МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ХОРОВАЯ ШКОЛА № 1
г. САМАРА
Методическая разработка
«Работа над кантиленой в классе фортепиано со старшими школьниками»
Работу выполнила:
преподаватель
Асеева О.О.
.
Самара, 2020г.
ВВЕДЕНИЕ
«… пение – это главный закон
музыкального исполнения,
жизненная основа музыки» (К. Н. Игумнов)
Владение кантиленой, искусством «пения на фортепиано» — одна из важнейших сторон техники пианиста. Звуковая выразительность, качество звука, прежде всего его певучесть является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла.
Неоценимо значение пьес кантиленного характера в процессе обучения игре на фортепиано. Когда ребенок приходит учиться игре на инструменте, первый музыкальный материал, с которым его знакомит педагог – это песенки и легкие пьески, в основе которых, чаще всего, лежит красивая мелодия. Красивую мелодию хочется слушать, хочется научиться играть или хотя - бы напевать. Поэтому работа над звукоизвлечением с первых уроков должна занимать центральное место.
По единодушному мнению выдающихся пианистов и педагогов хорошему, выразительному исполнению нужно учиться у певцов. «Очень полезно для правильного исполнения фразы пропеть ее себе самому» (Ф.Э. Бах).
О «пении на рояле» говорили и писали крупнейшие пианисты – Г.Г. Нейгауз, К.Н. Игумнов, А. Корто. Хорошему исполнению, исполнению со вкусом можно научиться, слушая выдающихся мастеров, в особенности певцов.
При работе над мелодией очень важно, чтобы учащийся слышал интонационность музыкальной речи, ее смысл, выразительность, характер. От умения передать этот смысл зависит содержательность исполнения.
Воспитание и совершенствование умения исполнять музыкальные произведения кантиленного характера является одной из основных задач преподавателя класса фортепиано.
Умение внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания благотворно сказывается на развитии творческих музыкальных способностей ученика, его исполнительской инициативы. Формированию этих навыков необходимо уделять много времени и сил.
Г. М. Коган: «Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационно и тембрально тонкий слух – вот первая задача педагога-музыканта, сквозной стержень его работы».
Одна из основных задач педагога - пианиста должна сводиться к тому, чтобы научиться себя слушать, ибо умение слышать – основа пианистического мастерства. В нашей практике мы часто встречаемся с тем, что учащийся просто развлекает себя звучанием, не вслушиваясь и не заостряя внимание на том, что является основной задачей в произведении. Особенностью работы над произведением кантиленного характера является: заставить учащегося слушать себя «со стороны». Учащийся должен стремиться, во-первых, к полному, мягкому, певучему звуку, во-вторых, к максимальному разнообразию звуковых красок.
По словам Г. Г. Нейгауза, «работа над звуком – выражение неточное: «О любом очень хорошем пианисте всегда говорится: какой у него прекрасный звук, как у него звучит и т.д. Но то, что на нас действует как прекрасный звук, есть на самом деле нечто гораздо большее – это выразительность исполнения».
Кроме особых приемов исполнения кантилены необходимо эмоциональное отношение к исполняемому, так как в реальное звучание пианист воплощает свое внутреннее представление о мелодии. Ведь исполнитель должен находить для каждой мелодии соответствующий ее особенностям индивидуальный звук и артикуляцию, ибо «каждая содержательная мелодия имеет свою внутреннюю сущность. Эмоциональное отношение к мелодии – одна из важнейших сторон музыкальности человека» (Е. Либерман).
Целью данной методической разработки является изучение и обобщение опыта творческой и педагогической работы педагогов для того, чтобы углубить собственные профессиональные позиции в области изучения и применения их для работы над кантиленой в старших классах детской музыкальной школы.
Задачи данной методической разработки:
1. описать взаимозависимость качества звука и характера звукоизвлечения, применение разных способов прикосновения к клавиатуре, соблюдение закономерностей развития формы;
2. выявить взаимосвязь между различными методами работы над кантиленой по классу фортепиано в старших классах детской музыкальной школы;
3. систематизировать формы, методы и приемы работы над кантиленой по классу фортепиано в старших классах детской музыкальной школы.
2.РАБОТА НАД КАНТИЛЕНОЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ
В средних и старших классах музыкальной школы следует продолжать работу по эмоциональному и музыкальному развитию, начатую в младших классах.
Например, пьеса В. Зиринга «Сказание» - это сказочно-былинная поэма со вступлением и заключением, ясной трехчастной формой изложения. После проигрывания и прослушивания аудиозаписи этого произведения, следует натолкнуть учащегося на нужный эмоционально-поэтический образ. После того, как учащийся разберет произведение, нужно обратить внимание на его форму. Подвинутые учащиеся уже могут самостоятельно рассмотреть форму, они видят и слышат ее трехчастность, определяют измененное повторение первой части. Обычно к этому времени учащиеся знакомы с такими понятиями как кульминация, кадансы. Они сами видят и слышат место кульминации: в средней части это самая яркая, длинная и высокая нота. На уроке мы оговариваем и показываем заключительные кадансовые построения каждой из трех частей, играемые на ritenuto.
Основой этой пьесы, как и других пьес кантиленного характера, является мелодия. Красивая, задушевная, широко льющаяся русская мелодия начинается одноголосно, удваиваясь подголосками лишь в кадансах. Середина начинается же двухголосно, с несложным подголоском. Но с третьего такта средней части она дана уже в аккордовом изложении, а повторение первой части идет в известном «гусельном» варианте, где мелодия ведется по верхним звукам переливчатых аккордов. Основа мелодии – пение. Мелодия в инструментальных сочинениях связана с принципами вокального искусства, с закономерностями человеческого дыхания. Этот принцип должен быть положен в основу работы пианиста над мелодией.
Важно, прежде всего, уяснить развитие мелодии, ее членение на фразы, мотивы, в каждой фразе важно осознать «интонационные точки», как назвал их К. Н. Игумнов. Умение правильно проинтонировать, пропеть мелодию является очень ценным умением учащегося. В начале работы над произведением нужно активизировать слуховое внимание просьбой сыграть или пропеть голосом данную фразу или предложение. Нужно, чтобы учащийся ясно представлял себе линию, рисунок мелодии, которые раскрывают пластику движения музыкальной мысли. Пластическое исполнение музыкальной фразы невозможно без сопровождающих, объединяющих движений кисти. Характер этих движений тесно связан с интонацией. Но нет ничего более важного в кантиленных пьесах, чем умение петь пальцами.
Одна из основных задач педагога – пианиста должна сводиться к тому, чтобы научить ученика себя слушать, ибо умение слышать – основа пианистического мастерства. Все движения юного пианиста должны быть подчинены слуховому контролю. Очень полезно поиграть, закрыв глаза, в таком случае обостряется слух и ученик начинает слышать реальное звучание, а не то, которое ему представляется.
Как же научить ученика извлекать певучий звук? Певучесть звука достигается на фортепиано особым способом нажима клавиши. Суть его состоит в том, чтобы не толкать клавишу, не ударять по ней, а сперва «нащупать» ее поверхность, «прижаться», как бы «приклеиться» к ней не только пальцем, но и всей рукой, всем телом, и затем, не «отлипая» от клавиши, непрерывно ощущая, держа ее на кончике (точнее, на подушечке) длинного, словно от локтя или даже от плеча тянущегося пальца, постепенно усиливая давление, пока рука не погрузится в клавиатуру до отказа, до дна – таким движением, каким опираются на стол. Когда процесс освоен и автоматизирован, он протекает проще и быстрее, так что все детали сливаются в одно мгновенное действие.
Таким образом, надо следить за тем, чтобы рука была освобождена от всякой скованности, особенно в запястье. Ладонь должна находиться над нажимаемой клавишей, а не сбоку от нее. Этим в значительной мере определяется и характер движений руки при переходе с клавиши на клавишу. Закругленность пальцев должна быть минимальной, их так называемые «дуги» - возможно более пологими, и вся опора приходилась не на кончик пальца, а на «подушечку». Однако, в концах пальцев необходима крепость, цепкость.
Тщательно проработав мелодию первой части пьесы, нужно начинать работу над мелодической линией в арпеджированных аккордах средней и последней, третьей частях. Здесь пальцевое легато сочетается с трудным приемом – проведением связной мелодии крайними четвертыми и пятыми пальцами при помощи педали и связующих движений кисти и локтя.
Педаль имеет большое значение в работе над кантиленой. Умело пользуясь педалью, пианист находит тембр, колорит звучания, создает гармонический фон мелодии.
Если мы нажмем на правую педаль – мы вдохнем в звук «жизнь». В этом основное значение запаздывающей педали.
Это трудная, кропотливая работа, требующая большой организованности, настроенности слуха и мобилизации внимания на мышечных ощущениях. Аккордовое изложение мелодии, когда она спрятана в верхнем звуке аккорда – особая трудность для учащихся, она часто «тонет» в аккорде, не получается рельефного звучания мелодической линии.
Чтобы при игре на фортепиано пьес, подобных «Сказанию», мелодия звучала певуче, крайне необходима столь же тщательная работа над аккомпанементом. Аккомпанемент должен звучать здесь тихо и ровно, лишь слегка усиливаясь на creschendo и совсем затухая на diminuendo. В тех местах, где можно ясно услышать бас, играть его нужно глубоко, с наибольшим весом руки. Все последующие звуки гармонии, добавляясь к басу, как будто тонут в нем, продолжая свое существование в виде разложенного аккорда, звучащего на педали.
Аккомпанемент должен быть выучен отдельно настолько хорошо, чтобы пальцы сами нащупывали нужные клавиши почти без зрительного контроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изложенные выше приемы работы над кантиленой являются основными в моей педагогической практике. Выразительное интонирование мелодии, темпо-ритмическая гибкость и динамическая выразительность, тонкое ощущение различных способов прикосновения к клавиатуре подчинены художественно-звуковой задаче освоения кантиленной музыки.
Работа над кантиленой предполагает максимальное обострение творческих музыкальных способностей и эмоциональное отношение к исполняемому музыкальному материалу.
Конечно, чем менее развит ученик, тем больше бывает всяких разговоров, разъяснений, тем тщательнее и настойчивее работа. Необходимо добиваться конкретного воплощения своих высказываний и внушений в звуке, фразе, нюансировке.
Практический показ педагогом особенностей исполнения произведений кантиленного характера является основным при обучении детей в классе фортепиано. Чем раньше учащийся осмыслит и представит себе образное содержание произведения, пути и приёмы работы над овладением звуковыми и техническими трудностями, тем плодотворнее будет развиваться его художественная и исполнительская самостоятельность.
В результате работы над произведениями кантиленного характера у детей развивается умение внимательно слушать свое исполнение, способность предслышать и воплощать необходимый звук, правильно анализировать и выбирать приемы работы над конкретными трудностями. Постепенно вырабатывается умение осмысленно исполнять музыкальные произведения через определение первоочередных музыкальных задач и постоянный контроль над качеством звучания.
Прослушивание аудиозаписей и просмотр видеоматериалов исполнения известных и выдающихся артистов способствуют более полному представлению ребенка об исполнении музыки кантиленного характера. Необходимым является объяснение педагогом умения хороших исполнителей находить для каждой мелодии соответствующий ее особенностям индивидуальный звук, умения творчески использовать градации его насыщенности, тембра, протяженности, применять грамотную артикуляцию.
Создаваемый художественный образ в кантилене зависит от способности исполнителя воссоздавать авторский замысел. Важно формулировать перед обучающимся цель – в работе над кантиленой необходимо прежде работать над мелодией, над звуком, и руководствоваться известным высказыванием Г.Г.Нейгауза: «Овладение звуком есть первая и важнейшая задача среди других фортепианных технических задач, которые должен разрешить пианист, ибо звук есть сама мелодия музыки: облагораживая и совершенствуя его, мы поднимаем самую музыку на большую высоту!»
ЛИТЕРАТУРА
1. Гольденвейзер А. Из бесед о музыкальном воспитании детей/А. Гольденвейзер. – М., 2003
2. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика/В. В. Крюкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
3. Милич Б. Е. Воспитание ученика-пианиста/Б. Е. Милич. – М.: Владос, 2001
4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры/Г. Г. Нейгауз. – М.: «Музыка», 2001
5. Потехина О. Работа над кантиленой в старших классах музыкальной школы/О. Потехина. – М., 2010
6. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста/Е. М. Тимакин. – М.: Советский композитор, 1989
7. Фейгин М. Мелодия и полифония в первые годы обучения фортепианной игре/М. Фейгин. – М., 2007
8. Интернет-ресурсы:
9. http://ext.spb.ru электронный журнал Экстернат РФ
10. http://as-sol.net Ассоль Все для музыкальной школы
11. http://infourok.ru Инфоурок
15. http://uchitelya.com Образовательный портал Учителя
16. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.