Рабочий материал по географии. 6 класс. Тема. Водоёмы.
Оценка 5

Рабочий материал по географии. 6 класс. Тема. Водоёмы.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
дефектология
6 кл
26.11.2018
Рабочий материал по географии. 6 класс. Тема. Водоёмы.
В шестом классе школы для глухих детей, на базе изученного в начальной школе, мы углубляем знания учащихся по изучаемому материалу. Расширяя познания, используя более сложные задания: работа с дополнительной литературой, где определены слова, которым нужно дать определения, используя словари, подбирая иллюстрации
Водоёмы.docx
ТЕМА. Водоёмы. Цели: 1. уточнить и расширить знания обучающихся о водоемах, познакомить с разнообразием водоёмов, их значением в жизни людей; 2. развивать связную речь, память, внимание, умение сравнивать и анализировать; 3. формировать интерес к предмету, правила пользования водоемами, учить беречь воду, природу. Задание №1. Прочитать текст. Дать определения выделенным словам. Водоём — постоянное или временное скопление стоячей или со сниженным стоком воды в естественных или искусственных впадинах (озёра, водохранилища, пруды и т. д.). В широком смысле, также — обозначение морей и океанов. Изучением водоёмов занимается наука гидрология. Водоёмы образуются при наличии на поверхности замкнутых котловин и превышения притока воды в это углубление над потерями её на фильтрацию в грунт и испарение. Водоёмы могут быть постоянными и временными, возникающими лишь в многоводные периоды года. К таким водоёмам относят старицы и лужи, возникающие весной при разливах крупных рек. По химическому составу и количеству солей, растворённых в воде, водоёмы разделяются на солёные и пресные. Физические, химические и биологические процессы в водоёмах протекают различно, в зависимости от того, к какому типу они относятся. К искусственным водоёмам относятся выработанные карьеры, водохранилища, пруды, запруды, бассейны. 1. Сток. Речной сток — перемещение воды в виде потока по речному руслу. Происходит под действием гравитации. Является важнейшим элементом круговорота воды в природе, с помощью которого происходит перемещение воды с суши в океаны или области внутреннего стока. Количественное значение стока в единицу времени называется расходом воды. В гидрологии под речным стоком обычно подразумевается объём стока — объём воды (или минеральных веществ, твёрдый сток), прошедшей через определённый створ в единицу времени, чаще всего год. Объединяет поверхностный сток (образующийся в результате осадков и снеготаяния) и подземный сток, формируемый за счет грунтовых вод. Речной сток за год является объективным показателем для определения полноводности реки. 2 ОО зеро — компонент гидросферы, представляющий собой естественно возникший водоём, заполненный в пределах озёрной чаши (озёрного ложа) водой и не имеющий непосредственного соединения с морем (океаном)[1]. Озёра являются предметом изучения науки лимнологии. Всего в мире насчитывается около 5 млн. озёр.. Озеро представляет собой замкнутое углубление суши, в которое стекает и накапливается вода. Озёра не являются частью Мирового океана. Классификация озёр Ледниковое озеро Арберзее По происхождению природные озёра делятся на:  Тектонические: образуются путём заполнения трещин в земной коре. Ярким примером тектонического озера является озеро Байкал.          Ледниковые: образуются тающим ледником. Типичным ледниковым озером, оставшимся от последнего ледникового периода является Арберзее, расположенное у подножья горы Большой Арбер (1456 м) — самой высокой горы Богемского леса. Моренные озера Речные (или старицы). Приморские (лагуны и лиманы). Наиболее известной лагуной является Венецианская, расположенная в северной части Адриатического моря. Множество приморских озер, образовавшихся из морских заливов вследствие поднятия берега, находится на берегу Белого моря[2]. Провальные (карстовые, термокарстовые). Особенностью некоторых провальных озёр является их периодическое исчезновение и появление, зависящие от своеобразной динамики подземных вод. Типичный представитель — озеро Эрцов Южной Осетии. Пойменные. Озёра образуются благодаря поймам. Завально-запрудные: образуются при обрушении части горы (например, озеро Рица в Абхазии). Горные: расположены в горных котловинах. Кратерные: расположены в кратерах потухших вулканов и трубок взрыва. В Европе подобные озёра находятся в области Айфель (Германия). Возле них наблюдаются слабые проявления вулканической деятельности в виде горячих источников. По положению озёра делятся на: (применительно к планете Земля):   Наземные, воды которых принимают активное участие в кругообороте воды в природе и подземные, воды которых если и принимают в нём участие, то лишь косвенно. Иногда эти озёра заполнены ювенильной, то есть самородной водой. Подземные. К числу подземных озёр может быть отнесено и подлёдное озеро в Антарктиде. По водному балансу озёра делятся на: Сточные (имеют сток, преимущественно в виде реки). Бессточные (не имеют поверхностного стока или подземного отвода воды в соседние водосборы. Расход воды происходит за счет испарения). По типу минерализации   пресные;  ультрапресные минеральные (солёные).   солоноватые солёные 3. ВодохраниОлище — искусственный (рукотворный) водоём, образованный, как правило, в долине реки водоподпорными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве. Водохранилища делятся на два вида:  озёрные; речные (русловые).  Для водохранилищ озёрного вида (например, Рыбинского) характерно формирование водных масс, существенно отличных по своим физическим свойствам от свойств вод притоков. Течения в этих водохранилищах связаны больше всего с ветрами. Водохранилища речного (руслового) вида (например, Дубоссарское) имеют вытянутую форму, течения в них обычно стоковые; водная масса по своим характеристикам близка к речным водам. Основными параметрами водохранилища являются объём, площадь зеркала и амплитуда колебания уровней воды в условиях его эксплуатации. 4. Пруд — искусственный водоём для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы (прудовое рыбное хозяйство) и водоплавающей птицы, а также для санитарных, противопожарных и спортивных потребностей . В российском законодательстве прудами считаются искусственные водоёмы площадью не более 1 км² 5. МоОре — это часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. Отличается от Мирового океана также гидрологическим, метеорологическим и климатическим режимом, что связано с их окраинным положением относительно океанов и замедлению водообмена из-за ограниченности связи с открытой частью[1].Моря также отделяют друг от друга в соответствии с их флорой и фауной (например, Эгейское море находится в Средиземном море). Для фауны морей характерно наличие эндемиков 6. ОкеаОн – (от имени древнегреческого божества Океана) — крупнейший водный объект, составляющий часть Мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями. Океан находится в непрерывном взаимодействии с атмосферой и земной корой. Площадь поверхности мирового океана, в состав которого входят океаны и моря, составляет около 71 % поверхности Земли (порядка 361 млн. км²). Рельеф дна океанов Земли в целом сложен и разнообразен. Наука, изучающая океаны, называется океанологией; фауну и флору океана изучает раздел биологии, называемый биология океана. 7. ГидролоОгия — наука, изучающая природные воды, их взаимодействие с атмосферой и литосферой, а также явления и процессы, в них протекающие (испарение, замерзание) 8. ВодоочиОстка (или очистка воды) — процесс удаления нежелательных химических веществ, биологических загрязнителей, взвешенных твёрдых частиц и газов, загрязняющих пресную воду. Окончательным результатом процесса очистки является получение питьевой воды, пригодной для использования с определённой целью. В зависимости от цели водоочистки, употребляются и другие термины: водоподготовка и очистка сточных вод. Наиболее тщательно вода очищается и обеззараживается в процессе подготовки к использованию человеком для бытовых нужд (питьевая вода). Кроме того, очистка воды может производиться и для других целей, отвечающих другим требованиям, например, для медицинских целей или для применения в фармакологической, химической или других отраслях промышленности. В целом технологический процесс, используемый для очистки воды включают в себя физические методы (фильтрация, седиментация, обратный осмос, дистилляция), биологические методы (медленные песчаные фильтры или биологически активный активированный уголь), химические методы (флокуляция, ионный обмен, хлорирование и использование электромагнитного излучения, например ультрафиолетового излучения). Согласно приведенным в докладе Всемирной организации здравоохранения данным, в 2017 году 1,5 млрд человек не имеют доступа к улучшенным источникам водоснабжения, из 4 млрд случаев диареи — 88 % вызваны использованием небезопасной воды, а также неадекватной санитарией и гигиеной. Кроме того, по данным экспертов ВОЗ ежегодно 1,8 млн человек умирают от диарейных заболеваний, из них в 94 % случаев развитие диареи можно предотвратить путём изменения условий окружающей среды, включая доступ населения к безопасной (очищенной и подготовленной) воде. . Использование относительно простых методов очистки и подготовки питьевой воды для бытовых нужд, например, хлорирования, применение фильтров для воды, дезинфекция солнечными лучами (УФО), а также хранение запасов питьевой воды в безопасных ёмкостях могло бы ежегодно спасти огромное количество человеческих жизней[2]. Таким образом, основной целью организаций здравоохранения в развивающихся странах является снижение случаев смертности от болезней, вызванных употреблением некачественной питьевой воды. 9. ИспареОние — процесс фазового перехода вещества из жидкого состояния в парообразное или газообразное, происходящий на поверхности вещества. Процесс испарения является обратным процессу конденсации (переход из парообразного состояния в жидкое). При испарении с поверхности жидкости или твёрдого тела вылетают (отрываются) частицы (молекулы, атомы), при этом их кинетическая энергия должна быть достаточна для совершения работы, необходимой для преодоления сил притяжения со стороны других молекул жидкости. 10. СтаОрица, старореОчье, курьяО, поОйменное оОзеро— участок прежнего русла реки. Старица, как правило, имеет серповидную или петлеобразную форму. Обычно старицы образуются при спрямлении меандрирующего русла, когда в половодье или паводкивооды, идущие по пойме, способны промыть более короткий путь. Также старицы образуются при достижении меандрирующей рекой полной степени развития таким образом, что соседние излучины смыкаются друг с другом. Иногда старицы бывают вытянутой формы. Такая форма стариц образуется при других типах русловых процессов, например, при пойменной многорукавности. После спрямления река начинает течь по новой протоке, а прежнее, более длинное, русло превращается в старицу. Постепенно входы в старицу заносятся песком и илом(наносами). Старица некоторое время сохраняется как озеро, а затем превращается в сырой луг или болото, либо высыхает. Наиболее крупная из существующих уже длительное время стариц — Узбой, древнее русло Амударьи, имеющее протяжённость свыше 500 километров. «Правила по охране водоёмов» -Нельзя загрязнять воду в водоёмах: сливать в неё плохо очищенную воду, мыть автомобили. Выбрасывать пустые бутылки, вещи. Ведь мы в ответе за будущее нашей планеты. И это касается не только нашего озера, но и всех водоемов, с которыми мы с вами познакомились. Схема процесса меандрированияс образованием старицы 11. ЛуОжа — относительно небольшое скопление жидкости, в большинстве случаев воды в углублениях на поверхности земли или в неровностях какого- либо покрытия (тротуар, проезжая часть дороги Схема образования дождевой лужи Задание: «Части реки»  Водоемы можно разделить на две группы: _________ и ___________.  Естественные водоемы – это __________________________________.  Искусственные водоемы – это _________________________________.  Люди создают искусственные водоёмы для _______________  Начало реки – это __________________.  Устье реки – это ____________________.  Русло - это ______________________.  Притоки – это ____________________.  Какие берега бывают у реки и как это определить? Водоём - это место скопления или хранения воды. Водоёмы можно разделить на две группы: естественные и искусственные. Естественные (создала природа) водоёмы – океан, море, река, озеро, ручей и т.д. Искусственные (созданы при помощи человека) – водохранилище, пруд канал. Океан – водный покров земли, окружающий материки и острова. На Земле 5 океанов: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Южный Море – часть океана, обособленная сушей. Морская вода соленая и непригодна для питья. Озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоем. Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья. Ручей. Водохранилище – искусственный водоём, образованный, как правило, в долине реки водопроводными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве. Пруд – запруженное место, водоём в естественном или выкопном углублении, а также запруженное место в реке. Для водоснабжения, орошения и разведения рыбы.

Рабочий материал по географии. 6 класс. Тема. Водоёмы.

Рабочий материал по географии. 6 класс. Тема. Водоёмы.

Рабочий материал по географии. 6 класс. Тема. Водоёмы.

Рабочий материал по географии. 6 класс. Тема. Водоёмы.

Рабочий материал по географии. 6 класс. Тема. Водоёмы.

Рабочий материал по географии. 6 класс. Тема. Водоёмы.

Рабочий материал по географии. 6 класс. Тема. Водоёмы.

Рабочий материал по географии. 6 класс. Тема. Водоёмы.

Рабочий материал по географии. 6 класс. Тема. Водоёмы.

Рабочий материал по географии. 6 класс. Тема. Водоёмы.

Рабочий материал по географии. 6 класс. Тема. Водоёмы.

Рабочий материал по географии. 6 класс. Тема. Водоёмы.

Рабочий материал по географии. 6 класс. Тема. Водоёмы.

Рабочий материал по географии. 6 класс. Тема. Водоёмы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2018