Работа над сочинением. Задание 27 в ЕГЭ по русскому языку

  • pptx
  • 28.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала работа над сочинением з. 27 егэ.pptx

Работа с текстом задание 27. Сочинение по тексту публицистического стиля

Афанасьева Марина Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №9 «Гармония» г. Горно-Алтайска»


- актуальность проблематики;
-политическая страстность и образность;
-острота и яркость изложения;
-формируют общественное мнение;
-воздействуют на чувства человека

2

Особенности публицистического текста

Актуальность

Актуальность проблемы исследования - это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе. Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.

3

Какие актуальные проблемы бывают
Природа (отношение к природе, умение видеть красоту в простом, влияние человека на природу) Детство (воспоминание, вера в чудеса, детское восприятие Война (патриотизм, героизм, подвиг, влияние на детей, воспоминание войны)

4

Проблемы:

Учитель   Родина (патриотизм) Русский язык (состояние русского языка, заимствования, язык – зеркало души) Память (историческая память, память о войне, тоска) Искусство и культура (роль искусства и культуры, слава, песня).

5




.

Проблема:

Музыка Наука и образование (познание, мудрость, воспитание) История (почему важно помнить, отношение к истории) Животные (собаки) Телевидение (информационные технологии, прогресс, реклама)

6

Проблема

Дружба  Профессия (ожидание-реальность, выбор профессии) Семья и традиции

7

8

отрицательные черты личности: Ограниченность, обывательство, ханжество, душевная пустота, человеческие пороки, равнодушие, подлость, эгоизм, Хорошие и плохие манеры, грубость, хамство, Неуверенность в себе Внутренняя и внешняя красота Смелость и трусость ( страх, героизм, подвиг) Смысл жизни (судьба)

Проблемы

9

Человек и общество (законы общества, антисоциальное поведение, поддержка окружающих) Проблемы общества (ориентиры подростков, потребительство, кто виноват, мы в ответе за детей, сиротство, отношение к инвалидам) Глобальные проблемы (насилие) Выбор (жизненного пути, морально-этический выбор, самореализация, призвание, истина, верность себе, нравственный долг)

10

труд  Деревня vs город (уничтожение деревень, переселение из деревень в город) Счастье (что такое счастье) Мама (отношение детей к матери) Одиночество (одинокая старость) Любовь (между мужчиной и женщиной, любовь женщины, любовь, нежность, ревность)

Структура сочинения

11

1.Вступление
2.Формулировка одной из проблем текста
3.Первый пример- иллюстрация с пояснением
4.Второй пример- иллюстрация с пояснением
5.Связь примеров и ее анализ
6. Авторская позиция
7. Личная позиция
8. Вывод

12

Во вступлении должен прозвучать первый критерий (К1) – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что именно об этом и размышляет (рассуждает) автор. 

Вступление

13



Во вступлении можно сформулировать проблему текста. В её основе лежит некое противоречие, конфликт, конфликтная ситуация (например, проблема отцов и детей; нравственного выбора человека в годы войны; роли искусства в сохранении исторической памяти и др.). Проблема – это предмет обсуждения, та основная мысль, ради которой автор написал свой текст.

14

Сформулируйте её в виде вопроса. К определению проблемы следует подходить самым серьёзным образом. От того, насколько верно вы это сделаете, будет зависеть всё ваше сочинение (и баллы, выставленные экспертом). В тексте обычно бывает несколько проблем, но вам достаточно сформулировать только одну. Сделать это вам помогут ключевые слова и предложения, которые можно подчеркнуть в самом тексте.

15

Каким может быть отношение автора поднятой им проблеме?

 

Позитивным (положительным)
Негативным (отрицательным)
Нейтральным Двойственным
Каким может быть настроение автора?
Ироничным Саркастичным
Грустным Радостным
Пессимистичным Оптимистичным

16

Указать смысловую связь между примерами означает её назвать:
«автор противопоставляет…», «писатель сравнивает…», «публицист объясняет…».
Проанализировать связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чём смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и так далее».

17

 

Например

18

Проблема

Указание на смысловую связь между примерами

Автор раскрывает проблему, противопоставляя двух героев…

1пример-иллюстрация

2 пример-иллюстрация

Анализ смысловой связи между примерами

С помощью противопоставления Феликс Кривин показывает жизненные итоги людей с противоположными взглядами на мир и своё место в нём. Нетрудно заметить, что симпатия писателя на стороне тех, кто идёт к поставленной цели.

Например

19

Проблема

В течение жизни человек часто сталкивается с нравственным выбором. Как же стоит поступать в этот момент? Такой вопрос задает Юрий Яковлевич Яковлев в предложенном для анализа тексте.

1пример-иллюстрация

Рассуждая о данной проблеме, автор рассказывает историю женщины, сына которой приговорили к казни за убийство часового. Она решилась «умолять» коменданта, который мог отменить принятое решение. В этот момент мужчина оказался перед нравственным выбором,…Тем самым автор показывает, что, совершая нравственный выбор, необходимо оставаться человеком, понимать положение других людей.

Например

20

Проблема

2 пример-иллюстрация

Однако и главная героиня оказалась, как пишет автор, «на грани страшного предательства». Учительница поняла, что, спасая сына, она предает и самого юношу, и его товарищей, которые были ее учениками: «я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне,. ..
Поступок главной героини показывает, что в ситуации нравственного выбора решение, которое кажется единственно верным, может оказаться ошибочным. В такие моменты и проявляется нравственность человека.

Например

21

Проблема

Анализ смысловой связки

Эти примеры дополняют друг друга и показывают всю тяжесть принятия решений в нравственных вопросах.

Например

22

Проблема

Вступление

В течение жизни человек часто сталкивается с нравственным выбором. Как же стоит поступать в этот момент? Такой вопрос задает Юрий Яковлевич Яковлев в предложенном для анализа тексте.

Например

23

Проблема

Авторская позиция

Авторская позиция такова: насколько бы тяжелым ни был выбор, важно принимать во внимание все, что связано с ним, и в первую очередь быть человеком. Этим и необходимо руководствоваться в таких ситуациях.

Моё мнение

24

Действительно, нельзя не согласиться с автором. Нравственный выбор всегда подразумевает принятие сложного решения. Но оно никогда не будет верным для всех. Это связано с тем, что у людей разные взгляды на те или иные вопросы нравственности. Этим же и вызвана вся тяжесть принятия таких решений, ведь не все может оказаться допустимым для других людей. Поэтому необходимо принимать во внимание все, что связано с данной ситуацией. В этом случае принятое решение может быть верным для максимального количества людей.

Вывод

25

Таким образом, все в жизни сталкиваются с нравственным выбором, но не каждый человек способен принять верное для себя решение.

Если примеры дополняют

26

Второй из приведенных примеров дополняет первый, помогая автору показать, что мечта человека играет важную роль в исследовании вселенной. Чья-то идея способна стать «предвестником будущего» в освоении космоса, а чья-то – только причиной, рождающей интерес к освоению межпланетного пространства.

Если примеры имеют важные детали

27

По мере повествования автор детализирует образ наводчика, раскрывает его чувства. Благодаря дополняющим друг друга примерам, читатель осознает, кто такой настоящий герой и кого можно так назвать.

Причинно-следственные связи

28

Рассмотрим этот вид связи на уровне предложений:
Сегодня дождь, следовательно, нужно взять зонт. Отношения следствия (справа перечислены слова, которые помогают выразить эти отношения). Но стоит поменять части высказывания местами, отношения следствия превращается в отношения причины: я взяла зонт, потому что …

29

Причинно-следственная связь

Если видим в тексте причинно-следственную часть, то, как правило,  есть то, что изменилось
Значит, есть антитеза (1-й пример) и рассказ автора о чьих-то действиях, которые и привели к этим изменениям (2-й пример). 

30

Внимание!
Текст, который мы пишем должен быть САМОДОСТАТОЧНЫМ, то есть любой читающий должен всё понять только из нашего текста. В этом случае перед рассказом о поступке Селивана понадобится кратко (очень кратко!) ввести читателя в курс дела – рассказать о вынужденном ночлеге и о пропаже шкатулки. 

Смысловая связь между примерами (клише)

1. Детализация  (Можно ли привести подробности? Какие?) ... так, например, ...  ... укажем детали ...

31

Следствие

Указание на следствие (Как это может сказаться на...? Из чего это следует? Что с этим связано?) ... вот почему ...

32

Смысловая связь между примерами

.

33

2. Подтверждение (Как это подтверждается автором?) в подтверждение этих мыслей автора ...

3. Объяснение (Почему? Чем это можно объяснить?) ... автор объясняет это тем, что  ... объясняется это тем, что ...

34








35

4.Определение (Что обозначает это слово?) ... это слово автор понимает по-своему ...значение этого слова определяет...4

5. Аналогия (На что это похоже?) ... как и ... здесь прослеживается  (обнаруживается) ...

36

37

6. Выделение (Что здесь главное? Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь?) автор текста фиксирует внимание... автор текста обращает наше внимание на...

7. Сопоставление и противопоставление (С чем это сравнивается? Чему это противопоставлено?) .. сравним ... ... автор противопоставляет ...  ... автор сравнивает ...

Рассмотрим примеры

38

39

40

41

Частые ошибки в сочинении

Нельзя:
1. Повторять одни и те же или однокоренные слова в соседних предложениях.
Когда работа выполнена на черновике, подчеркните в сочинении все повторяющиеся слова. Даже те, которые попались всего несколько раз. Если какое-то слово встречается чаще, чем один раз в абзаце (или чаще двух-трех раз в сочинении), используйте синонимы

42

Нельзя:

2. Менять время или вид глаголов
Еще одна очень частая, но неочевидная ошибка в сочинении ЕГЭ когда  «прыгает» время. Проверяйте, не употребляете ли Вы глаголы то в настоящем, то в прошедшем времени, то в совершенном, то в несовершенном виде.

43

Нельзя:

3. Якать
Формулировки вроде «я считаю…», «я думаю», «теперь-то мы поняли» и т.д. не являются ошибочными, но они не совсем приличны. Лучше заменяйте их на предл. без действующего лица: «можно считать», «из этого примера следует», «можно сделать вывод, что» и т.д.

44

Нельзя:

4. Допускать грамматические ошибки
Совет очевидный, но будет полезно еще раз обратить на него внимание. В ЕГЭ по русскому языку соблюдение орфографии оценивается от 0 до 3 баллов, пунктуации – от 0 до 3 баллов, грамматики – от 0 до 2 баллов, речевых норм – от 0 до 2 баллов. Т.е. Вы только на грамотности в сочинении можете потерять 10 баллов – это 1\6 от баллов за весь экзамен.

45

Нельзя:

5. Использовать грубо или высоко окрашенной лексики
Выбирайте нейтральные слова. Отсутствие как высоких, книжных слов («ибо», «дабы») и архаизмов («я сейчас всю правду возвещу«), так и низких – жаргона, сленга, просторечия, диалектизмов – это сохранение чистоты стиля. Не употребляйте их, если они, конечно, не являются цитатой.

46

Нельзя:

6. Нарушать формат
Вам хочется полета и свободного высказывания. Помните, что где полет, там возможно и падение. Рамки – это Ваша страховка, которая призвана помогать, а не ограничивать. Если сказано, что ЕГЭ по русскому строится в формате «вступление – постановка проблемы – комментарий – выявление авторской позиции – оценка позиции – аргументация – заключение», то так и стройте сочинение. 

47

Нельзя:

7. Употреблять оценочные наречия типа «достаточно», «довольно»
«Онегин был достаточно образован», «Маргарита была довольно решительна» – эти наречия не несут смысловой нагрузки и показывают только то, что Вы не уверены в своих суждениях.

48

Нельзя:

8. Лить воду и отступать от темы
Сочинения в ЕГЭ не такие уж и большие по объему. Отвечайте четко, не отвлекайтесь на обсуждение деталей, которые не важны, и второстепенных вопросов. Выражайте позицию сдержанно, но определенно.

49

Нельзя:

50

9. Грешить гиперболами и чрезмерными восторгами
«Лермонтов, будучи тонким лириком и талантливым прозаиком, в прекрасном романе «Герой нашего времени» превосходно описал отталкивающий, ущербный человеческий тип» – в этой фразе все чрезмерно..

Нельзя:

10. Сохранять слова, факты и конструкции, в которых сомневаетесь
Если не помните, как пишется слово, найдите синоним. Если не уверены в знаке препинания, перестройте предложение. Если сомневаетесь в факте, опустите его. Забыли точный год похода князя Игоря на половцев? Говорите: «в XII веке». Или вообще не упоминайте о времени.

51

Нельзя:

11. Цитировать неправильно
Посмотрите заранее, как оформляются цитаты. Обратите внимание, что цитата не должна быть длинной, что середину предложения с большой буквы не начинают, а запятой цитату не заканчивают, что можно часть цитируемого текста заменить многоточием, чтобы цитата не оказалась громоздкой, и т.д.

52

Нельзя:

12. Пересказывать текст
Пример частой ошибки в сочинении ЕГЭ по русскому языку, когда вместо рассуждения на основе текста, его начинают подробно пересказывать. Львиную долю сочинения должны занимать Ваши мысли, которые следует подкреплять короткими цитатами, деталями и фактами из текста.

53