Работа с файлами данных

  • docx
  • 06.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

0.1. Работа с файлами данных
Иконка файла материала 99.docx

0.1. Работа с файлами данных

Мы пока знакомы с выводом данных только на экран, а со вводом - только с клавиатуры. Сейчас мы познакомимся с выводом данных в файл и со вводом из файла. Если вы еще не знакомы с понятием файла или каталога, прочтите приложение. Для определенности мы будем считать, что файл расположен на магнитном диске, хотя файл - достаточно общее понятие, которое может применяться к различным устройствам ввода, вывода и хранения информации.

В Паскале существует три типа файлов. Мы познакомимся с самым распространенным из них - текстовым файлом. Вам совершенно не обязательно знать, как физически устроен носитель, на который файл будет записываться. При работе с текстовым файлом удобно представлять, что носитель - не диск, состоящий из дорожек, а подобен листу бумаги или экрану монитора, файл же - это строки информации на этом листе или экране. Данные в текстовых файлах могут быть целыми или вещественными числами, символами, строками.

 

Задача: Записать слово ‘Азия’ и число 1998 на магнитный диск c: в текстовый файл с именем fedos, располагающийся в каталоге PASCAL.

 

Начнем с того, что придумаем файлу fedos псевдоним, которым мы будем пользоваться в программе. Пусть это будет fepas. Затем нам нужно объяснить Паскалю, что fepas - это текстовый файл, для чего мы начнем программу со строчки

Var fepas  :Text;

Раздел операторов начинаем с того, что объясняем Паскалю, какое настоящее имя соответствует псевдониму fepas:

Assign(fepas,   'c:\PASCAL\fedos');

Затем переместим магнитную головку в начало файла для записи информации в файл (откроем файл для записи):

Rewrite(fepas);

Теперь запишем в файл нужную информацию:

WriteLn(fepas, ‘Азия’);

WriteLn(fepas, 1998);

Поскольку мы не собираемся ничего больше писать в файл, то закрываем его для записи:

Close(fepas);

 

Вот программа целиком:

VAR fepas  :Text;

begin

     Assign(fepas,   'c:\PASCAL\fedos');

     Rewrite(fepas);

     WriteLn(fepas, ‘Азия’);

     WriteLn(fepas, 1998);

     Close(fepas);

END.

После выполнения программы вы обнаружите в файле fedos две строки:

Азия

1998

Если бы вы вместо WriteLn использовали Write, то строка была бы одна:

Азия1998

Если к моменту выполнения программы файл fedos не существовал, то процедура Rewrite создаст пустой файл с таким именем в указанном каталоге. Если существовал, то стирает его содержимое.

Если вы не хотите стирать содержимое файла, а просто хотите дописать что-нибудь в его конец, то процедура Rewrite вам не подойдет. Вам вместо нее нужно будет употребить процедуру Append. Вот ее вызов - Append(fepas).

Если вы знаете, какой каталог во время выполнения программы является текущим, и хотите, чтобы файл fedos был создан в текущем каталоге, вы можете записать просто

Assign(fepas,   'fedos')

Информация в наш файл может записываться только по порядку, последовательно. Мы не можем записать что-то сперва в начало файла, потом в конец, потом в середину. То же самое относится и к считыванию, о котором сейчас пойдет речь.

А теперь решим обратную задачу: В некоем файле fedos записаны строки. Вывести первую и третью из них на экран монитора.

VAR   fepas :Text;

          a,b,c  :String;         {Три переменные в оперативной памяти, в которые будут

                                       записаны первые три строки из файла}

begin

     Assign(fepas,   'c:\PASCAL\fedos');

     Reset(fepas);             {Переместим магнитную головку в начало файла для считывания

                                       информации из файла (откроем файл для считывания) }

     ReadLn (fepas, a);     {Читаем первую строку из файла}

     ReadLn (fepas, b);      {Читаем вторую строку из файла}

     ReadLn (fepas, c);           {Читаем третью строку из файла}

     Close(fepas);

     WriteLn(a);                 {Печатаем первую строку из файла}

     WriteLn(c);                 {Печатаем третью строку из файла}

END.

Как видите, для того, чтобы добраться до третьей строки, нам пришлось прочитать вторую.

Если третья строка числовая, то можно было бы описать переменную c, как числовую, а не строковую.

 

А теперь напишем программу, которая в цикле записывает в файл 10 строк, а затем для проверки их считывает.

VAR   f         :Text;

          a,b      :String;

          i         :Byte;

begin

     Assign(f,'c:\PASCAL\textik.txt');     {Обозначим файл textik.txt из каталога PASCAL именем f}

     Rewrite(f);                       {Переместим магнитную головку в начало файла для

                                            записи информации в файл (откроем файл)}

     WriteLn('Введите с клавиатуры 10 произвольных строк');

     for i:=1 to 10 do begin

          ReadLn(a);                 {Ввести с клавиатуры в оперативную память произвольную строку текста}

          WriteLn(f,a)                {Записать эту строку из оперативной памяти в файл}

     end;

     Close(f);                         {Закрываем файл для записи}

    

     WriteLn('А теперь посмотрим, что мы записали в файл:');

     Reset(f);                         {Переместим магнитную головку в начало файла для

                                            считывания информации из файла (откроем файл)}

     for i:=1 to 10 do begin

          ReadLn(f,b);               {Переслать из файла в оперативную память строку текста}

          WriteLn(b)                  {Послать эту строку из оперативн.памяти на монитор}

     end;

     Close(f);                         {Закрываем файл для чтения}

end.

Если вы хотите прочесть текстовый файл, но не знаете, сколько там строк, то вам нужно какое-то средство, чтобы компьютер определил, когда заканчивается файл. Это средство - функция EOF (сокращение от end of file – «конец файла»). Вот фрагмент, решающий дело:

while  NOT    EOF(fepas)                do        ...  ReadLn(fepas, ....)

              пока    нет     конца файла fepas     делай   …

Задание 126:  “База данных ваших школьных оценок”.    Вы завели файл, в который записываете свои школьные оценки. Каждый раз, получив оценку, вы дописываете в файл оценку и предмет, по которому оценка получена. Создайте 4 программы:

1)    Для дозаписи в конец файла очередной оценки и предмета.

2)    Для вывода на экран всего файла.

3)    Для вывода на экран всех отметок по заданному предмету. (Для определенности договоримся, что больше 1000 оценок в год вы не получите.)

4)    Для определения, сколько было по заданному предмету таких-то оценок (скажем, троек).

Оформите каждую из четырех программ, как процедуру, и создайте единую программу - “Систему управления базой данных”, которая начинает работу с вопроса: “Чем будем заниматься - дозаписывать, выводить весь файл ...?” и в зависимости от ответа запускает одну из четырех процедур.

Задание 127:  Вы можете помочь адмиралу из 12.13 и организовать чтение из файла всей нужной информации о подлодках.

Задание 128:  Многие компьютерные игры позволяют “сохраняться”, то есть в любой момент игры при нажатии определенной клавиши записывать в файл все данные об этом моменте, чтобы в следующий раз, когда вы сядете играть, начинать не сначала, а с того момента, в который вы записались. В игре “Торпедная атака” организуйте при нажатии на клавишу S сохранение, то есть запись в файл имени игрока, уровня игры, количества выстрелов и количества попаданий. А при запуске игра должна спрашивать, будем ли возобновлять сохраненную игру или начинать новую.


 

Скачано с www.znanio.ru