Министерство образования и науки Республики Бурятия
Бичурский район
МОУ Топкинская основная общеобразовательная школа
Районная научно – практическая конференция.
Номинация: экология.
«А в народе примечают…»
Выполнил:
Шульгин Лёня, 3 класс
Бичурский район,
с. Топка,
ул. Панова,
Тел: 58 – 6 - 05
Руководитель:
Смородникова Надежда Николаевна,
учитель начальных классов.
Тел: 58-6-14
2011
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………… 3
Основная часть
1. А в народе примечают…………………….……………………………………………...4
2. Наблюдение за муравейником ……………………..……………………………………4
3. Соотнесение данных с наблюдениями……………….……..…………………………...4
Заключение…………………………………………………………………………………….5
Список использованной литературы……………………………………………………….....6
Введение
Я люблю наблюдать за состоянием живой и неживой природы, сравнивать, искать причину наступивших сезонных изменений, находить связь, определять и фиксировать данные.
Моя бабушка знает много народных примет, по которым люди жили и живут по сей день, напримеА наука получила название «Фенология».
Основная цель: Развитие умения замечать происходящие в природе изменения, сравнивать их с народными приметами, научиться предсказывать погоду по местным признакам, выявлять особенности предстоящего сезона, так как знание фенологии особенно важно для людей, живущих в сельской местности.
Для осуществления этой цели я поставил перед собой задачи:
1. Поработать с приметой доступной для исследования;
2. Измерить муравейник перед
Методы исследования : наблюдение, сравнение;
Предмет исследования: муравейник;
Объект исследования: народная примета
Основная часть
1.А в народе примечают…
На уроках природоведения мы с 1 класса начинаем работу в дневниках наблюдения. В 1 классе мы отмечаем просто тепло или холодно, облачность и осадки. Делаем рисунки. И в этот же период начинаем собирать народные приметы и проверять их в действии. Со 2 класса мы усложнили работу и стали отмечать температуру воздуха, направление ветра. Вводим таблицы для записи обобщённых наблюдений за погодой, растениями, животными, трудом людей. Продолжаем работу с народными приметами. Так как мы сельские жители, знание такого опыта и материала нам жизненно необходимо. Сколько кормов для животных потребуется, как утеплить жилище , сколько нужно заготовить дров, когда высевать семена и многое другое, что помогает сельскому жителю перезимовать.
Девизом нашей работы мы решили взять народную пословицу «Не примечать, так хлебушка не ждать».
Народных примет очень много, но меня заинтересовали приметы связанные с муравьями. На уроках природоведения мы узнали много интересного и увлекательного об этих неутомимых тружениках ,и мне захотелось понаблюдать за ними, тем более что лес рядом. Первым моим исследованием было то, что по муравьиной куче можно определить стороны горизонта и это действительно оказалось так. Я спросил у бабушки, а какую примету , связанную с муравьями она знает. Бабушка рассказала мне, что по муравьиным кучам можно судить о предстоящей зиме « Большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму». Я рассказал об этой примете учителю . Мы решили всем классом понаблюдать за уже известным нам муравейником.
Первые измерения я сделал 10 октября 2009 года. Высота муравейника была 35см. Зима была бесснежная, но не очень холодная, самым морозным был февраль. Средняя температура составила (-33ْ ).В прошлом году высота муравейника составила 58см. Зима была суровая и продолжительная, много выпало снега. Средняя температура составила (-38ْ ) Запасенного на зиму сена многим не хватило .
Заключение
Изучив, я сделал такой вывод:
С древних времён человек живёт в тесном общении с природой. Она обеспечивает его жизнедеятельность. В природе, живой и неживой нет случайных вещей, всё закономерно, взаимосвязано. И задача каждого – знать закономерность её явлений, её растительный и животный мир, не разрушать природу, а помогать ей, извлекая из всех её проявлений полезное для себя. А познавать среду обитания помогут фенологические наблюдения. Но нельзя ориентироваться только на какое-то одно наблюдение, одну примету.
В следующей своей работе я хочу рассмотреть другие сезонные изменения, которые помогут мне и другим предсказывать погоду.
Берегите природу, заботьтесь о ней, и она отплатит вам тем же.
Список использованной литературы
1. Аквилёва Г.Н. «Наблюдения и опыты на уроках природоведения» М. 1998г.
2.Стрижев А. «календарь русской природы»- М.1981г.
3.Тугутова «Экскурсия в природу Бурятии» У- Удэ, Бэлиг 1998г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.