.04 |
|
Урок изучения и закрепления новых знаний |
Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов. «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня. |
Знать: определение тембров народных инструментов Уметь: вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах |
- участвовать в коллективном музицировании на элементарных и музыкальных инструментах.
|
- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;
|
||||||
26 |
Музыкальные инструменты. Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Уч. стр.64-65 |
12.04 |
|
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта. |
Знать: тембр музыкальных инструментов: флейты и арфы. Уметь: сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. |
- сопостовлять внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов - лютня, клавесин, гитара. |
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление |
||||||
27 |
«Звучащие картины. Уч. стр.66-67 |
19.04 |
|
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины. |
Знать: понятие «музыкальная речь» Уметь:- сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, - размышлять о возможностях музыки в передаче чувств. Мыслей человека, силе ее воздействия. |
- обобщать характеристику музыкальных произведений, расширять словарный запас. |
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление |
||||||
28 |
Музыка в цирке. Уч. стр.68-69 |
26.04 |
|
Комбинированный урок. |
Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления. |
Знать: Песня, танец, марш и их разновидности. Уметь: определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш. - узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. |
- через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей. - передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении. |
- накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса. |
||||||
29 |
Дом, который звучит.70-71 Уч. стр. Итоговый тест №2
|
17.05 |
|
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка. |
Знать: песенность, танцевальность, маршевость. Уметь: вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
|
- накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; - расширения музыкального кругозора и получения общих представлений о музыкальной жизни современного социума; - формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;
|
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление |
||||||
30 |
Опера-сказка. Уч. стр.72-73 «Ничего на свете лучше нету». Обобщающий урок. Уч. стр.74-79 |
24.05 |
|
Урок закрепления знаний.
|
Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка. Музыка для детей. Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы. |
Знать: Опера, песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Солист, хор. Уметь: назвать понравившееся произведения, дать его характеристику; - сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. Знать: элементарные понятия о музыкальной грамоте и использовать их во время урока. Уметь: эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. |
- участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности; - слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию. - оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально - творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.). |
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление -собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотеку). |
||||||
Итоговый тест 1 класс
1 полугодие
Тема раздела: « Музыка вокруг нас»
Три «кита» в музыке – это…
а) Песня
б) Танец
в) Вальс
г) Марш
а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.
б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.
в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
3. Выберите верное утверждение:
а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.
б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.
в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
Народные инструменты – это…
а) флейта
б) гусли
в) дудка
Симфонические инструменты – это…
а) флейта
б) гусли
в) арфа
Народные праздники – это…
а) Новый год
б) Рождество
в) 1 сентября
Итоговый тест 1 класс
2 полугодие
Тема раздела: « Музыка и ты»
Какие средства в своей работе использует:
1) Поэт а) краски
2) Художник б) звуки
3) Композитор в) слова
а) светлыми
б) нежными
в) сумрачными
3. Найди лишнее:
Образ защитника Отечества воспевается в таких произведениях – это…
а) «О маме»
б) «Богатырская симфония»
в) песня «Солдатушки, бравы ребятушки»
4. Найди лишнее:(подчеркни)
Духовые народные инструменты – это…
а) Волынка
б) Рожок
в) Дудка
г) Скрипка
а) Д.Б. Кабалевский
б) С.Прокофьев
а) Золотые рыбки из балета «Конек Горбунок» 1) марш
б) Колыбельная мамы Козы из оперы «Волк и семеро козлят» 2) танец
в) Семеро козлят из оперы «Волк и семеро козлят» 3) песня
Так же для проведения итогового мониторинга можно использовать выполнение творческих заданий из рабочей тетради для 1 класса издательства «Просвещения», авторов методического комплекта: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
РАССМОТРЕНО
Протокол №6 заседания Методического совета МБОУ Федоровской СОШ от «31» 08 2018 г. ____________Г.Н.Карачина
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МБОУ Федоровской СОШ _________________Г.Н.Карачина
«31» 08 2018 г. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.