Работа с младшими дошкольниками, имеющими интеллектуальные нарушения
Оценка 4.9

Работа с младшими дошкольниками, имеющими интеллектуальные нарушения

Оценка 4.9
docx
26.03.2024
Работа с младшими дошкольниками, имеющими интеллектуальные нарушения
Рекомендации для воспитателей в работе с "особыми" детьми
Рекомендации для воспитателей Ребенок с нарушением интеллекта.docx

Активизация познавательной деятельности.

 

Различение предметов по цвету, величине.

Игры с различными звучащими предметами (погремушками, губными гармошками, барабаном, свистульками)

Соотнесение звуков с предметами (кошка – «мяу»,

собака –«гав» и т.д.)

Построение смысловых рядов из серий предметных картинок с обоснованием выбора, например: «Чем ты будешь кушать кашу? Что оденешь на ножки на улицу?

На чем будешь спать? и т.д.

 

Пальчиковая гимнастика для развития

мелкой моторики.

 

Одним из нарушений, встречающихся у «особых детей», является нарушение мелкой моторики пальцев рук (в данном конкретном случае, у ребенка порез левой верхней конечности).

При этом ребенку трудно выполнять точные целенаправленные движения. Наблюдается эффект замещения, т.е. правая конечность становиться ведущей. Помочь скорегировать  данный недостаток поможет пальчиковая гимнастика. Механизм действия метода заключается в том, что часто выполняемые движения пальцами «запоминаются» нервной системой ребенка, вследствие чего наблюдается компенсаторный эффект.

    Пальчиковая гимнастика может включать:

Упр 1. Пересчитывание пальцев.  Сложить руку в кулак, а затем выпрямлять по 1 пальцу и считать их вслух. Затем нужно обратно сгибать пальцы,  пересчитывая их.

Упр 2. Ребенок должен растопырить пальцы обеих ладоней и поставить их друг перед другом так, чтобы соприкасались между собой только подушечки пальцев. Затем ему нужно сводить ладони вместе, чтобы они также соприкасались, а после этого возвращаться к исходному положению.

 Упр 3. Сжимать руки в кулаки, а потом выпрямлять пальцы и растопыривать их, повторяя данные действия несколько раз.

Развитию мелкой моторики пальцев рук так же способствуют занятия с пластилином, пуговками, камешками.

 

Большое внимание уделяйте обучению ребенка действиям с предметами.

Нужно учить захвату предметов, отличающихся по величине, весу. Перекладывать их с одного места на другое, катание мяча от вас к ребенку и обратно, переносу игрушек на определенное расстояние. Учить  брать мелкие предметы и класть их в банки или коробки. Предметы быть из разного материала: резины, пластмассы, дерева и др. для того чтобы ребенок учился ощущать и выделять свойства предметов (твердый, мягкий, гладкий, шероховатый), учить перекладывать предметы из одной руки в другую. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для педагогов 

 

 

Работа с детьми 
младшего дошкольного
возраста, имеющими 
интеллектуальные нарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила педагог-психолог Макушина Ю.Н.

 

Умственная отсталость или олигофрения - одно из самых распространенных нарушений психического развития. Это врожденное или приобретенное до трех лет общее недоразвитие, при котором страдают все стороны познавательной сферы, психическая деятельность.

От возрастной нормы отстают интеллект, память, внимание, мышление, воображение, речь, игра, социальные навыки, система мотивов и ценностей.

Умственно отсталые дети требуют особого такта и терпения педагога. С ними трудно работать, потому что они реагируют иначе, чем нормотипичные дети. Застревают в каком-либо состоянии или становятся гиперактивными, отвлекаются или раздражаются во время монотонных занятий, активны в подвижных играх и при виде новых игрушек. Не контролируют свое поведение и не отвечают за свои поступки. Плохо обучаемы, требуют повторения элементарных действия для закрепления материала, большего количества времени для его выполнения.

 

Правила при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

 

*      Все занятия должны проходить в игровой форме. Играть с ребенком нужно в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь. Не навязывайте ребенку ту деятельность, которую он отказывается выполнять.

*      На занятиях с ребенком обязательно должны применяться наглядные средства.  Показывая ребенку, как выполнять то или иное задание,  вместе с ним повторяйте необходимые действия, в результате чего у него выработаются несложные умения и навыки.

*      Главное в воспитании «особых детей» – это формирование привычек. Например: учить его складывать предметы в определенное место, учить собирать за собой разбросанные игрушки, мыть руки перед едой и т.д. Только систематически предъявляемые требования к ребенку помогут воспитать у положительные привычки.

*      Занимаясь с ребенком коррекционно-развивающей деятельностью, помните, что каждое следующее задание должно отличаться от предыдущего пусть с небольшой, но увеличенной степенью трудности. Часто с такими детьми нужно действовать по алгоритму.

*      Постоянно хвалите его, даже за малейшее усердие, поддерживайте любую его инициативу.

 

Игры для развития двигательной сферы

и пространственной ориентировки.

«Поздоровайся с мишкой»
Выложите дорожку или начертите мелом две параллельные линии. В конце дорожки усадите плюшевого мишку. Предложите пойти в гости, и поздороваться с ним, а уходя, попрощаться и помахать рукой. Учите ребенка ходить по прямой.

«Помоги зверятам»
Расскажите ребенку, что у зверят нет домика. Зверята хотели бы построить домик, но кирпичики лежат в другом месте. «Помоги зверятам перевезти кирпичики для их домика». Ребенок берет кирпичик и переносит на другой конец дорожки, пока они не закончатся.

«Собери грибки»

По группе разбросайте предметы (грибки, орешки, поролоновые шарики и др.). Предложите ребенку собрать все в корзину или коробку. Собирая игрушки, ребенок приседает и поднимается, переходит из одной части комнаты в другую.

«Деревце»
Вы просите ребенка присесть и говорите: «Получилось маленькое деревце. А теперь деревце растет, выросло большое дерево. Ребенок  поднимается на носки, тянет руки вверх.

 

Дидактические игры для детей

с «особыми» потребностями.

    

Игры с картинками – детям предлагают набор картинок и просят выбрать из них животных, машины, птиц и так далее.

Игры со звуками животных – ребенку показывают ряд картинок с изображениями животных и просят продемонстрировать, какие звуки издает каждое из них.

Игры, способствующие развитию мелкой моторики рук – крупная мозайка, не сложная шнуровка, различные игры-сортеры (на цвет, форму, предметы).


 

Активизация познавательной деятельности

Активизация познавательной деятельности

Умственная отсталость или олигофрения - одно из самых распространенных нарушений психического развития

Умственная отсталость или олигофрения - одно из самых распространенных нарушений психического развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2024