Работа классного руководителя по проектной деятельности
художественно-эстетического направления
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
Конфуций.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Метод обучения - сложное, многомерное, многокачественное образование. "Если бы удалось построить его пространственную модель, то мы бы увидели причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно меняющий свою окраску", - так многие авторы определяют понятие "метод обучения".
С чего я начала свою работу с классом?
Я предлагаю им условия, согласно которым мы будем выстраивать совместную работу: сегодня ты – член творческой группы, к твоему мнению прислушиваются и уважают, ты выполняешь задания, которые нужны всем, без тебя не состоится презентация, на тебя надеются, тебе доверяют, ты не подведешь. Ты – ученик класса, гимназии, житель города. Наконец, ты – гражданин России, великой страны, где есть законы и традиции, которые ты соблюдаешь и развиваешь.
Такая цепочка, по моему мнению, способствует осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества.
Через проектную деятельность каждый ребенок вовлекается в творческий процесс. Классный руководитель организует помощь ребенку со стороны заинтересованных взрослых, решает личностные проблемы ребенка, организует детский досуг и общение.
Проектировочная деятельность предполагает развитие интеллектуальных способностей, для чего широко используются такие методы, как «мозговой штурм», деловые игры, методы развития интуиции и психотренинг, направленные на развитие социального опыта, переосмысление собственной позиции и изменение установок.
В процессе проектирования учащиеся овладевают следующими умениями:
· рассматривать проблемное поле и подпроблемы, формировать ведущую проблему и ставить задачи, вытекающие из этой проблемы;
· обучаются целеполаганию и планированию содержательной деятельности;
· поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
· в процессе работы над проектом учащиеся анализируют, синтезируют, выдвигают гипотезы, детализируют и обобщают, т.е. овладевают исследовательской деятельностью;
· обучаются применению знаний из разных областей наук;
· подбирают различные формы презентации;
· овладевают коммуникативными способностями, учатся слушать и слышать друг друга, вести дискуссию, отстаивать свою позицию.
Для воспитания чувства ответственности необходимо чаще доверять детям, обращаться к ним с просьбой о помощи, совместно обсуждать вопросы, направленные на поиск и принятие нравственного решения, предоставление школьнику права выбора способов решения данного ему поручения, поощрение за творческий подход в его выполнении.
Для формирования рефлексивных способностей учитель и его воспитанники должны уметь осмысливать свою деятельность, полученные результаты, процесс организации. Для этого необходимо организовывать коллективный анализ деятельности, размышления, определение своей роли и отношения к организованным событиям, делам; брать интервью у исполнителей проекта, организовывать тестирование, анкетирование.
Для учителя, организующих этапы работы учащихся над проектом, определены следующие условия:
· введение обучающихся в проектную деятельность (объединение в команду по интересам);
· выбор тематики проекта и ее утверждение;
· составление плана работы над проектом (распределение ролей, направление деятельности);
· поиск информации по проблеме, анализ научно – методических и литературных источников;
· организация процесса консультирования и анализа выполнения этапов проекта;
· консультации по оформлению проекта;
· организация и проведение предзащиты проекта (выбор члена команды для защиты проекта), анализ совместной деятельности;
· рекомендации и контроль по доработке проекта;
· презентация проекта, подведение итогов;
· реализация проекта в реальных условиях школы, самооценочная функция;
· рефлексивная деятельность на данном этапе и выбор проблемы для дальнейшей деятельности.
Ставя перед собой цель – максимально развить творческий потенциал личности ученика, организуется внеурочная деятельность таким образом, чтобы ребёнок погружался в атмосферу творчества.
Для того чтобы к моменту окончания гимназии класс стал дружной семьей, ведётся работа, направленная на формирование у обучающихся нравственной культуры и миропонимания. Дети умеют разрешать спорные и конфликтные ситуации путём переговоров, оказывать поддержку в трудной ситуации. Путём включения в игровую деятельность, в процессе тренингов вырабатываются нормы общения, толерантность, уважительные отношения между детьми.
На сегодняшний день, успешным будет человек с активной жизненной позицией, самостоятельный и инициативный, способный спроектировать своё образование и самореализоваться. Опыт, полученный учащимися в результате проектной деятельности, позволяет эффективно формировать эти качества личности.
Соблюдение всего вышеизложенного обеспечивает получение эффективных результатов в воспитании школьников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.