Рабочий лист по русскому языку на тему "Имя прилагательное"
Оценка 5

Рабочий лист по русскому языку на тему "Имя прилагательное"

Оценка 5
doc
01.05.2023
Рабочий лист по русскому языку на тему "Имя прилагательное"
Выделит. знаки при приложениях.doc

Составитель

Студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, группы НОРб-15 Лисовицкая Евгения Олеговна

Предмет

Русский язык

Класс

8 «А»

Раздел

Синтаксис

Тема

Выделительные знаки препинания при обособленных приложениях.

Тип

Комбинированный

Форма

Традиционная форма

Цель

формирование понятия об обособлении приложений.

Задачи

Образовательные:

Воспитательные: прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе, паре; повышение интереса к предмету, уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку.

Развивающие: развитие орфографической зоркости; развивать интерес к языку и речевому творчеству, развивать логическое мышление, развить УУД, как психологический составляющий фундаментального ядра, содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.

Формировать УУД:

личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний.

Планируемые

результаты

Предметные: умение  находить обособленные  члены  предложения.

Метапредметные: совершенствование навыков микроисследования и анализа, умений сравнивать, анализировать.

Личностные: стремиться правильно излагать, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логического мышления.

Основные понятия

Синтаксис, обособленные члены предложения, определение, обстоятельство, дополнение, приложение.

Внутрипредметные связи

Морфология (работа с частями речи), орфография (работа с орфограммами).

Оборудование

Доска, мел, учебник «Русский язык. Учебник для 8 кл.»/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М., 2018, карточки.

Организация пространства

Коллективная работа, фронтальный опрос, работа с карточками

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Методы и приемы

Время

1)Организационный этап.

Слово учителя.

30 сек.

2) Актуализация знаний. Проверка дом. задания.

Беседа, работа над языковым материалом, устный фронтальный опрос.

15 мин.

3. Открытие новых знаний.

Работа с учебником, беседа.

5 мин.

4) Закрепление знаний.

Слово учителя, работа у доски, наблюдение.

15 мин.

5) Подведение итогов + рефлексия.

Беседа, слово учителя, фронтальный опрос.

5 мин.

6) Информация о домашнем задании.

Чтение учебника, слово учителя.

1 мин.

7) Оценивание.

Слово учителя.

1 мин.

 

 

Эскиз доски

 

Четвертое марта.

Классная работа.

 

 

Д/з: §50, упр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный этап.

Цель этапа:

Включение учащихся в деятельность.

- Здравствуйте! Рада всех вас видеть. Садитесь!

 

- Откройте тетради, запишите дату и «классная работа» в тетрадь.

- Приветствуют, садятся, записывают дату в тетрадь.

2.

Актуализация

знаний. Проверка домашнего задания.

На предыдущих уроках мы изучали тему «обособленные приложения». Давайте повторим:

1. Дайте определение понятию «обособление».

 

2. Что служит языковым средством обособления?

 

3. Как на письме выделяются обособленные члены предложения?

 

4. Какие члены предложения могут быть обособленными?

 

5. Как подчеркиваются обособленные члены предложения?

6. Дайте определение понятию «приложение».

7. Какими могут быть приложения?

 

 

8. Найдите приложение, к какому слову оно относится? Чем выражено определяемое слово?

 

1. Сегодня утром Катаев, опытный служака, рассказывал о вчерашнем происшествии.

2. Ее отец, моряк, редко бывал дома.

3. Ананас, чудеснейший дар природы тропиков, похож на большую кедровую шишку.

4. Нас, врачей, поражает это поистине безграничное терпение.

 

 

 

1. Обособление – выделение второстепенных членов по смыслу.

 

2. Интонация.

 

 

3. Запятыми, реже – тире.

 

 

 

4. Второстепенные.

 

 

5. Так же, как и необособленные.

 

 

6. Приложение – это определение, выраженное именем существительным.

7. Согласованные – совпадают с главным словом в падеже и числе.

Несогласованные – стоят всегда в начальной форме.

3.

Закрепление знаний и умений.

 

 

- Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему «Выделительные знаки препинания при обособленных приложениях.»

- Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите дату, «классная работа», тему урока в тетрадь.

- На партах у вас лежит справочный материал, давайте посмотрим, разберем, когда обособляются приложения.

Приложения – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например: Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих.

Обособляются

Не обособляются

1.Приложения, которые относятся к личному местоимению.

Человек дела, он всегда дорожил временем.

1. Приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве».

Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених.

Мы мало знаем о Чехове как о враче. (Мы знаем о писателе-Чехове, но не знаем его в качестве врача)

2.Распространённые приложения, стоящие после определяемого существительного.

На стене висел старый синий мундир и его ровесница, треугольная шляпа.

3.Приложения, имеющие причинное значение, добавочное обстоятельственное.

Смышлёные звери, бобры зимуют разумно.

4. Согласованные приложения, стоящие после определяемого собственного существительного.

Николай Иванович Пирогов, замечательный русский хирург и ученый, поступил на медицинский факультет Московского университета в четырнадцатилетнем возрасте.

5. Приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности.

Её, как южанку, страшно пугали полярные холода Якутской области.

6. Приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, по имени, по фамилии и пр.

Собачка эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием.

Дефис ставится:

1. Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире, если они отделяются от определяемого слова длительной паузой, например: Пришёл ноябрь – месяц крепких заморозков.

2. Если приложение и определяемое им слово выражены нарицательными существительными, то между ними ставится дефис.

Бабочки-капустницы порхали над клубами.

3. Если же приложение или определяемое слово выражено именем собственным, дефис ставится только в том случае, когда имя собственное стоит перед нарицательным. Сравним:

Начиналась Москва с небольшого городища в том месте, где речонка Яуза впадает в Москву-реку.

(Словосочетание речонка Яуза написано без дефиса, так как имя собственное стоит после имени нарицательного, а словосочетание Москву-реку через дефис, потому что имя собственное стоит перед именем нарицательным.)

4. Если это название специальностей.

Врач-терапевт, ученый-филолог.

5. Указывает на возраст, национальность, родство.

Солдат-украинец.

- Давайте потренируемся применять знания на практике.

Задание 1: Найдите приложения, к какому слову они относятся? Объясните расстановку знаков препинания.

1. Он, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке. (Приложение относится к личному местоимению «Он».)

2. Все знают Семенова как хорошего слесаря. (Приложение не выделяется запятыми, так как союз «как» имеет значение «в качестве». Все знают Семенова в качестве хорошего слесаря.)

3. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой. (Приложение имеет обстоятельственное значение. Теркин никнет головой почему? Потому что он оглушен тяжким гулом.)

4. Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики. (Приложение с союзом «как» обособляется, если имеет оттенок причинности. Валерию было трудно привыкнуть к суровому климату Арктики, так как он уроженец  Юга.)

5. В нашей деревне протекала  Волга-река. (Тире ставится, так как имя собственное стоит перед нарицательным.)

6. Жена, по происхождению татарка, готовила изумительный плов. (Приложение обособляется так как стоит после определяемого слова, выраженного существительным.)

7. По дороге в лес нас догнал деревенский пес, по кличке Сорванец. (Приложение обособляется, так как присоединяется словами «по прозвищу».)

8. Сергей Никанорыч, буфетчик, налил пять стаканов чаю. (Приложение обособляется, так как стоит после имени собственного.)

9. Ухаживала за мной одна девушка-француженка. (Тире ставится, так как приложение поясняет национальность.)

10. Тут на широкой улице встретился им повар-старичок. (Тире ставится, так как приложение поясняет возраст.)

 

Задание 2: Расставьте недостающие знаки препинания, найдите приложение, к какому слову оно относится?

1. Хозяин, суровый мужик, был не рад гостям. (Приложение обособляется, так как стоит после определяемого существительного.)

2. Володя, семнадцатилетний юноша, сидел в беседке. (Приложение относится к имени собственному и стоит после него.)

3. Вспомнилась маленькая девочка, племянница. (Приложение стоит после определяемого существительного.)

4. Была у него собака, по прозвищу Шайтан. (Приложение обособляется, так как присоединяется словами «по прозвищу».)

5. Мне, как человеку любопытному, совсем не хочется уходить. (Приложение с союзом «как» имеет оттенок причинности. Мне не хочется уходить, потому что я любопытный человек.)

6. Это она, моя незнакомка. (Приложение относится к личному местоимению.)

7. Девушка-почтальон разносила газеты. (Ставится дефис, потому что приложение поясняет название профессии.)

8. Журавка-речушка протекала сзади двора. (Имя собственное стоит перед определяемым существительным.)

9. Мы, кулинары, хлопотали на кухне. (Приложение относится к личному местоимению.)

10. На берегах Днепра раскинулся древний город Киев. (Дефис не ставится, так как имя собственное стоит после имени нарицательного.)

 

Задание 3: Повторим ещё раз особенности обособления приложения с союзом как. Укажите, в каких предложениях необходимо поставить знаки препинания и почему?

1. Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачёву вступать не могу. (Обособляется так как приложение с союзом «как» имеют оттенок причинности. Я ни в какую службу не мог вступить, потому что я офицер и дворянин.)

2. Свой путь в науку он начал как участник экспедиции. (Не обособляется приложение, потому что приложение с союзом «как» имеют значение «в качестве». Свой путь он начал в качестве участника экспедиции.)

3. Л.Н.Толстой как гениальный писатель известен всему миру. (Приложение с союзом «как» имеют значение «в качестве». Толстого знали в качестве гениального писателя.)

4. С.А.Есенин, как последний поэт деревни, хорошо знал крестьянскую жизнь. (Обособляется, так как приложение с союзом «как» имеет оттенок причинности. Есенин хорошо знал крестьянскую жизнь, потому что он последний поэт деревни.)

5. Илюше, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому. (Обособляется, так как приложение с союзом «как» имеет оттенок причинности. Илюше так и хочется броситься и переделать все самому, потому что он резвый мальчик.)

6. Он работал как простой каменщик. (Приложение с союзом «как» имеют значение «в качестве». Он работал в качестве простого каменщика.)

 

 

 

4. Подведение итогов, рефлексия.

Фронтальный опрос:

1. Что называется приложением?

 

 

 

 

 

 

 

2. Как на письме выделяются обособленные приложения?

3. При каких условиям приложения выделяются на письме запятыми? Тире?

 

- Какие есть вопросы по теме урока?

 

1. Приложение – это определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в том же роде, числе, падеже.

2. Запятыми и тире.

 

3. См. в справочном материале.

5. Информация о домашнем задании.

- Откройте свои дневники и запишите, пожалуйста, домашнее задание.

Стр. 172, п. 50, упр. 310

 (В упражнение представлен текст о Чуковском, вам необходимо его прочитать и составить предложения, используя приложения, об этом человеке.)

  

6. Оценивание.

«5» потому что… (активно работал(а) на уроке, отвечал(а) точными и полными формулировками);

 

«4» потому что… (не проявлял(а) особой активности, был(а) не точен(на) в формулировке определений);

 

«3» потому что… (не проявлял(а) активности, допускал(а) грамматические ошибки).

 

 

 

 

 

 

 


Составитель Студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, группы

Составитель Студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, группы

Этапы урока Методы и приемы

Этапы урока Методы и приемы

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся 1

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся 1

Приложения – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например:

Приложения – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например:

Приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, по имени, по фамилии и пр

Приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, по имени, по фамилии и пр

Валерию , как уроженцу юга , трудно было привыкнуть к суровому климату

Валерию , как уроженцу юга , трудно было привыкнуть к суровому климату

Была у него собака , по прозвищу

Была у него собака , по прозвищу

Закрепление знаний и умений. -

Закрепление знаний и умений. -

Рабочий лист по русскому языку на тему "Имя прилагательное"

Рабочий лист по русскому языку на тему "Имя прилагательное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2023