Справка педагога-психолога Павленко И.А. по работе с неуспевающими учащимися начальной школы по итогам 1 четверти 2024-2025 уч. года
Психолого-педагогическая
работа с неуспевающими учащимися проводится по итогам каждой учебной четверти.
Вся работа ведется совместными усилиями заместителя директора по УВР, классных
руководителей, социального педагога и педагога-психолога.
В 1 четверти не аттестованными по ряду предметов являются следующие учащиеся:
1.
2.
3.
Основными причинами трудностей в обучении
являются:
- Слабые процессы памяти, мышления, слабая
концентрация внимания.
- Несформированность функций самоконтроля и
умения действовать по правилам.
- Низкий уровень учебной мотивации, преобладание
игровых мотивов в учебной деятельности.
- Быстрая утомляемость.
- Низкая самооценка, неуверенность в собственных
силах.
- Педагогическая запущенность в семейном
воспитании.
Работа педагога-психолога проводится в четыре
этапа:
1 этап. Установление психологического контакта, эмоциональной связи с ребенком – через диалог (индивидуальные беседы).
2 этап. Диагностическая работа – включает в себя диагностику психоэмоционального и интеллектуального развития учащихся. Определения типа трудностей обучения:
- Изучение мотивов учебной деятельности неуспевающих
учащихся.
- Диагностика школьной тревожности учащихся.
- Изучение интеллектуального развития школьников
(мышление, память, внимание, восприятие).
Работа педагога-психолога начинается с
обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом учащемся, которые
помогают наметить коррекционно-развивающую деятельность.
Средствами работы психолога являются тестовые методики, беседа,
наблюдение. Подбор тестовых методов диагностики для учащихся начальной школы:
Познавательная сфера |
Личностная сфера |
· Оценка распределения и объема внимания (таблицы Шульте); · Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона); · Методика «Графический диктант» для исследования ориентации в пространстве Д.Б.Эльконина; · Методика "Заучивание 10 слов" А.Р.Лурии; · Методика для определения уровня умственного развития Э.Ф.Замбицявичене; |
· Определение уровня школьной мотивации Н.Г. Лусканова; · Методика диагностики уровня школьной тревожности Р.Тэмлл, М. Дорки, В.Амен; · Методика «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур); · Социометрия Дж. Морено; · Карта наблюдений; · Методика «Беседа о школе» |
Недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка – это основная причина неуспеваемости по результатам проведенной диагностики. Прежде всего, у школьников в недостаточной степени развит процесс мышления (в сочетании с процессами памяти и внимания). Слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где необходимо использовать логическую память тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты.
Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей.
3
этап.
Аналитическая работа. Заполнение карт
психологического обследования, составление психологических характеристик на
неуспевающих учащихся.
Рекомендации для педагогов:
· Прежде всего, необходимо выработать адекватное отношение учителей, родителей и самих учащихся к указанной проблеме. В этом могут помочь специальные консультации, беседы, тренинги, педагогическая и психологическая литература.
· Не следует проявлять типичную психологическую защиту: «Я больше не могу ничего сделать, ребенок достиг своего потолка». Ресурсы детской психики огромны – известны случаи успешного обучения слепоглухонемых, детей с синдромом Дауна.
· При работе с неуспевающими детьми нельзя ориентироваться только на недостатки и дефекты. У каждого без исключения ребенка, помимо слабых, есть и сильные стороны. На них и необходимо опираться в процессе коррекционной работы. Именно в этом направлении происходят самые эффективные сдвиги.
· Применение перечисленных выше мер является непременным условием эффективной борьбы с неуспеваемостью, а также ведет к росту психологической компетентности педагогов и родителей.
4 этап. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
Данный этап включает в себя следующие задачи:
Помощь учащимся в разрешении психотравмирующих ситуаций; формирование
положительных взаимоотношений ребенка с коллективом; формирование и стимуляция
интеллектуальных процессов. Основное внимание уделяется развитию
интеллектуальной сферы. Здесь применяются различные приемы на развитие
внимания, памяти, мыслительной деятельности, упражнения на расширение кругозора
– обсуждение с учащимися прочитанных книг, учащиеся учатся рассуждать, делать
выводы.
Педагогом-психологом
проводится коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие
познавательной и эмоционально-личностной сферы обучающихся «Уроки
психологического развития».
Большая работа проводится по коррекции
тревожности и застенчивости, так как нередко причиной трудностей в обучении
выступает чрезмерная тревожность и застенчивость школьников, здесь работа
педагога-психолога ведется в 3 направлениях:
- Обучение школьников приемам и методам
овладения своим волнением.
- Формирование у учащихся необходимых знаний,
умений, навыков ведущих к повышению результативности учебной деятельности,
создание необходимого «запаса уверенности».
- Перестройка особенностей личности школьника,
его самооценки и мотивации.
Совместно педагогом - психологом и классным руководителем ведется работа с родителями неуспевающих детей, включающая консультации, беседы по их взаимодействию для выяснения причин неуспеваемости, для более успешного обучения детей в школе, для оказания профессионально-педагогической помощи родителям, для установления единых требований в семье и школе. Также некоторым из них было предложено прохождение ТПМПК для определения образовательного маршрута ребенка. … прошли ТПМПК и получили статус ребенка с ОВЗ. С родителями детей с низким уровнем познавательного развития так же были проведены консультации о необходимости прохождения детьми комиссии для определения дальнейшего образовательного маршрута. … проходят специалистов для дальнейшего посещения территориальной ПМПК.
Педагог-психолог Павленко И.А.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.